День в истории Блогхауса: 5 февраля 2020

Злобное Зверушко, блог «Зверушкино логово»

Вдруг кому зачем надо — по коронавирусу

https://www.biorxiv.org/content/10.1101/2020.01.26.919985v1.full?fbclid=IwAR31hHkGCXCBYyyhTU8f3wHnV2ShGQS1L_0EhaTlNIVxTsZj3jEQChxqgjs&from=singlemessage

Вкратце - кто не азиатский мужчина, тому повезло пока что, но не расслабляться, ибо эта дрянь мутирует.

UPD: временные рекомендации Минздрава РФ по короне качать, если кому надо, здесь: https://static-2.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/049/302/original/%D0%92%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%9C%D0%A0_2019-nCov_%2829.01.2020_-_9%291-3.pdf?1580370334

Прим: это для врачей, не памятка для населения, и там 52 стр. Я предупредила :))

UPD 1 - исправленная версия все того же МЗ РФ на ту же тему: //nmfo-vo.edu.rosminzdrav.ru/#/user-account/view-iom/28001cf9-b553-4e91-2ab9-e1969c310b72

Джулиан, блог «Мышиные заметки»

* * *

Считаем дни до приезда Насти.

Димена, блог «Сундук с барахлом»

Будни

5 февраля - международный день Нутеллы :chup2:

NNl-R9-PTd0-Aw

Арабелла, блог «Старый замок»

Средневековый социум - 2

Сервы и Йомены
(один пост уже был, но здесь несколько более расширено)

У крестьян существует две формы зависимости:

1) сервы. Это лично несвободные крестьяне-арендаторы, фермеры либо ремесленники (кузнецы, мельники и т.д.), не владеющие собственным наделом, получающие его в пользование от лорда и обязанные выполнять за это трудовые повинности в пользу помянутого лорда (обрабатывать хозяйскую пашню, работать на сенокосе, делать любую другую работу по приказанию лорда и т.д.), вносить определенные денежные выплаты (ренту) и уплату «натурой» (отдавать часть выращенного урожая).
Также сервы платят налоги в королевскую казну (подушный налог, военный налог, «специальные» налоги) и церковную десятину.

скрытый текстСервы бесправны, но они – не рабы и отнюдь не приравнены к имуществу или скотине! Их нельзя продавать, покупать и передавать иначе как с землей, на которой они живут (т.е. лорд, в случае денежной или иной необходимости, продает или завещает свой фьеф _вместе_ с живущими на этой территории сервами). Теоретически, лорд не имеет права лишить серва жизни и честно накопленного имущества – но фактически имеет полную власть над тем и другим, он волен согнать серва с одного надела и перевести на другой, отобрать заработанные на промыслах деньги (под тем предлогом, что деньги серва принадлежат его лорду) или любое имущество, назначить его на любую работу и подвергнуть любому наказанию, не опасаясь вмешательства вышестоящих властей и суда. Но надлежит помнить о том, что никакому лорду не выгодно убивать и калечить свою «собственность», тем более работоспособную. Теоретически, лорд может быть наказан за убийство или беспричинное нанесение увечья своему виллану, но практически – никто не гарантирует, что пострадавший или его родственники смогут добиться правосудия. Впрочем, избить серва или заточить его в темницу лорд может вполне безнаказанно.
Серв не имеет права покинуть место своего проживания без ведома лорда – в противном случае, он считается беглым. Серв имеет право уйти с ведома лорда на заработки – но при этом он остается крепостным и продолжает выплачивать лорду все полагающиеся подати. Также серв имеет право по собственному усмотрению вступить в брак, дома либо на стороне, в том числе со свободнорожденной, – но, как правило, за это должен уплатить лорду определенную сумму.
Серв может копить деньги и оставлять наследство детям – но при этом лорд может забрать его имущество и оставить себе либо продать (например, если у него самого нет денег на срочную уплату долга или налога); также он в обязательном порядке получает долю из имущества покойного; все выморочное имущество также автоматически отходит лорду.
В первую очередь, серв подсуден манориальному суду (суду своего сеньора) в делах, не являющихся уголовными преступлениями. Уголовное право не делает различий между сервом и свободным – за убийство, браконьерство, грабеж серв будет отвечать перед судом шерифа, а не сеньора. Манориальный суд разбирает только гражданские иски (т.е., не являющиеся уголовными) – недоимки, местные земельные тяжбы, ссоры, мелкие кражи в пределах манора, нарушение общественного спокойствия и т.д.
Лорд не несет ответственности за проступки сервов – но в случае незначительного правонарушения может взять виноватого «под свою руку» и договариваться с потерпевшими от своего имени (например, выплатить истцам штраф из собственного кармана – а затем уже взыскать эту сумму с провинившегося серва либо выместить на нем досаду).
Серв, проживший в «вольном» городе (например, Ноттингеме) год и один день, получает свободу – по крайней мере, лорд не вправе требовать его выдачи, пока бывший серв находится в пределах города (но вправе ловить беглеца на своей земле, буде тот вдруг вернется).
Серв имеет право свидетельствовать в судах графства только по уголовным делам; в манориальном суде, самоочевидно, он может быть кем угодно – поручителем, присяжным и даже судьей; в поместье и деревне он также может исполнять любую должность (управляющий, староста, сборщик податей).
Сервом почти всегда становятся по рождению (если несвободны оба родителя – или отец). Если серв женился на свободной, его жена считается крепостной на время брака (т.е. после смерти мужа она вновь получает личную свободу). Если сервка выходит за свободного, она получает личную свободу на время брака. Внебрачные дети «от неизвестного отца» считаются свободнорожденными.
Свободнорожденный редко становится крепостным; это может произойти, если он называет себя сервом в присутствии свидетелей (например, желая обрести защиту у какого-нибудь лорда). Добровольный уход в сервы – явление крайне редкое и почти не существующее (в частности, потому, что серв – это не предмет купли-продажи; продаться в сервы невозможно, поскольку отношения серва с лордом обусловлены исключительно землевладением! – следовательно, как вариант можно пойти в сервы за земельный надел).
Серв может выйти на волю, если лорду будет угодно его освободить (полностью либо в определенных рамках, по договоренности); серв может выкупиться самостоятельно (но, если серв платит деньги за свою свободу, лорд может отказать на том основании, что эти деньги и так принадлежат ему, как и все имущество серва). Также серв может стать свободным, прожив год и один день в «вольном» городе; получив рыцарское звание; вступив в монашеский орден.
Официально сервам не запрещено носить оружие (а также хранить его дома); это решается каждым лордом в отдельности (например, разрешать или нет своим вилланам луки) – лишь бы это не противоречило, например, Лесному закону (который воспрещает появление с луком в лесу).

2) йомены – свободные держатели земли (арендаторы); ремесленники и фермеры; могут получить земельный надел от лорда в аренду, но при этом не становятся от него лично зависимыми и вольны по собственному желанию бросить свое хозяйство и переселиться куда угодно.
Выплачивают ренту (лорду или королю, в зависимости от того, на каких землях живут); налоги в королевскую казну (подушный налог, специальные налоги, пошлины и т.д.), церковную десятину.
Имеют право свидетельствовать в любом суде (гражданском и уголовном) и выступать в качестве присяжных. Подсудны манориальному суду (в гражданских делах, см. выше), если проживают в чьем-то маноре; суду графства/шерифа; церковному суду; могут апеллировать в королевский суд, в обход прочих инстанций, практически по любому поводу (от разбора убийства до земельной тяжбы). Имеют право наследовать и назначать наследников (речь идет о движимом имуществе; все, что касается владения землей, оговаривается в арендном договоре отдельно: например, арендатору-йомену может быть запрещено самовольно расширять или сносить строения, возводить на своем участке изгороди, плотины и т.д. – решается индивидуально).
Ни шериф, ни тем более отдельно взятый лорд не имеют права по собственному усмотрению и без веской причины арестовать, оштрафовать, лишить имущества, заточить в темницу, избить, изувечить и уж тем более убить йомена. Йомен и его имущество неприкосновенны, пока он чист перед законом.
Изначально йомен не обязан лорду, на земле которого живет, никакими трудовыми повинностями (хотя в индивидуальном порядке в договоре аренды может быть упомянуто, что такой-то обязан отработать на сенокосе или жатве несколько дней).
Йомены могут исполнять должности деревенских старост, управляющих, сборщиков налогов, лесничих (старших и младших), присяжных (в том числе во время выездной сессии суда графства либо королевского суда), сельских и городских стражников, судей в манориальном суде; могут быть профессиональными солдатами (например, на службе у местного лорда, в качестве замкового стражника или личной охраны). Фактически, владение оружием вменяется в обязанность любому йомену. Йоменам не запрещено носить оружие – а может быть и прямо предписано иметь дома меч и лук (каждый йомен – потенциальный ополченец). Но, разумеется, если йомен попадется с луком в лесу (особенно если он не идет по дороге, а пробирается по кустам), его вполне могут задержать до выяснения обстоятельств как «подозрительную личность».

Собственно, сервы и йомены – во многом вещь сугубо традиционная; это деление – наследие англосаксонской системы. Является ли в настоящее время крестьянин крепостным или лично свободным – это зависит от того, была ли крепостной или свободной его семья на протяжении n поколений.

Рабство (т.е. полная личная зависимость от хозяина) официально в Англии не отменено, но количество рабов _очень_ незначительно – и это не крестьяне, а, как правило, «приближенные» лорда и его семьи, т.н. household (шуты, няньки, личная прислуга). Рабский статус, как правило, передается из поколения в поколение. Также в числе домашних рабов (что более вероятно) могут находиться не-христиане (например, сарацины) – купленные либо военнопленные. Так, достаточно богатый либо амбициозный барон может держать при себе сарацина-телохранителя либо завести для супруги «восточную» служанку.
Отсюда
https://sherwood-arrow.livejournal.com/38004.html

Арабелла, блог «Старый замок»

Средневековый социум - 1

Английская знать.

Nobility

В Англии существует как норманнское, так и саксонское дворянство, как потомственное, так и новое; разных степеней достатка – от богатых графов до безземельных «сэров». Дворяне, насчитывающие одно-два поколения, - это, как правило, бывшие йомены и горожане, удостоенные рыцарского звания за особые заслуги (например, за спасение жизни лорда), военные подвиги (например, в Святой земле) или особую услугу королевству.

Теоретически, всякий свободный человек может быть посвящен в рыцари; если посвящения, по какому-либо стечению обстоятельств, удостоился серв, скрывший свое истинное состояние, то его могут лишить рыцарского звания, если станет известна правда о его прежнем крепостном статусе. С суконным рылом…
Старое же дворянство нередко гордится тем, что их предки носили рыцарский меч еще триста-четыреста лет назад. «Мой прадед сражался при Гастингсе…».

скрытый текстNB: вальтер-скоттовское «тан» (вспомните Седрика Сакса) - понятие весьма расплывчатое и обозначает не только представителя старой англосаксонской знати; «тан» - это человек, который держит землю от короля или лорда и обязан ему военной службой (древнеангл. thegen – «воин»); фактически, это может быть любой свободнорожденный, не обязательно благородного происхождения. Точнее сказать, Вальтер Скотт смешивает саксонских танов с шотландскими (шотландский «тан», действительно, по рангу фактически равен графу и является главой клана).
Хотя со времен Гастингса минуло уже около полутора веков, противостояние норманнской и саксонской знати по-прежнему ощутимо; саксы и норманны, впрочем, роднятся – по политическим либо сердечным соображениям (сам Вильгельм постарался «перемешать» пришлое дворянство с коренным), но с обеих сторон есть и упрямые шовинисты. Ситуация подогревается еще и тем, что норманнам, хозяевам положения, в ряде случаев, отдается зримое предпочтение перед саксами – например, если в лесу рядом с деревней обнаружен убитый, то деревня платит весьма ощутимый штраф, буде выясняется, что жертва – норманн. Норманны еще не утратили ощущения того, что они находятся на недавно завоеванной территории, обитатели которой могут в любой момент взбунтоваться, - и порой, под эгидой закона, вынуждены прибегать к карательным мерам военного времени (например, отобрать замок у местного лорда и передать норманнскому барону, зарекомендовавшему себя как "опора трона"). Недаром среди простонародья изрядной популярностью пользуется легенда о Герварде – борце с норманнскими завоевателями, защитнике старых саксонских традиций.
Впрочем, норманнская культура вынужденно «врастает» в местную традицию; так, юриспруденция норманнов, основанная на римском праве, столкнулась с местным саксонским, прецедентным, правом – и вынуждена была уступить. Языком двора – вообще, языком знати – становится французский (точнее, норманнский диалект французского), но, разумеется, «живым» языком коренного населения, как дворян, так и простолюдинов, остается английский. Вместе с чужим языком в Англию проникает и иная культура – скажем, жанр рыцарского романа (первые романы, получившие распространение в Англии, - переводные, например «Парцифаль»).
Кстати, крестовые походы тоже оказали свое влияние на английскую дворянскую культуру этого периода (распространение ковров для украшения жилищ, благовония и т.д.).
В системе английских титулов (peerage) низшим является барон (титул введен Вильгельмом Завоевателем; обозначает непосредственного вассала короля, по аналогии с французской феодальной системой); также наличествуют граф (примерно с IX в.; обозначает достаточно крупного землевладельца, который держит свой фьеф от короля) и рыцарь («благородный сэр»; аналогично – «благородная дама»; рыцарь может быть и безземельным). Маркизы, виконты и герцоги на данный момент в системе не присутствуют.
Рыцарь (как, впрочем, и представитель любого другого сословия) за совершенное преступление подлежит только суду равных (т.е., в составе присяжных и судей могут быть исключительно благородные люди, но не йомены). Рыцари не подвергаются позорящим наказаниям – как правило, за некрупные преступления, вроде нарушения общественного спокойствия, уплачивается штраф; впрочем, за особо тяжкие преступления (за государственную измену, изготовление фальшивых монет и т.д.) рыцарь может быть предварительно лишен звания и подвергнут публичному осмеянию, а вслед за тем – позорной казни через повешение. Рыцаря, не лишенного перед казнью своего звания, по суду умерщвляют отсечением головы. Рыцарь (а фактически, всякий свободный человек) имеет право на судебный поединок и доказательство своей правоты посредством оружия – именно таким способом нередко решаются сомнительные дела, как уголовные, так и гражданские. Традиция судебных поединков была изрядно упрочена норманнами.
В хронике Жослена Бракелондского (сер. XII в.) имеется интересное описание судебного поединка между Генрихом Эссексом и его родственником Робертом Монфором, обвинившим его в трусости и измене. Генрих был сражен, и его оставили умирать на поле боя, однако он все-таки выжил и стал монахом. Другая история закончилась трагически: некий йомен по имени Кетель был обвинен в воровстве, вышел на судебный поединок, желая доказать свою правоту, но сдался во время боя, тем самым признав себя виновным, и был повешен.
Напомним, что официально «Божий суд» еще не отменен; ордалии (испытание огнем и водой) будут отменены лишь в 1215 г., но дуэли, невзирая на все административные попытки ее уничтожить, суждено просуществовать вплоть до конца XIX в.
В отношении наследования в Англии действует система майората. При наличии нескольких сыновей земельный надел наследует старший сын (вообще, фьеф неделим, и раздать его по кускам просто невозможно); прочим сыновьям отец может по завещанию выделить долю деньгами или движимым имуществом, он же может выговорить им право проживания на территории наследника. Весьма распространена следующая ситуация: старший сын получает землю и становится законным и единственным владельцем замка, а младшие сыновья либо отправляются самостоятельно искать счастья на войне, надеясь получить фьеф за свои заслуги, либо делают церковную карьеру, нередко достигая больших высот (зачастую младшего сына, которому уж точно ничего не «светит» в плане наследства, с детства отправляют в монастырь или на дому готовят к карьере клирика).

Женщины имеют право наследовать земли и замки (в отсутствие родных братьев); при этом, как правило, им назначается опекун (особенно если наследница не достигла совершеннолетия), который помогает своей подопечной в юридических вопросах, пока не решится ее дальнейшая судьба, будь то замужество или постриг. Женщина может владеть землей, даже землевладение сопряжено с обязанностью военной службы. Вдова почти всегда является опекуншей своих детей; леди опекает детей своих арендаторов (сервов и свободных).
Титул (например, графский) не может быть передан по женской линии.
Обычный возраст посвящения молодого дворянина в рыцари – 21 год, но зависит это не только и не столько от достижения определенного возраста, сколько от наличия необходимых навыков, физических «показателей» и т.д. То есть, молодого человека могут посвятить и в 17-18 лет, если его покровитель считает, что он к этому вполне готов. Юноша может исполнять обязанности оруженосца при своем отце – особенно если тот небогат и не может позволить себе содержание оруженосца «со стороны».

Отсюда
https://sherwood-arrow.livejournal.com/40162.html

Арабелла, блог «Старый замок»

Средневековый социум. Кто в Англии живет?

Немного о межнациональных отношениях, ибо в Англии много кто живет, и не обязательно мирно...

САКСЫ И НОРМАННЫ

Что касается трений между саксами и норманнами, саксы сейчас однозначно не в таком положении, чтобы устраивать активные разногласия. Все попытки Вильгельм пресек еще сто лет назад. В Англии сейчас, буквально, некому восставать против норманнов: вся крупная саксонская знать либо истреблена, либо изгнана, либо уже здорово перемешана с норманнами посредством браков. В течение ста лет после завоевания норманнская культура практически вытеснила исконную саксонскую, настолько интенсивно шел процесс ассимиляции - в том числе, это видно по именам, которые дают детям (не только в среде аристократии, но и в простонародье). К 1207 г. более восьмидесяти процентов имен оказываются французскими, из них наиболее популярны Уильям, Роберт и Ричард (т.е., откровенно не-саксонские имена!). Мятежей «по национальному признаку» не было уже давно; более того, за последние сто лет саксы и норманны, вне зависимости от происхождения, в равной степени и не раз уже сообща поучаствовали в разных баронских «возмущениях» против центральной власти. Усмиряя эти мятежи, король сносил замки как саксонских, так и норманнских баронов…

скрытый текстБуквально за четыре года Вильгельм уничтожил местную аристократию. Он систематически лишал имущества английских баронов, которые восставали против норманнов или умирали, не оставив наследника. Таким образом, большинство старинных саксонских поместий и титулов перешло к норманнским дворянам. Множество саксонских аристократов перебрались во Фландрию или Шотландию; некоторые даже бежали в Византию и в дальнейшем сражались с норманнами в Сицилии. Хотя изначально Вильгельм позволял английским баронам сохранить за собой земли при условии полного повиновения, к 1070 г. саксонские дворянство перестало быть в большинстве, а к 1086 г. в его руках находилось лишь восемь процентов прежних земель. Более четырех тысяч саксонских лордов потеряли свои владения и прежнюю значимость. Вильгельм раздавал английские владения своим баронам, гарантируя при этом, что никто не посмеет вторгнуться на их земли, не опасаясь суровой кары. Вслед за попытками мятежей непременно следовал военный поход и разграбление.

Семья «а ля Седрик Сакс» теоретически, возможна, но она будет не из богатых и не из статусных (благодаря чему, вероятно, и пересидела опасный период). С вероятностью, она будет держать небольшой фьеф, по возможности, соблюдать старинные традиции в своем кругу и не особенно «отсвечивать» (из гордости либо из соображений безопасности).

За последние сто лет французский язык стал языком английской знати, а французская культура во многом вытеснила местную; первые английские короли-норманны одновременно носили титул герцогов Нормандии, хотя Англия всегда считалась самостоятельным государством, а никоим образом не придатком Франции (или Нормандии). Многочисленные смешанные браки среди высшей аристократии зачастую весьма усложняют нынешние отношения двух держав; особенно много проблем в последние полвека доставляет (и еще не раз доставит) Аквитания – спорное наследство королевы Алиеноры, вынудившее короля Генриха (отца Ричарда) вступить в войну с Францией. Иными словами, французы – то враги, то союзники, и не всегда понятно, кто они нам в данный конкретный момент.

Помимо французов-дворян есть, разумеется, и французы-простолюдины. Это либо потомки всякой неблагородной обслуги, прибывшей вместе с рыцарями Вильгельма и осевшей на новом месте, либо свежеприехавшие, которые не прочь тут подзаработать. Но это будут не крестьяне и не ремесленники (разве что кустари, а не гильдейные мастера), а всякая замковая/поместная прислуга и мелкая администрация (лесничие, замковые стражники, конюшие, сокольничие, псари, горничные и т.д.). Они будут всяко группироваться вокруг знатных норманнов, ибо, понятно, так проще прокормиться.


ЕВРЕИ

В крупных городах к концу XII в., как правило, имелась значительная еврейская диаспора, занимавшаяся, как водится, торговлей, скупкой, ростовщичеством, реже – лекарством и ювелирным делом. Контакты с христианами для них ограничиваются профессиональной необходимостью; им запрещено держать у себя слуг-христиан, заниматься воспитанием христианских детей, иметь христианских сожительниц (впрочем, держать сожительницу-еврейку не стоит и христианину) и, разумеется, вступать в смешанные браки, не приняв предварительно крещения. Еврей не может свидетельствовать против христианина в суде; по сути, жизнь еврея в средневековом городе – это жизнь презираемого и недееспособного существа, в руках которого, тем не менее, сосредоточены некоторые существенные рычаги власти (финансовые, в первую очередь). Однако за эту власть нередко приходится расплачиваться жизнью.

Тот факт, что даже король и церковь порой в финансовом отношении зависели от еврейских ростовщиков, только подливал масло в огонь ненависти. Слова “еврей” и “ростовщик-кровопийца” стали синонимами. Их в равной степени ненавидели вельможи, служители церкви и богатые горожане.

Случаи перехода евреев в христианство редки, но не исключительны. Имеют место как случаи насильственного крещения (или крещения в раннем детстве), так и добровольная смена веры – как правило, ради вступления в брак. Женитьба на крещеной еврейке (сарацинке и т.д.) вполне возможна и допустима. Более того, известны даже случаи, когда христиане переходили в иудаизм, чтобы жениться на еврейке (за что, соответственно, были судимы).


АРАБЫ, ВИЗАНТИЙЦЫ, ВЕНГРЫ, БОЛГАРЫ и прочие экзотические национальности в Англии (тем более за пределами столицы) большая редкость. Кто это может быть?

- послы и гости в свите знатного лица (как вариант – сваты)

- знатные путешественники, приехавшие посмотреть незнакомую страну

- купцы, приехавшие, чтобы прощупать почву для торговых отношений между странами, завязать необходимые знакомства, открыть торговый дом и т.д.

- раб или слуга, наемник или телохранитель знатного лица

Сюда же – разнообразные ГЕРМАНСКИЕ НАРОДНОСТИ (швабы, саксонцы, баварцы, франконцы и т.д.).


ДАТЧАНЕ

В этот период они – достаточная экзотика в Англии. Датские семьи, сохранившиеся со времен датского завоевания, уже сильно разбавлены смешанными браками (разве что, желая сохранить чистоту крови, они выписывают себе невест с родины J ). В остальных случаях это – гости, купцы, наемники, проповедники (напоминаем: датчане – христиане) и т.д.
Во всяком случае, отношения с Данией у Англии в этот момент гораздо менее запутанные, чем с Францией; по сути – никаких особых отношений.

Также англичане хорошо знакомы с ФЛАНДРСКИМИ наемниками, неоднократно наводнявшими страну в период междоусобных войн. Вряд ли это знакомство можно назвать приятным :) Прокатывались они по Англии что во время междоусобиц имени Матильды и Стефана (30-е гг.), что во время усмирения баронов королем Генрихом (1152-54). Собственно, запрет Генриха принимать на службу фландрских наемников никто официально не отменял, но на него, как водится, стали осторожненько закрывать глаза. С другой стороны, никто не мешает баронам набрать наемников среди шотландцев и ирландцев (о чем ниже).

ЛОМБАРДЦЫ

Жители Ломбардии (одной из областей Италии) в основном знакомы англичанам как банкиры, ювелиры, ростовщики («торгуется как ломбардец»). Фактически, они занимались теми же видами деятельности, что и евреи – с той разницей, что вероисповедание не отделяло их от клиентов – в той же мере были объектами общей нелюбви как «ростовщики-кровопийцы». Нередко они наряду с евреями страдали от погромов. Зачастую авантюристы-ломбардцы не брезговали и противозаконными способами нажиться – например, работорговлей, воспрещенной в Англии.


ШОТЛАНДЦЫ, ИРЛАНДЦЫ

История отношений англичан с шотландцами и ирландцами – это история постоянной борьбы за землю и независимость. Лучше всего с обеими этими национальностями, разумеется, знакомы жители пограничных территорий; а жители Мидлендс (центральных областей Англии), скорее всего, имеют некоторый опыт общения с наемниками смешанного гэльского происхождения (т.н. кернами), которых нередко нанимают на службу местные бароны. И не питают простые англичане к кернам большой любви – недаром тех даже на родине называют «адской бурей».

Шотландская знать то роднится с английской (в том числе с членами королевской семьи, отчего потом возникают претензии на трон), то заключает союзы с Францией против Англии. Иными словами, традиционные отношения между Шотландией и Англией – это непрерывное состояние холодной войны плюс мелкие регулярные стычки на пограничье. Подлинные войны за независимость начнутся лишь в конце XIII в.

В 1173-74 гг., воспользовавшись тем, что английский король Генрих боролся с восставшими против него сыновьями (в том числе с Ричардом), шотландский король Вильгельм, также известный как Вильгельм Лев, захватил Нортумбрию (правда, основную часть его войска составляли не шотландцы, а фландрские наемники). В 1174 г. произошла битва при Олнвике, в ходе которой Вильгельм Лев был взят в плен. Чтобы обрести свободу, Вильгельму пришлось подписать договор, в котором он поклялся быть союзником английского короля, передавал ему пять шотландских замков и обещался содержать в них за свой счет английский гарнизон. Когда Вильгельм возвращался из плена на родину, через английские земли, в Ньюкасле его чуть не убила разъяренная толпа – таковы были чувства местных жителей по отношению к шотландским захватчикам. Действие договора продлилось 15 лет, пока Ричард, нуждавшийся в средствах для крестового похода, не продал захваченные замки обратно Вильгельму (задачка для детей младшего школьного возраста: сосчитайте, сколько раз Ричард продолбал достижения своего отца, собирая деньги для крестового похода )

Отношения Англии и Ирландии – это отношения завоевателей и завоеванных; англичане «колонизировали» Ирландию в XII в. и с тех пор неуклонно применяли силу, подавляя местных жителей. Захватил Ирландию в 1169-71 гг. король Генрих с папского соизволения; с тех пор английский король считается и королем Ирландии (Генрих «доверил» этот титул младшему сыну – Джону). Для среднестатистического англичанина ирландец – существо хитрое, коварное, полудикое, недостойное доверия, даже вошедшее в поговорку (“врет как ирландец»). Зато хороши ирландские ножи – не хуже йоркских.

Браки с шотландскими и ирландскими аристократами вполне возможны, правда, вероятнее среди крупной знати, чем среди мелкой, - подобные союзы, как правило, бывают завязаны на наследственные и имущественные дела и на укрепление международных отношений. Английские рыцари могут отправиться на шотландское или ирландское пограничье, если им хочется порезвиться на просторе (т.е., попросту говоря, пограбить), заслужить прощение или благоволение короля службой в «горячих точках» или попросту на время куда-нибудь спрятаться...

Отсюда
https://sherwood-arrow.livejournal.com/95041.html

Арабелла, блог «Старый замок»

Рыцарские ордена и бродячие рыцари

«Бродячие рыцари» - то есть, рыцари, сделавшие поиск приключений своей профессией – это, скорее, литературная условность, чем реальность.

(Речь здесь не о рыцарях, вынужденных путешествовать в силу каких-либо внешних обстоятельств – например, добираясь домой из Святой земли или совершая деловую поездку.) Рыцарь, не имеющий собственного лена и постоянного дохода, скорее, наймется на службу в замковый гарнизон или в стражу шерифа, нежели будет слоняться по дорогам, рискуя стать жертвой грабителей. И уж точно он не станет вызывать всех проезжающих мимо рыцарей на поединок, ибо наказание за необоснованное убийство еще никто не отменял. Вызов на бой, помимо турнира и судебного поединка, должен быть достаточно веским – легендарного желания помериться силами для этого недостаточно :). Среди рыцарей-наемников, ищущих службы, могут быть и саксы, и норманны, и немцы, и итальянцы…
скрытый текстВпрочем, безземельные и бездельные рыцари порой выходят и на большую дорогу. За что, буде попадутся, несут соответствующую ответственность.
Маловероятно, что рыцарь наймется в обыкновенную городскую стражу, где служат преимущественно йомены и горожане.
Никоим образом рыцарь не станет наниматься в услужение к нижестоящему – например, к купцу (а уж тем более к иноверцу). Он может, за соответствующую плату, обеспечить купцу охрану обоза по дороге через лес, но ездить с поручениями, играть роль посредника или выполнять обязанности постоянного телохранителя – нет и нет. Разве что рыцарь сидит в таких долгах, что не выпутаешься, - но тогда своего «услужения» он уж точно разглашать не будет.

Что касается рыцарских орденов, то в Англии они пока что – изрядная новинка. Лишь в 1184 году тамплиерское командорство появилось в Лондоне, где была выстроена церковь по образцу существующей в Иерусалиме. В 1200 году папа Иннокентий III своей буллой подтвердил неподсудность тамплиеров местным законам и неприкосновенность их имущества, но светские власти сделали это еще раньше – король Ричард подтвердил за тамплиерами право на владение землей и даровал им право судить провинившихся собственным судом, в том числе по обвинению в убийстве. Ставший наместником принц Джон отнюдь не намерен эти привилегии отбирать, поскольку он связан с главами ордена финансовыми отношениями. К 1185 году «филиалы» ордена появляются в Гертфордшире, Эссексе, Кенте, Уорикшире, Вустершире, Сейлопе, Оксфордшире, Корнуолле, Линкольншире и Йоркшире. Т.о., ближайшее к нам командорство – в Йорке.
Из числа тамплиеров король нередко назначал сборщиков знаменитой «саладиновой десятины» в 1188 г. - один из них, к сожалению, Гилберт де Огрестан, зарекомендовал себя не лучшим образом, растратив собранные деньги.

Первые рыцари-госпитальеры появились в Англии в середине XII в.; в 1144 г. некий Джордан из Бриссета даровал Ордену святого Иоанна Иерусалимского владение в Клеркенуэлле, а в 1180 г. орден получил от короля Генриха II земли в Сомерсете. В Шотландии рыцари-госпитальеры обосновались вскорости после того, как они появились в Англии, - во всяком случае, раньше 1160 г. Приор шотландского ордена был подчинен английскому и платил ему двести марок в год (но большинство членов этого ордена были англичане, а потому оставались верны королю в период волнений на англо-шотландской границе). Влияние иоаннитов, наряду с тамплиерами, в лондонских «верхах» было весьма значительно. Несмотря на свой религиозный статус, приоры иоаннитов занимали место в королевском совете среди светских пэров, а не среди епископов и аббатов; о том, насколько велико было их влияние, свидетельствует то, что они имели преимущество (в том числе право первого голоса в обсуждении) над всеми баронами.
На наш период госпитальеров нет ни в Ноттингемшире, ни в Йоркшире – лишь в начале XIII в. они появятся в Беверли (Восточный Йоркшир).
Отсюда
https://sherwood-arrow.livejournal.com/46557.html

Kentigerna, блог «книгофрения»

абонент не абонент

Я влетела в нескончаемый цикл недовольства и ожидания - hold оn for answer or call back later. Мне это жуть как не нравится, и я отвлекаюсь изо всех сил и во всю мощь своей дурной фантазии. Но даже при забитом графике недовольство идет фоном и привычно портит настроение. И вроде ежу понятно уже, что у каждой моей мелкой злости и недообидки причина одна. Поводы, разные, а причина-то все та же - отсутствие. На мою беду, не все такие понятливые, как ёж.

crome, блог «Send me a neon heart»

Vamos a matar, compañeros (1970)

Сапата-вестерн Серджо Корбуччи. Чистильщик сапог Васко (Томас Милиан) нечаянно поднимает восстание (выборы в Мексике проходят настолько сурово, что всех, кто голосует против Порфирио Диаса, расстреливают прямо на избирательном участке; поэтому Васко, когда его спросили, за кого проголосует он, так разволновался, что проткнул спросившего генерала его же саблей) и неожиданно для себя оказывается лейтенантом в армии генерала Монго, который отправляет его занять город Сан-Бернардино. Там Васко встречает шведского торговца оружием Йодлафа Петерсона (Франко Неро), которого награждает прозвищем "Пингвин" и безуспешно пытается убить. Йодлафа в город вызвал Монго, рассудивший, что только шведу под силу открыть шведский сейф, найденный в городе. Армия Монго думает, что деньги из сейфа пойдут на революционные нужды; Монго хочет забрать их себе; Йодлаф требует себе две трети. Сейф не удается взломать, а единственный, кто знает код от него, это лидер другого движения, профессор Сантос, которого держат в форте Юма. Йодлаф и Васко отправляются за профессором, по пути натыкаясь то на его последователей, возглавляемых Лолой (Ирис Бербен), которые так неудачно прониклись его словами об отказе от насилия, что попытались ограбить поезд, то на героя Джека Пэланса — стрелка с деревянной рукой и ручным соколом, мечтающего отомстить Йодлафу за старые обиды.

Неро после этого фильма перестал сниматься у Корбуччи, потому что не мог простить, что Корбуччи не защитил его от Милиана, который его всячески дразнил, а в сцене спасения из петли просто напугал. Но экранный дуэт у Неро и Милиана получился удачный.

 

crome, блог «Send me a neon heart»

Gente di rispetto/The Flower in His Mouth (1975)

Школьная учительница, сменившая за короткое время несколько мест работы, приезжает на очередное, в тихий ужасный город на Сицилии. Когда пытавшегося поприставать к ней мужчину находят мертвым, с цветком во рту, все в городе решают, что убийца — она, и проникаются к ней уважением. Местный аристократ-затворник, которого играет Джеймс Мейсон, убеждает героиню, что этой внезапной властью нужно воспользоваться на благо окружающих, так что она принимается добиваться пособий для безработных и малоимущих (они в благодарность отправляют в школу детей, которым героиня объясняет, что образование — не обязанность, а право, так что учиться они должны для себя, а не чтобы сделать приятное ей) и принятия закона, который в том числе предусматривает жилищное строительство. Еще в этом фильме есть декоративный Франко Неро в роли романтического интереса главной героини, который время от времени угрюмо предупреждает ее, чтобы она не вмешивалась, потому что этому городу все равно ничем уже не помочь. Ближе к финалу темы социального неравенства и бюрократии переплетаются с темой травмы, которую нанесла война, а совы, конечно же, оказываются не тем, чем казались.
Фильм интересный, но средний, а Дженнифер О'Нилл играет очень нервно и пафосно, хотя понятно, что героиня должна быть единственным живым человеком в этом болоте и что нервы у нее очень скоро оказываются на пределе.

изображение

скрытый текстизображение

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)