Автор: Ктая

"Тварь я дрожащая, или право имею?"

В очередной раз по поводу флешмоба «я не боюсь творить».

Как бы леший с тем, что снова началось выяснение, кто кому чего должен. Меня искренне удивляет то, в каком тоне это происходит.

И еще больше — что такой тон считается нормальным.

Если кто-то подвалит на улице и начнет рассказывать, как вам одеваться, чтобы не оскорблять его тонкий вкус — послать его будет вполне нормальной реакцией, и неадекватом посчитают именно подвалившего. И в то же время подвалить к автору и начать рассказывать, как он должен писать… чтобы да, не оскорблять тонкий вкус «критика» и его любимые кинки — нормально. А чо такого, автор же вынес свой текст в интернет, значит, я имею полное право глумиться над ним просто потому что. Потому что у «критика» белое пальто, по всей видимости.

И что характерно — такие вот личности требуют в себе уважения по умолчанию. Если их сразу послать в бан или хотя бы в пень, виноватым остается автор. Фиалка! Снежинка! Эдельвейс, непонятно зачем выползший в страшный интернет! Я имею право!

Про безнаказанность в интернете говорено много раз. Но, блин, какого ж гладиолуса нежелание терпеть хамство в свой адрес считается пороком? Ладно, те самый упырыши — им-то удобнее пинать не сопротивляющуюся жертву. Но остальные? «А если автор пишет действительно плохо?» «Но критика же помогает расти!» и прочее из серии «утрись и скажи спасибо, что тебя вообще прочитали».

Автор же заинтересован в читателях. Автор должен с благодарностью принимать любую обратную связь.

Только вот читатели тоже заинтересованы, чтобы автор продолжал писать, а не сидел в уголочке, придавленный комплексами.

И еще. Любой текст — это всегда личное. Это мысли, чувства, эмоции. Очень часто это что-то, над чем долго думаешь, вынашиваешь, обкатываешь. Прилаживаешь отдельные детальки так и этак. Да, даже ужасный, плоский и банальный текст любой ЙА-шки тоже личное и важное — иначе бы не защищалось так агрессивно.

И вот когда это личное и важное огульно припечатывают «писево»… Ну, просто по факту. Причем непонятно, по факту чего.

Потому, что не издавалось? О, я вас умоляю. Про низкое качество изданной литературы не первый год стонут. Те самые «пятьдесят оттенков» вспомнить.

Потому, что автор не профессиональный филолог и не получал соответствующие «корочки» с надписью «великий литератор»? Ну так давайте вспомним тех самых классиков. Многие ли из них кормились только с литературы или получали нужное образование? Чехов был практикующим врачом. Толстой обучение он вообще не закончил. На факультете восточной (арабско-турецкой) словесности завалил экзамены в первый же год, на юрфаке продержался два. Это при том, что он был богатым помещиком и необходимости на жизнь зарабатывать в общем-то не имел. Достоевский имел образование инженера и дослужился до прапорщика. Конан Дойль тоже врач по образованию. Короче, продолжать можно до посинения.

Или не менее прекрасное «нельзя писать только ради удовольствия, нужно обязательно развиваться и нести философскую идею». Нет, даже не так. Обязательно с придыханием и томным закатыванием глаз «саморазвиваться!». И потом, разумеется, сетовать на то, что люди глупые, читатели не ценят и ах, весь этот мир прогнил. Беллетристика при таком подходе приравнивается к какающим принцессам. Ну да, есть такое, но стыдно и вообще, лучше не говорить в приличном обществе.

Но эй, по статистике ЮНЕСКО, книги Жюля Верна занимают второе место по переводимости в мире, уступая лишь произведениям Агаты Кристи. Не Декарт, не Достоевский, не Лао-Цзы и даже не известный всем и каждому Платон. Жюль Верн и Агата Кристи. Детективы и научная фантастика.

Та самая презренная беллетристика.

Настолько качественно написанная, что не стареет с годами и ее до сих пор с удовольствием читают по всему миру.

И, вот только честно, — чьи нравственные уроки запомнятся лучше и легче? Невыносимо нудного Толстого, или все-таки того же Жюль Верна, у которого посыл о верности, отваге и нравственных ценностях изложен в виде увлекательной истории?

Ну и да. Самое любимое орудие тыкания авторов — фанфик это неполноценная литература! Оставим то, что многие фанфики бывают потрясающе проработаны и просто хороши. Но, ребят, это традиция куда как старше интернета и даже радио. Пьесы Шекспира уже были фанфиками. Сказки братьев Гримм и Шарля Перро — тоже. Поэмы Пушкина, Властелин колец Толкиена… это не отменяет того, что в фанфике изначальная идея или мир не придумываются, а берутся уже готовыми — но фанфик не обязательно плох по умолчанию. Просто потому что он фанфик.

И вот если это все разобрать, остается только один мотив для таких «критиков». Они хотят просто унизить автора. Ради поглажки своего ЧСВ, чтобы подкрепить самооценку, из каких-то садистских или энерговампирских соображений… Суть-то от этого не меняется.

Так вот, вопрос. Почему нежелание терпеть унижения считается чем-то плохим, а?

Христианство, конечно, проповедует смирение и «подставь вторую щеку». Но нормальной, здоровой реакцией будет все-таки защищать себя и свои границы.

В том числе, от желающих в берцах-говнодавах потоптаться по любимой клумбе.

И возвращаясь к заголовку-цитате — нет, не имеете. Не имеете вы права унижать других просто потому, что захотелось. Желание — о, да, желание поглумиться у таких «умников» всегда огромное. А вот право — нет.

И давайте-ка уточним, а что такое право? Самое простое определение, его еще в учебниках обществознания дают.

Право — это система общеобязательных, нормативных предписаний или правил поведения, которые устанавливает и реализует государство.

Сюда же Есте́ственное пра́во (лат. jus naturale) — понятие философии права и юриспруденции, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от субъективной точки зрения.

Сюда же Права́ челове́ка — такие правила поведения, которые с помощью правового государства обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека.

Ну, и конечно же, как не вспомнить «Свобода мысли и слова предполагает право индивида беспрепятственно формировать свои убеждения и мнения, придерживаться их, право на свободный отказ от них, а также право на свободное выражение своих мнений и убеждений, право на общение в устной и письменной форме, включая право воздержаться от общения, право на свободный выбор языка общения»

Только вот, возможно, я удивлю кого-то — право на свободу слова не абсолютно. Оно тоже подчиняется пресловутому правилу «мое право размахивать руками заканчивается там, где начинается нос другого человека». Цитирую: «Свобода слова иногда вступает в противоречие с правами и свободами других лиц. Правовые нормы государств обычно регулируют ограничения на свободу слова на своей территории. Согласно международному праву, ограничения на свободу слова обязаны отвечать трём условиям: они должны строго соответствовать закону, преследовать легитимную цель и должны быть необходимы и адекватны для достижения этой цели».

И да, за многие элементы интернетного «это мое мнение, жрите, хоть подавитесь», в реале штрафуют. Потому что оскорбления — это статья. Потому что ваше право на свободу слова заканчивается там, где начинается личное пространство другого человека.

Вам не кажется, что «выложила в интернет, сама виновата, что не в закрытый бложик» до боли напоминает классический виктимблейдинг «сама-дура-виновата-посмотрела-не-так-спровоцировала», а?

Ну и маленькая ремарочка напоследок. Сколько в России было великих писателей? Чисто навскидку можно перечислить с десяток.

А великих критиков? Сразу вспоминается Белинский... и все.

Как бы нехилый повод для размышлений. Но, увы, постулат "хорошим критиком быть не легче, чем писателем" любители "критики" вряд ли истолкуют как "сначала мне нужно стать лучше и только потом критиковать то, в чем хорошо разбираюсь"

Скорее уж, это будет "я критикую, а значит, по умолчанию оказываюсь лучше того, кто пишет"

Ничего такой подход не напоминает?

19

Комментарии

Gun_Grave, ну, не у всех же есть сила воли, характер, упорство, талант в конце концов... это ж надо совершенствоваться, преодолевать разного рода препятствия на пути к успеху. на такое способны только единицы, иначе бы каждый первый был бы натурой творческой, высокооплачеваемой, популярной.
ice_noble, все, что я могу вам ответить — сетевые авторы, может, и не Пушкин, только и вы далеко не Белинский.
Так что да, вы прекрасная иллюстрация к завершению статьи насчет выводов "я критикую, а значит, я лучше"
Что априори делает общение с вами неинтересным и бессмысленным, ибо вся потенциально полезная информация умещается буквально в один комм.
Собака серая,
так и это давно существующий в литературе приём, ещё задолго до появления термина "фанфикшн"
так о чем и речь) Просто как-то забывают, что любой классик "наше-все" сначала был не классиком, а молодым раздолбаем.

Ктая, если автору не нужны советы, то что ему мешает закрыть комментарии к своему произведению? Можно заодно и личку для всех, кроме узкого круга друзей, например. Если ему нужны при этом поглаживания, то что ему мешает написать на том же фикбуке, что он не приемлет критику ни в какой форме, а все критические посты удалять, не читая?
Gun_Grave, вы утрируете. То есть, с вашей точки зрения лучший вариант защиты — закуклиться намертво и вообще отгородиться от обратной реакции, но нив коем случае не пытаться воспитать культуру общения?
Еще один вариант мотивации, приводящей к непрошеным советам — это попытка искренне помочь человеку вообще без оглядки на себя, это, опять же, нельзя не учитывать.
Могу на примере рассказать. Вот вы сидите на диете, питаясь мелкими порциями, но часто. Кто-то спрашивает, почему ты так ешь, ты объясняешь — и вдруг третий человек, который даже в разговоре не участвовал, влезает со своим особо ценным мнением. Что есть мелкими порциями вредно, ты заставляешь желудок постоянно работать, и вот гораздо лучше делать так, она на своем опыте знает...
Человек хотел помочь и даже искренне. Но что-то как-то в данном случае к нему нифига благодарности не испытываешь. Потому что ты его об этой помощи не просил. И тебя пытаются заставить делать то, что ты не планировал и не хочешь.
Вот тут есть очень личный для меня момент — человек _должен уметь_ давать отпор и отстаивать собственное мнение
ага. Только с этим бесценным умением никто не рождается. Ему учатся точно так же, как и всему остальному. И для того, чтобы отстаивать собственные границы, неплохо для начала бы их определить.
И опять же — в посте речь не о том, что авторы фиалки и не умеют это делать. В посте речь о том, что в интернете наглое влезание в чужие границы считается нормальным. То, за что в реале считается нормальным дать резкий ответ, в интернете считается "свободой мнения".
Вообще, когда человек начинает возмущаться, что кто-то влез в его границы и насилует его — это не границы, а их отсутствие, которого быть не должно.
и вы снова утрируете. В одном из предыдущих комментариев вы говорили, что детали всегда надо оговаривать, что есть неадекватно реагирующие авторы и так далее.
Так вот — есть токсичные люди, которые пишут совершенно токсичные комментарии. Есть те, кто даже в самые прочные границы долбит так, что хочется потом вымыться в лучшем случае. Есть, наконец, люди, которые просто привязываются как жвачка и нудят-нудят-нудят. И это тоже стоит учитывать. Потому что, в конце-то концов, стая комаров вполне способно сожрать человека.
Если советчик натолкнется на отпор, то есть шанс, что через некоторое время "мудак", за отсутствием положительного подкрепления, бросит тыкать палочкой, а "помогатель" осознает, что что-то в его картине мира не так — люди живут по другим "правилам" и прекрасно себя чувствуют. Только так.
Только в случае резкой реакции класса "по мордасам" все это произойдет куда быстрее. Удивительно, правда?
И другие люди вообще-то не обязаны тратить свое время и силы, чтобы даже не воспитать нормальное поведение, а просто добиться оставления себя в покое наименее травматичным для нападающего способом. Потому что когда кто-то вас бьет, советы класса "а ты просто не обращай внимания" почему-то вызывают разве что усмешку. А вот когда тебя, образно выражаясь, "хлещут по щекам" в моральном плане, нужно обязательно игнорировать и "быть выше этого".
Где-то не сходится, да.
Стааль, надеюсь, это все-таки был сарказм.
Но добавлю — как минимум, не у всех есть высокая психологическая устойчивость. Потому что этот фактор зависит от кучи всего, в том числе от того, на что человек повлиять не может. Тип нервной системы, воспитание, атмосфера в семье...
Ктая, вы знаете, я тут судила конкурс рассказов. Приз - денежный и вполне симпатичный. И наблюдала потрясающие картины, как люди, в целом-то замечательные и хорошие, теряли адекватность, когда им ставили низкие оценки. Обоснованно ставили, с разбором. Честное слово, если ты не готов к тому, чтобы твою работу оценивали, лучше писать в стол. Рисовать, шить, музицировать - туда же. Автору легко потерять лицо и уважение аудитории, но крайне сложно её наработать. Восстановить - ещё сложнее.
Стааль, а это уже вопрос самооценки и соответствия ее реальности.
Но все-таки вот эти посылы "а пиши только в стол, если не хочешь, чтобы тебя оценивали" проходят где-то очень близко к "а сиди дома и не общайся с людьми, если не хочешь, чтобы тебя называли толстым".
То есть, с вашей точки зрения лучший вариант защиты — закуклиться намертво и вообще отгородиться от обратной реакции, но ни в коем случае не пытаться воспитать культуру общения?
Ктая, если автор настолько нервно воспринимает критические отзывы и рецензии, что они вызывают у него сплошное расстройство и недовольство, то да. Зачем же добровольно создавать ситуацию, в которой тролли набегут сами, да еще и друзей пригласят? И да, это тоже способ защиты. Это тот случай, когда автор осознает, что душа у него тонкая и творческая, и сознательно не допускает до нее всяких грязных плебеев, ограничиваясь только избранным кругом почитателей таланта.
Помнится мне, на фикбуке есть такая градация подписей под текстом: "воспринимаю только положительные комментарии" — "критикуйте, но, пожалуйста, вежливо" — "рецензируйте меня жестко". Что мешает ей воспользоваться, а всех, кто принципиально такие вещи не читает, просто удалять и банить, потому как, ежели человек не способен одно предложение прочитать, то и авторский текст он читал по диагонали? И вообще, чукча явно не читатель, а писатель? Что мешает писать аналогичное в аннотации к собственному труду, выставленному где бы то ни было?
В одном из предыдущих комментариев вы говорили, что детали всегда надо оговаривать, что есть неадекватно реагирующие авторы и так далее.
Да, именно так. И оговаривание деталей — это тоже способ защиты, как я уже писала.
Есть разные авторы, кто-то приемлет критику, кто-то совершенно нет. Кто-то порадуется комментарию в стиле "двуручный меч за спиной не носили, вот тебе пруфы", а кому-то на такие подробности принципиально наплевать. К сожалению, комментатор без дополнительных пояснений не в состоянии телепатически прозреть характер и предпочтения данного конкретного автора.
И да, есть авторы, неадекватно реагирующие на любые комментарии, кроме поглаживаний. Я где-то писала, что это нормально?
А вот когда тебя, образно выражаясь, "хлещут по щекам" в моральном плане, нужно обязательно игнорировать и "быть выше этого".
Я, как бы, писала не про "быть выше" и не про смиренное принятие, не надо читать между строк. Я писала про то, что, если воспринимать каждого советчика очень эмоционально, то никаких нервов не хватит. Это касается и прохожих на улице, и комментаторов в интернете, и даже, о ужас, родных дядек-тетек, лезущих не в свое дело. Истеричная реакция — это не "по мордасам", это демонстрация своего слабого места всем желающим сделать больно. Это демонстрация своих негативных эмоций по этому поводу всем, кто исключительно из добрых побуждений пытается помочь, после которой они уверятся в своей правоте. В каком-то смысле, вежливое и полное эмоциональное игнорирование мнения советчиков — это и есть то самое "по мордасам". Они потратили время и силы, вложили свои эмоции и тп, а человеку на это глубоко наплевать. Если считает нужным, то оценивает их советы с логической точки зрения, не переживая по этому поводу. Если не считает, то вообще игнорирует.
Представьте, что перед вами кто-то разоряется и всячески добивается от вас ответной реакции (а именно это ставят целью приведенные вами в примере советчики, требующие переписать что-то согласно их видению, мы ведь о них сейчас, правда?) Какой ответ заденет его больше — долгая и прочувствованная ответная речь, после которой завяжется еще более долгий спор, или вежливое "спасибо, ваше мнение крайне _ценно_ для нас, до свидания"?

Но, опять же, если автор отвечает советующим исключительно матом, пусть даже они пришли к нему исключительно с добрыми намерениями, то чем он отличается от человека, пришедшего к нему в комментарии с чем-то вроде "Вася, ты {цензура}"?

Я хочу подчеркнуть, что все, что было написано мною выше, исключительно моя собственная, субъективная точка зрения. И все это было написано не с целью раскритиковать и расписать, какие же люди неправильные, а с целью помочь и поделиться собственным опытом. И таки да, следуя вашей логике, я сейчас осуществляю насилие — пришла, куда меня не звали, и высказываю свое ценное мнение, отличное от мнения автора. Доминирую, можно сказать. А должна была догадаться и понять, что автору оно вовсе не нужно )
И таки да, не удержусь от последнего комментария: "На Аллаха/Бога/Кришну надейся, а верблюда привязывай". В смысле, одно дело — это культура и приличия, цензурная лексика и вежливое обращение, а другое — навыки защиты от всяких там нехороших и просто озабоченных состоянием внешнего мира людей. Если из того, что я тут выше писала, непонятно, что эти темы совершенно разные, то на всякий случай отдельно поясняю. Культурное общение с окружающими — это, безусловно, важная вещь, которую нужно поощрять и пестовать, но про собственные навыки защиты от некультурных людей забывать не стоит )
Культурное общение с окружающими — это, безусловно, важная вещь, которую нужно поощрять и пестовать, но про собственные навыки защиты от некультурных людей забывать не стоит )


Тут я вспоминаю феминисток, которые такие: «А при чём тут это? Не это является темой для обсуждения!»
Ваша точка зрения понятна, вы рассказываете о том, как защититься самому.
А этот флешмоб формирует общественное мнение. О том, что такое поведение критиков не нормально и предосудительно. Чтобы авторы могли, встречая такое, без зазрения совести, банить, слать к чёрту и не отвлекаться на это больше, чем на минуточку.
Потому критиканы как раз-таки создают это мнение, с наглым апломбом заявляют, что помогают, что авторы должны терпеть и вообще перекладывают с больной головы на здоровую.

Что до того, чтобы составлять своё мнение исключительно на практике... Можно, но нахуя? Нахуя сотням и тысячам человек наступать на одни и те же грабли, если может наступить один и рассказать о своих выводах другим?
Ко мне тут недавно прибежал критиканы, который так: «Ха-ха-ха! Я так и знал! Эта статья мне показала, что авторы — трусы, боящиеся реальности! И скрывающиеся в своих норах, лишь бы их никто не трогал!»

То есть, для них это реальность. Отсутствие личного пространства, отсутствие уважения. Всеобщее право друг друга ходить и гадить друг дружке же. Что в любой момент может кто-то ворваться и обнажить то, что они делают. И ведь им не объяснишь, что это — нездоровая херня, и что им нужно срочно менять окружение и бежать к психологу. Им это нормально. Они привыкли.

И им как серпом по яйцам люди, которые не согласны терпеть такое обращение, которые возмущаются и банят, выстраивая своё личное пространство. Как это кто-то смеет защищать свои права, которых у них нет?..
Vezuvian, обратите, пожалуйста, внимание, что описывая способы защиты от чужих советов, я отвечала на вопрос о том, что делать с комментаторами, навязывающими свое собственное видение сюжета, персонажей, etc. Это же касается бабушек на улице, комментирующих длину юбки, родственников, настаивающих на немедленном замужестве и тп — для того, чтобы тебе навязывали свое мнение, вовсе необязательно быть автором. Флэшмоб же, если я ничего не путаю, про то, что поливать грязью чужое творчество — нехорошо. Не критиковать, а именно поливать грязью.
И еще раз подчеркну, что я описывала не только вариант "спрятаться в свою нору и закуклиться" закрыть комментарии и сидеть тихо. По вашей логике получается, что и вежливый посыл — это тоже закукливание.
Ктая,
Прошу прощения. Странно что-то с сервисом. https://pp.userapi.com/c836724/v836724944/5658b/RCqhukJ5kb8.jpg

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)