Автор: FitzChivalry

Ко дню рождения Виктора Гюго

Война и мир французской добродетели

 

Именинник этой недели – родившийся 26 февраля 1802 года великий романист, человек, в творчестве которого нашла отражение целая эпоха – Виктор Мари Гюго.

 

С детства отец прочил ему математическую карьеру, но сын отказался поступать в Политехнический институт и обратился к литературе. Он изучал классическую поэзию и уже в юном возрасте делал свои первые переводы Вергилия. Впоследствии эти переводы были уничтожены самим писателем: он критически относился к себе, и решил, что способен на более тонкий и легкий слог.

 

В возрасте пятнадцати лет Гюго получил первый почетный отзыв Тулузской Академии, в семнадцать – две национальных премии, а в двадцать получил почетное пособие от короля Людовика XVIII. По воспоминаниям современников, уже в раннем возрасте Гюго отличался удивительной зрелостью суждений. Он сочинял пьесы для школьных представлений, вдохновлялся Шатобрианом и выпускал журнал «Литературный консерватор». Сборник «Оды», увидевший свет еще до того, как поэту исполнилось двадцать, окончательно открыл поэта для широкой французской публики.

 

Романтизм Гюго отличался от английского романтизма Байрона – он освещал не глубину человеческой личности, но социально-политические аспекты окружения, в котором личность складывалась. Его волновала нищета, общественное неравенство, отсутствие рабочих мест…

 

Гюго любил свой город и нацию, и потому стремился не столько отразить суть социальных распрей, привлечь к ним внимание, сколько направить читателя на путь нравственности и морали; он считал, что, только изменившись в душе, найдя более верную опору, люди смогут вырастить новое, более совершенное, общество.

 

Первый роман Виктора Гюго «Последний день приговоренного к смерти» затрагивал важный политический аспект. Молодой писатель делился своими мыслями относительно отмены смертной казни через мысли своего героя в предсмертный час. Роман имел большой успех, и это дало писателю возможность и дальше творить в этом направлении.

 

Он использовал слово, чтобы привлечь внимание общественности к действительно серьезным проблемам. Сейчас все знают cобор Парижской Богоматери – великолепное архитектурное сооружение на маленьком островке под названием Ситэ. Многим известна и его история: как на протяжении нескольких веков длилось его строительство, и как все равно не хватило денег на возведение шпилей. И тогда башни собора остались без традиционных для того времени шпилей, но невольно задали новую традицию – Шартрский собор, Реймсский и многие другие остались без островерхих башен по образу и подобию великого Нотр-Дам-де-Пари. И сейчас его силуэт является одним из самых известных символов Парижа, тысячи туристов со всего мира приезжают, чтобы на него взглянуть и подняться на высокие колокольни, охраняемые каменными горгульями.

 

Но так было не всегда. Во времена Гюго собор пришел в упадок и власти Парижа намеревались его снести. Тогда и появилась идея романа про горбуна Квазимодо, влюбленного в прекрасную цыганку Эсмеральду. «Собор Парижской Богоматери» привлек туристическое внимание к собору и принято было решение его сохранить. Мощь и авторитет Виктора Гюго как писателя и общественного деятеля, его способность влиять на души населения помогала ему если не решать проблемы общества, часть которого был он сам, то хотя бы открывать на них глаза.

 

По воспоминаниям друзей писателя, Гюго мог бы стать великолепным художником, если бы захотел: рисовал он много, в основном наброски углем, но изобразительное искусство никогда не привлекало его так сильно, как литературное творчество.

 

Самый известный роман «Отверженные», прогремевший на весь мир так, что Достоевский ставил его выше собственного «Преступления и наказания», рождался в муках. Гюго работал над ним в течение двадцати долгих лет. Несколько раз писателя накрывали тяжелейшие приступы творческого кризиса, но он заставлял себя работать. Когда двухтомный роман был, наконец, дописан, успех его превзошел все ожидания. Теперь «Отверженные» для Франции то же самое, что и «Война и мир» для России – книга-эпоха, отражающая вольный, несгибаемый дух целого народа.

 

На сегодняшний день книга несколько раз экранизировалась, а мюзикл, поставленный на его основе, идет уже 21 год, и в 2012 году превращен в музыкальный фильм.

 

В основу романа легла история реального человека. В 1846 году Гюго довелось стать свидетелем ареста человека из-за буханки хлеба. Так появился Жан Вальжан, осужденный на 19 лет каторги из-за куска хлеба и четырех попыток побега.

 

Еще одно, возможно, реальное лицо – Гаврош, мальчик, примкнувший к делу революции и погибший во время июньского восстания 1831 года.

 

В личной жизни писателя тоже было все непросто. Несмотря на то, что женат он был на Адель Фуше и имел от нее пятерых детей, в браке он был несчастлив. Биографы вспоминают, что Адель пренебрегала талантом мужа и не прочла ни строчки из его произведений, к тому же была ему неверна. Но сердце писателя в конце концов похитила актриса Жюльетта Друэ, которую в письмах он называл своей «единственной настоящей женой», но браком с ней так и не сочетался.

 

Умер он весной 1885 года от пневмонии. Вся Франция скорбела о потере, гроб с телом Виктора Гюго пронесли большим маршем под Триумфальной аркой и захоронили в Пантеоне.

 

И сейчас произведения Виктора Гюго не теряют популярности, экранизируются, играются на театральных подмостках, а книги способны тронуть любое сердце. Потому что для таких писателей возрастных ограничений нет – он обращается напрямую к душе, напоминая о высокой человеческой добродетели, а душа, как известно, не стареет.

 

(Статья написана для сайта Библио-Глобуса)

1

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)