День в истории Блогхауса: 13 декабря 2018

Трикстер Троп, блог «Будни психотравматолога»

Проект "Хорошая жизнь" - 1530. Куртка для Джей, клиенты и обнимания

Дапа на куртке - Джей - 13 дек 2018 - обраб^-__-^~

У Джей не было теплой куртки, и несколько попыток как-то решить вопрос с зимней одеждой результата не дали.

А ожидается похолодание.

Но у Тая на даче оказался некоторый склад теплой одежды, и он уже несколько раз предлагал помочь как-то решить вопрос.

 

И вот сегодня Тай и Джей ходили на дачу.

Причем мероприятие это все откладывалось, мы с Людой Орел уже не успевали в нем поучаствовать и даже отменили плановый разговор с Джей, но собрались они только под вечер.

В темноте брели посреди леса :).

 

И добыли куртку!

Джей говорит, что она черная и очень теплая - вроде той моей новой, которая принадлежала умершему дедушке Тая и была мне передана осенью.

А еще они повидали Дапу, которая до сих пор живет на даче и счастливо там охотится, а ребята ходят ее кормить и навещать.

 

А мы тут работали с клиентами, которых у нас по четвергам много, и я выложил анонс второй версии "Историй, исцеляющих мир".

А в промежутке мы лежали в обнимку.

У меня зимой, особенно несколько дней после Нового года, наступает обнимательный период, ради которого я даже готов ненадолго оторваться от работы :).

 

Фраза дня, близкая к идентичности: "Ура, тебя не зря осенило: они принимают постоянные заказы на обеды, и можно будет не вставать раньше каждый день, чтобы их заказать!" (утром у меня случилось озарение, которое немного позже подтвердилось).

 

На фото - Дапа позирует Джей, сидя на куртке Тая.

 

~~~!~~~

Ктая, блог «Ловец снов»

Кофе с запахом праздника

И все-таки из каких мелочей складывается настроение. Сегодня пришлось совершенно незапланированно бегать по городу по совершенно пакостной погоде. Но вот заскочила перекусить, взяла в КФС их капучино "имбирный пряник", вышла на улицу...

Ветер немного стих. Снег из мелкой крупки превратился в хлопья. Стакан с кофе в руках греет ладони и так пахнет... почему-то именно этот "имбирный пряник" пахнет для меня уютом и чем-то таким новогодним.

Вот говорят что теплая чашка в руках повышает настроение, и даже рекомендуют использовать это в маркетинге и сфере обслуживания — и оно правда работает же. Как-то враз отошли на задний план и слякоть под ногами, и сутолока вокруг. Остались медленно кружащие хлопья снега на фоне фонаря, кофе с запахом праздника в руках и ощущение тихого волшебства. Так хорошо на душе стало.

Как будто вокруг соткался маленький кусочек какой-то истории про новогодние чудеса)

Kentigerna, блог «книгофрения»

* * *

На вторую неделю декабревого аврала мы с коллегой подумываем разбить лагерь и на работе ночевать, а то только время зря тратить на возвращение домой и поездку обратно утром.

Ночью падаю на кровать, открываю ютуб и засыпаю. На прошлой неделе смотрела, как Бред Мондо критикует самопальные стрижки, на этой - как девочка с чудесным британским акцентом открывает адвент-календари.

А какие тревожащие признаки стресса вы замечаете за собой? х)

Платинум тупикум, блог «Самоедство overdrive»

На работе всегда многоумные разговоры

Я так-то счастливый человек.

Я не готовлю сама. Практически никогда. Ну вот только когда пёзднет приготовить торт. Иногда тебе нужно не поесть, а заебаться, понимаете это состояние?

А вот остальные 99,99 процентов времени мне готовит еду котик. В отличие от меня, котика процесс готовки не повергает в тотальную ненависть ко всему живому.

Но каждый раз возникает этот дебильный разговор на работе.

На обед я ношу с собой йогурт и яблоко. Или баночку творога и яблоко. Я предпочту плотно позавтракать, а не плотно пообедать. При этом еду на завтрак я себе покупаю (ВкусВилл — потешь себя иллюзией здорового питания! Зато вкусно)

И ничинаааается.

"А почему бы тебе не носить с собой контейнер".

"А он не может тебе готовить еще и обед?"

"ПОДУМАЙ СКОЛЬКО ТЕБЕ УДАСТСЯ СЭКОНОМИТЬ"

(последнее взывает к моему внутреннему еврею, кхе-кхе)

Ну, тут надо вот что сказать.

У меня тотальное отвращение к контейнерам с едой. Не знаю. На каком-то примарном уровне. Не могу на них смотреть.

Ну и тащить на себе лишних полкило (еда, коробочка, пакетик), особенно зимой — это фу.

У меня уходит около тысячи-полутора в неделю на завтраки, причем это хорошие, плотные завтраки. могла бы я экономить почти пять тысяч в месяц? Да.

Могла бы я готовить себе каждый вечер? НЕТ. Ни за что. С меня хватает того, что в трубу вылетает два часа каждый день на дорогу с работы и на работу.

Могла бы я заставить человека, который и так меня кормит все время, готовить мне еще и завтраки? Упаси гоги, я ж не изверг.

Вот и хожу. Транжира среди великих экономистов.

Эх.

Санди Зырянова, блог «Дупло козодоя»

***

Света не видно, дали темны.

Дети уходят из этой страны.

Где-то внизу расстилается ад.

Озеро в шторм. Кинозал. Интернат,

Дом, где любили, но не спасли.

Дом, где убили. Подвал, где нашли.

Мечутся в тучах, как отблески птиц,

Тени подростков-самоубийц.

Дети уходят, по небу скользя.

Реанимация, маме нельзя.

Свалка за городом, нечем дышать…

Больше мы взрослым не будем мешать.

Серое небо. Облачный град.

Дети уходят. Дети летят.

 

Тикки Шельен

Шано, блог «Архив Шано»

* * *

Оригинал взят у в post

"Veneziani, poi Cristiani" ( сперва венецианцы, потом христиане ) - это все знают. Но тут прочла вовсе прекрасное: в 1587 году один местный монастырь предложил венецианской страховой компании молиться за все застрахованные ею суда за 0,08% от взносов.

Нет, где сядешь, там и слезешь - предложение принято не было. Но мне нравится явное присутствие предварительных расчетов. Собрали же данные, вывели цифры. Попытка не пытка, что ж не попробовать.

Шано, блог «Архив Шано»

* * *

Оригинал взят у в История зеркала
История зеркала теряется в глубине веков.
Понятно, что самым первым зеркалом была обыкновенная... лужа. Но вот беда - с собой ее не унесешь и дома на стенку не повесишь.
Появились отполированные куски обсидиана, которые в древние времена были в ходу в Китае и Центральной Америке, и отполированные бронзовые диски, нашедшие распространение в Средиземноморье.
Совершенно новый тип зеркал - вогнутых - появился лишь в 1240 году, когда научились выдувать сосуды из стекла. Мастер выдувал большой шар, затем вливал в трубку расплавленное олово (иного способа соединения металла со стеклом еще не изобрели), а когда олово растекалось ровным слоем по внутренней поверхности и остывало, шар разбивали на куски. И, пожалуйста: можно смотреться, сколько угодно, только отражение было, мягко говоря, немного искаженным.



скрытый текст[MORE=читать дальше]Наконец, примерно в 1500 году, во Франции придумали "смачивать" плоское стекло ртутью и приклеивать таким образом на его поверхность тонкую оловянную фольгу. Однако плоские стекла в те времена были невероятно дороги, и хорошо их умели делать лишь в Венеции. Венецианские купцы, недолго думая, выторговали у фламандцев патент и целых полтора века держали монополию на производство отличных "венецианских" зеркал (которые следовало бы именовать фламандскими). Цену их можно представить на таком примере: зеркало размером 1,2 метра на 80 сантиметров стоило... в два с половиной раза дороже, чем полотно Рафаэля!
С давних пор зеркало считается магическим предметом, полным тайн и волшебства (а то и нечистой силы). Оно верно служило и служит по сию пору языческим культам многих народов, которые видят в нем космическую силу Солнца.
Еще древние египтяне толковали крест, переходящий в окружность, как эротический жизненный ключ. А много веков спустя, в эпоху европейского Возрождения, в этом символе увидели изображение дамского туалетного зеркала с ручкой, в котором так любила разглядывать себя богиня любви Венера.
Современную историю зеркал отсчитывают с XIII века, когда в Голландии освоили их кустарную технологию. За ней последовали Фландрия и немецкий город мастеров Нюрнберг, где в 1373 году возник первый зеркальный цех.
В XV веке центром стеклоделия становится остров Мурано, расположившийся под Венецией, в морской лагуне. Специально созданный "Совет Десяти" ревниво оберегал секреты стеклоделия, всячески поощряя мастеров, заодно изолируя их от внешнего мира: слишком велики были прибыли от монополии, чтобы потерять ее. На остров Мурано стеклоделов переселили под предлогом обезопасить Венецию от пожаров. В начале ХVI века братья Андреа Доменико из Мурано разрезали вдоль еще горячий цилиндр из стекла и половинки его раскатали на медной столешнице. Получилось листовое зеркальное полотно, отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Так произошло главное событие в истории производства зеркал.
Европейские монархи любыми средствами пытались выведать зеркальные тайны Венеции. Это удалось в XVII веке министру Людовика XIV - Кольберу. Золотом и посулами он соблазнил троих мастеров из Мурано и вывез их во Францию.
Французы оказались способными учениками и вскоре даже превзошли своих учителей. Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как это делали в Мурано, а литьем. Технология заключается в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливают на ровную поверхность и раскатывают вальцом. Автором этого способа называют Луку Де-Негу.
Изобретение пришлось как нельзя кстати: в Версале строили Галерею зеркал. Она была длинной 73 метра и нуждалась в зеркалах большого размера. В Сен-Габене изготовили 306 таких зеркал, чтобы их сиянием ошеломить тех, кому посчастливится побывать в гостях у короля в Версале. Как после этого было не признать за Людовиком XIV права именоваться "король-солнце"?
На Руси почти до конца XVII века зеркало считалось заморским грехом. Люди благочестивые его избегали. Церковный собор 1666 года взял да и запретил духовным лицам держать в своих домах зеркала.
"Только зеркала в малом формате привозились из-за границы в большом количестве и составляли принадлежность женского туалета", - писал Н.И. Костомаров. А историк Забелин поясняет, что в России "значение комнатной мебели зеркала получили едва ли не со второй половины XVII века, но и в это время они составляли убранство одних только внутренних постельных хором и не имели еще места в парадных приемных комнатах-" Добавим, что и там они были скрыты завесами из тафты и шелка или хранились в киотах. При Петре Великом в Москве, на Воробьевых горах, возвели "амбар каменный и длинный в восемьдесят три фута, в вышину девять аршин, в нем плавильная печь сделана из кирпичу белой глины". Пришло время и России делать свои зеркала.
Став важным элементом меблировки и декора, зеркало потребовало соответствующего обрамления. В зеркальных рамах нашли выражение художественный вкус, особенность дарования ювелиров и художников, национальный колорит, мастерство и, конечно, время, которому подвластны и ремесла, и искусство.
В конце XVI века, поддавшись моде, французская королева Мария Медичи решила обзавестись зеркальным кабинетом, для чего в Венеции было приобретено 119 зеркал. Видимо, в благодарность за большой заказ венецианские мастера подарили королеве уникальное зеркало, отделанное агатами, ониксами, смарагдами и инкрустированное драгоценными камнями. Сегодня оно хранится в Лувре.
Зеркала были чрезвычайно дороги. Покупать и коллекционировать их могли лишь очень богатые аристократы и королевские особы.
Страстными коллекционерами зарекомендовали себя английский король - Генрих VIII и французский - Франциск I. Не такое уж большое зеркало размером 100х65 см стоило больше 8000 ливров, а картина Рафаэля того же размера - около 3000 ливров.
Во Франции некая графиня де Фиеск рассталась с имением, чтобы купить понравившееся ей зеркало, а герцогиня де Люд продала серебряную мебель на переплавку, чтобы приобрести зеркальную.
Зеркало в киоте, украшенное тонким оловянным кружевом, в свое время царевна Софья (правительница при царях-мальчиках Иване и Петре) подарила своему сердечному другу князю Голицыну.
В 1689 году по случаю опалы у князя и его сына Алексея было отписано в казну 76 зеркал (зеркальные страсти уже бушевали и среди русской знати), но зеркало царевны князь утаил и увез с собой в ссылку в Архангельский край. После его смерти зеркало среди других вещей по завещанию князя попало в монастырь под Пинегой, уцелело и дожило до наших дней. Сейчас оно хранится в фондах Архангельского краеведческого музея.

Источник

[/MORE]

Шано, блог «Архив Шано»

* * *

Оригинал взят у в Из чего только сделаны мальчики ? Из чего только сделаны девочки?
Пожалуй сегодня, в качестве прелюдии к грядущим запискам о превратностях детской моды, размещу я основательно переписанный и слегка расширенный старый пост о мальчишках в платьях, тем более, что аудитория за последний год изрядно обновилась. В общем, надеюсь, что вам, друзья мои, будет интересно.




О том, что во времена пра-прадедушек мальчики до определенного возраста носили платьица знают почти все. Однако, это сугубо теоретическое знание зачастую не мешает неверно идентифицировать пол, изображенных на живописных полотнах минувших дней, ребятишек. Такие ошибки встречаются даже в специальной литературе, что уж говорить о поверхностных оценках рядового зрителя. А сколько удивления и пикантных выводов могут сделать, узнав, что изображенное лицо в юбке на самом деле принадлежал к мужескому полу, недостаточно взрослому, чтобы носить брюки. Вообще, весь этот шмоточный сыр-бор стал актуальным только в послевоенное время. Еще в первой четверти 20-го века маленькие мальчики щеголяли в платьицах наравне с девочками. скрытый текст[MORE=читать дальше]Потому что удобно, потому что 10 пар штанов не у всех было, а платье... ну это платье, чего вам объяснять. Правда сейчас многие недоумевают, мол, какое же это детство! Ни тебе через заборы, ни по деревьям! Тут надо заметить, что платье - это все же такой парадно-выходной вариант, особенно длинное платье, а в обычной жизни было значительно удобнее бегать в рубашонках до коленок. Об этом мы можем узнать и из мемуаристики и разглядывая картины голландских мастеров. Хотя к концу 17 века платья и корсеты стали использовать в повседневной жизни чаще. На портретах маленький мальчик изображался в платье почти всегда. Правда проблем у смотрящих на полотно с идентификацией половой принадлежности изображенного киндера не возникало века до 19-го, когда появилась мода из деточки делать куколку. До этого несомненная мужественность объекта подчеркивалась множеством деталей, понятных современникам так же как нам сейчас понятно, что ребенок в джинсах, свитере и с бантом в волосах может быть только девочкой, невзирая ни на какие брюки.

Итак, какими способами художники давали понять, какого пола ребенок, изображенный на портрете.
Самый простой и очевидный для современников первичный, так сказать, половой признак - это одежда. "Что за путаница" - можете подумать вы, но никакой путаницы тут нет. Несмотря на то, что юбку носили все дети, верхняя часть одежды нередко соответствовала полу.
Крой мужского дублета или камзола, воротник или шейный платок, шляпа - вот основные элементы одежды по которой часто можно опознать мальчика. На костюмах 16-го начала 17-го вв. юбка подвязывалась к дублету "по-мужски", вместо штанов. В более поздний период "камзол" надевался поверх нижней одежды, включающей юбку вместо бридж.




(слева-направо: Wybrand Simonsz de Geest, Justus Sustermans Ferdinando de' Medici (справа), Anna Maria Luisa, (слева) with their governess, ???)


Корсаж, особый вырез платья, специфический воротник, женский головной убор и крой рукава могут красноречиво указывать на принадлежность живописного объекта к особам пола женскага, коварнага.



(слева-направо:Cornelis I Johnson, ???, Jan Cornelisz Vermeyen)

Ярким наглядны примером, демонстрирующим разницу между юбочным костюмом мальчика и девочки может быть вот этот портрет



???


Важно отметить, что передник, чепчик и низкий вырез на платье не являются маркерами, указывающими на пол ребенка, ибо носились и мальчиками и девочками.

Следующей особенностью выдающей пол может быть прическа. Но тут стоит учитывать, что начиная с 16-го века и до 19-го женщины не носили распущенные волосы (исключение составляют маскарадные образы и мода на особые портреты взрослых дам, появившаяся в Англии в начале 17 века), а мужчины носили и так и эдак, с париками и без. Поэтому, если вы увидите на картине второй половины 16-19 вв. ребенка с распущенными волосами - то скорее всего это мальчик (по крайней мере, я знаю только одно исключение, и оно относится к тем самым "особым портретам"), но если у ребенка есть прическа, то совершенно не факт, что это девочка. И тогда приходится искать дополнительные признаки.



На этих портретах все дети - юные джентльмены. Слева-направо: Будущий король Испании, покровитель, друг и подопечный Фаринелли - несчастный Филипп V кисти Pierre Mignard. На следующей картине Cornelis de Vos живет статный господин с своими сыновьями, младший из них весьма мужественен, несмотря на юбку и хвостик на макушке. Последняя картина - тот самый "особый английский портрет", но кроме дамы с экзотичной прической а-ля русалка мы видим ее сына - сережка, юбка и длинные распущенные волосы не должны нас сбить с толку, о том что это мальчик говорит крой дублета и мужской атрибут - ракетка. Нарисовал портрет Paul van Somer.



Дополнительными же признаками, указывающими на юного джентльмена могут стать различные виды оружия и трость (до 18 века). Девочку с оружием могли изобразить в исключительных случаях, например, в образе Дианы, но тогда оружие не было единственным атрибутом.



(слева-направо: Robert Peake -Sir Edward Pytts, Cornelis I Johnson, Marcus Gheeraerts the Younger - Anne, Lady Pope with her children)


В руках же у девочки может быть веер, сумочка или платок.




(слева-направо: Paulus Moreelse, Jan Claesz, Gerard TERBORCH - Helena van der Schalcke as a Child)

Надо отметить, что платки у кавалеров тоже были, но не в руках, а на поясе



Portrait of Hendrik van Coeverden


Перевязи чаще указывают на то, что перед нами мальчик, но в редких случаях они могли стать просто признаком Очень Высокого происхождения и предназначения девочки.



Caesar van EVERDINGEN



Детские игрушки, нередко появляющиеся на портретах, тоже несут важную информацию. Мальчики изображались с лошадками, клюшками, ракетками (до 18 века) и барабанами.




(слева-направо: Constantine Netscher, Moreelse, Paulus, Antoine Pesne - Friedrich Wilhelm von Preussen, ???)


Неизменной девчачьей игрушкой была кукла.



(слева-направо: Isaac Claesz van Swanenburgh, Jacob Cuyp, Carl Ludwig Christinec)


Некоторые виды животных воспринимались как мужские и женские. Так козлики были для мальчиков.




А ягнята для девочек.



Aelbert Jacobsz Cuyp


Собаки же, как символ верности, могут встретиться на любом портрете, но особо крупные особи благородных пород художник помещал только на мужские портреты, демонстрируя власть и благородство юного отпрыска славного рода.



(слева-направо: ???, QUELLINUS, Erasmus II, Dirck Dircksz van Santvoort - DIRCK ALEWIJN)


(слева-направо:???, TIZIANO Vecellio -Clarice Strozzi, Daniel Mytens - Lady Mary Feilding, Anna Elisabeth Theophile von der Pfalz-Neuburg unbekannter Maler)


Многочисленные пернатые, помещенные на портрет рядом с ребенком, говорили зрителю о чем угодно, но не о половой принадлежности, кроме одной птицы - сокол традиционно считался мужской птицей. Поэтому над вот этим портретом до сих пор ведутся споры. Возможно это Анна-Мария де Шеврез, но есть сомнения.

Wybrand Simonsz de Geest


На семейных портретах художники предпочитали делить холст по полам. Т.е. на мужскую и женскую половины. Дамы располагались по левую руку от кавалеров. Кавалеры старше года - полутора находились в мужской части полотна, невзирая на костюм.

De Vos family

Ежели художник или заказчик не добивался этого результата, то вступали в силу обычные маркеры, о которых мы говорили выше.
Lucy Family

Вот и весь рассказ. К сожалею, есть портреты, которые почти невозможно идентифицировать и приходится, вздыхая, констатировать, что перед нами просто ребенок. Но с другой стороны... должна же быть какая-то тайна, почему бы не эта?

[/MORE]

Шано, блог «Архив Шано»

* * *

Оригинал взят у в гендер
1

Франклин Рузвельт в 2 года (1884 год)

До конца XIX века мальчиков одевали как девочек. Пока мальчики носили женское платье, про них говорили «мальчики в слюнявчиках». Это продолжалось до четырех-пяти лет. Интересно, что когда с XIV века у мужчин короткая одежда и обтягивающие штаны начинают вытесняют платье, моралисты и проповедники обличают бесстыдство этой моды и видят в ней признак аморальности наступившей эпохи. Почтенные мужчины носили только платья.

Филипп Арьес "Детская одежда"


В дополнение еще один пост:
скрытый текст[MORE=читать дальше]Оригинал взят у в Почему раньше мальчиков одевали в платья?
В период с 17 до середины 18 века, облачение мальчишек в платьица являлось нормой. И решение вопроса о том, что одеть: платье и чепец или бриджи и сюртук, зависело от возраста ребёнка. Почему?

Оказывается, одежда прошлых времён не зависела от пола ребёнка, как сейчас, а символизировала степень зависимости юных отпрысков от взрослых. И если мальчика одевали в девичью одежду, то это означало, что он ещё недостаточно самостоятелен, чтобы перейти в мир мужчин, и ему ещё нужно подрасти. По мере взросления, элементы надеваемой одежды на мальчиков сменялись или же полностью исчезали из их гардероба. Так, первоначально позволялось снять чепцы и открыть свои волосы, в 6-7 лет снять платье и одеть бриджи. Однако, если мальчишки допускали какую-либо шалость, то в наказание их облачали обратно в платья. Поэтому, заинтересованность остаться в мужском мире брала верх над их шалостями, и мальчики старались вести себя хорошо.

Может вернуть этот стимул в систему воспитания? :)

P.S. Кстати, развитие эмансипации привело к тому же эффекту - женщины стали чаще носить брюки и удобную обувь, избавились от обязательных головных платков.
[/MORE]

Шано, блог «Лондон и вокруг него»

* * *

Оригинал взят у в Славяне раннесредневековой Англии. Выдержки из книги Томаса Уильяма Шора, часть 1.








скрытый текст[MORE=читать дальше]Предлагаю Вашему вниманию главу VI из книги Томаса Уильяма Шора "Происхождение английской расы". Эта глава посвящена славянскому влиянию и славянским следам в раннесредневековой Англии. Перевод выполнен питерским журналистом Борисом Новицким. Иногда текст сопровождается его комментариями или возгласами, взятыми в скобки и снабжёнными инициалами Б.Н. которые мы решили оставить, так как они, на наш взгляд, вполне уместны и разумны.

Нужно отметить что в самой работе, иногда попадаются, довольно странные утверждения. Например, заявления о "смуглости кожи" "вендов" живущих в Нижней Саксонии! Никаких смуглокожих вендов в Германии, естественно нет и не было! Все местные славяне - вполне светловолосые, светлокожие, "длинноголовые" и вполне соответствуют северной подрасе белых. Или - рассуждения о принадлежности славян к "сарматской, круглоголовой, брахицефальной расе", хотя при этом  автором заявляется что многие славяне - совершенно белокожие и что граница между современными славянами и германцами очень размыта. Автор, видимо, отдаёт должное популярным когда-то, но не очень адекватным идеям о восточном, сарматском, очень отличающемся от германцев, происхождении славян и соответствующей их расовой принадлежности. Спорно также то, что всех "германцев" он именует "тевтонами". Не понятно почему он относит Гондерика и Гензерика к готам, ибо имена их дедов явно этому противоречат. В общем - свои вопросы к тексту есть.

Но при этом, он содержит  много, на наш взгляд, крайне интересных фактологических данных - названия поселений и разных местностей, имена, выдержки и цитаты из различных источников, собственные интересные наблюдения и анализ автора, а также прочие ценные сведения! Кроме того - Шор однозначно рассматривает "германские племена" известные по римских источникам, с названиями, совпадающими с поздними славянскими - как славянские, еще с древнейших времён. Что нами неоднократно обсуждалось и вполне поддерживается. В общем - текст вполне любопытный, рекомендуем. Автор действительно пытается пробиться в древний период, о котором мало что известно нынешней широкой публике, но который, тем не менее - реально существовал и следы его кое где сохранились. Пробиться и адекватно описать.


Из книги
Томас Уильям Шор
Происхождение английской расы

CHAPTER VI.

RUGIANS, WENDS, AND TRIBAL SLAVONIC SETTLERS.

Руги, венеды, и туземные славянские поселенцы


Имя  венеды было дано  древними  тевтонские народами Германии тем славянским племенам, которые располагались на территориях к востоку от Эльбы и к югу от Балтийского моря. Это имя схоже с более древним названием, используемым Птолемеем (около 90 г. – около 168 г), который писал, что «Венеды (Wenedae) обосновались  по всему Заливу Венедскому заливу».  Также упоминает венедов (Venedi) и Тацит (ок. 56 - ок. 117 г.). Нет, поэтому, никаких сомнений, что до англосаксонской колонизации эти народы располагались на побережье Мекленбурга и Померании.

То что, существовали определенные родовые различия между различными племенами  венедов, видно из существования таких больших племен среди них как Вильцы  и Ободриты, которые во времена Карла Великого образовывали противостоящие союзы, сначала с  саксами, затем с франками. Венеды, которые все еще проживают в Нижней Саксонии, имеет смуглый цвет лица, и относятся к тому же роду что и Сорбы или Сербы. Они относятся к славянам, хотя многие племена славянского происхождения  имеют светлый цвет лица. Прокопий писал, что те Вандалы, которые были союзниками древних готов, отличались высоким ростом, бледным цветом лица, и светлыми волосами. Поэтому маловероятно, чтобы древние славянские племена Балтийского побережья выделялись по цвету лица. Поскольку недавно установлена связь вандалов или венедских поселенцев с различными территориями Англии, будет желательно установить во всей полноте факт их связи с происхождением англосаксонской народа.

Хотя считается, что вандалы,  как и готы,  были народом тевтонского происхождения, имеются определенные свидетельства того, что более поздние вандалы или венеды, были славянами, и нет никакой причины сомневаться, что эти более поздние вандалы происходили  от древних вандалов. Тацит пишет о вандалах, как о группе германских народов. Название это используется в широком (географическом – Б.Н.) смысле, так, например, в настоящее время говорится о британских народах. Главная причина того,  что ранних вандалов считают тевтонами, состоит в том, что имена их вождей почти исключительно все  тевтонские:  Gonderic (Gonderic (Гондерик) родился в 375 г.  Отцом Гондерика был Godeguslus (Годегуслус) Вандал и его матерью была Флора.  Родителями его отца были Radagaisus (Радагайсус – Радегаст!) Вандал и  Келла.  У него был младший брат по имени  GElmer (Гелмер - Гилмор), которого называли Гилмер Гот.  Он умер в возрасте 51 год, в 426 г.), Genseric (Godeguslus (Годегуслус)  родился в 349г.  Отцом  его был Radagaisus (Радагайсус – Радегаст!) Вандал, а матерью  Келла.  Дедом его был  Miecislaus (Мечислав) I  Вандал, бабушка неизвестна.   Он был единственным ребенком. Умер в возрасте 57 лет.  в 406 г.) (В чем приходится сомневаться, судя по их дедам – Б.Н.), и т.д. Ее можно было бы посчитать действительно важной, если бы на этот счет не было никаких противоречий.

Вожди более прогрессивных народов во все времена вели за собой воинов более отсталых союзников, а готы были более передовым племенем по отношению к вандалам, которых они завоевали, и которые впоследствии стали их надежными союзниками. Среди коллекции англосаксонских реликвий в Британском Музее - множество украшений вандалов из Северной Африки, помещенные там для сравнения с украшениями периода англосаксонского завоевания. Они, очевидно, - грубые имитации изделий из того же периода, найденные в Скандинавии и в Англии, то есть, имитации готской работы. (С  чего он это взял? – Б.Н.)

Из всех древнегерманских  племен к востоку от Эльбы, о которых писал  Тацит  как о германцах, во времена Карла Великого не осталось ни одного тевтонского следа. Частями его Германии были и Польша, и Силезия. Когда немцы Карла Великого и его преемников завоевали страну к востоку от Эльбы, здесь не осталось даже намека на какое-нибудь  тевтонское присутствие.

Такая древняя оккупация, как отмечал Латем (Latham), которая не оставила  каких бы то ни было следов своего существования сохранившимся повсеместно потомкам древних жителей, случается редко. В Германии, к востоку от Эльбы, не было обнаружено более древних, чем славяне, жителей, за исключением некоторых представителей очень отдаленного доисторического периода. На заре немецкой истории среди славян к востоку от Эльбы не нет ни одного следа порабощения людей тевтонского происхождения, нет также никаких преданий о более ранних жителях, в то время как древние топонимы – все сплошь  славянские. Если бы там к востоку от этой реки во время Taцита обитали так называемые немцы, то есть, длинноголовые племена,  предположительно смещенные  славянами во временном промежутке от Тацита до  Карла Великого, то  это время стало бы временем самой полной и самой скрупулёзной летописи в  истории. (? – Б.Н.)
Этнология и история в качестве самых ранних жителей Восточной Германии, говорит о народах сарматского или славянского происхождения, то есть, о брахицефальных племенах, и отмечает неверное толкование комментаторами в этом отношении сообщений Тацита. В Восточной Германии в топонимах сохранились  окончания -itz, очень распространенные  в Саксонии;  - zig (Лейпциг); -a (Йена); и  - dam( Потсдам). Всем этим местам название дали славяне.

Утверждение Беды Достопочтенного, что  Ругини или Руги были среди племен, от которых, как известно,  произошли англичане, было его личным свидетельством, как  современника. О ругах также упоминал Тацит. Их имя, видимо, остается до настоящего  времени в названии острова Рюген,  расположенного недалеко от берега, который они занимали  во время Римской империи.

Птолемей писал о венедах, живших на том же берегу Балтики, и поскольку они были сарматами или славянами, вендами, то есть, племенами славянских поселенцев, то ясно, что руги, видимо, тоже относились к славянскому народу.

По мнению Тацита, некоторые народы, также были негерманского происхождения. Остров Riigen (Рюген) являлся главным храмом венедов, главным центром их религии. На восточной стороне  полуострова Ясмунд  на  Рюгене - находятся белые меловые утесы Stubbenkammer (Штуббенкаммера), а на северной стороне острова - мыс Аркона, где в двенадцатом столетии находился идол Свентовита, в храме этого венедского бога. На Рюгене не обнаружено ни одного следа тевтонского вероисповедания. Все следы - славянские. О  почитании Свентовита  на Арконе,  дары которому приносили со  всей Славении,  писал Саксон Грамматик.

То, что  некоторые из очень ранних поселенцев в Великобритании, были венедами,  и, следовательно, в образовании  древнего английского народа  участвовал   славянский элемент (этот факт, зарегистрирован в римской истории) можно увидеть, например, в  заселении большого числа  вандалов в Великобритании по приказу Императора Проба. (ПРОБ (Probus) (232-282) - римский император с 276. Упрочил власть Рима в Галлии и по всей рейнской границе, оттеснив в 277 вторгшихся в Галлию франков, алеманнов и др.) Считается, что при правлении Зосимы это заселение произошло после большого поражения вандалов в низовьях  Рейна в конце третьего столетия нашей эры. Вандалов  сопровождала орда бургундцев, и поскольку они находились в поисках новых мест обитания, то Великобритания, вероятно, их удовлетворила, так же, как она удовлетворила римлян, которых отправляли  в Великобританию.

Если невозможно  доказать, что имя  вандалы  означает только определенные племена тевтонского происхождения, то это вероломная миграция вандалов в Великобританию - самое раннее упоминание  об иммигрантах славянского происхождения. Невозможно установить в какой части страны они конкретно поселились, но поскольку они были известны римским авторам под названиями Vinidse и Venedi, то  возможно, что такие римские топонимы в Великобритании, как Vindogladia в Дорсете, Vindomis в Гэмпшире, и другие были связаны с их поселениями. Возможно также, что в промежуток времени между прибытием вандалов и прибытием самых ранних англосаксонских поселенцев некоторые из потомков вандалов сохранили  свои племенные отличия от  британцев, как, например, это сделали потомки некоторых римских колонистов в Кенте. Поражение вандалов при Пробусе (Пробе) у Рейна произошло в 277 н.э., так что их миграция в Великобританию произошла не более, чем  за два столетия до прибытия ютов и саксов. Поскольку какие-то так называемые саксы уже, видимо, заселили  восточное побережье Англии, и с ними объединились  более поздние саксы, то вероятно, некоторые из поселенцев вандалов в Великобритании во времена Пробуса, возможно, еще сохраняли свои племенные различия до того, как началось  вторжение саксов, англов, и ютов. Вот топонимы в англосаксонских хартиях, которые явно указывают на поселения ругов  в Англии - это Ruanbergh и Ruwanbeorg (в Дорсете); Ruganbeorh и Ruwanbeorg (в Сомерсете); исчезнувшие Ruwanbeorg и Rugan (в Уилтшире); Rugebeorge (в Кенте); и Ruwangoringa (в Гэмпшире). О них несколько позже.
Главные древние  английские названия, которые, кажется, упоминаются в Книге страшного суда (Domesday Book, Вильгельма Завоевателя – Б.Н.), - это  Ruenore в Гэмпшире, Ruenhala и Ruenhale в Эссексе, Rugehala и Rugelie в Стаффордшире, Rugutune в Норфолке, и Rugarthorp в Йоркшире. Рядом с  Ruenore, в Гэмпшире, находится Stubbington, название, которое возможно, было  названием, перенесенным со Stubnitz на острове Рюген.

В историческом аспекте англосаксонская колонизация может быть расценена как часть более широкой миграции народов и племен из Восточной и Северной Европы в области Римской империи во время ее упадка. В своем этнологическом аспекте эта колонизация  может быть расценена, как финальная стадия западноевропейского перемещения  людей германской группы языков (? – Б.Н.).

Как  история и этнология франков  в Западной Германии дает нам замечательный  пример объединения  кельтов с другими тевтонскими народами, так  история и этнология Восточной Германии дает столь же удивительный пример объединения  людей тевтонского и славянского происхождения. Оно началось в очень ранний период нашей эры, и современная  размытая этнологическая граница между немцами и славянами показывает, что оно все еще неуклонно продолжается. В свой миграции на восток в более поздние столетия немцы поглотили венедов. Потомки изолированных славянских поселенцев возле  Утрехта и в других частях долины Рейна также вскоре были поглощены немцами. Этнологические данные, касающиеся нынешних обитателей этих районов, а также сохранившихся некоторых их древних топонимов, подтверждает мнение ранних летописцев об иммиграции славян в регион, где ныне располагается Голландия. Та часть, которую древние венды, включая ругов, вильцев, и другие славянские племена, заняли в Англии под колонию, по сравнению с колонией тевтонских народов и племен, была  небольшой, но настолько значительной, что до сих пор сохранились следы этого пребывания.

Птолемей, описывая  середину второго столетия нашей эры, называет Балтийское море  Венедским Заливом, а жителей на его берегах венедами (Venedi или Wenedae). Он пишет о них как об одном из самых больших народов Сарматии (самое древнее название населенной славянами страны, которое было заменено на  Славония). Плиний, в своем сообщении  о Балтийском море, писал: «Люди говорят, что от этого места вокруг Вислы целая страна заселена сарматами и вендами». Хотя лично он не знал венедов, но эти его слова являются весомым свидетельством того, что они в его время очевидно обитали на берегу Балтики.

В  англосаксонский период славяне на севере Европы расширились  далеко на запад до Эльбы и даже дальше. На восточном берегу этой реки обитали полабские венеды, которые видимо, являлись ветвью вильцев (Wilte или Wiltzi). Имя вильцы происходило от древнеславянского слова волк, wilk, во множественном числе wiltzi, и было дано этому большому племени за их свирепую храбрость. На северо-востоке Германии, около восточной границы их территории все еще сохранилось широко известное название Wolfmark. Этот народ называл себя велатибы (Welatibi), их имя происходило от слова  welot, гигант (велетень – по-украински – Б.Н.). Он был  известен также как Haefeldan (гаволяне) (Славянское племя, обитавшие (720 г.) возле реки Хавель в Германии.), или люди у Хавела, потому что жили у реки  Havel, как отмечал король Альфред.

Жители побережья возле Штральзунда, которых называли ругини (Rugini) или (Rugians), о которых писал Беда Достопочтенный как об одном из племен, от которых англосаксы его времени, как известно, получили свое происхождение, видимо, находились  в рамках общего названия - венеды. Так как эти руги были венедами, то утверждение Беды является прямым свидетельством того, что определенное население  Англии в его время, как известно, имели венедское происхождение. Это свидетельство согласуется с другими свидетельствами, вроде упоминания о людях с венедскими, или вандальскими  именами  в Англо-Саксонских хартиях, а также с многочисленными названиями в Англии мест, которые вышли из отдаленной старины, и тождественны  старейшим формам таких названий  именам жителей венедского происхождения. Мы читаем также, что Эдвард, сын Эдмунда Иронсайда, сбежал после смерти своего отца «во времени правления Ругов, которых правильно называть Руссы» ('ad regnum Rugorum, quod melius vocamus Russiam'). Что также засвидетельствовано  филологическими данными. Как говорит выдающийся американский филолог: «Англосаксонский язык  - это был язык, который мог, видимо,  быть, результатом объединения древнесаксонского с небольшой долей  хохдойче, скандинавского, и даже кельтских, и славянских элементов языка».

Исторически достоверной является миграция вильцев с берегов Балтии и основание колонии на территории  вокруг Утрехта (Город в Нидерландах). Беда упоминает это в связи с миссией Wilbrord (WILLIBRORD (or Wilbrord), St (d. 738), английский миссионер "фризский апостол» родился в  657г.  Его отец, Wilgils, Энгл  или, как его называет Alcuin , сак из Нортумбрии , оставил мир и создал небольшую ораторию, посвященную Св.Андрею.) Он писал: «Почтенный Wilbrord пошел от Фризии до Рима, где Папа Римский дал ему имя Клемент, и послал его назад в  его епархии. Пипин отвел ему место для  епархии в его знаменитом замке, который, на древнем языке тех людей, называют Wiltaburg то есть, город вильцев, но во французском языке Utrecht (Утрехт). Venantius (Venantius Honorius Clementianus Fortunatus (c.530–c.600/609) был латинским поэтом создателем гимнов при дворе  Меровингов, и епископом ранней католической церкви.) также говорит нам, что Wileti или Wiltzi, между  560-600 н.э., остановились возле города Утрехта, который от них получил название  Wiltaburg, а окружающая местность  Wiltenia. Такая миграция,  возможно, осуществилась путем высадки на берег, некоторые же из этих вильцев, видимо, пошли дальше. Имя первых поселенцев в Уилтшире некоторыми авторами было установлено исходя из миграции вильцев от  Wiltaburg, и определенным этому подтверждением, видимо, является название Wilsaetan.

Ясно, что  Уилтшир был заселен  во второй половине шестого столетия, и такая миграция могла произойти  либо непосредственно  из Балтии или c Эльбы, либо  из поселений вильцев в Голландии. Не скажешь, что существуют свидетельства заселения всего Уилтшира людьми, происходящими от вильцев, но весьма вероятно, что некоторыми ранними поселенцами в тот период были исконные  вильцы (Wilsaetas). Также на существование в различных частях Англии народа  по имени Willa (Вилла) или Wilte указывают англосаксонские хроники. Но об этом ниже. В Англии  существовали племена по имени восточные Вилла и западные Вилла; а такие англосаксонские  названия, как Willanesham и Wilburgeham, в Кембриджшире; Wilburgegemsero и Wilburge в Уилтшире; Wilburgewel в Кенте; Willa-byg в Линкольншире; Wilmanford, Wilmanleahtun, видимо, получены из личных имен, связанных с этим народом. Я не смог обнаружить ни одного другого континентального племени англосаксонского периода  под таким именем, кроме этого венедского племени,  названного Королем Альфредом людьми из Хавела, название, которого очевидно сохранилось в Книге страшного суда -  Hauelingas в Эссексе. Племенное имя Wilte (Уилт, Уолт) или Willa (Вилла), сохранившееся в Англии как личное имя, также как и национальное имя Скот,  обнаруживается в тринадцатом столетии в Hundred Rolls (Сотне Рулонов) (Hundred Rolls (Сотня рулонов, свитков) -  это перепись населения Англии и части того, что сегодня называется Уэльсом, проведенная в конце тринадцатого века.) и других ранних хрониках. В этих списках упомянуты имена  большого количества людей,  Wiltes встречается в семнадцати записях, Wilt в восьми, и Wilte в четырех записях. Как личное имя также упомянут Willeman. Хорошо  известно древнее скандоготическое личное имя Wilia.

Большим венедским племенем, которое занимало территорию рядом с  племенем данов, вдоль западного побережья Балтики в девятом столетии, было племя  ободритов, известное также как бодричи. Из этой  близости возникла ранняя связь между ними и датчанами, или Northmen (норманами). В середине девятого столетия упоминается местность на границах норманов и ободритов «in confinibus Nordmannorum et Obodritorum». Вероятность того, что это венедское племя поселилось в Англии среди датчан вытекает из  их близости на Балтике, их политической связи во время Свена  (Sweyn) и Кнута (Cnut), из исторической ссылки на ободритов на службе у Кнута  в Англии, а также из подобия определенных топонимов в некоторых частях Англии, колонизированных датчанами, топонимам  на Континенте, известным тем, что все они венедского  или славянского происхождения. Obodriti - славянское название, и, согласно Шафарику, славянскому этнологу, название это может быть аналогичным названию Bodrica в провинции Witepsk, Bodrok,  и названия Bodrog в Южной Венгрии, и другие подобные названия. В  заселенных датчанами районах Англии,  мы находим такие англосаксонские имена: Bodeskesham, Кембриджшир; Bodesham, теперь Bosham, Сассекс; Boddingc-weg, Дорсет Domesday названия Bodebi, Линкольншир; Bodetone и Bodele, Йоркшир; Bodeha, Herefordshire; Bodeslege, Сомерсет; Bodesha, Кент; и другие, которые, возможно, были названы в честь людей этого племени.

Карта современной Европы свидетельствует о древней миграции славян. Славяне в местности  между Trient (Тренто) и  Венецией были известны как венеты, и отсюда  название Венеция или территория вендов.

Богемия и Польша, начиная с седьмого столетия, стали организованными государствами славян в верхней части Эльбы и Вислы. Славянские племена на границе или маркленда Моравии сформировали в девятом столетии королевство Моравии. Другие разбросанные племена славян в конце седьмого столетия сформировали королевство Болгария; а на запад от них, также славянские племена организовывались в королевства Хорватия, Далмация, и Сербия. На севере древние  славянские племена Померании, Мекленбурга, Бранденбурга, а также  племена, расположенные на берегах Эльбы, включая полабов, ободритов, вильцев, известных ранее  как руги, лютичи, и северные Sorabians или сербы, стали постепенно поглощаться  немцами, которые  в восточном направлении от их древних границ сформировали новые государства. С этого момента они давно стали тевтонцами, и их язык исчез, но славянские названия  тем не менее остались. Что касается нас (англичан – Б.Н.), особенно в связи с заселением  Англии, и вандалов, то эти люди были славянами, а не тевтонцами или немцами, как иногда считали. Историки, которые утверждают, что славяне отличаются от вандалов только именем, считают вандалов славянами  готского происхождения.

Важно, также, отметить, что руги, упомянутые Бедой, были венедским племенем. Славяне сербы, видимо, продвигались  на запад от Эльбы, пока  они не были остановлены Карлом Великим и его преемниками. Немецкие анналы  822 нашей эры говорят о том, что сербы тогда обитали между Эльбой и Заале, где до настоящего времени сохраняются топонимы славянского происхождения. Племена, обитавшие  на Нижней Эльбе, рядом с  Линебургом  и Гамбургом, были известны как полабы, поскольку жили возле  этой реки, где «по», означает «на», и Лаба – славянское название Эльбы. Восточная часть прежнего королевства Ганновера, и особенно  в округе Лихов, которую даже в настоящее время называют Вендланд, была районом на западе от Эльбы, где венды  образовали  колонию, и где долгое время сохранялась полабская разновидность венедского языка. Язык этот сохранялся вплоть  до 1700-1725, когда в конце этого периода правителем древнего Вендланда  был король Англии.

В более поздний англосаксонский период у вендов Балтийского побережья был главный морской порт в Юлине (Julin) или Йомберге (Jomberg), недалеко от острова по имени Волин (Wollin), в дельте Одера. Julin упоминается Адамом Бременским как крупнейший в одиннадцатом столетии, и самый процветающий торговый центр венедов в Европе, но он был разрушен в 1176 Волдемаром, Королем Дании. Не известно, превзошел ли Йомберг (Jomberg) как торговый город Wisby (Visby) (Город в Швеции на о.Готланд.), что, сомнительно, несмотря на утверждение Адама Бременского, но ясно, что эти два порта были главными портами соответственно вендов и готов Балтии. Либо они оба, даже в течение саксонского периода, имели торговые отношения с этой страной (Англией – Б.Н.), или имели  некоторую морскую  связь, на что  указывает  большое число англосаксонских монет и украшений с английскими  рунами, обнаруженных как на Готланде, так и в Померании. Связь славянских племен древней Германии с заселением Англии подтверждается также сохранившимся  в Англии древними обычаями, которые были широко распространены в славянских странах. Это свидетельства фольклора, следы славянского влияния на англосаксонский язык, и некоторые старые топонимы в Англии, особенно те, которые указывают обычно  на вендов, или имеют отношение к  ругам и вильцам. Большая волна древней славянской миграции была остановлена в Восточной Германии, но меньшие последующие волны продолжали перемещаться на  запад, на что указывают отдельные  славянские колонии древнего происхождения в Ольденбурге, Ганновере, и Голландии.
[/MORE]
Участник smelding сделал ценное дополнение:

«Одним из надежных свидетельств проживания славян в римском периоде в Висло-Одерском регионе являются лексические славизмы, фиксируемые в др.-англ. языке, основу которого, как известно, составили диалекты англов, саксов и ютов... Очевидно, что в III–IV вв. саксы и англы междуречья Одера и Эльбы контактировали со славянами...» (Мартынов В. В. Международный съезд славистов, Словения, 2003. – М.:Наука, 2003, с. 15).
Бор: *borъ (<*boru-)→ *baru ‘bearo, bearwes’
Делить:*dělъ, děliti (< *dailo-, *daili-) → *daila, dailjan ‘deal’
Молить: *modliti (< *motli-) → *maþljan, *maþla- ‘Verhandlung’
Жмых, солод: *molto (< *molto) → *malta ‘molt’
Племянник: *netijь (< *neptis) → *neþja ‘niþjis, niþjo; nið’
Осень: *osenь (< *osenis), или прусск. assanis → *asani ‘asans; aran’
Плуг: *plougъ (<*plougo-) → *plōga ‘plough’
Седло: *sedъlo (< *sedulom) → *sadula ‘saddle’
Скоп: *skopъ (< su-kopo-) → *skapa ‘sceap; sheep’
Скот: *skotъ (< *su-koto) → *skatta ‘skatts = money, coin’
Скотий: *skotьjь → *skattja ‘money-changer’
Тло: *tьlo (< *tilo-) → *tila ‘tilian = labour’
Враг: *vorgъ (< *vorgo-) → *warga ‘wrecan = punish, take vengeans оn’
Вражда: *voržьda (< *vorgida) → *wargiða ‘warʒiða’
Хватать: *xvatъ (< *svōto) → *hwata ‘hwaet = active, quick’
Хмель: *xъmelь (< *sumeli-) → *hum(i)l(i) ‘hop’

Кстати - обратите внимание, что слово воргъ (враг) даётся с северо-лехитским рефлексом, как слова "дарга" (дорога), "варна" (ворона), "гард" (город), "корва" (корова), "горх" (горох), "рынк" (рынок) и т.д. У англов видим слово "варга". То есть - заимствование это было именно у балтийских славян - у поморов, или лютичей с руянами и ободритами. Хотя тогда, наверное этот рефлекс мог иметь более широе распространение, ведь считается, что он праславянский, а в те годы - он, видимо и существовал, если не протославянский. Но в любом случае - "воргъ", это скорее северо-лехитское слово, чем чешское, или польское!

Оригинал взят у в Славяне раннесредневековой Англии. Выдержки из книги Томаса Уильяма Шора, часть 2.
Вторая часть отрывка

Из книги
Томас Уильям Шор
Происхождение английской расы

CHAPTER VI.

RUGIANS, WENDS, AND TRIBAL SLAVONIC SETTLERS.

Руги, венеды, и туземные славянские поселенцы


скрытый текст[MORE=читать дальше]
Те же миграционные потоки в меньшей степени, видимо, распространяются даже в Англию, приводя в нашу страну некоторых славянских поселенцев, вероятно, в союзе с саксами, англами, готами и другими племена, а несколько позже, в союзе с данами. Существование отдельных крупных племен среди венедов является, вероятно, доказательством наличия у них племенных отличий, и альтернативных названий (как самоназваний, так и названий, которыми их называли соседи).  Сохранившиеся в настоящее время смуглые венеды в Саксонии, которые называли себя сербами, показывают, что существовало, должно быть, какое-то древнее венедское племя с подобным цветом лица, от которого они произошли. Так как эта страна, издревле заселенная вильцами, включала Бранденбург и район вокруг Берлина, то на западе она влилась в границы древней Саксонии. Существует доказательство, вытекающее из сохранившихся топонимов как внутри, так и около древней венедской территории, показывающее, что эти вильцы оставили отчетливые следы своего пребывания в Северо-Восточной Германии, например, Wiltschau, Wilschkowitz и Wiltsch - в Силезии ; Wilze - возле Познани; Wilsen в земле Мекленбург-Шверин; Wilsdorf под Дрезденом; Wilzken в Восточной Пруссии, и Wilsum в Ганновере.

Имена одного и того же вида, которые могут быть прослежены вплоть до времени саксов, сохранились также и в Англии. Если существование этих, принадлежавших вильцам топонимов на древних венедских территориях Германии является свидетельством, которое подтверждает прежнее существование в этой части Европы народа или племени, известного как вильцы или Wilte, то существование подобных названий в Англии, датируемых с англо-саксонского периода, не может быть ничем иным как свидетельством поселения в Англии некоторые из этих людей.  Ибо не известно о существовании  в то время никакого другого племени, с похожими названиями.

Это племенное название также сохранилось и в других странах, таких как Голландия, где были образованы колонии вильцев. Полабские венеды, или вильцы, располагались на правом берегу Эльбы, где готовились корабли для набегов саксов.  Саксы располагались на левом берегу, а вильцы - на правом. В более поздний период они находились в тесном союзе, и если бы между ними не было мира, то маловероятно, что могла бы быть организована экспедиция саксов в Англию.



Первая страница книги, использованной Новицким.


В этих условиях, если бы у нас не было данных о  вильцах или других венедах в Англии, то было бы весьма затруднительно поверить, что некоторые из них не пришли вместе с саксами. Трудно не прийти к выводу, что древние славянские племена не только состоят из людей разных племенных названиями, но имеют разные этнологические характеристики, ибо и в настоящее время есть как смуглые славяне, так и такие же светлые, как скандинавы. Ни каких записей о физических образах древних венедов, видимо, не сохранилось, но Бедой в Нижней Саксонии были сделаны наблюдения за представителями народа, которые называют себя сербами. Рассмотренный им венедский крестьянин, что он отметил в своей таблице, показал самый высокий показатель почернения среди  всех обследованных им в Германии. Эти наблюдения были подтверждены результатами официального этнологические исследование этой страны.

Побережье Балтийского моря на восток до устья Вислы, и за ее пределами, замечательно тем, что было, можно так сказать, колыбелью народов. До падения Римской империи готы обитали к востоку от Вислы, а вандалы, по всей видимости, занимали большую площадь страны около истоков Вислы и Одера. В середине пятого века бургунды в большом количестве сидели между средним течением этих рек, в то время славянские племена, известные как руги, располагались на побережье Балтийского моря по обе стороны Одера. Так что название ругини или руги, очевидно, в свое время было общим и включало в себя племена, известные в дальнейшем как вильцы.

В сагах норвежских Королей, Виндланд (Vindlan) - название страны  вендов от Голштейна  до востока Пруссии, и уже в середине десятого столетия нам известны как датские, так и о венедские викинги,  как люди или слуги, Хакона, короля Дании. В этом столетии венеды были иногда союзниками, а иногда врагами датчан и норвежцев. В норвежских сагах есть ссылка на переводчиков с венедского языка. Венеды, как и их соседи, были морскими разбойниками, и представляли собой самую большую часть ассоциации или союза известного как викингский Йомберг. Этот  союз был заключен между данами и вендами путем брака Свеина (Sweyn), короля данов, с  Ганхилдой, дочерью Борислава (Borislav), короля венедов. Кнут, король Англии и Дании, был фактически королем древнего Вендланда, и армия солдат (huscarls), которую он сформировал в Англии, была частично составлена из морских пиратов Йомберга, которые были высланы из их собственной страны. Данные о венедских поселенцах, наряду с англами, саксами, и ютами в Англии, (это касается и ругов), основано на утверждении Беды, и, в общем, на сохранившихся обычаях, топонимах, и фольклоре. Ясно, что  в Великобритании перед концом римского оккупации  существовали большие колонии вандалов, и некоторые из них, возможно, сохранили свои племенные черты вплоть до времени саксонского заселения. Ясно, также, что имело место переселение и  во времена Кнута. В этой связи невозможно игнорировать многие свидетельства влияния венедов на английскую расу, которые стали результатом этих последовательных переселений, протянувшихся с римского времени до более позднего англосаксонского периода.[/MORE]

В англосаксонских документах упоминаются Wendlesbiri в Хартфордшире, Wendlescliff в Вустершире, Waendlescumb в Беркшире, и Wendlesore, теперь Виндзор, все они, очевидно, названы венедскими поселенцами по имени их народа. [MORE=читать дальше]В подобных древних английских топонимах еще сохраняется племенное название, как сохраняются  племенные названия  на северо-востоке Германии. И в именах Уилтшир, Вилли, Rugen, Rown, или Ruwan, и других, мы можем все еще, вероятно, прослеживать вильцев и  венедских ругов (Rugians Wendic)  саксонского периода. В ранних древнегерманских документах руги упомянуты под теми же  именами, которые обнаруживаются   в англосаксонских уставах -  Ruani и Rugiani. В  обычаях древних  славянских  племен Европы, а не тевтонов,  с большой долей  уверенности  можно проследить некоторые манориальные обычаи, особенно касающиеся  исключительного  наследования самым младшим сыном. Наследование самым младшим сыном, или  преимущественное право младшего, было столь распространенной среди славян традицией, что, видимо, было вообще довольно типичной для этого народа традицией. (Можно вспомнить русские сказки об Иване, младшем сыне, которому все всегда доставалось первому, - Б.Н.).  Древнее право наследования самого молодого сохраняется повсеместно, частично в  Германии, частично, например,  в  Баварии, но ни в одной из тевтонских стран ни в древних обычаях, ни в древних документах нет свидетельств, которые можно было  отождествить с этой традиции среди тевтонов, так как это может быть идентифицировано у славян. На древних венедских территориях вокруг Любека  традиция наследования самым младшим сыном сохранялась долго, либо все еще сохраняется, а Любек был городом, в котором в течение  позднего саксонского периода в Англии начала концентрироваться торговля венедов.

Существует и другое   свидетельство,  показывающее  связь венедов с  данами  или норманами.  В Сондевизинге, в Tyrsting herrad, в районе Скадерборг (Город в Дании), есть каменный памятник с рунической надписью, утверждающий, что  «Тува, заставила этот холм быть построенным. Она была дочерью Mistivi. Она сделала это своей  матери, которая была женой Харальда Доброго, сына Gorm». Эта надпись идентифицирована  концом десятого века, и Уорсаа (Worsaae) (Жан Жак Асмуссен Уорсаа – датский археолог, историк и политик (1821 – 1885 гг.)) говорит: «Мы знаем, что там в этот период жил  венедский принц по имени Mistivi, который в  986 году разрушил Гамбург, возможно так же как в надписи».  Эта надпись  относится к более раннему периоду, чем время Кнута, ко времени Свейна (Sweyn), который женился на дочери Борислава, короля венедов.  В течение периода датского правления в Англии есть несколько исторических упоминаний о связи венедов с Англией. В 1029 году Эрик, сын Хакона (Hakon), был изгнан Кнутом. Хакон был дважды племянником Короля, будучи сыном его сестры и мужем его племянницы Ганхилды, дочери другой сестры и Виртджорна, короля венедов. В то время жил выдающийся славянский принц, который был тесно связан с Кнутом, и который проводил некоторое время с ним в Англии. То есть, Годесколком (Godescalc), сыном Uto - венедский принц  ободритов (Obodrites), деяния которого зарегистрированы в древней сдавянской истории. Ободриты  были венедами, воинские подвиги которых до сих пор почитают в Шверине. Годесколк вел войну против саксов Холстейна и Stormaria, но был взят в плен. После того как его отпустили,  он стал служить Кнуту, вероятно как офицер хускарлов (huscarls), а позже он женился на дочери короля.

Есть одно упоминание о венедах в английском грамоте  1026 года нашей эры, которая засвидетельствована графами Годвином, Хаконом, Грани (Hrani), Зихтриком (Sihtric), и Райтслофом (Wrytesleof). Очевидно последние имена славянские. Имеется  также грамота Кнута, датированная 1033 годом, которой он предоставил Bouige, своему  хускарлу (huscarl), землю в Хортоне (Hortonе) в Дорсете. Саксон Грамматик, летописец данов, писал, что венедское королевство Кнута называлось Sembia, и именно в венедской войне  при Кнуте Годвине, этот англосаксонский граф, стал знаменит. Перемещение в Англию венедов в течение правления Кнута легко объяснимо, поскольку Вендланд был фактически частью его континентальных доминионов.

Имеются и дополнительные свидетельства общения венедов Поморья с англосаксами Англии. Золотое кольцо, обнаруженное у Козлина (Coslin) (ныне Кошалин в Западно-Поморском воеводстве Польши) в 1839 году, было, по словам Стефенса  первым примером обнаружения золотого брекета и северных рун на Германской земле.

Надпись выполнена местными английскими рунами, руна (^), yo - небольшая вариация руны (|),  и в этом отношении она важна, поскольку, как утверждает Стивенс,  была обнаружена только в Англии. Само кольцо, видимо, очень древнее, поскольку содержит  языческие символы  Одина, а также Святого Triskele - Стефенс заявлял, что оно не может быть старше пятого столетия, и что его носил  воин, «который был в Англии, или получил его в то  время путем обмена». Стиль его соответствует стилю, который прослеживается на шесть столетий ранее одиннадцатого или двенадцатого столетия, когда немцы заняли Померанию. Хорошо сохранившиеся детали на кольце указывают на то, что оно было потеряно вскоре после его изготовления, и таким образом на определенные ранние связи между Англией и Померанией. Это, возможно, было очень дорогое, редкое украшение венедского вождя, привезенное или присланное из Англии. В любом случае мы знаем, что венеды, которые не знали рун (? – Б.Н.), видимо, высоко ценили такие украшения, изготавливать которые они не умели (? – Б.Н.). Реликтовые  украшения вандалов, которые мы обнаружили  в тех странах, где обитали  вандалы, во многих отношениях являются грубой имитацией украшений древних готов. Рядом с этим английским золотым кольцом были найдены также две римские золотые монеты, одна Theodosius Великого (379-395) (Теодосиус Великий, римский император.), и другая  Лео I  (457-474), таким образом можно определить вероятную дату кольца как пятое столетие. В это время готы переселялись в Кент вместе с некоторым числом венедов. Они  прослеживаются и в Эссексе и в Сассексе. Следует также помнить, что побережьем Балтии, было не только венедским на территориях возле Эльбы, но также и готским, за Вислой. Территория вандалов с римскими монетами, и особенно с очень ранними английскими руническими записями на них, дает возможность  доказать,  что ранние готы, которые поселились  в Кенте, были того же происхождения, что и готы, которые  наводнили большую часть Европы во времена падения Римской империи. При  этом не следует забывать, что в Кенте все еще существуют покрытые надписями  камни, обнаруженные в Сендвиче, которые характеризуются  очень ранними рунами, и относятся к тому же самому раннему периоду.

Свидетельство, которым мы обладаем, касающееся связи древнего Вендланда как с ранними, так и  с более поздними англосаксами, указывает, таким образом, на продолжающееся общение между нею и нашей страной (Англией – Б.Н). Это было замечательное время Кнута, бывшего королем или повелителем Балтийского Вендланда.  В 1872 в Althofthen на Обре, в области Posen (ныне Великопольское воеводство), недалеко от Бранденбурга был обнаружен клад с  большим количеством монет. В этом кладе находилось от шестидесяти до семидесяти англосаксонских монет  Эфельреда (Король Эфельред их Уэссекса (865 – 871)) и Кнута, а также ирландского Sithric (Король из Дублина (989–994)). Эти англо-саксонские монеты несут на себе  отметки монетного двора Кембриджа, Лондона, Кентербери, Shaftesbury, Cricklade, Оксфорда, Стамфорда, Винчестера, Йорка, и других, - всего двадцать мест.

Локальные следы венедских поселенцев в различных английских округах будут установлены, при рассмотрении свидетельств  поселения племен в различных частях Англии. Среди этих локальных  следов – обычаи и фольклор, которые имели большую живучесть среди этих венедов. Позитивную информацию на этот счет дает историк готов и вандалов Магнус. Он говорит: «как сообщает Альберт Кранц (Albertus Crantzius)  о  Вандалии,  «великие  эти  люди опираются на  традиции своих предков».

Описание книги.

[/MORE]
книжка лежит на архиве.орг и в распознанном виде, и в pdf (фотокопия антикварного издания).

http://www.archive.org/details/originofanglosax00shoriala
Страницы: 1 2 3 8 следующая →

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)