Автор: одна Кисонька

О важности саммари

Саммари — краткое содержание фанфика без раскрытия сюжета и основной интриги.

Я развлекаюсь фанфикшеном вот уже лет пять. За это время былы прочитаны тысячи фиков, как шедевральных, так и БББ, но я не об этом. Фэндомы тоже были разные, но я и не об этом тоже. Хочу поговорить сегодня о саммари — с точки зрения рядового читателя. Так вот, мальчики и девочки, запомните: хорошо составленное саммари делает вашему фику половину успеха. Хорошо составленное саммари — это гарантия того, что ваша нетленка заставит потенциального читателя прочесть ее дальше шапки и не уйти разочарованным. Эта та завлекалочка, которая заставляет обратить внимание именно на ваш текст. Фэндом значения не имеет.

ИМХО Рядового Читателя.

скрытый текстМногие авторы считают саммари незначительной мелочью и не утруждают себя специальным написанием. Они берут первую фразу из фика и надеются, что любопытный читатель захочет узнать, что там дальше. Я вас разочарую. Гениальная первая фраза, способная сразу же приковать интерес, — это такая же редкость, как, скажем, снег в июле. Возможно, но... ну вы поняли. И вовсе недаром многие маститые авторы дают для начала текста такой совет: «Напишите первую страницу, потом выкиньте первый абзац и начните с того, что осталось». Впрочем, фраза может быть и не первой, а вовсе откуда-то из середины. И самонадеянный автор считает, что этим все объясняется. Если ваш фик можно описать одной фразой, то возникает два вопроса. Первый: зачем вообще нужно было это писать, если только это не драббл и не PWP? Второй: почему вы решили, что именно эта фраза из текста , вырванная из контекста, дает полноценное описание, а не потрудились составить ее отдельно? Рядовой читатель в моем лице, скорее всего, закроет такой фик и не станет его читать. Все то же самое и относится к целому абзацу. Пишите саммари отдельно от текста.

Иные креативные авторы считают, что содержание фика хорошо описывается чем-нибудь типа «Автор хотел написать розовые сопли, занавесочную историю, когда герои любят друг друга, заводят хомячков и все у них хорошо, но автор в момент написания фика был в жестоком похмелье, депрессии и затрахан жизнью и начальством, поэтому получилось совсем не про то». Неопытный читатель все же рискнет открыть текст в надежде, что предъявленная задумка была реализована хотя бы частично, и может нарваться на полный набор своих сквиков. Со мной поначалу такое часто случалось, и я запоминала автора, а потом пропускала его тексты сразу. Чуете, в чем подвох? Одно разочарование, и вы теряете читателя, даже если все ваши следующие тексты могут прийтись ему по вкусу. У меня для вас плохая новость: никому, кроме самых ваших упоротых фанатов, не интересно, в каком состоянии вы написали этот фик. Они хотят прочесть то, что было обещано, а не туманное «получилось совсем про другое». «Получилось совсем про другое» — это кот в мешке, которого купят или только те, кто хорошо вас знает как автора, или новички, глотающие все подряд. Часть эстетствующей аудитории вы потеряете. Пишите не то, что вы хотели написать, а то, что в итоге получилось.

В сериальных фэндомах часто можно видеть саммари вида «К серии 1.07». Поверьте, далеко не все знают содержание сериала наизусть. Подавляющее число читателей способны сориентироваться только в сезонах, да и то, если они отличаются друг от друга. Скорее всего, никто не полезет искать содержание конкретной серии для того, чтобы узнать, о чем ваш фик. Не спорю, многие откроют текст опять же нашару, от фанатства по сериалу в целом. Но найдутся и те, кто пропустит текст, потому что не знает, что его ждет. Это ведь совсем не сложно — добавить краткое описание, правда? Например «К серии 1.07 — про летучую мышь-нимфоманку». Или даже так: «К серии 1.07 — мышь-нимфоманка затаскивает героя в свое гнездо». В сочетании с указанным пейрингом, рейтингом и предупреждениями такое саммари даст наивному читателю хотя бы какое-то представление, о чем ваша нетленка.

Отдельная песня про саммари к драбблам, виньеткам и прочим микро и мини. Да, это сложно. Да, пару раз я натыкалась на случаи, когда саммари длиннее самой истории. Но все же, не стоит оставлять фик совсем уж без описания. Рядовой читатель в моем лице обычно открывает такие тексты, только если в шапке указаны предупреждения, описывающие содержание хоть как-то. Вот представьте себе консервную банку без этикетки в момент, когда вы хотите рыбных тефтелек. Вы можете ее открыть и обнаружить, что там свиная тушенка. Или перловая каша. Или ананасы в шампанском. Тоже вкусно и питательно, но вы все равно испытываете налет разочарования, потому что это не тефтельки. А хуже всего, когда вы открываете банку и обнаруживаете, что там не просто не тефтельки, а вообще тухлятина. Ваш фик без саммари это та же банка без этикетки. Кому-то содержимое придется по вкусу, но найдутся и такие, кто будет разочарован. Они запомнят вас и потом будет относиться к вашим текстам с подозрением. Людям, занете ли, свойственно холить и лелеять собственную психику и не травмировать ее лишний раз риском нарваться на сквик.

Мораль: уделяйте внимание не только тексту, но и окружающим его рюшечкам. Читатели будут вам благодарны за внимание к ним. Они вас запомнят и, если однажды вынакосячите в шапке, вам простят это намного охотнее.

(Собственный пост от 2011 года)
7

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)