Literaru (публикации за 20 апреля 2018)7 читателей тэги

Автор: FitzChivalry

Страшные сказки

«Страшные» книги

 

Стивен Кинг «Мизери»

 

Признанный мастер ужаса Стивен Кинг – мастер психологического триллера. Он способен держать читателя в напряжении с первой до последней страницы, и ни на миг не уронить градус саспенса. Он способен представить даже обыденные ситуации, лишенные мистической подноготной, как худший ночной кошмар. Таков один из самых известных романов Короля Ужаса – «Мизери». В романе два основных действующих лица: писатель Пол Шелдон и медсестра Энни, удерживающая его в плену. Причина? Она страстная поклонница его романов о Мизери Честейн, а Пол убил надоевшую ему героиню в последнем романе. Энни, волею случая получив над жизнью Пола абсолютную власть, держит его в плену и заставляет писать новый роман – о Мизери, которая выжила… И будет жить вечно.

 

Роман полон кровавой жестокости, психологического насилия и резких сюжетных поворотов. Читатель до самого конца будет пребывать в неизвестности относительно грядущего финала этого безумного противостояния между безумной поклонницей-маньяком и ее кумиром. Захватывающий роман, который читается на одном дыхании, по праву считается классикой своего жанра.

 

 

Роберт Ирвин «Арабский кошмар»

Культовый роман Роберта Ирвина «Арабский кошмар» – лучшее чтение для тех, кто предпочитает классическую литературу этой вашей современности. Впервые увидев свет в 1983 году, он сразу вознес Ирвинга на вершины литературного Олимпа.

 

Сила влияния этой книги на читателя так велика, что отрывки из нее вставляют в путеводители по Каиру. Образный и яркий язык затягивают читателя внутрь пугающей, мистической и по-восточному жуткой истории.

 

Главный герой – английский лазутчик Бэльян, и он всего лишь собирался провести рекогносцировку местности, пробравшись в караван-сарай, а попал в сети нескончаемого ночного кошмара. Алям-аль-Миталь, арабское царство Морфея, не любит отдавать своих жертв. А путанная дорогая, ведущая в никуда, полная опасностей.

 

Бэльян встретит страшную секту – и сможет ее разоблачить, повстречает героев средневекового Каира и сразится с Багдадскими обезьянами, оставив читателю удовольствие вздрагивать от ужаса и переживать за его жизнь.

 

Кодзи Судзуки «Звонок»

 

Одна из самых страшных и красивых историй, существующих в мировой хоррор-литературе – конечно, «Звонок» японского мастера пера Кодзи Судзуки. Эта книга по-своему уникальна: история в четырех частях проходит длинный путь от классического романа ужаса до научно-фантастического триллера. Неизменно для этих книг одно: жуткое напряжение, от которого не сбежать.

 

Любому известен образ Садако: маленькой мертвой девочки с черными волосами, скрывающими лицо, вылезающей из телевизора. И сюжет «Звонка» много лет у всех на слуху: жертва смотрит кассету, после чего ей на телефон поступает звонок. Загробный голос обещает, что осталось семь дней. Семь дней на то, чтобы раскрыть тайну старого убийства и успеть спасти свою жизнь.

 

История Садако не так проста: она умерла за свою красоту и чистое сердце и превратилась в то, что сначала считали призраком, потом – вирусом нового поколения. Что она на самом деле? Узнаете из романа. Кодзи Судзуки очень подробно рассказал, что делать. Истинно одно: от Садако нет спасения.

 

И, кстати, перелистнув последнюю страницу, не подходите к телефону. Всякое случается.

 

 

Говард Лавкрафт «Хребты безумия»

 

Мастер ужаса, настолько чудовищного, что он просто не поддается описанию, Говард Лавкрафт – истинный наследник Эдгара Аллана По. В частности, его повесть «Хребты безумия» косвенно пересекается с «Путешествием Артура Гордона Пима» – дело так же происходит в Антарктике, а герои припоминают этот роман и восхищаются По. В то же время с ними происходят ужасные вещи – таинственные видения преследуют их, и они узнают то, чему лучше было бы навсегда оставаться скрытым на дне океана: о древнем городе Р’Льехе, цивилизации Старой Расы, космическом племени Ми-Го и боге Ктулху, спящему в глубине морей. Дочитавшему же великий «Некрономикон» до последней страницы положен бонус – ночные кошмары, видения и полная потеря разума.

 

 

Стивен Кинг «Кладбище домашних животных»

 

Что может быть страшнее восставших мертвецов? Только вернувшиеся из мертвых любимые, которые больше не испытывают к вам прежних чувств.

 

Одна из самых цепляющих, ярких и тревожащих романов Короля Ужасов Стивена Кинга «Кладбище домашних животных» – именно об этом. Молодая семья переезжает в дом неподалеку от старого индейского кладбища. Это земля полна магии. Говорят, что, если похоронить на старом индейском кладбище умершего питомца, он вернется. Луис, само собой, и мысли не допускал поверить в детские страшилки, пока несчастье не унесло жизнь любимца семьи, кота Черча. И кота похоронили там, где и принято было хоронить домашних питомцев. А потом Черч вернулся. Но это был уже совсем другой кот.

 

А потом вернулся и маленький сын Гейбл…

 

Индейской магии безразлично, верит в нее Луис или нет. Она будет брать – и возвращать. Снова и снова.

 

 

Жак-Кристоф Гранже «Мизерере»

Для тех, что предпочитает напряженный триллер и игру человеческого разума сверхъестественному, мы предлагаем роман Жана-Кристофа Гранже «Мизерере». Детектив, выписанный с истинно французским шармом, способен заставить кровь застыть в жилах. Интрига, которую читателю предлагается раскрутить вместе с героями романа, окажется настолько непредсказуемой, насколько это возможно в рамках классического детективного жанра. Регент хора мальчиков, чилиец по происхождению, найдем мертвым в армянской церкви в Париже. Отставной полицейский, прихожанин этой церкви, Лионель Касдан не может пройти мимо загадочного убийства. Ему помогает Седрик Волокин из отдела по делам несовершеннолетних – в дело явно замешаны дети. И все вертится вокруг человеческого… голоса. И гимна «Мизерере».

 

Религиозные мотивы, тайные опыты, человеческая натура в лучшем и худшем ее проявлении – все это есть у тонкого психолога, умеющего задеть нужные струны в душе читателя и обеспечить вечер того невроза, которого жаждет любой от подобной книги: испугаться за других, ужаснуться возможностям человеческого безумия и порадоваться, что эта история произошла с кем- то другим.

 

 

Мэдэлин Ру «Приют. Похитители костей»

 

Жестокая фантастическая история Мередит Ру «Приют. Похитители костей» откроет для читателя мир старинных легенд про Художников Костей, что грабят могилы и делают магические талисманы. С этими отчаянными людьми – или призраками, не останавливающимися ни перед чем, – предстоит встретиться трем героям, Дэну, Джорджу и Эбби, по пути в будущий дом Джорджа в Новом Орлеане.

 

Время Карнавала Марди-Гра всегда окружено мистикой и тайнами. Призраки пишут смс-ки о том, что их кости похищены и просят спасти, на старинных кладбищах попадаются разрытые могилы и детские кости, а таинственные люди в масках преследуют героев, медленно сводя их с ума.

 

История, в которой фантазия переплетается с реальностью, а призраки действуют наравне с живыми людьми, и еще неизвестно, кто из них опаснее.

 

Читателю предстоит пройти полный опасностей путь в Новый Орлеан, раскрыть загадку Художников Костей и пережить немало тревог за жизнь героев.

 

Бонус:

 

Сказки на новый лад (сборник) «Мать извела меня, папа сожрал меня»

 

Считать сказки добрыми и поучительными историями для детей могут сейчас только те, в чьи руки еще ни разу не попал том неадаптированных народных и авторских историй. Потому так популярна в наше время идея пересказа старых сказок на новый лад. В сборник «Мать извела меня, папа сожрал меня» вошли истории самых разных авторов – от Майкла Каннингема до Людмилы Петрушевской. Это не по-детски страшное и увлекательное чтение способно увлечь на несколько вечеров и заставить лишний раз задуматься о том, что нас окружает. Что в темноте. Что в лесу. Что в подвале.

 

 

Трудно быть богом

Трудно быть богом

 

Великие писатели всегда брюзжат. Это их нормальное состояние, потому что они – это больная совесть общества, о которой само общество, может быть, даже и не подозревает…*

 

15 марта родился один из отцов-основателей советской фантастики – Борис Натанович Стругацкий.

 

Сейчас сложно представить себе человека, который не слышал бы о произведениях, вышедших из-под пера Бориса и Аркадия Стругацких. Даже те, кто по каким-то причинам не читал ничего из их обширного наследия, наверняка видел фильмы: прославленный «Сталкер» Тарковского, нашумевший «Обитаемый остров» Бондарчука или старые добрые «Чародеи», традиционно пересматриваемые под каждый Новый год.

 

Удивительно, что два человека смогли полностью перевернуть советское представление о фантастике, поставить ее на ноги, возвести в ранг серьезной литературы и довести реалистичность до такой степени, что советская цензура не допускала книги до печати. Их истории отличаются глубокой проработкой психологии характеров, а события сгущаются вокруг человека, а не идеи. И именно это – становления человека в центре истории – и позволило вывести фантастику на качественно новый уровень. До этого жанр вращался исключительно вокруг идей, причем зачастую – идей, уже так или иначе имеющих воплощение в Советском Союзе.

 

Борис Натанович – неизменная часть «Двойной звезды» фантастики, и рассказывать о нем без упоминания брата просто невозможно. Аркадий Натанович был, по признанию самого фантаста, не только братом, но и Богом, царем, проводником… Другом он стал гораздо позже, после долгих лет совместной работы. Сама идея писательства также началось с Аркадия, точнее, с тетрадок, исписанных черной тушью, первых рассказов, поразивших юного Бориса до глубины души.

 

Счастливое детство Бориса и Аркадия позволило им вырасти в мирной, спокойной обстановке, полной любви и тепла: возможно, не будь в их жизни этого периода теплого мира, не стало бы возможным стремление к образу того идеального общества, которое раз за разом описывали потом фантасты в своих книгах.

 

Более тяжелые времени – голод, блокадный Ленинград, чудесное спасение Бориса Натановича из осады – наоборот, никогда не находили отражения в их работах. Только оставшись один, после смерти брата, Борис Натанович написал о блокадном мальчике в романе «Поиск предназначения». Своим детям и внукам он никогда не рассказывал о том времени. Считал, что это – неважно для литературы.

 

Он полагал, что личная жизнь писателя, события, происходящие с ним, политические взгляды – шелуха, которая никак не должна касаться читателя. Потому что путь писателя, его жизнь – это те книги, которые он создает. И только их следует принимать во внимание.

 

А между тем, жизнь Бориса Натановича сама напоминает фантастический роман, в котором человеческая личность, человеческий дух преодолевают препятствия и не терпят несвободы. Борис Натанович выучился на астронома – что само по себе уже удивительно, – профессия, предрасположившая его интерес к научной фантастике и покорению других миров. Долгое время он работал инженером в Пулковской обсерватории. С этим местом у него до конца жизни оставалась самая тесная связь – все его друзья были именно оттуда, они работали вместе и прошли рука об руку по всему жизненному пути. А когда путь оборвался, прах Бориса Натановича (как и прах его брата) развеяли с вертолета над обсерваторией. Могилы у братьев Стругацких нет.

 

Любопытно, что первую свою совместную повесть братья Стругацкие написали на спор. Это была «Страна багровых туч», а первым гонораром стала бутылка шампанского. На многочисленные вопросы, как же им удается так долго и продуктивно работать в соавторстве, при том, что они жили в разных городах и отличались непростыми характерами, Борис Натанович со смехом рассказывал, что все спорные повороты сюжета решались жребием, и братья следовали его решению. Таким образом, получается, что сама судьба – или же фортуна – невольно принимала участие в рождении великих произведений – таких как «Обитаемый остров», «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу», «Улитка на склоне», «Пикник на обочине», «Хищные вещи века», «Сказка о тройке» и многих, многих других.

 

Принято называть братьев Стругацких провидцами: слишком многое совпало впоследствии в истории нашей страны с тем, о чем они писали. Но сам Борис Натанович всю жизнь утверждал, что ничего особенного они не предвидели: все было логично и предсказуемо. Хотя он считал, что мы живем не в самом худшем варианте мира сейчас: будущее могло обернуться и намного более неприятными последствиями, гражданской войной, голодом, реками крови… Но вместе с тем нельзя отрицать, что наша реальность сейчас ближе к Арканару, а не к просветленному Метрополису.

 

Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят чёрные. Но больше всего я боюсь тьмы, потому что во тьме все становятся одинаково серыми. – к сожалению, эта цитата из романа «Трудно быть богом» с каждым годом только набирает популярность. А ведь были времена, когда казалось, что интернационализм – это надолго, навсегда, и нет больше места национальным раздорам. Но увы, история развивалась так, как развивалась.

 

Правда, кроме сокрушительных перемен, АБС (как их сокращали еще со времен повальной советской цензуры) предвидели еще ряд приятных вещей: появление Википедии, 5D кинотеатров, ружей для пейнтбола и популярность экстремального спорта.

 

Вклад Бориса Натановича в литературу на самом деле неоценим. И не только как писателя. Благодаря Борису Натановичу произведения многих молодых фантастов смогли увидеть свет. С 1972 года Борис Натанович руководил Ленинградским семинаром молодых писателей-фантастов, более известным как Семинар Бориса Стругацкого. Семинар проводится до сих пор – к сожалению, уже без мэтра.

 

Также он – учредитель премии «Бронзовая улитка», которой награждались лучшие фантастические произведения, и главный редактор альманаха «Полдень, XXI век». Многие популярные нынче фантасты сделали свои первые шаги именно благодаря ему. Борису Натановичу нравилась свобода слова, свобода книгопечатания: ведь иначе многие имена не смогли бы прозвучать. А сейчас много хороших книг выходит, не создавая ни скандала, ни прецедента. Это казалось ему очень важным: ведь каждая книга АБС в советские годы встречала на пути к публикации множество преград и увечий, нанесенных цензурой... Кстати, с 2017 года на официальном сайте Стругацких все произведения авторов находятся в открытом доступе и в «каноничном», «эталонном» варианте.

 

Именем Бориса и Аркадия Стругацких названа малая планета в Солнечной системе – астероид № 3054. Они как никто заслужили такой вселенской, космической памяти, ведь их истории – о людях. О добрых, честных, настоящих, правильных людях.

 

Борис Натанович был убежден: счастье есть только в трех вещах. В работе, в друзьях и в любви. И он был, конечно, прав.

 

Несмотря на то, что Борис Натанович не любил встреч с читателями, не принимал участия в телепередачах, а в последнее время отошел и от редакторской работы, он постоянно писал, переводил, читал и правил, и до последнего оставался на гребне литературной волны. «Я хочу умереть раньше того времени, когда не смогу писать» – часто повторял он.

 

Бориса Натановича не стало в ноябре 2012 года. И до сих пор в литературном сердце России есть незаживающая рана, потому что таких, как он, больше нет. И, может быть, не случится в ближайшие несколько поколений – пока не вырастет то чистое общество, о котором он так часто мечтал. И наша задача – приложить все усилия, чтобы вырастить именно такое общество: мирное, честное и полное любви к миру, в котором всем нам выпало жить.

 

Спасать. Опять спасать. До каких же пор вас нужно будет спасать? Вы когда-нибудь научитесь спасать сами себя? Почему вы вечно слушаете попов, фашиствующих демагогов, дураков опиров? Почему вы не желаете утруждать свой мозг? Почему вы так не хотите думать? Как вы не можете понять, что мир огромен, сложен и увлекателен? Почему вам все просто и скучно? Чем же таким ваш мозг отличается от мозга Рабле, Свифта, Ленина, Эйнштейна, Строгова? Когда-нибудь я устану от этого, подумал я. Когда-нибудь у меня не хватит больше сил и уверенности. Ведь я такой же, как вы! Только я хочу помогать вам, а вы не хотите помогать мне...**

 

Примечания:

* Аркадий и Борис Стругацкие, «Град обреченный»

** Аркадий и Борис Стругацкие, «Хищные вещи века»

* * *

Пять неорыцарских романов для ностальгирующих по ушедшим временам

 

 

При слове «рыцарский роман» читатель первым делом представляет себе времена короля Артура и истории Эрека и Эниды, Тристана и Изольды… И, в самом деле, академическое определение жанра – вид средневекового романа. Эпоха, когда в литературе появился осознанный художественный вымысел, высокие эпические интонации и индивидуальное творчество. Но с годами сама идея рыцарского романа трансформировалась в жанр, современный любому обществу: в какую бы эпоху ни творил автор.

 

Законы рыцарского романа просты: герой, совершающий доблестные подвиги во имя славы, короля и прекрасной дамы, рыцарь без страха и упрека, зачастую противостоящий обществу. Жанр позволяет погружать события в атмосферу сказочности и мифа.

 

Мы предлагаем познакомиться с лучшими образцами современного рыцарского романа.

 

Мигель де Сервантес Сааведра «Хитроумный Идальго Дон Кихот Ламанчский»

 

Каждый хоть раз слышал имя Дон Кихота, рыцаря-мечтателя, сражающегося с ветряными мельницами. А ведь на самом деле герой романа Мигеля де Сервантеса Сааведры «Хитроумный Идальго Дон Кихот Ламанчский» был не так уж прост. Образ благородного Дон Кихота вошел в историю как архетип «вечного спутника», общечеловеческий и родственный всем нам. Герой романа, вдохновившись историями о рыцарях времен короля Артура, отправился в путь, оставив свою мирную жизнь. Его вдохновение диктует ему окружающую реальность: он нарекает знакомую сеньору своей дамой Дульсинеей, а знакомого из деревни – оруженосцем. Даже его старый конь получил прозвище Росинант – это имя буквально означает «рабочая лошадь», но он уверен, что это на самом деле достойный конь.

 

Образ Дон Кихота способен вдохновить на добрые дела, возвышенные чувства и долгие странствия: все то, что порой необходимо для становления человеческого духа.

 

А вопросы и проблемы, которые поднимает испанец Сервантес в своем романе, неожиданно кажутся родными и понятными и для современного русского читателя.

 

«Дон Кихот» не зря долгие годы и даже столетия остается в «топе» мировой литературы. Это одна из тех книг, в которой найдутся если не ответы, то по крайней мере, вопросы. А точно сформулированный вопрос, как известно – уже половина ответа.

 

Книга подойдет для любого возраста и надолго вовлечет читателя в романтические, странные, а порой смешные и нелепые приключения Дон Кихота.

 

Вальтер Скотт «Айвенго»

 

Неоготический роман Вальтера Скотта о храбром рыцаре Айвенго в свое время вернул интерес читателя к средневековому роману. Этот роман восхищает и по сей день. Уилфред Айвенго – рыцарь без страха и упрека, честь и гордость для которого стоят выше собственного благополучия. Он подвергается гонениям со стороны собственной семьи и могущественных врагов, судьба разлучает его с возлюбленной леди Ровеной, но он не падает духом и выдерживает превратности судьбы.

 

В жизни Айвенго важны не только личные переживания. Как любой рыцарь, он предан своему королю и отчаянно желает возвращения в Англию Ричарда Львиное Сердце, в то время как король Ричард находится в крестовом походе, а страной правит злобный принц Джон, способствующий расколу.

 

«Айвенго» будет также интересен любителям легенды о Робин Гуде: в романе встречается йомен по имени Локсли (настоящая фамилия храброго разбойника), отшельник Тук и другие герои, знакомые по легендам и фильмам.

 

Роман заканчивается торжеством справедливости, доблести и чести: как и подобает истории рыцаря.

 

Интересный факт: «Айвенго» мог стать блистательной мистификацией. Вальтер Скотт издал его под псевдонимом «Уэверли» и намеревался следом издать другой роман – «Монастырь», чтобы соперничать в печати сам с собой. Издатель отговорил. И теперь нам никогда не узнать, чем бы закончилось такое необычное противостояние.

 

Марк Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»

 

Сатирический роман «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», вышедший из-под пера романиста Марка Твена, только на первый взгляд кажется юмористическим анекдотом. На самом деле это горький гимн утопической идее индустриального общества – ведь герой романа, волею случая попавший из прогрессивной Америки XIX века ко двору Короля Артура, потеснивший Мерлина и пытающийся внедрить в обиход современные технологии, со временем проникается душевной чистотой средневековых людей, не испорченных стяжательством.

 

Марку Твену не чужды философские размышления об обществе и пути, по которому ведет его наука и прогресс. Рыцарский мир короля Артура показывает читателю то, что мы, возможно, утратили уже навсегда. Доблестные поединки, рыцарская честь, способность выстоять перед любыми невзгодами…. Всему этому Хэнк Морган, типичный до мозга костей американец, авантюрист, далекий от высоких материй учится, находясь рядом с коварным сэром Кэем, непобедимым сэром Саграмором, чистой и нежной Алисандрой и верным Клаареном.

 

Конечно, Марк Твен не мог обойти вниманием и неоднозначную любовную историю короля Артура, сэра Ланселота и королевы Гиневры. Хэнк Морган близко сходится с королем Артуром и открывает ему глаза на измену королевы.

 

Хэнк Морган также встречает мощного врага – Церковь.

 

Роман будет интересен читателю, желающему открыть для себя рыцарский роман или же Марка Твена как автора. Благо читать его романы можно в любом возрасте. Его идеи до сих пор актуальны, ведь мы все еще живем в мире безжалостного прогресса, который далеко не всегда идет нам на пользу.

 

Артур Конан-Дойл «Сэр Найджел»

 

Артур Конан-Дойл – это не только рассказы о Шерлоке Холмсе. Роман «Сэр Найджел» – прекрасный образец неоромантической литературы, возвращающий читателя во времена Эдуарда III, в самое начало Столетней Войны.

 

При этом сам сэр Артур стремился изобразить Англию, какой она была под тонкой пленкой рыцарской эстетики: варварской и жестокой, полной стихийных страстей, искупаемых стихийными же добродетелями. Конан-Дойл считал старую добрую Англию чуждой милосердию, и к своим героям также отнесся с жестокостью.

 

Герой романа, юный сэр Найджел Лоринг, оправляется во Францию служить своему королю. Это только самое начало войны. И сэр Найджел дал обет не возвращаться на родину, не совершив три достойных подвига…

 

Забегая вперед, стоит сказать, что три подвига он все-таки совершил. Из-под пера Конан-Дойла вышел и другой роман – «Белый отряд». Хронологически действие в нем происходит намного позже «Сэра Найджела», однако он был написан раньше, из-за чего в дилогии есть много сюжетных и логических неувязок.

 

Роман «Сэр Найджел» будет интересен тем читателям, которые стремятся к достоверности исторических романов – события этой истории опираются сугубо на реальные факты. А также для тех, кто хочет по-иному взглянуть на творческое наследие сэра Артура Конан-Дойла, который раскрывается перед читателем в совершенно ином ключе.

 

 

 

Р. Л. Стивенсон «Черная стрела»

 

Еще один выдающийся пример рыцарского романа, перенесенного в эпоху Войны Алой и Белой Розы – исторический приключенческий роман Роберта Льюиса Стивенсона «Черная стрела». Удивительные приключения молодого Ричарда Шелтона в борьбе против расчетливого и безжалостного сэра Дэниэла Брэкли – это захватывающая история взросления, становления мужественности и закалки крепкого, чистого сердца.

 

Стивенсон по праву занимает место одного из лучших писателей именно для юношества. Его герои всегда молоды, но способны противостоять невзгодам и тревогам, что обрушиваются на них со всех сторон.

 

Ричарда Шелтона не пугает одиночество, тяготы пути или ратные подвиги. Он ведет свой отряд, чтобы обвинить во лжи и свергнуть сэра Дэниэла, а по дороге решить загадку Черной Стрелы и «Джона-мщу-за-всех». Кто такой этот Джон и как он поможет Ричарду обрести любовь на этом опасном пути? Как Ричард Глостер мог оценить доблесть Ричарда в битве при Шорби? Почему зимний шторм – опасный противник в деле спасения девушки? Ответы на все эти вопросы можно найти на страницах яркого, озорного, затягивающего романа, от которого не так уж легко оторваться даже тем, кто свой рыцарский путь взросления уже давно прошел.


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)