Лондон и вокруг него (публикации за 4 декабря 2018)10 читателей тэги

Автор: Шано

* * *

Оригинал взят у в Статистика, однако!

Среди бумаг в приходе Lamplugh (Камбрия), был обнаружен реестр смертей за период с 1658 под 1663 год. Помимо остальных, более естественных причин смерти, там значилось: До смерти напуганы фейри – 3 человека Околдованы – 4 человека Утоплены по подозрению в колдовстве – 3 человека Заведен в пруд блуждающим огоньком – 1 человек The Folklore of the Lake District. Marjorie Rowling. B.T. Batsford Ltd. London 1976

Изобретая Шотландию, ссылки сдохли

Оригинал взят у в Изобретая шотландского горца – следуя за Тревор-Роупером
Статья сэра Хью Тевора-Роупера в сборнике "Изобретение Традиции" под редакцией Э.Гобсбаума производит интересное впечатление "где-то это я уже видел. У нас, недавно". Древняя Шотландия горцев, согласно автору, оказывается иллюзией, сказкой, созданной в несколько подходов в конце 18-го-начале 19-го столетий. И деконструкция этой сказки может оказаться весьма полезной для пытливого ума.

скрытый текст[MORE=читать дальше]
"Традиционный образ" шотландца сегодня - килт и волынка.


Итак, горная Шотландция, родина невероятно привлекательного для некоторых дам типажа сурового шотландца в килте цветов родного клана, гуляющего с волынкой по горам. До 17-го века (а отчасти и до 18-го века) западная Шотландия в культурном плане была колонией Ирландии, как это ни странно звучит для нас. Более того, шотландские горцы представляли собою "overflow of Ireland", избыток Ирландии, включенный в ирландское "культурное поле" в роли потребителя. Создание отдельного культурного поля, создание мифа о шотландском горце, мифа, отполированного в викторианский период, началось с трех шагов:
- с проведения своеобразной культурной революции и переворачивания связи "потребитель-производитель"; - теперь горная Шотландия должна была выступать в качестве колыбели "кельтскости";, а не культурной провинции;
- с изобретения "древних и аутентичных"; горских традиций, в первую очередь таких, которые больше всего бросаются в глаза, т.е. внешних атрибутов "шотландских горцев";
- и напоследок - с распространения (из)обретенных традиций традиций на южную и восточную Шотландию.


Голливуд создает образ "старой доброй Шотландии" с килтами 18-го века и синими лицами из 4-го века.

На протяжении всего 18-го века рядом шотландских интеллектуалов была разработана концепция автохтонности культуры (да и самого) населения северо-западной Шотландии. В 1738-м году вышла книга Дэвида Малкольма "Dissertation оn the Celtic Languages", но основные действия начались в 1760-е годы, когда однофамильцы Джон Макферсон (священник на о-ве Скай) и Джеймс Макферсон (переводчик Оссиана) начали усиленно переиначивать ирландский фольклор, переводя его на почву шотландских highlands. Джеймс http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B0%D0%BD”" target=_blank>баллады Оссиана «нашел», Джон написал “Critical Dissertation” в поддержку аутентичности баллад, спустя 10 лет Джеймс уже готовую концепцию "Извечной Шотландии" выписал в своем "Предисловии к истории королевства Великобритании и Ирландии" - в результате перед читателем представал народ горной Шотландии, отражающий удары римлян и создающий великий эпос еще тогда, когда ирландцы "под стол ходили". Мысли двух Макферсонов увлекли даже осторожного Гиббона, который признался, что в истории Шотландии они были для него ориентирами. Обстоятельная (и разрушительная) критика работ обоих Макферсонов началась только в конце 19-го века (когда миф уже укоренился и было неважно, о чем спорят ученые, пока народ увлечен образом), хотя уже в 1805-м году Вальтер Скотт в своей критической статье об Оссиане отрицал аутентичность Оссианских баллад. Однако, в процессе критики Скотт сам сделал довольно сенсационное заявление - с древних времен горцы Шотландии носили килт (филибег) из ткани "шотландки". Такого не заявляли даже Макферсоны.


Рафинированный образ горца в викторианское время.

Клетчатая ткань известна в Шотландии с 16-го века, когда ее стали завозить в горы из Фландрии через шотландские долины, однако килты вошли в обиход только после 1707-го года и были изобретены англичанином. До 18-го века шотландские горцы практически не отличались от своих ирландских соседей - длинные рубахи, короткие штаны, более богатые носили пледы и длинные узкие штаны (trews) из "шотландки". Начиная с 17-го века, когда культурные связи между двумя родственными регионами стали ослабевать, длинные рубахи были заменены на костюмы из шотландских долин - рубаха, штаны и (для богатых) камзол.


Шотландские солдаты в килтах-пледах.

Однако, клетчатые пледы не только не исчезли, но и стали массово использоваться шотландскими солдатами времен гражданских войн середины 17-го века в качестве дешевой верхней одежды – плед обматывали вокруг пояса, остаток ткани перебрасывали через плечо, а в случае непогоды просто закутывались по горло. Именно такой способ ношения пледа (обмотав на поясе вокруг штанов и перекинув через плечо) и называли изначально "килтом". И только в конце 1720-х годов килт стал килтом - по инициативе Томаса Роулинсона из Ланкашира.


Во время якобитской авантюры 1745-го года килт-юбка использовался горцами-якобитами.

Роулинсоны были довольно известной в Ланкашире фамилией квакеров, занятых в сталеплавильном производстве. В 1720-е годы, испытывая затруднения в снабжении углем своих плавилень, Томас Роулинсон обратил взор на Шотландию, где благодаря ресурсам страны можно было наладить плавильное производство. Потому в 1727-м году Роулинсон взял в аренду на 20 лет лесные угодья Иана Макдональда из Гленгарри, и устроил на месте сталеплавильное производство, используя сырье из Ланкашира (т.е., не уголь шел на юг, а руда на север). Предприятие не увенчалось успехом, и через 7 лет было свернуто. В любом случае, идея создания юбки-килта пришла в голову Роулинсону во время посещения плавильных цехов, на которых работали завернутые в пледы шотландцы. Наблюдая за довольно неуклюжим костюмом (ибо в жарком цеху в таком платье довольно неуютно), Роулинсон решил повысить производительность путем отсоединения части пледа и оставления его на поясе, но уже в качестве юбки - таким образом, верхняя часть туловища не была скована пледом. Эксперимент удался - в местном гарнизоне из пледов пошили юбки (портной, вероятно, был весьма удивлен такому странному заказу), которые пришлись рабочим по вкусу. Так, со спецодежды для сталеваров, созданной англичанином для повышения производительности, и зародилась легендарная юбка, быстро распространившись по Шотландии*. Настолько быстро, что после якобитского восстания 1745-го года килт был в числе предметов одежды, которые запрещались к ношению (таким образом британское правительство решило унизить горцев). Запрет носить килты, узкие штаны, поясные сумки, предметы из "шотландки" и проч., настолько сильно ударил по местной культуре, что через 10 лет после запрета нигде нельзя было встретить ни "шотландки", ни килта - ничего. Килты появились в жизни Шотландии уже качестве местного полусвятого символа типа вышиванки по двум причинам.


Еще один голливудский образ шотландского горца.

Первой причиной стало увлечение местной интеллигенции концепциями "благородных дикарей", тем более, что благородный дикарь (горец) теперь был уже укрощен, более того - грозился исчезнуть, чего местные элиты позволить не могли. Об этом движении мы поговорим чуть позже.
Второй причиной стало использование килтов шотландскими полками британской армии. После подавления восстания 1745-го года и запрета ношения «горской» одежды, для солдат шотландских полков (в первую очередь, для 42-го и 43-го пехотных полков) было сделано специальное исключение - они, как преданные и храбрые солдаты-горцы, могли носить шотландскую одежду. Изначально носившие пледы солдаты не преминули воспользоваться идеей ношения килта и, таким образом, во времена всеобщего исчезновения килт сохранился и получил определенную славу в качестве выделяющего признака в славных шотландских полках.


Килт в 19-й век попал благодаря шотландским солдатам и шотландским интеллектуалам.

Более того, возможно, что система "тартанов", т.е. определения того или иного клана по особому рисунку ткани родилась именно в шотландских полках для выделения батальонов. Однако, о тартанах мы поговорим в следующий раз.

Другие части:
Часть 2 - От килта к тартану
Часть 3 - Люди Работают
Часть 4 - Закрепление образа

* У этой версии, однако, есть противники (шотландцы и их потомки в США, в основном), которые утверждают, что килт-юбка появился в конце 17-го - начале 18-го века до затей Роулинсона. Однако, доказательств таким утверждениям они не приводят.

hit counters

[/MORE]

* * *

Оригинал взят у в Аборигены съели Кука?
Автор - Алевтина_Князева. Это цитата этого сообщения
Аборигены съели Кука

 

Гибель Джеймса Кука.

Загадки истории - Гибель Джеймса КукаКорабли Кука вышли из английского порта Плимут в 1776 году. Задачей экспедиции было найти Северо-Западный проход между Тихим и Атлантическим океанами на Севере Америки. Кук обошёл мыс Доброй надежды, пересек Индийский океан и посетил Новую Зеландию и Таити. Путь его лежал на Север — британский парламент обещал команде корабля, который сделает открытие — 20,000 фунтов стерлингов — целое состояние по тем временам. На рассвете 18 января 1778 года Кук увидел землю: это был остров Оаху, один из восьми островов Гавайского архипелага. Сильный встречный ветер помешал кораблям приблизиться к острову и отнес их на северо-запад к острову Кауаи. К вечерукорабли подошли к берегам острова Кауаи.



Ночью, несколько гавайцев, одного из которых звали Моапу, ловили рыбу в заливе. Внезапно, они увидели в темноте силуеты проплывавших кораблей Кука с горящими огнями. Гавайцы в ужасе побросали снасти и бросились на берег, чтобы рассказать о небычайном проишествии вождям. На следующее утро толпы любопытных гавайцев вышли в океан на своих каное, чтобы посмотреть на необыкновенное чудо. Они не осмеливались взойти на борт, но подойдя к кораблям, охотно привязывали к брошенным с бортов веревкам свиней, рыбу и сладкую картошку.
скрытый текст[MORE=читать дальше]Корабли бросили якорь в бухте Ваймеа, недалеко от места, где в океан впадала река с одноименным названием. Вдоль обеих берегов реки тянулись покрытые травой хижины. На берегу собралась большая крикливая толпа гавайцев. Одни утверждали, что паруса — это огромные морские скаты. Другие говорили, что мачты это растущие в океане деревья. Кахуна (гавайский шаман) объявил, что корабли это хейау (алтари) весьма почитаемого бога Лоно. В конце концов правящий вождь решил послать своих представителей на борт. Когда они поднялись на короабль, то чуть не сошли с ума от возбуждения: они приняли английские треуголки офицеров за треугольные головы . Одежда казалась им висячими лоскутами кожи с карманами. Одному из высоких вождей, взошедших на борт, Кук подарил кинжал. Впечатление было настолько сильным, что вождь объявил новое имя своей дочери — Кинжал.
Гавайцы давали, насколько могли, самые лучшие описательные имена странным вещам англичан. Матрос, который поднимал флаг, был назван Ку Цветного Флага, по имени идола одного из алтарей. Человек, куривший трубку, получил имя Лоно Огненного Вулкана. Когда они увидели шкуру быка, гавайцы воообразили, что хаоле (иностранцы) убили легендарную собаку-монстра Ку-Лун, которая пожирала людей. Команде требовались запасы воды, продовольствия и дров, и Кук приказал лейтенанту Джону Вильямсону снарядить экспедицию на берег. Когда лодка подплыла к берегу, несколько гавайцев зашло в воду, чтобы помочь лодке пристать к берегу. Когда один из них схватился за швартовый крюк шлюпки, молодой лейтенант выхватил пистолет и застрелил гавайца. Позднее днем, Кук решил сойти на берег самому. Он ходил посреди гавайцев безоружным. Гавайцы приветсвовали его как самого высокого вождя. Они падали ниц на землю при его приближении и предлагали ему в подарок пищу, циновки и капа (материал из коры деревьев).
Гавайцы возбужденно обсуждали огромное богатство иностранцев. Некоторые были не прочь прихватить железные предметы, которые они видели на палубе, но высокий шаман предостерег их не делать этого. Сам он пребывал в неуверенности, отнести иностранцев к богам или к простым смертным. В конце концов он решил устроить простую проверку: предложить чужеземцам женщин. Если англичане согласятся, то они явно не боги, а простые смертные. Англичане, естественно, провалили экзамен, но многие гавайцы еще сомневались.
Толпы доступных женщин расстроили Кука, который знал, что многие из его команды страдали венерическими заболеваниями. Он приказал всем больным оставаться на борту, но эта мера была безуспешной, так как женшин стали доставлять прямо на борт. Мало кто сомневается, что именно команда Кука занесла на Гавайи сифилис и гонорею. Расходная книга корабля «Резолюшн» содержит имена 66-ти матросов из команды в 112, которые получали лечение от венерических болезней во время плавания. Через год после визита Кука болезни распространились по всем островам и стали одной из главных причин резкого сокращения уровня рождаемости коренного населения.
Спустя две недели, отдохнув и пополнив запас продовольствия, корабли ушли на север искать северо-западный проход. После исчезновения англичане были посланы гонцы на другие острова, чтобы сообщить новость о необыкновенных белых людях. Гонцы так описывали чужеземцев: говор их был похож на щебетанье птиц, ноги были прикрыты, а изо рта, как из вулкана, выходил дым. Многие гавайцы верили, что капитан Кук это воплощение всемогушего бога Лоно.
В конце ноября 1778 Кук вернулся на Гавайи. Именно здесь, на Гавайях, цепь несчастливых событий привела к его гибели. Обычно на других островах Кука встречали как главного вождя другого племени. На Гавайях его приняли за бога Лоно. Древние легенды предсказывали, что Лоно вернется на плавучем острове. Оба визита Кука происходили в сезон праздника Лоно.
В течение семи недель Кук исследовал побережье островов, а затем стал на якорь в бухте Кеалакекуа самого большого острова Гавайи. Выбор этой бухты еще больше убедил Гавайцев в том, что Кук это воплощение бога Лоно, — по преданию, именно здесь Лоно видели в последний раз. Сотни гавайцев ринулись приветстовать возвращение Лоно. Кук записал в своем журнале: «Я никогда не видел в здешних морях такого количества людей, собравшихся в одном месте; кроме множества каное, весь берег был покрыт людьми, а сотни их плавали вокруг корабля как стаи рыб».
Гавайцы осыпали англичан всевозможными дарами, на борту постоянно находилось множество женщин. Дэвид Самвелл, судовой врач, сделал такую запись в своем дневнике: «Мы живем в величайшей роскоши, а что касается количества и выбора женщин, то среди нас едва ли найдется такой, кто не сможет состязаться с самим турецким султаном». За свои услуги женщины получали в подарок кусочки железа, ножницы, бусы и зеркала. Через некоторое время на борту появился Каланиопуу, правитель острова Гавайи. Он щедро снабдил Кука запасами еды и всевозможными подарками. Каждый день сотни гавайцев забирались на борт обоих судов. Иногда их набиралось так много, что было невозможно работать. Время от времени аборигены крали металлические предметы. На эти мелкие, хотя и досадные кражи не обращали внимания.
По мере того как суда производили ремонт и пополняли запасы продовольствия, некоторые гавайцы все больше укреплялись во мнении, что англичане были не боги, а простые смертные. Так как чужестранцы обильно загружали суда продовольствием, гавайцы предполагали, что те покинули свою страну из-за голода. Они вежливо намекали морякам, что пора и честь знать, и что они смогут посетить острова во время следующего урожая, когда снова будет много еды. Многих насторожил рассказ женщины, чаcто посещавшей корабли. Когда она лежала с матросом, ее ногти вонзились ему в спину так, что он закричал от боли. Гавайцы верили, что боги не ложатся со смертными женщинами, и тем более, не знают боли. Возможно, Кук и был богом, но уж его люди, точно, не были божественного происхождения.
4 февраля 1779 года, через четыре недели после вхождения кораблей в залив Кеалакекуа, Кук приказал поднять якорь. Гавайцы с удовлетворением наблюдали за уходом англичан. Однако в первую же ночь корабли попали в шторм и передняя мачта «Резолюшн» дала трещину. Нужно было возвращаться. Кук знал тольку одну удобную бухту неподалеку — Кеалакекуа. Он потратил семь недель для того, чтобы ее найти, и теперь у него не было выбора, как только идти назад в ту же бухту.
Когда корабли вошли в знакомую бухту, ее берега были безлюдны. Посланная на берег шлюпка вернулась с известием, что король Каланиопуу наложил табу на всю бухту. Такие табу были обычным явлением на Гавайях. Обычно после того, как землю и ее ресурсы изрядно использовали, вожди запрещали туда вход на время, чтобы дать возможность восстановиться морским и земельным ресурсам.
Англичане чувствовали нараставшую тревогу, но им было необходимо отремонтировать мачту. На следующий день залив посетил король и дружелюбно приветствовал англичан, но настроение гавайцев уже каким-то образом поменялось. Первоначальная теплота отношений понемногу растаяла. В одном случае дело чуть не дошло до стычки, когда вожди приказали гавайцам не помогать команде, сошедшей на берег за водой. Шестерым матросам, охранявшим работы на берегу, было приказано зарядить ружья пулями вместо дроби. Кук и его доверенный офицер Джеймс Кинг высадились на берег, чтобы уладить спор из-за воды между командой и островитянами. Едва они успели решить спорный вопрос, как услыхали звук мушкетного огня по направлению корабля Дискавери. От корабля в сторону берега неслось каное. Сидящие в нем гавайцы яростно гребли веслами. Очевидно, они что-то украли и пытались скрыться. Кук, Кинг и один матрос побежали наперерез по берегу через камни и песок в надежде перехватить воров, но опоздали, и потому бросились вдогонку вглубь острова. Они продолжали преследование на протяжении трех миль пока не осознали, что гавайцы, у которых они спрашивали направление, намеренно заблуждали их. Когда они, усталые и взъерошенные, вернулись на берег, то узнали, что боцман Дискавери решил сойти на берег и захватить каное воров. Как оказалось, каное принадлежало другу англичан вождю Палеа. Когда Палеа потребовал свое каное назад, возникла перепалка, во время которой вождя ударили веслом по голове. Гавайцы бросились на англичан, и те были вынуждены укрыться среди камней на берегу. К счастью, Палеа восстановил порядок, и соперники предположительно расстались как друзья.
На рассвете следующего дня англичане обнаружили, что шлюпка, привязанная к бую в дюжине ярдов от Дискавери, исчезла. Гавайцам удалось украсть ее прямо из-под носа вахтенного матроса. В шесть часов капитан Чарльз Клерк, который командовал Дискавери, отправился на Резолюшн, чтобы доложить о случившемся. Кук был вне себя от ярости. Эта шлюпка была лучшей из тех, которые были на борту. Он приказал блокировать бухту так, чтобы ни одно каное не могло из нее выйти. Кук зашел в свою каюту, взял двустволку и приказал снарядить шестивесельную шлюпку, чтобы отвезти его в деревню Каавалоа на северной оконечности бухты. Вместе с ним отправились лейтенант Филлипс и девять морских пехотинцев.
Задачей Кука было встретиться с королем Каланиопуу. Он собирался использовать план, который никогда не подводил его при подобных обстоятельствах в других частях океана: он пригласит Каланиопуу на борт и будет удерживать его там до тех пор, пока его подданные не вернут лодку.
В семь часов утра Джеймс Кук и его морские пехотинцы спрыгнули со шлюпок в воду прибоя и по черным базальтовым пластам лавы, сходившим в океан, выбрались на берег. Две шлюпки остались ждать у берега. Кук считал себя другом гавайцев, которому, равно как и гавайцам, было нечего опасаться. Дом Каланиопуу стоял примерно в тридцати ярдах от берега. Король как раз просыпался, когда Филлипс заглянул в дверь королевского дома. Вошел Кук, сел рядом со стареющим королем и заговорил о пропаже. Как оказалось, король ничего не знал о лодке, но Кук все равно решил привести свой план в исполнение и пригласил короля провести день на борту корабля. Каланиопуу с удовольствием согласился. Пока Каланиопуу и Кук разговаривали, около королевского дома собралась довольно большая толпа. Через некоторое время оба вышли из дома и направились сквозь толпу к берегу. Однако жены короля и некоторые из вождей не хотели, чтобы стареющий король шел на корабль и всячески пытались его остановить. Жены громко плакали и умоляли его не ходить. В конце концов, им удалось усадить короля на землю у самой кромки воды.
Толпа быстро росла, задние нажимали. Лейтенант Филиппс спросил разрешения у Кука поставить своих людей с мушкетами в линию у берега так, чтобы перед ними была линия огня, и никто не смог подойти сзади. Кук считал это излишним, но все же дал разрешение построить людей. В это время над заливом разнеслось эхо выстрелов. Гавайцы заметно встревожились. Кук уже понял, что привести короля на корабль не удастся. Он поднялся и один пошел к лодке. В этот момент в возбужденную толпу вбежал гавайец и прокричал, что агличане убили высокого вождя, когда тот пытался выйти из бухты на своем каное. Это было объявлением войны. Женщины и дети исчезли. Мужчины надели защитные плетеные маты, в руках их появилиь копья, кинжалы, камни и дубинки. Один из воинов приблизился к Куку и замахнулся на него кинжалом. Кук взвел курок и выстрелил. Пуля малого калибра застряла в защитной накидке воина. Тот триумфально обернулся к соплеменникам показать, что цел и невредим. Теперь даже самые робкие решили напасть на человена, которого они считали богом. По оценке одного из англичан, в то утро на берегу собралось от 22 до 32 тысяч вооруженных гавайцев.
Кук отступил к самой кромке воды. Рядом с ним находился лейтенант Филлипс. Еще один воин с кинжалом напал на Кука. Кук поспешно выстрелил, но промахнулся и убил другого рядом стоявшего гавайца. Ударом приклада Филлипс сбил с ног одного нападавшего и застрелил другого. К этому моменту пехотинцы выстроились в линию на берегу и дали залп по толпе. Экипаж в лодках также открыл огонь. Кук зашел по колено в воду и повернулся, чтобы подозвать лодки и приказать прекратить огонь. В этот момент на его голову обрушился сокрушительный удар деревянной дубинки. Когда он падал, другой воин нанес ему удар кинжалом в спину. Через час после того как он сошел на берег, Кук был мертв.
Филлипс истратил свой последний патрон и, несмотря на рану от кинжала, стоя в воде, шпагой отбивался от наседавших гавайцев. Наконец, он развернулся и поплыл к лодке. Едва его втащили в лодку, Филлипс увидел, как один раненый пехотинец исчез под водой. Он снова прыгнул в воду и помог затащить пехотинца в лодку. Позднее, Дэвид Самвелл писал в рапорте, что пехотинцы выстрелили залпом, побросали мушкеты и побежали. Четверо из девяти погибли от рук гавайцев, остальные поспешно уплыли в лодках. Матросы налегли на весла, чтобы выйти из-под града камней, которыми их осыпали гавайцы. Вот как описывал лейтенант Кинг момент смерти Кука: «Увидев, что Кук упал, гавайцы издали победоносный вопль. Тело его тут же втащили на берег, и окружавшая его толпа, жадно выхватывая кинжал друг у друга, принялась наносить ему множество ран, так как каждый хотел принять участие в его уничтожении».
Матросы на борту Резолюшн видели схватку на берегу и выстрелили два раза из пушки по гавайцам. Спустя короткое время на берегу никого не осталось. Гавайцы также унесли с собой тела погибших. Принявшие на себя командование офицеры решили забрать находившиеся на берегу мачту и паруса Резолюшн, а также вернуть тела Кука и четырех матросов.
Не успели они принять это решение, как по берегу разнеслись звуки выстрелов из мушкетов: гавайцы напали на небольшую команду, охранявшую паруса и мачту. После того как на берег высадилоь подкрепление, было достигнуто перемирие. Паруса, мачта и инструменты были доставлены на борт Резолюшн. Лейтенант Кинг пытался убедить гавайцев вернуть тела павших. Ночью часовые услыхали осторожный звук весел около борта Резолюшн и выстрелили в темноту. Они едва не попали в двух гавайцев, которые попросили разрешения взойти на борт. В руках они несли небольшой сверток, завернутый в тапа (дубленая ткань из коры деревьев). Они торжественно развернули тапа, и при колеблющемся свете фонаря англичане с ужасом разглядели кровавое мясо, которое очевидно было срезано с тела Кука.
Англичане пришли в ужас от такого обращения с телом своего капитана, некоторые стали подозревать в гавайцах каннибалов. И все же, с останками Кука обошлись так, как поступали с телами самых высоких вождей. По традиции, гавайцы отделяли плоть от костей высоко почитаемых людей. Затем кости связывали вместе и тайно хоронили, чтобы никто не смог надругаться над ними. Если покойный был объектом большой привязанности и уважения, то кости могли хранить некоторое время у себя дома. Так как Кук пользовался очень большим уважением, части его тела были поделены между высокими вождями. Его голова досталась королю, а скальп забрал один из вождей. Ужасное обращение было, на самом деле, высочайшей почестью со стороны гавайцев.
В течение следующих нескольких дней англичане жестоко мстили. Официальный журнал экспедиции не упоминает деталей, но кажется, что команда вышла из-под контроля офицеров и погрузилась в оргию кровопролития и уничтожения. Во время одного эпизода 17 февраля неизвестное количество гавайцев было убито, а их поселение сожжено. Убийство гавайцев продолжалось несколько дней. Во время очередной такой вылазки отрезанные головы гавайцев насадили на шлюпочные бушприты. Кинг, которому пришлось заканчивать путевой журнал Кука, и который был болен в то время, позднее извинительно писал: «Если бы я лично мог присутствовать, я бы возможно нашел средства спасти эту крошечную нацию от уничтожения».
Одним из результатов кровопролития явилось то, что напуганные гавайцы решили вернуть дополнительные останки Кука англичанам. Один из вождей, одетый в церемониальный плащ из красных перьев, вернул кисти руки, череп, предплечья и кости ног капитана.
Вечером 21 февраля 1779 года останки капитана Джеймса Кука были зашиты в парусину и после погребальной молитвы, прочтенной капитаном Клерке, опущены в воду залива. Экипаж приспустил британский флаг и дал салют из десяти ружей. Многие из матросов и пехотинцев на палубах обоих кораблей открыто плакали. Гавайцы не наблюдали за церемонией с берега, так как вождь наложил на залив капу (табу). На следующее утро англичане подняли паруса и навсегда покинули острова.
Однако история на этом не закончилась — в мае 1823 года гавайский король Камехамеха II прибыл со своей женой и свитой в Великобританию, где спустя три месяца умер. Незадолго до кончины он передал медикам стрелу с железным наконечником и деревянным оперением. Ничем не примечательную стрелу, если бы уважаемый Камехамех II не сказал бы, что белая кость в середине стрелы является костью белого человека под именем Джеймс Кук.
В 1886 году стрела перебралась из Лондона в Австралию, где и хранилась до недавнего времени. Так она была и забыта всеми, если бы не президент Общества капитана Кука Клифф Тронтон, который решил проверить аутентичность этой стрелы. Многое сразу вызвало у историков сомнения: стрела была не похожа на те, которыми пользовались туземцы Гавайских островов в то время, скорее, она была привезена с места предпоследней стоянки Кука — берегов Америки.
Тогда кость просветили рентгеном, и выяснилось, что она может принадлежать как киту или дельфину, так и человеку. Теперь на очереди был ДНК тест, который должен был определить кому принадлежит эта кость. Правда, эта работа осложнялась тем, что никто из шести детей капитана не обзавелся собственным потомством, и поэтому ученым видимо придется обратиться к родственникам его родной сестры Маргарет. Совсем недавно президент общества капитана Кука Клифф Торнтон объявил, что согласно анализу ДНК стрела никакого отношения к Куку не имеет. Так и умерла эта красивая легенда.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru


[/MORE]

* * *

Оригинал взят у в Как достать почту.

Тестировщик почты : размер 283x400, 24.93 kb

Глядя на снимок может показаться, будто человек, изображенный на нём, использует почтовый ящик в качестве урны. На самом деле это не так: на луковицах, которые мужчина опускает в прорезь, наклеены все необходимые марки — поэтому, согласно закону, овощи являются посылкой и должны быть доставлены адресату. Человек на фото — Реджинальд Брей — "головная боль" Английской почты.

скрытый текст[MORE=читать дальше]А началось всё в 1898 году, когда Реджинальду попался на глаза справочник Королевской почтовой службы, где говорилось о готовности доставить посылку любого размера, от пчелы до слона. Брей воспринял слоган буквально, и на протяжении следующих сорока лет испытывал Английскую почту на прочность. Начал он с открыток. В графе "Кому" он писал: "В любой дом Лондона",

http://4.bp.blogspot.com/-wPqK-b2Plc4/Tf63PybcRmI/AAAAAAAAGhs/o7QcrP0yp3U/s1600/W.%2BReginald%2BBray.jpg

или клеил фотографию скалы с пометкой: "К дому возле этой скалы",
http://www.newyorker.com/online/blogs/books/POst2.jpg

или указывал адрес ребусом.
http://3.bp.blogspot.com/_AbVQhu6yKoU/TJT2grDSywI/AAAAAAAABdI/E0-5GNIV4Hc/s1600/post4-thumb-350x271-51369.jpg

Он отправлял вязаные конверты
http://1.bp.blogspot.com/-cNnrkICdk2I/Tf63POw0-rI/AAAAAAAAGhc/4kGsst7Lc_I/s1600/W.%2BReginald%2BBray%2B%25281%2529.jpg

и открытки с двумя адресами, которые должны были перенаправляться с одного адреса на другой вечно.
Естественно, что не все письма находили получателя, но почта старалась.

После открыток, шутник переключился на посылки. В почтовый ящик отправились: котелок, репа (с вырезанным на ней адресом), череп кролика,трубка, пенни, велосипед и много чего еще.

http://redletterdayzine.files.wordpress.com/2011/03/bray_bicycle_01.jpg?w=415&h=576
Брей исправно клеил марки на каждую вещь. Однажды он отправил по почте пса, но каково же было удивление почтальонов, когда Реджинальд явился на почтамт с квитанцией об оплате и заявил, что сам является посылкой. Почтальонам ничего не оставалось, как доставить "посылку" по указанному на ней адресу.
http://i342.photobucket.com/albums/o413/johngb1840/wrbray/photos/posted2-thumb.jpg

Кроме почтовой службы Реджинальд Брей донимал и обычных граждан.
Он отправлял письма знаменитостям и простым людям, требуя с них автографы. К концу жизни коллекция Брея насчитывала 15.000 росчерков. Долгое время коллекционер добивался автографа от Гитлера, бомбардируя его письмами. В конце концов, из немецкой канцелярии пришел ответ: "Фюрер очень загружен работой, воздержитесь от дальнейших писем по этому адресу". Шли тридцатые годы — Гитлер был занят.

Via dirty.ru

[/MORE]

* * *

Оригинал взят у в Откуда взялся лозунг...
...про пиратов, на монете, отчеканенной тогда, когда пиратство на Багамах было уже давно не актуальным?


скрытый текст[MORE=читать дальше]
На самой ранней монете Багамских островов — медном пенни 1806 года отчеканена латинская фраза: Expulsis piratis restituta commercia. «Изгнав пиратов, восстановили коммерцию». На первый взгляд она кажется анахронизмом. Последние багамские пираты нашли свою смерть на виселицах или в сражениях лет за 80 до появления этого пенни, а те, кто уцелел, давно покоились в приличных могилах. С другой стороны, в эпоху Наполеоновских войн на морских путях у Нового света было неспокойно — за британскими судами охотились французские и испанские корсары. И при чем тут Expulsis piratis? Если судить по году чеканки, то ни при чем. Латинское изречение появилось на монетах, поскольку являлось официальным девизом Багамской колонии. Сочинил его губернатор Вудс Роджерс, сумевший в конце 1710-х годов ликвидировать здесь последнее пристанище пиратов Карибского моря.



Багамский архипелаг, расположенный между Флоридой и Кубой и насчитывающий 40 крупных островов плюс несколько сотен мелких, служил укрытием для пиратов с самого начала колонизации обеих Америк. Британцы взялись осваивать архипелаг в середине XVII века. На острове Нью-Провайденс они основали поселение Чарлзтаун, впоследствии переименованное в Нассау и ставшее столицей Багам. В 1670 году Карл II подарил острова нескольким своим приближенным. Те, приняв презент, тут же о нем позабыли, поскольку гораздо больше интересовались состоянием дел в своих владениях в Южной Каролине. Багамы, несмотря на наличие представителя законной власти — губернатора, превратились в логово пиратов всех мастей. Испанцы, чьи галеоны грабились чаще всего, устраивали в ответ карательные рейды и неоднократно захватывали Нассау. Но пиратское сообщество на Багамах только ширилось за счет поселенцев, разочаровавшихся в мирной жизни и притока морских бродяг, потерявших свою прежнюю базу — Порт-Ройал на Ямайке.

В 1706 году пираты в результате «беззаконного мятежа и пьяного бунта» установили свою власть в Нассау. Законопослушных поселенцев силой заставили перебраться на один из островов архипелага. Лишь спустя 11 лет министры Георга I, которому были безразличны интересы фаворитов своего покойного двоюродного дяди, уговорили короля отобрать Багамы у лордов-владельцев Каролины, дабы навести на островах порядок. К тому моменту в Нассау обосновались более 2000 пиратов, и наибольшим авторитетом среди них пользовался Эдвард Тич по прозвищу Черная Борода. Бывший капер на службе британской короны, он был рядовым разбойником, пока не взял на абордаж крупное торговое судно, которое переоборудовал в 40-пушечный корабль — самый мощный в местной пиратской флотилии. Сам Тич, устроивший свою резиденцию в главном форте Нассау, носил при себе сразу шесть пистолетов и, помимо безрассудной храбрости, отличался необыкновенной удачливостью. Каждый месяц Черная Борода захватывал не менее одного корабля (разумеется, не обращая внимание на флаг, под которым тот шел).

Губернатором такого вот бандитского гнезда Георг I назначил 39-летнего бристольского негоцианта Вудса Роджерса. Как показывал опыт борьбы колониальных держав с джентльменами удачи в Карибском море, никто лучше не справлялся с пиратами, чем сами пираты. Знаменитую пиратскую базу на Тортуге по наущению французов разгромил французский же флибустьер Левассер, получив в награду пост губернатора острова. Точно так же легендарный Генри Морган уничтожил пиратский рай на Ямайке, по доброй воле обменяв свою славу на мундир командующего британскими войсками на острове. Роджерс некогда тоже был морским разбойником, только законным — приватиром (так называли владельцев каперских грамот, чьи корабли снаряжались частными лицами). В 1708 году несколько бристольских купцов, бизнес которых терпел убытки из-за очередной англо-испанской войны, решили заняться каперством. Специально для этого они учредили акционерное общество и на деньги, вырученные от размещения акций, приобрели два хорошо вооруженных корабля. Возглавить экспедицию купцы предложили своему земляку, моряку и торговцу Вудсу Роджерсу. У новоиспеченного приватира родился смелый план: «пощипать» испанцев там, где они менее всего ждали нападений — у тихоокеанского побережья Южной Америки, мало знакомого британским мореплавателям. Корабли Роджерса успешно пересекли Атлантику, обогнули мыс Горн и в течение 1719 года захватили 20 испанских судов (среди них был манильский галеон с грузом, оцениваемым в 2 миллиона песо). Высадив десант в Эквадоре, Роджерс взял контрибуцию с портового города Гуаякиль. В 1711 году, через Вест-Индию, Индийский океан и вдоль африканского побережья, он вернулся на родину, став вторым после Френсиса Дрейка британцем, совершившим кругосветное плавание. Экспедиция сделала прежде простого, но рискового капитана богатым и знаменитым в Англии человеком.

На Багамах Роджерс появился в июле 1718 года и, как оказалось, весьма вовремя. Тремя месяцами ранее Эдвард Тич во главе 400 пиратов на четырех кораблях отправился в рейд к побережью Каролины. Тем не менее, губернатора встретили враждебно — в гавани Нассау он увидел горящий парусник, который один из пиратских главарей не пожалел поджечь ради острастки. Но Роджерс прибыл не абы как — на 60-пушечном линкоре, в сопровождении еще одного военного судна. А когда в Нассау узнали, что новый губернатор уполномочен даровать амнистию раскаявшимся, то к нему явилась делегация. Посланцы заверили Роджерса, что многие пираты очень хотят получить королевское прощение (вполне возможно, среди них были те, кто слышал, чем закончился на Ямайке отказ «берегового братства» принять амнистию из рук Моргана — коварным и жестоким разгромом). В подтверждение этих заявлений перед губернаторским домом выстроились 300 пиратов, давших приветственный залп из мушкетов.

Те из джентльменов удачи, кто не желал бросать привычное ремесло, но также и связываться с губернатором, которого неожиданно поддержала часть их собратьев, покинули Багамы. Некоторые главари со своими командами некоторое время продолжали разбойничать в Карибском море, другие сразу подались в Индийский океан. Эдвард Тич так и не вернулся на острова, в буквальном смысле сложив голову во время стычки с британскими моряками у побережья Северной Каролины. Добровольно или после уговоров, королевское прощение приняли около 1000 пиратов. Кто-то из них перешел на королевскую службу, занялся торговлей или каким-либо иным легальным делом. Роджерсу пришлось повесить всего восьмерых непокорных. В 1728 году он утвердил в качестве девиза Багамских островов фразу, подводившую итог его миссии — Expulsis piratis restituta commercia. Коммерция эта, впрочем, была порядочной лишь по меркам того времени. Основным и наиболее доходным товаром, поставлявшимся в Новый Свет из Старого, являлись негры-рабы. На деньги, вырученные с их продажи, здесь закупался сахар, кофе, табак, хлопок. Прибыль, полученная в Европе, вкладывалась в новые рейсы к берегам Африки и далее снова в Вест-Индию. Вудс Роджерс сам занимался работорговлей и владел крупным невольничьим судном.

Коммерческое благополучие Багам было нарушено в 1776 году американскими повстанцами и в 1782 году испанцами, сумевшими захватить Нассау. По завершении войны североамериканских колоний за независимость на Багамы прибыло множество эмигрантов вместе со своими слугами и рабами. Население островов разом увеличилось вдвое. В 1789 году местная палата представителей (еще при Роджерсе Багамы получили права частичного самоуправления) приняла акт о введении собственной разменной монеты. Король Георг III одобрил этот акт лишь в 1802 году — помешали новые войны. А еще через четыре года Soho Mint отчеканил для Багам 120 000 медных монет: на аверсе — портрет Георга III, на реверсе — парусник и надпись Expulsis piratis... По весу багамская монета соответствовала полпенни метрополии. Но на архипелаге ее номинал был объявлен равным целому пенни — и ничего, подействовало (вероятно, багамские власти последовали примеру Бермуд, где в 1794 году появились в обращении свои аналогичным образом облегченные медяки).

Лозунг, придуманный Роджерсом, вновь появился на багамских монетах только в середине XX века — как часть герба островов, утвержденного в 1869 году и несколько обновленного в 1959-м. И лишь на пяти долларах 1966-70 годов выпуска и 100 долларах 1971-72 годов. В 1973 году, после провозглашения независимости Багам, из герба исчезли любые намеки на пиратское прошлое островов. Так, трехмачтовый корабль XVIII века был заменен на каравеллу Колумба, а латинский лозунг — на английский Forward, upward, оnward together («Вместе дальше, выше, вперед»). Зато пиратскую тему подхватили туристические фирмы и кинорежиссеры. Именно на Багамах снимались сверхуспешные «Пираты Карибского моря». Джонни Депп даже приобрел здесь маленький остров. Вот так вот: вспомнили пиратов — получили коммерцию.



[/MORE]

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)