Автор: Шано

* * *

Оригинал взят у в Обыкновенный Шерлок

allfons.ru-17376

 

 

… От небыли и до были

пролегли километры, равнины и высохшие моря,

злоба минных полей и пустыни живого страха.

Снова чертова вращающаяся земля

обрывается где-то в области Рейхенбаха.

 

Esteldeirdre

 

Ты спишь и видишь меня во сне,

Я для тебя – лишь тень на стене.

Настало время выйти вовне,

Так выходи на порог.

 

Канцлер Ги

Перелистала второй сезон и убедилась, что, сколько ни смотри «Шерлока», всех смыслов не исчерпаешь и «единственного ответа» на его шарады не найдешь. Но вот некоторые зарисовки сделать… можно попробовать. К примеру, мне давно хотелось поговорить об отношениях Шерлока и Мориарти, и почему не сейчас?

 

Оставлю в стороне классические трактовки «герой – антагонист», потому что они, во-первых, очевидны, а во-вторых, уже только ленивый их не обсуждал. Меня интересуют немного другие вещи.То самое Рейхенбахское падение, которое у них одно на двоих, и из которого ни один живым не выходит.

 

[MORE=читать дальше]Я не ошиблась. Именно так. После Райхенбахского падения умирают и Шерлок, и Мориарти, слова Джона о том, что Шерлока больше нет – чистая правда, но только умирают они по-разному и с разными результатами. И вот тут есть о чем поразмышлять.

 

Начну, пожалуй, издалека. Довольно часто мне приходится слышать в разных дискуссиях и читать в комментариях, что Мориарти безумен, холоден, нарциссичен и в то же время – хорошо разбирается в людях и умеет виртуозно ими манипулировать. Все это так, но вот есть здесь несколько моментов, которые не совсем точно ложатся в мозаику.

 

Дело в том, что для меня, например, с самого начала история противостояния Шерлока и Мориарти, как и все действия, которые совершают оба героя, укладываются не столько в схему манипулирования, сколько в схему «ухаживание, преследование, одержимость и отказ». Мориарти, гениальный, странный, социопатичный, бешеный, действительно, безумный – совершенно одинок. Не как Шерлок – который имеет свой собственный круг друзей и близких, ворчащих, что он невыносим, и все-таки готовых порвать за него. А именно в смысле полного и тотального одиночества. Вокруг – чужие, слабые и скучные, неспособные занять его сколько-нибудь важным делом, вечно предсказуемые и обыденные в своих мелких чувствах и убогих страстях. Все известно наперед, все очевидно, все отрепетировано, как сцена в старом спектакле. В начале – скука и в конце – «такая хроническая…» Шерлок – как луч света, он неожидан, дерзок, упрям, у него мозг работает на таких скоростях, какие обычным людям не снились, и у Мориарти в буквальном смысле загораются глаза.

 

На протяжении нескольких серий мы видим, как злодей-консультант (какое очаровательное подражание, очевидная подколка для Шерлока) в буквальном смысле ухаживает за главным героем. Начиная с кроссовок Карла Пауэрса в «Большой игре» и заканчивая грандиозной сценой в Тауэре, очевидно посвященной Шерлоку как музе, противнику и партнеру по танцу. Дуэль на крыше госпиталя – кульминация. Здесь им предстоит окончательно выяснить отношения и понять, кто чего стоит.

 

Я предвижу здесь вопросы, которые я сама задавала себе, когда смотрела эти серии и размышляла обо всем, что увидела – «почему?» Зачем Мориарти вся эта история и почему он так отчаянно тянется к Шерлоку? Зачем такие сложные игры, такие бурные страсти, такие откровенные выпады («я тебе сердце выжгу» –  а просто убить недостаточно)? А все потому, что Мориарти влюблен. Не в сексуальном смысле – который, кстати, стал отличным сигнификатором и классной «упаковкой» для энергий, однозначно считанных фикрайтерами в оригинальном тексте сериала, и запустил целую серию историй любви Шерлока и его Тени. Тут я немного отступлю от темы и отмечу, что не стоит недооценивать труд авторов фанфиков, как и их произведения, какими бы абсурдными они ни были или ни казались. Фикрайтеры практически всегда безошибочно «ловят» ключевую эмоцию. Каким образом они ее перерабатывают и сами для себя интерпретируют – другой вопрос. Но как… диагносты они безупречны.

 

Мориарти влюблен в смысле «you are me», единственном, доступном его нарциссической личности, и реализуемом как рука, протянутая, чтобы схватить. Другое дело, что схватить Шерлока не так-то просто, и несколькими изящными преступлениями его не возьмешь. История с Ирен Адлер – это уже открытое соблазнение, правда, чужими руками, во-первых, потому что сам пока не готов открыться (и, разумеется, ждет, что Шерлок считает послание), а во-вторых, потому что это и месть также. Что-то в сцене у бассейна убедило Мориарти в том, что ответ Шерлока – «нет», вполне однозначное и окончательное. Немыслимо для нарциссической личности – партия проиграна, он отвергнут. Тогда он решает уничтожить Шерлока, чтобы вместе с ним унитожить свой проигрыш – вполне логично для подобного характера, не умеющего отличить ситуацию от человека, чувства от ситуации и собственные эмоции от чужой реальности. Дальше весь «Райхенбах» об этом.

 

Смотрите внимательно. В чем основная суть серии о противостоянии Шерлока и Мориарти? Какое ключевое послание? Падение. Мориарти важно не просто уничтожить Шерлока, не просто убить его или даже помучить – он хочет обесценить его, сбросить с пьедестала, растоптать. Хочет, чтобы все вокруг увидели, как мелок этот «великий детектив» и присоединились к его собственному презрению, к его триумфу, подтвердив – да, Мориарти – чистая душа (очаровательный Ричард Брук), которую Шерлок захватил в свои сети и использовал. Тогда, возможно, он и сам сможет поверить в то, что Шерлок обычный человек, такой же, как и все вокруг…

 

Но Шерлок другой. Противостояние на крыше играет разными гранями, вспыхивает и затухает, взлетает до небес истеричными нотами и мягко шепчет в самое ухо, и в перекрестье взглядов Мориарти видит – не то, что Шерлок такой, как он, а как раз, что Шерлок совершенно из другого мира. И более того, он в этом своем мире, по определению, – победитель. Мориарти бегал за Шерлоком три серии, измышлял коварные комбинации, водил кругами, подбрасывал сложные задачки, оскорблял («virgin»;), шантажировал, провоцировал. Ничего не сработало. Тогда он вытащил козырь из рукава и… открылся. Полностью, резко, окончательно и бесповоротно. И увидев в глазах Шерлока все тот же ответ, возненавидел себя, сильно, горько, по-нарциссьи – за то, что так глупо признался, так откровенно играл и так нелепо оказался унижен предметом своей страсти. Слова «если ты сейчас не прыгнешь с крыши, я убью твоих друзей», – это жест отчаяния, больше месть, чем угроза. Несмотря на то, что угроза тоже есть, и вполне реальная. Но главное все-таки, месть и иррациональное, безумное желание проверить – а прыгнет? И в тот момент, когда понимает, видит в глазах Шерлока – что да, прыгнет, он проигрывает. Спрашивают, почему застрелился Мориарти. Да вот поэтому. Потому что увидел, что Шерлок – это человек, готовый ради своих друзей умереть, потерять все, отдать самого себя – и стать этим богаче. В то время как сам Мориарти этого не может, а еще: нет никого, кто сделал бы это для него. В каком-то смысле, возможно, пришел конец тому Шерлоку, которого Мориарти видел с самого начала и которого любил, хотел привлечь на свою сторону, или хотя бы качественно испортить. Оказалось, все зря – это совершенно другой человек (нытье «you are ordinary…» – одновременно игра на нервах, попытка подразнить и мольба «Будь таким, как я хочу, протестуй, разгневайся, скажи, что ты не обычный! Пусть для тебя быть не таким, как все, окажется важнее реальных чувств и реальных людей!»;). Человек, который – а для нарцисса это катастрофа – обладает тем, чего у него нет. И, скорее всего, никогда не будет. Тогда Мориарти умирает физически и хотя бы так мстит своему врагу. А вот Шерлок…

 

Как часто мне приходилось слышать, что Шерлок – нарцисс, социопат (последнее – даже от самого Шерлока), человек, которому чужды чувства и привязанности, чуть ли не машина без признаков Homo sapiens. Но «Райхенбахское падение» опровергает все это от начала и до конца. Во-первых, ни один нарцисс никогда не пожертвует собой ради других. Более того, таких, ради которых можно пожертвовать, у него нет. Не предусмотрена такая опция. Он и хотел бы, может быть, но та часть, которая у человека отвечает за создание связей (не обладания, не случайных пересечений, не эмоциональной зависимости, не садомазохистической пары, не привлечения пешек для использования, а именно связей), здесь отсутствует. Пресловутая внутренняя пустота, на которой делают акцент большинство специалистов, работающие с нарциссическими расстройствами личности, зияет на месте того, что у других людей создает возможность рождать, развивать и поддерживать отношения. В такую пустоту, что ни упадет – станет фетишем и центром Вселенной, особенно, если столь многое  в той пустоте ранее растворилось и было обесценено («они все такие обычные…»;). И тогда возникает одержимость: «Шерлок… Шерлок… Шерлок…» Все остатки собственной незрелой личности в буквальном смысле «закачиваются» в другого человека, не оставляя ему места для самого себя: нарцисс украл это место для своего трона и короны на уникальной голове. Смотрите: у Шерлока  есть друзья, люди, которые видят его каждый день, таким, каков он есть, с его правдой и притворством, странностями и милыми чертами, с его шутками и печалью, с его «шерлоковатостью», со всем тем, что они обожают и ненавидят одновременно, и что составляет суть и ядро их связи. У Шерлока есть семья.

 

У Мориарти есть только преступный синдикат. Сеть криминальных личностей и организаций, которой он управляет, дергая за ниточки, и от которой он тоже безумно устал, потому что она не дает главного – любви. Нарциссу нужно очень много любви, безусловной любви, безоглядной любви, обожествляющей любви. Иначе он неизбежно проваливается в ощущение собственной ничтожности. И пусть любят «от противного», ненавидя, как самое мерзкое существо во Вселенной, но ведь «самое»! А, значит, он добился своей цели.

 

Думаю, Шерлок раньше или позже также переболел подобными страстями, и многое для себя понял. Сознавая свою отличность от других, свою исключительность и свое одиночество, он, безусловно, должен был пройти через этап искреннего ощущения и веры в то, что все идиоты, один он в белом. Но вот в чем штука: Шерлок на этом этапе не остановился. И, возможно, ему самому это до конца не было ясно, пока вспышка ярости и боли на крыше госпиталя святого Варфоломея не показала ему: он действительно умрет ради этих людей. Игра это или нет, выкрутится он с прыжком, однозначно, спланированным заранее, или нет, но он – готов – прыгнуть. По-настоящему. И это его трансформация. Смерть не в физическом смысле, хоть она прекрасно метафоризирована через имитацию смерти и последующее воскрешение в финальном кадре, а в глубинном, внутреннем смысле – перестать ощущать себя прежним и стать совсем другим.

 

И еще – для него это способ отпустить свое отражение. Старая история о Тени, которая должна знать свое место, но узнает его только вместе со своим хозяином, который также перестает претендовать на него. Пока хочешь занять трон, пока сражаешься за корону и переставляешь фигуры по доске – Тень всегда в выигрыше, потому что мука и смятение сражения – ее стихия. Но стоит тебе понять, что сделай еще несколько шагов, пройди по этой дороге чуть дальше, и ты станешь в точности Джимом Мориарти, как две капли воды, сверкающих в Райхенбахском водопаде, ты делаешь другой выбор. И Тень исчезает. Потому что она была твоим порождением, кипением твоего страха, твоим нежеланием признать, что есть люди и вещи, которые способны причинить тебе боль и сделать тебя счастливым. Ты приземляешься в буквальном смысле – становясь обычным земным человеком, не королем и не самым лучшим детективом в мире, а просто – самим собой. Так красиво и так естественно.

 

Мы находимся в преддверии очень интересного сезона. Сезона, в котором нас ждет обыкновенный Шерлок. Я хочу это увидеть.

 

 

P.S. Я понимаю, что тема пересмотрена, перечитана и переосмыслена миллионы раз и, наверняка, то, о чем я здесь говорю, в сообществе под разными углами уже обсуждалось. Но мне показалось важным рассмотреть это вот так еще раз :) На истину я не претендую, спойлеров не видела, ориентируюсь исключительно на текст первого и второго сезона "Шерлока".

[/MORE]

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)