Автор: Шано

* * *

Оригинал взят у в Холмс и Ватсон: разрыв дуэта

Эту серию текстов, посвящённых кино-Шерлокиане, логичнее было бы опубликовать 8 марта.

Предыдущая часть - "Заочное соревнование двух Холмсов - 2" - http://alek-morse.livejournal.com/102838.html

.

Холмс_agra_070

Разрыв дуэта

Сыщики в погоне за счастьем

Александр СЕДОВ (с) эссе / апрель 2015 г.

 .

25 июня 1983 года на экраны советских телевизоров снова триумфально вернулся Шерлок Холмс. Вновь зашумела лондонская улица, загрохотали кэбы по булыжным мостовым, заплясало весёлое пламя в камине на Бейкер-стрит, заклубился старый добрый лондонский туман, под покровом которого теперь шнырял коротышка-дикарь с отравленными дротиками, бродил одноногий каторжник и мчались быстроходные катера по Темзе. Но главное в новом фильме было не это. Во всяком случае, не для режиссёра Масленникова.

 .

«Если говорить честно, то я не очень люблю детективы, - делал неожиданное признание Игорь Фёдорович на страницах газеты «Советская культура». – Хитросплетения сюжета не являются для меня главными. Мне эта книга нравится потому, что она с романтическим пафосом рассказывает о благородном человеке, всегда готовом прийти на помощь» («Снова Шерлок Холмс», - в газете «Советская культура», 17 марта 1983 г.).

 .

«…Новый двухсерийный фильм «Сокровища Агры» носит лирическую окраску, - продолжал режиссёр в интервью журналу «Телевидение и радиовещание». – Нам кажется интересным показать, как такой интеллектуал, такая «машина» как Холмс, и такой убеждённый холостяк, как доктор Ватсон, оказываются «пронзёнными» любовью. Если Холмс влюбляется в нечто «дышащее духами и туманами», говоря словами Блока, то Ватсон, напротив, увлекается созданием вполне земным, даже комическим – Мери Морстен» («И вновь квартира на Бейкер-стрит, 221б», - журнал «Телевидение и радиовещание», июль 1983 г.).

 .

[MORE=читать дальше]

w5qyEcKq_004

.

После двухлетней разлуки телезрители снова вернулись в привычный мир логических умозаключений. Здесь всё было как всегда. Шерлок Холмс как всегда проявлял чудеса дедукции, бежал по следу, лазил по чердакам и крышам, а доктор Ватсон как всегда старался во всём за ним поспевать. В постоянных сумерках квартиры на Бейкер-стрит нарисовалась традиционная миссис Хадсон с подносом. Вернулся на экран старый знакомый – суетливый инспектор Лестрейд, хотя по сюжету защёлкивать наручники на преступниках должен был инспектор Этелни Джонс.

 .

Масленников прибег к испытанному приёму – соединил в одном фильме две истории: повесть «Знак четырёх» и рассказ «Скандал в Богемии» (кстати, написанные Конан Дойлом след в след). Сюжет про короля Богемии, которого шантажировала его бывшая любовница оперная дива Ирен Адлер, был вложен внутрь общего повествования, словно в конверт, как воспоминание Шерлока Холмса о деле, которое он чуть было не провалил, поддавшись на женские чары.

 .

Если бы не грустная концовка, расстроившая столь многих зрителей, фильм прошёл бы на ура, а на режиссёра не обрушился бы шквал писем, тон которых напоминал корреспонденцию, полученную Конан Дойлом после публикации рассказа «Последнее дело Холмса».

 .

К финалу торжество дедукции и гимн разуму заметно меркли, уступая место сердечным чувствам и словам о любви. Фильм о Холмсе, нарушив традицию, заканчивался не посиделками двух друзей у камина, а их прощанием. Ватсон съезжал с квартиры на Бейкер-стрит, и собирался жениться на очаровательной Мэри. Частная жизнь брала вверх над царством чистой логики. В советском кинематографе происходил разрыв самого популярного и самого убедительного дружеского союза между Разумом и Душой.

 .

- Боюсь, что вы в последний раз изучали мой дедуктивный метод, - ледяным тоном говорил Холмс.

- Но я ещё вернусь? – ставил многоточие доктор Ватсон.

 .

Холмс_agra_138

.

Нет, гром и молния не поразили в ту же секунду доктора Ватсона (и стоявшего за кадром режиссёра)! Не обрушились своды квартиры под номером «221б», но совершенно точно пошатнулся устоявшийся мир Шерлока Холмса, четыре года возводимый на советском телевидении. Пошатнулась вера в живое его продолжение и сосуществование.

 .

Полтора года спустя формула любви снова одержит победу над умозрительностью учёного мужа – алхимика графа Калиостро в фильме Марка Захарова (ТВ премьера 31 декабря 1984 г.).

 .

.

А ещё через два – своеобразной реакцией на ленфильмовские «уроки дедукции» станет лирическая комедия «Мой нежно любимый детектив» (ТВ премьера – 8 марта 1987 г.), в которой сыщиков Холмса и Ватсона впервые в истории кино сыграют женщины. И снова разрыв их детективного дуэта произойдёт по вине «нежного чувства» - мисс Джейн Ватсон влюбится и выйдет замуж за одного «истинного джентльмена».

 .

.

Оглядываясь назад, можно сказать, что всё это были знаки времени. Вооружённый великой учёностью бесстрастный мужской ум объявлялся – в ироничной форме, конечно, – явлением ограниченным и исторически отжившим.

 .

При желании в этом можно было бы усмотреть начавшееся прощание времени с непоколебимым царством идей, зафиксировать назревавший в советском обществе «кризис рациональности». Всю первую половину восьмидесятых один за другим уходили в мир иной высокие государственные мужи – руководители СССР, олицетворявшие идеократическое правление в 1/6 части мира.

 .

Душа расставалась с Разумом, уходя жить к Телу. На будущее закладывался новый драматический конфликт. Так предельно упрощённо выглядел финал «Сокровищ Агры» - фильма 1983 года. Финал (как позже выяснилось – неокончательный) одного из самых популярных сериалов своего времени. Говорит ли это нам что-нибудь про характер того исторического момента?

.

.

-----------------------

продолжение следует

"Знаки "Знака четырёх" - http://alek-morse.livejournal.com/104311.html

[/MORE]

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)