Океан иномирья (публикации за 19 февраля 2019)11 читателей тэги

Автор: Виэль Эзис

Размышления о ян-инь-янской структуре в сюжетах моих историй

Давно подметила, что отчего-то в моих историях проявляется интересная особенность, связанная с персонажами: они часто ходят тройками. Двое мужчин и женщина. Два ян и один инь. Причём их связывает не любовный треугольник - романтики между ними может и вовсе не быть. Такая тройка персонажей притягивается линиями судьбы и образует устойчивую конфигурацию, которая или становится ключом к решению проблемы, или начинает успешно контролировать ситуацию. А также позволяет присоединить к ситуации других участников, оставаясь ядром системы, центром, вокруг которого всё вращается. Впрочем, есть случаи, когда частью ядра становился и четвёртый участник, и в женском, и в мужском варианте.

И мне прямо очень любопытно архетипическое значение этой конфигурации. Можно было бы предположить, что это отец-мать-ребёнок, но внутри системы эти три элемента так себя не ведут. Первый и второй ян по количеству ян отличаются, но это не обязательно ярко выраженные альфа и омега. Есть пример, где два ян - это альфа и нечто вообще запредельное и нечеловеческое. Возможно, избыток янского аспекта такой системы объясняется направленностью системы на экспансию. То есть система инь-ян - стабильность, инь-ян-инь - вектор развития вовнутрь, ян-инь-ян - вектор развития вовне.

Короче, хз, но размышлять интересно.

В "Праве на жизнь" тоже есть такая конфигурация.

Может быть, дело ещё и в том, что пара векторов не разворачивается так же интересно, как тройка. Если бы в этой истории я не пошла по излюбленной дороге трансформации клише и ограничилась парой инь-ян (говоря по-простому, сделала бы ГГ женщиной), то она не срикошетила бы друг об друга так непредсказуемо, как получилось с ян-инь-ян.

Ещё об инь-ян в художественной литературе

Похоже, в прошлом посте я случайно сформулировала гипотезу, объясняющую избыток мужских персонажей в некоторых направлениях художественной литературы. Собственно, мне это пришло в голову потому, что вопрос гендерного дисбаланса недавно поднимался в обсуждениях на АТ, и главной причиной этого назывался имеющийся в нашей культуре перекос в сторону мужского пола. Думаю, это объяснение верно. В культуре, где в языке слова "человек", "герой" и "персонаж" мужского пола, нет ничего удивительного в количественном перевесе героев-мужчин.

Однако, это в литературе в целом. Если же взять близкий и лучше прочих знакомый мне сегмент фантастическойфэнтезийной эпики, героики и приключений, то преобладание мужчин-персонажей мне всегда казалось в нём естественным. И вот теперь я могу сформулировать гипотезу, почему: потому что приключения, войны, сражения, подвиги, активное изменение мира - это янский аспект.

Конечно, в каждом человеке есть инь и ян. В самой робкой и тихой женщине есть ян, а в самом крутом альфа-самце есть инь. Однако художественная литература, а фэнтези - в особенности, строится на метафорах. И в качестве метафоры янского аспекта естественно взять мужчину, а в качестве метафоры аспекта иньского - женщину. Это не гендерная дискриминация. Это закономерное следствие реального положения вещей. Поэтому если в сюжете художественного произведения основное место занимают сражения, войны, восстания, противостояния с антагонистами, опасные походы за могущественным артефактами, обретение сверх-силы и прочее подобное, то преобладание персонажей-мужчин естественно, и искусственная попытка сбалансировать гендерное распределение на пользу произведению не пойдёт. За исключением разве что случаев, когда одной из задач автора является демонстрация янского аспекта в женщинах.

К чему я всё это? Да просто так. Интересно порассуждать.


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)