Писательский чердак60 читателей тэги

Автор: одна Кисонька

Все для писательского мастерства и вдохновения.

Рой Питер Кларк "Процесс письма"

Отдельные выдержки

В 1983 году Дональд Мюррей [Donald Murray] начертил на доске маленькую диаграмму, которая навсегда изменила мою технику письма и преподавания. Это был скромный план процесса письма, как он представлял его, пять слов, которые описывали шаги создания статьи. Насколько я помню, это были слова: Идея. Сбор. Фокус. Черновик. Ясность. Другими словами, автор постигает идею статьи, собирает данные для аргументации, разбирается, о чем именно статья, набрасывает первый черновик, и перерабатывает текст в погоне за большей ясностью.

Как эта простая схема изменила мою жизнь?

До того момента я полагал, что великие тексты – это дело рук волшебника. Как и большинство читателей, я знакомился только с опубликованными и отполированными текстами. Я держал книгу в руках, перелистывал страницы, взвешивал книгу в руке, восхищался дизайном и был поражен совершенством. Это было чудом, работой волшебников, людей, непохожих на нас.

Модель процесса письма от Мюррея открыла новый путь. Готовый текст может казаться чудом читателю, но это продукт невидимого процесса, серии рациональных шагов, набор приемов. Преподаватели Института Пойнтера работают с моделью Мюррея более двадцати лет, пересматривают ее, расширяют, подгоняют под разные задачи письма и редактирования. Вот версия с моими комментариями.

Принюхаться: я перенял это у Дона Фрая [Don Fry]. Прежде, чем схватить идею истории, Вы чувствуете что-то в воздухе. Журналисты называют это «нюх на новости», но все хорошие писатели обладают любопытством, чутьем на то, что вокруг что-то происходит, что-то носится в воздухе.

скрытый текстИсследуйте идеи: больше всего я восхищаюсь писателями, которые рассматривают мир как склад идей для рассказов. Они – исследователи, которые вслушиваются в мир вокруг, соединяют внешне разрозненные детали в узор рассказа. Существует только два типа писателей: те, у которых есть идеи, и те, у которых есть задания.

Собирайте данные: мне нравится народная мудрость о том, что журналисты пишут не руками, а ногами. Великий Фрэнсис К. Клайнс [Francis X. Clines] из газеты «The New York Times» говорит, что всегда сможет найти статью, как только выберется из офиса. Писатели собирают слова, образы, детали, факты, цитаты, диалоги, документы, сцены, доводы экспертов, показания свидетелей, статистику, сорта пива, цвета и марки спортивных машин, и, конечно же, клички собак.

Найдите фокус: для Чипа Сканлана [Chip Scanlan], который был со мной, когда Мюррей раскрыл свою модель, самое главное - фокус. Чтобы разобраться, о чем статья на самом деле, нужно тщательно собирать факты, просеивать данные, экспериментировать и мыслить критически. Фокус статьи может быть выражен в лиде, в заключительном абзаце, в заголовке или подзаголовке, в главной мысли, в тезисе, в вопросе, на который ответит статья, в трех маленьких словах.

Выбирайте лучшее: есть очень большая разница между писателями-новичками и писателями опытными. Новички часто выплескивают содержимое своих записных книжек в рассказ или статью. Боже, я записал это, значит оно пойдет. Ветераны используют куски, иногда это половина, иногда одна десятая от того, что было собрано. Но как выбрать, что включать, а что, и это намного сложнее, оставить за бортом. Фокус как лазерный луч. Помогает писателю срезать материал, который соблазнителен, но не дает ничего нового для главной идеи статьи.

Учитывайте порядок: Пишете Вы сонет или эпическую поэму? Как спрашивают стилисты Странк и Вайт [Strunk & White]: Вы натягиваете палатку или возводите собор? Каков масштаб работы? Какую форму Вы создаете? Работая по плану, автор получает преимущество – он может схватить общую структуру материала. Это не подразумевает жесткой схемы. План помогает почувствовать начало, середину и конец.

Пишите черновик: некоторые авторы пишут легко и свободно, понимая, что первый черновик несовершенен, потом они будут множество раз его перерабатывать. Другие авторы – например, мой приятель Дэвид Финкель [David Finkel] – работают дотошно и педантично, предложение за предложением, абзац за абзацем, совмещая черновик и редактуру. Ни один из этих методов не идеален. Вот мой подход: я когда-то верил, что письмо начинается с черновика, с того момента, как мои ягодицы плюхнулись в кресло и пальцы коснулись клавиатуры. Теперь я осознаю, что черновик — это важный шаг в начале пути, этот шаг будет пройден тем быстрее, чем больше подготовительной работы я проделал.

Перечитывайте и разъясняйте: Мюррей как-то сделал мне дорогой подарок – подборку рукописей, озаглавленную «Писатели за работой». Здесь я вижу, как поэт Шелли вычеркнул название «К этому жаворонку» и переделал его в «К жаворонку». Литератор Бальзак пишет тонны правки на полях готовой корректуры. Можно увидеть, как Генри Джеймс вычеркивает 20 строк из страницы в 25 строк. Для этих авторов, писать значит переписывать. Компьютеры лишили нас возможности наблюдать за такой работой писателя, но они позволяют избежать тупой работы по копированию, и позволяют совершенствовать свою работу со скоростью света.

Принюхивайтесь. Разведывайте. Собирайте. Фокусируйте. Выбирайте. Ранжируйте. Редактируйте.

Не думайте об описанном плане как об инструменте. Думайте о нем как о полке с инструментами. В хорошо организованном гараже садовый инструмент в одном углу, кисти и краски – в другом, инструменты для машины – в третьем, чистящие средства – в четвертом. Подобным образом, каждое из слов, описывающих процесс письма, содержит тип мышления и письма с полным набором своих приемов и инструментов.

В ящике по «фокусу» у меня лежат вопросы, которые может задать читатель относительно статьи. В ящичке «порядок» я храню формы повествования – хронологический рассказ и золотые монеты. В ящике «редактуры» я держу приемы для вырезания бесполезных слов.

Простой план процесса письма пригодится Вам не раз. Он не только придаст Вам уверенности, развеяв мифы о процессе письма. Он не только обеспечит Вас ящиками, в которых хранить инструментарий. План поможет Вам нащупать проблемы в собственных статьях. Он поможет Вам осознать свои сильные и слабые стороны. И поможет Вам обзавестись словарем для обсуждения журналистского мастерства: язык о языке, который поднимет Вас на новый уровень.

Отсюда

11 способов накачать ум новыми идеями

В древности искусные воины сначала делали себя неуязвимыми,
а затем поджидали момент, когда станет уязвимым враг.
Сунъцзы


Тибетские монахи никогда не произносят молитв — они вращают молитвенные барабаны, и звуки при этом уносятся в божественный космос. Иногда монах вращает одновременно целую дюжину барабанов, напоминая циркового артиста, крутящего много фарфоровых тарелок на длинных стержнях.
Вращая молитвенный барабан, тибетский монах может предаваться мыслям о еде, о своем посмертном будущем — словом, о чем угодно. Есть и христианские священники, которые во время богослужения не ощущают духовной связи с ритуалом.

Если такие монахи или священники берут на себя роль «религиозных людей» и делают это со всей очевидностью для себя и других, то вскоре их сознание следует за выбранной ролью. Но для тибетского монаха или христианского священника недостаточно одного намерения быть религиозными. Монах должен обязательно вращать барабан, а священник — читать молитвы. Если кто-то ведет себя как тибетский монах, он станет им. Если христианин-священник совершает все положенные ритуалы, он рано или поздно эмоционально прикоснется к религии.
Если вы ведете себя как человек мыслящий, вы им станете. Важно иметь само намерение превратиться в творца и неукоснительно выполнять все «ритуалы».

Пожелав научиться писать картины и проделав все то, что должен делать живописец, вы со временем станете по крайней мере приличным художником. Из вас вряд ли выйдет новый Ван Гог, но вы наверняка станете мастером в большей степени, чем тот, у кого такого намерения не было, или тот, кто ничего для этого не сделал. Невозможно предсказать, как далеко уведут вас намерения и действия. Этот мир не дает гарантий — есть только шансы и превратности судьбы. Когда тянешься к звездам, можешь так ничего и не достать, но уж наверняка не зачерпнешь пригоршню грязи.

Эта глава содержит одиннадцать упражнений, которые помогут вам превратиться в «генератор идей».

скрытый текстКвота идей

Ежедневно тренируйте свой ум. Установите квоту: в день столько-то новых идей, касающихся вашей работы, — например, по пять идей в день в течение одной недели. Вы увидите, что труднее всего выдать пять первых, потом они будут приходить в голову сами. Чем больше идей выдвигаете, тем больше шансов на победу.

Квота поможет вам активно генерировать идеи и альтернативы, не дожидаясь, когда они появятся сами собой. Старайтесь выполнять квоту, даже если идеи, приходящие вам на ум, на первый взгляд будут казаться смехотворными или «притянутыми за уши». Квота не должна мешать вам генерировать больше идей, чем «положено». Пусть она служит лишь гарантией того, что вы не опуститесь ниже установленного минимума.
Томас Эдисон запатентовал 1093 изобретения. Он свято верил, что надо упражнять собственный ум и умы своих сотрудников, и считал, что без установленной квоты идей не достиг бы столь многого. Его личная квота равнялась одному маленькому изобретению каждые десять дней и одному крупному — каждые полгода. Для Эдисона квота идей определяла разницу между поеданием простого бифштекса и королевским пиршеством.

«Попадание в тон»

Когда радар улавливает цель, пилот истребителя рапортует: «Попал в тон!», и с этого момента пилот, а вместе с ним и авиаприборы сосредоточиваются на поражении цели. В повседневной жизни попасть в нужную тональность — значит обращать больше внимания на происходящее вокруг.
Сколько букв «п» в приведенном ниже абзаце?

Потребность в постоянной профессиональной подготовке помощников фермеров для работы на первоклассных фермах по производству продуктивного скота занимает помыслы владельцев первоклассных ферм. Поскольку предки фермеров подготавливали помощников фермеров для первоклассных ферм в процессе производства продуктивного скота, владельцы первоклассных ферм считают, что они обязаны постоянно продолжать традицию своих предков по подготовке помощников фермеров для работы на первоклассных фермах по производству продуктивного скота, поскольку они считают, что профессиональная подготовка помощников является полноценным фундаментом поддержания продуктивного хозяйства на фермерском подворье.
Итак, в этом отрывке букв «п»_____________.

Вы «попали в тон», если насчитали 41 букву «п». Если обнаружили меньше, то, наверное, не учли «п», стоящую перед числом-результатом. (Теперь вы хлопаете себя по лбу: «Эх, как же я ее не заметил(а), ведь она была прямо перед глазами!»)

Как правило, мы далеко не полностью используем свою способность видеть. Мы идем по жизни и просматриваем огромное количество информации, предметов, сцен. Мы смотрим, но не видим.

Научившись обращать внимание на происходящее вокруг, вы разовьете в себе потрясающую способность видеть чудеса, смотря на обычные мирские вещи. Научившись обращать внимание на происходящее вокруг, вы разовьете в себе «двойное зрение», которое позволит вам замечать не только то, что видят все, но и нечто совершенно неожиданное.

Идею реально отыскать всюду. Быть может, она прячется на пригорке, под кустом, в придорожной канаве... Может быть, вы ее нигде и никогда не найдете, но даже в этом случае вы приобретете многое, научившись внимательно смотреть на мир.

Господин Привычкин

Господа Привычкины делают что-либо так, как делают это обычно. У них все должно быть на своем месте, они теряются, если что-то нарушает привычный ход вещей. Поскольку все в жизни этих господ отмерено, помечено, разложено по полочкам, Привычкины способны решать проблемы лишь в узких рамках. Не надо становиться Привычкиными.

Попробуйте запрограммировать изменения в своей повседневной жизни. Составьте список того, что выполняется вами по раз и навсегда заведенному порядку. В основном в него войдут незначительные привычные действия, которые делают жизнь удобной и приятной. Затем возьмите список привычек, изучите его и постарайтесь сознательно изменить их одну за другой в течение дня, недели, месяца...

01. Измените дорогу на работу.
02. Измените время сна.
03. Измените время работы.
04. Каждый день слушайте другую радиостанцию.
05. Читайте разные газеты.
06. Заводите новые знакомства.
07. Пробуйте новые рецепты (например, кулинарные).
08. Если обычно вы берете отпуск летом, возьмите его зимой.
09. Внесите изменения в круг чтения. Если обычно вы читаете публицистику, переключитесь на беллетристику.
10. Внесите изменения в привычку обедать на работе. Если обычно вы пьете кофе, отныне пейте сок.
11. Посетите новый ресторан.
12. Измените вид отдыха. Займитесь греблей вместо гольфа и т. д.
13. Примите ванну вместо душа.
14. Послушайте другого телеобозревателя.

Дайте пищу уму

Творчески мыслящие люди постоянно читают. Таким образом они дают пищу уму в виде свежей информации и новых идей. Как сказал Гор Видал, мозг без самоподкормки в конце концов съедает сам себя.

Вот несколько полезных советов, которые помогут вам осуществлять «подкачку ума» в процессе чтения.

01. Будьте разборчивыми в чтении. Прежде чем браться за книгу, спросите себя: «Насколько полезным будет чтение этой книги для развития моих творческих способностей?» Просматривать и пролистывать нужно множество книг, но читать следует избирательно.

02. Делайте заметки на полях. В биографии Марка Твена Альберт Пейн писал: «На рабочем столе, возле постели, на полках в бильярдной — всюду стояли книги, которые Твен читал и перечитывал. Все или почти все книги были испещрены его пометками — замечаниями на полях страниц, краткими комментариями. Эти книги он перечитывал снова и снова, и всякий раз ему было что сказать».

03. Излагайте содержание книги. Попробуйте сделать это прежде, чем ее прочитаете. Или же, прочитав половину книги, остановитесь и попытайтесь продолжить. Прикиньте, что можно найти в книге, до того как вы познакомитесь с оглавлением. Это было любимым развлечением Джорджа Бернарда Шоу. А для вас это может оказаться полезным упражнением на развитие воображения.

04. Читайте биографии. Биографии — кладезь ценных идей.

05. Читайте книги полезных советов по самым разным вопросам. Упражняйте ум, преобразуя чужие идеи в свои, новые. Читайте книги по устройству приборов и автомобилей, по столярному делу, садоводству и т. д. Эти книги подскажут средства для выработки собственных уникальных идей и для создания новых изделий.

06. Читайте специальные журналы. Многие из своих идей Уолт Дисней почерпнул из дайджестов. Он говорил: «Ваше воображение может быть ущербным, бедным, воспаленным, замороженным. Дайджест — это нечто вроде гимнастического зала для тренировки воображения».

07. Читайте публицистику. Знакомясь с такой литературой, пробуйте предлагать собственные решения рассматриваемых проблем, до того как решение предложит автор. Это было одним из любимых занятий Джона Ф. Кеннеди.

08. Думайте и еще раз думайте. Читая, надо обязательно думать. Ищите свежие решения старых проблем, неизведанные пути в бизнесе, новые тенденции развития, технические новинки, связи и параллели между тем, что читаете, и вашими проблемами.

Джон Несбитт, автор «Мегастратегий» и основатель Группы Несбитта в Вашингтоне, округ Колумбия, весьма успешно применял метод определения тенденции, который сам он называл анализом содержания текущей информации. Несбитт позаимствовал этот метод из книги о Гражданской войне в США. В свою очередь, историк, написавший эту книгу, очень многое почерпнул из анализа сбора информации ЦРУ. Ну а ЦРУ скопировало данный метод с того, каким пользовались союзники в период Второй мировой войны. Они по достоинству оценили огромное значение провинциальных газет, доставлявшихся контрабандой из маленьких городов Германии. Время от времени в этих газетах публиковались ценные сведения о топливе, продуктах питания и о многом другом. А в Швейцарии небольшая группа офицеров-разведчиков определяла пути перемещения немецких войск, читая светскую хронику, где упоминались фамилии важных военных чинов.

Мозговой банк данных

Идеи надо накапливать и хранить. Заведите специальный контейнер (подойдут банка из-под кофе, обувная коробка, ящик стола или даже шкаф) для хранения идей и их «спусковых механизмов». Начните собирать интересные рекламные проспекты, цитаты, идеи, вопросы, карикатуры, шаржи и просто слова, которые могут вызвать цепь ассоциаций.

Если вам нужна идея, встряхните свой контейнер и достаньте из него наугад пару листков. Посмотрите, не помогут ли они вам, не включат ли цепь ассоциаций, способную привести к рождению новой мысли. Если нет, все перетасуйте и сделайте еще одну попытку.

Пусть не с первого раза, но в конце концов вы набредете на интригующую комбинацию, которая наведет на полезную мысль.

Как-то я залез в свой банк данных и извлек оттуда две вырезки. В одной рассказывалось о человеке, изготовившем новый гроб, более дешевый и надежный, чем все прочие. Другая статья поведала о новой услуге по прокату видеофильмов. Хлынул поток ассоциаций: смерть — похороны — видеофильм — видеопрокат и т. д. И тут меня осенило: видео как дань памяти умершему. Можно делать короткие видеофильмы со сценами из жизни покойного — в частности, используя фотографии, наложенные на красивые пейзажи.

Тяга к путешествиям

Как только вы почувствуете, что начали застаиваться, что вас одолевает скука, отправляйтесь в магазин, на ярмарку, выставку, в библиотеку, музей, на блошиный рынок, в городок народного творчества, игрушечный магазин, школу. Выберите наугад любой предмет и попробуйте установить связь между ним и той проблемой, которая вас занимает. Бродите, смотрите по сторонам и ждите, когда что-нибудь привлечет ваше внимание. Это непременно случится. Ум подобен растению, расцветающему на одной почве и чахнущему на другой.

В начале века Джордж Смит придумал конфету на палочке. Конкуренция была жесткой. Смит всячески старался сделать такую конфету, которая была бы не похожа на другие. Однажды он решил отдохнуть от дел и отправился на ипподром. В тот день в бегах участвовала очень хорошая лошадь, и он поставил на нее значительную сумму денег. Лошадь пришла первой. Имя ее было Лолли Поп. Смит назвал свои конфеты «лоллипопс» и вошел в историю кондитерской промышленности.

Ловите «Птицу мысли»

Ралф Уолдо Эмерсон однажды заметил: «Пристально следите за своими мыслями. Мысль появляется, словно птица, неожиданно садящаяся на дерево. Когда вы возвращаетесь к обычным делам, она улетает».

Вы должны записывать свои мысли. Как я понимаю, ни в одном магазине не продаются скрижали с вашими идеями. Подумал — запиши!
Любая ваша мысль исчезает, если ее не записать. Психологи установили, что человек способен одновременно удерживать в голове от пяти до девяти фрагментов информации. Все мы не раз переживали ситуацию: находили в справочной книге телефонный номер, отвлекались на секунду, не успев набрать его, и потом напрочь его забывали. Что в таких случаях происходит? Новая информация вытесняет старую еще до того, как мозг приготовит последнюю к длительному хранению в памяти.

Обычно кратковременная память способна хорошо сохранять информацию в течение нескольких секунд. Через двенадцать секунд воспроизведение информации уже затруднено, а через двадцать — она полностью стирается из памяти, если только вы не повторяете данные про себя или не записываете их. Запись дает мозгу сигнал о том, что эта информация является более важной, чем прочая, и заслуживает хранения в долговременной памяти.

Джон Паттерсон, президент компании «Нэшнл кэш реджистер», был страстным поклонником Наполеона. В пять часов утра Паттерсон вместе со старшими чиновниками своей фирмы в обязательном порядке совершал верховую прогулку — ну прямо как великий полководец. Паттерсон требовал, чтобы каждый сотрудник вел «маленький дневник», куда следовало записывать повседневные события, свои мысли, идеи и т. п., — и безжалостно увольнял тех, кто по какой-либо причине этого не делал. Паттерсон так и умер, что-то помечая в записной книжке во время командировки.

Интересен следующий факт: в период с 1910-го по 1930 год примерно одну шестую всех крупнейших компаний США возглавляли бывшие сотрудники компании «Нэшнл кэш реджистер». Том Уотсон, основатель «IBM», также в свое время работал в вышеупомянутой фирме.

Мыслите правильно

Вы должны сознательно работать над тем, чтобы сделать свое мышление более беглым и гибким. Беглость оценивается количеством приходящих в голову мыслей, а гибкость — тем, насколько творческими можно назвать эти идеи. Составление списков является мощным средством развития беглости мышления, поскольку такое протоколирование заставляет вас наиболее продуктивно концентрировать свою энергию. Чтобы убедиться в этом, попробуйте в течение нескольких минут придумать как можно больше способов применения смазки WD-40. Наверняка какие-то идеи у вас появятся, но столь же вероятно, что в определенный момент у вас возникнут проблемы с фокусировкой внимания, затем ваш внутренний цензор что-то отбросит, и останутся только самые очевидные решения.

Если же вы приметесь составлять список под названием «Возможное применение машинной смазки на натуральной основе (например, WD-40 или 15 SW 40)», это поможет вам поддерживать более высокую сосредоточенность и интерес, что в результате приведет к генерированию большего количества идей. А если вы установите лимит времени, это побудит вас работать еще эффективнее. Но одной беглости мышления недостаточно — нужна еще и гибкость.

Если ваш список содержит такие позиции, как: «для быстрой смазки, для выкручивания болтов из заржавевших деталей, для смазки велосипедных цепей» и т. д., — вы, безусловно, демонстрируете беглость мышления. Но в данном случае выявлены только наиболее очевидные способы применения смазки. Вы проявите подлинную гибкость мышления, если внесете в список позиций возможного использования смазки следующие:

01. для смазки шеста, на котором укреплен скворечник, чтобы кошки не залезали;
02. в качестве заманивания мышей в капкан;
03. как средство предохранения от ржавчины струн музыкальных инструментов;
04. в качестве приманки для рыбы;
05. как красящее вещество для ленты пишущей машинки, чтобы печать была ярче;
06. в качестве средства безопасности в машине; смазку следует хранить в бардачке, чтобы с ее помощью можно было открыть дверь, если ту заклинит в результате аварии.

Психолог Гилфорд, пионер в области изучения творчества, полагал, что выполнение определенных упражнений может способствовать развитию беглости и гибкости мышления и помочь в таких сложных делах, как построение сюжета романа, создание научной теории, планирование производства — то есть там, где требуется учитывать многочисленные взаимосвязи и переплетения.

Попробуйте поиграть в следующую игру с друзьями. Задача состоит в том, чтобы за пять минут придумать как можно больше предложений с данным набором слов:
01. я не радоваться абрикосы
02. раздраженный собаки с готовностью гнев

Журнал идей

Журнал идей — один из любимых приемов ЦРУ для регистрации информации. По каждому отдельному вопросу в ЦРУ заводится журнал, где фиксируются все факты, идеи, мысли и т. д. Это дает возможность сотрудникам ЦРУ моментально получить всю имеющуюся информацию по данной проблеме, включая различные идеи, сравнения, взаимосвязи.

Каждый раздел журнала можно посвятить какому-то отдельному аспекту вашей личной жизни или трудовой деятельности, например: маркетингу, производственному процессу, сбыту, корпоративным интересам, персоналу, услугам, специальным проектам, новым возможностям в бизнесе. В наше время в продаже имеется множество деловых блокнотов, но намного интереснее и полезнее создать собственный журнал. Попробуйте поработать с разными методами фиксации идей, прежде чем окончательно решить, на каком из них остановиться.

Периодическое обращение к журналу является приятным способом «пощекотать» воображение. При обращении к журналу вы начинаете отыскивать связи между записанными идеями и вашими насущными проблемами.

Представьте себе, что вы жуете резинку, чтобы успокоить нервы, и тут на вас снисходит отличная идея: почему бы не создать резинку для измерения уровня стресса? Вы записываете эту мысль в журнал и время от времени возвращаетесь к сделанной записи. Спустя несколько месяцев вы читаете в журнале, что для здоровья человека очень важен водородный показатель рН. И тут вас осеняет. А что, если придумать такую жевательную резинку, которая будет служить своего рода индикатором и на основе использования рН показывать, здоров человек или нет? Допустим, вы жуете такую резинку три минуты. Если резинка краснеет — вы здоровы; если зеленеет — надо идти домой и ложиться в постель.

Резюме

«Накачать» ум новыми идеями можно несколькими способами:
01. Установить квоту идей.
02. «Попасть в тон».
03. Не становиться рабом привычки.
04. Давать пищу уму.
05. Анализировать содержание текущей информации.
06. Создать свой банк данных.
07. Путешествовать.
08. Фиксировать свои мысли.
09. Мыслить правильно.
10. Вести журнал идей.

«Подкачка» ума подобна прокладыванию тропы в густой высокой траве. Сначала тропы вовсе нет, но, если несколько раз пройтись по одному и тому же месту, она появляется. Поначалу может и не возникать никаких идей, но по мере того, как вы будете развивать свой ум — не без помощи предложенных здесь упражнений, — идеи непременно появятся.

Михалко М. Энциклопедия бизнес-идей. Тренинг Креативности. «Питер», 2003.
Michael Michalko. Thinkertoys: a Handbook of Business Creativity for the 90s

Incunabula

Incunabula — период зарождения, ранняя стадия, первые дни. В контексте литературного творчества — неопубликованные произведения, созданные до того, как к писателю пришла известность.

Избранные цитаты из романа С. Кинга "Дьюма-Ки"

На самом деле они относятся к живописи, но вполне подходят и к писательству - я так думаю.

I. Начните с чистой поверхности. Необязательно с бумаги, ...но я чувствую, что поверхность должна быть белой. Мы называем ее белой, потому что нам нужно какое-то определение, но настоящее имя этой поверхности - ничто. Черное - это отсутствие света, белое - это отсутствие памяти, цвет забытья.

II. Помните, правда кроется в мелочах. Не важно, как вы видите мир, или какой стиль он навязывает вам, ...правда кроется в мелочах. Разумеется, так кроется и дьявол (все так говорят), но, возможно, дьявол и правда - синонимы. Так бывает, знаете ли.

III. Оставайтесь голодными... Если вы хотите отобразить этот мир, призовите на помощь ваши неутеленные желания. Вас это удивляет? Не должно. Нет ничего более человечного, чем голод. Нет творчества без таланта, тут я с вами соглашусь, но талант - нищий. Талант просит милостыню. Голод - вот движущая сила искусства.

IV. Начните с того, что вы знаете, а потом вновь откройте для себя известное вам. Искусство - магия, спорить тут не о чем, но все искусство, каким бы странным оно не казалось, берет начало в привычно повседневности. Поэтому не удивляйтесь экзотическим цветам, выросшим на обычной почве.

V. Не пугайтесь экспериментов; найдите свою музу и позвольте ей вести вас... Встреча с музой - всегда счастье.

скрытый текстVI. Умейте сосредоточиться. Есть разница между хорошей картиной и еще одной поделкой, отображающей мир, в котором их и так полным полно.

VII. Помните, выражение "видеть - значит верить" ставит телегу впереди лошади. Проиизведение искусства - конкретный артефакт веры и ожидания, воплощение мира, который в противном случае являл бы собой пленку бессмысленного сознания, растянутую над бездной загадочности. А кроме того, если вы не верите тому, что видите, кто поверит вашим творениям?

VIII. Проявляйте храбрость. Не бойтесь рисовать тайное. Никто не говорил, что искусство - это ласкающий ветерок; иногда оно - ураган. Даже тогда вы не должны колебаться и менять курс. Потому что, если твердить себе самую большую ложь большого искусства (что у вас все под контролем), вы упускате шанс запечатлеть правду. Правда не всегда красива... Но для настоящего художника правда превыше всего.

IX. Ищите картину в картине. Увидеть ее иной раз не просто, но она есть всегда. И если вы ее не замечаете, то можете проглядеть целый мир.

Х. Готовьтесь к тому, что увидеть придется все. Если вы хотите творить (Бог поможет вам, если хотите, Бог поможет вам, если рискнете), постарайтесь избежать извечной ошибки: не оставайтесь на поверхности. Уходите в глубину и берите свое законное вознаграждение. Сделайте это, как бы больно вам ни было.

XI. Не останавливайтесь, пока картина не закончена. Не могу утверждать, основополагающее это правило ...или нет, ...но я верю, что эти шесть слов вбирают в себя все... Талант - это прекрасно, но он лишен каких-либо ограничений. Тем неменее всегда наступает момент (если творения искренни, если источник их - то волшебное место, где рождаются мысли, воспоминания и эмоции), когда у вас возникает желание остановится, и вы думаете: если опустить карандаш, глаза более ничего не увидят, воспоминания исчезнут и боль прекратится.

XII. Почувствуйте, что картина закочена, а когда почувствовали - отложите карандаш или кисть. Все остальное - только жизнь.

Одна мысль на завтра

Несколько лет назад, копаясь в писательских методиках, я наткнулась на мысль о том, что каждый раз, когда заканчиваешь работу над очередным куском текста, нужно не доводить свою мысль до конца, а оставлять хотя бы одну фразу на потом. Чтобы в следующий раз точно знать, с чего начать.

 

Тогда эта мысль показалась мне малопродуктивной. Никак в голове не укладывалось, как можно завершить сцену или эпизод, или главу и не дописать последнюю фразу? Не складывалось целостной картинки, и я продолжала писать как обычно — мысль до конца. И часто случалось так, что на следующий день я открывала тетрадь, тупо смотрела на законченный кусок минут десять, а потом закрывала тетрадь. Не знала, что там дальше. Не знала, с чего начать. В тексте от одного эпизода до другого могло пройти несколько минут, а в реальном режиме времени иногда проходили целые месяцы. Потом я решала, что ну и хрен с ним потом оближу, и продолжала писать, как бог на душу положит, не заморачиваясь на плавный и логичный переход. И, что самое парадоксальное, люди, читавшие текст после его завершения, никогда не замечали тех мест, где я буксовала.

 

Но я на самом деле не к этому.

 

Я на самом деле к тому, что с неделю назад я вернулась к тексту, висевшему с сентября. И как-то так само собой получалось, что мне не хватало времени дописать мысль. Что-то оставалось недосказанным, и на следующий день я точно знала, с чего начну. А потом за первую фразу цеплялась вторая. За вторую — третья. И текст выливался сам собой. Такой легкости писательства у меня не было уже несколько лет. И вот я подумала: методика проста и банальна - оставлять одну мысль на завтра. Но как великолепно работает, черт побери!

 

(Собственный пост от 2009 года)

Не пишется...

Совет от Николая Васильевича Г., которому его друг Владимир Соллогуб пожаловался, что «не пишется»:

 

«А вы все-таки пишите… возьмите хорошенькое перышко, хорошенько его очините, положите перед собой лист бумаги и начните таким образом: „Мне сегодня что-то не пишется“. Напишите это много раз сряду, и вдруг вам придет хорошая мысль в голову! За ней другая, третья, ведь иначе никто не пишет, и люди, обуреваемые постоянным вдохновением, редки, Владимир Александрович!»

Правила пунктуации русского языка

Дорогие авторы текстов, фиков и постов!

Перестаньте, пожалуйста, издеваться над правилами пунктуации русского языка и своими читателями.
Запомните эти простые правила. Выучите их наизусть. Распечатайте и повесьте прямо на монитор.
Потому что если вы их не соблюдаете, то буквально капслоком расписываетесь в своей неграмотности и демонстрируете, что читать ваш текст не имеет ни малейшего смысла, потому что его автор не только плохо учился в школе, но к тому же неспособен воспользоваться проверкой правописания в Ворде, которая нарушение этих правил гарантированно подчеркивает.

01. Запятая пишется слитно с идущим перед ней словом. После запятой ставится пробел. Не наоборот!

02. После точек ставятся пробелы.

03. Многоточием нельзя заменять запятые, точки и другие знаки только потому, что вам взбрело это в голову! Текст с излишками многоточий производит впечатление, что его автор тормоз.

04. В многоточии три точки. Не две, не четыре, не десять. Три.

05. После многоточия ставится пробел. Перед многоточием пробел не ставится. Единственное исключение — когда с многоточия начинается предложение, тогда пробел ставится.

скрытый текст06. Есть варианты написания «вопросительный знак + многоточие» и «восклицательный знак + многоточие». В этих случаях ставится вопросительный или восклицательный знак и две точки перед ним или после него, в зависимости от интонации. Если не знаете точно, как именно это оформить — не выпендривайтесь. Никакие другие знаки препинания к многоточию не пришиваются.

07. В некоторых случаях для передачи особой выразительности речи используются сочетания трех вопросительных или трех восклицательных знаков. Не двух, не четырех и не десяти — ровно трех. Они используются очень редко, потому что отражают крайнюю экспрессию. Их изобилие делает текст «грязным» и создает впечатление, что все персонажи и автор — истерички.

08. Еще есть сочетание вопросительный знак + восклицательный знак. Никаких других сочетаний нет. Не пытайтесь их придумать.

09. В русском языке точка ставится после закрытых кавычек. Всегда. В английском - до закрытых кавычек. Переводчики, не путайте, вы переводите на русский.

10. Кстати, дорогие переводчики: в английском языке прямая речь оформляется кавычками. В русском языке она оформляется тире и запятыми. Не забывайте, на какой язык переводите. Подробности оформления - здесь.

11. Перед и после тире ставятся пробелы. Перед и после дефиса пробелы не ставятся. Наличие или отсутствие вокруг черточки пробелов позволяет понять, тире это или дефис. Кстати, запомните разницу между тире и дефисом. Если на пальцах, то дефис ставится между частями слова, а тире — между частями предложения.

© Saint-Olga

Стивен Кинг - Начало

Стивен Кинг - Правила жизни

01. Однажды я пришёл к психотерапевту. Она сказала: «Вы должны представить, что все ваши страхи — это такой шарик, который вы можете просто накрыть ладонью». Я сказал: «Девушка, милая, да я живу страхом. Для того чтобы накрыть мой страх, не хватит даже чернобыльского саркофага».

02. Ненавижу мозгоправов. Если у тебя есть проблемы — жри лекарства и никому не плачься.

03. Я уважаю страх. Он организует людей. Например, если бы можно было представить себе возможность такого выбора, то я никогда не полетел бы на самолёте, весь экипаж которого не боится летать.

04. Я всегда летаю бизнес-классом. В случае катастрофы я хочу быть к ней как можно ближе.

05. Когда-то давно все самолёты, на которых я летал, были оснащены мониторами, на которых транслировалось изображение с носовой камеры: вы могли видеть, как самолёт отрывается от земли, взлёт, посадку. А потом в Чикаго разбился самолёт. Представляете, как это было? «Так, земля всё ближе, ближе — боже, как быстро — ещё ближе. Всё, ребята, мы мертвецы».

скрытый текст06. Как-то раз я летел на самолёте, и со мной рядом сидел какой-то придурок. Когда мы набрали высоту, он начал блеять: «Мистер Кинг, я давно мечтал задать вам ОЧЕНЬ НЕОБЫЧНЫЙ вопрос: откуда вы черпаете вдохновение?» Я сказал: «Мне никогда не задавали этот вопрос на высоте 12 тысяч метров, но всё равно — идите в жопу». Потом я даже пожалел его: до самого конца полёта он просидел белый, как простыня, и даже не притронулся к еде.

06. Меня задолбал вопрос «Как вы пишете?». С некоторых пор я отвечаю на него однообразно: «По слову зараз».

07. Дорога в ад вымощена наречиями.

08. Вдохновение можно черпать отовсюду. В моей книге «Ночная смена» есть рассказ «Давилка» — про гладильную машину, которая несколько озлобилась на мир. Идея родилась у меня в тот год, когда я работал в прачечной. Вместе со мной работал парень, который потерял на этой работе руки — из предплечий у него торчали два металлических крюка. Знаете, есть некоторые вещи, которые работодатели забывают вам сказать, когда вы поступаете на новую работу. Этому парню забыли сообщить, что тому, кто работает на валиковой гладильной машине, не стоит носить галстук. Более всего меня потрясало, что когда после смены все шли мыть руки, он просил кого-нибудь открыть ему воду и спокойно мыл свои крюки под краном.

09. Господь бывает жесток настолько, что иногда оставляет тебя жить дальше.

10. Хорошая идея — как йо-йо. Ты можешь оттолкнуть её от себя, но она всё равно останется на дальнем конце резинки. Она не умирает там, она лишь спит. А потом, когда ты забудешь о ней, она вернётся и хлопнет тебя по голове.

11. Литература — это правда, обёрнутая в ложь.

12. Я не готовлюсь к написанию книг. Не просиживаю в библиотеках, не делаю выписок, ничего нигде не подчёркиваю. Я просто сажусь и пишу грёбаные слова. Называйте меня колбасником. Да, я долбаный колбасный писатель. То, что я пишу, — это колбаса. Сел и съел. Я признаю это и не принимаю никаких претензий: ведь я никогда не выдаю свою колбасу за белужью икру.

13. Талант не статичен. Он либо взрослеет, либо умирает.

14. Принято думать, что я очень странный или даже страшный человек. Это не верно. У меня по-прежнему сердце маленького мальчика. Оно пылится в стеклянном графине на моём столе.

15. Многие удивляются, но в детстве я не любил выкапывать трупы животных или мучить насекомых.

16. Можно быть счастливым в 8 и в 28, но если кто-то говорит вам, что он был счастлив в 16, значит, он либо лжец, либо идиот.

17. Лучше быть хорошим, чем плохим. Но иногда порядочность приобретается слишком высокой ценой.

18. Только ваши враги скажут вам правду. Друзья и возлюбленные будут лгать бесконечно, запутавшись в паутине принятых на себя обязательств.

19. Самые важные вещи сложнее всего выразить словами. Иногда это оборачивается тем, что мы стыдимся собственных чувств, потому что слова делают наши чувства ущербными.

20. Надежда — неплохая штука. А неплохие штуки не склонны умирать.

21. Писать о своей жизни — сложная задача. Это как секс: лучше пережить это, чем писать об этом.

22. Я пишу лишь о том, что меня пугает. Например, я никогда не писал про змей — мне плевать на них. Я люблю писать про крыс — эти серые ублюдки пугают меня куда сильнее.

23. Пугать людей книгами в наше время становится всё сложнее. Они уже запуганы телевизором, так что я тут бессилен.

24. Американские президенты постоянно произносят вялые речи о неприятии школьного насилия. От этих жалких спектаклей меня обычно тянет зевать. Особенно если вспомнить, что эти люди отдали приказ разбомбить Югославию и залили кровью Ирак. Мне кажется, это можно сравнить лишь с лекцией о вреде наркотиков, которую ведёт трясущийся тип, ноздри которого обсыпаны кокаином, а в руке зажата трубка для крэка.

25. Кокаин — это дар. Он всегда был моей кнопкой «вкл.». Я начал употреблять его в 1979-м и продолжал, наверное, 8 лет. Не слишком-то долго, чтобы по-настоящему подсесть, но уж точно дольше, чем Вторая мировая война.

26. Мне кажется, марихуану стоит не только полностью легализовать, но и сделать её выращивание надомной работой для тысяч одиноких людей. Для моего родного штата Мэн это было бы даром божьим. Там и так можно взять неплохую траву домашней высадки, но ведь она будет гораздо качественнее, если люди будут открыто выращивать её в теплицах и пользоваться удобрениями.

27. Я начал напиваться с той самой минуты, когда закон разрешил мне делать это. Я всегда пил только для того, чтобы просто напиться. Никогда не понимал выпивки в компании. Это для меня как трахнуть сестру.

28. Кто-то говорит, что творческие люди больше страдают от пристрастия к алкоголизму, чем остальные. Они, мол, более ранимы и тонки. Но я так не думаю. Мы все выглядим одинаково, когда блюём себе на ботинки.

29. Для меня не существует такой вещи, как настроение или вдохновение. Я всегда нахожусь в настроении что-нибудь написать.

30. Ненавижу пустые страницы.

31. Я говорил это прежде, я говорю это сейчас. Когда ты вдруг обнаруживаешь что-то, к чему у тебя есть талант, ты будешь корпеть над этим до тех пор, пока твои пальцы не начнут кровоточить и пока твои глаза не вывалятся из глазниц.

32. Если у тебя нет времени на чтение, у тебя не будет и времени на то, чтобы писать.

33. Я редко иду на уступки. Когда компания ABC взялась за экранизацию моего «Противостояния», я сразу понял, что имею дело с упёртыми уродами. Их цензоры знали только два словосочетания: «это нам подходит» и «ни в коем случае». Меня это мало беспокоило до тех пор, пока мы не добрались до сцены, где моя героиня произносит следующую фразу: «Раз тебе так важна работа — не выпускай её из рук и засунь поглубже в жопу!» Как мне кажется, слово «жопа» небезызвестно и весьма употребимо на телевидении, но цензоры заявили мне, что это не пройдёт никогда. Видимо, процесс помещения работы в жопу слишком будоражил их сознание. Поэтому в фильме вы услышите лишь: «…и засунь её поглубже!» Но знайте: я всегда был за жопу.

34. Французский язык способен превратить грязь в любовь.

35. Господь имеет к нам определённую милость. В конце концов, за последние 63 года на планету упала лишь пара атомных бомб.

36. Каждая форма жизни бессознательно или подсознательно стремится к бессмертию.

37. Я никогда не приму участия в спиритическом сеансе. Даже если моя жена завтра умрёт, и ко мне придёт медиум и скажет, что жена только что вышла на связь и собирается мне сказать что-то очень важное.

38. Монстры и привидения существуют. Они всегда живут и борются внутри каждого из нас, а иногда побеждают. «Ночь живых мертвецов» (фильм режиссёра Джорджа Ромеро) — величайшее кино. Когда оно вышло на экраны, системы возрастных рейтингов для фильмов не было и в помине. Помню, когда я отправился посмотреть этот фильм, весь зал был полон детьми. Клянусь, я никогда не видел настолько тихих детей. Они даже боялись пошевелиться. Они выходили из зала со стеклянными глазами и открытыми ртами. Это был самый сильный аргумент в пользу классификации фильмов по возрасту, который я когда-либо видел.

39. Как-то раз, после того как я перенёс тяжёлую болезнь в госпитале и вернулся домой, я сел смотреть «Титаник». Никогда в жизни я так остро не чувствовал наносимый моему мозгу ущерб.

40. Кино не победит книги. Все эти ребята типа Кингсли Эмиса постоянно твердят: книга мертва, общество сползает в трясину, культура уничтожена, кругом идиоты, имбецилы, телевидение, поп-музыка, разложение, дегенерация и всё такое. И тут вдруг появляется чёртов Гарри Поттер — грёбаная хрень на 734 страницы, которая расходится пятимиллионным тиражом за 12 часов. Про себя я промолчу.

41. Большинство из того, что было написано и опубликовано с середины 1980-х по середину 1990-х — суть откровенное и высококонцентрированное говно. Хотя, возможно, окончен век некоторых книг.

42. Век книг не окончен.

43. Иногда меня спрашивают: «Стив, почему вы не напишете нормальный роман, такую серьёзную штуку?» И под этой серьёзной штукой большинство людей, как правило, имеют в виду какую-нибудь херню про старого профессора, у которого проблемы с потенцией и всё такое. Почему я не напишу такую херню? Я не знаю. И без меня найдётся множество людей, которые пишут примерно так же, как старики трахаются. Для отменного говна всегда будет отменный рынок.

44. Не пытайтесь нае.ать бесконечность.

18 законов художественной литературы Марка Твена

01. Роман должен воплотить авторский замысел и достигнуть какой-то цели.

02. Эпизоды романа должны быть неотъемлемой его частью, помогать развитию действия.

03. Героями произведений должны быть живые люди (если только речь идет не о покойниках), и нельзя лишать читателя возможности уловить разницу между теми и другими.

04. Все герои, и живые, и мертвые, должны иметь достаточно веские основания для пребывания на страницах произведения.

05. Действующие лица должны говорить членораздельно, их разговор должен напоминать человеческий разговор и быть таким, какой мы слышим у живых людей при подобных обстоятельствах, и чтобы можно было понять, о чем они говорят и зачем, и чтобы была хоть какая-то логика, и разговор велся хотя бы по соседству с темой, и чтобы он был интересен читателю, помогал развитию сюжета и кончался, когда действующим лицам больше нечего сказать.

скрытый текст06. Слова и поступки персонажа должны соответствовать тому, что говорит о нем автор.

07. Речь действующего лица, в начале абзаца, позаимствованная из роскошного, переплетенного, с узорчатым тиснением и золотым обрезом тома, не должна переходить в конце этого же абзаца в речь комика, изображающего безграмотного негра.

08. Герои произведения не должны навязывать читателю мысль, будто грубые трюки, к котрым они прибегают по воле автора, объясняются их удивительной сноровкой.

09. Герои должны довольствоваться возможным и не тщиться совершать чудеса. Если же они и отваживаются на что-то сверхъестественное, дело автора — представить это как нечто достоверное и правдоподобное.

10. Автор должен заставить читателя интересоваться судьбой своих героев, любить хороших людей и ненавидеть плохих.

11. Авторская характеристика героев должна быть предельно точна, так чтобы читатель мог представить себе, как каждый из них поступит в тех или иных обстоятельствах.

Автор обязан:

12. Сказать то, что хочет сказать, не ограничиваясь туманными намеками.

13. Найти нужное слово, а не его троюродного брата.

14. Не допускать излишнего нагромождения фактов.

15. Не опускать важных подробностей.

16. Избегать длиннот.

17. Не делать грамматических ошибок.

18. Писать простым,понятным языком.

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)