Автор: Ктая

"Тварь я дрожащая, или право имею?"

В очередной раз по поводу флешмоба «я не боюсь творить».

Как бы леший с тем, что снова началось выяснение, кто кому чего должен. Меня искренне удивляет то, в каком тоне это происходит.

И еще больше — что такой тон считается нормальным.

Если кто-то подвалит на улице и начнет рассказывать, как вам одеваться, чтобы не оскорблять его тонкий вкус — послать его будет вполне нормальной реакцией, и неадекватом посчитают именно подвалившего. И в то же время подвалить к автору и начать рассказывать, как он должен писать… чтобы да, не оскорблять тонкий вкус «критика» и его любимые кинки — нормально. А чо такого, автор же вынес свой текст в интернет, значит, я имею полное право глумиться над ним просто потому что. Потому что у «критика» белое пальто, по всей видимости.

И что характерно — такие вот личности требуют в себе уважения по умолчанию. Если их сразу послать в бан или хотя бы в пень, виноватым остается автор. Фиалка! Снежинка! Эдельвейс, непонятно зачем выползший в страшный интернет! Я имею право!

Про безнаказанность в интернете говорено много раз. Но, блин, какого ж гладиолуса нежелание терпеть хамство в свой адрес считается пороком? Ладно, те самый упырыши — им-то удобнее пинать не сопротивляющуюся жертву. Но остальные? «А если автор пишет действительно плохо?» «Но критика же помогает расти!» и прочее из серии «утрись и скажи спасибо, что тебя вообще прочитали».

Автор же заинтересован в читателях. Автор должен с благодарностью принимать любую обратную связь.

Только вот читатели тоже заинтересованы, чтобы автор продолжал писать, а не сидел в уголочке, придавленный комплексами.

И еще. Любой текст — это всегда личное. Это мысли, чувства, эмоции. Очень часто это что-то, над чем долго думаешь, вынашиваешь, обкатываешь. Прилаживаешь отдельные детальки так и этак. Да, даже ужасный, плоский и банальный текст любой ЙА-шки тоже личное и важное — иначе бы не защищалось так агрессивно.

И вот когда это личное и важное огульно припечатывают «писево»… Ну, просто по факту. Причем непонятно, по факту чего.

Потому, что не издавалось? О, я вас умоляю. Про низкое качество изданной литературы не первый год стонут. Те самые «пятьдесят оттенков» вспомнить.

Потому, что автор не профессиональный филолог и не получал соответствующие «корочки» с надписью «великий литератор»? Ну так давайте вспомним тех самых классиков. Многие ли из них кормились только с литературы или получали нужное образование? Чехов был практикующим врачом. Толстой обучение он вообще не закончил. На факультете восточной (арабско-турецкой) словесности завалил экзамены в первый же год, на юрфаке продержался два. Это при том, что он был богатым помещиком и необходимости на жизнь зарабатывать в общем-то не имел. Достоевский имел образование инженера и дослужился до прапорщика. Конан Дойль тоже врач по образованию. Короче, продолжать можно до посинения.

Или не менее прекрасное «нельзя писать только ради удовольствия, нужно обязательно развиваться и нести философскую идею». Нет, даже не так. Обязательно с придыханием и томным закатыванием глаз «саморазвиваться!». И потом, разумеется, сетовать на то, что люди глупые, читатели не ценят и ах, весь этот мир прогнил. Беллетристика при таком подходе приравнивается к какающим принцессам. Ну да, есть такое, но стыдно и вообще, лучше не говорить в приличном обществе.

Но эй, по статистике ЮНЕСКО, книги Жюля Верна занимают второе место по переводимости в мире, уступая лишь произведениям Агаты Кристи. Не Декарт, не Достоевский, не Лао-Цзы и даже не известный всем и каждому Платон. Жюль Верн и Агата Кристи. Детективы и научная фантастика.

Та самая презренная беллетристика.

Настолько качественно написанная, что не стареет с годами и ее до сих пор с удовольствием читают по всему миру.

И, вот только честно, — чьи нравственные уроки запомнятся лучше и легче? Невыносимо нудного Толстого, или все-таки того же Жюль Верна, у которого посыл о верности, отваге и нравственных ценностях изложен в виде увлекательной истории?

Ну и да. Самое любимое орудие тыкания авторов — фанфик это неполноценная литература! Оставим то, что многие фанфики бывают потрясающе проработаны и просто хороши. Но, ребят, это традиция куда как старше интернета и даже радио. Пьесы Шекспира уже были фанфиками. Сказки братьев Гримм и Шарля Перро — тоже. Поэмы Пушкина, Властелин колец Толкиена… это не отменяет того, что в фанфике изначальная идея или мир не придумываются, а берутся уже готовыми — но фанфик не обязательно плох по умолчанию. Просто потому что он фанфик.

И вот если это все разобрать, остается только один мотив для таких «критиков». Они хотят просто унизить автора. Ради поглажки своего ЧСВ, чтобы подкрепить самооценку, из каких-то садистских или энерговампирских соображений… Суть-то от этого не меняется.

Так вот, вопрос. Почему нежелание терпеть унижения считается чем-то плохим, а?

Христианство, конечно, проповедует смирение и «подставь вторую щеку». Но нормальной, здоровой реакцией будет все-таки защищать себя и свои границы.

В том числе, от желающих в берцах-говнодавах потоптаться по любимой клумбе.

И возвращаясь к заголовку-цитате — нет, не имеете. Не имеете вы права унижать других просто потому, что захотелось. Желание — о, да, желание поглумиться у таких «умников» всегда огромное. А вот право — нет.

И давайте-ка уточним, а что такое право? Самое простое определение, его еще в учебниках обществознания дают.

Право — это система общеобязательных, нормативных предписаний или правил поведения, которые устанавливает и реализует государство.

Сюда же Есте́ственное пра́во (лат. jus naturale) — понятие философии права и юриспруденции, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от субъективной точки зрения.

Сюда же Права́ челове́ка — такие правила поведения, которые с помощью правового государства обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека.

Ну, и конечно же, как не вспомнить «Свобода мысли и слова предполагает право индивида беспрепятственно формировать свои убеждения и мнения, придерживаться их, право на свободный отказ от них, а также право на свободное выражение своих мнений и убеждений, право на общение в устной и письменной форме, включая право воздержаться от общения, право на свободный выбор языка общения»

Только вот, возможно, я удивлю кого-то — право на свободу слова не абсолютно. Оно тоже подчиняется пресловутому правилу «мое право размахивать руками заканчивается там, где начинается нос другого человека». Цитирую: «Свобода слова иногда вступает в противоречие с правами и свободами других лиц. Правовые нормы государств обычно регулируют ограничения на свободу слова на своей территории. Согласно международному праву, ограничения на свободу слова обязаны отвечать трём условиям: они должны строго соответствовать закону, преследовать легитимную цель и должны быть необходимы и адекватны для достижения этой цели».

И да, за многие элементы интернетного «это мое мнение, жрите, хоть подавитесь», в реале штрафуют. Потому что оскорбления — это статья. Потому что ваше право на свободу слова заканчивается там, где начинается личное пространство другого человека.

Вам не кажется, что «выложила в интернет, сама виновата, что не в закрытый бложик» до боли напоминает классический виктимблейдинг «сама-дура-виновата-посмотрела-не-так-спровоцировала», а?

Ну и маленькая ремарочка напоследок. Сколько в России было великих писателей? Чисто навскидку можно перечислить с десяток.

А великих критиков? Сразу вспоминается Белинский... и все.

Как бы нехилый повод для размышлений. Но, увы, постулат "хорошим критиком быть не легче, чем писателем" любители "критики" вряд ли истолкуют как "сначала мне нужно стать лучше и только потом критиковать то, в чем хорошо разбираюсь"

Скорее уж, это будет "я критикую, а значит, по умолчанию оказываюсь лучше того, кто пишет"

Ничего такой подход не напоминает?

19

Комментарии

Когда мне было 14, я впервые налетел в интернетах на то, что моё творчество могут активно поливать говном. Поняв, что так можно, я некоторое время сам поливал говном окружающих, пока не сообразил, что чот не то делаю и вообще как-то по-уродски это выглядит.
Так как люди имеют свойство многое мерить по себе, смотреть на тех, кто уже должен был из такого поведения вырасти, но не вырос, мне попросту грустно. Я в этом вижу закомплексованных одиноких 14-летних детей, которые так и не смогли понять некоторые базовые вещи. Вроде того, что если что-то оскорбляет их тонкий вкус и при этом они не админы/модераторы данного ресурса, можно просто отойти, не тратить на это своё время и заняться чем-то полезным.
можно просто отойти, не тратить на это своё время и заняться чем-то полезным

Проблема в том, что большинство таких людей не могут заниматься ничем полезным. Слишком велик страх ошибки, который они вырастили на поливании говном.
В 14 ещё психика гибкая, а вот как только это входит привычку взрослого человека... Перекладывать свои обязанности на других — самое милое дело. «Я же не умею! А ты назвался — делай!» — потом корчить морду, что всё сделали не так, как они хотели — классика.
Им невдомёк, что посторонние люди не обязаны мучиться с их дерьмом.

P.S. Сейчас мне скажут, что это ничем не обоснованные домыслы, и они так не делают. Уж извините, диссертацию по такому поведению пока защитить нет возможности.
Самое любимое орудие тыкания авторов — фанфик это неполноценная литература
А вы спрашивайте тыкающих, кто это сказал и по какому поводу)) А то это ж цитата ващета. И контекст там был отнюдь не про борьбу с чистотой литературных рядов)) А про падающие доходы крупных альманахов и вымирание "толстых" журналов.

А с хамами надо просто не цацкаться, кмк.
Про безнаказанность в интернете говорено много раз. Но, блин, какого ж гладиолуса нежелание терпеть хамство в свой адрес считается пороком? Ладно, те самый упырыши — им-то удобнее пинать не сопротивляющуюся жертву. Но остальные? «А если автор пишет действительно плохо?» «Но критика же помогает расти!» и прочее из серии «утрись и скажи спасибо, что тебя вообще прочитали».

Автор же заинтересован в читателях. Автор должен с благодарностью принимать любую обратную связь.


Есть один комикс на эту тему годный. Обращение к тем, кто хочет одарить своим ценным мнением художника, но по сути подходит прекрасно и для пишущих. Мысль в том, что непрошеную критику сравнивают с оценкой хотя бы внешности рандомного человека. Одна из страничек: goo.gl/oLPKv
Люди, возмущающиеся по поводу чужой реакции на чужое хамство, очень часто путают аналогичную реакцию на критику писателей, которые любые отзывы, отличные от поглаживания, воспринимают точно так же, как хамство. Поэтому, как мне кажется, в подобных постах этот момент надо очень четко определять.
Ну, конечно, "погиенить на чужое писево" — это, с моей личной, глубоко субъективной точки зрения, такая вещь, которую в окружающих людях поощрять не стоит. Погиенить, подчеркиваю, а не покритиковать.
И да, являясь админом группы, посвященной женскому фэнтези, ответственно могу заявить, что "Оттенки Серого" — это отнюдь не самое худшее из того, что публиковалось у нас на бумаге. Дно гораздо, гораздо глубже )
Asti Kaos, будь они обиженными подростками или просто мудаками, это не отменяет того, что попавшим под залп этого говномета неприятно и гадко.
А эмоциональный настрой дело такое... сложно поддающееся контролю. В случае же виктимблейминга так и вообще убедить хотя бы себя, что чужая агрессия неоправдана, очень сложно(
можно просто отойти, не тратить на это своё время и заняться чем-то полезным.
как ни печально, "критики" считают полезной деятельностью поливание гадостями других
Собака серая, в чем-то я могу согласиться, что автор фика берет чужой мир или героев, и работает уже с ними.
А хамство — так вот о чем и речь. Почему в данном конкретном случае хамство пытаются пропихнуть под соусом "я для твоего же блага тебя грязью поливаю". Бе(
Ōkami, почему-то ссылку не открывает.
Но вообще, есть момент в психологии. Согласно которому непрошеный совет — это своеобразная попытка доминировать. Поставить себя выше того, кому советуешь.
Ну и вот как-то да. Одно дело указать на конкретный момент и недостаток, другое — рассказывать художнику, как рисовать.
Gun_Grave, аналогичную реакцию на критику писателей, которые любые отзывы, отличные от поглаживания, воспринимают точно так же, как хамство
Такое тоже бывает сплошь и рядом. Это как раз та агрессивная защита, о которой я говорила в посте. Чем меньше поводов для уверенности в себе, тем агрессивнее будет защита.
Погиенить, подчеркиваю, а не покритиковать.
тут еще момент — а если, допустим, не гиенит, а приходит и начинает требовать, чтобы ты переписал так, как ему нравится? Не напрямую, а в стиле "автор, гораздо лучше было бы сделать так и так. Характер персонажей не предполагает этого, но предполагает то. И вообще, ГГ бы никогда!"
"Оттенки Серого" — это отнюдь не самое худшее из того, что публиковалось у нас на бумаге. Дно гораздо, гораздо глубже )
ну, про оттенки зато все наслышаны)
Ктая,
автор фика берет чужой мир или героев, и работает уже с ними.
Так в нашу благословенную эпоху давным-давно победившего постмодернизма это вообще все авторы делают)) Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, но текстов без кросслитературного бэкграунда нет.
Собака серая, ну, слишком очевидно берет) Прямо даже не маскируя)
Ктая,
Только вот читатели тоже заинтересованы, чтобы автор продолжал писать, а не сидел в уголочке, придавленный комплексами.
Неа, читателю насрать, будет писать этот конкретный автор или нет, писева в сети вагон, если один из его производителей перестанет производить, читатель этого даже не заметит. Не надо переоценивать значимость каждого отдельного пейсателя-кустаря.


И еще. Любой текст — это всегда личное. Это мысли, чувства, эмоции. Очень часто это что-то, над чем долго думаешь, вынашиваешь, обкатываешь. Прилаживаешь отдельные детальки так и этак. Да, даже ужасный, плоский и банальный текст любой ЙА-шки тоже личное и важное — иначе бы не защищалось так агрессивно.
А зачем же тогда это личное выкладывать на всеобщее обозрение? Пусть остается личным - в закрытом бложике, для полутора подружаек. Если текст унылое говно, читатель вполне имеет право автору об этом сообщить, пусть это очень личное уг, милое авторскому сердцу.

И не надо к сетевому писеву приплетать классиков, они к снежинкам с фикбука отношение имеют весьма отдаленное - и те, и другие пользуются буквами, вот и все. Поэтому не стоит размахивать ни в чем не повинным Пушкиным и Толстыми, типа, как вы можете называть унылым говном мое дрочево по ОТПешечке, ведь Пушкин тоже писал фанфики, вы что, и его тоже не уважаете? Плохой прием, потому что уважение к классикам не распространяется на каждую фикбуконяшу, которая классиком не является и не явится.
Собственно, все просто: если какой-то снежинке страшно, что ее личное могут оскорбить/обидеть, снежинка может не вылезать со своим писевом на многолюдные ресурсы или отключить возможность комментирования. Но тогда и положительных отзывов не будет тоже.
Кстати, почему-то авторы положительных отзывов никогда не вызывают вопросов – а достаточно ли они умны и образованны, и вообще с какого фига они вперлись со своим мнением в личное пространство автора? Нет, с положительными отзывами пусть впираются, автор не против, про личное пространство он вспоминает, только если его не хвалят.
Но мне нравится этот флешмоб бомбежа. )
Страницы: 1 2 3 4 следующая →

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)