Автор: Шано

* * *

Оригинал взят у в Музыка при Кромвеле

Читаю книгу Валентины Конен "Перселл и музыка" (М., 1978) и, поскольку почти ничего не знаю о музыкальной культуре XVII века, нахожу для себя много интересного.

 

"Пуритане запретили в церкви... инструментальную и сложную полифоническую музыку для хора... [К]огда при Реставрации возник вопрос об организации королевской капеллы, то во всей стране не удалось обнаружить мальчика, который был бы способен петь по нотам с листа (что в дореспубликанской Англии было так обычно" (с. 56).

 

"В те смутные времена, когда все добрые искусства влачили жалкое существование, музыка высоко держала голову - нет, не при дворе и в... нечестивых театрах, а в семьях горожан, так как многие считали, что лучше сидеть дома и играть на скрипке, чем выходить на улицу и получать удары обухом по голове" (Roger North, 1653-1734; с. 60).

 

"Формально история английской оперы начинается до Реставрации. Ее появление связывают с премьерой в 1656 году драмы Давенанта "Осада Родоса"... Поскольку под запретом была только драма, но не музыка, перед Давенантом открывалась возможность обойти закон, остроумно и ловко отвлечь внимание правительства: он положил на музыку каждое слово своего текста.

Слово "опера" нигде не было упомянуто. Очевидно автор, опасаясь привлечь внимание властей, назвал спектакль "Представлением... на декламации и музыке в манере древних". Однако ясно, что в большей мере образцом ему служила итальянская опера... Драйден говорит, что Давенант ориентировался также на декламацию Корнеля и других французских драматургов... По-видимому, основную роль играл речитатив в духе итальянского оперного речитатива, который было "импортирован" в Англию в начале века. Помимо того, здесь звучали и "вставные эпизоды" - хоры, песни, инструментальные номера, - очевидно, в традициях "маски"...

Есть основание думать, что обращение Давенанта к речитативу явилось, главным образом, дипломатическим приемом. Не случайно "либретто" драмы, в отличие от музыки, было сразу же опубликовано. Характерно, что при Реставрации, когда необходимость в камуфляже отпала, "Осада Родоса" ставилась на сцене как обычная театральная драма" (с. 64-65).

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)