(…предыдущая часть) Есть вещи, которые не перевести, но которые составляют часть невидимой конструкции повести. Тогда в дело идут комментарии. Ну, что поделаешь. Вот, маленький пример. Шерлок Холмс всё также внимательно слушает, сомкнув кончики пальцев, а Мортимер продолжает читать фамильную рукопись Баскервилей:
So it came to pass that оne Michaelmas this Hugo, with five or six of his idle and wicked companions, stole down upon the farm and carried off the maiden, her father and brothers being from home, as he well knew. When they had brought her to the Hall the maiden was placed in an upper chamber, while Hugo and his friends sat down to a long carouse, as was their nightly custom |
И вот однажды, а это было в Михайлов день, Гуго Баскервиль отобрал из своих товарищей шестерых, самых отчаянных и беспутных, прокрался к ферме и, зная, что отец и братья девицы находятся в отлучке, увез ее. Вернувшись в Баскервиль-холл, он спрятал свою пленницу в одном из верхних покоев, а сам, по своему обычаю, стал пировать с товарищами. |
Однажды, въ день Михаила Архангела, Гюго съ пятью или шестью изъ своихъ бездѣльныхъ и злыхъ товарищей прокрался на ферму и похитилъ дѣвушку, пока отецъ ея и братья были въ отсутствіи, что ему было прекрасно извѣстно. Дѣвушку привезли въ замокъ и помѣстили въ комнатѣ верхняго этажа, а Гюго и его друзья предались, по своему обыкновенію, продолжительной ночной оргіи. |
Так дело в том, что это, конечно, не православный Михайлов день — празднование 21 ноября (8 ноября по старому стилю) Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. Картинка на тему: герб Архангельской губернии (В золотом щите Святой Архистратиг Михаил в лазуревом вооружении, с червленым пламенеющим мечом и с лазуревым щитом, украшенным золотым крестом, попирающий черного лежащего дьявола. Щит увенчан Императорской короной и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентой). И, тем более, не празднуемый 19 сентября (6 сентября по старому стилю) православный день Воспоминания о чуде Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах), где преподобный Архипп был спасен от гидро-атаки язычников, день, давший название Чудову монастырю, разрушенному тоже язычниками, а построенному в память того, что именно 19/6 сентября митрополит Алексий, специально вызванный в Золотую Орду, чудесно исцелил ханшу Тайдулу, которая была то ли женой хана Джанибека, то ли его матерью, то есть женой самого Узбек-хана: Кстати, День чуда в Хонех (37° 45′ 26″ с.ш., 29° 15′ 59″ в.д.) празднуется и в греческой и в эфиопской церквах (но в эфиопской церкви день Св. Михаила — ещё 6 июня и каждое 20 число каждого месяца). Тогда как на западе у Св. Михаила существует два праздника — 8 мая и 29 сентября. Хотя сейчас в римском календаре 8 мая не отмечают, но это особое число в почитании Св Михаила, так как в этот день в 590 г. он явился в Риме на вершине Кастель Сант-Анджело и прекратил эпидемию. Вот и до сих пор там стоит: Тоже 8 мая, но ещё в 490 г., он явился в пещере на горе Гаргано и рекомендовал там организовать церковь: а тремя-четырьмя годами позднее, но снова 8 мая, Микель Анджело явился в г. Сипонте (и тоже на шпоре итальянского сапожка) и решил дело в пользу победы его жителей над осаждавшими город язычниками. Ну, наконец-то! — упоминаемый в повести Michaelmas — это праздник Святого Михаила Архангела англиканской церкви (как впрочем и католической, и лютеранской) — (1) как уже упомянуто, он отмечается 29 сентября, и (2) количество празднуемых в этот день других архангелов не семь, как в православии, а три, иногда даже два (Гавриил, Рафаил, +Уриил). А дата 29 сентября тоже пришла из Италии, где сначала в этот день праздновали освещение одной из церквей Св. Михаила, бывшей в 6 км к северу от Рима по Соляной дороге, а потом все съехало на самого архангела, соединившись по пути в Англию с разными местными праздниками. Конечно на этом пути нельзя пройти мимо Мон-Сан-Мишель, где в 708 г. Св.Михаил лично указал, причем трижды, непонятливому епископу Оберу на необходимость организовать монастырь его же имени. Св. Михаилу Архангелу, чтобы донести эту глубокую мысль до епископа, пришлось даже постучать тому по голове, так что теперь череп Св. Обера, с дыркой, оставленной архангельским пальцем (фото выше справа), хранится в базилике Сен-Жерве в Авранше. На этом же пути — в Корнуолле лежит остров Сейнт-Майкл, уже всего в 120 километрах от тех мест, где будет гонять, пугая до смерти людей, собака Баскервилей. Уверяют, что ещё в 495 г. местному рыбаку на острове явился сам Св. Михаил, и, говорят, даже до сих пор стоит скамеечка, где сидел тот рыбачок при столь необычном явлении. По местным же легендам, сам этот гористый остров был построен великанами, одного из которых там победил король Артур — местный уроженец, тот самый, у которого была круглая мебель. Около 1070 г. остров перешел в ведение монахов бенедиктинцев из вышеупомянутого Мон-Сан-Мишеля. Тут надо сказать, что остров Сейнт-Майкл (слева) и Мон-Сан-Мишель (справа) — просто близнецы: Возможно, остров Сейнт-Майкл был известен в Древней Греции под именем Миктис (у Тимея из Тавромения в изложении Плиния Старшего, Книга IV:104) или Иктис (у Диодора Сицилийского). Диодор пишет (5.22) : Жители Британии, обитающие у мыса Белерий, отличаются исключительным гостеприимством, нравы же их по причине присутствия иноземных купцов мягкие. Олово они получают, умело обрабатывая рудную породу. Порода эта каменистая с землистыми прожилками, из которых посредством обработки и плавки удаляют породит. Придав олову форму бабок, его доставляют на остров, который находится перед Британией и называется Иктис, причем во время морских отливов дно здесь обнажается, и олово в огромных количествах перевозят сюда на повозках. У соседних островов, лежащих между Европой и Британией, наблюдается необычное явление. Когда во время наводнений пролив между ними наполняется водой, острова появляются, во время же отливов, когда море отступает, появляются огромные участки земли, которые кажутся полуостровами. Купцы покупают там олово у местных жителей и доставляют его в Галлию. Наконец, уже по суше, через Галлию, двигаясь приблизительно тридцать дней, груз доставляют на лошадях к устью реки Родана. А олово в Британии, столь необходимое деятелям Средиземноморья, да и другим прогрессивным деятелям, особенно бронзовой эпохи для выплавки бронзы, так вот, олово в Британии добывали в Корнуолле и в Дартмуре — как раз в тех местах, где потом будет носиться собака Баскервилей, доводя, как уже сказано выше, людей практически до кондрашки . И начали его добывать около 2700 лет до н.э. (Patricia M. Christie. Cornwall in the Bronze Age. Cornish Archaeology, No. 25, 1986, 81-110 pdf-файл). На протяжении почти 1500 лет до нашей эры главным посредником при вывозе олова из Британии для изготовления бронзы во всех стран Средиземноморья был город Тартесс (Тартиш), в нижнем течении реки Бетис, (современной Гвадалквивир — 36°47′28.69″ с. ш. 6°21′24.27″ з. д.). С 8 века до н.э. тартессийцы стали сотрудничать с финикийцами, потом в 6 веке до н.э. в Британии, кажется, побывал карфагенский путешественник Гемилькон (Плиний Старший, Книга II:169, Руф Фест Авиен, Ora Maritima (лат.) — англ. перевод), ну а далее уж разные греки и прочие римляне со своими длинными ſ в рукописном письме. Оловянную руду — касситерит —местные жители промывали из россыпей. Вот следы её добычи в Дартмуре (где-то тут прямо совсем вблизи должна и собачка бродить): (вспоминаю свою первую самостоятельную экспедицию: в Южном Забайкалье в районе рек Кыра и Балыра я мыл лотком шлиховые пробы на касситерит — ох, и давненько ж это было). Нет, не буду далее погружаться в оловянную историю, оловянные рудники и рудниковые суды (court of Stannaries) в Девоншире и Корнуолле, скажу лишь, что у оловодобытчиков тех мест существует покровитель: Св. Пиран Корневильский, выигравший это место даже у Св.Михаила. Легенда утверждает, что в 6 веке он нашел утраченный было секрет выплавки олова, которое вытопилось у него на черном камне очага в виде белого креста, что и изображено на флаге Св.Пирена, символе Корнуолла. Кроме того, у оловодобытчиков есть и свой фирменный танец «Tinners' Rabbits», что-то вроде «Кролики оловянщиков» (сразу вспоминается чаепитие в Алисе) со многими разновидностями: где несколько танцоров кружатся со специальными жезлами, эдак постукивая ими. Вот, например, один из вариантов этого танца в северном Дартмуре исполняют 14 мужчин: http://www.youtube.com/watch?v=mGX1Z0j5fDw (Надеюсь, все помнят, что знаменитые кружащиеся друг за другом три кролика — просто-таки изобилуют в церквах Девоншира). А возвращаясь к Св. Михаилу Архангелу и его воинству, дьявола с его командой побеждающего: (Откр.12:2-4) И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. (Откр.12:7-17) И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени. Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола. И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени. И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей. И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа. (Откр.13:1-8) И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. (Откр. 20:1-3) И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. 4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. (Откр. 20:7-10) Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. Так что вот так, чуть ли не особым препаратом фосфора был намазан. Съ огненною пастью и пламенными глазами, сэръ. Хотя собака Баскервилей гналась и не за невинной девицей, (как обычно полагается всяким нехорошим зверям, пускающим вслед улепетывающим дамам искусственные паводки и наводнения), а молча преследовала в этот День Св. Михаила самаго необузданнаго, нечестиваго безбожника Гюго Баскервиля, но вспомните, что тот-то вытворял по пьянке:
Then, as it would seem, he became as оne that hath a devil, for, rushing down the stairs into the dining-hall, he sprang upon the great table, flagons and trenchers flying before him, and he cried aloud before all the company that he would that very night render his body and soul to the Powers of Evil if he might but overtake the wench. |
И тогда его обуял дьявол, ибо, сбежав вниз по лестнице в пиршественный зал, он вскочил на стол, разметал фляги и блюда и поклялся во всеуслышание отдать тело свое и душу силам зла, лишь бы настигнуть беглянку. |
Имъ тогда точно овладѣлъ дьяволъ, и онъ, бросившись внизъ, вбѣжалъ въ столовую, вскочилъ на большой столъ, опрокидывая бутылки и кушанья, и закричалъ во все горло, что онъ готовъ въ эту же ночь предать свое тѣло и душу нечистому духу, только бы ему удалось догнать дѣвушку. |
И в это критическое время лучше туда ночью не заявляться. А между прочим! Когда там приезжает сэр Генри в сопровождении доктора Ватсона в свое новое и опасное поместье? Мы уже как-то вычисляли. Эге, думаю я себе… Прямо в ночь на воскресенье 29 сентября 1889 года. Прибыли-с, как раз в срок, судари. «Да, Гримпенская трясина — страшное место». На эти холодящие душу слова скептик вольтерианского склада тут же иронически ткнет, что при безбожном Баскервиле в Англии середины 17 века Михайлов день был хоть 29 сентября, но ещё по юлианскому календарю (акт перехода на григорианское исчисление был издан только в 1750 г.). И пусть в новом календаре он тоже 29 сентября, но нам сам чёрт не брат, ведь тот старый Михайлов день по новому календарю приходится на 6 октября. Ну, сами уж решайте, как тут быть со сбором черники и посещением трясин — пусть это остается делом исключительно личного, даже более того, экзистенциального выбора. Тем более, что в нашем отечестве 29 сентября, никакой такой не Св. Михаил, а день великомученицы Евфимии Всехвальной Халкидонской — уж как её всякими там зверями травили, а они ей только ноги лизали. Лишь одна мало осведомленная медведица её малость тяпнула, а тут как раз голос с неба: пожалуйте в горние обители, куда она быстренько и прошествовала. «Чем теплее и суше будет на Ефимию, тем позднее наступит зима, а сильных холодов можно не бояться». — Травами хорошо бы ещё подлечиться. Отвар ромашки, мяты… У вас в Италии мята есть? — Ну откуда в Италии мята? Видел я их Италию на карте, сапог сапогом, и все! — Рыба тут дешевле, чем у нас. А говядина в одной цене. Неделя, другая, и … (продолжение следует…)
Лучшее
Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)
Комментарии