Автор: Лехтенстаарн

М. Даймлер о Мананнане Мак Лире (перевод)

Семья Мананнана

 

Когда мы рассматриваем семью Мананнана, то обнаруживаем клубок противоречий и возможностей. В одном и том же источнике может говориться, что его отцом является один человек, а в следующем предложении сразу же приводится другой возможный отец. Точно так же богиня может быть названа его дочерью или женой в зависимости от того, какую историю мы читаем. Таким образом, его генеалогия и связи становятся такими же туманными, как знаменитый туман, который, как говорят, он наколдовал, чтобы помочь скрыть Туатха Де Дананн, когда они путешествовали по смертной земле, и мы должны смотреть на этот раздел как на возможность, а не как на определенность.

 

Мананнан был сыном Аллота, согласно Лебор Габала Эренн (ЛГЭ), хотя в Коир Анманн его отец указан как Аллей. Возможно, это пример ошибки переписчика разных текстов. Однако в альтернативной генеалогии в LGE его отец назван Элькмаром. Его мать не названа; согласно "Лебор Габала Эренн", у него было два брата, Брон и Сети, каждый из которых имел равнину, названную в их честь. Согласно "Альтрам Тиге Да Медар", Дагда был его приемным отцом. Согласно LGE, Аллот - брат Дагды, что делает Дагду дядей Мананнана и логичным выбором в качестве приемного отца; это также прочно закрепляет Мананнана среди Туатха Де Дананн. Однако, хотя источники называют его сыном Аллота сына Элады, а более поздние авторы, включая автора Leabhar Breathnach Annsis So, утверждают, что он племянник Дагды; также говорится, что он сын Аллота сына Алатана, что дает ему другого дядю по отцовской линии, чем Дагда, и подразумевает, что Аллот, который был его отцом, был другой фигурой. Это лучше согласуется с его обычным положением чужака среди Туатха Де. В конечном итоге ясности в этом вопросе нет.

 

Существует множество историй о его различных сыновьях и дочерях, которые обычно рассматриваются как второстепенные персонажи (O hOgain, 2006). Например, две его дочери, Глина и Моноге, дали свои имена озерам в Голуэе, но больше о них мало что известно. В "Альтрам Тиге Да Медар" нам сообщается, что одного из его сыновей звали Эхдронд Мор, а его дочь - Курког. Согласно LGE, его сыновья - Гайар и Орбсен, хотя Орбсен может быть и другим именем самого Мананнана. В "Приключениях Арта сына Конна" нам сообщается, что его сыновья - Илбрек и Гайдиар (возможно, синоним Гайара). Описание приемного сына Мананнана Луга в одном из текстов также содержит упоминание о "сыновьях Мананнана", которые названы так: Scoith Gleigeal, Rabhach Slaitin, Gleigeal Garbh, Goithne Gorm-suileach, Sine Sindearg, Domhnall Donnruadh и Aodh mac Eathaill [2] (MacQuarrie, 1997). Более обширный список его детей, составленный на основе "Лебор Габала Эренн" и "Тохмарк Луайн", добавляет к этому списку сыновей Каирпри, Фейлби и Гаэлу и дочерей Гормлинд, Нив, Гриан, Коман, Муинфинд, Таманн, Крофинд, Тибир и Уайн (MacQuarrie, 1997). Одним из самых известных его детей является Айне, хотя некоторые источники утверждают, что она была дочерью его приемного сына Эогабхала (O hOgain, 2006).

 

Говорят, что Мананнан отправился в мир смертных, чтобы стать отцом Монгана, принца и героя, а под именем Ойрбсиу он, возможно, стал отцом лейнстерского племени Конмхайкн (O hOgain, 2006). Похоже, он активно интересовался миром смертных и не стеснялся вмешиваться напрямую, когда это казалось ему необходимым, как мы увидим из мифологии.

 

Кроме того, Мананнан может быть приемным отцом нескольких важных божеств. Согласно одному из мифов, он является приемным отцом сына Дагды - Аэнгуса, которого он воспитывает, а также дает советы, помогая Аэнгусу получить во владение его дом в Сиде в Броге [Ньюграндж]. Он также может быть приемным отцом бога Луга, Фер I и Эогабала (Smyth, 1988; MacKillop, 1998). В более широком фольклоре и историях он, как известно, играет аналогичную роль с героями и королями и выступает в качестве их учителя.

 

Жена Мананнана - Фанд, несравненная красавица, у которой одно время был роман с Ку Чулайном (Кухулин), но Мананнан с помощью своей магии заставил Ку Чулайна (Кухулина) забыть о ней и вернуться к своей жене Эмер. В "Echtra Cormaic meic Airt" Фанд описывается как самая красивая женщина на земле. В некоторых фольклорных произведениях его женой считается Айне, хотя, как уже говорилось, она может быть его дочерью. В одном из мифов нам рассказывают, что жену Мананнана зовут Ухтдельб, но он влюбился в Айне, а его жена - в брата Айне, Эйлена, в результате чего супруги стали встречаться с братьями и сестрами (Williams, 2016). В фольклоре полуострова Беара [3] говорится, что Мананнан был любовником Кайлих и что она превратилась в камень, ожидая, когда он вернется к ней. В историях о зачатии Монгана его возлюбленной является смертная женщина Кайнтигерн, жена Фиахры, которой Мананнан дал в отцы короля Монгана.

 

В "Лебор Габала Эренн" говорится, что Мананнан был убит Уилленом, сыном Эоху Гарба, хотя более поздний фольклор приписывает его смерть Уллину, сыну Тадга, сына Нуады Аргетламх (Macalister, 1944; Todd, 1892). Когда он погиб в битве в Коннахте, из его могилы вырвалось озеро, которое первоначально называлось Лох-эн-Орбису, но позже стало известно как Лох-Корриб (O hOgain, 2006). Согласно преданиям манксов, его могила находится на острове Мэн. Как и в случае со всеми ирландскими божествами, стоит помнить, что смерть не является для богов постоянной ситуацией, и как бы часто их ни убивали в историях, они всегда появляются снова.

 

Мананнан в моей жизни [Здесь надо пояснить, что каждая глава завершается подобными рассуждениями, и они не менее ценные, чем теоретический материал]

 

У меня интересные отношения с Мананнаном. Для меня большинство других богов - это существа, которых мне пришлось найти тем или иным способом. Я пришла к колдовству и ирландскому язычеству в подростковом возрасте и сразу же начала изучать ирландских богов, начав свое поклонение с Дану, Дагды и, в меньшей степени, Бригид. Позже я стал уважать и почитать Маху и Морриган, а в конце концов - Бадб и Нуаду. Но мои отношения с океаном и его богом сложны.

 

Я родился менее чем в миле от Атлантического океана и прожил всю жизнь - куда бы я ни переезжал - не более чем в дюжине миль от берега. Я испытываю инстинктивную симпатию к историям о селки (шелки), потому что понимаю, каково это - чувствовать, что и море, и суша являются частью тебя, ощущать разрыв между ними.

 

Но когда я искал богов для поклонения, я не обращался к океанским богам, потому что всегда относился к океану и его силе неоднозначно. Некоторые люди боятся штормов, огня или безумия - все это компетенция других богов. Я же боялся бездонных глубин океана, мест, где исчезают корабли и обитают акулы. Белые волны, которые так же смертоносны, как и прекрасны. Я любил океан, как люблю дышать, но и боялся его, потому что знал: сколько он дает, столько же и забирает. И для меня нет разницы между океаном и божеством, которое им управляет.

 

Однако со временем я начал понимать, что мой страх был порожден желанием контролировать то, что никогда не будет подвластно смертному. И чем больше я начинал понимать, что в основе моего страха лежит боязнь остаться без контроля, тем больше этот страх сменялся уважением. Я по-прежнему знаю силу океана и понимаю его переменчивую природу, но мне также кажется, что я осознал важность уроков, которые он преподносит, как в мягком, так и в яростном состоянии.

 

Только с этим растущим уважением я начал сближаться с божеством, которое катается по волнам. Наконец я был готов обратиться к Мананнану и узнать, чему он может меня научить.

 

Примечания

 

1. Мананнан, конечно, не сын Лира, отца детей Лира из рассказа Oidheadh Chloinne Lir. В мифологии нет ничего, что связывало бы Мананнана и этого Лира друг с другом, и среди ученых есть предположения, что сам Лир был более поздним литературным творением, а не существом из подлинной более древней традиции.

 

2. Я немного скептически отношусь к Аодху мак Этхаиллу, поскольку его называют Аодхом, сыном Этхаилла, но в отношении остальных мы получаем имена и эпитеты, многие из которых связаны с цветами, что весьма интересно.

 

Скойт Глейгил, Скойт [возможно, форма Скойт, жидкость] Глейгил Глей прозрачный Глей яркий

Rabhach Slaitin, rábach смелый, плодовитый slaitin маленький жезл

Gleigeal Garbh, gleigal bright-clear garb rough

Goithne Gorm-suileach, goithne маленький дротик gorm-suileach голубоглазый (хотя gorm имеет несколько значений)

Sine Sindearg, древний штормовой красный

Домналл Доннруадх Домналл красно-коричневый

 

3. У меня нет письменных упоминаний об этом, но я слышал об этом в нескольких местах и видел, как это упоминалось в связи с камнем Cailleach Beara в Беаре. Это явно современный фольклор, но он достаточно прижился, чтобы прикрепиться к этому сайту, поэтому я предлагаю его здесь на рассмотрение читателя.

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)