Старый замок22 читателя тэги

Автор: Арабелла

Компаньонки


(превью)

В ряде книг можно встретить такой интересный социальный элемент, как компаньонки. Она могла быть пожилой, или молодой, серенькой мышкой, стеснённой в средствах. И не прислуга, и не член семьи.

скрытый текстКомпаньонки были не прихотью, а, своего рода, необходимостью благородных дам викторианской Англии. Некоторые вещи были невозможны без сопровождающей - принимать у себя мужчину тет-а-тет было верхом неприличия (слуги не считались), например. Путешествия и даже посещения врача должны были совершаться в обществе компаньонки или родственницы.

Женщина могла просто-напросто вести более социальную жизнь, если у неё была компаньонка, ну и опять же — вдвоём не так одиноко.
Веселья в те времена для незамужней девушки было немного: в основном сидеть дома, бесконечно шить и читать. А вторая женщина просто разбавляла однообразные дни настольными играми да беседами. А если, к примеру, вдова, спустя приличное время после смерти мужа, хотела снова выйти замуж, то компаньонка была гарантом репутации невесты. Она практически давала своим присутствием возможность легально присутствовать в доме мужчине, чтобы хозяйка могла наладить более тесные отношения, пофлиртовать, в конце концов.

Компаньонка не была прислугой, она жила в комнате, которая была расположена в семейной части дома, сидела за столом вместе с хозяйкой и могла приказывать слугам. Она была что-то вроде родственницы, только финансовое состояние было неравным. В компаньонки шли чаще всего именно чтобы решить насущные проблемы. В силу самых разных обстоятельств женщина благородного происхождения могла оказаться без средств к существованию, а возможности заработать в те года практически не было. Да, можно было пойти в гувернантки, но это была серьёзная нагрузка, особенно если женщина была уже в возрасте. Кто-то мог возглавить частную школу для девочек, но таких вакансий было крайне немного.

А был вариант пойти в компаньонки и вести, внешне ничем не отличную от положенной, жизнь. Что требовалось от компаньонки по негласному трудовому договору: сопровождать хозяйку во время поездок и визитов, быть при ней дома, организовывать досуг — совместные занятия, помощь в организации работы слуг, вести увлекательные беседы, принимать гостей вместе с хозяйкой дома.

Можно ли считать эту жизнь счастливой? Все зависело от готовности женщины принять обстоятельства жизни. Да и от хозяйки многое зависело: кто-то спокойно жил при обеспеченной вдове, путешествуя и радуясь размеренной жизни в хорошем доме. Также им полагалась небольшая плата. А некоторые ощущали только несбывшиеся мечты, невозможность почувствовать себя полноправной хозяйкой того богатства, к которому у них вроде бы есть доступ, а в то же время и нет. Ощущение несправедливости преследовало многих компаньонок и кто знает, многое ли в романах Агаты Кристи, где компаньонки "помогали" своим благодетельницам поскорее уйти из жизни, было выдумкой.

Этот обычай просуществовал в Англии до середины 20 века, а после Второй мировой войны многие одинокие женщины, потерявшие пассивный доход от состояния в банках, искали себе крышу над головой как раз в статусе компаньонок. Вот только нанимательницы тоже не могли себе позволить прежний образ жизни, ну разве что им не грозила нищета. Однако, принять в своём доме женщину, отчаянно нуждающуюся в средствах и доме, было хорошей платой за избавление от тотального одиночества.

Отсюда


(превью)

Сарум

Пишет Шано:

Оригинал взят у в Старый Сарум (Old Sarum)



(превью)

Увидев это фото в интернете я сразу решил, что попытаюсь узнать что это за место и останки какого замка (или не замка) тут были. Уж очень эффектное все смотрится местность и воображение живо рисует что же тут могло быть..

На самом деле оказалось, что это только часть общей картины ...

скрытый текст
Фото 2.



Практически не сохранившийся город в графстве Уилтшир - Старый Сарум, стал одним из самых известных полностью опустевших и заброшенных городов Англии. Расположение ОлдСарума именно в этом месте на самом деле не случайно. Его знаковость в том, что именно здесь сходятся четыре дороги, которые были построены еще древними римлянами. одна из дорог лежит на мистической лей-линии, которая соединяет знаменитый Стоунхедж и Клирбери. Эту линию открыл сэр Норман Локьер

Фото 3.



Старый Сарум (Old Sarum) - место, где ранее располагалось селение Солсбери, Англия. Здесь обнаружены свидетельства человеческого поселения, относящегося к 3000 году до нашей эры. Старый Сарум упоминается в некоторых самых ранних летописях страны. Он расположен на холме на расстоянии примерно две мили к северу от современного Солсбери.

Старый Сарум первоначально был крепостью на холме, стратегически расположенной на пересечении двух торговых путей и реки Эвон, Гемпшир. Крепость имеет форму широкого овала. Насчитывая 400 метров в длину и 365 метров в ширину, она обнесена валом и рвом с входом на восточной стороне. Как бы то ни было, к 19 веку деревня была официально признана необитаемой, хотя и сохранила формальное представление в парламенте, что делало ее пользующейся самой дурной славой из всех заброшенных городков, которые существовали до реформы 1832 года.

Сегодня она относится к английскому национальному наследию и открыта для доступа посетителей. Достопримечательность расположена на Кастл-роуд, в двух милях к северу от Солсбери, автострада A345.

Фото 4.


Найденные при археологических раскопках фрагменты грубых каменных инструментов позволяют предположить, что люди населяли вершину холма в Старом Саруме со времен неолита (около 3000 лет до нашей эры). Есть свидетельства того, что эту местность населяли племена древних охотников и, позже, древних земледельцев. Оборонительная крепость на холме была сооружена местными жителями в период железного века (около 500 лет до нашей эры) путем создания грандиозных валов и рвов, окружающих холм.

В этой же местности можно обнаружить множество других крепостей на холмах, относящихся к тому же периоду, например, Кольцо Фигсбери (Figsbury Ring) к востоку и Лагерь Веспасиана (Vespasian's Camp) к северу. Археолог сэр Р.С. Хоар описал это как "типичный город давно ушедших времен с несколькими курганами, расположенными рядом, характеризующийся соседством с двумя самыми крупными каменными кругами Англии, а именно Стоунхеджем и Эйвбери".

Фото 5.


Римляне, оккупировавшие Британию между 43 и 410 годами нашей эры, использовали эту местность как военное поселение, стратегически расположенное рядом с пересечением пяти важных дорог. Крепость на холме была отмечена на древнеримских картах под именем Сорвиодунум (Sorviodunum). Предполагается, что это название произошло от кельтского, означавшего 'крепость у тихой реки'.

Фото 6.


Загадочный курган состоит из оборонительной стены и двенадца­тиметрового вала, поднимающегося под углом более 45 градусов. Это место было завоевано сначала саксами, потом норманнами. Вильгельм Завоеватель выбрал его, и, видимо, не случайно, чтобы распустить здесь свои вой­ска, когда покорил страну спустя четыре года после сво­его вторжения в 1066 г.

Фото 7.


Замок с большим двором, окруженный деревьями, был построен около 1069 года, вскоре после периода нормандского завоевания, и город был переименован. В Книге страшного суда (земельной описи Англии, произведенной Вильгельмом Завоевателем) он именуется Сарисберия (Sarisburia), из этого названия произошли Сарум и Солсбери. В 1086 году Вильгельм Завоеватель созвал представителей духовенства, высшего дворянства, а также шерифов и рыцарей своих владений в Старый Сарум, чтобы те выплатили ему подати. Надо полагать, что вышеупомянутые страницы Книги страшного суда также были написаны в это время. Здесь были проведены и два других национальных совета: один - Вильямом Руфусом в 1096 году, другой - Генрихом I в 1116.

Строительство собора и дворца епископа велось между 1075 и 1092 годами, во времена епископа Осмунда. Как бы то ни было, всего через пять дней после освящения собора ураган разрушил крышу башни. И окончательное строительство собора произошло только при третьем епископе Старого Сарума, Роджере Солсберийском, канцлере короля Генриха I. Он также руководил строительством, в 1130-1139 годах, каменного королевского замка на склоне холма.

Представитель того времени, Питер из Блуа (1135-1203), описывал Старый Сарум как "бесплодный, засушливый и пустынный, открытый всем ветрам; а церковь, как пленница холма, на котором была построена, стоит как врата, закрытые Богом и ведущие в богохульный дом Ваала".
Упадок

Фото 8.


К 1219 году ограниченность пространства на вершине холма стала причиной беспокойства, тем более собор и замок располагались в тесном соседстве, а их главы - в постоянном противостоянии. Когда слуги епископа Пора были выгнаны за стены крепости слугами короля, Пор официально попросил о новом месте для собора.

Участок для строительства нового собора был освящен в этом же году, а в 1220 году епископ начал строительство на берегу Эвона. Вокруг этого места росло новое поселение, названное Новый Сарум - в настоящий момент оно носит название Солсбери (Salisberie). В 1217 году обитатели Старого Сарума разобрали свои дома и построили себе новые жилища из этих материалов. Итак, один город становился все более крупным и популярным, в то время как другой быстро приходил в упадок.
Фото 9.


Со времени правления Эдуарда II (14 век) Старый Сарум выбирал двух членов в Палату общин, несмотря на то, что уже к 17 веку там совсем не осталось жителей, обладающим правом голоса. Одним из членов Палаты общин в 18 веке был Вильям Питт старший. В 1831 году здесь числилось 11 жителей с правом голоса, причем все они были землевладельцами и не жили в городе. И это сделало Старый Сарум самым известным из всех заброшенных городишек. Реформа 1832 года окончательно лишила Старый Сарум избирательных прав.

Фото 10.

Сейчас курган входит в историческое наследие Англии и находится в свободном доступе для всех желающих.

Фото 11.


В 2014 году Ученые из Университета Саутгемптона, не производя раскопок, сумели составить подробный план города XI века. Для этого они использовали современные технологии сканирования почвы, которые включают магнитометрию, измерение электрического сопротивления почвы и использование георадара.

Археологические исследования на территории города ведутся давно, но лишь сейчас археологи получил масштабный план существовавших когда-то строений. Они увидели, где находились городские укрепления, а где городские площади, получили схему застройки жилых кварталов, узнали расположение имевшихся в Старом Саруме гончарных и кузнечных горнов.


Environment Agency/University of Southampton 2014

Фото 12.


Фото 13.


Фото 14.


Фото 15.


Фото 16.


Фото 17.


Фото 18.


Фото 19.


Фото 20.


Фото 21.


Фото 22.


Фото 23.




Фото 24.


Фото 25.


Фото 26.




источники
http://dostoyanieplaneti.ru/4496-taryj-arum-Old-Sarum
http://geolines.ru/research/research_896.html
http://netpulse.ru/info/890.html
http://miroved.com/countries/velikobritaniia/-uiltshir/places/staryi-sarum
http://polit.ru/news/2014/12/04/ps_sarum/
Еще некоторые интересные древности: вспомните, что это за Лалибела (Lalibela) - Храмы в земле и вот еще, то, что вы могли не знать о Сфинксе. Посмотрите зачем нужны Кяриз - отверстия в земле, а еще говорят, что воины с колонны Траяна: древняя фальсификация истории?


отсюда

Средневековый сад

Средневековый сад де Буа-Рише (Jardin Medieval de Bois Richeux)



Одна из старейших ферм во Франции.
Основанная во времена кельтов, посреди леса Карнут, она упоминалась в записях на протяжении всего средневековья, начиная с 12 века.

скрытый текстВ 1178 г. Хью де Бутиньи, лорд де Галлардон, отдал часть своих земель в Буа-Рише капитулу Шартрского собора.
Это была одна из первых укрепленных ферм с голубятней, которая сохранилась до сих пор.
Колодец в центре двора глубиной 68 м. был закрыт густым кустарником из соображений безопасности.



Во времена Каролингов на ферме работало ок. 500 крестьян. В средние века лорды Галлардон и Монфор л'Амори по возвращении из первого крестового похода возвели в Буа-Рише часовню. Позднее часовня была разрушена, сейчас на ее месте находится крытая аллея.

ALLEY.jpg

В 1679 г. ферму приобрела мадам де Ментенон, тайная вторая жена Людовика 14, бумаги были подписаны Лувуа от имени короля. В 1689 племянница мдам де Ментенон (у которой не было собственных детей), получила ферму в качестве приданого по случаю брака с герцогом де Ноай, и более трех столетий ферма оставалась юридически присоединенной к Шато де Ментенон.



Сегодня ферма является частной собственностью. Средневековый сад был восстановлен в 1996 г. по описаниям в архивах, датируемых 13 веком. Он разделен на три части. Собственно сад - с подстриженными живыми изгородями, также состоящими из растений, которые использовались в лекарственных целях. Ароматический сад - где выращивают растения, идущие на изготовление духов Bois Richeux 1178, и также есть огород, где можно найти съедобные овощи и травы.



источник




Женские монастыри Средневековой Англии: куда податься?

Hildegard of bingen and nuns (1)

Пишет MirrinMinttu:

Продолжая тему монастырей, того, кто туда шел и почему, и, главное, зачем? Тема длинноватая и не на один пост.

Начать следует с того, что история и дела женских монастырей очень долго игнорировались историками (мужчинами), потому что они как-то не соответствовали той шкале ценностей, которые установили мужчины. По-настоящему средневековые женские монастыри начала изучать, разумеется, женщина, Роберта Джилкрист.

Пути женского и мужского монашества начали расходиться в Англии только после 12-го века. До завоевания Англии норманнами, абедиссы ангосаксонских религиозных центров в Вессексе (Вилтон, Рамсей, Шафтесбери), были личностями очень высокого статуса, благодаря чему эти монастыри сохранили свое влияние через все Средние века.

скрытый текстВ Вилтонское аббатство была сослана на время жена Эдуарда Проповедника, Эдит, с которой он позднее помирился, поняв, очевидно, что ее семья – это ее семья, а Эдит ему не враг. В Вилтон была отправлена и другая Эдит, будущая жена Генриха I. В статье о Вилтоне определенно говорится, что ее заставила тетка-абедисса принять монашество, но позднее архиепископ Ансельм, расследовав случай и узнав, что девушка срывала с себя монашескую накидку и топтала ее всякий раз, когда рядом не было тетки, аннулировал монашеский обет Эдит, и она стала женой короля под именем Матильда Шотландская. Насильно в монахини было обращать запрещено. Возникает, конечно, обоснованное подозрение, сколько случаев остались неизвестными.

VFL.RU - ваш фотохостинг

Аббатство в Шафтсбери вообще было основано самим Альфредом Великим, и в нем был похоронен его сводный брат, Эдвард Мученик (который на самом деле измучал страну, за что и был отравлен, чтобы освободил трон более способному брату, но короли понимали значение красивых жестов). Говорят, при переноске его останков в аббатство исцелилось несколько человек, да и потом происходили всяческие чудеса. Только покойник-целитель попался аббатству беспокойный.

Через некоторое время королю Альфреду сообщили, что тень его брата каждую ночь блуждает по аббатству, на что тот велел останки перезахоронить в «святое место». Их нашли только в 1931-м году. А само аббатство было полностью разрушено по приказу Генриха VIII. Сейчас его вид можно представить только по печати аббатства.

VFL.RU - ваш фотохостинг

В аббатстве Рамсей были школа, больница, библиотека.

Для меня явилось новостью, что практически до самого 13-го века монастыри не делились четко на мужские и женские. Они были смешанными. Вернее, монахи и монахини работали вместе и над общими делами. Известна теснейшая дружба между Кристиной Меркуэйт, о которой я писала в предыдущем посте, и аббатом Олбени Джеффри де Горхамом. Заодно выяснилось, как Кристине удалось в таких сложных обстоятельствах постоять за себя и настоять на своем. Ее спрятал некий Роджер, дьякон из аббатства Олбени. В тот период у Кристины начались ее видения о Святой Деве и Иисусе. Можно почти не сомневаться, что Кристина и Джеффри были знакомы еще до того, как она стала монахиней, и очень вероятно, что ее решение стать монахиней объяснялось тем, что она хотела быть рядом с человеком, которого любила. Но это все романтические домыслы. На самом деле известно лишь то, что для Кристины в Меркуэйте было основано небольшое аббатство, которое финансировалось из аббатства в Олбени. Кстати, Джеффри де Горхам открыл при своем аббатстве первый в Англии лепрозорий.

VFL.RU - ваш фотохостинг

Еще более необычным кажется то, что монахам вовсе не возбранялось искать в сестрах по вере источники вдохновения и божественной любви. Да и сами сестры зачастую жили в городах просто полурелигиозными сообществами. Было бы наивным утверждать, что все отношения всегда оставались безгрешными. При самом горячем стремлении управлять своими плотскими желаниями, кому-то это удается, а кому-то нет. Довольно много средневековых миниатюр гривуазного содержания изображают монаха и монахиню, и слишком много сохранилось о них средневековых анекдотов.

В 13-м веке ситуация с женскими монастырями резко изменилась, и в этом оказался виноват не кто иной, как Франциск Ассизский.

Около 1209-го, Св. Клара, тогда еще Чиара Оффредучио, примкнула к его движению (он сам ее постриг в монахини), при обстоятельствах, которые очень напоминают историю Кристины Меркуэйт, но если в Англии норманны с первых дней ввели железную дисциплину и порядок и для своих, и для саксонов, то в Италии дело обстояло по-другому. Франциск устроил Клару, ее сестру и еще несколько женщин в Сен Дамиано за высокие стены, и там они остались навсегда, в безопасности, но совершенно изолированными от мира.

Очевидно, в Европе религиозные организации и их вожди к тому времени достаточно дозрели до мысли, что женщин безопаснее благотворить на расстоянии, потому что повсюду прокатилась волна, в результате которой монахини и полумонахини оказались за оградой, одетыми в черное.

До норманнов в Англии было всего около девяти женских монастырей. В следующие 50 лет было основано еще семь. Но вот за один только 12-й век монастырей появилось, как грибов в сезон: клюнийские, цистерианские, джилбертинские, августинские, госпитальерские, премонстрантские, фонтевральдинские, аррузианские, бенедиктинские.... Причем, единственно английскими из них были джилбертинские, а единственными, поддерживающими связь с Орденом, были только два клюнийских. Остальные представляли собой самые невообразимые женские комунны, организованные иногда экзотированными барышнями, иногда – амбициозными девами, кем угодно, одним словом, кто хотел организовать «сестринство», и умел найти для него источник материальной поддержки и покровителей. Например, группа женщин в Халивелле называла себя то грегорианками, то августинками – в зависимости от вкусов покровителей.

Отсюда

Монастырский стол

npxsyJPsxpA

Несмотря на скудность рациона и призывы к постоянной умеренности во всем, европейская монастырская кухня невольно оказалась колыбелью гастрономии. "К концу эпохи Меровингов монастыри, эти хранители гастрономических традиций (на самом деле, следовало бы сказать: того, что оставалось от галло-римской цивилизации), распространяются по всей Франции (и в других местах) и способствуют развитию кулинарии", - написано в гастрономическом словаре. Факт этот менее удивителен, чем кажется таковым.

скрытый текстМонахи были людьми, любившими хороший стол, а иначе как объяснить грозные запреты уставов и сборников обычаев (и также их нарушения)? С другой стороны, вынужденные соблюдать строгую диету, есть однообразную пищу и вместе с тем из желания отметить праздники особыми кушаньями, монахи совершенно естественно совершенствовали кулинарное искусство, изобретая блюда из тех немногих продуктов, какие были им разрешены (как поступали и мы во время войны); или же позволяли себе какое-нибудь лакомство по случаю Пасхи, Рождества, праздника святого основателя монастыря, по случаю дня рождения отца-настоятеля. В период нормандского завоевания Англии (1066) один из приоров Вестминстерского аббатства убедил братию отказаться от мяса и довольствоваться рыбой; однако хронист отмечает, что сей благочестивый порыв поддерживался исключительно изысканностью рыбных блюд. Одно из таких яств из мелко нарубленной сельди и хлебного мякиша носило название "Karpie", в котором слышится английское слово pie, обозначающее "пирог".

Подобного рода сообщения не оставляют ни малейшего повода усомниться в утонченности монастырской "гастрономии". Тем более когда в сборнике обычаев встречаешь рекомендацию, что пиво следует подавать не слишком теплым летом и не слишком холодным зимой, а соль в солонке надо сменить, если она отсырела. Подобная скрупулезность - верный признак хорошей кухни.
Другое подтверждение этого факта можно заметить в отношении к приготовлению бобов. Сами по себе бобы были столь заурядной едой, что приготовленное из них блюдо никак не могло претендовать на какие-либо изыски. Вместе с хлебом и вином они составляли основную пищу в Средние века и все же оставались предметом неустанных забот. Бобы имели право на особое благословение наряду с виноградом, суслом, новым хлебом. Эта повседневная пища пользовалась неустанным вниманием со стороны повара.

Вот средневековый текст, переведенный Ги де Валу, в котором показывается, насколько подробными были рекомендации по поводу того, как сделать это блюдо максимально "деликатным": "После того как монахи-повара вымыли руки и лицо и прочли три предписанные молитвы, они моют бобы в трех водах и затем ставят их вариться на огонь в котле с водой. Когда вода закипит и появится пена, ее надо снять шумовкой и удалить бобы, всплывшие вместе с пеной на поверхность, равно как и те, что прилипли ко дну котла, ибо не следует есть подгоревшие бобы".

Отсюда

Меню монахов

С течением веков в разных орденах и разных регионах меню претерпевает сильные изменения. Нужно также иметь в виду, что братия могла делать в этой области лишь свои первые шаги. Пионеры кулинарии довольствовались малым, своего рода поварской начальной подготовкой, осваивая достижения предшественников, и останавливались на этом. Кроме того, в разных монастырях меню зависит от праздников и времен года. Но, несмотря на такое разнообразие, любой монастырский режим питания задуман как система отказа, поста и воздержания. Всем известны "опыт и испытания отказом", без которых в жизни не бывает великих свершений.

Этот "опыт отказа" различен и многообразен. Он может выражаться в скудости рациона, состоящего из сухого хлеба и воды три раза в неделю, из простой и однообразной пищи, в полном отказе от жирной и мясной пищи, от завтрака, нарушающего пост, в том, что обедают в три-четыре часа во второй половине дня, тогда как монахи поднимаются в полночь, или же это единственная трапеза за целый день. Уместно отметить, что первые признаки послаблений всегда проявляются в режиме питания.

Главное блюдо, паек и легкая закуска.

По монастырским понятиям главным блюдом называется порция яиц (5-6 штук), вареный сыр, рыба, лук и прочее, предназначенное для одного монаха и подаваемое на одной тарелке. Паек (французское слово pitance, от латинского "pietas", "милосердие", "благочестие", поскольку эту еду зачастую предоставляли монахам светские ревнители благочестия) представлял собой дополнительную порцию, предназначавшуюся для двоих. Например, фунт (около 453,5 г) сыра, если это сырой сыр, или полфунта вареного и от 4 до 30 яиц. Паек не благословляется аббатом, как всякая прочая пища.

Монах, раздающий главные блюда и пайки, называется "питансье" или "апокризиарий". Микстум (mixtum), вкушаемый после утрени или вечери, состоит из хлеба и вина (или пива): четверть или фунт хлеба, пинта вина. Микстум предназначается для чтеца, работников на кухне, детей, больных, стариков, а также больных или раненых монахов.

Словом "жюстис" (justice, что по-французски означает "справедливость") называется сосуд, которым отмеряли вино для каждого. "Жюстис" аббата ежедневно мыл дежурный монах. Легкая закуска (collation), краюха хлеба и стакан вина, предназначается для монахов по вечерам в дни поста после чтения "Аналoгий" ("Collationes") Кассиана (по Уставу св. Бенедикта, XLII).

Трудно определить смысл слова "pulmentium". Чаще всего это каша из перловки, овсянки или бобовых. В книге «Dom Minestra» содержатся несколько рецептов монастырских minestre, первых блюд на основе бобов, чечевицы или земляной груши, капусты, спаржи или цикория, листовой свеклы или шпината, базилика и кервеля: суп по-бенедиктински, монастырский суп, монастырская чечевица, перловый суп по-францискански, бобовый суп братьев-рагузенов и многое другое.

отсюда

"Каша сытная монашеская"

Основа рецепта: стакан зерен и два стакана жидкости (воды и/или молока) на человека. Можно добавить больше жидкости для того, чтобы компенсировать испарение, возникающее в случае приготовления каши на "открытом" огне. Можно использовать сечку и раздавленные зерна, наиболее крупные ядра необходимо замочить на ночь, иначе их придется готовить слишком долго.

На 4-6 порций возьмите:
- 10-15 стаканов воды
- Два стакана "рубленых" зерен пшеницы. Предварительно замочите их на ночь, чтобы их не было так сложно жевать
- Два стакана ячменя
- Полную горсть пшеничной муки
- Горсть измельченных ядер орехов
- 3-4 столовых ложки меда
- Добрую порцию долек яблок, груш или...

1. Поместите пшеницу, муку и ячмень в котел. Залейте туда же 10 стаканов воды и поставьте котел на огонь.
2. Равномерно помешивайте кашу и снимайте котел, чтобы развеять жар. Если каша начинает чересчур густеть, добавьте в нее еще воды.
3. Примерно через полчаса добавьте мед, орехи и фрукты. Теперь кашу следует варить до тех пор, пока фрукты еще сочные, а каша уже достигла нужной консистенции. Это займет 15-30 минут.
4. Подавать кашу следует теплой, добавив холодных сливок при желании.

ссылка

Городская гарнизонная и привратная служба

Ded1ZEj4bKk

Небольшая компиляция источников по тому, как осуществлялась городская гарнизонная и привратная служба в 14-15 веке, Европа.

- Охрана башен, стен, прочих укреплений:

а) Каждый цех или гильдия по разнарядке городского совета … отвечал за состояние и оборону части городских укреплений.
б) Горожане, служившие в орденском войске, помимо несения охраны городских стен
в) Также из кнехтов (наемников) формировались отряды, служившие для охраны замковых стен.
г) Эти аусбюргеры должны во всех наших городах, деревнях и владениях … отбывать службу в замках, … а также у колодцев, лестниц.
д) Они должны также участвовать в несении сторожевой службы … когда наступает их очередь делать это и их к этому призывают. (Договор между городом Страсбургом и страсбургским епископом Иоанном III, 1368 г.)
е) В 1387 г. мы находим здесь … башенных сторожей …; в 1440 г. присоединяются … звонари, дозорщики … (Списки франкфуртских ремесленников и статистические данные по франкфуртскому ремеслу (1387 и 1440 гг.))
ж) Жители объединялись в отряды или по кварталам, или по профессиям. … Прежде всего они были обязаны … участвовать в … охране укреплений. Например, в Лондоне насчитывалось 24 сторожевых отряда; … в период войны каждый отряд под командованием своего олдермена защищал отдельный участок стены. (Контамин)

скрытый текст- Привратная стража:

а) Один из городских капитанов, … за взятку опустил мост и открыл ворота. … прежде чем достаточное количество нападавших вошло в город, городские колокола подняли тревогу.
б) В 1387 г. мы находим здесь … привратников, сторожей у городских ворот, … сторожа у городских застав … (Списки франкфуртских ремесленников и статистические данные по франкфуртскому ремеслу (1387 и 1440 гг.))
в) когда же крестьяне прибыли к замку Феллину с санями и мешками, то их впустили столько, со сколькими надеялись справиться. Тут немцы были уже на готове с оружием и всех в мешках покололи и подушили. (Руссов)
г) … такие вылазки представляли опасность и для самих осажденных, поскольку во время последующего преследования враг мог ворваться в город. Поэтому городским властям пришлось конфисковать ключи у слишком смелых привратных команд. (Нечитайлов)

- Караульные смены:

а) … королевские воины из двух хоругвей … по жребию, поочередно несли стражу, к вечеру дело дошло до сражения. (Длугош)
б) Всю следующую ночь возвращались ... королевские воины с пленными и добычей ... и сдавали пленных и вражеские знамена королю, в ту ночь бодрствовавшему и наблюдавшему за караулами... (Длугош)

- Охрана бомбард:

а)… когда рыцари трех хоругвей… несли стражу при бомбардах, вражеские рыцари, произведя вылазку из замка, пытались прорваться к месту охраны у бомбард. (Длугош)
б) … враги произвели вылазку из замка, напав на рыцарей земли Велюньской, которые не особенно старательно охраняли бомбарды; им удалось взять в плен одного начальника, многих они ранили и повредили несколько бомбард. (Длугош)
в) Еще немного позднее, когда такую же стражу несла хоругвь князя Мазовии Януша, бомбарда при своем откате ударила в стену сожженного в городе каменного дома; стена, отвалившись, раздавила своей тяжестью двадцать рыцарей, стоявших под ней. (Длугош)

- Укрепление и восстановление замковых, городских укреплений, рвов, валов и пр. оборонительных сооружений:

а) Они должны также участвовать в … устройстве рвов вместе с другими нашими людьми, когда наступает их очередь делать это и их к этому призывают. (Договор между городом Страсбургом и страсбургским епископом Иоанном III, 1368 г.)
б) Каждый цех или гильдия по разнарядке городского совета … отвечал за состояние … части городских укреплений.
в) Жители объединялись в отряды или по кварталам, или по профессиям. Прежде всего они были обязаны … участвовать в постройке, ремонте … укреплений. (Контамин)

- Патрулирование улиц, кварталов, дорог, местностей:

а) Жители объединялись в отряды или по кварталам, или по профессиям. Прежде всего они были обязаны обеспечивать общественный порядок в определенном округе... Например, в Лондоне насчитывалось 24 сторожевых отряда; если в мирное время они ограничивались лишь более или менее внимательными сторожевыми обходами… (Контамин)
б) Эти аусбюргеры должны во всех наших городах, деревнях и владениях, … отбывать службу … у колодцев, лестниц и дорог и т. д... (Договор между городом Страсбургом и страсбургским епископом Иоанном III, 1368 г.)

- Военная подготовка бойцов гарнизона, воинские упражнения:

а) Все способные носить оружие горожане обязывались проходить военную подготовку.
б) бюргеры объединялись в … стрелковые сообщества … устраивавшие … праздники, кульминацией которых являлось состязание по стрельбе в цель.

Отсюда

Разное историческое 2

Самостоятельная женщина. Средневековый Лондон

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Елизаветинский Лондон. Жилье

Английский город во второй половине XV века - фестивали и праздники

О том, как людей учили правильно вступать в брак в средневековой Англии

Kinver Edge Дом в скале

 

Разное историческое



Поскольку акк в ЖЖ я решила удалить, то понемногу перетащу все интересное сюда. И на дайрис.
Ссылками, т.к. у меня в основном были репосты, а тащить их сюда в виде текстов - год уйдет.

Историческое, биографическое

Цветочек маленький История правления королей Генриха II Плантагенета и Иоанна Безземельного
Из жизни Львов Биография короля Ричарда I Львиное Сердце
Белое королевство История Шотландии от начала времен до короля Роберта I Стюарта
Ангелы саксов История королевств англов в Британии
Нарушитель Робин Г. Робин Гуд и его "веселые ребята

Если кто-то хочет больше, по другим периодам, то здесь еще очень много

Тут

Пленники столетки
скрытый текстАнтуан Бургундский, герцог Брабанта, погиб по глупой случайности. В 1415 он попал в плен в битве при Азенкуре и стал одной из жертв резни пленников. Произошло так потому, что на нём было сюрко его герольда, надетое либо в спешке, либо сознательно с рассчётом снизить сумму возможного будущего выкупа. Англичане не распознали в нём птицу высокого полёта, а потому, когда в особо напряжённый момент был оглашён приказ прикончить пленников, герцог лишился жизни.

В 1429 при взятии Жаржо граф Саффолк посчитал ниже своего достоинства сдаваться в плен Гийому Рено, бывшему простым сквайром, а потому на месте посвятил того в рыцари.

В 1373 сэр Томас Перси, будущий граф Вустер, пообещал Карлу V не покидать свою тюрьму в Париже без разрешения. В случае нарушения клятвы он готов был один сразиться с четырьмя рыцарями, выступившими свидетелями его клятвы.

Во время всё того же штурма Жаржо французская солдатня воспылала, видимо, "классовой ненавистью" и решила перебить всех англичан, оказавшихся в плену у французских дворян. Поэтому графа Саффолка, его брата и ещё нескольких знатных пленников пришлось срочно перевезти в Орлеан.

Нормандский рыцарь Жиле де Луантрен был не самым везучим человеком. В первый раз он попал в плен к англичанам из гарнизона Данвиля в 1420, когда возвращался из рейда к месту службы в Мортань. Шесть месяцев он провёл в заточении, пока не собрал выкуп в 90 so (salut d'or) золотых солидов? . Освободившись, он поступил в гарнизон Сенонша и даже успел слегка поправить своё финансовое положение, пока в 1423 снова не попал в руки англичан, на этот раз из гарнизона Вернёя. Ему назначили такой же выкуп, который на этот раз собрать ему было просто не под силу. Чтобы избежать ожидания голодной смерти в тюрьме, он перешёл на английскую службу. Через восемь дней на пути из Лэгла, куда он сопроводил обоз с вином, его захватили французские солдаты из Ножана. На этот раз Луантрену грозила казнь за измену, но за него вступился капитан Сенонша, заявив, что измена была вынужденной. Так он снова оказался на французской стороне. Через некоторое время он попался англичанам из Бомениля, которые либо не знали про его похождения, либо закрыли на них глаза, назначив ему 40 so выкупа. Получив пропуск, Луантрен отправился на сбор денег. Лишь для того, чтобы вновь оказаться в руках английских солдат из гарнизона Вернёя. На этот раз его судили и приговорили к смерти. Но и этим история не закончилась. 15-летняя девушка попросила разрешения взять приговорённого к смерти в мужья. Казнь сначала отложили, а потом король объявил согласие на свадьбу и помилование.
Отсюда

Замок Ноттингем

Победителей не судят

dDRuerrlq2E

Победителей не судят: судебные поединки в Западной Европе

Отсюда

Обычно для того, чтобы подтвердить варварский характер судебных процессов Средневековья, вспоминают либо пытки, либо судебные поединки. Причем, если первые в общем-то до сих пор никуда не делись, а просто потеряли свой официальный статус, то вторые уже стали экзотикой седых веков, и потому вызывают интерес. Отношение к судебным поединкам в современности неоднозначное, с одной стороны их оценивают как проявление иррационализма и средневековой дикости, с другой это же так романтишшно, когда какой-нибудь Айвенго прискачет со своим копьем и как следует освободит прекрасную беззащитную деву от ложных обвинений. Давайте разбираться, что представляли из себя эти самые поединки в реальном судопроизводстве Средних Веков.

скрытый текстСчитается, что традиция разрешения юридической тяжбы сражением между сторонами возникла у германцев. Тит Ливий и Гай Юлий Цезарь с отвращением описывали привычку варварских племен разрешать спорные вопросы на ристалище. Мол, что взять с дикарей, не знающих нашего прогрессивного римского права, построенного на строгой логике и общественном консенсусе?На самом деле, и греки, и римляне несмотря на всю свою продвинутость не были такими уж и чистенькими в данном вопросе, так как сами поединки уходят своими корнями намного глубже тех времен, когда германцы отделились от праиндоевропейской общности.

Практически каждой традиционной культуре известно понятие ордалий — судебных испытаний, которым подвергалась обвиняемая сторона в качестве проверки ее виновности. Весьма подробно о них рассказано в книге французского антрополога Люсьена Леви-Брюля «Первобытный менталитет». Там можно встретить описания и проглатывания растительных ядов, и протыкания языка заточенными перьями, и отрубания голов курицам, которых принесут истец и ответчик и много чего еще. Встречаются и собственно поединки: чтобы доказать невиновность, обвиняемый со своими свидетелями должен простоять под градом дротиков, а в случае, если он останется жив, ответить обвинителю тем же. Африка, Новый Свет — много где можно встретить обычай ордалий. Причем прибегали к ним не только в случае спора, но и как к гадательной практике, чтобы узнать, добро или зло несет чужеземец, вредит ли черный слуга белому господину и т.д. С позиций первобытного менталитета механизм действия ордалий заключается в том, что в случае отсутствия начальных посылок, например, вины обвиняемого в колдовстве, магическая сила, которой дикари наделяют яды, не сочтет нужным проявить себя. То есть она как бы ответит «да» или «нет» на поставленный перед ней вопрос.

Аналогичную идею нес в себе и средневековый «Божий суд», как раз подразумевавший те самые ордалии и судебные поединки. С точки зрения религиозного, либо мифологического мировоззрения, высшие силы всегда стоят на стороне правды и дают победу исключительно ее обладателю. Даже если по мнению окружающих победитель не вполне достоин и прав, божественное вмешательство все равно поставит точку в споре так, как ему виднее. И спорить в данном случае бессмысленно, ведь против лома нет приема. Короче говоря, победителей не судят.

При этом фактор влияния божьей воли на исход схватки не доводился до абсурда. Конечно, высшее ее проявление, когда маленький Давид одержал победу над огромным Голиафом, было у всех на слуху, но иррациональность религиозного мировоззрения не отменяла глубокий практический опыт. Считалось, что наиболее эффективно помощь свыше работает в поединке равных по силе и мастерству соперников. Поэтому, следуя поговорке «Бог-бог, а и сам будь не плох», потенциальные поединщики тщательно готовились и тренировались. В большинстве своем различные фехтбухи обучали не поведению на поле боя или турнирном ристалище, а именно готовили к отстаиванию своей правоты в суде. Отсюда и наличие в них такого забавного оружия, как серпы и косы — мало ли на чем будет предложено драться?

А поскольку на исход судебного поединка помимо материальных факторов должны были оказывать влияние и высшие силы, то для улучшения результата бойцы зачастую шли на читерство, употребляя различные зелья, вешая амулеты, читая заговоры. В конце-концов, кто определит, какова была та сила, которая помогла выиграть?

Будучи впервые зафиксированными античными авторами среди германцев, в течение второй половины первого тысячелетия нашей эры судебные поединки повсеместно распространились по Европе. Они отмечены в системах права наследников франкских королевств, итальянских княжеств, испанских Кастилии и Леона, в Англии и Ирландии. Данный обычай был прекрасно известен и на Руси под названием «поле», в частности он упоминался в «Русской правде». Относительно происхождения «поля» и его аналогов в негерманских странах в современной исторической науке идут споры. Какие-то авторы говорят об имевшем место заимствовании, какие-то о самостийности обычая и гораздо более архаичных его корнях.

С появлением письменных сборников норм обычного права варварских королевств, возникают попытки как-то причесать и систематизировать практику поединков: определяются правила поведения, требования к экипировке участников, а также к тому, кого вызывать запрещено. Например, нельзя требовать биться от человека более высокого происхождения, подростка, женщины, старика или еврея. Ограничивался и круг обвинений, в случае которых прибегали к выявлению правды силой. Это могло быть, например, убийство, феодальная измена, лжесвидетельство, богохульство, ряд иных тяжких преступлений, а также гражданские споры. Сделано это было, по-видимому, потому что как-то нехорошо беспокоить высшие силы по пустякам, да и до подрыва и без того хилой средневековой демографии недалеко.

В случае, если одна из сторон не принадлежала к категории лиц, освобождавшихся от поединка, но при этом не была способна в нем участвовать, она могла прибегнуть к помощи защитника. В конце-концов, так как процесс касался установления правды, а не симпатий высших сил к одной из сторон, то было без разницы, кто конкретно эту правду защищает. Данный факт способствовал развитию института представительства: хотя обычно на защиту немощного должен был стать его родственник, все чаще одной из сторон поединка становился профессиональный «адвокат» с прокачанным скиллом фехтования и парой десятков могил на личном кладбище. Согласно существовавшим судебным традициям представитель должен был драться вместо своего подзащитного бесплатно, но так как риск жизнью и здоровьем — исключительно дорогой товар, рынок услуг наемников-бритеров функционировал негласно.

Несмотря на внешнее сходство, судебный поединок не следует путать с дуэлью вот по каким причинам. Во-первых, дуэль — результат частного обоюдного решения, а поединок санкционируется судом. Во-вторых, цель дуэли состоит в получении удовлетворения, сатисфакции — ты пустил кровь обидчику и тем самым изгладил причиненную обиду. А судебный поединок (это, пожалуй самое важное утверждение во всем тексте) — форма судебного доказательства. То есть с его помощью можно либо восполнить недостающие улики ( «Какие ваши доказательства?»), либо проверить достоверность этих самых улик («Ваши доказательства — не доказательства»). То есть, дуэль — самоцель и способ поквитаться с обидчиком, после которой возникшая ссора считалась исчерпанной. А в случае судебного поединка с поражением одной из сторон все только начиналось: судьи принимали решения, выносился приговор и палач выполнял свою работу. Поэтому, не обязательно, чтобы поединок заканчивался убийством, хотя такое бывало. Как правило, признаком вины или невиновности могло послужить появление первой крови и или выход одной из сторон за пределы ринга. Кстати, в некоторых местностях, вместо истца и ответчика на поединок выходили свидетели, например, это требовал кодекс Людовика Благочестивого, сына Карла Великого.

Не следует думать, что поединки являлись неотъемлемой частью любого средневекового процесса. Прибегали к ним не часто и только в тех случаях, когда прения сторон заходили в тупик, а прямые и неопровержимые доказательства отсутствовали, либо выглядели спорными. И вот тут-то в качестве своеобразного детектора выступали меч, копье или палица. Потребовать «проверить» могли обвиняемого, если система права на знала принципа презумпции невиновности, либо обвинителя, если бремя доказательства лежало на нем. Вор, у которого нашли украденное; человек, пойманный с поличным; преступник, пытавшийся бежать из тюрьмы, либо скрывавшийся от следствия не имели права на поединок, так как считались, что своим поведением они уже внесли требуемую ясность.

Правила проведения поединков также отличались от местности к местности. Например, в Леоне и Кастилии идальго устраивали подобие конного турнира, проводимого по более жестким правилам: верхом, на копьях, в полном доспехе. Простолюдины дрались раздетыми по пояс, прикрываясь специфическим большим щитом и нанося удары дубинками. Вместо дубинок могли применяться щиты-баклеры и мечи, а также прочий подобный инвентарь, включая серпы, косы, цепы и прочую экзотику. Поле, на котором происходила схватка, было ограничено по размерам, от трех метров и более, покидание границ означало поражение. Естественно, никуда не девалась и летальность. В принципе, победитель мог даже добить свою жертву. В германских княжествах в случае поединка между мужчиной и женщиной, вооруженный представитель сильного пола становился по пояс в яму, а хрупкая фройляйн могла свободно перемещаться по полю и стараться отдубасить его кистенем. Обязательная процедура перед началом боя — клятва участников, гарантировавших правдивость своих слов и то, что они не прибегали к колдовству за улучшением результата.

Интересно, что несмотря на «божественную» природу, которая придавалась судебным поединкам, главным их противником оставалась церковь. Неоднократно епископы и архиепископы обращались к мирским правителям с просьбами запретить, либо хотя бы ограничить подобную практику. Поединщикам грозили отлучением от церкви, отказом в отпевании, ептимьей и прочими духовными санкциями. Погибших на «поле» могли приравнять к самоубийцам с соответствующей незавидной загробной участью, а победитель получал от священников статус «душегуба». Но тщетно. Положить конец судебному мордобою и кровопролитию пытались и светские власти: например, Филипп IV в 1303 г. запретил поединки, но запрет продержался лишь три года, после чего был отменен для ряда тяжких преступлений.

Долгие и безуспешные попытки запрета поединков показывают прежде всего то, что они вполне себе устраивали и судей, и состязавшиеся стороны и не считались дикостью и насмешкой над правосудием. В конце-концов, проткнуть зарвавшегося соперника, тем более руками наемного бретёра, это куда удобнее, чем в стопитцотый раз упражняться в словесной эквилибристике по поводу предоставленных доказательств.

В целом же отмирание практики поединков шло медленно: во Франции они запрещены в XIV веке, в Италии в XVI веке, в Великобритании в XVII-XVIII веке, при этом отличить последние поединки от дуэлей, которые продолжали происходить вплоть до середины XX века достаточно сложно. На смену поединкам приходили те юридические процедуры, которые кажутся нам «цивилизованными», например, суд присяжных. На Руси из свода законов «поле» пропадает в Соборном уложении 1649 г., где его заменяют на присягу.

При этом интересен тот факт, что суд поединком до сих пор не запрещен в США. Точнее, его забыли отменить со времен Войны за независимость. Выяснилось это случайно, когда некий Дэвид Захарий Остром из Паолы (штат Канзас) потребовал разрешить возникший в ходе бракоразводного процесса спор поединком на катанах. Анализ законодательства показал, что требования Острома выглядят весьма правомерными, поэтому растерявшемуся судье пришлось сослаться на ошибку в документах и поединок не состоялся. Предложения разрешать иски силой периодически еще всплывают в американских судах в порядке толстого троллинга, но все же находятся разумные резоны их отклонить. Так что пока последний судебный поединок в истории еще не состоялся, но мы имеем шансы его увидеть.
Страницы: 1 2 3 10 следующая →

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)