Tigris Fluvius (публикации за 30 ноября 2015)12 читателей тэги

Автор: Tigris Alba

Кино-театральное

И хотя я ныла-ныла, что мне не додали "Глобуса", а всё-таки осенью сходила на четыре сеанса и три раза смертельно не выспалась: "Отелло" (RSC, 2015), "Гамлет" (театр "Барбикан", 2015, Гамлет - Шерлок Камбербэтч), "Кориолан" (Donmar Warehouse, 2014, Кориолан - Локи Хиддлстон, Менений - Марк Гэтисс) и оперу "Трубадур" (внезапно не Шекспир).

скрытый текстЧто оказалось очень интересным и для меня неожиданным: все три постановки - разных режиссёров - были осовременены, причём не только по части декораций и костюмов и мелких фишечек навроде той, когда в "Отелло" правители Венеции получают донесение о вражеском флоте по видеосвязи, а не лично от гонца. Офелия с фотоаппаратом очень мила (и у неё наверняка есть инстаграм; был), но ещё больше бросается в глаза возросшее число женских персонажей (особенно если держать в уме, что во времена Шекспира все роли исполнялись мужчинами), причём не только статистов-ноунеймов, но и заметных персонажей с именами. Меня особенно впечатлило количество женщин-военнослужащих среди подчинённых Отелло (одна с настоящим, не театральным увечьем, смотревшаяся убедительно и бодро); и женщина-Вольтиманд при дворе в "Гамлете", солидная дама интернационально понятного распорядительного вида; и женщина-трибун в "Кориолане" (+ одна любовная линия в сравнении с каноничной интерпретацией, кстати; ох и мерзкая парочка эти трибуны!).

Во время антракта в "Отелло" шёл маленький врезной ролик о истории постановок пьесы; и вполне очевидно, что мавра играли преимущественно мавры, но в этом спектакле Яго играл также чернокожий актёр, и от этого глубже и выразительнее стали и ревность Яго к успехам Отелло, и доверие Отелло к Яго. К последнему ещё одно хотела сказать: старинные костюмы воспринимаются обывателем вроде меня просто как старинные костюмы, неважно, праздничный ли это наряд или военная форма. Но современная военная форма запускает цепочку ассоциаций, фильмы про войну, brothers in arms и всё такое. И получается, что Яго — мудак эталонный, одна штука — не просто рушит жизнь Отелло, но и предаёт командира.
А Дездемона — белая голубка, настоящий гений чистой красоты в струящихся вневременных платьях, где только нашли такую - рядом с Отелло выглядит совершенно невероятно. Не знаю, откуда это выросло, но мне всегда казалось, что играть горе, злость, ненависть, вообще отрицательные эмоции и чувства проще, чем положительные, а играть любовь — крайне сложно. И вот тут как раз такая любовь-любовь, не то что как лампочка светится, а как целая ёлочная гирлянда.
...А потом лампочки взрываются, ну да финал "Отелло" всем известнен. Но я эмоционально попустилась, когда на аплодисментах Отелло и Яго крепко обнялись. Всё, финита ля трагедия. Вот этот театральный выход на поклоны по окончании пьесы — как рамка для картины, проведение границы между вымыслом и обыденностью. В "Глобусе", например, спектакли завершают танцем, и это ещё лучше.

На "Гамлете" был полный зал. Ну как же, Камбербэтч же, а я не видела с ним ни одного фильма или сериала и ни одной экранизации или постановки "Гамлет" до того вечера тоже не видела, так что теперь Бенедикт Камбербэтч для меня Гамлет. С ума сойти.
...Честное слово, это был нечаянный каламбур. "Гамлет" мне тоже понравился, и, по-моему, он менее мрачный и тяжёлый, чем "Отелло" — всё-таки Гамлет своего добился, хоть и чрезмерно дорогой ценой. И я поняла, что мне понравится, с самой первой сцены — Гамлет сидит на полу, слушает пластинку и плачет об отце. Так по-настоящему и оплакивают — сидя на полу, да, иногда с музыкой.
А приняв решение мстить, Гамлет до того энергично, задорно и азартно "сходит с ума", что закрадывается подозрение — принцу самому это в удовольствие, приятно посмотреть.
И мне понравился Горацио — в очках, с неснимаемым рюкзаком, вечный студент, такой интеллигентный бродяга, из уст которого даже обращение "мой принц" звучит вполне естественно.
Ещё одну мысль хотела поймать за хвост: вспомнила вдруг, что Камбербэтч играл в фильме «Стартрек: Возмездие», который я не смотрела и не собираюсь, но. Но: "Стартрек", по крайней мере, старый "Стартрек" богат на цитаты Шекспира как... я не знаю что, правда. Богат. И вот актёр, игравший в "Стартреке", сыграл в пьесе Шекспира. Красиво получилось.

"Кориолан" с Хиддлстоном и Гэтиссом — тоже полный зал, конечно. Совсем современная постановка с декорациями, аскетичными до того, что сначала на стульях сидят сенаторы, а потом эти стулья переставляют с тем чтобы они изображали укрепления. Статистов нет совсем, некоторые актёры играют по две-три роли, не меняя костюмов. С костюмами ещё интереснее, чем в "Отелло", то есть, не бойцы в современной форме, обнимающие киприоток в ярких длинных платьях и греческих сандалиях, а один из "народа" — в спортивной куртке, другая — в тёмной хламиде, наводящей на мысли либо об отрепьях, либо о современной уличной моде, Виргилия в претенциозном платье, и Кай Марций Кориолан — в костюме героя. Сиюминутное от вечного можно отличить по одежде. И больше той части пьесы, которая про политику (всегда актуально, всегда прискобно, всегда безнадёжно), меня зацепило всё то, что лично про Кориолана, как противно ему лебезить и притворяться, как важно оставаться собой — надменным, неуживчивым, гордым и бесстрашным собой. И больше всего меня впечатлившая, исполненная страстной ненависти и яростной дружбы сцена — когда изгнанный из Рима Кориолан приходит к своему заклятому врагу Туллу Авфидию и предлагает тому свою жизнь. Это было изумительно, а остальное по сравнению с этим, даже финал, выглядело блекло.
Я бы хотела посмотреть ещё какого-нибудь другого "Кориолана" в пусть современной, но более классической интерпретации, без стульев; меньше актуальности, больше вечности.

На "Трубадура" я пошла, потому что Нетребко, Хворостовский и суббота. Как прекрасно ходить в кинотеатр по субботам! По вторникам после работы я всегда паниковала, что опаздываю (и я действительно приезжала впритык), потом я смотрела спектакль увлечённая, но голодная (на поесть уж точно времени не оставалось), потом паниковала, что опоздаю на метро — "Гринвич" мало того, что лабиринт с ловушками, но по вечерам там ещё перекрывают проходы и выходы, в том числе тот, который ближе всего и из которого можно сразу нырнуть в метро, так что приходится давать кругаля и по ТРЦ, и по улице — то что нужно в районе одиннадцати вечером накануне рабочего дня, о да.
А в субботу — милое дело. Спокойно доехала, спокойно посмотрела, спокойно съела пирожное и запила чаем (чай, правда, был так себе, но хотя бы горячий, и я наконец-то нашла, где в "Гринвиче" кормят — быстро учусь, однако).
Красивые декорации, красивая Нетребко, красивый Хворостовский — всё красиво и на итальянском. Мне настроение не испортило даже то, что субтитры включили после антракта. Чего там не понять — любовь, ревность, гордость, месть, ля-ля-ля. То есть, конечно, те "ля-ля-ля" при всей их головокружительной лёгкости стоили много пота и душевной крови исполнителям, да и мирозданию наверняка пришлось кое-чем поступиться из своих запасов чудес, но я три с лишним часа тупо, с напрочь отключенными мозгами отдыхала от всего и в первую очередь — от себя. Не так часто это удаётся.

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)