Как всегда, в свой День рождения друзьям-читателям-собеседникам своего журнала дарю новый текст. На этот раз из серии "Холмс" в деталях" (который в свою очередь входит в цикл "Выдуманная Англия"). Предыдущая часть – «Критика артистического разума»
http://alek-morse.livejournal.com/67883.html
Дюпен и Холмс: химия и жизнь
«Холмс» в деталях
Александр СЕДОВ (с) эссе / июнь 2013 г.
.
Будучи перфекционистом в творчестве, Эдгар По всегда пытался строго следовать собственной эстетической теории (она, конечно, тоже не стояла на месте). Не все свои художественные эксперименты в этом плане он полагал удачными, совершенными. Однако что касается рассказа «Убийство на улице Морг», здесь все элементы на своих местах. Каждый из основных героев обрисован идеальным носителем определённого типа сознания. А вместе они составляют иерархию в строгом соответствии с воззрениями По: самым недалёким персонажем, другими словами предельно далёким от автора, выступает полицейский префект, на ступеньку ближе по сообразительности и воображению – друг Дюпена, и, наконец, ближе всех к Эдгару По, точнее к идеальному творцу, как его понимал автор, - сыщик Дюпен.
Уже хотя бы потому, что Конан Дойл опирался в создании Шерлокианы на мир Дюпена, ему не было необходимости слепо повторять литературный опыт По – доказывать теорему о сыщике как об идеальном носителе творческо-аналитического мышления. Достаточно было намекнуть на пройденное и двинуться дальше, опираясь на имевшуюся конструкцию. Тем более что и наука за полвека не стояла на месте.
.
В то время, когда Эдгар По работал над рассказом о сыщике Дюпене и об обезьяне-убийце, разгуливающей с опасной бритвой по Парижу, в мире, а точнее, в любимой По Франции произошёл научный тектонический сдвиг: родилась наука токсикология – новый раздел криминалистики о распознавании ядов. О деле Мари Лафарж, «мадам отравительнице», заговорили по обе стороны Атлантического океана.
полный текстЛучшее
Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)