Семь чудовищ Медного берега (публикации за 8 мая 2023)5 читателей тэги

Автор: Нуремхет

Мамкин кинокритик мод он

За последние несколько лет я собрала на жестком диске довольно много фильмов, которые мне понравились. Так что подруга шутит, мол, если отключат Интернет, будет качать кино у меня. В моем собрании есть фильмы разных стран, но большая часть, конечно - американские, российские и европейские. Больше половины - исторические. И вот недавно я задумалась, чем они отличаются друг от друга, в чем хороши, а в чем плохи. Конечно, все это исключительно мои впечатления, ругать чью-либо киноиндустрию у меня и мысли нет.

читать дальшеАмериканские фильмы. Голливуд хорош там, где требуется красивая картинка. Американцы умеют создавать яркие масштабные зрелища. Включая голливудский фильм, я знаю, что потешу свое чувство прекрасного, ибо я тоже люблю все яркое, великолепное и торжественное. Например, фантастический боевик "Конг. Остров черепа" не содержит вообще ничего, кроме удивительно прекрасной картинки. Обычный полет вертолета снят там так, что превращается в танец. В то же время абсолютному большинству американских фильмов, что я видела, не хватает глубины. Красивая картинка не имеет под собой фундамента, громкие слова не поднимают духа, драматические сцены не трогают, потому что за ними ничего не стоит. США прекрасно удаются комедии (они смешные), ужастики (они страшные), фэнтези-сказки (они удивительно красивы). Но если ищешь что-то помимо визуального ряда, это все-таки не к ним.

Европейские фильмы. Тут все с точностью до наоборот. Большинство европейских фильмов на фоне голливудских и даже российских ощущаются как неяркие. Но они стоят на таком крепком фундаменте, что кажется, спроси режиссера о любой малости: почему ты решил снять здесь вот это - и он ответит, на что опирался. Именно с европейскими историческими фильмами у меня неоднократно случалось так, что я принимала какие-то незначительные подробности за пускай и правдоподобный, но вымысел, а затем, когда узнавала эпоху лучше, оказывалось, что даже эти незначительные подробности опираются на исторические факты. В то же время фильмы развлекательных жанров им не то чтобы совсем не удаются, но сильно уступают и голливудским, и российским. Помню, от немецкого ужастика я осилила где-то минут пятнадцать и поняла, что засыпаю. Комедии, конечно, поживее, но юмор там специфический. На мой взгляд - грубоватый и какой-то детский, с немалой долей переигрывания. Меня такое даже в первом классе не смешило. Включая европейский фильм, я рассчитываю не на драйв (чего и вам советую, дабы избежать разочарования), а на глубину. На то, что показанному можно верить - и скорее всего так или примерно так и вправду могло быть.

Российские фильмы. Они удачно сочетают плюсы двух вышеупомянутых киноиндустрий. Здесь нет долгих заунывных вступлений, начинающихся чуть не от Потопа, но и бессмысленной американской легковесности тоже не много. Фильмы чаще всего достаточно правдоподобны (но не настолько. чтобы режиссер не зарубился на каверзном вопросе "а почему тут..."), но при этом красивая картинка тоже на месте. Где надо - смешно, где надо - страшно, где надо - достоверно, где надо - зрелищно. Может, тут мне припомнят какого-нибудь "Викинга" или "Защитников", но я их, честно признаюсь, не смотрела. Наверное, мне просто везло с российскими фильмами, ведь чем старше становишься, тем легче получается выбирать.

Теперь немного наглядных сравнений. Возьмем три фильма о крестоносцах: голливудское "Царство небесное" (2005), итало-немецких "Крестоносцев" (2001) и российский фильм "Александр. Невская битва" (2008). Это фильмы про разные крестовые походы, конечно, но тема плюс-минус одна.

Я знаю, что многие любят "Царство небесное" и считают его едва не шедевром эпического кинематографа, но мне после просмотра, скажу честно, хотелось помыться. Я не рассчитывала на особую глубину, не рассчитывала даже на адекватность, ибо была уверена, что все принесут в жертву зрелищности. Но даже католическая церковь этот фильм, мягко скажем, не оценила. Типичные голливудские личики, прекрасные масштабные съемки войск и городов, эстетика на уровне, но кроме нее ничего хорошего я в фильме не нашла. Краски нарочно сгущены, исторические личности представлены либо как герои без страха и упрека, либо как злодеи, творящие зло просто потому что. Реальные люди засунуты в голливудские типажи - наверное, чтобы зрителю было проще и не приходилось думать, хороший это герой или плохой. Но, как бы ни сгущались краски, фильм так и не смог вызвать у меня сильных чувств, потому что подлинные чувства и желание возвращаться к картине вызывает не надрыв сам по себе, а глубина, за ним стоящая. Здесь красивый замок построен на песке.

Напротив, "Крестоносцы" - наверное, один из моих любимых фильмов. Он неспешен, первый час посвящен даже не крестовому походу, а истории жизни главных героев. Но, посмотрев этот фильм, я включила на всю громкость тупую музычку и бросилась в пляс на сильном эмоциональном подъеме. Прости, сосед с перфоратором. Причем я даже не могу сказать, что именно здесь так прекрасно. Наверное, в силу глубокой проработки создается впечатление, что ты сам побывал и в норманнской Италии, и в Святой земле, и в захваченном Иерусалиме.

Наконец, фильм об Александре в целом очень приятный. Здесь много ярких красок, красивый визуальный ряд. Условные "наши" изображены как герои без страха и упрека, но и враги показаны просто адекватными людьми, а не поехавшими злодеями, как в "Царстве небесном". То есть сгущение красок тут есть, но только на одну сторону, что создает фильму некую праздничную атмосферу.

И еще пара наблюдений. В американских и российских фильмах, как бы это ни прозвучало дико, есть общие черты, отличающие их от европейских. Во-первых, это эстетизация простоты. Я не могу привести пример, потому что это надо видеть, а не рассказывать. Вкратце - это когда посыл "мы люди простые" выпячивается и подается как добродетель. Скажу честно, мне такое не нравится. Потому что истинно святая простота не сознает самое себя. Когда-то я пошутила, что, стоит мне услышать "мы люди простые", как я понимаю, что с человеком будет сложно.

Во-вторых, в американских и российских фильмах авторский посыл виден ясно. В худшем случае он излагается прямым текстом. Чтобы зритель уж точно понял, что воровать нехорошо, например. В европейских так тоже бывает (и выглядит это довольно мерзко), но чаще всего смысловая составляющая там сокрыта настолько глубоко, что ты не можешь даже внятно сформулировать, о чем фильм, просто чувствуешь, что в нем "что-то есть".

Нуремхет в стране чудес-17

о призыве в армию, подростках и косметике1. Что касается призыва в войско, то, как я писала в самом первом посте, избежать его практически невозможно, если вы не инвалид. Медкомиссия занимается не тем, чтобы отсеять негодных, а тем, чтобы сообщить командованию о состоянии вашего здоровья и, быть может, помочь определиться с родом войск. Тем не менее, полузаконная возможность откосить есть. Правда, есть она скорее у арабского населения - среди европейцев военная служба воспринимается как необходимость, ведь, как я уже писала, многие молодые люди, чтобы заработать некий стартовый капитал и не сидеть на шее у родителей, идут в ЧВК или государственные войска. То есть как это моя дитачка не научится убивать людей? У местных арабов восприятие военной службы несколько иное, часто родителям не хочется так надолго расставаться с сыновьями. Поэтому особо ушлые инспектора военкоматов - как намдалени, так и арабы - берут с семейств призывников взятки за то, чтобы их сыновей не забрали в армию. Это гарантированно работает: даже если инспектора ловят на взятке, родителям нечего бояться за свое чадо - никто не вернет им денег и сына не заберет. Скорее инспектора посадят, а деньги изымут в бюджет. На откосы арабского населения государство смотрит снисходительно: не хотят воевать - и черт с ними, будет меньше опоры у сепаратистских настроений.

В самих войсках подразделения формируются по национальному признаку. Даже если дело происходит в Магрибе, в регионе, где этнических намдалени мало, их скорее отправят в Европу, чем в арабские части. Также в Европе - если в каком-то регионе арабов недостаточно для формирования подразделения, новобранцев отправят в Магриб. Делается это не столько во избежание конфликтов, сколько ради удобства распорядка. Например, в мусульманских частях распорядок составляется с тем, чтобы выделить время для намаза, или, например, чтобы в священный месяц Рамадан не слишком перегружать солдат, выдерживающих довольно суровый пост.

Что касается дедовщины и обращения с новобранцами в целом, то как оно происходит у арабов, я не знаю, а среди намдалени отношения довольно человечные. Это кажется сказкой только на первый взгляд, пока мы не вспомним, что традиционная европейская обходительность произошла не из тонкости западной натуры, а из инстинкта самосохранения, когда любое неосторожное слово могло стать для тебя последним, если собеседник был вооружен и чувствителен в вопросах чести. В намдаленских частях всякий намек на унижение рискует закончиться поножовщиной со смертельным исходом, а кому оно надо?

Распорядок дня войсковой части достаточно щадящий. Наряды как таковые отсутствуют: обслуживанием помещений занимается наемный персонал, на гражданские работы военнослужащих не гоняют. Все их время посвящено военной подготовке, за исключением отдельных внештатных ситуаций. Подъем в семь-восемь часов утра и занятия до семи-восьми вечера с перерывом на обед. После этого у ребят есть три-четыре часа личного времени, когда можно делать что заблагорассудится. Запрещены азартные игры и алкоголь, но намдалени обычно находят чем себя развлечь. Если практическое занятие требует длительного выезда за пределы воинской части (скажем, с ночевками в лесу или пустыне), этот распорядок не применяется.

2. Нужно отметить, что намдаленские новобранцы - далеко не испуганные неопытные птенчики. Они как минимум пережили подростковый возраст, а намдаленские подростки суровы как Челябинск. Лет с десяти дети обоего пола начинают выяснять отношения, забивая стрелы. Стоит к их чести сказать, что такие разборки ведутся согласно некой этике и принципу справедливости, и не бывает так, чтобы толпой бросались на одного. Родителям о таких стычках обычно не рассказывают, потому что мои разборки - мое дело. С другой стороны, намдаленские родители вряд ли отреагируют так привычным для нас "не обращай внимания", "будь выше этого", "ты же девочка - не распускай руки" и так далее.

Подростки свободолюбивы, часто с ранних лет стремятся зарабатывать сами. Например, девочка может договориться с продавщицей бижутерии на рынке, чтобы за небольшую плату плести браслеты или делать бусы.

3. Занятная особенность поведения намдалени в общественном транспорте - вы скорее всего не увидите сидящих мужчин, покуда стоит хоть одна женщина. Причем это не зависит от возраста: место уступят и мальчишка, и старик. У арабов такого обычая нет, но в европейской части Намдалена и арабы будут уступать женщинам места, подчиняясь давлению социума. Вай-фая в метро и электричках нет, рассчитывать на Интернет можно только в поездах дальнего следования бизнес-класса.

4. Если вы рассчитываете в Намдалене попробовать кухню всего мира, то зря. Собственно здесь преобладают две кухни: арабская и намдаленская (не может быть). Конечно, условным выходцам из Италии никто не запретит открыть итальянский ресторан, но таких выходцев не много, а местное население готовит, как правило, по собственным рецептам. При этом в намдаленских ресторанах часто (если не всегда) отсутствует меню. Фактически ты просто приходишь и спрашиваешь хозяина: что у тебя сегодня есть и что ты можешь из этого приготовить? Вообще намдалени гуру индивидуального подхода, но об этом чуть ниже. Блюда национальной кухни готовятся, в основном, из овощей, мяса и морепродуктов. Молочная отрасль направлена практически только на производство сыра - в основном, из овечьего молока. Здесь выращивают рожь и пшеницу, но муку (как правило, грубого помола) используют обычно для приготовления сладостей - пресный хлеб тут пекут нечасто. То, что у нас заворачивается в тесто, в Намдалене завернут скорее в баклажан.

5. К слову об индивидуальном подходе. Намдалени почти всегда готовы пойти навстречу, если по каким-то причинам вам не подходят общие условия. Например, если вы едете в страну ради медицинского туризма, но не можете оплатить операцию, а прооперироваться надо хоть убей - можете связаться с местным Министерством здравоохранения и изложить свою проблему. Почти гарантировано вам помогут найти выход - да хоть отработать эти деньги - но точно не завернут со словами "мы этим не занимаемся". Конечно, поиск индивидуальных решений несколько замедляет работу, зато решается почти любая проблема.

6. Поговорим о важном - о косметосе. В намдаленских аптеках продается косметика из разных стран, но местную делает только государственная фармкомпания. Ассортимент у нее небольшой. Почти все средства составлены так, чтобы работать на укрепление защитного барьера, заживление и успокоение кожи - и составлены очень грамотно. Все они относительно унисекс, серии делятся только на взрослые и детские. Омолаживающих средств или формул с сильнодействующими ингредиентами местный производитель не предлагает - за этим завозят импортную косметику. Не производятся также средства для проблемной кожи, да и завозят их мало. Проблемы с кожей тут редкое явление - по тем же причинам, что в Африке (за счет неубитого биома) или Северной Корее (за счет простой натуральной пищи).

* * *

В течение первых недель после возвращения из Фракии Алексей по-прежнему много общался с крестоносцами. Они были вместе вот уже более года, что создавало некоторое родство. Императору нравилось общаться с уроженцами Запада — ведь он и сам провел несколько месяцев при европейских дворах. Нередко он приходил в лагерь крестоносцев, где проводил дни в выпивке и игре в кости. Атмосфера была столь непринужденной, что Алексей веселился, позволяя своим товарищам снять с его головы золотую с алмазами корону и заменить ее мохнатой меховой шапкой. Никите Хониату такое поведение казалось зазорным, позорящим имя императора и пятнающим честь Византийской империи.
Джонатан Филипс, "Четвертый крестовый поход"


Таки шо я имею сказать:

1. Когда думаешь о головных уборах средневековой Европы, на ум приходит что угодно, только не меховые шапки. О, сколько нам открытий чудных...

2. Интересно, откуда Хониат знал такие интимные подробности. Он сопровождал Императора на тусовки? Или сопровождали другие люди с очень длинными языками?

3. На месте Алексея я бы являлась к крестоносцам без короны, чтобы у них не было искушения по приколу ее примерить. Игра, конечно, невинная, но символичная. Доигрались.

4. Немного личного.Отношения Императора с крестоносцами напомнили мне мою старую сказку "Стенолаз и змей", написанную по мотивам толкиновского "Сильмариллиона". В ней десятилетний Стенолаз, сын бывшей пленницы Моргота, не может найти пристанища в окрестных селах и идет в Ангбанд просить работу. А на что ты готов чтобы покушать? Его устраивают в небольшую кузню, где он носит воду да разжигает огонь. Тяжелая работа, не слишком сердечное отношение и отсутствие солнечного света угнетают мальчика. Однажды он знакомится с одной из морготовых драконих по имени Савалах Адская Печь. Поначалу она его пугает, но затем, видя, что Савалах не проявляет враждебности, а только любопытство, Стенолаз перестает ее бояться. Более того, их встречи становятся для него единым светом в окошке, и он с нетерпением ждет их. Для Савалах он просто человечий детеныш, она ничего не ждет от него, ни за что не ругает. Он может лежать у нее под боком и говорить о всякой ерунде. Не всё из его речей ей понятно - она обладает более яростью, чем мудростью - но ничто не вызывает ни презрения, ни недовольства.

Счастлив у кого есть те, с кем можно снять корону. Крестоносцы были для Алексея той самой драконихой. Фактически их вожди взяли его под крылышко, ведь он был совсем еще дитя, и ноша, которую он на себя взвалил, была ему тяжела, а в столице не нашлось ни одного человека, искренне ему преданного. Рыцари же не могли оставаться с ним вечно. Исполнив свою часть договора, крестоносцы ждали, когда Алексей выполнит свою, а затем должны были уплыть в Святую землю. Даже рассорившись с Алексеем, они все же откликнулись на его последний призыв о помощи. Но было уже поздно.

"Так завершилась короткая, но яркая жизнь молодого императора. Алексей IV послужил катализатором перемен, произошедших в византийской политической системе, однако силами, которые он высвободил, было невозможно управлять, и он заплатил жизнью за свое честолюбие".

В этой истории жаль всех. Жаль несчастного паренька. Жаль его старика-отца. Жаль обманутых крестоносцев. Даже злобного Мурзуфла жаль, ведь он просто хотел защитить свой город. Трагедия - это когда все стороны правы. Уж не помню, чьи это слова.

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)