Автор: Шано

* * *

Чернокожая община появилась в Британии при Елизавете IТрубач Джон БланкЧернокожий трубач Джон Бланк часто играл при дворе королей Генриха VII и Генриха VIII. Первые представители темнокожей общины появились в Британии при Елизавете I. По словам историка Майкла Вуда, именно тогда было положено начало истории нынешнего поколения чернокожих британцев.Если выйти на станции метро Олдгейт на востоке Лондона и пройтись по улице Уайтчэпел-роуд, вас встретит головокружительная смесь различных говоров, рас, храмов, мечетей и знаменитых ресторанчиков района Брик-лейн - довольно типичная сцена для современной мультикультурной Британии.[MORE=читать дальше]

Большинство британцев считает, что представители черной расы из бывших колоний появились здесь после Второй мировой войны.

Появление выходцев из Карибского региона, например, прочно связано в сознании местных жителей с кораблем "Эмпайэр Уиндраш", который доставил в 1948 году в Британию большую группу жителей стран Карибских островов.

Появление бангладешцев связывают с войной за независимость 1971 года, а выходцев из Уганды индийского происхождения - с приказом, изданным в 1972 году тогдашним диктатором этой страны Иди Амином об их изгнании.

Однако жителей стран Западной Африки и даже Бенгалии (область на юге Азии, на территории современных государств Индия и Бангладеш) можно было встретить на улицах Лондона еще во времена Шекспира.

Конечно, их было немного, и тогдашние лондонцы на них смотрели с удивлением, а иногда и с неприязнью.

Прислуга, музыканты и актеры

Тем не менее, мы теперь знаем, что они тут жили, работали и заключали браки с местными жителями. Можно сказать, что темнокожая община Британии начала отсчет своего существования именно со времен правления Тюдоров.

Да, первые чернокожие появлялись в Британии еще во времена Римской империи, но их тогда было очень мало.

Перемены начались во времена правления Елизаветы I. В архивах того времени можно найти записи о простолюдинах не белой расы, живших и работавших в Англии, в особенности в Лондоне.

Отелло

 

Сам Шекспир, которого всегда интересовали "другие" персонажи, написал несколько пьес, в которых были роли для темнокожих людей, самый знаменитый из них - Отелло. Сам этот факт демонстрирует, что они были заметной частью тогдашнего Лондона.

Они работали прислугой, среди них были музыканты и актеры. И речь идет о нескольких сотнях человек, если не больше.

Здесь следует подчеркнуть, что они не были рабами. В самой Англии рабовладение было запрещено. И многие из чернокожих британцев вступали в браки с местными жителями.

Например, в 1599 году на улице Сент-Олав-Харт-стрит жил человек по имени Джон Кэтман, который, согласно записям в приходской церкви, женился на "черной служанке" Констанции. Чуть позже там же женились "мавр-христианин" Джеймс Каррес и служанка Маргарет Персон.

Из архивов церкви Святого Ботольфа у станции Олдгейт можно узнать много интересного. Здесь упоминаются не только французские и голландские иммигранты, но есть и перс, несколько индийцев и человек из "Ост-Индии" (теперешняя Бенгалия).

В одном этом небольшом приходе к концу XVI века жило 25 темнокожих человек. Большинство из них были слугами, но один жил неподалеку от колокольной мастерской, и, судя по всему, там и работал.

Некоторые имена в списке прихожан церкви Святого Ботольфа

  • Кристофер Капперверт [родом из Кабо Верде] - "черный мавр"
  • Доминго - "черный слуга-негр сэра Уильяма Уинтера"
  • Сюзанна Пивис - "темнокожая служанка Джона Деппинуа"
  • Саймон Валенсия - "черный мавр, слуга игольщика Стивена Драйфилда"
  • Кассанго - "темнокожий слуга купца Томаса Барбера"
  • Изабел Питерс – "темнокожая жительница постоялого двора на Аллее голубого якоря"
  • "Негр, которого, кажется, звали Франсис. Он должен был стать слугой пивовара Питера Миллера… Возраст - 26 лет. Его гроб, покрытый дорогой расшитой тканью, несли четыре человека"
  • Мэри - "темнокожая женщина, скончавшаяся на улице"

Похороны некоторых из них были весьма пышными, что свидетельствует о том, что их уважали коллеги, работодатели и соседи.

Некоторые детали приходского архива просто поразительны.

Например, в 1597 году Мэри Филлис, 20-летняя черная женщина, была служанкой у вдовы Баркер с улицы Марк-лейн. К тому времени она жила в Англии уже 13 или 14 лет. Она была дочерью мавра, мастерившего лопаты и корзины.

До прихода в дом вдовы Баркер Мэри была в услужении у швеи Миллисент Портер жившей в районе Ист-Смитфилд. Познав учение Христа, Мэри изъявила желание креститься и обратилась с этой просьбой к священнику через свою хозяйку.

После встречи Мэри с приходским священником церкви Святого Ботольфа, который удостоверился в искренности ее намерений, она изучила катехизис, произнесла "Отче Наш" и была крещена в пятницу, 3 июня 1597 года. На обряде присутствовали свидетели, в основном жены богатых прихожан. В документах написано, что она стала активной прихожанкой. Из всего это становится ясно, что Мэри была полноправным членом общины.

Район борделей

Далеко не у всех жизнь была столь же идиллической.

Известно, что среди лондонских проституток были и темнокожие женщины. Их можно было встретить как в Саутворке, на южном берегу Темзы, так и в районе борделей на Тернмилл-стрит, в Кларкенуэлле.

Олауда ЭквианоОлауда Эквиано был освобожденным рабом, моряком и известным писателем<

Именно там находился знаменитый бордель, принадлежавший Люси Негро, бывшей танцовщицы при королевском дворе. Ее заведение пользовалось особой популярностью среди аристократов и адвокатов.

Этот район Лондона пользовался печальной славой. В 1602 году некий Денис Эдвардс писал своему другу: "Будь добр, узнай, свободна ли моя негритянка, и закажи ее мне. Она сейчас работает в датской пивной Сван, на Тернмилл-стрит".

Приятель Шекспира поэт Джон Уивер также восхвалял женщину с лицом "черным, как черное дерево, как черная смоль".

Около 1600 года правительство обеспокоилось присутствием в стране стольких чернокожих людей. Их число значительно увеличилось за счет освобожденных англичанами рабов с захваченных испанских судов.

В архиве государственной переписки, созданном в начале XVII века Уильямом Сесилом, приближенным Елизаветы I, можно, например, найти вот такое письмо: "Королева обеспокоена большим числом "негров и мавров" проникших в королевство и получивших здесь приют, к возмущению Ее собственного народа после проблем возникших между Ее Величеством и королем Испании".

Речь идет об освобожденных рабах с захваченных испанских кораблей. В правительстве даже обсуждались планы об их высылке из страны.

В июле 1602 года Уильям Сесил стал оказывать давление и на хозяев торговых судов.

Один из них написал: "Я, не без труда, смог убедить купцов, торгующих с Варварским берегом, платить за еду и жилье мавров, освобожденных кораблями Ее Величества, до тех пор, пока не появится возможность отправить их на Варварский берег".

На данный момент неизвестно, был ли приведен в исполнение этот план. Так же как и в наши времена, к заявлениям правительства той эпохи следует относиться с определенной долей скептицизма.Тем не менее, стоит отметить, что тогдашние власти считали свой обязанность обеспечить освобожденных рабов продовольствием и жильем.

История темнокожей общины Британии уходит корнями глубоко в историю.

К сожалению, история не сохранила их собственных рассказов о своей жизни. Лишь к XVIII веку стали появляться романы, поэмы, воспоминания, написанные черными британцами, - например, известны такие имена, как Олауда Эквиано, Оттоба Кугоано и Игнатиус Санчо.

В XVIII веке темнокожее население Лондона достигало, по некоторым оценкам, 20 тысяч человек. У чернокожих даже были свои собственные таверны.

Они составляли относительно небольшой процент населения, но внесли свою лепту в историю.Иногда я задаюсь вопросом: что подумала бы Мэри Филлис окажись она в сегодняшнем Лондоне?

[/MORE]

http://www.bbc.co.uk/russian/uk/2012/07/120720_black_community_elizabethan_london.shtml

2

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)