День в истории Блогхауса: 13 декабря 2018

Шано, блог «Транспорт и связь»

* * *

Тарпа́н (лат. Equus ferus ferus) — вымерший предок современной лошади, являющийся подвидом Дикой лошади (Equus ferus). Ещё в XVIII—XIX веках был широко распространён в степях ряда стран Европы, южной и юго-восточной Европейской части России, в Западной Сибири и на территории Западного Казахстана. В XVIII веке много тарпанов водилось около Воронежа.

В 1918 году в имении близ Миргорода в Полтавской губернии умер последний (степной) тарпан. Ныне череп этого тарпана хранится в Зоологическом музее МГУ, а скелет — в Зоологическом институте Академии наук Санкт-Петербурга.

 

Католические монахи считали деликатесом мясо дикого коня. Папа Григорий III вынужден был это пресечь: «Ты позволил некоторым есть мясо диких лошадей, а большинству и мясо от домашних, — писал он настоятелю одного из монастырей. — Отныне же, святейший брат, отнюдь не дозволяй этого»

 

В польской части Беловежской Пущи из особей, собранных по крестьянским хозяйствам (в которых в разное время оказались тарпаны и дали потомство), были искусственно восстановлены так называемые тарпановидные лошади (коники), внешне выглядящие точно как тарпаны, и выпущены на волю. Впоследствии тарпановидные лошади были завезены и в белорусскую часть Беловежской Пущи

 

(из вики)

 

Помню, где-то читала, что веке так в 15 зимой в Париж из Восточной Европы шли целые обозы с мясом диких лошадей. И надо полагать, не только в Париж.

Шано, блог «Ономастикон»

* * *

Оригинал взят у в Святые Ахмеды

 

Оказывается, существует целых два Св. Ахмеда. Один из них - из боснийских мусульман, о нем я случайно прочитала в одной из книг больницы. Точную его историю не помню, но, кажется, он погиб мученической смертью от рук своих же бывших собратьев по вере. А история второго святого известна больше - это Святой Ахмад Каллиграф, константинопольский турок (на картинке), который принял христианство под влиянием своих русских рабынь.

 

Оба они перешли из ислама в православие.

Святых Мухаммадов, кажется, не бывает. Но, если учесть, что Ахмад - это одна из вариаций имени Мухаммад, то какая, собственно говоря, разница.

Шано, блог «Архив Шано»

* * *

Оригинал взят у в Тринадцать пуль
Сколько раз могли убить, а умер старцем...

Помню, персонаж "Идиота" генерал Иволгин, старый враль, хвастая боевыми заслугами, говорил про "Тринадцать пуль". Якобы прозвище у него такое в армии - врачи на медосмотре удивлялись.

Такое бывало и "на самом деле".

Послужной список наполеоновского маршала Удино:

скрытый текст[MORE=читать дальше]"■ пулевое ранение в деле под Хагенау 17 декабря 1793 г.;
■ нога перебита пулей под Триром 8 августа 1794 г.;
■ пять сабельных ранений и пулевая рана в ночной
операции под Некерау 18 октября 1795 г.;
■ пулевое ранение в бедро и четыре сабельных ранения
в плечи и шею в деле под Нойбургом 11 сентября 1796 г.;
■ пулевое ранение в грудь в деле под Вуренлосом (не-
подалеку от Цюриха) 4 июля 1799 г.;
■ пулевое ранение в лопатку в деле под Швицем 14 ав-
густа 1799 г.;
■ пулевое ранение в грудь под Цюрихом 25 сентября
1799 г.;
■ пулевое ранение в бедро в бою под Голлабрунном
16 ноября 1805 г.;
■ пулевое ранение в левую руку в битве под Эсслин-
гом 22 мая 1809 г.;
■ пулевое ранение в голову в битве под Ваграмом 6
июля 1809 г.;
■ ранение картечью в бою под Полоцком 17 августа
1812 г.;
■ пулевое ранение в бок на Березине 28 ноября 1812 г.;
■ ранение осколком дерева на Березине 29 ноября 1812г.;
■ ранение ядром в бою под Бриенном 29 января 1814
г. (ядро задело оба бедра);
■ пулевое ранение в грудь в бою под Арси-сюр-Об
(пуля попала в знак ордена Почетного Легиона) 21 мар-
та 1814 г.
"

(из книги О. Соколова "Армия Наполеона")[/MORE]

Общим счетом: 24 раны. Из них тринадцать пулевых, если считать "ранение картечью" за одну пулю. Три пули в грудь. И после этого:

13 сентября 1847 года, в возрасте восьмидесяти лет, маршал Удино умирает в своей постели.

Это не единственный случай. Генерал Рапп, другой соратник Наполеона, имел 22 раны...

Не все представляют, что такое "пуля" наполеоновской эпохи. Каждая из пуль - это свинцовый шар диаметром 17,5 миллиметров. Правда у тогдашних гладкоствольных ружей слабее была убойная сила - попав в кость напримел, пуля разламывала ее, а не превращала в крошево, как сейчас. Но с точки зрения инфекций - раны от старых пуль были гораздо страшнее!

Может, слухи о бессилии тогдашней медицины сильно преувеличены? Конечно, офицеров лечили лучше, чем солдат...

Шано, блог «Лондон и вокруг него»

* * *

Оригинал взят у в Как умирали лорды
Бароны Клиффорды:

Роберт де Клиффорд - призван в парламент в 1299 г как первый барон де Клиффорд, погиб в битве при Беннокберне в 1314 г (около 40 лет).
Роджер, второй барон де Клиффорд - в 1322 принял участие в баронском мятеже против Эдуарда II, тяжело ранен и взят в плен при Бороубридже, повешен за измену (22 года). Владения и титул конфискованы.
Роберт, третий барон де Клиффорд - владения и титул возвращены, умер в 1344 г (39 лет).
Роберт, четвертый барон де Клиффорд - умер в 1344 г (15 лет).
Роджер, пятый барон де Клиффорд - умер в 1389 году (56 лет).
Томас, шестой барон де Клиффорд - погиб в 1391 г (ок. 28 лет) во время путешествия в Иерусалим.
Джон, седьмой барон де Клиффорд - погиб в 1322 г при осаде Мо (33 года) - армию англичан скосили эпидемии оспы и дизентерии.
Томас, восьмой барон де Клиффорд - убит в Первой Битве при Сент-Олбансе в 1455 году (41 год).
Джон, девятый барон де Клиффорд - убит в сражении при Феррибридже в 1461 году (26 лет).

Генри, десятый барон де Клиффорд - владения и титул конфискованы Йорками. Получил их обратно после победы Генриха VII. Любил мирную жизнь, так что получил прозвище "лорд-пастушок" - это казалось очень странным. Даже ему пришлось сражаться с шотландцами при Флоддене (1513 г) в возрасте 60 лет. Умер своей смертью (!) в 1524 г (около 69 лет).

А вот другая семья, Роосы:
скрытый текст[MORE=читать дальше]Уильям де Рос, четвертый барон де Рос - погиб при путешествии в Святую Землю в 1352 г (27 лет).
Томас де Рос, пятый барон де Рос - умер в 1383 г (45 лет).
Джон де Рос, шестой барон де Рос - погиб при паломничестве в Иерусалим, 1394 г (29 лет).
Уильям де Рос, седьмой барон де Рос - умер в 1414 г (45 лет).
Джон де Рос, восьмой барон де Рос - погиб в битве при Боже в 1421 г (25 лет).
Томас де Рос, девятый барон де Рос - утоплен в Сене во время стычки с французами (23 года).
Томас де Рос, десятый барон де Рос - лишен владений, титула и обезглавлен в 1464 году (37 лет).

Эдмунд де Рос, одиннадцатый барон де Рос - владения и титул возвращены после победы Генриха VII. Но вскоре Эдмунд был объявлен недееспособным, отдан под опеку зятя и провел остаток жизни под домашним арестом. Умер своей смертью в 1508 г (62 года).

По большому счету, только при Тюдорах английские аристократы стали умирать в своих постелях.

[/MORE]

Шано, блог «Архив Шано»

* * *

Оригинал взят у в Лоскутная империя

233.72 КБ

 

Это кусок Германии в 1789 году, 200 на 200 километров. Герцогства, епархии, княжества, домен императора, суверенные аббатства, имперские города, независимые "владения" (Herrschaft) - все это образовало причудливую мозаику. Все изображенные на карте земли, даже самые маленькие, были суверенными государствами. Большинство этих государств состояли из нескольких несвязанных анклавов.

 

Всему этому разннообразию пришел конец после Наполеоновских войн. После Венского конгресса в этой части Германии осталось всего три государства - Вюртемберг, Баден и Гогенцоллерн. И еще кусок разросшейся Баварии. Маленькое княжество Гогенцоллерн уцелело, кажется, только потому, что там правили родичи прусских Гогенцоллернов. Великая северная династия - всего лишь младшая ветвь владетелей маленького княжества.

 

Я нашел коллекцию таких карт (на конец XVIII века) для всех областей Германии:

http://www.hoeckmann.de/deutschland/deutschdetail.htm

Денис Миллер, блог «Очень Дикий Запад»

* * *

Оригинал взят у в перцы летят

В языке индейцев цельталь (Мексика, штат Чьяпас) глагольный корень -ti’ 'есть (мясо)' применяется по отношению только к животным, а также к грибам и перцу чили. Грибы народ цельталь называет мясом земли (lumilal ti’bal). А красные перцы, согласно верованиям этого народа, когда-то были птицами.

Berlin 1992: 191-192

 

Оригинал взят у в грушевый медведь

В языке индейцев карук (Северная Калифорния) слово vírusur обозначает и медведя, и грушу. Произошло это из-за того, что в этом языке нет противопоставления глухих и звонких смычных (в частности p и b). Поэтому когда индейцы услышали английское название ранее неизвестной им груши - pear, они спутали его с английским bear 'медведь'. И решили, что белые по каким-то причинам называют фрукт медведем. Ну и стали называть грушу собственным словом, обозначавшим медведя.

 

Такая же ситуация в языке тускарора (к сожалению, мне не удалось найти, как звучит их медведе-груша). В языке команчей груша называется wasápeʔa tuhkapu - "медвежья еда". (Brown 25)

Шано, блог «Ономастикон»

* * *

Оригинал взят у в названия миланских улиц
Улица Трав (via delle Erbe) - небольшая улочка, где мы не увидели ни травинки, ни деревца - вообще никакой зелени.



скрытый текст[MORE=читать дальше]От площади Ла Скала отходит переулок с названием улица Разрушенных Домов (via Case Rotte). Все дома сейчас выглядят целыми. Но в 1311 году там действительно разрушили несколько домов семейства Торриани из-за их конфликта с правившим в Милане семейством Висконти.



Улица Разрушенных Домов переходит в другой проулочек via degli Omenoni. Название - увеличительная форма от uomo. Путеводитель предлагает переводить название как улица Здоровенных Мужиков. Название улице дал дом Casa degli Omenoni, построенный в 1565 году для скульптора Леоне Леони. Автор скульптур мужиков - Антонио Аббондио.



А вот сами здоровенные мужики.



Длинная и узкая пешеходная улица, проходящая мимо пинакотеки Брера по одну сторону от пинакотеки называется лицей Светлых Цветков (via Fiori Chiari), по другую - улицей Темных Цветков (via Fiori Oscuri). Не знаю, почему у них такие названия.



Наконец, улица Творите добро, братья (via Fatebenefratelli). Название получила по больнице, принадлежащей ордену госпиталитов святого Иоанна Божьего (Ordo Hospitalarius Sancti Joannis de Deo). Они известны также под названием бонифратры и полуофициальным прозвищем фатебенефрателли. Орден основан в XVI веке, монахи ордена занимались (и занимаются по сей день) заботой о больных. Им принадлежит 227 больниц, в том числе в Риме и Милане.
На миланской улице Фатебенефрателли жил Джанджакомо Фельтринелли - издатель и одновременно лидер ультралевого движения, создатель "Групп партизанского действия", знаменитый у нас в первую очередь тем, что напечатал "Доктора Живаго".


[/MORE]
Версии в комментах к жж посту

Ктая, блог «Ловец снов»

Праздник к нам приходит...

В этом году я назаказывала с Алиэкспресс хренову тучу разных вещей. Что-то себе, что-то в подарок с доставкой сразу в другие города. Что-то тоже подарочное, но должно приехать на мой адрес и потом уже сама вручу.

И надо ж было мне протупить и указать в качестве адреса доставки не пункт выдачи, а домашний адрес! Мои заказы по Москве и Подмосковью доставляют курьеры, и если из пункта выдачи его можно спокойно забрать после работы, то при доставке на адрес этого курьера нужно караулить. Причем с девяти до шести.

А сегодня я, наконец, нашла, где можно этот адрес доставки изменить, так что теперь у меня не болит голова, как бы эти заказы перехватить. Йу-ху!

Шано, блог «Архив Шано»

* * *

Оригинал взят у в Собака беспамятная
Довольно известен исторический анекдот о появлении в энциклопедии Брокгауза и Ефрона короткой статьи: «Беспамятная собака – собака жадная до азартности». Обычно рассказывают, что кто-то из работников издательства (называют разных людей: самого Ефрона, главного редактора первых томов профессора Андреевского, метранпажа Айзенштадта), ведавший выплатой жалования, отличался удивительной скупостью и часто задерживал выдачу денег. В ответ на упреки сотрудников, он ссылался на забывчивость, восклицая: «Ах я собака беспамятная!» Сотрудники в конце концов и написали эту коротенькую статью в третьем томе энциклопедии.

Однако выяснилось, что причина появления беспамятной собаки в энциклопедии иная. Выяснил это питерский филолог Всеволод Зельченко и опубликовал свой рассказ в журнале «Абарис» (кстати, рекомендую этот журнал любителям филологии и античности). Так как вчера по первому телеканалу история беспамятной собаки вновь прозвучала в традиционном виде, я счел нужным пересказать здесь статью Зельченко.

скрытый текст[MORE=читать дальше]Оказалось, что статьи, посвященные охоте, в энциклопедии Брокгауза и Ефрона писал Сергей Васильевич Безобразов. Статья, посвященная ему самому выглядит так: «Писатель. Род. в 1857 г. Окончил курс в СПб. университете. Занимает должность помощника статс-секретаря государственного совета. С конца семидесятых годов Б. поместил ряд статей и рассказов в журналах "Семейные Вечера", "Детское Чтение", "Детский Отдых", "Природа и Охота", "Охотничья Газета", "Охотник", "Оружейный Сборник". С 1894 г. Б. сотрудничает в "Журнале Министерства Юстиции". В настоящем "Энциклопедическом Словаре" ему принадлежат статьи по отделу охоты и охотничьих промыслов, помещавшиеся почти с самого начала издания (с буквы Б)».

Сергей Васильевич Безобразов был большим энтузиастом псовой охоты и стремился насколько можно полно представить в словаре охотничью терминологию. В первых томах энциклопедии можно встретить, например, такие статьи Безобразова:

Брасок страшно быстрый порыв, который резвая борзая собака делает к поимке зверя. Б. не есть один скачок, а совокупность многих учащенных скачков, почти неуловимых для глаза, по своей быстроте, чем и объясняются Б. до двадцати и более саженей. Сила Б. настолько велика, что борзые, сплошь и рядом, убивают во время него русака своею грудью. Известны случаи, когда борзые Б. сбивали с ног лошадей и калечили их или сами разбивались насмерть, с переломом ребер, об деревья. Б., усваиваемый борзыми от постоянной или частой ловли на небольших полянах и перемычках из-под гончих, передается ими наследственно, в потомство... IV, 600;

Верхнее чутье врожденная у некоторых пород собак способность причуивать дичь не только по следам, оставляемым ей на земле, но непосредственно по запаху, издаваемому самой дичью. Охотничьи собаки, ищущие верхним чутьем, называются верхочутами и ценятся значительно дороже собак, обладающих одним нижним чутьем. Общий признак верхочутов — приискивание дичи, обыкновенно против ветра, с приподнятой на воздух головой. Едва ли не лучшим верхним чутьем из всех собак обладают наши северные лайки (см. это сл.), причуивающие белку и других животных на деревьях. VI, 62–63;

Вязкость (охотн.) охотничий термин, выражающий свойство хороших гончих собак дружно и продолжительно, иногда в течение целого дня, гнать голосом (преследовать с лаем) поднятого ими зверя. Эта способность переходит иногда в порок, называемый затяжчивостью, при которой гончие вовсе не слушаются вызова их охотником из леса. VII, 722.

В статье «Гончие» с большой тщательностью перечислены характеристики собак: «Свойства хороших гончих заключаются в вязкости (продолжительном преследовании), верности (лае только по преследуе мой дичи), полазистости (умении разыскать дичь), нестомчивости (неутомимости во время продолжительного преследования) <...>, позывистости (послушании к вызову) и вежливости (повиновении охотнику, а также равнодушии к домашнему скоту)» (IX, 206). Есть в словаре и статья «Бесчуткая собака — собака, имеющая плохое чутье” (III, 323).

В. Зельченко предположил, что и «беспамятная собака» относилась к профессиональному языку псовых охотников, который так любил Безобразов. Подтверждение этому нашлось в книге Петра Мачеварианова «Записки псового охотника Симбирской губернии» (1876), считавшуюся в то время лучшим руководством для любителей охоты с борзыми. Мачеварианов писал: «Приятно иметь собаку умную, при ее резвости, но если, ко всему этому, она жадна к зверю до азартности, что охотники объясняют выражением собака беспамятная — это чистое сокровище».

Жадность в данном случае — тоже элемент охотничьего арго, который не раз используется в книге Мачеварианова: «Когда лихая собака зажадничает и бросится к зверю, <...> все спущенные тут собаки кажутся, в сравнении с ней, спутанными»; «передний рыск бывает только у собак сильных в полях, жадных и азартных»; «жадность этой породы собак безгранична»; «когда собака тянется саженях в пятидесяти или в ста сзади охотника — это значит, что она <...> затаскана и обезжадничена...».

Как предположил В. Зельченко, история словарной статьи «Беспамятная собака» получила странный и загадочный вид из-за недосмотра при редактировании: оказались выпущенными слова: «жадная [к зверю] до азартности». В результате и возникла легенда о жадном издателе. То, что при наборе произошла ошибка, подтверждается и отсутствием запятой перед словом «жадная».

В дальнейшем рвение Сергея Безобразова в введении в словарь охотничей терминологии явно было ограничено издателями энциклопедии. Например, в статье «Борзые собаки» (IV, 404) он обещал читателям: «Высворка, натравливание, отдержка, свора и сортировка борзых — см. под соответствующими словами», однако в соответствующих томах нет статей «отдержка борзых» и «сортировка борзых». Не попал в словарь и термин «Жадная к зверю собака», что также затемнило смысл статьи про собаку беспамятную.

[/MORE]

Шано, блог «Архив Шано»

* * *

Оригинал взят у в бедные дети
Мы удивляемся, каким модификациям подвергают тело народы Африки или Ю-В Азии. Однако и европейцам, оказывается, подобные вещи не были незнакомы. Далее - обширная цитата о том, что проделывали французы.

Тельце новорожденного воспринимали как нечто незавершенное, не закончившее формироваться. Взрослым полагалось довершить то, что не успела природа к моменту его рождения.
Такому "довершению", "доделыванию" подвергались определенные части тела: череп, нос, уши, язычок, руки и соски на груди у девочек.
Наиболее сложно и трудоемкой была еще галло-романская традиционная процедура деформации черепа, практиковавшаяся до конца XIX века (в Нормандии этот обычай исчез к середине XIX в., в Пуату и Лангедоке сохранялся дольше).
Во Франции доминировали две модели черепа - длинный и круглый. "Длинный" тип имел четыре разновидности: тулузская, сан-годенская, пуатвинская и нормандская. Ремоделяций черепа достигали с помощью перетягивания головки новорожденного лентами из холста, шнурами, кожаными ремнями, носовыми и шейными платками. Такую повязку ребенок носил долгие годы, а женщины иногда и всю жизнь. Практика вытягивания черепа, особенно на юге, была основана на представлении об интеллектуальном, моральном и эстетическом превосходстве долихоцефалов. Позднее стали считать, что массирование головки новорожденного с целью придания ей удлиненной формы предохранит его от менингита.
скрытый текстВ Бретани выражение "faire la tête" (сделать головку) означало придание ей округлости, что достигалось специальным массажем повитухи. Особенно важной была эта процедура для девочек: считалось, что на круглой голове красиво смотрится прическа. В Гаскони круглоголовость достигалась специальными способами укладывания ребенка в колыбели, которая имела плоское изголовье. В нем имелась полость, в которую помещалась головка. Люлька имела кожаные петли, в которых закреплялся платок, фиксировавший положение головы.
Деформация черепа (особенно по "длинному" типу) влекла за собой изменение формы ушей: они становились сплющенными и прижатыми к голове.
Изменение формы черепа влияло также и на кости носа: уплощение лба под стягивающей лентой приводило к выступлению и искривлению костей носа. Нос "формировали" и нажиманием пальцев на еще хрупкие хрящи новорожденного, а кроме того, прищипывали и кончик, чтобы нос был остроконечным.
Девочек с рождения готовили к роли кормящей матери - акушерка слегка оттягивала соски на груди у новорожденной, своим ртом имитируя сосание.
"Отделке" (особенно в районе Пуату) подвергали и руки малышей. Кормилицы и матери несколько раз в день поднимали пальцы ребенка, как будто он держал яблоко. Такая рука у взрослого мужчины называлась "бросающая кеглю".
Девочкам старались сделать ямочки на щеках, что считалось красивым.
Иногда новорожденному подрезали "уздечку" под язычком, чтобы обеспечить ему дар хорошей речи. Повитуха (иногда и матери) делала это ударом ногтя. В некоторых областях, например в Провансе, эту маленькую операцию осуществлял специальный человек, получавший в качестве символического подарка 25 сантимов, причем эту монету обычно просверливали. Чаще мембрану подрезали позднее, тем детям, которые долго не начинали говорить. Такого ребенка вели к принимавшей его повитухе, обязательно оплачивая ее услуги пятью су, в противном случае ребенок мог стать болтуном.
Кроме того, тело ребенка стремились улучшить "выравниванием" бугров, складок, растяжением, вытягиванием. Большую роль здесь играло пеленание. В большинстве районов младенцев пеленали туго, иногда всё тельце до самой шеи крепко перевязывали лентами, не допуская свободы движений; такая процедура практиковалась от одного до восьми месяцев. Постепенно пеленание становилось менее тугим и менее полным.

Любарт М. К. Народы Франции // Рождение ребенка в обычаях и обрядах. Страны зарубежной Европы. М.: Наука. 1999. С. 225-226.

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)