Автор: старая канистра

Отелло (театр им. Вахтангова)

режиссер-хореограф — Анжелика Холина

 

есть такой тип режиссеров-садистов, которые любят ставить пластические спектакли с артистами академических театров. про садистов шучу, конечно)) на самом деле это круто. подозреваю, что стресс для актера и где-то работа на преодоление, но стресс положительный.

когда видишь многосуставные движения, кувырки, планки и чуть ли не асаны из йоги, все это четко по музыке и не забывая при этом «работать лицом» (актерскую задачу никто не отменял), заражаешься мыслью, что в какой бы мути иногда ни приходилось сниматься актерам — они достойны крутых ролей, наград и званий, цветов, наших деняк, вообще всего.

 

на Отелло ставлю маркер retold, как и на Гамлете (в ермолово).

это не совсем та история, к которой все привыкли. впрочем, я не привыкла ни к какой, т.к. не читала /каюссс/ и знаю только в общих чертах.

«неклассический» Шекспир меня не пугает. наоборот, кажется, что в вариативности его особая прелесть. что-то прибавить, где-то убавить — и вот уже новая история.

 

нет, Отелло — по-прежнему история о судьбах и взаимоотношениях, о лжи и ревности, о ненависти и любви, но еще об ответственности человека за свои решения. и, наверное, о том, что прозрение может быть губительно само по себе и тогда уже нет нужды искать виноватых. осознание — уже наказание.

ну и да, как в шутке про то, что если у человека два комплекса — неполноценности и ракетно-зенитный, то не стоит сублимировать первый вторым. /извините/ в общем, история многогранная.

 

если поставить Отелло в центр, то от него разойдутся лучи к Яго, Кассио и Дездемоне.

Отелло/Дездемона — это любовь, свет, чистота, восхищение, обернувшиеся болью, разрушением, потерей самого дорогого из-за клеветы. человек, изначально влюбленный и уверенный, так катастрофически попадает под чужое влияние. влюбленность превращается в страсть и доводит до безумия. так быстро, так просто. откуда это, как возникает? каждый раз убеждаюсь, что Ш. писал не под время, а просто исследовал психопроцессы, поэтому сквики на тему «не то пальто» мне не очень понятны.

 

Дездемона (Ольга Лерман) — чудесная, летящая, нежная.

Отелло (Григорий Антипенко) суровый, крепкий, внушительный. дуэт с Лерман красивый и гармоничный.

впрочем, с напором Антипенко гармонично будет со всеми)) Яго (Виктор Добронравов) ниже сантиметров на 10, и «мавр» швыряет его как куклу. как только руку не оторвал)) редкий, кстати, забавный эпизод и во многом благодаря Добронравову, т.к. Отелло непроницаем. несмотря на европейскую внешность, внутри он — суровый мавр)) Витёч же переключается из серьезного в комичное и обратно как тумблер.

 

Отелло/Яго — это ревность. обычная, нормальная, человеческая.

здесь нет Родриго, все проще. после битвы /с турками/ Отелло выделяет Кассио, а не Яго, и дарит эполет. ну и Яго накрыло. его отвергли, это ранит. на общих сценах, в битве, заметно, как Яго следит за Отелло, как начинает движение первым после Первого, как подставляется под взгляд, под руку. просто хочет быть значимым. а все достается сраному Кассио.

и к Яго приходят черные мысли. точнее даже не к нему, а за ним, Яго пытается отбиться, сам пугается своего плана, но мысли увлекают. постепенно Яго начинает ими управлять и оказывается не ведомым, а ведущим.

 

Витёч в пластических сценах очень крут.

его постоянно «прибивает» к земле, поэтому там прыгуче-ползучая эквилибристика.

 

черные мысли (они же турки, они же волны) — это девы, затянутые в «чулок» с ног до головы. лиц нет, только фигуры. они придут еще не раз, не только к Яго. уволокут и Дездемону, и Кассио, и Отелло окажется в их власти.

 

Отелло/Кассио — это разочарование.

мягкий и податливый, Кассио (Павел Тэхэда Кардэнас) переживает утрату доверия, падения в глазах Отелло, который наказывает его за непотребное поведение и срывает эполет. эполет у Кассио буквально болит фантомной болью отнятой конечности. он ищет утешения у Дездемоны. не любви, просто сочувствия. из темноты наблюдает Яго.

 

чтобы избавиться от Кассио, Яго подкидывает платок, Отелло сходит с ума и, подверженный черным мыслям, убивает Дездемону и умирает сам. история разрешилась, но никто не наказан. точнее, никто, кроме Отелло, ставшего жертвой собственной мнительности.

 

Яго здесь не зря выделяется так ярко.

когда Отелло уже начинают разъедать сомнения, Яго перестает быть персонажем и становится функцией, растворяясь среди черных фигур. это уже не герой, но тень, темная сторона, черный человек и «прескверный гость» Отелло. когда все кончено, черный человек снимает маску и оказывается снова Яго. несколько секунд он стоит неподвижно, потом надевает капюшон и растворяется в темноте. как будто отражение в зеркале вдруг махнуло рукой и напугало тебя до чертиков.

 

фото с сайта ВХТ

 

еще хочется сказать про Шута, на последнем фото слева. Макс Севриновский — тот тип актера, который заметен в любой роли. что здесь, что в «Эдипе» у него не такая уж большая роль, но назвать Макса эпизодником язык не поворачивается. в Эдипе его монолог — вообще один из самых крутых. но до этого спектакля мы еще дойдем)) а с октября прошлого года у Макса главная роль в Ричарде III.

 

в сотый раз хочется признаться в любви к ВХТ за то, что их спектакли доступны на видео. посмотрела уже четыре и да, меня немного разрывает, но надо просто перевести мысли в текст и будет ok. и нет, видео не умаляет желания понаехать в ВХТ и хлебнуть энергетики.

2

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)