Автор: Tigris Alba

День белой стали

С самого понедельника мечтала, как в субботу залягу дома с книжкой и шоколадкой, ну, может, пошуршу немного по хозяйству, а так весь день буду тюленить. Но неосторожно высунула нос из берлоги, учуяла запах белой стали, и в итоге из того, что следовало постирать, постирана едва ли треть, из того, что следовало купить, куплено меньше половины, селёдка под шубой так и осталась неприготовленной (ладно, варёные овощи потерпят до завтра, и я вместе с ними), в книге прочитано меньше одной главы (сколько в метро успела, столько и прочитала), в общем, полдня как корова языком слизала, зато я отлично провела время.

Выставка «Три века белой стали» посвящена Златоустовскому оружейному заводу. Я люблю фэнтези, и когда выдаётся возможность поглазеть на холодное оружие, иду и глазею, оставив свою метафорическую тюленью шкуру на постели, но совсем не ожидала, что будет настолько красиво и интересно. Специально пришла минут за сорок до начала экскурсии, чтобы спокойно всё посмотреть, пока не набежит толпа, но посмотреть успела от силы половину, потом была экскурсия, потом я досматривала недосмотренное... Звучит скучно, но внутри себя я пережила целый исторический роман и так много нового узнала; жаль, что всё это скоро вылетит из головы. Воспоминание о неловкой ситуации, в которую я угодила в третьем классе, наверняка будет преследовать меня и на том свете, а увлекательное и красивое — забудется. Всегда так.

Зластоустовский оружейный завод был построен для того, что удовлетворять потребности армии и флота в наградном оружии: заканчивалась война с Наполеоном, были одержаны славные победы, офицеров надо было чем-то награждать — а нечем, парадное оружие в России не делали, в случае надобности единичные экземпляры покупались в Европе, но на всех героев войны 1812-го года не напокупаешься же, а дальше пошло-поехало... То есть, Златоустовский оружейный завод изначально был ориентирован на «делаем красивое» (но разработки — весьма удачные — по созданию новых сортов оружейной стали там тоже проводились), хотя заточка у всех клинков, включая детские сабли для всяких там цесаревичей, боевая.

В исторических приключенских романах есть штамп — я его люблю и, встречая, всегда согласно кивала головой — о противопоставлении простого на вид боевого и разукрашенного парадного оружия, дескать, первое — для настоящих воинов, второе — безделушка для позёров-фанфаронов. Так вот, я переменила своё мнение. Когда вдруг осознаёшь, сколько труда и мастерства нужно вложить в такой вот «фанфаронский» клинок, сколько времени и сил на него затрачено, сколько знаний, терпения, усердия для этого требуется, когда видишь эту прекрасную, тонкую работу (а чтобы оценить её в полной мере, клинок нужно рассматривать вблизи, а ещё лучше — держа в руках), то понимаешь, что презирать такое оружие может только невежда. Да, оно изготовлялось (и по сей день изготавливается в городе Златоусте, между прочим) не для сражений (но мы помним, помним про боевую заточку), но как подарок, как награда, как знак признания заслуг это парадное оружие полностью отвечает своему назначению.

Разумеется, я мысленно примерила офицерские морские палаши самым симпатичным персонажам; уж они-то не невежды, они бы смогли оценить труд мастера. И да, морские палаши отличаются от неморских именно что оформлением: на клинках выгравированы парусники, и в общем декоративные элементы выполнены в морской тематике. Также нередко гравировали надписи; на одном клинке значилось «НИКОМУ НЕ ОТДАМ». Кажется, это была сабля; или шашка, уже не помню. Но надпись — она про оружие или о чём-то другом? Какая бы это могла быть история...

Об истории, кстати. Для работы на заводе в Златоуст были приглашены немецкие мастера, они создавали первые экземпляры наградного оружия и обучали русских мастеров. Одним из условий контракта была передача секретного состава смеси для травления. Мастер Шаф желанием передавать секретный состав, понятно, не горел и поставил такое условие: он оставляет рецепт в запечатанном конверте в государственной канцелярии, а вскрывают его после окончания срока контракта. Итак, контракт истек, мастер Шаф с семейством переехал из Златоуста в Санкт-Петербург, а конверт в канцелярии...

Ну да...

Да.

Да, конечно.

Разумеется.

Кто бы сомневался.

 

Потеряли.

 

Представляю, что сказали по этому поводу на заводе. Но делать нечего, начали собственные эксперименты по созданию протравочной смеси, и один из учеников мастера Шафа, мастер Иван Бушуев, создал новый рецепт, причём лучше утраченного. Иван Бушуев, кстати, стал прообразом героя сказа Бажова «Иванко-Крылатко», правда, Бажов ради дешёвого драматизма исказил его до неузнаваемости, вот терпеть не могу сказы Бажова, но это Урал, детка, остаётся только смириться.

 

Зашла я в музей ясным днём, вышла в густые сумерки, и весь путь до метро меня сопровождал колокольный перезвон. Не знаю, в честь какого праздника, и мне даже неинтересно, но как он был хорош, как нежен, как обнимал окутанный сумерками город, как парил над дорожным шумом и приглушёнными уличными разговорами — как что-то совсем нереальное.

4

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)