Автор: Нуремхет

Про искусство

Сейчас тут будут рассуждения про искусство. Но не то, которое в картинных галереях, а то, которое мы обычно скачиваем в Интернете - книги, фильмы и музыку. Под раздачу попали русское, европейское и американское, потому что их я смотрела, читала и слушала больше всего. С восточным я знакома очень поверхностно и судить по паре фильмов не буду.

Скажу сразу: я не беру совсем уж проходное искусство типа песен-однодневок. И, конечно же, все, что здесь написано - ни в коем случае не объективный приговор, но исключительно мои впечатления на основе того, что я читала, смотрела и слушала, а это, как вы понимаете, капля в море.

Итак, русское искусство, безусловно, душевнее западного. Но в этой душевности как его преимущество, так и - для меня - недостаток. Помните, как у Заболоцкого: "Душа обязана трудиться!". Так вот, русское искусство хочет заставить ее трудиться, но не дает ей даже получить профессионального образования, а гонит сразу в цех. В такой ситуации душе непросто достичь трудовых успехов. Русское искусство пытается коснуться глубин человеческого сердца, но пытается с наскока, будто душа уже подготовлена к чувствам, которые оно стремится вызвать. Не знаю, как чья, но моя обычно не готова, поэтому автоматически закрывается и только разум отмечает те художественные приемы, которыми на нее пытались воздействовать. А если я замечаю, чем на меня пытаются воздействовать - это уже провал. Я бы сравнила русское искусство с двоюродным дядей, который приезжает к тебе в гости и такой: привет, я твой дядя, помнишь, виделись, когда тебе было два, я у тебя тут поживу месяцок, не стесняйся, все свои, где у тебя холодильник, почему в морозилке одни полуфабрикаты, ты что, не готовишь, а где ты тогда мужа найдешь. А ты стоишь с лицом лица и думаешь: мужик, кто ты такой, сними гостиницу.

Европейское искусство, напротив, долго ходит вокруг да около, иногда вовсе не ставит своей целью тебя тронуть, а хочет скорее показать нечто возвышенное, что коснется твоего духа, или нечто занятное, что заинтересует твой разум. Душа при этом остается спокойна, на нее никто не пытается давить, и за счет этого, не чуя опасности, она постепенно раскрывается - и когда наступает момент ей трудиться, вот тут она показывает профессиональный класс. Никакие русские и уж тем более американские фильмы и книги не доводили меня ни до слез с криками (как то случилось с "Баудолино"), ни до адских плясок в полночь (как то случилось с "Крестоносцами" 2001 года). Если приводить аналогии, европейское искусство я сравнила бы с осторожным ухажером, готовым ждать сколь угодно долго, пока его ухаживания тронут сердце возлюбленной.

С американским искусством сложно. Почему-то то, что я видела и читала у них до начала девяностых включительно, весьма напоминает европейское и мне нравится. Но с конца девяностых случается будто какой-то надлом, Америка уже не торт, может в красивую картинку и завернутый сюжет, но все на один раз, ничего не трогает, ценности надуманы, истории высосаны из пальца, все поверхностно, обращается к самым примитивным эмоциям, не в силах коснуться подлинных глубин души. Не знаю, что там произошло. Где-то слышала, что США сильно сдали после распада Союза, как будто, лишившись соперника, расслабились в худшем смысле этого слова. Возможно, доля истины в этом есть. Американское искусство я сравнила бы с ухажером, который сводил тебя в дешевую забегаловку и ждет, что ты сейчас раздвинешь ноги.

7

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)