Автор: Joe Caesada

Белый олеандр



Созидание ради разрушения. Ей бы это понравилось...
(с) Астрид Магнуссен


Как вы знаете, одна из моих любимых тем - это родители-монстры. И "Белый олеандр" пожалуй, мой самый любимый фильм на эту тему, за исключением может быть "Девятой жизни Луи Дракса", но об этом я расскажу как-нибудь потом.
"Белый олеандр" - фильм уже достаточно старый, в следующем году ему будет 20 лет. Однако он до сих пор не теряет своей актуальности, особенно учитывая то, что все центральные персонажи здесь - женщины. О чем фильм? Он рассказывает нам о жизни Астрид Магнуссен, выросшей с матерью - современной художницей, которую внезапно обвиняют в убийстве любовника.
скрытый текстМать главной героини, Ингрид, поначалу не кажется ни злой, ни жестокой. Она воспитывает Астрид одна и нам в какой-то степени кажется, что она с этим неплохо справляется. По ходу сюжета она даже несколько раз говорит довольно правильные вещи. Астрид конечно же боготворит мать, равняется на нее и идеализирует, не понимая, что та может быть не права. Однако если присмотреться внимательнее, вы поймете, что с этой семьей не все так просто. Ингрид не ходит на собрания в школу к дочери, да и вообще частенько забивает на нее. Именно Ингрид приходят в голову какие-то бредовые идеи и ее дочери-подростку приходится быть голосом разума. Иногда и вовсе становится непонятно кто из них ответственный взрослый, а кто ребенок. Ингрид устанавливает правила и сама же их нарушает. Говорит одно, потом делает другое. Астрид, как мы позже поймем, с детства пытается удержаться на двух стульях: с одной стороны не дать матери натворить какой-то херни, а с другой не потерять ее расположения. Это очень тяжело.
Когда Ингрид забирает полиция, у Астрид начинается совершенно другая жизнь. Сначала в приемной семье, потом в приюте, потом снова в приемной семье, потом вообще черт знает где. В США до сих пор так, если ребенок остается один, он попадает в систему. А тут ничего хорошего не жди. Особенно если отца нет, других родственников тем более нет, а мать посадили за убийство. Жизнь Астрид складывается непросто. С одной стороны ее ждут испытания, которые не каждый взрослый способен вывезти. Например огнестрельное ранение, самоубийство опекунши и травля в приюте. Но с другой Астрид начинает меняться, искать себя, и постепенно выходит из тени матери, чем та естественно возмущена. Как-то раз Ингрид на свидании в тюрьме высказывает дочери:
- Я учила тебя мыслить независимо!
- Вовсе нет, - отвечает ей Астрид. - Ты учила меня мыслить как ты!
И это едва ли не первый раз, когда Астрид отстаивает свое мнение перед матерью.
Позже Астрид поймет, что ее мать действительно опасна. Когда та буквально уничтожит ее опекуншу, Клер. Клер когда-то была актрисой, потом вышла замуж и теперь в основном сидит дома, ожидая мужа из его бесконечных поездок, связанных с индустрией кино. Ее муж то ли актер, то ли режиссер, я сейчас точно уже не скажу, но это и не суть важно. Важно то, что Клер одинока и несчастлива в этом браке. Поэтому она берет к себе Астрид и фактически становится ей той матерью, о которой Астрид всегда мечтала. Клер может и не была сильной личностью, может и не могла чему-то научить, но одно она делала правильно - она просто любила Астрид и это было всем, чего та хотела. И когда Ингрид узнала, о том, что кто-то реально может показать Астрид, какой может быть нормальная мать, она пришла в бешенство.
- Я бы больше радовалась, если бы ты жила в настоящем аду, чем в раю с этой плаксой. Чему ты можешь у нее научиться? - высказывает Ингрид дочери после знакомства с Клер. И это показатель того, что Ингрид не самый нормальный человек.
Именно история с Клер в этом фильме показывает, какую силу на самом деле имеют слова. И порой, чтобы отнять жизнь у человека, не требуется больше никакого оружия. А после того, как Астрид напрямую обвинила Ингрид в том, что та довела Клер до суицида, Ингрид не нашла ничего лучше, чем скинуть всю вину на Астрид. Мол это ты должна была заботиться о ней. Окей, у Клер была клиническая депрессия, которую никто не принимал всерьез, включая ее мужа. Так часто бывает по жизни. Астрид ничем не могла ей помочь и уж тем более не могла спасти. Обвинять ее в смерти Клер было бесчеловечно. И это кстати будет не первым разом, когда Ингрид скидывает на дочь ответственность за то, что с ней происходит. Не удивительно, что после такого Астрид захотела разорвать с матерью все отношения.
Астрид в какой-то момент и правда попробовала пожить в "настоящем аду" у русской иммигрантки Рины на ее барахолке. В тот момент она вообще ничего не хотела и это понятно. У Астрид было горе, она успела сильно привязаться к Клер, а тут еще ее деспотичная мать. Но с какой-то стороны именно барахолка Рины и тусовки с другими приемными девочками помогают ей прийти в себя, снова начать экспериментировать со своей внешностью (что совершенно нормально для подростков) и при этом понять чего она вообще хочет в жизни, какой хочет быть.
Весь путь Астрид, если присмотреться, это поиски любви. Она ищет любовь и принятие везде. В своей первой приемной семье, у Клер, в общении с парнем из приюта. В итоге для нее важно именно это - быть любимой. Потому что Ингрид ей этого капитально недодала и сама об этом знает. Всю дорогу Астрид ищет не просто любовь. Она хоть и выходит из-под контроля Ингрид, все равно оглядывается на нее и ее мнение. Ищет именно ее любви. И то, как Ингрид раз за разом ее отталкивает разбивает ей сердце.
В конце, когда Астрид находит адвокатша ее матери, Астрид уже достаточно взрослая и сильная, чтобы противостоять матери и не просить, но требовать от нее объяснений. То, что мать в итоге отпускает ее, очень важный шаг для них обеих. Для Ингрид это принятие того, что Астрид не ребенок, а самостоятельная личность. А для Астрид это хоть и крошечное, но доказательство того, что она все же что-то значит для матери. Что той как минимум не плевать на нее. Какой бы взрослой Астрид ни была, для нее это все еще важно.
Знаете, меня очень радует концовка фильма, в которой у Астрид все хорошо. Она не открещивается от своего прошлого, а признает его и прорабатывает с помощью искусства. Поэтому работы, которые нам показывают в конце и в начале фильма так для нее важны. И поэтому она хочет их уничтожить. Это знак того, что прошлое прошло, осталось позади. У нее спокойный, любящий ее муж, тоже художник. Она занимается искусством и судя по всему вполне успешна. Астрид наконец-то получила то, чего хотела всегда - быть любимой и принятой. Быть счастливой. А это чуть ли не самое важное в жизни.
1

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)