На волне смирения11 участников тэги

Администратор: Позывной "Любочестие"

Как говорил Серафим Роуз: "Быть христианином трудно, почти невозможно". А один из профессоров богословия добавляет: "И никому не советую". Но мы рискнем:) Наше сообщество посвящено Православию; планируем писать о христианских праздниках, традициях, книгах, иконах, святых и т.д. Логин и название взяты из трудов преподобного Паисия Святогорца.

Позывной "Любочестие":

Великий пост: на диету, православные?!

Интересное, важное, местами веселое интервью.

Великий Пост… В сознании многих наших соотечественников он – не более чем общеправославная диета. И даже воцерковленные люди не всегда могут четко ответить на вопрос: что меняется в пост, кроме ежедневного меню?
Как должен проводить эти 40 дней современный, вечно занятой, человек? Что читать – акафисты, творения святых отцов или этикетки на упаковках продуктов? Как помогать ближнему – подавать милостыню в метро или отправляться на Дальний Восток восстанавливать монастыри?
И главное – для чего нам все эти перемены?
С этими вопросами наш корреспондент отправился к иерею Максиму Первозванскому.

Обновление крещения
читать– Отец Максим, чем период Великого поста принципиально отличается от остального времени года? Должно ли в нашей жизни что-то меняться, помимо рациона?

– Обязательно, и в этом отношении Великий пост из всех постов наиболее показательный. Другие посты обычно сводятся для людей к каким-то ограничениям – в еде, в развлечениях, т.е. имеют негативный посыл: не делай этого, не вкушай того. А Великий пост, помимо этого, имеет исключительно мощный позитивный смысл, который легко можно почувствовать и испытать на себе.
Это связано с тем, что эти 40-50 дней занимают совершенно особое место в годовом круге жизни христианина: это подготовка к главному православному празднику – Пасхе. А что такое Пасха? Ликующая радость единения человека с Богом, победа жизни над смертью, духа – над плотью. В день Пасхи мы как бы возобновляем наше крещение.

– Как это?

– Крещение – это торжество нашей новой жизни со Христом. А обычная, будничная наша жизнь такова, что это торжество забывается, тускнеет, так как мы расслабляемся, наша связь с Богом ослабевает. Через Великий пост каждый год всякий христианин призван вспомнить, что в свое время он посвятил себя Богу через крещение, и что именно во Христе – средоточие и смысл его жизни.
В первые века христианства связь Пасхи с крещением была более очевидна, чем сегодня: крестили только раз в году – в Великую субботу, в канун Пасхи, и Великий пост был подготовкой к этому шагу.
Сегодня мы даже к самому Великому посту начинаем готовиться за несколько недель. Его предваряют недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне и седмица о Страшном Суде, воспоминание изгнания Адама из рая.
Зачем это нужно? Чтобы человек накануне Великого поста ощутил себя как бы изгнанным из рая, оторванным от Бога, как Адам, как блудный сын, который из отчего дома «ушел на страну далече», и как фарисей, который формально праведен, а на деле – хуже мытаря. Вот с каким сознанием мы должны подойти к Великому посту – с тоской по Богу, с покаянием.


При свечах и на коленях…
читать– Батюшка, как может современный человек, погруженный в повседневные заботы, вдруг почувствовать необходимость покаяния?

– Этому способствует, с одной стороны, телесный пост, ограничение в пище, и, с другой стороны, молитвенная и богослужебная составляющие поста: в этот период мы особым образом молимся.
Ведь богослужения Великого поста уникальны. Они построены таким образом, что все будничные дни сопровождаются светлой печалью разрыва человека с Богом. В первую неделю поста по вечерам читается Великий покаянный канон Андрея Критского – а это ни что иное, как плач души человека, потерявшей Бога. По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров – литургия не полная, лишенная торжества, переживания присутствия среди нас Христа.
Для того чтобы это пережить и прочувствовать, очень важно Великим постом бывать в храме не только по воскресеньям. Как минимум, рекомендуется на первой неделе присутствовать на чтении канона Андрея Критского и хотя бы один раз побывать на литургии преждеосвященных даров.
Есть много других особенных моментов в жизни Церкви в Великий пост: это и чтение жития Марии Египетской, и Крестопоклонная неделя, и Лазарева суббота, и суббота Акафиста, и вход Господень в Иерусалим, и, конечно, Страстная седмица.
Земные поклоны, непривычные молитвы, которые сопровождают эти службы (например, молитва Ефрема Сирина, Великий Канон), – все это совершенно особым образом обновляет нашу молитвенную жизнь.

– Но не все смогут бывать в храме на рабочей неделе и брать отпуск на Страстную. Как быть?

– Конечно, в отрыве от богослужений Великий пост крайне обедняется, обезличивается, теряет свой особый смысл. Это не значит, что если вы не можете бывать в храме, то и поститься не надо. Нужно в таком случае хотя бы стараться причащаться чаще, чем обычно. Это позволит сделать серьезный шаг вперед в борьбе со своими немощами, а значит – навстречу Богу. Традиционно принято в это время приступать к Чаше раз в неделю, но, конечно, лучше этот вопрос согласовывать с духовником.
То, что одного лишь воздержания в пище в Великий пост не достаточно – совершенно точно.


О «синдроме постящегося»
читать– Помните, на вопрос учеников: «Почему мы не можем изгнать беса?» Христос ответил, что сей род изгоняется только постом и молитвой… Вот тут как раз это и реализуется: пост и молитва. Если мы постимся только телесно, но не постимся духовно, т.е. с одной стороны, не ограничиваем наши развлечения, пристрастия, а с другой – не наполняем нашу жизнь молитвой, великопостным богослужением, это даже может оказаться вредным…

– Каким образом?

– Дело в том, что пост затрагивает дух, душу и тело человека. Говорят, что сытое брюхо даже к учению глухо – так тем более оно глухо к духовным переживаниям. Напротив, воздерживаясь в пище, мы обостряем наше духовное восприятие, как бы освобождаем место для духа. Но если мы не впускаем туда Бога, не наполняем это место молитвой, то оно наполняется страстями: свято место пусто не бывает. Человек, который не понуждает себя молиться, каяться, читать духовную литературу, посещать богослужения, рискует только обострить свои страсти: раздражительность, обидчивость, завистливость – все, что угодно, может вылезти наружу.

– Но ведь раздражительность, так или иначе, «вылезет»: человек в пост лишает себя удовольствий – той отдушины, которая обычно помогает ему справиться с ежедневным стрессом . Значит, «синдром постящегося» неизбежен?

– Раздражительности действительно трудно избежать. Но если прикладывать духовные усилия, то и ее можно, в конце концов, победить и обрести мир. И потом, в этом и смысл поста: увидеть свое истинное лицо, все свои неприглядные стороны и вступить в борьбу с ними.
Только в одиночку, без помощи Божьей, бороться практически бесполезно. Поэтому очень важно, чтобы мы не только соблюдали воздержание в пище, но и молились. Если человек не читает утреннее и вечернее правило, нужно начать его читать. Надо стараться – во что бы то ни стало! – вырываться на будничные богослужения. На Страстную неделю нам вообще предписано каждый день в храме бывать. Предписано не каким-то дядей или «небесной канцелярией» – это нужно для нас же самих, чтобы пост был не обыкновенной диетой, а действительно серьезным духовным переживанием и увенчался духовным ростом.
Нельзя только на запретах, на отрицании держаться: этого НЕ делать, того НЕ делать. Надо еще что-то делать.


Поставить перед собой цель
читать– Отец Максим, что, например, можно делать?

– Во-первых, до начала поста хорошо бы поставить перед собой какую-то позитивную цель, направленную на себя самого. Взять на себя какой-то дополнительный труд: например, прочитать какие-нибудь книги из Ветхого Завета – хотя бы Бытие и Притчи Соломоновы, которые по церковному уставу прочитываются за период поста.
Во-вторых, желательно поставить перед собой задачу что-то конкретное в себе исправить, например, побороть какую-то свою страсть или привычку: лень, гнев, чревоугодие – у каждого свое слабое место.
Даже исповедь в контексте этой борьбы не должна быть подробной, на 3 страницы. Пусть она будет искренней и ясной: у меня есть такая-то проблема и я собираюсь всеми силами с ней бороться. Каждый день утром, просыпаясь, буду напоминать себе, что борюсь, допустим, с раздражительностью. А вечером буду вспоминать, при каких обстоятельствах и сколько раз я сегодня вышел из себя. За каждый факт раздражения мне, скажем, полагается сделать по 10 поклонов – для памяти. Только все это должно быть разумно, подобную епитимью на себя можно наложить по согласованию с духовником.

– Это вещи, направленные на себя. Вероятно, должно быть и что-то, направленное на других?

– Это следующий момент. Если есть такая возможность, нужно какие-то добрые дела делать. Желательно, чтобы это не ограничивалось милостыней у храма. Надо попытаться по возможности, скажем, куда-то съездить с группой милосердия – к старикам, к бездомным, к детям-сиротам, к больным, принести им какую-то радость. Такие группы милосердия есть почти при каждом храме. Довольно часто бывает так, что нужна машина, чтоб отвезти собранные вещи, допустим, в какой-то отдаленный детский дом. Можно постараться скорректировать свой график и выделить один день для такого дела.
И, наконец, если сил и времени на подобную деятельность катастрофически не хватает, возможность принести кому-то радость все равно всегда найдется. Вспомните: наверняка у вас есть родственники, которые оказались вами забыты. Можно что-то доброе сделать для них – как минимум, позвонить, справиться, как дела.
Это тоже очень важно. Надо себя как-то понуждать жертвовать своим временем, придумывать, где я могу быть полезным.


Без воздержания в пище нет поста
читать– Так, значит, можно сказать, что все-таки в посте главное – не еда?

– Ставить вопрос нужно по-другому: важно не то, главное это или нет. Важно, что это – не цель, а средство. Средство обновить свою духовную жизнь, открыть в себе новые источники молитвы, любви к Богу и переживания Воскресения Христова. Если человек не постился телесно, ему сложно будет глубоко пережить Страстную седмицу и Пасху, он не получит тех же удивительных духовных плодов, что и постившийся. Поэтому воздержание в пище – хоть минимальное – необходимо. Без этого поста нет.

– Почему? Ведь пост не равнозначен диете. В чем смысл ограничения в еде, почему оно так значимо?

– Дело в том, что очень важно Великим постом прочувствовать, что мы зависим от еды. Такова наша природа: нам необходимо подкреплять свои силы, мы время от времени испытываем голод и, конечно, любим покушать повкуснее. Но наш дух, наше стремление к Богу должно быть выше нашего естественного стремления поесть. А действительно ли это так – можно проверить только тогда, когда человек постится. Тем более, если этот пост длится почти 2 месяца.
Так что здесь есть и момент послушания, и момент проверки, показывающей, что для тебя действительно самое главное.


За Адамом или за Христом?
читать– Батюшка, а откуда пошла эта традиция – поститься?

– Первыми людьми, которым было предписано воздержание в пище, были Адам и Ева. Для нас наиболее значимы во всей истории человечества два поста, которые являются эталоном – один со знаком «минус», другой – со знаком «плюс».
Адаму в раю было предписано не есть плодов с Древа познания добра и зла; Христос, второй Адам, 40 дней не ел в пустыне. И к тому, и к Другому пришел искуситель и сказал: «Съешь! Тебе же хочется!». Адам не выдержал искушения, не выдержал поста, и был изгнан из рая; Христос сказал: «Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих» (Мф.4:4). Понятно, кому из них стремятся подражать христиане.
Так вот, в Великий пост желательно диету построить так, чтобы к концу этого поприща мы по-настоящему хотели есть, по-настоящему проголодались. Разумеется, у нас при этом не должны от слабости трястись руки и ноги и плохо соображать голова, т.е. пост не должен ухудшить ни интеллектуального, ни физического здоровья человека. Но нам необходимо на деле ощутить, что мы зависим от еды. И тогда вслед за Христом мы сможем сказать: «Не хлебом единым будет жив человек» и преодолеть эту зависимость.

– А если человек по объективным причинам не может отказываться от мяса или кефира – скажем, у него анемия или язва желудка. Неужели и смысл Великого поста для него пропадает?

– Если мы не можем поститься, в частности, по болезни, надо постараться компенсировать это, скажем, отказом от чего-то, что мы любим, делами милосердия.
Интересно, что люди, которые уже имеют опыт поста, лишаясь возможности урезать себя в пище, переживают, как будто у них что-то очень ценное отняли. Иногда они даже каются в этом, хотя, казалось бы, в чем каяться? У человека, скажем, гастрит, он не может обходиться без кефира, он же не виноват! Но некоторые все равно каются, рассуждая так: добрых дел у меня нет – монастыри не восстанавливаю, странников не принимаю, бедным не помогаю, молиться не умею, но хоть мог поститься. А теперь по грехам моим и поститься не могу!
Но, может быть, невозможность соблюдать пост, наоборот, послужит такому человеку во благо: раньше он ограничивался только воздержанием в пище, а теперь его отсутствие будет компенсироваться помощью ближнему.


Ошибка первая: незнание меры
скрытый текст– Какие типичные ошибки делают люди в период Великого поста? И как их не повторять?

– Первая типичная ошибка – незнание меры. Особенно это характерно для тех, кто держит пост в первый, второй или третий раз.

Надо помнить, что нам придется не раз в жизни поститься: если это для нас не блажь, не эксперимент над собой, если мы серьезно к этому подходим, то нам соблюдать посты всю оставшуюся жизнь. Согласно церковному календарю, это порядка 200 дней в году, т.е. больше половины жизни мы, так или иначе, будем воздерживаться в пище. Поэтому надо подходить к этому разумно: повторяю, пост не должен ухудшать ни телесного здоровья, ни интеллектуальных способностей.
Чувство меры приходит только с опытом, но для начала нужно следовать тем традициям, которые сложились в Церкви.

– Но в Церкви не сложилось устава для мирян – есть только монастырский. Далеко не все могут следовать его предписаниям, тем более в условиях нашей экологии и ритма жизни…

– В Церкви неслучайно нет устава для мирян. Свет и указатель для монахов – ангелы, а свет для мирян – монахи, поэтому мы ориентируемся на монашеский устав. Ориентируемся, но исполняем его настолько, насколько нам это по силам. Поэтому в каждом православном народе выработалась определенная практика поста для мирян, и я считаю, что как раз ее нам и следует придерживаться.

Например, устав предписывает Великим постом употреблять растительное масло только в субботу и воскресенье. Но на практике его едят во все дни, кроме первой и последней недели. Кому-то по силам не вкушать его еще и по средам и пятницам. Но даже тот, кто употребляет растительное масло каждый день, в принципе не нарушает пост.
Еще уставом предписывается в среду и пятницу есть только после захода солнца и в остальные дни – только раз в сутки. Обязательно ли нам с вами этого правила придерживаться? Нет, не обязательно – надо знать меру.

– А что обязательно и не подлежит изменению – и для монахов, и для мирян?

– В общем, молочных продуктов и мяса вкушать Великим постом нельзя. Но и здесь не стоит фарисействовать и усердствовать до такой степени, чтобы скрупулезно изучать этикетки, вполне можно «условно постные» продукты кушать: на практике едят и печенье, содержащее маргарин, и белый хлеб, в котором всегда есть молочная сыворотка, и т.д.

– А как решают вопрос с рыбой – на практике?

– Тем, кто занимается интеллектуальным трудом – школьникам, студентам, научным работникам и т.д. – рыба допускается. Не рекомендуется впрямую, но допускается: если вы чувствуете, что ваши интеллектуальные способности, внимание, память заметно страдают, можно разрешить себе в пост рыбу.
В последнее время утвердилась такая новая для нас практика: по выходным дням есть «гадов», т.е. морепродукты. Это пришло из Греции, там морепродукты чуть ли ни к грибам приравниваются. И греки гораздо строже относятся к растительному маслу, чем к «гадам» – растительное масло не едят Великим постом, а «гадов» – едят!


Лучше недопоститься, чем перепоститься
читать– Однако нужно ко всему подходить разумно, потому что можно объедаться и постными, и «условно постными» продуктами. Это другая сторона незнания меры – когда человек, наоборот, делает себе слишком много послаблений.
Надо определить свою норму, а она, как правило, находится опытным путем, по совету со священником, со временем. И, кроме того, для этого есть духовная рассудительность – она тоже не с неба падает, но к ней нужно стремиться.

– Отец Максим, а что хуже по последствиям – перегнуть палку в посте или, наоборот, недопоститься?

– Лучше недопоститься, чем перепоститься. Я знаю немало случаев, когда люди постились очень жестко в течение всего Великого поста – например, употребляли 5 просфор в день и ничего больше. Через несколько лет таких подвигов человек вообще бросал поститься.
Так что подвиг должен быть посильным, разумным. В данном случае это именно «подвижка», а не прыжок через пропасть. Он не должен превосходить подвига других людей, иначе можно легко вообразить себя удивительными постниками, этакими героями духа.


Ошибка вторая: не молиться
читать– Вторая ошибка – когда человек в пост не молится, никак не пытается наладить свою духовную жизнь. А ее важно наладить: посещать храм, молиться дома. Иначе если ты ни холоден, ни горяч, ни к чему не стремишься в духовной жизни, а просто плывешь по течению, то ничего и не добьешься.
С другой стороны, опять же можно и перегнуть палку – «перемолиться»: заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет. Во всем нужно меру знать.

– Для того чтобы не впадать в крайности, нужно ли по малейшим деталям поста советоваться со священником?

– Священник – это не инстанция, которая может разрешить или запретить поститься так или иначе. Он – советчик. Совет нужен обязательно, но ощутить, как ты себя реально чувствуешь, можешь только ты сам. Священник же способен со стороны посмотреть и «диагностировать», скажем, что его чадо перепостилось – у него «крышу» сносит.
Поэтому желательно каждому православному человеку иметь своего духовника, который бы мог помочь, подсказать, сориентировать. Это должен быть не просто священник, у которого мы регулярно исповедуемся, а человек, с которым мы советуемся, обсуждаем проблемы, берем благословение на важные дела.
К слову, надо помнить, что в сам пост у духовника нагрузка будет повышенная и поэтому надо заранее с ним такие вещи обсуждать подробно. Может быть, в будний день прийти и поговорить, потому что Великим постом в воскресные дни в храме всегда много людей.


Ошибка третья: осуждение
скрытый текст– Очень важно при всем при этом не осуждать других. Неслучайно перед Великим постом читается послание к Римлянам, где апостол Павел говорит: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест» (Рим. 14:3). Будем помнить, что пост – это не прямая заповедь Божья, как, например, «не убий», «не укради», «почитай отца и мать», и даже не такая, как «помни день субботний, чтобы святить его». Пост – это церковная рекомендация, церковное предписание для совершенствования духовной жизни. Поэтому мы ни в коем случае не должны осуждать тех, кто не постится или постится неправильно, в нашем понимании.
Апостол Павел пишет: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает» (Рим. 14:4) . Эти слова применимы к посту на 100%: у каждого своя мера, так что не надо смотреть, как постится другой. Не случайно в житии Марии Египетской описывается, как монахи монастыря святого Иоанна Предтечи уходили в пустыню на время Великого поста поодиночке, чтобы никто не видел, как постится и какие подвиги совершает другой.
Пост способен вызвать и осуждение, и гордыню: дескать, мы такие замечательные, совершенные, не как прочие люди. Подобные мысли нужно обязательно от себя гнать.
Пост – это, наоборот, время смирения. Время, когда нам предстоит на деле доказать, что мы готовы отсечь свою волю и свой комфорт ради Бога, ради послушания Ему.

Беседовала Валерия Посашко
Источник — Правмир

Позывной "Любочестие":

Метель и оттепели

Метель и оттепели внахлест,

Но все отчетливей свет весенний.

Уходят люди в Великий Пост,

Уходят души искать спасенья.

Но с каждым шагом трудней идти,

И с каждым днем тяжелее ноша:

Обиды жерновом на груди,

Коплю, несу и никак не сброшу -

Мы вместо света бредем во тьму,

Опору ищем в гордыне тщетно...

Позволь, я камень с тебя сниму -

Пусть груз облегчит мое прощенье.

Быть может, малый снимая груз,

Другим дойти помогу до цели...

Чтоб в миг, когда я не поднимусь,

Вы все простить и меня сумели.

Что может быть искренней, чем: "Прости"?

Что может честнее быть, чем: "Прощаю"?

...чужого прошлого не суди,

Грядущего своего не зная.

 

Автор Дара Ливень

Позывной "Любочестие":

"Взыскание погибших"

 

 

продолжение следует…

Позывной "Любочестие":

18 февраля - Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания.

В последнее воскресенье перед Великим Постом Святая Церковь воспоминает изгнание нашего прародителя Адама из райского сада. Обольщенные змием, нарушившие заповедь Господа, вкусившие от запретного плода, Адам и Ева были изгнаны из рая. Закрылись двери рая, и наши прародители оказались вне его. Адам, сев напротив райских врат, вспоминает те чудные мгновения утраченного богообщения и рыдает о потерянном отечестве. Поэтому, осознавая свою вину, слыша в своем сердце крик Адама о потерянном рае, мы сегодня должны попросить прощения у Господа и друг у друга, чтобы пройти путь поста с чистым сердцем и достичь Светлого Христова Воскресения. Мы должны научиться прощать и просить прощения.

Позывной "Любочестие":

Масленица^-^

" - Блинов очень много едят, - продолжала дама. - Съедят штук двадцать. Потом хворают.

- Ядовитые? - спросили итальянцы и сделали круглые глаза. - Из растительного царства?

- Нет, из муки. Мука ведь не растет? Мука в лавке.

Мы замолчали и чувствовали, как между нами и милыми итальянцами, полчаса назад восторгавшимися нашей родиной, легла глубокая, темная пропасть взаимного недоверия и непонимания.

Они переглянулись, перешепнулись.

Жутко стало.

- Знаете, что, господа, - нехорошо у нас как-то насчет блинов выходит. Они нас за каких-то вралей считают.

 

Положение было не из приятных.

Но между нами был человек основательный, серьезный - учитель математики. Он посмотрел строго на нас, строго на итальянцев и сказал отчетливо и внятно:

- Сейчас я возьму на себя честь объяснить вам, что такое блин. Для получения этого последнего берется окружность в три вершка в диаметре. Пи-эр квадрат заполняется массой из муки с молоком и дрожжами. Затем все это сооружение подвергается медленному действию огня, отделенного от него железной средой. Чтобы сделать влияние огня на пи-эр квадрат менее интенсивным, железная среда покрывается олеиновыми и стеариновыми кислотами, т. е. так называемым маслом. Полученная путем нагревания компактная тягуче-упругая смесь вводится затем через пищевод в организм человека, что в большом количестве вредно.

Учитель замолчал и окинул всех торжествующим взглядом.

Итальянцы пошептались и спросили робко:

- А с какою целью вы все это делаете?

Учитель вскинул брови, удивляясь вопросу, и ответил строго:

- Чтобы весело было!"

 

Тэффи. "Блин". Из сборника "Ничего подобного", 1916 год.

 

Вычитано во вконтактовской группе " Православные шутят"

Позывной "Любочестие":

Проповедь о Страшном Суде

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
И вот пришло это воскресение, которое мы называем «Неделя о Страшном Суде». Мы читаем Евангелие, где Господь рассказывает нам притчу о том, каким он будет - Страшный Суд. Там будет единственный вопрос задан, и каждый из нас должен ответить. И говорит Господь: «Разделю людей, как пастырь отделяет овец от козлищ: одних поставлю по правую руку, а других – по левую. И спрошу тех, кто по правую руку, и скажу им: «Алкал Я, и вы накормили Меня, жаждал, и напоили Меня, странен был, и вы приняли Меня, болел и в темнице был, и вы посетили Меня». И скажут праведники: «Когда это было, Господи?» И отвечает Господь: «Как вы сделали одному из малых сих, братьев моих меньших, то вы сделали Мне». А других спросит: «Алкал Я, и вы не накормили Меня, жаждал -не напоили, странен был, не пустили Меня, болен и в темнице был, и не посетили Меня». И опять будет недоумение: «Когда ж это,Господи, было? Верили Тебе, искали Тебя». Отвечу им: «Как вы не сделали этого одному из братьев моих меньших, то не сделали Мне». И пойдут одни в радость вечную, а другие – в муку вечную. Просто, ясно. Никакой математики не будет, родненькие. Никто не будет считать поставленных нами свечей и прочитанных нами молитв. И свеча, и молитва нужна, чтобы душа наша задумалась о Боге. Но задумалась и потом что-то сделала, что-то сотворила.

Читать дальшеСтрашное время наступило. Как апостол Павел говорит: «Наступят времена, когда людипотеряют стыд, когда люди будут братоненавистникими». Вот страшное время наступило, родненькие. Мы стяжаем зло и думаем, что стяжаем добро. А стяжать зло, собирать его и копить – это равносильно, что копить и набирать яд! По чуть-чуть, по чуть-чуть этот яд разлагает. Как болезнь – она сразу нас вроде бы не сильно беспокоит - ходим, а потом всё сильнее и сильнее, и уже разъедает нас. И страшно становится, мы уже не можем выдержать боли – нас режут. Представьте себе – дайте здоровое резать! Не дадимся! А когда боль такая страшная, когда она пронизывает всё существо наше, мы говорим: «Режь, врач! Режь, только помоги!» Даём и ногу отрезать, даём и опухоль вырезать, потому что от боли нет спасения!

И так, родненькие, когда грех проникает, он набирает силу в нас, и мы кричим: «Спаси!», мы кричим: «Помоги!». Но если болезни мы отвергаем, говорим: «Что угодно отрежьте, лишь бы живым быть!», то с грехом мы не расстаёмся. «Помоги», «спаси»! А продолжаем жить по-прежнему, мы продолжаем этим грехом тешиться и держать его!

Вот, вы знаете, такой разговор, как сегодня видим – Христа с праведниками, и Христа с грешниками – его же часто видишь. Его же часто видишь, когда люди на исповедь подходят. Подходит женщина на исповедь, смирилась, душа чистая, душа добрая. Человек молится, человек никому зла не делает, человек живёт – о матери беспокоится и за отца молится. А говорит что? «Батюшка, я такая грешная, что нет мне прощения! Вы не знаете, какая я грешная!» И смотришь на человека и видишь – то, что она делает хорошее, доброе, она не замечает. Она видит только то, что ей мешает: грех видит и отторгает его, уходит от него! А приходят люди, подходят к исповеди. «В чём каешься?» «А в чём мне каяться? Я – хороший! Я – добрый! Ни убийца, ни вор!» И начинается похвальба! Как на операционном столе, надо отдать себя врачу, так и здесь, на исповеди, надо сказать самое главное, что мешает тебе человеком быть. А человек даже здесь собой хвастается! Тоже недоумение, как вот те козлища: «Когда ж мы Тебя обижали, Господи?! Мы ж такие хорошие!» Знаете, в чём трагедия нашего времени? Трагедия нашего времени в том, что мы не понимаем, как мы живём! Мы все ослепли, но думаем, что мы прозрели!

Вспомним себя, когда мы были еще дитя, вспомним малое себя…. Мы видели столько вокруг неправды? Да ничего не видели! Но мы жили правдой Божией! А сейчас мы абсолютно всё видим: тот кривой, тот дурной, тот жадный, - всех вокруг судим. Всех вокруг судим! И нам кажется – мы такие хорошие, мы такие справедливые! А мы неправильный путь выбрали – путь суда, осуждения, клеветы, лжи. Услышим о ком-то плохое, тут же впитываем, как губка, тут же воспринимаем. Ни тени сомнения, ни на минуту сомнения нет!

А давайте задумаемся…. Если о нас кто-то будет говорить нехорошее, что мы скажем? «Этот человек меня знает, он скажет обо мне «этот человек не может такое творить!» Себе мы прощение позволяем. Но никогда мы этого не произносим! И вот судим всех вокруг! Себя не видим, родненькие! Себя не видим! Совсем себя не видим! Всё вокруг плохо – один я хорош! А мы ж просто целое: мы ж вот с этим плохим, мы туда входим и там, в этом зле, живём. Вот в этот момент, когда мы ругаемся, в этот момент, когда мы осуждаем, в этот момент, когда мы клевещем, думая, что мы говорим правду, убеждённые, что мы говорим правду, в этот момент надо на себя посмотреть. На себя посмотреть и сказать себе: «Что же я делаю?! Осуждая другого, я такой же самый! Я же в своё зеркало смотрю, я же в себя смотрю!»

Когда мы осуждаем, тогда себе всё возможно простить. Когда мы плохое видим, тогда ничего в себе плохого не увидишь. А как же добро делать? А как же человеком быть? Как же Господа согреть? Через кого мы Господа согреем, через кого мы Господа поймём, через кого мы Господа накормим, через кого мы Господа примем? Через ближнего - брата своего, сестру свою! Через ближнего своего! «Нас ради человек, и нашего ради спасения, сшедшего с Небес», - мы каждую службу поём. И в этот момент в Символе веры душа должна встрепенуться. Душа должна встрепенуться, родные! «Нас ради человек» - и тебя, и меня, и каждого из нас Христос стал человеком. Всемогущий Бог! Ради вот такого слабого, такого грешного, такого недостойного, ради тебя Он стал человеком. Бог стал человеком! Христос пришёл в мир для каждого из нас, для спасения каждого из нас! Почему же нам не хватает сил ради ближнего своего, ради хотя бы одного, стать человеком?!

Вот на Страшном Суде Господь спросит только одно. Только одно спросит: «Был ли ты человеком?» Или был тем, кто копит деньги? Или был тем, кто осуждает? Человек – это, знаете, что? Нам надо знать, что это. Человек – это тот, кто любит. Человек – это тот, кто в недоумении говорит: «Да, что ж я сделал такого?», когда согреет и накормит, и поймет, и выслушает, и простит – вот это и есть человек. Собака дрожит и хватается за своё…. Бросьте кусок хлеба собаке, и она его схватит. Бросьте второй кусок хлеба, если рядом другие собаки стоят, что произойдёт? Выпустит первый кусок хлеба и схватит другой, чтоб другим не досталось. У животных другой закон. Там сильный выживает! А мы же не так! Нам же Бог душу дал. У нас сильный тот, кто отдаст кусок хлеба! Ведь это так. И мы знаем - кто отдаст куртку, с себя снимет и согреет, кто временем своим поделится, кто себя не пожалеет – тот сильный. Тот, который гребёт и гребёт под себя – тот слаб. Такой человек боится, стены строит, сейфы покупает, в машину прячется – он слабый. А сильный – это тот, кто умеет отдать! Сильный – умеет накормить! Сильный - это тот, который пойдёт туда, станет под темницу и скажет: «Буду молиться, чтоб ты прозрел, чтобы вышел ты из этой темноты». Сильный – это тот, кто с больным будет.

Как страшно становится, когда мать слегла и из-под неё надо утку доставать,и когда её надо с ложечки кормить, и когда она капризничает. Многие ли выдержали это? Многие ли так мать проводили свою, чтоб не осудить её, за грудки не взять и не трясти: «Да когда ж ты замолчишь?» Многие ли её по головочке гладили, говорили: «Ты ж моя маленькая, ты ж моя хорошая!»? Мы боимся того, что спасёт нас – боимся заботы, боимся поделиться, а значит, боимся ближних. И как мы недоумеваем, хвастаясь собой, как мы недоумеваем, превозносясь собой, возносясь собой. Нам кажется – всё у нас хорошо! «Мы – не те пьяницы, мы – не те убийцы!» Нам кажется – Господь всё примет. «Мы – чистенькие, мы – добрые!» А вот надо недоумевать:«Господи, когда же я недоделал?» Надо задуматься. Не говорить «всё в порядке», а сказать Господу: «Прости! Покажи мне, вразуми меня!» Такое недоумение должно быть в душе нашей.

Страшный Суд. Этот жёсткий вопрос: «Был ли ты теплее солнца?» Да, человек – целый мир! Почему же солнце, такое бездушное, светит на всех? Всех согревает! Почему же мы, такие духовные, такие добрые, как мы в осуждении говорим «вот все плохие, я – хороший», почему же в нас тепла не хватает? Почему, как та вода, как тот источник течёт – хватает. Там и осёл придет - напьётся, и овца придёт и напьётся, и лошадь придёт и напьётся, и человек придёт и напьётся. Всем хватает воды у источника! А у нас ничего – «отойди, брат! Не до тебя сейчас!» Не дай Бог, кто-то сейчас позвонит, покой нарушит! Не дай Бог, кто сейчас в дверь постучит, попросит!

Вот так, родненькие, как земля та – её плугом режет землероб, и экскаватором, когда дорогу строят, срезают ее, а она терпит и хлеб даёт! Она – живая, земля! А не живее ли человек должен быть? Не живее ли? Или себя беречь: ни порежь, ни тронь, ни нарушь ничего? И вот, когда мы собираем этот яд - осуждение, вот эту самость, мы губим себя, теряем себя. Мы уже заранее себе ответ говорим, как мы ответим на Суде Божьем! Надменны, хвастаемся, превозносимся, жалеем себя, лучше других себя считаем…. Каков ответ будет? «Иди, вот туда по левую сторону». А если просто: «Господи, жизнь шла, жизнь прошла. Что я в заботах успел сделать? Всё по больницам, всё посещал, всё хлебом кормил, всё от плиты не отходил, всё убирал, всё на работе пропадал…. Не было, Господи, когда к Тебе обратиться. За что меня к Тебе? Ничего не заслужил». Господь скажет: «Иди, дитё. Иди дитё, потому что всё время заботился, о себе не думал и человеком стал. И пришел в меру – меру человеческую».

Вот и задача жизни нашей: стань, человек, человеком. Ни животным, которое всё только для себя, а человеком, который всё делает для Бога. А как для Бога? Просто. Как Он «нас ради человек», так и мы ради друг друга – люди. Ради каждого – человек, лицом к лицу, сердцем к сердцу, жизнь к жизни, любовью к любви. Простите и поймите! Любите! Аминь.

Родненькие, как же определить, что у нас и как? Ведь всё-таки перед Судом готовиться надо. А никак не определишь. Всегда надо, чтобы душа знала – «мало сделал» или «ничего не сделал». Должно быть недоумение о самом себе. И стараться делать и делать! Не останавливаться, не отчаиваться, а делать и делать. Нести крест. Любить. А вот тогда беда, когда в заслугу себе всё ставим. Вот тогда – беда! Вот тогда страшно! Когда перечисляем свои добродетели, когда возносимся. Будем же осторожны, родненькие. Не надо копить яд, не надо! А яд – это всё своё: деньги, самость, слава. Это – яд. А надо копить добродетели, но так копить, чтобы не мы считали, а чтобы Бог видел. А мы о себе ничего не значащие: пришли в мир от Бога – к Богу и вернуться надо.

Протоиерей Владимир Астахов

Позывной "Любочестие":

Слово на Сретение Господне

Какую умилительную картину представляет нам Сретение Господне! Глубокий старец Симеон, держащий на руках младенца Бога, по ту и другую сторону его – Иосиф Праведный и Пресвятая Дева Богородица; невдали – Анна Пророчица восьмидесятичетырехлетняя постница и молитвенница. Очи всех устремлены на Спасителя. В нем исчезают они вниманием и из Него пьют духовную сладость, питающую души их. Можете судить, как велико было блаженство сих душ!..

Но, братие, и мы все призваны не к мысленному только представлению сего блаженства, а к действительному его вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа. И вот, когда достигнем мы сего состояния, тогда и наше блаженство не ниже будет блаженства тех, кои участвовали в Сретении Господнем. Те были блаженны – видевше; мы же будем блаженны – не видевше, но веровавше. Приложите внимание. Я коротко укажу вам, как сего достигнуть. – Вот что сделайте и делайте.

Читать дальше1. Прежде всего покайтесь. Помните, что в духовной жизни без покаяния ничего сделать нельзя. Чего бы кто ни искал, начало всему да будет покаяние. Как без фундамента нельзя строить дома и как, не очистивши поля, нельзя ни сеять на нем, ни садить, так без покаяния ничего нельзя предпринимать в духовных наших исканиях, что б вы ни сделали без него, все – всуе. Так, прежде всего покайтесь, то есть оплачьте все худо сделанное и решитесь на одно богоугодное. Это будет то же, что обращение взора и всего тела на путь в сретение Господу и первое вступление на сей путь.

2. Затем, храня постоянно неизменным чувство покаяния, устройте для себя такой род жизни и поведения, чтобы на каждом у вас шагу или при каждом движении был как бы преднаписываем в вашем внимании Господь и Спаситель наш. Такой порядок сам собою устроится в вас, если: а) все, что ни делаете, вы будете делать во славу Господа и Спасителя, делать ради Христа. Тут разумеются не одни большие дела, а всякое вообще действие. Ибо смотрение и слышание, молчание и говорение, ястие и питие, сидение и хождение, труд и покой, все вообще может быть посвящаемо Господу и освящаемо Его именем Всесвятым. Так как минуты не бывает, чтоб мы не были за каким-либо делом, то, устроившись так в делах своих, вы поминутно будете сретать Господа, во славу Его обращая все дела свои. Сие исполнить и плод от сего получить вы можете тем удобнее, если при этом: б) в порядок дел своих повседневных вставите чины молитвенные – и церковные, и домашние, и вообще поставите законом быть строгими исполнителями всякого устава Святой Церкви до малой иоты, без суемудрий и кривотолкований, в простоте сердца. Как содержание каждого молитвословия есть Господь и наше к Нему обращение, то, совершая его или участвуя в нем, вы будете сретать Господа в сочувствиях и услаждениях своего сердца. Если затем: в) промежуток остающегося времени вы наполните чтением Писаний о Господе, или слушанием беседы о Нем, или своеличным размышлением о Нем и о великом деле спасения, совершенном Им на земле, то сами увидите, что ни внутри вас, ни вне не останется ничего, что не носило бы напоминания о Господе, не преднаписывало Его вниманию вашему, не изводило ваш дух во сретение Ему.

3. Не должно, однако ж, забывать, что все сии труды и занятия суть только приготовительные. На них одних останавливаться не должно, а надо устремляться далее. Как из пищи, принимаемой нами в грубом виде, выделываются потом тонкие стихии жизненные, так из сих занятий, видимо совершаемых, осязаемых, должны образоваться в духе тончайшие расположения или устремления ко Господу, именно: под трудом посвящения всех дел Господу должно качествовать устремление всех желаний нашей души единственно к Господу; под исполнением всех молитвословий или участием в богослужениях должно слагаться в сердце сочувствие только ко Господу и Господнему; под чтением и слышанием Писаний о Господе должно лежать в основе охотное устремление внимания ума нашего к единому Господу. Те труды суть возделывание поля, а сии стремления – восход посеянного; те – ствол и ветви, а сии – цвет и плод. Когда возникнут в нас сии расположения, это будет значить, что дух наш весь своим сознанием и своим настроением изшел в сретение ко Господу. И как Господь везде есть и Сам ищет сретиться с духом нашим, то взаимное их сретение после сего устрояется само собою. С тех пор дух наш начнет вкушать блаженство Симеона Праведного, то есть начнет носить в объятиях своих сил и стремлений Господа, Который есть полное их насыщение и удовлетворение. Это то, что называют вкушением Господа, покоем в Нем, умным Богу предстоянием, хождением пред Господом, непрестанною молитвою – предмет трудов, желаний и исканий всех святых Божиих.

Сего блага сподобиться желаю всем вам, празднующим ныне Сретение Господне. Если б кто, жалуясь, сказал: желателен плод, но труд достать его слишком тяжел, тому можно ответить так: хорошо, есть легче способ, или способ простее сложенный. Вот он! Покайся; затем, ревнуя об исполнении всякой заповеди Божией, ходи неотступно пред Господом, устремляясь к Нему всем вниманием ума, всеми чувствами сердца, всеми желаниями воли. Устроившись так скоро сретишь Господа. Он внидет в тебя и упокоится в тебе, как на объятиях Симеона Праведного. Чем-нибудь еще облегчить труд, необходимый в искании сретения Господа, уже нет никакой возможности. Молитва Иисусова: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя – сильно и мощно может помогать в сем труде. Но, опять, не сама по себе, а под условием устремления всех сил нашего духа к Господу! – Трезвитеся убо и бодрствуйте (1 Пет. 5, 8). Вышних ищите… и живот ваш сокровен да будет со Христом в Боге (Кол. 3, 1, 3). – Тогда, соделавшись един дух с Господем (1 Кор. 6, 17), узрите и обымете сего Господа, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас (Ин. 16, 22), ни в сей век, ни в будущий. Аминь.

Святитель Феофан Затворник

Позывной "Любочестие":

"Сретенье"

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взора небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

скрытый текстИ только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: он – твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в нем».- Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В Лежащем сейчас на раменах твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шагал по застывшему храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

Иосиф Бродский

Позывной "Любочестие":

15 февраля — Сретение Господне


Около 1497 г., из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Непреходящий двунадесятый праздник, в который вспоминается Евангельская история о встрече в Иерусалимском храме старца Симеона, старицы Анны с Младенцем Христом, Его Матерью и Иосифом Обручником.

Тропарь праздника Сретения, глас 1
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Кондак Сретения, глас 1
Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже; но умири во бранех жительство, едине Человеколюбче.

Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.

История праздника* * *
Когда пришло предписанное законом время, Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, "чтобы представить пред Господа" и совершить положенные обряды. И здесь мы встречаем еще двух свидетелей Боговоплощения. Уже были пастухи, были волхвы. Теперь — старец Симеон, "муж праведный и благочестивый", которому "было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня".

Существует предание, что он жил очень долго, почти три века. В свое время он был в числе семидесяти переводчиков Библии с еврейского на греческий язык. Когда он дошел до пророчества Исаии "се, Дева во чреве приимет и родит сына", то сначала он слово "альма", которое в еврейском языке означает и деву, и молодую женщину, — перевел словом "парфенос", что по-гречески — собственно "дева". Но вдруг он спохватился, мол, как же дева может родить? Он хотел зачеркнуть слово "парфенос", но был остановлен Ангелом, и ему было возвещено, что он своими глазами увидит и эту Деву, и этого Младенца. Потекли годы, десятилетия. Ушли сверстники, проходили новые, чуждые поколения. Но обещание Ангела давало силу нести бремя жизни. И вдруг, Дух повелевает: иди, пора. И Симеон поспешно приходит в храм и видит, и берет на руки, и благословляет, и ничего не может сказать, кроме своего знаменитого: "Ныне отпущаеши" — и от тяготы жизни, и от страха смерти.

Симеону дано было увидеть в этом Младенце и "спасение ... всех народов", и грядущее "просвещение язычников", и "славу" истинного "Израиля". Но он увидел и грядущее сотрясение мира, неожиданное падение одних и восстание других, и что младенец этот будет в "предмет пререканий". А в конце он предрекает страдания. Но не Иисусу, а — Его Матери. Он говорит: "и Тебе Самой оружие пройдет душу"... А дальше прибавляет: "...да откроются помышления многих сердец". Дело в том, что отношение к Божией Матери является показателем, насколько человек стал христианином. Через это и открываются "помышления многих сердец". По иному относится к Ней новообращенный, по иному — зрелый христианин. Чем более оценил спасительный подвиг Христа, тем более любишь Ту, благодаря Которой это стало возможным. И чем более ценишь искупительную силу Его невинных страданий, тем более чувствуешь силу оружия, пронзившего Ее душу.

Вспоминается сегодня и еще одна свидетельница пришествия Христова, "Анна пророчица, ... достигшая глубокой старости, ... вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь". Мудрый книжник, и простая труженица храма. Как ранее: ученые волхвы и простые пастухи. Волхвы ушли на родину. Пастухи возвратились к своим стадам. Симеон вскоре преставился. А пророчица Анна, хотя и "говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме", но самого Младенца в Иерусалиме уже не было: святое семейство должно было бежать в Египет.

Позывной "Любочестие":

Паисий Святогорец о Страшном Суде

— Геронда, а как будет происходить Страшный Суд?

— На Страшном Суде в одно мгновение будет открыто, в каком состоянии находится каждый человек. Каждый сам пойдёт в то место, которого он достоин. Каждый, как по телевизору, будет видеть и свое собственное непотребство и духовное состояние другого. Человек как в зеркало будет смотреться в своего ближнего и, приклонив голову, пойдёт на своё место.

Показать полностью… К примеру, невестка в жизни земной сидела перед своей свекровью нога на ногу, а свекровь со сломанной ногой заботилась о её, невесткином, сыне — своём внуке. Если на Страшном Суде эта невестка увидит, что Христос помещает её свекровь в Рай, а саму её туда не берут, то она не сможет ничего возразить и спросить Христа, почему Он это делает. Ведь та земная сцена будет стоять у неё перед глазами. Она будет помнить, как её свекровь со сломанной ногой ухаживала за внуком, и не дерзнёт пойти в Рай. Да и сама она не сможет поместиться в Раю. А, к примеру, монахи увидят те трудности, те испытания, которые переживали люди мирские, увидят, как они их преодолевали. Если монахи жили неправильно, то они, потупив голову, сами пойдут в то место, которое заслуживают. Монахини, которые не угодили Богу, увидят на Страшном Суде матерей-героинь, которые не давали монашеских обетов, не имели тех благословений и благоприятных возможностей, которые имеют монахини, и, несмотря на это, подъяли подвиг и достигли высокого духовного устроения. Как же, видя всё это, устыдятся монашки за мелочность и низость, которыми они занимались и от которых сами же мучались! Вот так, — говорит мне помысл, — пройдет Страшный Суд. То есть на Страшном Суде Христос не станет говорить: "Иди-ка сюда, что ты там натворил?" или "Ты пойдёшь в ад, а ты в Рай". Нет: каждый человек, сравнивая себя с другим, сам пойдёт на то место, которое он заслуживает.

* * *

Наша задача – получить, главным образом, духовную, а не только материальную прибыль. И если по какой-то причине вам не выписывают счета, то вы должны считать, что потерпели духовный ущерб.

* * *

У дев мудрых (Мф. 25:1-13) были не одни лишь добрые дела, но и доброе попечение – они не смыкали глаз, они не были безразличны. Юродивые девы были безразличны и к бодрствованию не стремились. Поэтому Господь и сказал: «Бди́те» (Мф. 25:13). Они были девами – но юродивыми, неразумными. Если у девы нет разума от рождения, то для нее это благословение от Бога. В жизнь иную она переходит без экзаменов. Однако если у нее есть разум, но при этом она живет неразумно, то в день Страшного Суда ей будет нечем оправдаться.

* * *

В нашей вере должно присутствовать любочестие. Любочестный подвиг начинается с этого. Чем больше человек любочестно подвизается, тем более умножается его вера и любовь. В любочестном подвиге человеку весьма содействуют размышления о благодеяниях Божиих. Веруя в Бога, человек не думает о том, есть рай или же его нет. Он подвизается потому, что верует в Бога и любит Его. Человек без любочестия начнет думать: «А зачем подвизаться? Еще вопрос, существует ли рай и будет ли Страшный Суд?» Если человек неблагодарен, то, что ему ни делай, неблагодарным он и останется. Человек любочестный славословит Бога даже в искушениях и потихонечку доходит до того, что постоянно благодарит Бога, так что в его душу приходит божественное изменение, и он постоянно радуется и веселится. А у кого-то и искушений может не быть – одни благословения, а он никогда не доволен.

Из разных томов "Слов" прп. Паисия Святогорца


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)