День в истории Блогхауса: 7 октября 2018

Трикстер Троп, блог «Будни психотравматолога»

Проект "Хорошая жизнь" - 1464. Второй день празднования нашей годовщины

Герань алая - 7 окт 2018^-__-^~

Спасибо всем за поздравления и отклики, мы очень рады!

И у меня теперь есть краткий, но емкий список наших приоритетов, целей и мечтаний от Penelope Capitande: "недвижимость, много симпатичных домашних жаб и покорение мира" :).

Ни прибавить, ни убавить!

 

Здоровье и благополучие свое и близких нас тоже весьма интересуют, но душу греет именно примерно этот список :).

И жабы чтобы бархатные такие!..

И черепах мы еще хотим.

 

После планерки мы консультировали вдвоем, потом долго и со вкусом обедали.

Сегодня было +17 и солнце, сплошное удовольствие на улице сидеть.

Там еще все желтеет и краснеет красиво, но и зеленого пока еще много.

 

Оттуда мы пошли в магазин покупать Люде Орел очередную краску для волос и еще всякое по мелочи.

Потом спали и еще разбирали поздравления.

До этого я отчет по крауду выложил.

 

Вечерний прием у меня сегодня отменился.

Сейчас пойдем третий фильм "Пиратов Карибского моря" пересматривать и ягоды есть.

У нас как раз арбуз и клубника припасены.

 

Апдейт:

Люда Орел говорит, что клубника - не ягода!

Потому что у нее косточки не внутри, а снаружи, так что это особый вид плодов.

А в раскрасках она всегда вместе с ягодами :).

 

О, и малина тоже!

Она многокостянка.

Вот так живешь и не знаешь!

 

Фраза дня, близкая к идентичности: "Сейчас мы раздвинем и уплотним все планы и всунем до Нового года еще одну группу и флэшмоб!" (из вчерашнего праздничного обсуждения важных дел).

 

На фото - алая герань, которую мы вчера купили себе на годовщину.

 

~~~!~~~

С. из АльмСиВи, блог «Мнемоническая планисфера»

Что-то про микроволновку

Терпеть не могу, когда кто-то по глупости портит технику. О числа, несчастный механизм ни в чем ни виноват, старая ты развалина. Зачем, зачем так делать? Я в некотором недоумении от ситуации.

Виэль Эзис, блог «Река времени»

0x22

Кстати.

У меня День Рождения сегодня.

Главное, не забыть поставить телефон в dnd перед сном.

Мне кажется, я наконец нащупала верный способ восприятия этого праздника. Это то время, когда можно что-нибудь заказать со скидкой и попросить друзей купить то, что мне самой лень искать

Виэль Эзис, блог «Река времени»

* * *

Сонечку выписали из стационара

На третий день она уже попривыкла и питалась кормом, а не врачами.

Виэль Эзис, блог «Река времени»

Творческий путь и стандарты качества

У меня давно зрела идея написать о том, как стандарты качества мешают заниматься любимым делом и как с этим справляться.
И вот время пришло
Поэтому сегодня я хочу поговорить об установке "у меня никогда не получится сделать это круто, поэтому я не буду даже начинать". Разумеется, я буду смотреть со своей колокольни и приводить примеры из личного опыта. Речь будет идти о занятиях, в той или иной степени относящихся к творчеству - музыке, танцам, пении, литературному мастерству, рисованию, боевым искусствам. То есть таким умениям, где нет однозначного, жёсткого критерия качества и нет предела совершенству. Потому что если речь идёт о том, чтобы выучить таблицу умножения или запомнить должностные инструкции - там есть однозначные критерии. Либо ты знаешь таблицу умножения, либо нет. И там всё гораздо проще.
Также замечу, что я здесь не рассматриваю вопрос зарабатывания денег своими умениями, а также проблему отсутствия свободного времени, денег и сил на занятие творчеством - это другая тема. Я пишу, исходя из предположения, что у нас есть время, силы и деньги, но мы топчемся на пороге с мыслью "я всё равно ничего не добьюсь".
полотенце текстаСначала рассмотрим, что собой представляет вышеприведённая установка, какие элементы в неё входят и как взаимодействуют.
У человека обычно есть стандарты качества, которые приходят из одного из двух источников. Первый вариант - стандарты, принятые в референтном социуме. Что такое референтный социум? Это ваше окружение, которое непосредственно на вас влияет, к чьему мнению вы так или иначе прислушиваетесь, чья оценка вам важна и кажется нормой. Допустим, в вашем референтном социуме может считаться, что рок - это круто, а попса - это фу. А может быть ровно наоборот. Планка качества литературы может быть на уровне среднего фанфика по ГП, а может быть на уровне Стругацких. Также стандарты могут быть личными - то, что человек считает качественным, то, что ему нравится, что вызывает у него восхищение. Это может совпадать со стандартами референтного социума, а может идти с ними вразрез. Стандарты качества обычно довольно однозначны и человек крайне неохотно с ними расстаётся. Со стандартами референтного социума непросто расстаться из-за того, что тогда становишься белой вороной - а нам важно оставаться в социуме. Тут проще расстаться с социумом и найти более подходящий - и тогда ваши критерии автоматически подстроятся под него. Личные стандарты, того хуже, обычно являются частью самоидентификации, а выдрать из себя кусок самоидентификации - это нужно быть буддистом пятидесятого левела или кем-то схожим по уровню осознанности.
У меня, к примеру, планки качества высокие. Это не перфекционизм - потому что у перфекционизма они находятся в бесконечности. Высокие стандарты - они просто высокие. До них можно допрыгнуть, но очень непросто. В вокале моя планка находится на уровне Милен Фармер, с её потрясающе красивым голосом, богатством интонаций и способностью выражать тонкие и сложные эмоции. В литературе - это уровень Ле Гуин, тех же Стругацких, Олди, Толкина. То есть мне с моими попытками что-то петь и что-то писать остаётся только убиться об стену
Но я не буду этого делать, а перейду к следующему вопросу. Почему мы вообще сравниваем? Начнём с того, что большинству из нас нужно социальное признание. Кому-то больше, кому-то меньше, но тем не менее, нам важно тем или иным способом заслужить уважение референтного социума. При этом наша культура относится к западному типу, которая ориентирована на достижения и результаты. Таким образом, чтобы получить признание в социуме, нам нужно предъявить эти самые достижения, которые, конечно же, должны соответствовать планке качества. Все мы интуитивно понимаем, что отчего-то "а я лошадку нарисовал!" - не бог весть какой повод для гордости. Нужно попасть на какую-нибудь крутую выставку с этой своей лошадкой для начала.
Откуда у нас берутся такие высокие планки? Мы что, все поголовно великие ценители прекрасного? Нет. Как вы наверняка знаете, нас на этой планете скопилось уже несколько миллиардов. Среди этой огромной выборки обязательно найдутся таланты в любой сфере. Сотни, тысячи прекрасных исполнителей, актёров, музыкантов, писателей, художников и далее по списку, которые посвятили годы и десятилетия упорного труда тому делу, в котором мы только делаем первые шаги. Более того, они не просто есть, а мы ещё имеем возможность обо всех них узнать благодаря глобальной информационной сети. Сравните с тем, что было в те далёкие времена, когда не было не только интернета, но и хороших дорог: какой-нибудь бард, средненько бренчавший на лютне, мог считаться настоящей звездой, достойной выступать перед местным бароном или графом. Потому что в окрестности этих бардов было не больше десятка, и все остальные играли и пели ещё хуже. А более талантливые попросту не имели ни возможности, ни желания путешествовать так далеко, чтобы о них вообще тут стало известно. А мы с вами имеем возможность выбирать и слушатьчитатьсмотреть лучших из лучших. Мы привыкли к высокому качеству - просто из-за его доступности! Поэтому сейчас, начиная заниматься в любой области, мы сразу оказываемся в условиях жёсткой конкуренции с несколькими тысячами мастеров своего дела за последние пару-тройку столетий.
Представили масштаб проблемы?
Для того, чтобы в этих условиях добиться чего-то более-менее значимого, нужно приложить огромное количество усилий. И большинство из нас абсолютно адекватно оценивают собственные ресурсы и способности и приходят к выводу - нет, всех этих талантливых личностей, страстно преданных своему делу и шлифовавших свой талант по 18 часов в сутки без выходных, нам не переплюнуть. И даже для того, чтобы научиться что-то делать на том уровне, который в наши дни считается средненьким, любительским, потребуется прорва времени и сил.
Что делать? Как жить?
Как обычно, я предлагаю применить универсальный рецепт: изменить точку зрения. Все эти талантливые личности, которые много достигли, обычно занимаются своим делом не только для того, чтобы получить признание и добиться известности: они ещё и получают удовольствие от процесса. Поэтому зададим себе вопрос: а мне это нравится? Мне нравится, когда у меня из-под пальцев рождается текст, оживают миры и герои отправляются в путь? Нравится, когда на листе бумаги проявляются черты портрета нового персонажа? Нравится выполнять новый элемент формы тай-цзи и чувствовать потоки энергии, идущие по телу? Нравится воплощать многоуровневую сложную структуру в строчках кода и нажимать F5? Если ответ на этот вопрос - нет, то это означает, что у вас есть потребность в социальном признании, но это не ваша область реализации, и лучше поискать её в другом месте, возможно, в том, которое вы себе не позволяете по какой-то причине. Если же ответ - да, то давайте отложим в сторону реализацию в социуме.
Нет, мы не будем про неё забывать и делать вид, что нам это вообще не надо. Но отметим, что помимо неё, у нас ещё есть потребность заниматься тем, куда нас тянет - писательством, рисованием, музыкой. Да хоть открытием своего бизнеса - что тоже может быть творческим актом, а не только способом заработка. И будем разделять - мы сейчас занимаемся социальной или личной реализацией? И если личной, то давайте откладывать в сторону критерии социального успеха, они здесь так же не к месту, как вилка к супу.
Где-то мне попадалась мысль о том, что восточный подход - это относиться к жизни как к путешествию. Не будучи востоковедом, я не знаю, верно ли это обобщение, но сама идея мне нравится, и мне кажется, что этот подход хорошо применять ко всем творческим процессам. Интуитивно мы все в той или иной степени его применяем, но часто критерии социальной успешности заслоняют собой тот путь, которым мы идём. И каждый раз, встречая что-то интересное на этом пути, мы говорим себе что-нибудь типа "но я всё ещё не пою как Милен Фармер". Если бы я эту фразу повторяла себе на каждом занятии по вокалу (а ведь она ещё и верна!), то мне было бы очень тяжело и грустно заниматься, да по большому счёту и незачем, потому что, будем честны - с вероятностью 99.(9)% я никогда не буду петь как Милен Фармер. Даже близко. Зачем тогда вообще учиться?
Но мне нравится петь. Мне нравится сам процесс постановки голоса, который постоянно приносит что-нибудь новенькое. Например, отличие низких грудных нот от высоких головных. Умение между ними переключаться. Потом умение не просто переключаться, а делать это быстро в пределах одной музыкальной фразы. Понимание, как правильно петь звуки "И" и "О". Как сделать так, чтобы они звучали ярко. И так весь процесс обучения можно представить как дорогу, на которой постоянно находишь что-то новое. Как пространство, в котором постоянно открываются какие-то новые элементы, и структура пространства усложняется. Это я сейчас как Бестия по КЛ говорю, конечно - мне везде видятся структуры, я их вообще люблю коллекционировать. У Ши и Оборотней будут другие акценты. А главное, никогда не знаешь, что будет дальше, что ещё попадётся по пути, и это интригует. То же самое в литературном творчестве: там и на уровне прописываемого мира и персонажей неисчерпаемое море открытий, и на уровне своего умения увиденное излагать. Даже если вы перед тем, как начать писать свою первую историю, прочитали всю доступную литературу о том, как написать роман, всё равно в процессе вы увидите всё это совершенно иначе, на другом уровне. Разница та же, как между разглядыванием карты и реальным походом. Когда смотришь карту, кажется, что тебе уже всё понятно и известно, но как только выступаешь на тропу с рюкзаком за плечами, эта иллюзия рассеивается. Конечно, помимо приятных сюрпризов, встречаются и камни преткновения, когда что-то долго не получается, или обнаруживается какой-то блок, какое-то препятствие, и не всегда понятно, как его обойти. На вокале у меня, например, проблема с высокой "И" - хоть убейся, я её как-то зажимаю, и она звучит ужасно. Но, хотя препятствия и огорчают, их тоже можно рассматривать, как новую находку, как интересную задачу, а не впадать немедленно в самоуничижение, как мы это привыкли делать.
Внимание, вопрос - при чём тут Милен Фармер? Да вообще ни при чём. Внезапно.
Замечу, что у каждого в процессе могут быть свои плюшки, необязательно те же самые, что и у меня, но если вам нравится процесс, то они обязательно есть! А иначе бы вам было скучно. Поэтому важно их найти и фокусироваться именно на них.
Итак, в чём фишка? Я отделила личное развитие от реализации социальной и рассмотрела его как отдельный процесс, самостоятельный и самодостаточный. Теперь будем сшивать обратно!
Когда вы поиграли в эту замечательную игру в поиск и собирание плюшек процесса, набрали их целую корзинку и довольны собой и жизнью, попробуем понести эту корзинку в социум - а вдруг она там котируется? У меня есть подруга, которая играет на пианино. Она не профессионал. В том смысле, что она не устраивает концерты, не ездит с мировыми турами и всё такое. И вообще тренируется так редко, что иногда в процессе игры забывает ноты. Но я её с удовольствием каждый раз слушаю, живая музыка - это всё-таки здорово, особенно когда её можно слушать в домашней обстановке, лёжа на диване, и не нужно покупать билет. Является ли это признанием в социуме? Конечно. Да, когда вас слушают только друзья и знакомые, это не то же самое, что мировая известность, но тем не менее, это именно оно. И, хоть это и общеизвестно, напомню, что все певцы начинали с того, что их слушали друзья (честно стараясь не морщиться), а начинающие авторы свои первые рассказы показывали только друзьям и знакомым.
Что делать, если ваши результаты не вызывают никакого положительного отклика у выбранной аудитории? Не несите их туда, где они никому не интересны! Показывайте вашу работу тем, кому интересно, кто видит как недостатки, так и достоинства, и кто доносит своё мнение в приемлемой для вас форме. Если подруге ваш рассказ показался полной хренью и она так прямо об этом и сказала, не ссорьтесь с подругой, общайтесь с ней о чём-то другом. Ищите тех, кому интересно то, что вы пишете, - то есть целевую аудиторию. Если ваш фанфик не оценили двое ваших друзей, которые ещё к тому же и знать не знают об этом фандоме, это ещё не означает, что вообще никто его не оценит. Выложите его там, где собираются любители фанфиков и где выкладывают работы примерно вашего уровня или немного выше (чтобы было к чему стремиться).
Задача не в том, чтобы принести свои результаты в первое попавшееся место и убиться об первого же критика, а в том, чтобы найти ту часть социума, где ими заинтересуются, где они будут к месту. В общем, найти единомышленников.
С высокими личными стандартами ситуация в принципе та же, только более хитро вывернутая. Не несите результат своим внутренним критикам! Поскольку вы сами себе не являетесь в данном случае целевой аудиторией. А правило то же - ищите целевую.
Итак, допустим, вы что-то куда-то выложили, где-то поучаствовали, сравнили, получили внешнюю или внутреннюю оценку, убедились, что до планки качества как до Луны. Окей, убираем линейки обратно в стол и возвращаемся к процессу. Важно понимать, что никакая реакция социума, никакие сравнения с другими не обесценивают того, что вы получаете от процесса. Во всяком случае, до тех пор, пока вы не решаете обесценить это сами. Неудача в социуме не равна неудаче в процессе обучения! В той же степени, как и то, что если вам нравится то, что у вас получилось, это необязательно понравится другим.
Напоследок - лайфхак. Что отвечать внутренним и внешним критикам, которые утверждают, что вы занимаетесь хренью? "А мне нравится". Беспроигрышный аргумент.

Кто дочитал и не умер, я рада!
Также буду рада вопросам, комментариям и мыслям вслух!

Джулиан, блог «Мышиные заметки»

* * *

За что я люблю пятых пиратов. Юный Джек дико похож на моего Линуша.

Alex_Exile, блог «Just give me a reason...»

Команда, которую сидаб проебал:

Alex_Exile, блог «Just give me a reason...»

* * *

Pinkyheart, блог «My Little Hasbro и иже с ним»

* * *

Вышла в восемь вечера выкинуть мусор и за хлебушком, темнотища, а возле подъезда к столбу привязан красный шарик

 

 

Шано, блог «Записные книжки Шано»

Пейзажи Андрея Дубровина

 

подборка на дзене

Страницы: 1 2 3 4 5 следующая →

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)