Автор: Дракуловед

Творчество и негатив без пакета

Лента принесла, что на Дайри устроили флешмоб авторов, затравленных негативными отзывами, а на ХС появился тред по этому поводу.
Пишут, что авторам недодают позитивного фидбэка, а льют негатив, который в большинстве случаев основан на очень субъективных вещах, и авторы от этого устали... Что могу сказать? Ну, ок.
А ещё пишут, что причина чуть ли не всех бед — анонимный фидбэк, т.к. анонимность развязывает языки троллям и хейтерам... Ну, вот это очень спорно.
А ещё пишут, что негатив убивает творчество, и что авторы, если их постоянно критиковать, вообще могут перестать творить... И вот совсем не соглашусь.

Мне просто вспоминается, как я училась в Литературном институте, и как мы на творческих семинарах обсуждали работы друг друга.
Вот сидят несколько десятков человек, не скрывающие своих лиц и реальных имён с фамилиями... И что? Высказывания по поводу чужих текстов были взвешенными и объективными? Гы-гы-гы! Было, как при анонимном обсуждении.
читать дальшеНикто не стеснялся в выражениях и не боялся оттачивать на авторе своё красноречие. Особо "удачные" куски разбираемой работы со смаком зачитывались на всю аудиторию, а автор сидел и обтекал. А на следующем семинаре всё повторялось, но недавний автор теперь присоединялся к критикам и уже сам делал с другим автором то, из-за чего в прошлый раз страдал. Чем это принципиально отличается от чтений на том же ХС? Ничем. И я бы не сказала, что на семинарах в Лите происходило что-то плохое.

Ни о какой сдержанности речи не шло, потому что все были слегка нервные и ненормальные (творческие люди же). И тот факт, что автор имел физическую возможность встать и вцепиться в оппонента, никого не останавливал. Иногда критик говорил прямо в глаза автору: "Я твой текст не дочитал, потому что мне было дико скучно", — а автор мирился даже с этим, хоть и знал, что по правилам семинара надо читать обсуждаемый текст до конца в любом случае. Обидно, конечно, но не смертельно. Особенно если помнить, что критик — такой же человек и может ошибаться. Сплошь и рядом было, когда критик говорит "но я же хочу, чтобы твой текст стал лучше" и советует какую-то фигню.

Короче, отсутствие анонимности никак не повлияло на качество обсуждения, а все те явления, которые характерны для фандомного (и в том числе анонимного) обсуждения текстов, были и там. Кукушки хвалят петуха — было. Кукушки травят петуха — тоже было. Кукушки хвалят друг дружку по очереди — и это было. У признанного авторитета (в случае с Литом — препода) есть любимчики, которые по определению не могут создать плохой текст — было.

Все эти моменты обнаруживались легко, потому что все мы наблюдали друг друга в реале, без пакетов. Но было не стыдно, хоть и видно. А сторонние наблюдатели нам говорили, что у нас вполне нормальный семинар, поскольку мы-то хоть старались предметно критиковать, а не в стиле "этим текстом можно только подтереться".

Как ни странно, но такие обсуждения стимулировали наше дальнейшее творчество, а не убивали, потому что движуха стимулирует в любом случае. Даже если это бурление говн. Конечно, фиалки на семинаре тоже были, и некоторых после семинара приходилось успокаивать, но если они после забрасывали творчество, то делали это не потому, что их кто-то убил критикой. Поскольку я видела и знаю этих людей в реале, то могу сказать, что они бросили бы в любом случае, даже если бы отзывы были восторженные. Эти люди просто исчерпали свой творческий ресурс.

Вспоминая Лит, я немного недоумеваю от высказываний типа "критики должны" или "авторы должны". Никто никому ничего не должен, потому что всё равно не получится проследить, кто и как выполняет свою часть обязательств. И наказать не выполняющих тем более не получится. Значит, остаётся отказаться от взаимных обязательств и претензий, из этого вытекающих.

Лично я из всех тех институтских обсуждений, которые велись без пакетов, вынесла для себя следующее:
1) Частное мнение одного человека — это лишь частное мнение одного человека.
2) Когда мнения нескольких критиков совпадают — это означает лишь то, что мнения нескольких критиков совпадают. Возможно, стоит прислушаться, но не надо слепо следовать рекомендациям. Если все ругают — это не приговор тексту. Если все хвалят — это ещё не билет в издательства.
3) Если критику не нравится данный жанр, тема, сюжет, тип персонажа и т.д., то мнение о тексте может быть негативное, даже если текст сильный. Если критику нравится данный жанр, тема, сюжет, тип персонажа и т.д., то текст может понравиться, даже если он слабый.
4) Когда читатель обсуждает с автором текст, может оказаться, что на самом деле читатель обсуждает с автором свои взгляды на жизнь, а текст — только предлог, и литературные качества тут вообще ни при чём.
5) Если находится критик, который готов детально разобрать сюжет текста и персонажей, автору надо это ценить, даже если критик настроен негативно.
6) В идеальном мире текст рассматривают с точки зрения соответствия/не соответствия заявленному жанру и прочим объективным литературным критериям. В реальном мире рассматривают с точки зрения собственных вкусов и предпочтений, но с этим надо просто смириться.
7) Если вы слабый автор, то почти наверняка найдётся кто-то, кто научит вас, доведёт до среднего уровня. Если вы средний автор, то вряд ли найдётся кто-то, кто доведёт вас до уровня выше среднего. Этот путь придётся осиливать в одиночку и призывы "помогите, подскажите, как улучшить текст" будут бесполезны. Либо никто не откликнется, либо откликнутся и посоветуют что-то совсем не в ту степь или слишком размытое.
8) Грамматические ошибки в тексте автора — неуважение к читателю, что бы сам автор по этому поводу ни думал. Не надо удивляться, что читатель, который заметит ошибки (если заметит), откажет в уважении автору.
16

Комментарии

Пишут, что авторам недодают позитивного фидбэка, а льют негатив, который в большинстве случаев основан на очень субъективных вещах, и авторы от этого устали..
Дракуловед, я бы сказала, что тут еще дело в эмоциональном восприятии. Негатив всегда воспринимается острее, и если на десять хороших или хотя бы нейтральных отзывов будет один мерзкий, то он эти десять может перекрыть с лихвой. Ну вот такое свойство человеческой натуры.
Понятно, что у людей который очень хороши в своем деле, более спокойное отношение к этому — потому что они знают, что хороши, негатив им просто неприятен, но не так чтобы бьет по самооценке. Но никто не становится хорош с самого начала, все учатся и косячат.
В ЛИТе, я думаю, влияние оказывало, что все хотели учиться, все пришли сюда за этим.
А вот с этим флешмобом... когда под постами о творчестве и критике встречаешь мнение "а чо такого, они сами в интернет вышли, значит, я могу обливать их дерьмом и оболью"... как минимум, коробит. То есть не за дело, не за косяки ,а просто по самому факту выхода в общедоступные места. Фу.
З.Ы. Имхо, ХС очень неприятное место независимо от тем, которые там обсуждаются.
Qadmon, по-моему это прям иллюстрация пунктов 2) и 3) из списка.

атмосфера была вполне себе доброжелательной и корректной, но это благодаря стараниям профессора
Да, очень многое зависит от профессора. И на нашем семинаре тоже был хороший мастер (руководитель семинара), который пресекал совсем уж откровенное топтание. Но, по слухам, не все руководители семинаров в Лите были такими хорошими.
В ЛИТе, я думаю, влияние оказывало, что все хотели учиться, все пришли сюда за этим
Ктая, как позднее оказалось, многие рассматривали Лит просто как кружок по интересам — пришли литературу пообсуждать, развеяться, отвлечься от быта, от основной работы. И такой формат общения их вполне устраивал.

под постами о творчестве и критике встречаешь мнение "а чо такого, они сами в интернет вышли, значит, я могу обливать их дерьмом и оболью"
Ктая, тут, к сожалению, никак не проверить — человек действительно так думает, или просто провоцирует, чтобы посмотреть на "пляски".
И вдогонку...

потому что они знают, что хороши
Ктая, у многих авторов это выглядит вот так:
давно гуляющая по тырнету картинкакартинка
Дракуловед, А ещё пишут, что негатив убивает творчество, и что авторы, если их постоянно критиковать, вообще могут перестать творить... И вот совсем не соглашусь.

А я не соглашусь с вашим несогласием, потому что в этом флешмобе обиженных снежинок речь идет не о творчестве, как о вхоринге, но разборчивом, требующем только положительного фидбека. Ессно, если положительного фидбека мало, или, о, ужас, есть еще и отрицательный, желание привлекать к себе внимание при помощи писева пропадает (и хорошо). Но снежинки в курсе, что больше они никак к себе внимание не привлекут, они больше ничего не умеют, только писать, потому что учились в школе и знают весь алфавит. В общем, их понять можно - действительно, обидно. ))) Хоть к творчеству это все-таки отношения не имеет. )
желание привлекать к себе внимание при помощи писева пропадает
ice_noble, ну, не знаю. Слишком часто я встречаю присказку про то, что тырнет большой и кому-нибудь даже самый ужасный текстик обязательно понравится.
ice_noble,
желание привлекать к себе внимание при помощи писева пропадает
Ведь если дело только во внимании, есть более простой способ: привлекать к себе внимание жалобами на то, что страшные комментаторы и ужасные аноны писать не дают.
А вообще плюсую:
кому-нибудь даже самый ужасный текстик обязательно понравится

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)