На волне смирения11 участников тэги

Администратор: Позывной "Любочестие"

Как говорил Серафим Роуз: "Быть христианином трудно, почти невозможно". А один из профессоров богословия добавляет: "И никому не советую". Но мы рискнем:) Наше сообщество посвящено Православию; планируем писать о христианских праздниках, традициях, книгах, иконах, святых и т.д. Логин и название взяты из трудов преподобного Паисия Святогорца.

Позывной "Любочестие":

Православный женский день

Во второе воскресенье после Пасхи Церковь празднует неделю Жен Мироносиц. Вспоминаются женщины, которые пошли ко гробу Христа, чтобы умастить Его тело благовониями (миром — маслом для помазания). Но гроб-пещера был открыт, Христа внутри е было, а встретили их ангелы, которые и напомнили им то, о чем не раз говорил и предупреждал Господь: что Он воскреснет в третий день. Также в этот день вспоминаются два ученика Спасителя из фарисеев, тайных ученика — Иосиф Аримафейский и Никодим. Они не участвовали в собрании и суд над Христом, а после Его смерти помогали погрести его в пещере. Пещеру, кстати, предоставил как раз Иосиф Аримафейский.

Краткие биографии некоторых Жен МироносицКраткие биографии некоторых Жен Мироносиц
Богородица
Традиционно Пресвятая Дева не входит в число жен-мироносиц, но некоторые толкователи считают, что «Мария Иаковлева» (Мк. 16: 1) и «другая Мария» (Мф. 28: 1) — это и есть Мать Христа. Дело в том, что Она после смерти своего мужа Иосифа взяла на попечение его младших детей от первого брака, и вполне законно считалась матерью Иакова. Но даже если Богородица и не была среди мироносиц, Она все равно считается первой, кто получил весть о Воскресении Сына — согласно преданиям, ангел явился Ей лично и рассказал самую главную новость на свете.
Пречистая некоторое время жила в Иерусалиме в доме апостола Иоанна Богослова, которому Господь еще на Голгофе доверил заботу о Своей уже немолодой Матери. После ухода апостолов на проповедь, Ей тоже достался жребий миссионерства. Изначально это были земли современной Грузии, но туда попасть Святая Дева так и не смогла. Местом Ее апостольства стал Афон, куда Она попала после шторма, по пути в гости к епископу Лазарю, который жил на Кипре. Некоторое время Богородица жила в Эфесе. Умерла в Иерусалиме, похоронена там же — в Гефсиманском саду. Однако тела в Ее гробнице нет — предание гласит, что Сын на третий день после кончины вознес Ее в небесную славу вместе с телом.

Мария Магдалина
Сведения об этой женщине путаные. Одни усматривают в ней знаменитую евангельскую блудницу, которую Христос спас от избиения камнями и которая помазала Ему ноги дорогим маслом. Другие видят в ней простую еврейку, исцеленную Христом от тяжкого недуга одержимости и бесноватости. После выхода апостолов на проповедь она пренебрегла всеми тогдашними нормами (женщине запрещалось проповедовать самой) и в одиночку ходила из города в город, возвещая всем о воскресшем Учителе. По одной версии жития, Магдалина окончила свои дни в доме Иоанна Богослова в Эфесе, дожив до глубокой старости. Другие варианты биографии говорят о том, что Мария конец жизни провела в покаянии, около тридцати лет живя в пещере близ Марселя. Перед смертью, согласно западным житиям, Магдалину причастил случайно забредший к ней священник. Он же и похоронил святую.
Марфа и Мария, сестры Лазаря
Сведения об этих женщинах очень скудны. Вместе с братом, которого некогда воскресил Сам Христос, они перебрались из Иерусалима на Кипр, где помогали Лазарю нести епископское служение. Где, когда и как умерли святые сестры — неизвестно.

Иоанна
Она была женой Хузы — одного из чиновников при дворе правителя Галилеи Ирода Антипы. Иоанна занимала очень высокое положение, обладала большим влиянием и связями. В дни проповеди Христа именно Иоанна брала на себя львиную долю расходов апостольской общины, заботясь о пропитании и всем необходимом для Господа и Его учеников. Есть версия, что такая щедрость столь знатной дамы неслучайна — по мнению ряда толкователей, сын царедворца, исцеленный Христом (Ин. 4: 46 — 54), был ребенком Иоанны, и благодарная женщина после этого служила Спасителю всем, чем могла.
С ее именем связана история головы Иоанна Крестителя. Как известно, за свои обличения в адрес Ирода Предтеча сначала подвергся аресту, а затем был обезглавлен по навету Иродиады — Иродовой сожительницы. После того, как нечестивая женщина надругалась над главой ненавистного ей пророка, она выбросила свой «трофей» на свалку. Иоанна, видя все это и глубоко скорбя о смерти Предтечи, тайно ночью отрыла главу, положила ее в глиняный сосуд и погребла на горе Елеонской, в одном из поместий Ирода.

Мария Клеопова
О ней практически ничего не известно. Была одной из родственниц Христа. По одной версии, Мария приходилась не то дочерью, не то женой Клеопе — брату Иосифа Обручника. Другая версия, весьма маловероятная, говорит о том, что эта женщина была сестрой Пресвятой Богородицы.

Мария Иаковлева
С этой женщиной больше всего неясностей. По преданиям, она являлась младшей дочерью Иосифа Обручника, находилась в очень теплых отношениях с Богородицей и была, по сути, Ее ближайшей подругой. Вполне вероятно, что это и есть Мария Клеопова. Иаковлевой она стала называться потому, что один из ее сыновей — Иаков — входил в число апостолов.

Сусанна
Самая загадочная из мироносиц. Она служила Христу от своего имения, то есть, видимо, была довольно обеспеченной. Больше о ней неизвестно ничего.

Позывной "Любочестие":

Вифсаида



+9








Городские ворота в Вифсаиду




Побережье Галилейского озера в окрестностях Вифсаиды





Объяснение из Библейской энциклопедииВифсаида (дом рыбной ловли) (Мф. XI, 21, Мк. VI, 45, Лк. IX, 10, Ин. I, 44). – Под сим наименованием в Свящ. Писании упоминаются два города в Иудее:
а) один из них был расположен на в. берегу Иордана, близ впадения оного в озеро Тивериадское. За городом тянулась степь, или пустыня, Вифсаидская, где пятью хлебами и двумя рыбами Господь напитал 5000 мужей, кроме жен и детей (Мф. XV, 17–21); здесь же Он исцелил слепого (Мк. VIII, 22). Город этот иначе назывался Вифсаида-Юлия, в честь Юлии, дочери Августа Кесаря. Следы его находят в развалинах местности Эттель, при впадении Иордана в озеро Геннисаретское;
б) другой город назывался Вифсаидой Галилейской и был расположен на с.-з. озера Галилейского близ Капернаума и Хоразина (Мф. XI, 21). Этот город был родиной апостолов Андрея, Петра и Филиппа (Мк. XIV, 70, Ин. I, 44, XII, 21). Господь часто посещал этот город и сотворил здесь много чудес. По Робинсону, в настоящее время на месте города одни развалины, груды камней, поросших травой, и бедное селение Айн-Эт-Табииах.


Развернутый комментарийИисус Христос удалился со своими учениками в пустынное место для молитвы и духовных бесед, народ, узнав об этом, последовал за Спасителем, ища утешения и исцелений. День клонился к вечеру, и апостолы стали беспокоиться, что люди не успеют засветло вернуться в свои дома, и останутся голодными. Христос же, взяв то малое количество еды, что было с собой у учеников – а именно, две рыбы и пять хлебов, с молитвой разделил эту пищу на пять тысяч человек. Собравшиеся насытились, и оставшихся кусков набрали двенадцать корзин.

Это чудо, по свидетельству евангелиста Луки, произошло в окрестностях Вифсаиды – того самого галилейского города, из которого были родом апостолы Филипп, Андрей и Петр. Где находилось это поселение? Долгое время на этот вопрос не было точного ответа. Из Евангелия известно, что Вифсаида стояла на берегу Генисаретского озера, именуемого также Галилейским морем. Этот факт подтверждают в своих произведениях иудейский летописец первого века Иосиф Флавий и его современник, римский писатель Плиний Старший. Однако, город как будто исчез с лица земли, не оставив никаких следов своего пребывания!

В середине девятнадцатого века американский библеист Эдвард Робинсон предположил, что Вифсаиду скрывает холм, возвышающийся в нескольких километрах от Галилейского моря. Археологи не отнеслись к этой версии серьезно, ведь название таинственно исчезнувшего поселения переводится с еврейского как «дом рыбака», и апостолы, жившие там, как известно, промышляли рыбной ловлей. Едва ли рыбаки стали бы жить в такой удаленности от воды! Однако, в 1987 году профессор американского университета штата Небраска Рами Арав организовал научные раскопки в районе того самого холма – и результаты оказались удивительными!

Комментарий эксперта:
Урочище Эт-Тель, потревоженное американскими археологами, и в самом деле скрывало в своих недрах поселение, окруженное крепостной стеной. В развалинах древних строений археологи обнаружили такие артефакты, как глиняные кувшины для вина, мельничный жёрнов и очаг. Но самую большую ценность для науки представляли найденные в одном из раскопанных домов предметы рыбацкого быта – рыболовные крючки, якорь, игла для вязания сетей и печать с изображением корабля.

Это открытие стало несомненным доказательством, что обнаруженное учеными поселение было именно рыбацким! Но почему оно располагалось в удаленности от Галилейского моря? Геологические исследования, предпринятые американскими учеными, показали, что многократные землетрясения в этом районе вызвали смещение земной коры и изменили расположение поселка относительно Генисаретского озера. И там, где прежде стояла вода, теперь сухая земля. Археологи предположили, что кромка берега проходила в том месте, где обрывается мощёная тропа, ведущая от центра урочища в сторону моря.

Но где доказательства, что обнаруженное рыбацкое селение – это не что иное, как упомянутая в Евангелии Вифсаида? Об этом свидетельствовала еще одна находка группы американских археологов под руководством доктора Рами Арава.

Комментарий эксперта:
Как известно из книги Иосифа Флавия «Иудейские древности», в тридцатом году от Рождества Христова сын Ирода Великого Филипп официально присвоил Вифсаиде статус города и дал ему еще одно имя – Юлия, в честь Юлии-Ливии, матери императора Тиберия. А поскольку римляне обожествляли особ императорской фамилии, в Вифсаиде был выстроен храм, посвященный Юлии. Руины этого культового здания с соответствующими надписями на стенах и были обнаружены учеными в восьмидесятых годах двадцатого века.

«Горе тебе Хоразин, горе тебе, Вифсаида! …И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься», – оплакивал Христос участь галилейских городов, жители которых не вняли Его призыву к покаянию. В какой момент исчезла с лица земли древняя Вифсаида, точно установить пока не удалось. Вероятнее всего, город был разрушен землетрясением в третьем веке, и с тех пор люди не возвращались туда. Но благодаря научным изысканиям сегодня можно посетить руины поселения, где Христос сотворил немало чудес, и о котором сбылось Его грозное пророчество.

Источник: Радио Вера

Позывной "Любочестие":

Христос Воскрес! И смерть побеждена!

Позывной "Любочестие":

Благовещение. Проповедь

В круге богослужений Благовещение занимает особое положение. Это праздник, который никогда не переносится, с каким бы днем он не совпадал! Какой бы ни был «неподходящий» день, который ну никак нельзя соединить вместе с Благовещением — и все равно он соединяется! Даже в Великую Пятницу служится Литургия Иоанна Златоуста! В Великую Субботу, с выносом плащаницы — все равно Благовещение вместе участвует! А в 1991 году Праздник Благовещения совпал с Пасхой и назывался «Кириопасха» (господствующая Пасха), особенная Пасха, вместе с Благовещением!

 

А почему никогда не переносится? Да потому что это — особый Праздник, и вовсе не Одной только Пресвятой Богородицы: это Праздник начала нашего спасения, «главизна нашего спасения».

 

Это Праздник Воплощения Господа Иисуса Христа.

 

Как замечательно сказано у святителя Андрея Критского: «От Отца безлетно Сына в лето родила Еси, Пречистая...». «От Отца безлетно» — то есть от Отца, вне времени Пребывающего! Во время родила, то есть, в пространство земли и времени вошел Превечный и выше всего Пребывающий Бог! Сына во времени родила еси, Пречистая. И вот, это время нельзя перенести. Почему нельзя? Вот такое соотношение вечности и времени просто поражает, это трудно осознать! Но, тем не менее, это так.

 

Почему Благовещение празднуется 25 марта по старому стилю, т.е. 7 апреля по новому? Да потому, что 25 марта / 7 апреля — это ровно за девять месяцев до Рождества Христова, которое празднуется 25 января / 7 января. Ровно девять месяцев («Сына во времени родила Еси, Пречистая»). То есть Господь подчинился законам земного бытия. И Он же сотворил весь женский род и даровал возможность рождения детей, которые девять месяцев в утробе пребывают. Поэтому этот день и не переносится.

 

Само название праздника Благовещение («Евангелисмос», по-гречески) — от слова «Евангелие». Евангелие — ведь тоже «благовестие», Радостная Весть. Поэтому Евангелие и «Евангелисмос» (то есть Благовещение) — родные. Евангелие — это как раз и есть Благовещение, которое было потом развернуто описано в Евангелии: до Воскресения Господа Иисуса Христа и Вознесения Его на небо. И в самом центре каждого православного храма имеется в восточной части алтарь, а к нему ведут царские врата, в которые входит Царь Славы, Господь Сил. А на царских вратах имеется икона, обычно двойная: с левой стороны от нас — архангел Гавриил, а с правой — Пресвятая Богородица). В центре врат — икона Благовещения, а по краям — четыре Евангелиста, которые благовествуют о пришествии в мир Спасителя и Бога нашего.

 

Протоиерей Сергий Правдолюбов

Позывной "Любочестие":

7 апреля - Благовещение

А. Рублев. Благовещение. 1408

 

Благовещение Пресвятой Богородицы — в этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего.

 

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

 

Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: «радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия.

 

Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

 

«То событие, которое именуется «Благовещение», означает зачатие Иисуса Христа, – напоминает профессор богословия диакон Андрей Кураев. – Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного мужа Иосифа. Циничные «физиологические» аргументы лучше оставить при себе — христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но что Сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни.Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие. Да будет мне по слову Твоему», — лишь тогда Слово становится плотью.

 

Так начинается евангельская история. Впереди — Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение…».

Позывной "Любочестие":

Великий Четверг

В Великий Четверг Церковь вспоминает Тайную вечерю, молитву Христа в Гефсиманском саду и Его арест. Последняя трапеза Спасителя с учениками, устроенная по случаю иудейской Пасхи, стала для христиан одним из важнейших событий. Именно на ней Он установил таинство Причастия — разломил хлеб и раздал со словами: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание, а затем благословил чашу с вином: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (Лк. 22:19–20). Кроме того, Христос дал своим последователям ключевую заповедь: Любите друг друга (Ин. 13:34).
После Тайной Вечери Христос пошел с апостолами в Гефсиманский сад. Он ушел помолиться, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна. Среди древних олив, «пав на лицо свое», Спаситель молился Своему Отцу, дабы его миновала «чаша сия» — мучительная смерть за грехи человечества. Последние часы на воле Христос хотел провести со своими ближайшими учениками. Но, возвратившись к ним, обнаружил их спящими. Тогда Он обратился к Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна (Мк. 14:37–38).
И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что́ Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня (Мк. 14:39–42).
Навстречу им уже шла толпа вооруженных людей, а среди них Иуда Искариот, покинувший Тайную Вечерю в тот момент, когда Христос раскрыл его коварный замысел. Иуда предал Спасителя в руки воинов, и те повели его на суд, глумясь над Ним и нанося Ему удары.


Н. Ге. Тайная Вечеря

+29 картин, фресок и икон
В. Поленов. Христос в Гефсиманском саду


А. ван Дейк. Предательство Иуды


С. Бакалович. Омовение


В. Шебуев. Тайная Вечеря


А. Бейдеман. Тайная Вечеря


А. Бейдеман. Тайная Вечеря


Н. Ге. Христос с учениками выходит в Гефсиманский сад


М. Нестеров. Моление о Чаше


А. Куинджи. Христос в Гефсиманском саду


Н. Ге. Суд Синедриона


Н. Ге. Что есть истина?


М. Нестеров. Несение Креста


Ф. Моллер. Несение Креста


М. Боткин. Жены, издали смотрящие на Голгофу


В. Голынский. Распятие Иисуса Христа


В. Васнецов. Распятый Иисус Христос


В. Нестеренко. Распятие


В. Верещагин. Ночь на Голгофе


М. Боткин. Скорбящая Богоматерь


Н. Кошелев. Снятие с Креста


В. Васнецов. Положение во гроб


Н. Ге. Возвращение с погребения Христа


Господь объясняет смысл умовения ног апостолов. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон


Тайная Вечеря. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон


Причащение апостолов. Фреска монастыря Ставроникита, Афон


К. Г. Блох. Христос в Гефсиманском саду


Моление о Чаше. Мозаика собора св. Марка. Венеция


М. Нестеров. Распятие


В. Перов. Снятие с Креста

Позывной "Любочестие":

2-7 апреля – Страстная Седмица

Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. «Все дни, – говорится в Синаксаре, – превосходит Святая и Великая Четыредесятница [т.е. Великий пост], но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется эта седмица Великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…»
Одна из самых лучших проповедей на это время принадлежит владыке Антонию, написана в те годы, когда он совершал в Англии свое архипастырское служение. Ни единым словом, ни единым вопросительным знаком не утратила она своего значения и для нас сегодняшних.

Слово митрополита Антония Сурожского на Страстную СедмицуСлово митрополита Антония Сурожского на Страстную Седмицу
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы вступаем сегодня в страстные дни Господни, во время, когда сгустилась тьма и когда поднимается заря нового света, постижимая только тем, кто вместе со Христом вступает в эту тьму. Это — тьма и полумрак, сумерки, где перемешались правда и неправда, где перемешалось все, что только может быть перемешано: Вход Господень в Иерусалим, такой торжественный, исполненный такой славы, одновременно весь построен на страшном недоразумении. Жители иерусалимские встречают Спасителя Христа с торжеством и ликованием, потому что ожидают, что Он освободит Свой народ от политического гнета; и когда окажется, что Спаситель пришел освободить людей и весь мир от греха и неправды, от отсутствия любви, от ненависти, тогда от Него отвернутся с горечью, разочарованностью, и те, кто так торжественно Его встречали , обратятся во врагов.
И в течение всей недели, все время тьма, сумрак чередуются с проблесками света… И мы должны вступить в этот сумрак. Мы должны не только со Христом, но вместе со всеми теми, кто тогда Его окружал, войти в эти дни и найти свое подлинное место в этом сумраке... Шаг за шагом мы можем следить за тем, что совершается со Спасителем Христом; но одновременно мы должны себе ставить вопрос: где мы стоим, где стою я, лично? Что общего с Пречистой Девой Богородицей, Которая видит, как Ее Сын идет на погибель, как сгущается вокруг Него ненависть, как кольцо окружает Его; как страх и трусость, ненависть и ложь готовят Ему смерть? И как нам не понять, что может переживать Божия Матерь перед лицом предательства Иуды, отречения Петра, бегства учеников, лжесвидетельства на Сына Ее, суда неправедного, осмеяния, избиения — и, наконец, крестной смерти Спасителя Христа? Как мы на все это отзываемся? Когда мы услышали об этом в святом Евангелии, когда мы слышали весть об этом в церковной молитве и песне — с чем выходим мы из храма?
Большей частью идем забыться, отдохнуть душой, отдохнуть телом, готовясь к следующей службе или уходя вовсе в мирскую жизнь. А Страстная седмица длится изо дня в день, из часа в час, из мгновения в мгновение — нет ей перерыва, она, как река, течет, жгучим огнем попаляя все; одно сгорит, и ничего от него не останется, кроме пепла и позорного воспоминания, а другое устоит, как золото и серебро… Где мы будем тогда? Как переживем эти дни? С чем выйдем мы каждый раз из храма и с чем встретим светлое Христово Воскресение? Оно — провозвестник нашей встречи в конце времен, нашей встречи после нашей смерти со Христом, Который нас возлюбил до креста и Который нам поставил вопрос: А ты — отозвался ли на все, что тебе было дано знать о Божественной любви, воплощенной, распятой, воскресшей? Поставим себе вопрос о том, на кого из апостолов мы можем быть похожи? На Фому ли, который говорил своим соапостолам: «Пойдем с Ним и умрем с Ним, если нужно»?.. На Петра, который по страху отрекся от Него трижды? На Иуду, который Его предал? Где мы находимся в этой людской толпе? Кто мы? Поставим себе этот вопрос каждый раз, когда мы выйдем с богослужения, каждый раз, когда мы будем на него приходить; и тогда, может быть, что-нибудь проснется в нашей душе, что-нибудь дрогнет. Может быть, тогда эта Страстная седмица окажется и для нас, как в прошлом для стольких она оказывалась началом: началом нового понимания, новых переживаний и новой жизни.
Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский

Позывной "Любочестие":

Монастырь Метеоры, Греция

Позывной "Любочестие":

А наш-то, наш-то...

"Их-то Господь — вон какой!
Он-то и впрямь настоящий герой!
Без страха и трепета в смертный бой
Ведёт за собой правоверных строй!
И меч полумесяцем над головой,
И конь его мчит стрелой!
А наш-то, наш-то — гляди, сынок —
А наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти своей.

А у тех-то Господь — он вон какой!
Он-то и впрямь дарует покой,
Дарует-вкушает вечный покой
Среди свистопляски мирской!
На страсти-мордасти махнув рукой,
В позе лотоса он осенён тишиной,
Осиян пустотой святой.
А наш-то, наш-то — увы, сынок, —
А наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти своей.

А у этих Господь — ого-го какой!
Он-то и впрямь владыка земной!
Сей мир, сей век, сей мозг головной
Давно под его пятой.
Вкруг трона его весёлой гурьбой
— Эван эвоэ! — пляшет род людской.
Быть может, и мы с тобой.

Но наш-то, наш-то — не плачь, сынок, —
Но наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти своей.
На встречу со страшною смертью своей,
На встречу со смертью твоей и моей!
Не плачь, она от Него не уйдёт,
Никуда не спрятаться ей"!

Т. Кибиров

скрытый текст***

Просто и торжественно в Иерусалим
На осле, без воинских доспехов,
Въехал Царь - царя Давида Сын,
Чтоб принять венец - венец из тернев.

Приготовили Ему престол
На высоком месте - на Голгофе!
Он об этом знал, на это шёл!
На людей смотрел со скорбным вздохом.

Знал,что сочтены уже их дни…
А вокруг кричал народ: "Осанна!"
Завтра будет он кричать: "Распни!"
Жалости не зная к Его ранам…

Но никто не видел чистых слёз…
Так въезжал под возгласы хваленья
Просто и торжественно Христос
Совершить Свой подвиг Искупленья!

Я. Бузинный

***

Вступал Мессия в Иерусалим,
Чтобы свершить начертанный завет,
Одежды постилали перед Ним,
Восторженные толпы шли вослед.

Он не стремился к почестям земным,
Их избегая, с самой колыбели,
Хотя не раз все те, кто шли за Ним,
Его царем провозгласить хотели.

Они земного жаждали царя,
Чтоб против Рима их сплотил собою,
А Он пришёл, как вечности заря,
А Он открыл им царство неземное.

И вот пришла прощания пора,
Лучи восхода город золотили,
Сверкал вдали величественный храм,
Что в торжище позора превратили.

Гремели ликования окрест.
Над головами листья пальм взлетали,
А где-то там сколачивали крест
И гвозди для распятия ковали.

И слыша, как торжествовал народ,
Синедрион дышал злобой отравы,
С тоской, взирая на тюремный свод,
О воле думал скованный Варавва.

Вступал Спаситель в Иерусалим -
Непонятый Пророк из Назарета.
И оставались считанные дни
До крестного Голгофского рассвета.

В. Янченко

***

НА ДОРОГЕ В ИЕРУСАЛИМ

Спит мирно город на рассвете дня,
Лишь ветер поднимает пыль с дороги,
А скоро здесь начнется толкотня,
Жизнь, суматоха, суета, тревоги.

Потом раздастся громкий, звучный крик,
И люди поспешат увидеть нечто;
И радостной хвалы живой родник
Здесь потечёт, запомнится навечно.

И ветки срежут, и одежды снимут
И в пыль постелят прямо у ворот,
И кроткого Иисуса на ослёнке
Народ Царём Иуды наречёт.

А после их же крик: “Его распни!”
И на устах всё тех же смерти жёлчь,
Смеялись те же: “Со креста сойди,
Иль силы нет, чтобы себе помочь?”

Людская слава и людская верность!
Так быстро позабыли всё они.
Иисус – сама любовь и жертвенность –
Всё претерпел, что выдумать смогли.

Спит мирно город на рассвете дня,
Лишь ветер поднимает пыль с дороги.
Что ожидает завтра здесь меня?
Какие переступим здесь пороги?

Быть может, встретят у ворот с улыбкой,
Как будто ждали долгие года?
Как память на добро людская зыбка
Поймешь, когда узришь позор креста.

Теперь, в молитвы благодатный час,
Склонимся, воззовём в смиренье к Богу.
Пусть, что бы ни застало в жизни нас,
Поможет Он дойти к небес чертогу.

А. Каракай

***

ПОСЛЕДНИЙ ВЪЕЗД

О сколько ликованья, сколько счастья!
Сердца переполняет торжество.
Сегодня видно каждого участье,
И любящих сегодня большинство.

Кто Ты, теперь въезжающий так скромно?
Тебе ль въезжать в столицу на осле?
Ужель не понимаешь, как нам больно
Иль думаешь, мы слепы, мы во зле?

Да, много недостатков в нашей жизни,
Но помощь нам и к людям доброту
Мы можем оценить. Ты, к новой жизни
Веди нас, сохраняя чистоту.

Твой путь своей одеждой устилаем
И ветви пальм перед Тобой кладём,
Тебя царём себе мы избираем,
Тебя прославим на пути Твоём.

Пусть Ты пока не знатен, пусть Ты плотник -
Тебе дары с лихвою принесем.
Тебе послужим – обещает сотник
Тебя над всею знатью вознесём.

Столица Палестины ликовала.
Иисус входил в земной Иерусалим.
Увы, толпа ликующих не знала:
В тот день скорбел небес Иерусалим.

Скорбел Иисус, ученики скорбели,
Скорбели все, кто знал, любил Его.
Кто воцарить хотел? Кто хлеб и рыбу ели,
Кто исцеленье видел от Него.

Как было хорошо, и всё ведь даром!
Такого бы царя - и нет проблем.
Толпа хотела воцарить недаром,
Народ от бед избавился б совсем.

Он им царем не стал, они, разочаруясь,
Через четыре дня воскликнут все: «Распни»!
Ну, а пока шумит толпа, волнуясь.
И праздник этот празднуем и мы.

Последний въезд, последние общенья...
Через четыре дня Он примет страшный крест.
Благодарю Господь, что совершил служенье,
Что выдержал ликующий Свой въезд.

Е. Кузнецова

***

Все меньше дней, все ближе час последний,
Решается вселенной всей судьба.
Вот Иисус идет, как Сын наследный,
Чтоб от цепей освободить раба.

Кто этот раб? Он родственник Адама
И ученик прилежный сатаны.
В начале жизни совершилась драма,
Попали в сеть все дочери, сыны.

И выпутаться стало невозможно,
Грешили все, душой ожесточась,
И правдою считали то, что ложно,
И чистоте предпочитали грязь.

И пожалел Творец Свое творенье,
И Сына в мир любимого послал,
Чтоб ночь греха сменилась озареньем,
Чтоб явью стал заветный идеал.

Понять ли душам тайну воплощенья?
Спаситель мира был, как человек,
Он принимал от многих угощенье,
Жалел убогих, нищих и калек.

Как плотник был Он в послушанье кротком,
О Нем никто не ведал тридцать лет,
Потом в существовании коротком
Явил Он миру незакатный свет.

Не превышает срок одной недели.
А что потом? Осуществится план.
И Он идет для исполненья цели,
Чтоб мир обрел нетленный Ханаан.

Сверкает солнце, слышен топот конский.
Жизнь, как всегда, движением бурлит.
Приблизились к вершине Элеонской,
Вифании предстал пред ними вид.

Какое ныне всем благоволенье,
Жизнь радостью великой расцвела.
Послал Он двух в ближайшее селенье:
– На привязи найдите там осла,

Он необъезжен; отвяжите смело,
Почетный ждет его сейчас удел.
А если спросят, для какого дела,
Скажите: «Так учитель повелел».

И приведя, они его покрыли
Одеждою непышною своей,
Чтоб их Учитель не касался пыли,
Чтоб ехать в город было веселей,

И перед Ним одежды постилали.
Народ бежал к Нему со всех сторон,
И радостью у всех сердца пылали,
И ярок был полдневный небосклон.

Незабываем подвиг, Им свершенный,
Любовь Его, как море, велика.
Он двигался, как Царь, провозглашенный
Единогласно и на все века.

Все с пальмовыми яркими ветвями.
«Осанна! Царь Израилев, гряди!
Какое счастье, что Ты ныне с нами,
Какая радость миру впереди!»

Какой восторг, какая велегласность:
«Мир на земле и слава в вышине!»,
Как будто не грозит уже опасность,
Как будто нет простора сатане.

Всем радость, но досада фарисеям.
«Учитель, эти крики запрети,
Иль сами мы принудить их сумеем,
Чтоб языки держали взаперти!»

«О, сказываю вам, что их молчанье
Заменят камни, славу вопия.
Подвластно ль людям радости звучанье
В великие минуты бытия?»

Пред Ним, как на ладони, город чудный:
Прекрасный храм, что создали отцы,
И зеленью деревьев изумрудной
Украшены роскошные дворцы.

Народ, как муравейник разноцветный,
Паломники спешат со всех сторон.
А Он идет, как агнец безответный.
За грех людской погибнуть должен Он.

Но вслед за смертью будет воскресенье,
Пророческие сбудутся слова.
Он весть несет великого спасенья,
Извлечь Он хочет гибнущих из рва.

Р. Березов

Позывной "Любочестие":

Вход Господень в Иерусалим (Неделя Ваий)

Великий двунадесятый праздник, празднуется за шесть дней до предания Иисуса Христа на крестную смерть и страдания. В народе называется Вербным воскресеньем. Этим праздником завершается Великий пост. У евреев был обычай: цари и победители въежали в Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их. Исполняя пророчество Ветхого Завета, Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель в войне, а как Победитель греха и смерти.


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)