Автор: Лехтенстаарн

Мананнан мак Лир: владыка озорства и an Saoghal Eile

Интерес к Мананнану мак Лиру среди современных язычников, кажется, постоянно растёт. Причиной тому может быть его любовь к общению с людьми; это, конечно, делает его более доступным. Помогает и то, что его можно встретить повсюду в замкнутом кельтском мире. Он бог моря и an Saoghal Eile (потустороннего мира). Он хранитель молодости, маг и фокусник.

 

Мананнан — сын древнего морского бога Лира, о котором известно очень мало. Он, если только это не другой Лир, упоминается в очень известной ирландской легенде «Судьба детей Лира», одной из трёх трагедий Ирландии. Помимо Лира, о семье Мананнана известно очень мало. Согласно ирландским источникам, в частности Táin Bó Cúalnge, его женой стала прекрасная дама Фанд. У Мананнана была дочь, которую звали Ниам Золотоволосая. Также вероятно, что другой дочерью была Клиодна, но источники трактуют это по-разному. В любом случае это молодая женщина из земель Мананнана.

 

Монган — поздний представитель рода Мак Лир. Он был ирландским вождём, реальной исторической личностью, родившимся в конце VI века. Согласно легенде, муж его матери, воевавший с Шотландией, вернулся домой с победой благодаря сделке, заключенной с Мананнаном (в некоторых легендах с матерью Монгана, в других — с её мужем), о том, что Мананнан возляжет с матерью Монгана и заберёт ребёнка от этой связи. Этот ребёнок, Монган, был якобы унесён в потусторонний мир, когда был совсем маленьким, чтобы Мананнан воспитал его там.

 

Несмотря на то, что Мананнан не является биологическим отцом стольких детей, он, согласно традиции, взял на себя воспитание нескольких приёмных детей: например, Луга, Дейрдре и Олвена, друида, отца Айне, королевы фей из Мюнстера. В этом смысле его можно рассматривать как отцовскую фигуру. Как и подобает отцу, Мананнан — очень заботливый и, возможно, немного ревнивый и контролирующий патриарх. Наглядный пример этого, когда Чиабхан из Вьющихся Волос пришёл в земли Мананнана мак Лира и влюбился в Клиодну. Влюблённые сбежали в Ирландию, но Мананнан послал магическую волну, чтобы вернуть Клиодну домой в свои земли, оставив её навсегда несчастной и тоскующей по своему возлюбленному Чиабхану (легенд великое множество, и по моей версии Мананнан помог Чиабхану, за что тот обещал служить ему какое-то время. Прибыв в царство владыки морей, он влюбился в Клиодну, и они вместе сбежали. Ай-яй-яй, так обманывать того, кто тебе помог).

 

Мы заявили, что Мананнан — своего рода патриарх, и, подобно патриархам других мифологических циклов, его окружает атмосфера всемогущества. Уровней этого всемогущества много, и их нужно обсуждать поэтапно, но мы начнём с аспекта творца. В книге «Боги и бойцы» (возможно, название переведено некорректно) леди Августа Грегори рассказывает, как он, предположительно, пришёл в Ирландию вместе с Туатха де Дананн, создал им место для жизни, а затем удалился обратно в свою потустороннюю обитель.

 

Аналогичным образом существует история о трёх коровах Мананнана. Эти три коровы, одна красная, одна чёрная и одна белая, вышли из моря на сушу, и там, где они шли, создали первую дорогу Ирландии. Когда они прошли около мили, каждая из них пошла своей дорогой, создав дорогу для жителей Ирландии. Свиной остров, Мук-инис, был создан похожим образом. Свинья разрушала Ирландию, и Мананнан послал на неё своих гончих. Все его прекрасные гончие утонули или были искалечены, когда гнали свинью с земли, но они сделали это, и она поселилась на острове, который позже получил соответствующее название. Таким образом многие физические места обязаны своим существованием Мак Лиру.

 

Аспект творца не означает, что основное место жительства Мананнана находилось в нашем мире. На самом деле кажется, что он является частью нашего мира. В ирландских мифах он является правителем многих мест в Саогхал Эйле. Наиболее известна его роль как хозяина Тир-на-МБин; земли женщин, земли под волнами; Тир-фо-Тонн, Тир-Таирнигир; земли обещаний и острова яблок Эмхайн Аблах. В этих землях он определённо является патриархом и неоспоримым хозяином.

 

Связь, которую мы можем установить быстрее всего, это, возможно, связь между Мананнаном и смертью, в частности, потому что, как говорят, душа проходит через Tìr fo Thonn, землю под волнами, на своём пути в страну мёртвых, таким образом связываясь с духами предков. An Saoghal Eile также означает много магии, и это то, чем Мананнан обладает в изобилии, но мы рассмотрим это подробнее через минуту.

 

Однако такая сильная связь с потусторонним миром не означает, что он отдаёт предпочтение Саогхал Эйле. На самом деле он очень любит наш мир и любит время от времени принимать в нём активное участие. Больше всего он, похоже, любит человечество, и оно постоянно находится в центре его многочисленных шуток и игр. Во время исполнения этих трюков он, как правило, приходит одетый в лохмотья или как-то иначе замаскированный, и с помощью магии и фокусов делает жизнь людей на некоторое время несчастной. Однако он всегда в той или иной степени всё исправляет. Кого бы он ни убил, он всегда восстанавливает с помощью трав, которые носит с собой. Однако держите свой скот, потому что он его не вернёт. Некоторые трюки он любит повторять. Один из них — принимать облик цапли и наносить ночные визиты молодым девушкам.

 

Однако на этом магия Мананнана не заканчивается. Наиболее известна его волшебная сумка из кожи журавля, которая теперь перешла к Фианну (что очень спорно, так как артефакты постоянно путешествуют из одних рук в другие). Она была сделана из кожи Аоифе, когда та превратилась в журавля. В этой сумке хранится множество сокровищ, которые можно увидеть только во время прилива: рубашка, нож и дом Мананнана; кузнечный крюк и пояс Гоибниу, кузнеца Туатха де Даннан; ножницы короля Шотландии; шлем короля Лохланна; пояс из рыбьей кожи и кости свиньи Асала. Мананнан также владел двумя волшебными копьями, жёлтым древком и красным копьём, и тремя большими мечами, Возмездием (Карателем), Большой яростью и Малой яростью. Наряду с этим оружием он владел и доспехами: волшебным нагрудником.

 

Средства, с помощью которых Мананнан перемещался между мирами, несмотря на туманы и воду, также являются предметом магии. Например, волшебная колесница, которая ездит по волнам и известна как океанский сметчик. Иногда говорят, что эта колесница запряжена великолепной гривой, золотым конём Мананнана. Подметальщик Океана (Эонбарр, тёмно-серый в золотой сбруе) белого цвета, который часто является цветом животных, ведущих кого-то в потусторонний мир. Это животное часто ассоциируется с плодородием, а также встречается в европейских могилах железного века, что могло усилить их роль как магических животных, уносящих людей в потусторонний мир. Как Сплендид Манес и другие магические водяные лошади инсулярного кельтского мира, такие как Каждый-Уисге, Аугиски или Кабилл-Уштей (здесь я не уверен в правильном переводе). Интересным фактом может быть то, что белые гребнистые волны моря поэтически называются конями Мананнана.

 

В остальном Мананнан не особенно ассоциируется с лошадьми, а скорее со свиньями, которых у него две штуки. Особенность этих свиней в том, что их можно зарезать и съесть, а на следующий день они всё ещё живы. Их ритуально убивают для Праздника возраста, фестиваля среди богов, который ежегодно проводится в землях Мананнана, что, как предполагают, и является причиной их вечной молодости.

 

Мананнан мак Лир — божество, мягко говоря, очень многогранное. С одной стороны, он — хозяин моря и всего, что с ним связано, в том числе и магического моря Seoghal Eile. Он — творец, или, возможно, правильнее сказать, организатор творения в нашем мире. Он — образ отца и покровителя в той же степени, что и шутника. В этом его обличье шутник — повелитель временного хаоса в самом мягком нраве, в то время как он в качестве отцовской фигуры выступает за жёсткие правила и последовательность, но с самым злобным нравом (злобный нрав?)). Мананнан — это всё, и всё — это Мананнан. Можно сказать, что он соответствует образу всеотца в других современных мифологиях, с его отцовством, его творением, его магией и его мудростью, но это было бы упущением его роли тёмного дурака, шута. Мананнан мак Лир не похож ни на кого другого.

______________________________

 

Bibliography

 

The Earth Goddess: Celtic and Pagan Legacy of the Landscape, Cheryl Stratton; 1997

Gods and Fighting Men, Lady Gregory; 1904

Celtic Myths and Legends, Charles Squire

Druids, Gods & Heroes from Celtic Mythology, Anne Ross; 1986

Myths and Legends of the Celts, T.W. Rolleston

______________________________

 

Зелёный текст — мои уточнения

Красный текст — то, в чём я сомневаюсь. Это может быть правдой, просто пока что я не нашёл подтверждений.

Текст взят и переведёт с англоязычного сайта

______________________________

Оригинал

 

Manannan mac Lir:

Lord of Mischief and an Saoghal Eile

 

There is a seemingly ever increasing interest in Manannan mac Lir (pronunciation). amongst modern day heathens. A reason as to why, could be his love for interacting with humanity; it certainly makes him more accessible. It also helps that he is found everywhere in the insular Celtic world. Sometimes we see his name as Mannanan and in Welsh tradition he is called Manawyddan (pronunciation), and is the son of Llyr (pronunciation). He's the god of the sea and of an Saoghal Eile (the other world). He is a keeper of youth, a magician and a trickster.

 

Manannan is the son of the ancient sea god, Lir, of whom very little is actually known. He is, unless it is another Lir, mentioned in the very famous Irish legend The Fate of the Children of Lir, оne of the three tragedies of Ireland. Aside from Lir, very little is clear about Manannan's family. According to Irish sources, specifically Táin Bó Cúalnge (the Cattle-raid of Cooley), his wife is the beautiful lady, Fand. Manannan had a daughter, whose name was Niamh (pronunciation) of the Golden Hair. It is also probable that another daughter was Cliodna (pronunciation), but sources treat this differently. Either way, she is a young woman from Manannan's lands, whose surname is of the Fair Hair. Mongan is a late addition to the mac Lir family tree. He was an Irish chieftain, an actual historical personage, who was born at the end of the 6th century. According to legend, his mother's husband, who was at war with Scotland, came home with a victory, because of a deal made with Manannan (in some legends with Mongan's mother, in others her husband) to let Manannan have a child by her. This child, Mongan, was supposedly taken to the otherworld when he was very young, to be raised there by Manannan. In the Welsh tradition Manannan, there Manawyddan, appears in several of the branches of the Mabinongion, where he marries the goddess Rhiannon (pronunciation) -the widow of Pwyll, the ruler of the Otherworld, Annwn. Despite not being the biological father of that many, Manannan has according to tradition taken it upon himself to raise a number of foster children: Lugh of the great hand, the children of Deirdre and Olwen the druid, father of Ainé the fairy queen of Munster, for example. In this sense, оne might be able to look upon him as a father figure of sorts. As such a father figure, Manannan is a very protective and perhaps a bit jealous and controlling patriarch. A most obvious example of this is when Ciabhan (pronunciation) of the Curling Hair came to the lands of Manannan mac Lir, and fell in love with Cliodna. The two lovebirds took off for Ireland, but оnce there, Manannan sent out a magical wave to bring Cliodna back home to his land, leaving her forever miserable and longing for her beloved Ciabhan.

 

We have declared that Manannan is a patriarch of sorts and much like the patriarchs of other mythological cycles there is an air of omnipotence surrounding him. The levels of this omnipotence are many and need to be discussed in steps, but we shall begin with the creator aspect of Manannan. In her Gods and Fighting Men Lady Augusta Gregory tells us how he is supposed to have come to Ireland with the Tuatha de Danann, made them places to live, and then have retreated back to his Otherworldly abode. Similarly there is a story of Manannan's three cows. These three cows, оne red; оne black and оne white, came up from the sea and walked up оnto land and where they walked they created the first road of Ireland. When they had walked about a mile, each went their separate way, making roads to walk for the people of Ireland. The pig's island, Muc-inis, was created in a similar manner. A pig was destroying Ireland, so Manannan sent his hounds оn it. All his beautiful hounds drowned or were maimed in chasing the pig from the land, but they did it, and it settled оn an island, later suitably named. Thus, many physical places owe their existence to mac Lir.

 

This creator aspect is not to say that Manannan's main place of residence was in our world. In fact it would appear he is all but a part of our world. In Irish myth he is the ruler of many places in an Saoghal Eile. Most renowned is probably his role as the master of Tír na mBean; the land of women, the land beneath the wave; Tìr fo Thonn, Tìr Tairnigir; the land of promise, and the isle of apples Emhain Ablach. In these lands he most definitely is a patriarch and the undisputed master. Also in Welsh myth he is associated with an Saoghal Eile, although then in a less direct manner. There, he marries the widow of the former lord of the underworld. The connection we can draw the most quickly is perhaps a link between Manannan and death, in particularly as it is said that the soul passes through Tìr fo Thonn, the land beneath the wave, оn its way to the land of the dead, thus a link to ancestral spirits. An Saoghal Eile also means plenty of magic, of course, and that is something Manannan has aplenty, but we will consider this more in a minute.

 

This strong tie to the otherworld doesn't mean, however, that he in any way favours an Saoghal Eile for our world. He is in fact very fond of our world, and likes to now and then play an active part in it. Most of all he appears to like humanity and it is constantly the center of his many jokes and games. While performing these tricks, he tends to come dressed in rags or in other way disguised, and with magic and trickery make the lives of humans miserable for some time. He always makes things right, however, to some extent. Whomever he has killed, he always restores with the help of the herbs he carries with him. Hold оn to your cattle, though, because he will not return it. Some tricks, he likes to repeat. оne of these is taking the shape of a heron and paying nightly visits to young ladies.Manannan's horse

 

The magic of Manannan doesn't end there, though. Most famous is his magic crane bag, now passed оn to the Fianna. It was made from the skin of Aoife when she was transformed into a crane. This bag contains a great number of treasures which can оnly be see during high tide: the shirt, knife and house of Manannan; the smith's hook and belt of Goibniu the smith of the Tuatha de Dannan; the shears of the king of Scotland; the helmet of the king of Lochlann; a belt of fish-skin and the bones of the pig of Asal. Manannan also has owned two magical spears, yellow shaft and red javelin, and three great swords, the retaliator; great fury and little fury. Along with these weapons, he also owned a piece of armor: a magic breastplate. The means by which Manannan would move between the worlds, despite mists and water, is also a subject of magic. For this purpose he has a magical chariot that rides оn the waves, known as the ocean sweeper. This chariot is sometimes said to be drawn by Splendid Mane, the golden horse of Manannan. The Ocean Sweeper is white, which often is the colour of animals leading someone into the otherworld, and he was married to Rhiannon, who is not оnly personified by birds -but a white mare. It's an animal often associated with fertility, but also found in European iron age graves, which could strengthen their role as magical animals, carrying people to the otherworld, like Splendid Manes and other magical water horses of the Insular Celtic world, such as the Each-Uisge, the Aughisky or the Cabyll-Ushtey. An interesting fact may be then that the white crested waves of the sea are poetically called the horses of Manannan. Otherwise Manannan isn't particularly associated with horses, but rather with swine, which he owns two of. The special facility of these swine was that they can be slaughtered and eaten, but still be alive the following day. They are ritually killed for the Feast of Age, a festival amongst the gods held annually in the lands of Manannan, which has been suggested to be the reason of their eternal youth.

 

Manannan mac Lir is to say the least a very multifaceted deity. Concretely, оn оne hand, he is the master of the sea and all that comes with it, therein also the magical an Seoghal Eile. He is an organised creator, or perhaps more correctly, an organiser of creation, in our world. He is a father-figure and a patron as much as he is a joker. In that gist of his appearance of a joker he is a lord of temporary chaos in the mildest temper, whereas he as a father figure stands for rigid rules and consistency, but with the vilest temper. Manannan is everything, and everything is Manannan. оne could say that he fits the all-father image of other contemporary mythologies, with his fatherhood; his creation; his magic and his wisdom, but that would be over-looking his role as the dark fool, the jester. Manannan mac Lir is like no other.

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)