День в истории Блогхауса: 13 декабря 2018

Шано, блог «Ономастикон»

* * *

Оригинал взят у в ЕО Ее сестра звалась Татьяна...
Продолжаю комментировать «Евгений Онегин»
скрытый текстГДЕ НАХОЖУСЬ: Двадцать четвертая строфа второй главы. Переход к описанию Татьяны Лариной.
ТЕКСТ:
Ее сестра звалась Татьяна...
Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своевольно освятим.
И что ж? оно приятно, звучно;
Но с ним, я знаю, неразлучно
Воспоминанье старины
Иль девичьей! Мы все должны
Признаться: вкусу очень мало
У нас и в наших именах
(Не говорим уж о стихах);
Нам просвещенье не пристало
И нам досталось от него
Жеманство,— больше ничего.

ИНТЕРЕСНОЕ У НАБОКОВА:
«Ее сестра звалась Татьяна...» Во времена Пушкина имя Татьяна считалось простонародным.

В черновике строфы вместо имени Татьяна Пушкин пробовал для своей героини имя Наташа. «Наташа» по сравнению с Татьяной имеет значительно меньше возможностей рифмовки («наша», «ваша», «каша», «чаша», и несколько других слов) Это имя уже встречалось в литературе (например «Наталья, боярская дочь» у Карамзина)

[MORE=читать дальше]Татьяна как «тип» (любимое словечко русской критики) стала матерью и бабушкой бесчисленных женских персонажей в произведениях многих русских писателей. Литературная эволюция превратила русскую Элоизу … в «национальный тип» русской женщины, пылкой и чистой, мечтательной и прямодушной, стойкого друга и героической жены. В исторической действительности этот образ стал ассоциироваться с революционными чаяниями, в ходе последующих лет вызвавшими к жизни по крайней мере два поколения нежных, высокообразованных и притом невероятно отважных молодых русских дворянок, готовых жизнь отдать ради спасения анрода от правительственного года.

В советской литературе образ Татьяны был вытеснен образом ее младшей сестры, ставшей теперь полногрудой, бойкой и краснощекой девицей. Ольга – это правильная девушка советской беллетристики, она помогает наладить работу завода, разоблачает саботаж, произносит речи и излучает абсолютное здоровье.

Н.Л. БРОДСКИЙ
В годы написания романа это имя, видимо, употреблялось преимущественно «между простолюдинами», было редким в барской усадьбе (ср. в черновом варианте баллады «Жених» купеческая дочь носит имя Татьяны».

Пушкин, давая своей героине это «звучное и приятное» имя, очевидно, хотел наряду с иноземной стихией в ее воспитании подчеркнуть коренную особенность ее личности – почвенность, связанность с простонародным бытом («русская душа»), с русским фольклором, с «мирной стариной».
ЛОТМАН
«Ее сестра звалась Татьяна...» Агафья, Акулина, Ирина, Ксения, Марина и др. были, в основном, крестьянскими именами, а Александра, Елизавета, Ольга, Юлия — дворянскими. … Кроме бытовых закономерностей в распределении имен, имелись и специфически литературные, поскольку в литературе начала XIX в. имена подчинялись стилистическим закономерностям. Элегиям подобали условные имена, образованные по античным образцам (типа «Хлоя», «Дафна»), в романсе или эротической поэзии допускались «французские» Эльвина, Лизета, Лилета. Роман допускал «русские», но «благородные» имена для положительных героев: Владимир, Леонид; «комические» для «характерных» персонажей: Пахом, Филат. Среди имен, даваемых отрицательным персонажам, было и Евгений. Имя Татьяна литературной традиции не имело.
МОИ ИНСИНУАЦИИ:
Почему «Татьяна» а не «Ольга-Елена»?
«Лилия прекрасна, но безобразно слово «лилия», захватанное и изнасилованное. Поэтому я называю лилию еуны» (А.Крученых).
Вот он и назвал лилию-девушку – Еуны-Татьяной. Креатиф такой.

Имя это необычное превращало девушку в Tabula Rasa, и даже, - в Лилит, которая «до Евы была». Имя это необычное имело хорошие перспективы стать нарицательным. Одно цеплялось к другому, и кто бы удержался от соблазна на почудить с образом?

И Пушкин творил его так, словно до нее никаких женщин не было, по крайней мере, он их не знал и даже о них не читал. Вот какой был замах - придумать женщину! И в итоге? (покощунствую) В итоге всех нагромождений от Задеки до малинового берета, - кто живее получился, если сравнивать Татьяну с той же Натальей Павловной из «Нулина»?

Знаменательно, однако, что имя это, - простонародное, а не какое ни будь «Pachette» или «Алина». Знаменательно, что в этот коктейль из французского с нижегородским - образ Татьяны, Пушкин с самого начала счел нужным влить изрядный бульк «нижегородского».
А ведь мог назвать Агнессой! Но назвал Татьяной!
Не этот ли бульк был поважнее Сенатской площади, и разбудил кого-то пострашнее Герцена?

[/MORE]

Шано, блог «Архив Шано»

* * *

http://pryf.livejournal.com/1138159.html Тайна романа «Евгений Онегин»

 

и сюда же из другого поста:

В так называемых "беловых рукописях" II главы романа "Евгений Онегин" одна из редакций XXI строфы, начиная с пятого стиха, звучала так:

 

"... Не портили Татьяны милой.

 

Фадеевна рукою хилой

 

Ее качала колыбель -

 

Потом стлала (ее) постель.

 

Она за ней одна ходила,

 

Бову рассказывала ей,

 

Чесала шелк ее кудрей

 

(И чаем) по утру поила.

 

Да раздевала ввечеру

 

Ее да старшую сестру" (Выделено нами - Б.Б.)

 

(Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Издательство Академии наук СССР, 1937, т.6, сс.566-567).

 

Причем это было не случайно, ибо Татьяна, как младшая сестра основной героини, появилась здесь в результате авторской переделки текста. Видимо, Пушкин на каком-то этапе колебался, кого из сестер, младшую или старшую, назвать Татьяной. Но если - младшую, то какое же имя он дал бы старшей, для "описания" которой в семнадцатой строфе намеревался даже взять "новый карандаш"?..

 

отсюда http://samlib.ru/b/butkewich_d_b/pushkinsmuse.shtml

Джулиан, блог «Мышиные заметки»

* * *

Сижу вообще без сил, очень устала сегодня. А вот это видео со страусиным балетом из нашего экопарка поднимает мне настроение. ))

Шано, блог «Архив Шано»

* * *

26.01.2012 в 01:29
Пишет [J]Даумантас[/J]:

..Датэ Масамунэ в юбке))
небольшой рассказ о старшей современнице Одноглазого Дракона с другого конца Земного шара)

Знакомься:


Ана де Мендоса и де ла Серда, принцесса Эболи (Ana de Mendoza у de La Cerda, princesa de Eboli)


скрытый текст[MORE=
+++
]Одна из красивейших и темпераментных женщин своего времени. К сожалению, не сохранилось действительно достоверных сведений о том, как именно она потеряла глаз. С уверенностью можно говорить лишь о том, что это произошло еще в детстве. По одной из версий - во время несчастного случая на охоте, по другой - во время уроков фехтования. Недоброжелатели, впрочем, судачили о том, что принцесса попросту страдала косоглазием, потому и прятала "некрасивый" глаз под повязкой. Разумеется, нельзя исключать и версию о каком-то врожденном дефекте, приведшем к потере глаза, как это было и в случае с Датэ.

Так или иначе, Ана де Мендоса родилась в июне 1540 г. в семье Диего Уртадо де Мендоса и де ла Серда, графа Мелито, и Каталины де Сильва и Андраде, дочери графа де Сифуэнтес. Единственный ребенок в несчастливом браке своих родителей (Каталина писала о нем как о «18 годах мученичества», а Диего направо и налево изменял жене), она выросла довольно-таки избалованной и своевольной девицей. Что со временем принесло ей громкую славу... и трагический конец.


В ранней молодости Ана де Мендоса вышла замуж за Руя Гомеса де Сильва, принца Эболи, фаворита (в хорошем смысле этого слова ^^) принца Филиппа, будущего короля Испании Филиппа II. Инициатором брака, который с точки зрения семьи Мендоса, вообще-то, был очевидным мезальянсом (Руй Гомес происходил из незначительной португальской знати и в Испанию попал в 1526 г. в качестве пажа императрицы Изабеллы Португальской), выступил лично принц Филипп, заключивший с родителями невесты договор, по условиям которого он гарантировал новобрачным ежегодную выплату в 6000 дукатов, пожизненно, начиная с момента бракосочетания. Помимо этого Филипп совершил ради своего близкого друга совершенно беспрецедентный по тем временам поступок, приехав из своей охотничьей резиденции Эль-Пардо в Алькала-де-Энарес, чтобы присутствовать на церемонии помолвки в качестве свидетеля со стороны жениха. Необычность подобного поступка со стороны наследника престола подтверждает написанная секретарем Карла V (отца принца Филиппа) Хуаном де Самано записка, адресованная Франциско де Эразо, другому приближенному императора и короля Испании. В этой записке сообщалось о действиях принца и об оказанных им милостях, которые таковы, «что Его Величество никогда не оказывал подобных ни одному фавориту». В переписке этих же придворных впервые встречается и описание внешности Аны: «очень хорошенькая, хотя и маленькая».



Францисканский музей, Пастрана. Сцена бракосочетания принца Эболи и Анны де Мендосы.


Впрочем, это был чисто деловой брак, которой одной из сторон (отцу нашей героини, погрязшему в неудачных судебных тяжбах с родственниками из-за наследства) давал так необходимое ему покровительство королевского двора и перспективу блестящего карьерного роста, а другой (королевскому фавориту захудалого происхождения) - возможность стать членом и фактически даже главой одной из знатнейших семей Испании. Потому нет ничего странного в том, что заключение брака произошло в 1555 в Сарагосе... в отсутствие жениха, сопровождавшего в тот момент Филиппа II в его поездке в Англию, где тот сочетался браком с Марией Тюдор. После этого Руй Гомес ещё четыре года сопровождал Филиппа во Фландрии, и окончательно брак был подтверждён только лишь во время пребывания супруга Аны в Испании в 1557 году.


С начала 1560-х годов Руй Гомес занялся управлением своими владениями в провинции Гвадалахара. В 1562 году Эболи купили город Пастрана и стали проводить там большую часть времени, начав перестройку дворца, остававшегося незаконченным ещё со времен Аны де ла Серда, бабки принцессы Эболи. Руй Гомес организовал в городе производство шёлка, поселив в своих владениях значительное количество морисков. Также он основал ежемесячную ярмарку, повысив тем самым торговое значение города. В 1572 году Филипп II возвел Руя Гомеса в звание герцога Пастрана и гранда Испании, даровав право сформировать майорат в пользу старшего сына. А в июле 1573 года 1-й герцог Пастрана внезапно скончался, оставив своей 33-летней вдове обременённые долгами владения и 6 малолетних детей. Вот тут-то и начинается одна из интереснейших историй, связанных с именем Аны де Мендоса.

Вдохновляемые примерами Елизаветы Валуа и Хуаны Австрийской, в особенности их энтузиазмом в основании и поддержке женских монастырей, Супруги Эболи старались оживить религиозную жизнь своего города. Оба они глубоко прониклись идеями Контрреформации, основывая монастыри и колледжи в Пастране и других городах Гвадалахары. Принцесса не останавливалась ни перед чем, чтобы достичь своей цели. Вчастности, возгоревшись желанием добыть для своего нового монастыря статую неоспоримой и испытанной святости, она, как говорят, выкрала священное изваяние Пресвятой Девы Подземелья из часовни замка Сорита в Эстремадуре. Принцесса завернула статуэтку в белую ткань и попросту унесла ее с собою в сумке. Но самым известным шагом Аны все же стало приглашение в Пастрану знаменитой монашки-кармелитки и будущей католической святой - Терезы Авильской. Специально для нее Ана пристроила к своему дворцу небольшой монастырь. Оказавшийся, впрочем, слишком маленьким и тесным для Терезы, сумевшей впоследствии получить более подходящее помещение у Руя Гомеса. Все эти начинания супругов сопровождались шествиями с музыкой и танцами, в которых активно участвовала герцогская семья. В течение ряда лет отшельники, будущие святые, среди которых были Каталина де Кардона и Иоанн Креста, и кающиеся грешники стекались в Пастрану.

После смерти мужа беременная Ана вместе с матерью ушла в тот самый кармелитский монастырь, основанный ею и ее мужем для Терезы Авильской, сопроводив этот свой шаг зрелищными демонстрациями религиозного порыва. Впрочем, в действительности помимо выражения горя и отчаяния, уход в монастырь мог быть и способом избежать давления со стороны кредиторов — земельные приобретения её покойного мужа совершались в основном на заемные средства. "Принцесса — монахиня?!" — в ужасе воскликнула настоятельница монастыря, узнав о намерении своей знатной патронессы. — "Тогда, полагаю, сей дом обречён!" И действительно - образ жизни принцессы, который она сохранила и в монастыре, оказался совершенно несовместим со сложившимися обычаями реформированных кармелиток. Их образу жизни, основным принципом которого является молитва в тишине, крайне мешали постоянные посетители принцессы, её слуги, привычка обедать с монашками и заговаривать с каждым, с кем она пожелает. Принцесса настаивала на том, чтобы к ней обращались, титулуя, и ожидала, что монахини будут прислуживать ей на коленях. Всего за несколько месяцев пребывания Аны в стенах монастыря, тот стремительно превратился в полнейший бедлам. Городской совет Пастраны дважды обращался к королю с просьбой вернуть принцессу к делам управления города. И, наконец, 25 сентября 1573 года Филипп II приказал ей покинуть монастырь и принять административные обязанности. В ответ та гордо заявила, что намеревается оставаться в монастыре до конца своих дней, подписавшись по кармелитскому обычаю - Ana de Madre de Dios. Итог этой истории оказался даже несколько комичен: после нескольких месяцев беспорядков в апреле 1574 г. святая Тереза послала двух монахов в Пастрану с приказом закрыть монастырь, а монахинь перевезти в Сеговию. Гнев принцессы был так силен, что поезду из пяти экипажей с монахинями пришлось украдкой выезжать из Пастраны в полночь, чтобы избежать ярости самовольной узницы поставленного ею с ног на голову монастыря.

Разозленная и раздосадованная случившимся принцесса попыталась отомстить Терезе Авильской, отослав в Инквизицию оставшуюся в ее распоряжении рукописную автобиографию Терезы, утверждая, что в книге содержатся описания видений, откровений и опасных учений, требующих критической оценки. Книга была передана на исследование двум доминиканским монахам, один из которых, к счастью для будущей святой, оказался её сторонником, и инцидент последствий не имел.

Таким образом, после непродолжительного самозаточения в монастыре, принцесса все же вновь была вынуждена вернуться в мир. В 1577 году Филипп II потребовал присутствия Аны при дворе, что дало ей возможность уделять больше внимания образованию своих детей и управлению делами. В Мадриде же она знакомится с личным секретарем короля Антонио Пересом, протеже (и, возможно, незаконнорожденным сыном ^^") ее покойного мужа. Вскоре Ана и Перес становятся любовниками. Их связь, как только она стала известна королю и двору, подверглась всеобщему осуждению. И в конечном итоге стоила Ане... Но обо всем по порядку.


Антонио Перес.


Связь принцессы Эболи и Переса была открыта двору секретарем дона Хуана Австрийского - Хуаном де Эскобедо. В отместку Перес обвинил Эскобедо и его господина, штатгальтера Нидерландов и незаконнорожденного сводного брата Филиппа II, в честолюбивых замыслах против короны, и так сумел напугать подозрительного короля, что получил от него негласное разрешение отделаться от Эскобедо посредством убийства. Одним из организаторов которого и стала принцесса.

Самое интересное в убийстве Эскобедо - это топорность его исполнения. В наше время повсеместно распространено заблуждение, что яд, который можно бросить в кубок с вином или впрыснуть в апельсин, в XVI веке было столь же легко добыть, как аспирин в нынешнем. Но ничего подобного. Для начала убийцы послали человека в Мурсию собрать ядовитые растения, потом изготовили отвар и опробовали его на молодом петушке. Птица осталась невредимой. Тогда убийцы подлили "водичку" Эскобедо, но ему, как и петушку, ничего не сделалось. Они попытали счастья с порошком, от которого жертва только заболела. Наконец, потеряв терпение, заговорщики решили прибегнуть к кинжалу. И снова — можно было бы подумать, что кинжал и наемного убийцу, который воспользуется оружием, не составляло труда найти на каждом углу старого Мадрида. Увы, но и это было не так. Один из заговорщиков отправился в собственные владения, чтобы найти друга, имевшего стилет "с очень тонким лезвием", а остальные поехали в Арагон нанимать головорезов. В конечном счёте Хуан де Эскобедо был заколот ночью 31 марта 1578 года на мадридской улице, когда возвращался домой.


Общественное мнение, впрочем, сразу же связало Переса и принцессу с этим преступлением. По требованию родственников убитого против королевского секретаря и принцессы Эболи было возбуждено обвинение. Филипп II, стоявший поначалу на стороне обвиняемых, затем, убедившись все же в том, что Перес лгал ему об Эскобедо и выманил разрешение на устранение невиновного, склонился на сторону обвинителей и отдал приказ об аресте любовников (1579). Ана де Мендоса и Антонио Перес были подвергнуты тюремному заключению. Принцессе Эболи грозило 13 лет тюрьмы. Но позже, благодаря хлопотам ее зятя, герцога Медина-Сидониа, ее положение все же было облегчено, а в 1581 г. она и вовсе была освобождена под условием, что поселится в Пастране и не будет более приезжать в Мадрид. Принцесса возвращается к своему прежнему легкомысленному образу жизни, а в 1590 г... вновь возобновляет отношения с бежавшим из под стражи и нашедшим убежище в Сарагосе Пересом.

Впрочем, попытка укрыться от королевского правосудия в самоуправляемом Арагоне все-таки заканчивается для Антонио Переса новой тюрьмой. Разъяренный король заочно приговаривает своего бывшего секретаря к смертной казни. Вмешавшаяся в ситуацию Инквизиция объявляет его еретиком и переводит в собственную тюрьму. В ответ на это жители Сарагосы, увидевшие в действиях властей нарушение вольностей Арагона, в мае 1591 г. поднимают восстание и освобождают Переса из заключения. Но в ноябре 1591 года тот все-таки окончательно покидает Испанию и бежит во Францию, а затем и в Англию.

А вот принцессе Эболи избежать гнева монарха уже не удается - по распоряжению короля она была подвергнута пожизненному заключению в ее собственном замке в Пастране. Её муж в свое время был близким другом Филиппа, а сама принцесса некогда служила фрейлиной у юной королевы Испании Елизаветы Валуа. Однако никакие воспоминания о былом не смягчили сердце короля. Он оставался глух ко всем мольбам. Даже могущественные родственники не могли более просить за принцессу. Последние годы своей жизни Ана де Мендоса провела в комнате дворца, в котором она когда-то жила в королевской пышности. Её комната запиралась на замки и засовы, окна - на железные запоры, и бедная женщина общалась с тюремщиками через решётку, как в монастыре. Ее держали так строго, что даже алькальд дон Алонсо дель Кастильо, которому был поручен надзор за ней, сносился с ней не иначе, как через особого чиновника, который вел тщательные протоколы этих бесед, сохранившиеся и до наших дней. Скончалась принцесса 2 февраля 1592 г. в возрасте 52 лет.

Широкую же известность Ана де Мендоса получила благодаря тому, что именно ее судьба вдохновила Фридриха Шиллера создать образ, имеющий, впрочем, мало общего с историческим прототипом, коварной красавицы в драме «Дон Карлос», затем легшей в основу одноименной оперы Верди.



К слову, по мотивам истории об организации принцессой Эболи и Антонио Пересом убийства Хуана де Эскобедо в Испании не так давно был снят Заговор в Эскориале. Впрочем, увы, актриса, исполняющая роль Аны де Мендоса, не может похвастаться ни особой красотой ни заметным сходством с оригиналом((


Шано, блог «Ономастикон»

* * *

Оригинал взят у в Как борзой пес стал святым

В середине XIII столетия доминиканец Этьен де Бурбон услышал, что крестьяне в окрестностях Лиона почитают святого Гинефора. Это имя ни о чем не говорило благочестивому монаху, и он решил навести справки, что же это за святой и чем он знаменит.

 

Велико было удивление доминиканца, когда он узнал, что святой Гинефор - это борзой пес. По легенде, собака спасла младенца, сына местного рыцаря, от змея, посланного из ада, и загрызла чудовище. Рыцарь прибежал на шум, увидел окровавленную пасть борзой и, решив, что собака загрызла ребенка, тут же ее и зарубил. Открыв свою ошибку, дворянин раскаялся и похоронил свою борзую. Невежественные крестьяне стали почитать пса как святого и приносили больных младенцев на его могилу.

 

Монах осудил это гнусное суеверие, уничтожил захоронение и объяснил крестьянам, что они не правы. И описал этот случай в своем сочинении.

 

Третья республика, конец XIX века. Местный краевед обнаружил, что и шесть веков спустя лионские крестьяне продолжают почитать святого Гинефора, зная (!), что это борзая собака.

 

С другой стороны, в некоторых областях Европы животных подвергали уголовному преследованию. Средневековые интеллектуалы не раз выступали против этой абсурдной практики - безуспешно. За тяжкие преступления животное могли повесить. Иногда применяли и более мягкие наказания: например, в XVII в. в Австрии собака была подвергнута тюремному заключению.

 

Эти сюжеты попадают в поле зрения историков, в основном, только с середины XX в: историческая антропология и близкие дисциплины... Велико же было мое изумление, когда я читал рассказ Бунина о "святом волке"! Былает, искусство оказывается впереди науки... интересно, знал ли Бунин о святом Гинефоре?

Шано, блог «Ономастикон»

* * *

В переписке Плиния с Траяном мне бросилось в глаза имя неведомого водьноотпущенника - Цезий Фосфор. Крутая химия!

отсюда arthoron.livejournal.com/7063.html

Шано, блог «Транспорт и связь»

* * *

Оригинал взят у в Изобретение сказки
Имя замечательного уральского мастера Артамонова, изобретателя первого в мире велосипеда, попало в разные издания Большой Советской Энциклопедии.

скрытый текст[MORE=читать дальше]Впервые в научной литературе упоминает о замечательном изобретателе уральский историк Белов в конце позапрошлого века:

"Во время коронования императора Павла I, следовательно, в 1801 году, мастеровой уральских заводов Артамонов бегал на изобретенном им велосипеде, за что по повелению императора получил свободу со всем своим потомством", (В. Д. Белов. Исторический очерк уральских горных заводов. СПб., 1898).

В 1910 году этот сюжет был описан в "Словаре Верхотурского уезда" историком и географом И. Я. Кривощековым. Попутно была исправлена маленькая неточность: в 1801 г Павел I, как известно, получил на свою голову не корону, а "апоплексический удар табакеркой", и корона перешла к его любимому сыну Александру I. Очевидно, в разгаре этих торжеств уральский мастер и продемонстрировал гениальное изобретение. Кривощеков ссылается на Белова как на источник...

С 1922 года в Нижнетагильском музее-заповеднике горнозаводского дела экспонировался металлический велосипед: тот самый! Гениальный уральский изобретатель на 70 лет опередил европейскую инженерную мысль (при этом на Западе велосипед создавался разными изобретателями и не вдруг, но за несколько десятилетий).

22.41 КБ

В послевоенный период "приоритет российских изобретений" стал темой весьма актуальной, и об Артамонове снова стали писать. В. В. Данилевский (Русская техника. Л., 1948) отмечает, что мастер жил и работал в Нижнем Тагиле и в 1801 г. совершил велопробег из Нижнего Тагила в Москву. Появляется и ссылка на документы: "Материалы об изобретении Артамонова см. Свердловский областной краеведческий музей, картотека Черданцева, № 35".

Вскоре имя гениального уральского слесаря попадает во второе издание Большой Советской Энциклопедии. Энциклопедия попутно приписала ему изготовление еще нескольких велосипедов.

В третьем издании Большой Советской Энциклопедии появляется имя и отчество изобретателя (Ефим Михеевич), а также даты его жизни, 1776—1841 (впервые — в биографическом словаре свердловского профессора, доктора исторических наук А. Г. Козлова).

Биография обрастала подробностями. В 1960 г в известном журнале "Уральский следопыт" (№3) была опубликована статья пермского краеведа А. К. Шарца "Велосипеду 160 лет". Оказалось, что Артамонов изобрел не только велосипед, но и паровой автомобиль , "который, как известно, использовался для перевозки грузов на Нижнетагильских заводах».


В другой статье Шарца появляются точные даты велопробега: 9 мая 1801 г Артамонов выехал в столицу, а 13 мая 1801 г был уже в Перми. Скорость поражает: даже на современной асфальтированной дороге уральскому мастеру пришлось бы ехать 10-11 часов ежедневно, чтобы развить такие темпы...

Появляются и альтернативные варианты биографии знаменитого уральского изобретателя. Артамонов превращается в жертву самодержавия... С. Охлябинин в книге "Давай изобретем велосипед" (1981 г) утверждает, что Артамонов не был освобожден от крепостной неволи, но бит кнутом и отправлен в ссылку за "неразумную трату дерева и железа".

Появляются сведения о могиле Артамонова и его потомках...

К 80-м гг эта странная история привлекла внимание настоящих ученых. Дело в том, что все авторы статей и книг многозначительно ссылались на некие "источники", но воздерживались от каких-то ссылок. Один из авторов (Шарц) все-таки ссылается на ряд несуществующих документов. "Картотека №35" исчезла из музея при загадочных обстоятельствах (А. К. Шарц получил документы "для работы на дому" и не вернул в музей). По косвенным сведениям, эта картотека должна была содержать... цитаты из книг Белова и Кривощекова.[/MORE]

Все попытки историков разыскать подлинные документы кончились неудачей! Велосипед из музея подозрительно напоминает модели конца XIX века и, судя по материалу (металл выплавлен в мартеновской печи), был изготовлен именно тогда. Вся история об изобретении велосипеда - легенда. Так появляются современные сказки...

Скорее всего, "исторические истоки" легенды таковы: в 1801 г., на коронации Александра I тагильский механик Е. Г. Кузнецов подарил царской семье изобретенные им "музыкальные дрожки" и получил волю вместе с семьей. Имелся у него и племянник, некий Артамон. Откуда В. Д. Белов взял "велосипед", неизвестно.

Несмотря на разоблачение легенды, следы ее часто встречаются до сих: стоит только погуглить, и найдете много интересного!

Шано, блог «Лондон и вокруг него»

* * *

Оригинал взят у в Orbis terrarum

Прелестно, не правда ли? Карта мира. Конец XIII в.

746.18 КБ

Восток, разумеется, наверху. Европа в левом нижнем углу, Африка - в правом нижнем. Средиземное море, на трафарет похожее. Иерусалим - центр земли, круг в самом центре карты. Над ним, за Иорданом - Вавилонская башня и великие реки Востока: Тигр, Евфрат, Инд, Ганг... А что за кружок на самом верху? Неужели рай?

Красные штаны в правом верхнем углу - Красное море и Персидский залив. Странный перешеек на Красном море - то место, где через море прошли евреи, а египтяне потонули...

Слева внизу - Британские острова... Шотландия и Англия показаны как отдельные острова! Вся прелесть ситуации в том, что карта - английская!=)))

Шано, блог «Архив Шано»

* * *

Оригинал взят у в Благородное безумие

Согласно подсчетам современников, за двадцать лет царствования Генриха IV (1589-1610) на дуэлях было убито от 8 до 12 тысяч дворян, а нынешние историки доводят это число до 16 тысяч. Держим в уме: благородное сословие насчитывало тогда несколько десятков тысяч взрослых мужчин...

 

В. Р. Новоселов проанализировал 120 поединков (от правления Франциска I до Людовика XIII), о которых сохранились подробные рассказы мемуаристов. Из 120 описанных дуэлей как минимум 66 имели смертельный исход (результат 7 поединков нам не известен), при этом в 10 случаях погибали оба врага. Бескровно закончились только 7 поединков: либо противников разняли сразу, либо один из дуэлянтов обезоружил другого...

 

Судя по этим подсчетам, выходя в бой, дуэлянт погибал в одном случае из трех, если это не мастер шпаги... От себя замечу: в реальности, наверное, процент смертельных случаев был ниже: дуэль с трагической развязкой гораздо чаще привлекают внимание мемуаристов. Из нашей истории - все знают о поединке Пушкина с Дантесом, мало кто помнит, что у Пушкина и до того было несколько дуэлей. Бескровных.

 

Однако в XVI веке французы дрались до смерти или, самое малое, до тяжелой раны, когда продолжать поединок уже не представлялось возможным. Но и раненому сдаваться было не слишком прилично! Противник и рад бы дать пощаду - раненый пощады не желал, чтобы не позориться перед людьми. Вот если оба получили серьезные ранения, тогда поединок можно и прекратить - ничья честь ущерба не понесла.

 

Поединки трое на трое вроде знаменитой "дуэли миньонов" были в порядке вещей. Случалось, дуэль перерастала в небольшое сражение. В августе 1606 года подрались сеньоры де Брезе и де Сент-Жемме, 30 дворян принимали участие в деле. Из их числа в живых остались 5 человек, 25 погибли смертью храбрых.

 

Интересно, что в 25 случаях (из 120) произошло грубейшее нарушение неписаных дуэльных законов. При этом правила поединка в XVI-начале XVII в. привели бы в ужас дуэлянтов других эпох. Прикончил врага в групповом поединке - недурно и товарищу помочь! Это в порядке вещей.

 

И все-таки славные были бойцы!

 

«Два пажа… сойдясь в поединке, нанесли друг другу смертельные ранения. Хирург, который пытался оказать помощь обоим дуэлянтам, когда увидел, что смерть неизбежна, решил облегчить их страдания. Каждого из них он ободрил, сообщив, что противник изранен еще сильнее и безнадежен. К удивлению хирурга, оба пажа ответили, что это весьма печально, поскольку противник был благороднейшим человеком, о смерти которого можно только сожалеть».

 

Amen.

 

(В. Р. Новоселов. Последний вызов чести. Дуэль во Франции в XVI - начале XVII столетия. СПб., 2005. С. 143, 217-219.)

Шано, блог «Ономастикон»

* * *

Оригинал взят у в Коза Иванович...

Новгородский рыбак Линь и его сыновья: Сом Линёв, Ёрш Линёв, Окунь Линёв и Судак Линёв. Другая семья: Медведко Филиппов и его дети - Тимофей, Кот и Комар Медведковы (XVI век).

 

Мещанин Комар Кухмистрович (1552), московский пристав Паук Петров сын Заболоцкий (1555), московский дьяк Сверчок (XV век), виленский мещанин Блоха (1445).

 

Собака Скобельцын (1500), Коза Иванович (1552), Максимко Кошка (1556) Аврам Мышка (1599).

 

Старец Покровского монастыря в Угличе Иов Рыба (1490).

 

Начало: http://arthoron.livejournal.com/33519.html

 

По ссылкам много больше всякого интересного


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)