Автор: FitzChivalry

Ко дню рождения Жюля Верна

8 февраля 1828 года родился великий писатель, мечтатель и путешественник, один из тех, благодаря кому существует жанр «Научной фантастики» – Жюль Верн.

 

Юрист по образованию, он работал секретарем в театре и биржевым маклером, но мир запомнил его как писателя-фантаста, романтика, верящего в торжество человеческого разума.

 

Литературное общество Парижа высоко оценило потенциал Жюля Верна, но не сразу приняло его талант. Более полутора десятка лет он не имел успеха как драматург и поэт, его пьесы не поднимались выше подмостков маленьких театров, а стихотворение «Марсовые», ставшее любимой песней французских матросов, долгое время считали народным творчеством.

 

В 1862 году Верн познакомился с Пьером Жюлем Этцелем, издателем, высоко оценившим его творчество. Этцель заключил с писателем договор, просуществовавший до конца жизни Верна: два однотомных романа в год или два двухтомных. Писатель ни разу не нарушил договор. За свою жизнь он написал более шестидесяти романов. Его необычайную продуктивность обеспечивала строгая самодисциплина. Он садился работать в восемь утра и вставал из-за стола в восемь вечера ежедневно, прерываясь один раз в год, летом. Тогда он поднимал паруса своей яхты и отправлялся в путешествие. Он посетил Ниагару и пересекал Гибралтар, был в Северной Африке и намеревался доплыть до Санкт-Петербурга, но ему помешал шторм в Балтийском море. Путешествия закончились, когда сошедший с ума племянник Гастон прострелил ему ногу. Но книги оставались. Даже потеряв зрение, в последние дни своей жизни, писатель продолжал надиктовывать истории. В одном из писем к Этцелю он признавался, что затерялся среди невероятных приключений своих героев, и об одном сожалеет: что не может сопровождать их pedibus cum jambis – на своих ногах.

 

Идея романа нового типа, «романа о науке», казалась неосуществимой для современников писателя. Александр Дюма-отец, узнав о планах молодого Жюля Верна, раскритиковал его. Ведь, подобно тому, как вся история Франции была полотном для историй Дюма-отца, вся история человеческий открытий и свершений, прошлое и будущее просвещенной цивилизации должны были стать опорой для романов Верна. И у него получилось.

 

Его герои – люди новой эпохи, полагающиеся не на Провидение или Божий промысел, а на свои знания и умения, осознающие ценность и важность технического прогресса. В его романах встречаются и талантливые ученые, такие, как Сайрес Смит («Таинственный остров»), и отринутые обществом гении, подобные капитану Немо («Двадцать тысяч лье под водой»), но их объединяет холодный ум, благородное сердце и способность распорядиться своими знаниями во благо человека и человечества. Главными героями его романов становятся и отвергающий общество мизантроп Филеас Фогг, в один момент бросающий свою размеренную жизнь ради безумной авантюры («Вокруг света за восемьдесят дней») и ученый-географ Жак Паганель, с неукротимым оптимизмом встречающий радости и потери долгого пути («Дети капитана Гранта»). Все они честные, достойные люди, служащие примером для читателя. В романах Верна добро и зло, за редким исключением, четко разделено, и сочувствовать автор предлагает только главным героям, положительным, часто склонным к ошибкам и оплошностям, но неизменно находящим в себе силы переступить через них и пойти дальше.

 

Жюль Верн оказался великим провидцем. В отличие от своего последователя Герберта Уэллса, он не придумывал ничего из головы, а отталкивался от уже известных на тот момент фактов и открытий. Таким образом ему удалось предсказать путешествие человека на Луну, электрический стул, самолеты, телевидение и многое другое. Не все предсказания писателя оправдались, но процент совпадений велик, что подчеркивает тот факт, что вместо воображения Жюль Верн пользовался наблюдениями и знаниями в области науки и техники.

 

Хуже всего у него обстояли дела с зоологией и биологией, поэтому писатель чаще всего ограничивался скупыми описаниями в этой области, но эти науки никогда не играли решающей роли в его сюжетах. Зато в географии и инженерии он разбирался отлично. Равно как и в человеческой душе, хоть и не был никогда мастером психологического жанра. Зато сумел показать, как, даже в отсутствии открытого конфликта между персонажами и ярких событий на каждой странице, роман может оставаться интересным для читателя. Жюль Верн был мастером достоверного описания людей и событий, и оттого его невероятные изобретения смотрелись так естественно, вызывая полное доверие у читателя.

 

Интересный факт: роман «Париж в XX веке» впервые увидел свет после смерти писателя, благодаря его внуку, нашедшему рукопись. До той поры роман оставался семейной легендой. А все потому, что Пьер Этцель раскритиковал дебютный роман Верна, сказав, что никто не поверит в вымысел писателя. А ведь именно в этом романе появились идеи телефона и видеосвязи! А вот с предсказаниями, касательно полюсов, писатель ошибся строго наоборот: материк оказался на Южном полюсе, а океан – на Северном.

 

Совсем скоро весь мир будет отмечать двухсотлетие великого писателя. В его честь называют улицы и отели по всему миру, подводные лодки получают имя «Наутилус», обессмертив в веках транспорт капитана Немо, а Жюль Верн остается навсегда романтиком науки и научным мечтателем, способным пробудить любовь к путешествиям и научному поиску в читателях любого возраста. Для книг Жюля Верна возрастного ограничения нет. Главное – большое и чистое сердце, способное мечтать, и воображение – чтобы прогуляться с героями по дальним странам и континентам, пока это невозможно pedibus cum jambis («на своих двоих», псевдо-лат., шутл., прим. ред.)

 

(статья написана для сайта Библио-Глобуса)

4

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)