Автор: Лехтенстаарн

Перевод книги Морган Даймлер о Мананнане Мак Лире

Глава 1. Кто такой Мананнан?

 

Мананнан мак Лир из озера,

жадно искал изобилия.

Оирбсен его имя, после сотен битв

смерть похитила его.

Лебор Габала Эренн

 

Одно из божеств, встречающихся в мифологии разных кельтских народов, - Мананнан; в Ирландии его называли Мананнан мак Лир (сын моря), а у валлийцев - Манавидан. Он обладал многими способностями и качествами, но для ирландцев и манксов он был прежде всего богом моря, и сегодня он по-прежнему часто воспринимается как кельтский бог океана. Однако его мифология и фольклор очень сложны, и, копнув глубже, мы быстро обнаруживаем, что Мананнан - это не только волны и морской туман. Для начала мы рассмотрим его имя и его значение, основы того, кем он был для ирландцев, валлийцев и манксов, а также то, что могут рассказать нам о нем его семейные связи.

 

В фольклоре его родиной считался остров Мэн, который на валлийском языке называется Маноу, а на ирландском - Ману; имя Мананнан происходит от него. Его имя можно перевести как "рожденный с острова Мэн", причем Manann - это винительная форма Manu, а конечное án - обычное уменьшительное (Sims-Williams, 2011). В отличие от других ирландских божеств, имя Мананнана, на первый взгляд, не дает нам никакого представления о его природе, просто усиливая его происхождение, но в более ранние периоды сам остров Мэн рассматривался как почти мифическое, а не физическое место. Тогда мы можем понять одно из значений его имени как нечто вроде "тот, кто родом из мифического или потустороннего места", что дает нам первый намек на то, кем был Мананнан.

 

Вполне вероятно, что то, что обычно понимается как его отчество, "мак Лир", на самом деле является эпитетом, поскольку из мифологии мы знаем, что его отца звали Аллот; согласно этой точке зрения, "мак Лир" означает его мастерство как моряка и господство на море (Sims-Williams, 2011). Таким образом, вместо того чтобы называть его буквально сыном Лира [1], что означает человека, он ссылается на более древнее ирландское слово ler, море или океан, поэтому он стал Мананнаном, сыном моря. Иногда его также называют Мананнан мак Аллот или Аллод, что является отсылкой к его отцу в мифологии. Согласно другим историям, его настоящее имя - Ойрбсиу, возможно, связанное с идеей наводнения, хотя Маккиллоп предполагает, что это эпитет, а не имя (Macalister, 1944; MacKillop, 1998).

 

Поскольку название острова Мэн, которое мы имеем сейчас, является более поздним, О Хогейн предполагает, что сам Мананнан и его мифология также являются более поздним развитием, вероятно, датируемым не ранее третьего века нашей эры (O hOgain, 2006). Согласно одной из теорий, ирландцы первоначально заимствовали это имя у валлийцев, но затем добавили к нему титул "mac Lir", который затем был заимствован в валлийский язык как "map Llyr" (O hOgain, 2006). Это демонстрирует составной характер Мананнана, который сформировался с течением времени, когда культуры обменивались мифологией друг с другом. Для манксов он был первым королем острова Мэн, и в преданиях его могила находится именно там, а также рассказывается о том, как он ходил среди рыбаков-манксов, когда они чинили свои сети (Monaghan, 2004).

 

Изначально Мананнан жил на острове Мэн, и это место в ирландских сказаниях считалось почти мифическим; позже его дом полностью переместился в потусторонний мир, в Эмхайн (O hOgain, 2006). Ирландцы подробно описывали Эмхейн как священное место, остров, поддерживаемый четырьмя серебряными ногами или столбами, на которых росли волшебные яблоки, что дало острову полное название Эмхейн Аблах, Эмхейн Яблок (O hOgain, 2006)(Эмайн Аблах). Другие названия его владений - Mag Meall [приятная равнина] и Tír Tairngire [земля обещаний] (O hOgain, 2006). Каждое из этих имен и ассоциаций отражает связь между царством Мананнана и потусторонним миром.

 

Ирландцы считали его повелителем волн, для которого океан был как поле на твердой земле, а также мастером магии и богом, который мог управлять погодой (O hOgain, 2006). Он фигурирует в четырех основных ирландских мифических циклах: Мифологическом цикле, Фенийском цикле, Цикле королей и сказаниях об Имрамме. Его роль в этих сказках варьируется от второстепенной до главной и от благожелательной до антагонистической.

 

В Мифологическом цикле, хотя до X века его не причисляли к народу Дану, именно Мананнан советует Туатха де Дананн поселиться в сидхе, и именно он назначает каждому новый дом (O hOgain, 2006). Кроме того, он дарит Туатха де три подарка: фет фиада, пир Гоибниу и свиней Мананнана (O hOgain, 2006). Фет-фиада - это заклинание или плащ, который позволял человеку стать невидимым и путешествовать незамеченным. Пир Гоибниу был магическим праздником, который сохранял богам молодость и жизнь. А свиньи Мананнана были бессмертными свиньями, которых можно было убить и они возвращались к жизни. Некоторые источники предполагают, что именно благодаря этим действиям он занял место среди Туатха Де Дананн, однако я считаю, что более вероятно, что он играет роль божества-аутсайдера, не полностью принадлежащего к народу Дану и не полностью отдельного, но занимающего лиминальное положение. Даже его царство, которое является землей, не являющейся частью земли, отражает эту идею.

 

Внешность Мананнана описывается как внешность красивого воина (Berresford Ellis, 1987). В одной из историй восемнадцатого века он описывается довольно подробно следующим образом:

 

Очень красивый, преуспевающий воин, самый прекрасный из детей Адама, сидел на спине лодки в пурпурной мантии с бахромой, в блестящем шелковом плаще, в пестрой золотой тунике, с восхитительным золотым мечом во владении и яркой, королевской короной, держащей и закрепляющей его прекрасные волнистые волосы, защищая его стройную, прекрасную благородную голову.

 

(Imtheacht an Da Nonbhar aus Toraigheacht Taise Taoibhghile)

 

Мы можем предположить, что это блаженное описание является его истинным образом, однако во многих своих появлениях в фенийском цикле он маскируется под крайне нелепые или даже гротескные образы. Как Бодах-ан-Чота-Лахтна он предстает перед Фионном мак Кумхайлом (Финн Мак Кумал) в виде великана с огромными ступнями, в грязной юбке, драном плаще, и описывается как "толстокостный" и с желтой кожей (O Grady, 1892). В рассказах Ceithearnach Caoilraibhach он появляется в штанах с узким полосатым узором на них, старом, потрепанном плаще, сапогах с дырками и с мечом без ножен у пояса (O hOgain, 2006). В истории о Золотом кубке Кормака, когда он переодевается, его описывают как седовласого воина в рубахе из золотых нитей, пурпурной мантии с бахромой и башмаках из белой бронзы; позже он показывает свой истинный облик прекрасного воина.

 

Натура Мананнана переменчива, как море. Когда он посещает Элькмара в его сидхе, ему оказывают большую честь: перед ним раскладывают камыши и готовят большой пир, но, несмотря на приятный визит, он недолюбливает Элькмара и впоследствии действует против него (O hOgain, 2006). В историях о Фианне Мананнан часто помогает, но при этом хотя бы раз появляется, чтобы разжечь вражду и создать проблемы среди воинов (O hOgain, 2006). Это может отражать знание всех моряков о том, что благосклонность моря непостоянна и быстро меняется, или, возможно, лиминальная природа самого Мананнана склонна к изменчивости.

 

Некоторые источники считают его оборотнем, и он часто появлялся в замаскированном виде, когда путешествовал среди смертных. Интересно, что, хотя в рассказах он явно изображается в антропоморфной форме, в "Имрамм Брайан мейк Фербайль" он намекает, что его человеческий облик - это форма, которую он надевает, говоря: "Эта форма, тот, на кого ты смотришь; придет в твои края" и "Ибо это Мананнан, сын Лира; из колесницы в форме человека" (Meyer, 1895).

 

Его магические способности были многочисленны, как в том, что он мог сделать своими собственными действиями, так и в том, что он мог сделать с помощью своих многочисленных магических инструментов и вещей. Он мог путешествовать быстрее ветра на своей волшебной лодке, мог создавать реалистичные иллюзии и изменять судьбы людей с помощью своего плаща (O hOgain, 2006).

 

Согласно мифу, Мананнан был убит в Коннахте во время битвы при Куилленне от рук воина Уилленда Фебардерга (Macalister, 1944). Он был похоронен в Коннахте, а на месте его могилы образовалось озеро.

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)