Архив Шано5 читателей тэги

Автор: Шано

Архив Шано

Разгребаю старый дневник на дайри. Поэтому посты могут быть битыми. И тэги я приглаживать не буду, мне они не мешают.

* * *

Оригинал взят у в История психиатрии с картинками

Психиатрия до аминазина

Максим Малявин

Исторические зарисовки о методах лечения душевнобольных до наступления эры нейролептиков.

 

 

Читать полностью на сайте журнала АВС

 

Статья интересна еще и тем, что мы туда включили репродукции гравюр середины XIX века - о быте психиатрической лечебницы того времени.

* * *

Оригинал взят у в post

Очень хороший и простой сайт. Каждый вечер теперь выхожу на пару минут и смотрю — получается точно по картинке. Справа календарик, можно заранее посмотреть, чего ждать от неба.

А вот простая загадка: как Плеяды называются по-японски?

Плеяды, они же в старину по-русски - Стожары

 

Они же по-японски Субару

* * *

Оригинал взят у в post

"Veneziani, poi Cristiani" ( сперва венецианцы, потом христиане ) - это все знают. Но тут прочла вовсе прекрасное: в 1587 году один местный монастырь предложил венецианской страховой компании молиться за все застрахованные ею суда за 0,08% от взносов.

Нет, где сядешь, там и слезешь - предложение принято не было. Но мне нравится явное присутствие предварительных расчетов. Собрали же данные, вывели цифры. Попытка не пытка, что ж не попробовать.

* * *

Оригинал взят у в История зеркала
История зеркала теряется в глубине веков.
Понятно, что самым первым зеркалом была обыкновенная... лужа. Но вот беда - с собой ее не унесешь и дома на стенку не повесишь.
Появились отполированные куски обсидиана, которые в древние времена были в ходу в Китае и Центральной Америке, и отполированные бронзовые диски, нашедшие распространение в Средиземноморье.
Совершенно новый тип зеркал - вогнутых - появился лишь в 1240 году, когда научились выдувать сосуды из стекла. Мастер выдувал большой шар, затем вливал в трубку расплавленное олово (иного способа соединения металла со стеклом еще не изобрели), а когда олово растекалось ровным слоем по внутренней поверхности и остывало, шар разбивали на куски. И, пожалуйста: можно смотреться, сколько угодно, только отражение было, мягко говоря, немного искаженным.



скрытый текст[MORE=читать дальше]Наконец, примерно в 1500 году, во Франции придумали "смачивать" плоское стекло ртутью и приклеивать таким образом на его поверхность тонкую оловянную фольгу. Однако плоские стекла в те времена были невероятно дороги, и хорошо их умели делать лишь в Венеции. Венецианские купцы, недолго думая, выторговали у фламандцев патент и целых полтора века держали монополию на производство отличных "венецианских" зеркал (которые следовало бы именовать фламандскими). Цену их можно представить на таком примере: зеркало размером 1,2 метра на 80 сантиметров стоило... в два с половиной раза дороже, чем полотно Рафаэля!
С давних пор зеркало считается магическим предметом, полным тайн и волшебства (а то и нечистой силы). Оно верно служило и служит по сию пору языческим культам многих народов, которые видят в нем космическую силу Солнца.
Еще древние египтяне толковали крест, переходящий в окружность, как эротический жизненный ключ. А много веков спустя, в эпоху европейского Возрождения, в этом символе увидели изображение дамского туалетного зеркала с ручкой, в котором так любила разглядывать себя богиня любви Венера.
Современную историю зеркал отсчитывают с XIII века, когда в Голландии освоили их кустарную технологию. За ней последовали Фландрия и немецкий город мастеров Нюрнберг, где в 1373 году возник первый зеркальный цех.
В XV веке центром стеклоделия становится остров Мурано, расположившийся под Венецией, в морской лагуне. Специально созданный "Совет Десяти" ревниво оберегал секреты стеклоделия, всячески поощряя мастеров, заодно изолируя их от внешнего мира: слишком велики были прибыли от монополии, чтобы потерять ее. На остров Мурано стеклоделов переселили под предлогом обезопасить Венецию от пожаров. В начале ХVI века братья Андреа Доменико из Мурано разрезали вдоль еще горячий цилиндр из стекла и половинки его раскатали на медной столешнице. Получилось листовое зеркальное полотно, отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Так произошло главное событие в истории производства зеркал.
Европейские монархи любыми средствами пытались выведать зеркальные тайны Венеции. Это удалось в XVII веке министру Людовика XIV - Кольберу. Золотом и посулами он соблазнил троих мастеров из Мурано и вывез их во Францию.
Французы оказались способными учениками и вскоре даже превзошли своих учителей. Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как это делали в Мурано, а литьем. Технология заключается в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливают на ровную поверхность и раскатывают вальцом. Автором этого способа называют Луку Де-Негу.
Изобретение пришлось как нельзя кстати: в Версале строили Галерею зеркал. Она была длинной 73 метра и нуждалась в зеркалах большого размера. В Сен-Габене изготовили 306 таких зеркал, чтобы их сиянием ошеломить тех, кому посчастливится побывать в гостях у короля в Версале. Как после этого было не признать за Людовиком XIV права именоваться "король-солнце"?
На Руси почти до конца XVII века зеркало считалось заморским грехом. Люди благочестивые его избегали. Церковный собор 1666 года взял да и запретил духовным лицам держать в своих домах зеркала.
"Только зеркала в малом формате привозились из-за границы в большом количестве и составляли принадлежность женского туалета", - писал Н.И. Костомаров. А историк Забелин поясняет, что в России "значение комнатной мебели зеркала получили едва ли не со второй половины XVII века, но и в это время они составляли убранство одних только внутренних постельных хором и не имели еще места в парадных приемных комнатах-" Добавим, что и там они были скрыты завесами из тафты и шелка или хранились в киотах. При Петре Великом в Москве, на Воробьевых горах, возвели "амбар каменный и длинный в восемьдесят три фута, в вышину девять аршин, в нем плавильная печь сделана из кирпичу белой глины". Пришло время и России делать свои зеркала.
Став важным элементом меблировки и декора, зеркало потребовало соответствующего обрамления. В зеркальных рамах нашли выражение художественный вкус, особенность дарования ювелиров и художников, национальный колорит, мастерство и, конечно, время, которому подвластны и ремесла, и искусство.
В конце XVI века, поддавшись моде, французская королева Мария Медичи решила обзавестись зеркальным кабинетом, для чего в Венеции было приобретено 119 зеркал. Видимо, в благодарность за большой заказ венецианские мастера подарили королеве уникальное зеркало, отделанное агатами, ониксами, смарагдами и инкрустированное драгоценными камнями. Сегодня оно хранится в Лувре.
Зеркала были чрезвычайно дороги. Покупать и коллекционировать их могли лишь очень богатые аристократы и королевские особы.
Страстными коллекционерами зарекомендовали себя английский король - Генрих VIII и французский - Франциск I. Не такое уж большое зеркало размером 100х65 см стоило больше 8000 ливров, а картина Рафаэля того же размера - около 3000 ливров.
Во Франции некая графиня де Фиеск рассталась с имением, чтобы купить понравившееся ей зеркало, а герцогиня де Люд продала серебряную мебель на переплавку, чтобы приобрести зеркальную.
Зеркало в киоте, украшенное тонким оловянным кружевом, в свое время царевна Софья (правительница при царях-мальчиках Иване и Петре) подарила своему сердечному другу князю Голицыну.
В 1689 году по случаю опалы у князя и его сына Алексея было отписано в казну 76 зеркал (зеркальные страсти уже бушевали и среди русской знати), но зеркало царевны князь утаил и увез с собой в ссылку в Архангельский край. После его смерти зеркало среди других вещей по завещанию князя попало в монастырь под Пинегой, уцелело и дожило до наших дней. Сейчас оно хранится в фондах Архангельского краеведческого музея.

Источник

[/MORE]

* * *

Оригинал взят у в Из чего только сделаны мальчики ? Из чего только сделаны девочки?
Пожалуй сегодня, в качестве прелюдии к грядущим запискам о превратностях детской моды, размещу я основательно переписанный и слегка расширенный старый пост о мальчишках в платьях, тем более, что аудитория за последний год изрядно обновилась. В общем, надеюсь, что вам, друзья мои, будет интересно.




О том, что во времена пра-прадедушек мальчики до определенного возраста носили платьица знают почти все. Однако, это сугубо теоретическое знание зачастую не мешает неверно идентифицировать пол, изображенных на живописных полотнах минувших дней, ребятишек. Такие ошибки встречаются даже в специальной литературе, что уж говорить о поверхностных оценках рядового зрителя. А сколько удивления и пикантных выводов могут сделать, узнав, что изображенное лицо в юбке на самом деле принадлежал к мужескому полу, недостаточно взрослому, чтобы носить брюки. Вообще, весь этот шмоточный сыр-бор стал актуальным только в послевоенное время. Еще в первой четверти 20-го века маленькие мальчики щеголяли в платьицах наравне с девочками. скрытый текст[MORE=читать дальше]Потому что удобно, потому что 10 пар штанов не у всех было, а платье... ну это платье, чего вам объяснять. Правда сейчас многие недоумевают, мол, какое же это детство! Ни тебе через заборы, ни по деревьям! Тут надо заметить, что платье - это все же такой парадно-выходной вариант, особенно длинное платье, а в обычной жизни было значительно удобнее бегать в рубашонках до коленок. Об этом мы можем узнать и из мемуаристики и разглядывая картины голландских мастеров. Хотя к концу 17 века платья и корсеты стали использовать в повседневной жизни чаще. На портретах маленький мальчик изображался в платье почти всегда. Правда проблем у смотрящих на полотно с идентификацией половой принадлежности изображенного киндера не возникало века до 19-го, когда появилась мода из деточки делать куколку. До этого несомненная мужественность объекта подчеркивалась множеством деталей, понятных современникам так же как нам сейчас понятно, что ребенок в джинсах, свитере и с бантом в волосах может быть только девочкой, невзирая ни на какие брюки.

Итак, какими способами художники давали понять, какого пола ребенок, изображенный на портрете.
Самый простой и очевидный для современников первичный, так сказать, половой признак - это одежда. "Что за путаница" - можете подумать вы, но никакой путаницы тут нет. Несмотря на то, что юбку носили все дети, верхняя часть одежды нередко соответствовала полу.
Крой мужского дублета или камзола, воротник или шейный платок, шляпа - вот основные элементы одежды по которой часто можно опознать мальчика. На костюмах 16-го начала 17-го вв. юбка подвязывалась к дублету "по-мужски", вместо штанов. В более поздний период "камзол" надевался поверх нижней одежды, включающей юбку вместо бридж.




(слева-направо: Wybrand Simonsz de Geest, Justus Sustermans Ferdinando de' Medici (справа), Anna Maria Luisa, (слева) with their governess, ???)


Корсаж, особый вырез платья, специфический воротник, женский головной убор и крой рукава могут красноречиво указывать на принадлежность живописного объекта к особам пола женскага, коварнага.



(слева-направо:Cornelis I Johnson, ???, Jan Cornelisz Vermeyen)

Ярким наглядны примером, демонстрирующим разницу между юбочным костюмом мальчика и девочки может быть вот этот портрет



???


Важно отметить, что передник, чепчик и низкий вырез на платье не являются маркерами, указывающими на пол ребенка, ибо носились и мальчиками и девочками.

Следующей особенностью выдающей пол может быть прическа. Но тут стоит учитывать, что начиная с 16-го века и до 19-го женщины не носили распущенные волосы (исключение составляют маскарадные образы и мода на особые портреты взрослых дам, появившаяся в Англии в начале 17 века), а мужчины носили и так и эдак, с париками и без. Поэтому, если вы увидите на картине второй половины 16-19 вв. ребенка с распущенными волосами - то скорее всего это мальчик (по крайней мере, я знаю только одно исключение, и оно относится к тем самым "особым портретам"), но если у ребенка есть прическа, то совершенно не факт, что это девочка. И тогда приходится искать дополнительные признаки.



На этих портретах все дети - юные джентльмены. Слева-направо: Будущий король Испании, покровитель, друг и подопечный Фаринелли - несчастный Филипп V кисти Pierre Mignard. На следующей картине Cornelis de Vos живет статный господин с своими сыновьями, младший из них весьма мужественен, несмотря на юбку и хвостик на макушке. Последняя картина - тот самый "особый английский портрет", но кроме дамы с экзотичной прической а-ля русалка мы видим ее сына - сережка, юбка и длинные распущенные волосы не должны нас сбить с толку, о том что это мальчик говорит крой дублета и мужской атрибут - ракетка. Нарисовал портрет Paul van Somer.



Дополнительными же признаками, указывающими на юного джентльмена могут стать различные виды оружия и трость (до 18 века). Девочку с оружием могли изобразить в исключительных случаях, например, в образе Дианы, но тогда оружие не было единственным атрибутом.



(слева-направо: Robert Peake -Sir Edward Pytts, Cornelis I Johnson, Marcus Gheeraerts the Younger - Anne, Lady Pope with her children)


В руках же у девочки может быть веер, сумочка или платок.




(слева-направо: Paulus Moreelse, Jan Claesz, Gerard TERBORCH - Helena van der Schalcke as a Child)

Надо отметить, что платки у кавалеров тоже были, но не в руках, а на поясе



Portrait of Hendrik van Coeverden


Перевязи чаще указывают на то, что перед нами мальчик, но в редких случаях они могли стать просто признаком Очень Высокого происхождения и предназначения девочки.



Caesar van EVERDINGEN



Детские игрушки, нередко появляющиеся на портретах, тоже несут важную информацию. Мальчики изображались с лошадками, клюшками, ракетками (до 18 века) и барабанами.




(слева-направо: Constantine Netscher, Moreelse, Paulus, Antoine Pesne - Friedrich Wilhelm von Preussen, ???)


Неизменной девчачьей игрушкой была кукла.



(слева-направо: Isaac Claesz van Swanenburgh, Jacob Cuyp, Carl Ludwig Christinec)


Некоторые виды животных воспринимались как мужские и женские. Так козлики были для мальчиков.




А ягнята для девочек.



Aelbert Jacobsz Cuyp


Собаки же, как символ верности, могут встретиться на любом портрете, но особо крупные особи благородных пород художник помещал только на мужские портреты, демонстрируя власть и благородство юного отпрыска славного рода.



(слева-направо: ???, QUELLINUS, Erasmus II, Dirck Dircksz van Santvoort - DIRCK ALEWIJN)


(слева-направо:???, TIZIANO Vecellio -Clarice Strozzi, Daniel Mytens - Lady Mary Feilding, Anna Elisabeth Theophile von der Pfalz-Neuburg unbekannter Maler)


Многочисленные пернатые, помещенные на портрет рядом с ребенком, говорили зрителю о чем угодно, но не о половой принадлежности, кроме одной птицы - сокол традиционно считался мужской птицей. Поэтому над вот этим портретом до сих пор ведутся споры. Возможно это Анна-Мария де Шеврез, но есть сомнения.

Wybrand Simonsz de Geest


На семейных портретах художники предпочитали делить холст по полам. Т.е. на мужскую и женскую половины. Дамы располагались по левую руку от кавалеров. Кавалеры старше года - полутора находились в мужской части полотна, невзирая на костюм.

De Vos family

Ежели художник или заказчик не добивался этого результата, то вступали в силу обычные маркеры, о которых мы говорили выше.
Lucy Family

Вот и весь рассказ. К сожалею, есть портреты, которые почти невозможно идентифицировать и приходится, вздыхая, констатировать, что перед нами просто ребенок. Но с другой стороны... должна же быть какая-то тайна, почему бы не эта?

[/MORE]

* * *

Оригинал взят у в гендер
1

Франклин Рузвельт в 2 года (1884 год)

До конца XIX века мальчиков одевали как девочек. Пока мальчики носили женское платье, про них говорили «мальчики в слюнявчиках». Это продолжалось до четырех-пяти лет. Интересно, что когда с XIV века у мужчин короткая одежда и обтягивающие штаны начинают вытесняют платье, моралисты и проповедники обличают бесстыдство этой моды и видят в ней признак аморальности наступившей эпохи. Почтенные мужчины носили только платья.

Филипп Арьес "Детская одежда"


В дополнение еще один пост:
скрытый текст[MORE=читать дальше]Оригинал взят у в Почему раньше мальчиков одевали в платья?
В период с 17 до середины 18 века, облачение мальчишек в платьица являлось нормой. И решение вопроса о том, что одеть: платье и чепец или бриджи и сюртук, зависело от возраста ребёнка. Почему?

Оказывается, одежда прошлых времён не зависела от пола ребёнка, как сейчас, а символизировала степень зависимости юных отпрысков от взрослых. И если мальчика одевали в девичью одежду, то это означало, что он ещё недостаточно самостоятелен, чтобы перейти в мир мужчин, и ему ещё нужно подрасти. По мере взросления, элементы надеваемой одежды на мальчиков сменялись или же полностью исчезали из их гардероба. Так, первоначально позволялось снять чепцы и открыть свои волосы, в 6-7 лет снять платье и одеть бриджи. Однако, если мальчишки допускали какую-либо шалость, то в наказание их облачали обратно в платья. Поэтому, заинтересованность остаться в мужском мире брала верх над их шалостями, и мальчики старались вести себя хорошо.

Может вернуть этот стимул в систему воспитания? :)

P.S. Кстати, развитие эмансипации привело к тому же эффекту - женщины стали чаще носить брюки и удобную обувь, избавились от обязательных головных платков.
[/MORE]

* * *

http://pryf.livejournal.com/1138159.html Тайна романа «Евгений Онегин»

 

и сюда же из другого поста:

В так называемых "беловых рукописях" II главы романа "Евгений Онегин" одна из редакций XXI строфы, начиная с пятого стиха, звучала так:

 

"... Не портили Татьяны милой.

 

Фадеевна рукою хилой

 

Ее качала колыбель -

 

Потом стлала (ее) постель.

 

Она за ней одна ходила,

 

Бову рассказывала ей,

 

Чесала шелк ее кудрей

 

(И чаем) по утру поила.

 

Да раздевала ввечеру

 

Ее да старшую сестру" (Выделено нами - Б.Б.)

 

(Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Издательство Академии наук СССР, 1937, т.6, сс.566-567).

 

Причем это было не случайно, ибо Татьяна, как младшая сестра основной героини, появилась здесь в результате авторской переделки текста. Видимо, Пушкин на каком-то этапе колебался, кого из сестер, младшую или старшую, назвать Татьяной. Но если - младшую, то какое же имя он дал бы старшей, для "описания" которой в семнадцатой строфе намеревался даже взять "новый карандаш"?..

 

отсюда http://samlib.ru/b/butkewich_d_b/pushkinsmuse.shtml

* * *

26.01.2012 в 01:29
Пишет [J]Даумантас[/J]:

..Датэ Масамунэ в юбке))
небольшой рассказ о старшей современнице Одноглазого Дракона с другого конца Земного шара)

Знакомься:


Ана де Мендоса и де ла Серда, принцесса Эболи (Ana de Mendoza у de La Cerda, princesa de Eboli)


скрытый текст[MORE=
+++
]Одна из красивейших и темпераментных женщин своего времени. К сожалению, не сохранилось действительно достоверных сведений о том, как именно она потеряла глаз. С уверенностью можно говорить лишь о том, что это произошло еще в детстве. По одной из версий - во время несчастного случая на охоте, по другой - во время уроков фехтования. Недоброжелатели, впрочем, судачили о том, что принцесса попросту страдала косоглазием, потому и прятала "некрасивый" глаз под повязкой. Разумеется, нельзя исключать и версию о каком-то врожденном дефекте, приведшем к потере глаза, как это было и в случае с Датэ.

Так или иначе, Ана де Мендоса родилась в июне 1540 г. в семье Диего Уртадо де Мендоса и де ла Серда, графа Мелито, и Каталины де Сильва и Андраде, дочери графа де Сифуэнтес. Единственный ребенок в несчастливом браке своих родителей (Каталина писала о нем как о «18 годах мученичества», а Диего направо и налево изменял жене), она выросла довольно-таки избалованной и своевольной девицей. Что со временем принесло ей громкую славу... и трагический конец.


В ранней молодости Ана де Мендоса вышла замуж за Руя Гомеса де Сильва, принца Эболи, фаворита (в хорошем смысле этого слова ^^) принца Филиппа, будущего короля Испании Филиппа II. Инициатором брака, который с точки зрения семьи Мендоса, вообще-то, был очевидным мезальянсом (Руй Гомес происходил из незначительной португальской знати и в Испанию попал в 1526 г. в качестве пажа императрицы Изабеллы Португальской), выступил лично принц Филипп, заключивший с родителями невесты договор, по условиям которого он гарантировал новобрачным ежегодную выплату в 6000 дукатов, пожизненно, начиная с момента бракосочетания. Помимо этого Филипп совершил ради своего близкого друга совершенно беспрецедентный по тем временам поступок, приехав из своей охотничьей резиденции Эль-Пардо в Алькала-де-Энарес, чтобы присутствовать на церемонии помолвки в качестве свидетеля со стороны жениха. Необычность подобного поступка со стороны наследника престола подтверждает написанная секретарем Карла V (отца принца Филиппа) Хуаном де Самано записка, адресованная Франциско де Эразо, другому приближенному императора и короля Испании. В этой записке сообщалось о действиях принца и об оказанных им милостях, которые таковы, «что Его Величество никогда не оказывал подобных ни одному фавориту». В переписке этих же придворных впервые встречается и описание внешности Аны: «очень хорошенькая, хотя и маленькая».



Францисканский музей, Пастрана. Сцена бракосочетания принца Эболи и Анны де Мендосы.


Впрочем, это был чисто деловой брак, которой одной из сторон (отцу нашей героини, погрязшему в неудачных судебных тяжбах с родственниками из-за наследства) давал так необходимое ему покровительство королевского двора и перспективу блестящего карьерного роста, а другой (королевскому фавориту захудалого происхождения) - возможность стать членом и фактически даже главой одной из знатнейших семей Испании. Потому нет ничего странного в том, что заключение брака произошло в 1555 в Сарагосе... в отсутствие жениха, сопровождавшего в тот момент Филиппа II в его поездке в Англию, где тот сочетался браком с Марией Тюдор. После этого Руй Гомес ещё четыре года сопровождал Филиппа во Фландрии, и окончательно брак был подтверждён только лишь во время пребывания супруга Аны в Испании в 1557 году.


С начала 1560-х годов Руй Гомес занялся управлением своими владениями в провинции Гвадалахара. В 1562 году Эболи купили город Пастрана и стали проводить там большую часть времени, начав перестройку дворца, остававшегося незаконченным ещё со времен Аны де ла Серда, бабки принцессы Эболи. Руй Гомес организовал в городе производство шёлка, поселив в своих владениях значительное количество морисков. Также он основал ежемесячную ярмарку, повысив тем самым торговое значение города. В 1572 году Филипп II возвел Руя Гомеса в звание герцога Пастрана и гранда Испании, даровав право сформировать майорат в пользу старшего сына. А в июле 1573 года 1-й герцог Пастрана внезапно скончался, оставив своей 33-летней вдове обременённые долгами владения и 6 малолетних детей. Вот тут-то и начинается одна из интереснейших историй, связанных с именем Аны де Мендоса.

Вдохновляемые примерами Елизаветы Валуа и Хуаны Австрийской, в особенности их энтузиазмом в основании и поддержке женских монастырей, Супруги Эболи старались оживить религиозную жизнь своего города. Оба они глубоко прониклись идеями Контрреформации, основывая монастыри и колледжи в Пастране и других городах Гвадалахары. Принцесса не останавливалась ни перед чем, чтобы достичь своей цели. Вчастности, возгоревшись желанием добыть для своего нового монастыря статую неоспоримой и испытанной святости, она, как говорят, выкрала священное изваяние Пресвятой Девы Подземелья из часовни замка Сорита в Эстремадуре. Принцесса завернула статуэтку в белую ткань и попросту унесла ее с собою в сумке. Но самым известным шагом Аны все же стало приглашение в Пастрану знаменитой монашки-кармелитки и будущей католической святой - Терезы Авильской. Специально для нее Ана пристроила к своему дворцу небольшой монастырь. Оказавшийся, впрочем, слишком маленьким и тесным для Терезы, сумевшей впоследствии получить более подходящее помещение у Руя Гомеса. Все эти начинания супругов сопровождались шествиями с музыкой и танцами, в которых активно участвовала герцогская семья. В течение ряда лет отшельники, будущие святые, среди которых были Каталина де Кардона и Иоанн Креста, и кающиеся грешники стекались в Пастрану.

После смерти мужа беременная Ана вместе с матерью ушла в тот самый кармелитский монастырь, основанный ею и ее мужем для Терезы Авильской, сопроводив этот свой шаг зрелищными демонстрациями религиозного порыва. Впрочем, в действительности помимо выражения горя и отчаяния, уход в монастырь мог быть и способом избежать давления со стороны кредиторов — земельные приобретения её покойного мужа совершались в основном на заемные средства. "Принцесса — монахиня?!" — в ужасе воскликнула настоятельница монастыря, узнав о намерении своей знатной патронессы. — "Тогда, полагаю, сей дом обречён!" И действительно - образ жизни принцессы, который она сохранила и в монастыре, оказался совершенно несовместим со сложившимися обычаями реформированных кармелиток. Их образу жизни, основным принципом которого является молитва в тишине, крайне мешали постоянные посетители принцессы, её слуги, привычка обедать с монашками и заговаривать с каждым, с кем она пожелает. Принцесса настаивала на том, чтобы к ней обращались, титулуя, и ожидала, что монахини будут прислуживать ей на коленях. Всего за несколько месяцев пребывания Аны в стенах монастыря, тот стремительно превратился в полнейший бедлам. Городской совет Пастраны дважды обращался к королю с просьбой вернуть принцессу к делам управления города. И, наконец, 25 сентября 1573 года Филипп II приказал ей покинуть монастырь и принять административные обязанности. В ответ та гордо заявила, что намеревается оставаться в монастыре до конца своих дней, подписавшись по кармелитскому обычаю - Ana de Madre de Dios. Итог этой истории оказался даже несколько комичен: после нескольких месяцев беспорядков в апреле 1574 г. святая Тереза послала двух монахов в Пастрану с приказом закрыть монастырь, а монахинь перевезти в Сеговию. Гнев принцессы был так силен, что поезду из пяти экипажей с монахинями пришлось украдкой выезжать из Пастраны в полночь, чтобы избежать ярости самовольной узницы поставленного ею с ног на голову монастыря.

Разозленная и раздосадованная случившимся принцесса попыталась отомстить Терезе Авильской, отослав в Инквизицию оставшуюся в ее распоряжении рукописную автобиографию Терезы, утверждая, что в книге содержатся описания видений, откровений и опасных учений, требующих критической оценки. Книга была передана на исследование двум доминиканским монахам, один из которых, к счастью для будущей святой, оказался её сторонником, и инцидент последствий не имел.

Таким образом, после непродолжительного самозаточения в монастыре, принцесса все же вновь была вынуждена вернуться в мир. В 1577 году Филипп II потребовал присутствия Аны при дворе, что дало ей возможность уделять больше внимания образованию своих детей и управлению делами. В Мадриде же она знакомится с личным секретарем короля Антонио Пересом, протеже (и, возможно, незаконнорожденным сыном ^^") ее покойного мужа. Вскоре Ана и Перес становятся любовниками. Их связь, как только она стала известна королю и двору, подверглась всеобщему осуждению. И в конечном итоге стоила Ане... Но обо всем по порядку.


Антонио Перес.


Связь принцессы Эболи и Переса была открыта двору секретарем дона Хуана Австрийского - Хуаном де Эскобедо. В отместку Перес обвинил Эскобедо и его господина, штатгальтера Нидерландов и незаконнорожденного сводного брата Филиппа II, в честолюбивых замыслах против короны, и так сумел напугать подозрительного короля, что получил от него негласное разрешение отделаться от Эскобедо посредством убийства. Одним из организаторов которого и стала принцесса.

Самое интересное в убийстве Эскобедо - это топорность его исполнения. В наше время повсеместно распространено заблуждение, что яд, который можно бросить в кубок с вином или впрыснуть в апельсин, в XVI веке было столь же легко добыть, как аспирин в нынешнем. Но ничего подобного. Для начала убийцы послали человека в Мурсию собрать ядовитые растения, потом изготовили отвар и опробовали его на молодом петушке. Птица осталась невредимой. Тогда убийцы подлили "водичку" Эскобедо, но ему, как и петушку, ничего не сделалось. Они попытали счастья с порошком, от которого жертва только заболела. Наконец, потеряв терпение, заговорщики решили прибегнуть к кинжалу. И снова — можно было бы подумать, что кинжал и наемного убийцу, который воспользуется оружием, не составляло труда найти на каждом углу старого Мадрида. Увы, но и это было не так. Один из заговорщиков отправился в собственные владения, чтобы найти друга, имевшего стилет "с очень тонким лезвием", а остальные поехали в Арагон нанимать головорезов. В конечном счёте Хуан де Эскобедо был заколот ночью 31 марта 1578 года на мадридской улице, когда возвращался домой.


Общественное мнение, впрочем, сразу же связало Переса и принцессу с этим преступлением. По требованию родственников убитого против королевского секретаря и принцессы Эболи было возбуждено обвинение. Филипп II, стоявший поначалу на стороне обвиняемых, затем, убедившись все же в том, что Перес лгал ему об Эскобедо и выманил разрешение на устранение невиновного, склонился на сторону обвинителей и отдал приказ об аресте любовников (1579). Ана де Мендоса и Антонио Перес были подвергнуты тюремному заключению. Принцессе Эболи грозило 13 лет тюрьмы. Но позже, благодаря хлопотам ее зятя, герцога Медина-Сидониа, ее положение все же было облегчено, а в 1581 г. она и вовсе была освобождена под условием, что поселится в Пастране и не будет более приезжать в Мадрид. Принцесса возвращается к своему прежнему легкомысленному образу жизни, а в 1590 г... вновь возобновляет отношения с бежавшим из под стражи и нашедшим убежище в Сарагосе Пересом.

Впрочем, попытка укрыться от королевского правосудия в самоуправляемом Арагоне все-таки заканчивается для Антонио Переса новой тюрьмой. Разъяренный король заочно приговаривает своего бывшего секретаря к смертной казни. Вмешавшаяся в ситуацию Инквизиция объявляет его еретиком и переводит в собственную тюрьму. В ответ на это жители Сарагосы, увидевшие в действиях властей нарушение вольностей Арагона, в мае 1591 г. поднимают восстание и освобождают Переса из заключения. Но в ноябре 1591 года тот все-таки окончательно покидает Испанию и бежит во Францию, а затем и в Англию.

А вот принцессе Эболи избежать гнева монарха уже не удается - по распоряжению короля она была подвергнута пожизненному заключению в ее собственном замке в Пастране. Её муж в свое время был близким другом Филиппа, а сама принцесса некогда служила фрейлиной у юной королевы Испании Елизаветы Валуа. Однако никакие воспоминания о былом не смягчили сердце короля. Он оставался глух ко всем мольбам. Даже могущественные родственники не могли более просить за принцессу. Последние годы своей жизни Ана де Мендоса провела в комнате дворца, в котором она когда-то жила в королевской пышности. Её комната запиралась на замки и засовы, окна - на железные запоры, и бедная женщина общалась с тюремщиками через решётку, как в монастыре. Ее держали так строго, что даже алькальд дон Алонсо дель Кастильо, которому был поручен надзор за ней, сносился с ней не иначе, как через особого чиновника, который вел тщательные протоколы этих бесед, сохранившиеся и до наших дней. Скончалась принцесса 2 февраля 1592 г. в возрасте 52 лет.

Широкую же известность Ана де Мендоса получила благодаря тому, что именно ее судьба вдохновила Фридриха Шиллера создать образ, имеющий, впрочем, мало общего с историческим прототипом, коварной красавицы в драме «Дон Карлос», затем легшей в основу одноименной оперы Верди.



К слову, по мотивам истории об организации принцессой Эболи и Антонио Пересом убийства Хуана де Эскобедо в Испании не так давно был снят Заговор в Эскориале. Впрочем, увы, актриса, исполняющая роль Аны де Мендоса, не может похвастаться ни особой красотой ни заметным сходством с оригиналом((


* * *

Оригинал взят у в Благородное безумие

Согласно подсчетам современников, за двадцать лет царствования Генриха IV (1589-1610) на дуэлях было убито от 8 до 12 тысяч дворян, а нынешние историки доводят это число до 16 тысяч. Держим в уме: благородное сословие насчитывало тогда несколько десятков тысяч взрослых мужчин...

 

В. Р. Новоселов проанализировал 120 поединков (от правления Франциска I до Людовика XIII), о которых сохранились подробные рассказы мемуаристов. Из 120 описанных дуэлей как минимум 66 имели смертельный исход (результат 7 поединков нам не известен), при этом в 10 случаях погибали оба врага. Бескровно закончились только 7 поединков: либо противников разняли сразу, либо один из дуэлянтов обезоружил другого...

 

Судя по этим подсчетам, выходя в бой, дуэлянт погибал в одном случае из трех, если это не мастер шпаги... От себя замечу: в реальности, наверное, процент смертельных случаев был ниже: дуэль с трагической развязкой гораздо чаще привлекают внимание мемуаристов. Из нашей истории - все знают о поединке Пушкина с Дантесом, мало кто помнит, что у Пушкина и до того было несколько дуэлей. Бескровных.

 

Однако в XVI веке французы дрались до смерти или, самое малое, до тяжелой раны, когда продолжать поединок уже не представлялось возможным. Но и раненому сдаваться было не слишком прилично! Противник и рад бы дать пощаду - раненый пощады не желал, чтобы не позориться перед людьми. Вот если оба получили серьезные ранения, тогда поединок можно и прекратить - ничья честь ущерба не понесла.

 

Поединки трое на трое вроде знаменитой "дуэли миньонов" были в порядке вещей. Случалось, дуэль перерастала в небольшое сражение. В августе 1606 года подрались сеньоры де Брезе и де Сент-Жемме, 30 дворян принимали участие в деле. Из их числа в живых остались 5 человек, 25 погибли смертью храбрых.

 

Интересно, что в 25 случаях (из 120) произошло грубейшее нарушение неписаных дуэльных законов. При этом правила поединка в XVI-начале XVII в. привели бы в ужас дуэлянтов других эпох. Прикончил врага в групповом поединке - недурно и товарищу помочь! Это в порядке вещей.

 

И все-таки славные были бойцы!

 

«Два пажа… сойдясь в поединке, нанесли друг другу смертельные ранения. Хирург, который пытался оказать помощь обоим дуэлянтам, когда увидел, что смерть неизбежна, решил облегчить их страдания. Каждого из них он ободрил, сообщив, что противник изранен еще сильнее и безнадежен. К удивлению хирурга, оба пажа ответили, что это весьма печально, поскольку противник был благороднейшим человеком, о смерти которого можно только сожалеть».

 

Amen.

 

(В. Р. Новоселов. Последний вызов чести. Дуэль во Франции в XVI - начале XVII столетия. СПб., 2005. С. 143, 217-219.)

* * *

Оригинал взят у в Ах, какая вкусная биография!


От Алжира до Сибири или Международный авантюризм в XVII столетии. Документальная биография Юрия Трапезундского - как сюжет для романа!

Наш герой - православный грек из Трапезунда и "служилый человек" турецкого султана.
(Но как, Холмс? Как христианин в Османской империи мог стать сипахом?)
Охранял греческий торговый корабль.
Захвачен алжирскими пиратами.
Продан в рабство, попал на алжирскую галеру.
Сумел "выйти в люди", освободился и сам стал пиратом.
Грабил европейцев в Средиземном море.
Под покровом ночи галерные рабы перерезали матросов-мусульман и сдали корабль испанскому королю. Юрий Трапезундский оказался в стане мятежников.

В Испании назвался итальянцем-католиком.
Отправился в Нидерланды.
Оказался в плену у английских пиратов.
Назвался греком-православным и был отпущен на свободу (английские Стюарты неплохо относились к православным).
Эмигрировал в Россию в 1627 г. Там был признан православным.

скрытый текст[MORE=это только начало! Дальше...]Стал служилым человеком в Москве. Пошел рядовым в "греческую роту".
Участвовал в Смоленской войне с поляками.
Перебежал на сторону поляков с небольшим отрядом греков (1632 г.)
Представился итальянцем-католиком на царской службе (уроженец Трапезунда свободно владел греческим, турецким, татарским и итальянским языком).
Рядовой "греческой роты" выдавал себя за большую шишку в русской армии
Его лично допрашивал гетман Лев Сапега, потом - наследник престола Владислав.
Вошел в доверие к Владиславу, ездил с ним в одной карете и беседовал по-итальянски о политике.
Присутствовал на коронации Владислава.
В Польше вел какие-то политические игры. Встречался с послом крымского хана, назвался турецким мусульманином, вошел в доверие, беседовал о политике, выведывал некую информацию.
"Отпущен в Италию" Владиславом IV.
Но поехал не в Италию, а в Амстердам (через Германию, охваченную Тридцатилетней войной).
Там назначил встречу с другим греком из своего отряда (земляк из Трапезунда), которому удалось бежать не только от русского царя, но и от польского короля.

На голландском корабле через Архангельск вернулся в Россию (!)


Привез с собой рекомендательную грамоту штатгальтера Нидерландов Фридриха Генриха Оранского (во всяком случае, в московской документации зафиксировано, что Юрия Трапезундского прислал к царю "голанскои князь голанских немец").
Допрошен думными дьяками в Посольском приказе (1633 г.).
Сказал, что "попал в плен". И ему поверили (!) При этом пять товарищей по побегу оставались в Польше, он мог бы им написать...
И тут его карьера резко пошла в гору. За два года из рядового стал ротмистром и возглавил "греческую роту".
Стал одним из лидеров греческой общины в Москве и вступил в борьбу за власть с другими греками.
Написал донос на князей Дмитрия Альбертуса и Анастаса и Федора Алибеевых-Македонских "будто они были не князья" в своей земле (в прошлом Дмитрий Альбертус, скорее всего, был его покровителем - вероятно, он и вытащил Юрия в Россию).
Донос составлен от имени 23 его подчиненных из греческой роты - угрозами заставил их подписать чистые листы...

Это провал! Князья защитили свой титул, разведали, кто на самом деле инициировал донос .
И сами нашли доносчика.
Юрий Трапезундский обвинен в измене! Темное прошлое сыграло злую шутку...
"Бывший "каторжник" с галер оказался в сибирской ссылке" (1642/43 г).

Алжирский пират служит в Томске в ранге сына боярского.
Участвовал в походах против кочевников.
Вошел в доверие к томскому воеводе князю О. И. Щербатову.
Вместе с начальником занимался казнокрадством и контрабандной торговлей.
В 1648 г. служилые люди восстали против воеводы. Юрий Трапезундский предал своего подельника и покровителя, перебежал на сторону мятежников.
Стал одним из вождей восставших.
Организовал расправу над собственным духовным отцом, священником Сидором Лазоревым.
Отправился в Москву, везя от казачьего круга челобитную для государя и ясак (дань мехами), чтобы оправдать бунтарей из перед царем...
Дал показания в Сибирском приказе (1649 г).
Продал с потрохами своих соучастников и завоевал доверие властей.
Остался в Москве и - вы будете смеяться - снова возглавил "греческую роту" (!)
Но не удержался на этом посту. В Москве спохватились и отослали "изменника" обратно в Томск.

В 1651 г. творит суд и расправу над восставшими.
1652-1662 г. успешно продолжает карьеру в Сибири.
После 1662 г. следы его теряются.

Вероятно, Юрий Трапезундский был уже стар - есть основаничя полагать, что в 1627 г. он попал в Россию уже зрелым человеком.

<Т. А. Опарина. Иноземцы в России. XVI-XVII вв. М., 2007. С. 284-315>

Юрий Трапезундский - загадочная личность. Мы даже не знаем, как звали этого человека за пределами России, его заграничную биографию приходится восстанавливать по двум "сказкам", записанным с его слов в Посольском приказе в 1627 и 1633 г. Два рассказа не во всем сходятся - наверное, рассказчик местами приврал... и наверняка о чем-то умолчал. Отсюда странные детали. Возможно, заграничная часть его биографии столь же неприглядна, как и русская карьера.

А вы как думаете, кто такой Юрий Трапезундский? Опасный шпион или просто лгун?
Мне кажется, и то и другое.
И на кого он работал - на Польшу или на Москву? Впрочем одно другому не мешает...

[/MORE]

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)