День в истории Блогхауса: 13 февраля 2020

Оракул Древних, блог «Хребты Безумия»

Все зерно сожрал хомяк.(с)

У меня дома живут два морских свина. Источники вечных приколов и позитива. И забавных привычек.

Одна из них елка. Вернее они любят ее есть. Вот в буквальном смысле. Приходится просить знакомых, у кого есть дача, чтобы привозили еловые ветки.

Как только в клетке появляется елка они несутся сидеть под ней и есть ее. И обгладывают за пару дней.

Вот вам и перуанские свинки... суровые северные свины они. 8)))

Вчера только были огромные лапы ели, а сегодня уже почти все подгрызли.х)

 

 

 

Арабелла, блог «Старый замок»

Средневековая кухня - 2. Овсянка, сэр...

Вопреки сложившемуся стереотипу, англичане не едят овсянку каждое утро. Более того, она даже не всегда есть в меню гостиниц и b&b. Т.н. традиционный английский завтрак состоит из фасоли в томатном соусе, запеченных грибов, помидоров, яичницы-глазуньи, жареного бекона и/или сосиски и картофельной оладьи (порция - огромная; впрочем, Британия вообще славится в этом смысле щедростью).

скрытый текстПотребление овсянки на душу населения в Британии не выше, чем в Европе, и сверхъестественной популярностью она также не отличается (скорее всего, человек, спешащий с утра на работу, предпочтет съесть овсяных мюсли, а не стоять у плиты). Европейский миф об английской овсянке – в первую очередь, порождение ХХ века, детище экспорта и рекламы. Ну а для нас в создании этого мифа не последнюю роль сыграла знаменитая фраза «Овсянка, сэр!» из экранизации «Собаки Баскервилей».

А в небольшом эссе Джорджа Оруэлла «В защиту английской кухни» (1945) вообще нет ни слова нет о якобы популярной овсянке!
В современном английском языке для обозначения каши есть два слова – porridge и gruel. В ХХ веке, как уже было сказано, искусство рекламы (в первую очередь, привлекательные упаковки) способствовало созданию мифа об «английской (а на самом деле шотландской) овсянке», но на самом деле каши испокон веков варили в самых разных странах.

Более того, в Средние века porridge вовсе даже не обязательно готовили из крупы. Старый детский стишок-дразнилка помогает это понять. Он гласит:

Peas porridge hot,
Peas porridge cold,
Peas porridge in the pot
Nine days old.

(Гороховая каша горячая, гороховая каша холодная, гороховая каша в горшке, сварена девять дней назад).

То есть, мы видим, что главный ингредиент в porridge не крупа, а горох, притом горох не свежий, а, скорее всего, сушеный. Помимо гороха, в нее могли входить разнообразные овощи – иными словами, то, что англичане сейчас называют кашей, изначально варилось даже не из крупы! Этимология слова «porridge» не вполне ясна до сих пор, в цепочке отсутствует некоторое количество звеньев, но исследователи полагают, что оно родственно латинскому porrum/porrus, что означает «лук-порей», отсюда и среднеанглийское porree – луковый суп. Не исключено, что porridge изначально действительно готовилась, в первую очередь, из лука, а уж дополнительно – и из других ингредиентов, растущих в огороде. В крестьянском обиходе она могла быть относительно грубой, из приблизительно нарезанных и затем сваренных до мягкости овощей; при дворе, где большое внимание уделялось «тонкости» блюда, эту самую луковую кашу, вероятно, подавали в виде хорошо протертого пюре, в которое для густоты добавляли хлеба (многие средневековые рецепты содержат хлеб в качестве «загустителя»). В Испании аналогичное блюдо называлось porra и представляло собой смесь истолченных вареных овощей; ели его при помощи корки хлеба вместо ложки. Клали в него также ячменную, пшеничную и ржаную муку – в зависимости от региона.

В Средние века было весьма популярно блюдо под названием pottage, которое зачастую смешивают с porridge, хотя у этих слов разная этимология. Pottage (от французского potage – буквально «то, что в горшке») представляла собой густой овощной суп (или рагу) и была весьма популярным блюдом в Средние века. Обычно pottage готовили из гороха, репы, лука, капусты, трав, иногда добавляли мясо (кусочками или в виде «фрикаделек» из мелко нарезанного мяса, смешанного с яйцом и хлебными крошками). Для сгущения также зачастую использовали ржаной хлеб или овсяную муку, а иногда – во время мясоеда – кровь животных (птичью или свиную).

Вот примерный состав pottage

На литр воды (или мясного бульона) – по 250 г. следующих овощей: капуста, сельдерей, зеленый горох, лук-порей, репчатый лук, репа, щавель, 1-2 зубчика чеснока, две столовые ложки овсяной крупы. Из специй: базилик, майоран, петрушка, майоран, возможны также розмарин и тимьян.

В английском языке есть выражение mess of pottage, якобы почерпнутое из первого английского перевода Библии (а точнее, истории о том, как Исав продал свое первородство Иакову за чечевичную похлебку). Однако на самом деле эта фраза не фигурирует ни в одной из английских переводов Библии; впервые она появилась в английском «конспекте» одной из проповедей английского историка и теолога Джона Капгрейва (ок. 1452), очевидно прибегнувшего к местным реалиям для пущей доходчивости: «И тогда Иаков перехитрил брата, выкупив у него отцовское благословение за миску похлебки – mess of potage». К XVI в. это выражение окончательно входит в речевой обиход – оно появляется в английских переводах Эразма Роттердамского, в проповедях, хрониках, пересказах Библии, фактически превращается в поговорку.

Кстати, mess в этом выражении не несет уничижительного значения (значение «месиво, беспорядочная груда» появляется лишь в XIX в.). В среднеанглийском языке слово mess означало количество людей, которые ели вместе за столом; иными словами, mess of pottage – это количество, необходимое для того, чтобы насытить нескольких человек. В современном английском языке это слово сохранилось в военной и флотской среде – солдаты и моряки едят in messes, со своими messmates (товарищами по столу).

Разумеется, в Средние века варили и кашу как таковую (gruel) – из овсяной, ржаной или пшеничной муки, на воде и на молоке. Преобладала она, конечно, в крестьянском быту; со временем врачи стали рекомендовать ее для больных (чаще всего с добавлением мускатного ореха, вина, цедры). Варили gruel и в монастырях – от самой простой, на воде, до gruel на мясном бульоне, с луком и специями.

Но, несмотря на все возможные изыски, так она преимущественно и воспринималась – как еда бедняков (в крайнем случае – бережливых представителей среднего сословия). Вспомните «Оливера Твиста» - в работных домах кормили именно gruel’ом. Привычное меню Эбенезера Скруджа в «Рождественской песни» - небольшая кастрюлька овсянки – лишь подчеркивает крайнюю скупость этого персонажа. До того как в широкий обиход вошло представление о здоровом образе жизни, зажиточный дворянин, с аппетитом уписывающий овсянку, скорее всего, был бы воспринят как чудак и эксцентрик.
https://tal-gilas.livejournal.com/210122.html

Джулиан, блог «Мышиные заметки»

* * *

«Три мушкетёра» изначально публиковались по главам в газете «Le Siècle» с 14 марта по 11 июля 1844 года. Это традиционный роман с продолжением, роман-фельетон: глава обрывалась на самом интересном месте, чтобы читатель с нетерпением ждал продолжения. Таким образом, читательское восприятие книги в то время отличалось от нынешнего, когда книгу читают сразу целиком:

Для нас Констанция умерла, миледи отрубили голову, Портос женился на прокурорше, Арамис принял постриг, Атос оставил службу и уехал в провинцию. А давайте представим, что думали первые читатели «Трёх мушкетёров», когда Атос наставил пистолет на бывшую жену и… И нужно ждать следующего фельетона. Сколько мсье и мадам жаждало убийства, а сколько — примирения супругов? И сколько было недовольных тем, что Атос всего лишь отобрал у жены открытый лист?

Вера Камша «Тысяча и одна серия»

Ab61rvalg, блог «Лиловый Гиен»

Ин зе грим даркнес оф зе футуре нет горячей воды...

St.Sеbustian, блог «Ты, есть у себя всегда»

«Птичку» жалко.

У меня в берлоге завелись какие-то наркоманские божьи коровки. Такие, которых можно встретить в крупах, с тусклым «оперением» и невдалыми усиками. Ясно дело перетрусил все крупы и повыбрасывал. А самое интересное, мигрируют на границу кухни и балкона, где сквозит, напоминая о безрукости работников «лучшей строительной компании года».

И вот жалко их давить. А не давить, так они сваливают и ныкаются где попало. Вообще немного брезгую насекомыми. Эти Контакты всегда малоприятны мне. Але у меня нет к ним ненависти или чего-то такого, природа же. В детстве думал, что я тоже кому-то букашка и не хотел бы быть раздавленным тем, кто мной брезгует по каким-то своим соображениям. Я не буддист, отнюдь, но вот неприкольное чувство от геноцида этого маленького народа, вторгнувшегося в мои территории, таки щемит грудь.

 

Art from Jonas Leriche.

 

Арабелла, блог «Архив»

Закон и беспорядок -5. Преступления и наказания

Чем, как и за что может прилететь жителю Веселой Старой Англии за различные преступления и правонарушения.
Часть 1.
Полную юридическую ответственность, вплоть до смертной казни, юноши несут с 14 лет, девушки с 12. До достижения «сознательного возраста» подросткам, как правило, назначается наказание, вдвое меньшее по сравнению со взрослыми. Ребенка младше десяти лет, с вероятностью, не наказывая по суду, отдадут родителям или опекунам для вразумления.

Священники и рыцари из орденов не подлежат светскому суду. Совершивший преступление тамплиер или госпитальер предстает перед судом своего Ордена; провинившийся священник – перед церковным судом.

скрытый текстБлагородные особы не подвергаются ни позорящим наказаниям, ни смертной казни через повешение – ТОЛЬКО в случае измены. Вообще, у благородных куда больше лазеек, нежели у простолюдинов – например, они могут добиться снисхождения в «суде равных» (суде графства) либо обратиться с апелляцией напрямую к королю. Даже за разбой, за который йомена с вероятностью, повесят, благородный рыцарь имеет шанс отделаться тюремной отсидкой, а затем подпасть под амнистию.

Конфискация имущества по суду ВСЕГДА производится в пользу короля (казны).

ИТАК

Убийство умышленное. Смертная казнь через повешение (для неблагородных) или через обезглавливание (для благородных); для благородных особ возможно долгoе или пожизненное тюремное заключение (по личному решению короля).
НО: Убийство простолюдина не считается для рыцаря преступлением. Рыцарь может убить простолюдина, если сочтет себя оскорбленным, и это будет "достаточно спровоцированное" убийство. За убийство крестьянина благородная особа, скорее всего, отделается штрафом.
Для крестьянина (серва или йомена) убийство лорда приравнивается к измене.
Убийство аутло преступлением не считается.

Убийство неумышленное . Денежный штраф в пользу семьи погибшего, тюремное заключение или изгнание из страны (навсегда или на некоторый срок).
Убийство противника на судебном поединке или на турнире, а также убийство при самообороне преступлением не считаются.
Чтобы убийство было сочтено «простительным», оно должно быть достаточно обоснованным.

Мужеубийство. Женщина за убийство мужа может быть сожжена или зарыта живой в землю. Мужеубийство приравнивается к измене.
Женоубийство расценивается как обычное преступление - т.е., за "неоправданное" (неспровоцированное) убийство мужчину вешают.

Измена королю/сеньору . Смертная казнь через повешение. Благородные сэры предварительно подвергаются бесчестию (лишению рыцарского звания); до виселицы их везут в крестьянской телеге или тащат вслед за лошадью. Конфискация имущества в пользу короля (казны).

Изнасилование . Смертная казнь.
В некоторых случаях возможен «договорной» вариант – если обе стороны согласны, насильник обязан жениться на своей жертве. Но в данном случае требуется согласие не только самой пострадавшей, но и ее семьи.

Пособничество преступнику, изменнику, аутло; сокрытие; недонесение; оказание помощи . Смертная казнь через повешение. Также община либо семья платит крупный штраф. Конфискация имущества.
Приравнивается к измене.

Изготовление фальшивых монет . Смертная казнь через повешение или сожжение. Приравнивается к измене.

Отравление .Смертная казнь через сожжение

Колдовство/ересь . Смертная казнь через повешение

Неявка в суд/бегство от правосудия . Объявление вне закона (аутло). Конфискация имущества.

Мужеложество и инцест . Смертная казнь через повешение
За «косвенный инцест» - например, любовную связь с падчерицей или пасынком – обычно выплачивается штраф и назначается церковное покаяние (виновник может быть временно отлучен от церкви).

Браконьерство . Смертная казнь через повешение. В случае смягчения наказания (для старика или малолетнего) смертная казнь может быть заменена на отрубание руки /пальцев (как правило, указательного и среднего, чтобы впредь нельзя было натянуть тетиву) или лишение глаза. Сходным образом за преступление платится и собака браконьера – ее вешают или отрубают лапу.

Грабеж и разбой . Смертная казнь через повешение, вне зависимости от похищенной суммы.

Вооруженное нападение на слуг короля . Смертная казнь.

МЕЛКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ (ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ)

Воровство денег или имущества на сумму до 1 шиллинга (до полушиллинга, если украл из церкви, из общественной бани или у своего хозяина)
- при первой поимке: клеймение/порка/кратковременное тюремное заключение;
- при второй поимке: нанесение более серьезного увечья (отсечение ушей, лишение глаза) и изгнание из города;
- при третьей поимке – смертная казнь через повешение.

Воровство денег или имущества на сумму свыше шиллинга (свыше полушиллинга, если украл из церкви, из общественной бани или у своего хозяина). Смертная казнь через повешение.

Проституция, сводничество, содержание притона . Штраф, тюремное заключение/церковное покаяние, изгнание из города.
«С каждой публичной женщины берут четыре пенса штрафа после первого ареста; если она продолжает заниматься своим ремеслом, то должна предстать перед шерифом, который официально изгоняет ее из королевского манора; в третий раз ее сажают в тюрьму и отрезают волосы; а в четвертый раз могут обезобразить, например отрезать верхнюю губу» .

Причинение материального ущерба казне (преграждение общественной дороги, нелегальное возведение построек, наличие деревянного дымохода вместо железного и т.д.). Штраф (возрастает в соответствии со сроком давности).

Причинение физического вреда, увечий . «Если кто устроит в городе драку, а также обнажит меч или нож, должно у него отобрать оружие. И если он прольет кровь, то должно его оштрафовать, а если он не в состоянии заплатить, то заключить его в тюрьму. Если он чей-то слуга или подмастерье, то хозяин вправе наказать его по своему усмотрению».

Нарушение общественного спокойствия (скандал, ссора, сплетни) . Тако же – укрытие чужих беглых слуг и детей «Наказываются местным бейлифом по усмотрению» (штраф, порка, колодки, позорный столб, для женщин – церковное покаяние).

Порицание административных лиц . Штраф.

Нелицензированная торговля (например, продажа пива и эля без вывески) . Штраф. Виновник может быть прощен по бедности.

Контрабанда. Смертная казнь через повешение. На данный момент особо запрещено вывозить из страны шерсть, сукно, зерно.

Мошенничество (обмер, недовес, несоответствие качества и т.д.) Штраф, позорный столб, возможно – изгнание из гильдии

Отсутствие дозволения на брак . Рыцарь-вассал обязан просить у своего сеньора позволения на выдачу замуж дочери-наследницы (барон – непосредственно у короля); серв обязан просить разрешения у своего хозяина. Несоблюдение карается у благородных лиц – штрафом, возможно даже тюремное заключение и конфискация имущества; среди сервов брак, заключенный без дозволения, может считаться недействительным.

Загрязнение общественных территорий (выливание помоев на улицу, выбрасывание очисток на общественный выгон и т.д.). Штраф.

Долги . Заключение в тюрьму (пока родня, гильдия или община не соберет надлежащую сумму)

Потрава . Штраф

Нарушение границ чужого владения .Штраф

Лжесвидетельство . Штраф (в пользу суда)

Блуд, прелюбодеяние (рождение ребенка вне брака) . Штраф в пользу лорда; незаконное сожительство может быть расторгнуто в принудительном порядке (например, мужчину и женщину могут вынудить под присягой отказаться друг от друга).

Отсутствие разрешения на сбор хвороста в лесу . Штраф, колодки и т.д.

Словесное оскорбление (назвать грабителем, ростовщиком, ублюдком и т.д.). Штраф в пользу истца (за заключение мира)

Бродяжничество, «сомнительное поведение», хождение по улицам после сигнала к тушению огней . Арест и содержание под стражей до выяснения обстоятельств.

Нелицензированное занятие медициной .Колодки.

Работа после сигнала к тушению огней или по воскресеньям (по воскресеньям разрешается работать только на себя, но не изготовлять изделия для продажи). Штраф.

Хождение по городу с мечом ы мирное время(для простых горожан и крестьян). Изъятие оружия, штраф.


Часть 2.
Англии есть три вида судов - манориальный, королевский и церковный.
скрытый текстМанориальный суд (с лордом в качестве судьи и выборными присяжными из числа деревенских) разбирается с большинством преступлений, за исключением особо тяжких (разбой и грабеж, убийство слуг короля и т.п.). Чаще всего манориальный суд разбирает неуплаты налогов, драки и т.п.
На "сессии" манориального суда обязательно должны присутствовать все местные. Работает принцип круговой поруки: если кто-то из деревенских провинился, то остальные обязаны доставить его на суд.
Для тяжких и особо тяжких преступлений существует суд королевский, осуществляемый шерифом или иным представителем королевской власти. Дворянам он может назначить судебный поединок, любому подсудимому - ordeal, т.е. испытание огнем и водой (ordeal будут отменены только в 1215 г.)
О церковном суде сказано ниже.

Простолюдинов казнят обычно повешением, благородных - отсечением головы.
За большинство мелких нарушений назначают штрафы.
За некоторые преступления (например, за злостное бродяжничество) простолюдина могут продать в сервы.
Тюремное заключение - нечастая мера наказания, обычно в тюрьме держат арестованных до суда.
Дворяне позорящим наказаниям не подвергаются, кроме как за преступления ранга государственных (измена, заговор и т.п.). Дворяне вместо этого платят штраф.
Пол и возраст смягчающими обстоятельствами не являются: десятилетнему за кражу или браконьерство прилетит так же, как и тридцатилетнему.
За преступления серва отвечает хозяин. Как правило, денежно.

I. Что касается особ неблагородных, сиречь свободнорожденных простолюдинов.

1. Особо тяжкие преступления.
Убийство, грабеж, поджог, нападение на слуг короля и закона, пособничество убийцам и разбойникам, кража в особо крупных размерах (свыше шиллинга), браконьерство (убийство дичи стоимостью свыше шиллинга - фактически, все, что крупнее куропатки.)
Карается смертью через повешение.

2. Кража имущества на сумму до 1 шиллинга.
При первой поимке - колодки, порка, кратковременное заключение в тюрьму. При второй поимке - клеймо, либо отрубание пальцев или кисти, либо лишение глаза.
При третьей поимке - повешение.

3. Неуплата налогов.
Первый прецедент - колодки, порка. Второй прецедент - клеймо, либо отрубание пальцев или кисти, либо лишение глаза, либо тюремное заключение, пока семья или община не внесет деньги.
Третий прецедент - повешение.
Также за неуплату налогов, равно как и за невыполнение обязательств по долговым распискам, имущество преступника может быть продано с торгов. Если вырученных денег мало, неплательщика помещают в долговую яму. Если должник неимущий, его отдают внаем до покрытия суммы долга с процентами.

4. Нарушения общественного спокойствия.
Драка, богохульство, скандал или драка в церкви, непристойное поведение и т.д. Колодки, позорный столб (или "позорный стул" в церкви - как правило, для женщин), порка, штрафы, клеймо (например, на кисти).

II. Что касается особ благородного происхождения.

1. Убийство.
Убийство одним благородным сэром другого благородного сэра без причины влечет за собой суд и разбирательство. Причиной, дозволяющей бой и убийство, является судебный поединок, турнирный поединок или общая турнирная схватка, официальный вызов на бой (хотя на последнее могут посмотреть косо).
Если благородный сэр на суде докажет, что имел веские причины убить другого благородного сэра (например, за оскорбление чести, порочащие или изменнические высказывания и т.д.) - то перед законом он чист.
Разбирательство убившего с родней убитого остается задачей убившего (мириться, платить деньги - "отступное", выдать дочку замуж за брата покойного и т.д.).
Если благородный сэр на суде не сумел оправдаться и не попал под амнистию - смертная казнь через отсечение головы.

2. Нарушения общественного спокойствия.
В большинстве случаев подобные мелкие правонарушения, совершенные дворянами, разбираются кулуарно, если, конечно, это не городской погром (за такое - уже королевский суд). Так, если благородные сэры вынесли окно в церкви - ну, протрезвеют, внесут пожертвование, отбудут епитимью. Если при этом набили лицо приходскому священнику - пожертвование будет побольше, а епитимья подлиннее. Настоятельно рекомендуется в таких случаях сходить к исповеди и покаяться в совершенном грехе.
Бить лицо епископу и его приближенным не рекомендуется из соображений безопасности: можно огрести вплоть до отлучения.

III. Церковные наказания.
Ограбление церкви, нападение на священнослужителя и убийство священника - дело передается в руки светской власти. Церковь, со своей стороны, может дополнительно наложить отлучение на преступника.
Неуплата десятины, проявление неуважения к служителям церкви, нехождение на службы, незаконное сожительство и прижитие ребенка и т.д. - от временного отлучения (пока не покается) до публичного покаяния или суровой епитимьи.
Ересь в рамках данной игры не рассматривается.
Дьяволопоклонничество, колдовство - церковное покаяние, смерть через повешение.

IV. Круговая порука.
За преступление, совершенное одним жителем деревни, чаще всего отвечает вся деревня. В частности, недоимка по налогам может быть разложена на всю деревню.
Если в деревне или вблизи от нее убит норманн, то деревня платит штраф. Штрафа можно избежать, если доказать, что это не норманн.
Если в деревне совершено убийство, и убийца - из числа деревенских, жители деревни должны разыскать и выдать убийцу, иначе могут быть неприятности вплоть до взятия заложников. Если убийца - не местный, и это удалось доказать, то деревне ничего кроме положенного законом штрафа не грозит.

V. Аутло (outlaw) - объявление вне закона
Объявить вне закона могут как простолюдина, так и благородного, за:
- неявку на суд / бегство с места преступления
- пособничество другим аутло

Непосредственно за убийство, разбой или грабеж
эта мера наказания не применяется, но обычно считается, что "злостный разбойник" не является на суд каждый раз, как на кого-то нападет.

Фактически аутло мертв для закона. Аутло можно безнаказанно убить, часто за голову такого преступника назначается награда.

Аутло лишается всех положений и привилегий, если таковые имел, включая привилегии дворянства.
Аутло не может владеть имуществом (передается наследникам или в казну).
Семейные связи аутло могут считаться расторгнутыми.
Запрещено оказывать аутло любую помощь, в т.ч. давать ему кров, пищу и одежду, и вообще вступать с ним в какие бы то ни было отношения.

Если аутло входил в некую общину сервов, общину могут серьезно прижать, требуя его выдачи (вот чтоб связали и выдали, как в следующих раз заявится!), могут взять заложниками несколько человек, чтоб сам сдался, если ему односельчане дороги.
Йоменскую общину тоже могут прижать, но йоменам проще откреститься - мол, связей не поддерживаем, не видели и видеть не желаем. Кроме того, йомены могут сняться и уйти хоть в другое графство, тогда как сервы привязаны к земле.
https://sherwood-arrow.livejournal.com/23735.html


Несколько судебных прецедентов
Манориальный суд Уэйкфилда, 1274 г.

скрытый текст
Сижу, закопавшись в разнообразные двенадцати-тринадцативечные Books of fees, pipe rolls, Kentish rolls и т.д. О, редкая птица долетит до таких вещей, как Kentish или Winchester rolls, не говоря уже про финансовые отчеты по отдельным манорам, – может, и не пригодится, но какое же наслаждение это разбирать… Такие прелести временами вылезают. Вдобавок уходят некоторые фанфиковские и околофанфиковские глюки – например, когда узнаешь, что в начале 12 в. беглого серва можно было беспрепятственно ловить _только_ четыре дня, а после этого - _только_ в том случае, если он появится на земле бывшего лорда; что продаваться в сервы самостоятельно за долги либо недоимку вообще было не принято; что женщина могла наследовать даже землю, связанную с military tenure, и т.д. А если учесть, что на начало века там вообще ничерта не устоялось и порядки порой менялись быстро… эка, ввел принц Джон свой carucage, да всего шесть раз успел его собрать – пришлось отменить…

Суд в Бертоне, в четверг (праздник св. Луки Евангелиста, 18 октября), указанного года. Ричард Родс дает два шиллинга, чтобы примириться с Элиасом дель Барнсайдом (букв. have licence of concord), за то, что назвал его грабителем. При поручительстве Ричарда Грейва.

Томас Фентон, лесничий, объявил, что в лесу найден убитый олень. В селениях Холн, Олстэнли, Туинг и Картуорт было проведено расследование, и жители под присягой показали, что не знают, кто виновен, но полагают, что олень был ранен за пределами графских владений, а затем вошел на графские земли и умер там от раны.

Джон Мигли против Джона, сына Роберта Соурби, утверждает, что Джон назвал его ростовщиком, что ответчик отрицает. Ответчик доказал свою правоту и был оправдан, истец оштрафован на 12 пенсов.

Джордан, сын Томаса Нортойрэма, жалуется на Джона, сына Роджера, говоря, что названный Джон убил принадлежавшую ему кобылу, а именно сначала гонялся за ней, а потом сел верхом и загнал ее до смерти. Джон, явившись в суд, это отрицает. Назначено расследование; опрошенные соседи под присягой показывают, что истец прав. Джону велено заплатить Джордану за кобылу, а также штраф; поручитель Адам Ойрэм. Освобожден от уплаты по бедности.

Джордан Шейклтонстол, Нелл Уинтер, Джон Льювкин и Уильям, сын Элко Шейклтонстола, обвиняются в убийстве оленя. Остаются под поручительством сэра Ричарда де Торнхилла до следующего суда в Уэйкфилде.

Гилберт дель Боз и Джон ле Барн назначены лесничими в Гиперуме и Шайпдене; они поклялись верно и честно стеречь графские леса и дичь и выказывать свою преданность.

Джордан Дин платит полмарки за неявку в суд и за то, что разрушил графский загон, а потом сбежал от судебного пристава. Найденные Джорданом поручители, Ричард и Генри Копли, подтвердили, что ответчик от отношению к приставу и всем остальным был поведения доброго и мирного.

Элис, жена Бауглера, взломала замок на амбаре Роберта, сына Генри Крайглистона, и украла четыре снопа пшеницы; Роберт погнался за ней, отнял зерно и отпустил. Оштрафована на 13 шиллингов 4 пенса, поручитель Ричард Грейв.

(интересно, до суда дело дошло, потому что Роберт сам пожаловался, ибо непорядок, или же были свидетели кражи? И интересно, чего стоило Элис уплатить такой штраф – немаленький, надо сказать – если ответчица, видимо, настолько бедна, что зерно ворует?)

Роберт Фокс против Джербо Олвинтхорпа и Уильяма Фертинга; утверждает, что в воскресенье накануне дня св. Луки они забрали корову Уильяма Фуллерса, в обмен за кусок дуба (branch) ценой в 4 шиллинга, насильно и несправедливо, и отказались отдавать. Ответчики сказали, что забрали корову справедливо, за долг в 4 шиллинга, каковую сумму Роберт был им должен за помянутое дерево. Роберт, явившись в суд, говорит, что ничего им не должен. Дело отложено.

Агнесс Лэмбот против Адама, сына Ричарда Олвинхорпа. Утверждает, что он избил ее; ответчик это отрицает. Назначено расследование. После того как опросили жителей Олвинхорпа, стало известно, что ответчик действительно избил ее, потому что она говорила оскорбительные слова его жене. Ответчик оштрафован на 12 пенсов и должен заплатить Агнесс за ущерб; истица оштрафована на такую же сумму в пользу жены Адама.

Изольда Сент-Освальд против Джека Ирландца, схваченного и арестованного за кражу. Говорит, что в воскресенье накануне Рождества, ночью, он украл у ней платье, отделанное черной овчиной, стоимостью в 8 шиллингов 6 пенсов, которое находилось у нее на хранении. Ответчик предстал перед судом и, в присутствии управляющего и коронера (?), сам признался в преступлении. Приговорен к повешению.

(интересно, при чем тут коронер, который вообще-то разбирает всякое смертоубийство, но отнюдь не покражу. Или мы чего-то не знаем о Джеке Ирландце)

Назначено следствие в деревне Холнсфрит по поводу того, виновен ли Адам Стрейкэйс в каком-либо преступлении, имеющем отношение к сломанной и окровавленной стреле, найденной в Холнском лесу. Адам под присягой уверяет, что не виновен и что ничего о стреле не знает, за исключением того, что нашел ее и по собственной глупости забрал и спрятал в своем доме. По суду оправдан.

(на самом деле, около ста дел за год в данном манориальном суде – и _один_ смертный приговор, все остальное штрафы; иски за браконьерство преимущественно откладываются или переносятся – а жаль, любопытно было бы взглянуть, как разрешилось хоть одно такое дело)

***
Запись всяких приходов-расходов (это уже Винчестер)

Вознаграждение управляющему, 5 шиллингов; уплата за починку моста 5 шиллингов; плата одному лесничему 4 шиллинга, двум сторожам 4 шиллинга; одному косцу из Уизерингтона 20 пенсов; 14 возчикам из Даунтона, Уика и Нантона, за год, 28 шиллингов; двум возчикам из Уизерингтона за год 4 шиллинга 4 пенса, двум возчикам за полгода – 2 шиллинга; одному свинопасу, одному волопасу, одному коровьему пастуху – за год 6 шиллингов; троим овечьим пастухам из Уика, Барфорда и Нантона за год 6 шиллингов; одному пастуху из Уизерингтона за год 20 пенсов.

На содержание соборного настоятеля Джона, к Рождеству (букв. «к рождественскому сбору налогов»), 7 фунтов 10 шиллингов. К Пасхе, тому же Джону, 8 фунтов. Ему же – 8 фунтов к Иванову дню. Ему же – к Михайлову дню 8 фунтов 10 шиллингов. Ему же – за проданное на корню зерно 26 фунтов. Ему же – за сыры (!) и зерно 20 фунтов 16 шиллингов 10 пенсов. Ему же – за шерсть 6 фунтов 13 шиллингов 4 пенса. Ему же – выплата таллажа в 39 фунтов. Итого: 134 фунта 10 шиллингов 2 пенса

***
А вот здесь – всякие злоупотребления.

Роберт де Онби покусился на землю у реки Уэлланд, принадлежащую абботу Петерборо, возведя запруду в названной реке – далее, чем ему было дозволено – двадцати футов в длину и двух в высоту, причинив городу ущерб в 12 пенсов в год. Сделал он это семь лет назад.

Говорят, что Ричард де Уордли покусился на королевскую дорогу (Сент-Мэри-Стрит), выстроив ступеньки восьми футов длиной и четырех футов шириной на входе в свой погреб, что нанесло городу и всем, кто ходил мимо, ущерб в 2 шиллинга в год. Сделал он это восемь лет назад.

(интересно, как высчитывается сумма ущерба? Друзья-юристы, я себе всю голову сломал)

Типичный донос:

Настоятель св. Леонарда, что под Стэмфордом, владеет несколькими домами в приходе св. Марии у стэнфордского моста, которые приносят ему две марки в год. Он получил их 16 лет назад, в дар от Дэвида сына Уильяма, под чьим поручительством и за какие заслуги – неизвестно.

Ну а шерифятник и сопредельные отродясь бесчинствовали, ясно…

Говорят, что бейлифы из Стэмфорда, Филим де Стэмборн и его помощники, незаконно взяли 4 шиллинга с Генри Бронда, сказав, что его жена не соблюдает указанную меру галлона.

Говорят, что Уолтер Дрэгон (фамилия-то, а? или прозвище…), графский бейлиф, и его помощники, незаконно взяли 4 шиллинга с Уолтера Норманна за позволение забрать телегу (под тем предлогом, что он-де им должен названную сумму).

Говорят, что Уолтер Дрэгон, сенешаль графа Уоррена, Эндрю Арктел и Александер Лукас, коронеры из Стэмфорда, Мэтью Истон, Люк Уэлдон, Эндрю Мор и Уолтер Клерк пришли в дом Томаса Совиджа и вошли к нему в спальню. Там они взломали сундук и взяли серебряную чашу ценой в 30 шиллингов и деревянный кубок ценой в 10 шиллингов, оскорбив названного Томаса и преподло обвинив его в укрывательстве воров. Взятые вещи они не возвращали, пока Томас не уплатил им четыре шиллинга.
https://tal-gilas.livejournal.com/104888.html


Манориальный суд Тутинга, 1250-е гг.
***
скрытый текстВдова Джейн Болдри пришла в суд с жалобой, что ее-де, которая вдовеет честно уже 14 лет и все это время ходит в одну и ту же церковь, соседи прозвали шлюхой за то, что она не желает вторично выходить замуж, заподозрив в том, что, значит, она, Джейн Болдри, принимает мужчин. Однажды, когда она, как обычно, пошла в церковь, прихожане вытащили ее со скамьи, где она всегда сидела, вывели из церкви и отвели в городскую тюрьму.

Джон Р. в суде заявляет, что его соседка Энн Ламберт - публичная женщина, на том основании, что когда-де он на реке увидел, как у нее задралась юбка, она ее не одернула тотчас и ему отвернуться не приказала; посему Джон Р. требует, чтобы помянутую Энн поставили к позорному столбу как бесчестную. Энн же заявляет, что Джон-де на нее наговаривает со зла, потому как она не уступила его домогательствам, и муж ее, и вся ее родня за нее поручились, что она честная женщина. Джону приказано уплатить штраф за клевету. Ну не дурак ли?.. Ведь родня помянутой Энн Ламберт ему небось еще и рыло начистила шо мама не горюй:)

Генри Уоткину запрещено ходить ночью вокруг деревни с луком и стрелами, потому что куры и гусыни пугаются и не хотят нестись. Штраф 12 пенсов. йожин с бажин, понимаешь...

задачка для любителей математуры. Сравните две величины :)
Уильям Бат платит 6 пенсов за то, что его свиньи причинили лорду ущерб.
Агнесс Фитт родила ребенка вне брака; должна уплатить 2 шиллинга 8 пенсов.

"1205 г. Мэйбел, вдова графа Хью Бардольфа, заплатила 2000 марок и пять лошадей за то, чтобы ее не принуждали выходить замуж и чтобы она могла остаться вдовой, сколько ей вздумается. В том же году графиня Уорик заплатила тысячу марок и 10 лошадей за то, чтобы ей позволили остаться вдовой и не принуждали к замужеству".
https://tal-gilas.livejournal.com/109625.html

Арабелла, блог «Архив»

Этикет, правила и нормы

Хочу заметить, что слова baby и children в Средние века - понятия довольно растяжимые. Так называют и детей, и подростков, и юношей, еще не достигших совершеннолетия, и молодых слуг. Фактически, эти слова обозначают людей разного возраста, которые еще не обзавелись собственным домом и зависимы от старших, будь то родители, наставники, хозяева и т.д.
Часть 1.
скрытый текстО том, как должны вести себя молодые люди.

Пусть Тот, кто создал человека по образу и подобию Своему, поддержит меня в моем начинании, ибо я перелагаю этот трактат с латинского на родной язык, чтобы все юноши получили должное наставление в учтивости и вежестве.

Вы, дети, кого высокое происхождение наделило изяществом, красотой и многими талантами, - именно вас я призываю прочесть эту книгу, ибо жалости достойно, когда к дворянской красоте не добавляются добродетель и хорошие манеры. А потому я обращаюсь именно к вам, а не к старикам, искушенным в управлении, благопристойности и приличном поведении; что толку давать клыки аду, подливать воду в море или подогревать огонь? Милые дети, моя книга служит тому, чтобы наставить вас; я прошу не хулить ее, но исправить там, где она в этом нуждается, и, ради вашего собственного блага, не судить о ней дурно. Я не желаю иной награды, кроме как порадовать вас и облегчить ваше обучение.

В первую очередь, я полагаю, следует разъяснить, каким образом те, кто живет в семейных домах, должны вести себя за столом, и напомнить также, что надлежит всегда быть наготове с приятными, учтивыми и добрыми словами, если вас просят развеселить компанию. В сем да поможет мне благословенная дева Мария. Как буква А есть первая в алфавите, так Богоматерь – основа всех добродетелей. А теперь, милые дети, послушайте меня. Когда вы приходите к своему господину (лорду), скажите «Храни вас бог» и смиренно, но радостно приветствуйте всех, кто там с ним присутствует. Не врывайтесь шумно, но войдите спокойным шагом, подняв голову, после чего преклоните колено только перед вашим господином и сюзереном, где бы он ни находился.

Если кто-нибудь по приходе вашем к вам обратится, смотрите на него не сводя глаз и внимайте прилежно; при сем не болтайте руками и не блуждайте взглядом по комнате, но внимательно слушайте то, что вам говорят, с видом веселым и исполнительным. Пусть будет ответ у вас наготове и пусть будет он дельным; излагайте свои мысли гладко, учтиво, но сжато, потому что многословие утомительно для мудрого слушателя, а потому со всем старанием от того воздерживайтесь.

Не садитесь сами, но будьте готовы стоять, покуда вам не предложат сесть. Не переминайтесь с ноги на ногу, не щиплите себя за руки, не прислоняйтесь к столбу в присутствии вашего господина. Кланяйтесь всякий раз, когда отвечаете ему; стойте неподвижно, пока он не заговорит. А если вы увидите, что вошел человек, который достойнее вас, поскорей отойдите назад и дайте ему место, и никоим образом не поворачивайтесь к нему спиной, если сие возможно.

Пока ваш господин пьет, сохраняйте молчание, избегая громкого смеха, болтовни, перешептывания, шуток и прочих вольностей. Если он велит вам сесть, немедленно исполните его пожелание и не препирайтесь с другими за место. Севши, не рассказывайте бесчестных историй; также всячески избегайте насмешек, и пусть ваше веселье будет скромным, простым и искренним, без издевок, чтобы не подумали, будто вы желаете ссоры.

Если кто-то похвалит вас, тотчас встаньте и сердечно поблагодарите его. Если вы видите, что ваш господин и его супруга разговаривают о хозяйстве, отойдите и не вмешивайтесь в их дела; но будьте готовы без притворства исполнить данное вам поручение, ибо так вы заслужите доброе имя, а также принести господину питье, посветить, когда стемнеет, и сделать все остальное, что потребуется. Ибо если и можно просить у Бога награды, то не следует желать ничего лучшего, кроме хороших манер.

Если ваш господин предлагает вам выпить из его собственного кубка, встаньте, чтобы его принять, и возьмите кубок обеими руками, а сделав сие, никому больше не передавайте, но верните обратно, ибо никоим образом не следует пускать господский кубок по кругу.

А теперь я коротко расскажу, что делать, когда ваш господин садится за стол. Будьте готовы принести ему чистой воды и подержать полотенце, чтобы он вытер руки. Не отходите, пока он не сядет, и пока не произнесут благодарственную молитву. Стойте рядом, пока он не велит вам сесть, и всегда будьте готовы услужить ему чистыми руками. Держите собственный нож в чистоте и наточенным, чтобы можно было должным образом нарезать свою порцию. Ведите себя учтиво и тихо и не пересказывайте непристойных историй.

Хлеб режьте ножом, а не ломайте. Положите перед собой чистую лепешку, а когда принесут похлебку, возьмите ложку и ешьте тихо. Не оставляйте ложку в миске. Не облокачивайтесь на стол и старайтесь не пачкать скатерть. Не свешивайте голову над миской, не пейте с набитым ртом. Не ковыряйте в носу, в зубах, не чистите ногти за столом. Не набивайте мясом рот до такой степени, чтобы не суметь ответить, если к вам вдруг обратятся. Перед тем как пить, дочиста вытирайте рот и руки, чтобы не запачкать чашу и чтобы ваши соседи не чувствовали отвращения. Сходным образом, не лезьте куском мяса в солонку, но насыпьте сколько нужно на лепешку, ибо так вежливее.

Не ешьте с ножа, не берите мясо руками, а если вам предлагают различные блюда, со всей учтивостью попробуйте. Если же вашу миску унесли вместе с мясом и принесли взамен другую, учтивость требует, чтобы вы тем удовольствовались и не требовали ее возвращения.

Если за столом с вами сидят незнакомые люди, и вам принесли или передали вкусное мясо, угостите их вежливо, ибо, разумеется, если у вас есть соседи, неучтивым было бы оставить себе все, что принесли вам и, подобно скряге, не предложить другим ни кусочка.

Не режьте мясо, как крестьянин, у которого такой аппетит, что он не задумывается, насколько некрасиво кромсает мясо; милые дети, будьте всегда учтивы и тонки в обращении и избегайте излишеств. Когда принесут сыр, возьмите чистую лепешку, на которой можно его резать чистым ножом. За едой старайтесь выглядеть пристойно и не болтайте языком, чтобы заслужить доброе имя и отличиться хорошими манерами.

В конце обеда вытрите ножи и положите их туда, где им надлежит находиться. Не вставайте с места, пока не вымоете руки, ибо так требует приличие. Совершив сие, встаньте с улыбкой, с шуткой или с веселым словом, ступайте к столу вашего господина и стойте там, не отходя, пока не произнесут благодарственную молитву и обед не закончится. Затем ступайте за водой, за полотенцем и полейте господину на руки.

Милые дети, из любви к вам я заклинаю вас от всего сердца, чтобы вы с охотой и радостью прочли эту книгу, и пусть всемогущий Бог, который претерпел лютые муки, сделает вас столь сведущими в вежестве, чтобы вы, сделавшись добродетельны, достигли вечного блаженства.

***
Явившись к господину в дом, В саду ли, в зале, за столом
Скинь шляпу, также капюшон, Когда тебя увидит он.
Сеньору трижды поклонись, Его приветствуй – не ленись –
На правое колено встав, И в этом будешь всяко прав,

И с непокрытой головой, Покуда не дозволят, стой.
Когда с тобой заговорят, Не отводи спокойный взгляд,
И, как учтивость нам велит, Храни всегда веселый вид,
Не тереби одежды край, Повсюду взглядом не блуждай.

Коль ты в парадный зал вошел, Где подают обед на стол,
То, укротив дурную спесь, Будь скромен и вперед не лезь.
Не подпирай столбов спиной, Как делает мужлан иной,
Будь мил, приветлив, людям рад, Тогда дела пойдут на лад.

В саду ли, в доме – не забудь: Манеры пролагают путь.
Достойным окажи почет – Достойный всех к себе влечет –
Но все ж не след бежать гурьбой, Не вызнав, кто перед тобой.
Коль ты пришел в хороший дом, Держись прилично за столом.

Почаще руки омывай И нож точить не забывай –
Им хлеб и мясо ты нарежь И лишь потом спокойно ешь.
Коль за обедом твой сосед Отмечен бременами лет,
Ему служи, ведь стыд и срам, Чтоб брал он мясо с блюда сам.

Не рвись вперед, не чуя ног, Как бы ни лаком был кусок;
Не оставляй, стыда боясь, На полотенце белом грязь,
Не вытирай салфеткой нос, А если пакость в рот занес,
Не ковыряй в зубах при всех; А также вызывает смех

И даже отвращенье тот, Кто в чашу по уши нырнет.
Когда ты говоришь иль пьешь, То отложи ломоть и нож;
Не грех поговорить умно, Но если пьет сосед вино,

То помолчи, покуда он Своею чашей увлечен.
Других насмешкой не язви – Со всеми должно жить в любви.
Запомни, юный друг: хула Немало горя принесла
И многих обратила в прах. Всегда держи себя в руках;

В собранье благородных дам Болтать без толку – стыд и срам;
Не смейся громко; не кричи, И, словно конь, не топочи;
Не всякий юмор – ко двору. Лишь с ровней разделяй игру,
Но и в веселье, милый друг, Не выставляй своих заслуг…


***
От женщины всегда требовали оставаться образцом хороших манер вне зависимости от ее положения в жизни; чем выше был ее статус, тем важней было для нее вести себя соответственно. Средневековый автор Робер де Блуа признавал, что женщины должны знать, как себя вести, и это дается им нелегко: «Если она заговаривает, кто-нибудь заметит, что она чересчур болтлива. Если она молчит, ее упрекают за то, что она не умеет вести беседу. Если женщина дружелюбна и учтива, кто-нибудь решит, что она влюблена. Если, напротив, она серьезна, то слывет гордячкой». Женщин учили держаться изящно, не вертеть плечами, спокойно смотреть вперед. Робер де Блуа пишет: «Дама должна ходить прямо, не семенить и не бегать, но и не медлить. Ее взгляд должен быть устремлен в землю перед собой. И никоим образом женщина не должна смотреть на мужчину, как ястреб на жаворонка».

Волосы, из приличия, надлежало покрывать или укладывать; ходить с распущенными волосами дозволялось только маленьким девочкам, для взрослой девушки это считалось признаком чересчур вольного нрава, как и обнаженные руки (если только женщина не занималась ручным трудом). Если женщина появлялась в платье с широкими рукавами, то непременно надевала нижнюю рубашку с узкими, чтобы случайно не обнажить предплечье. Недопустимо было дозволять прикосновения мужчине, не являющемуся членом семьи (а уж тем более держаться за руки). Вне дома женщине дозволялось идти под руку с компаньонкой или родственником (напомним, что женщина высокого происхождения вообще не появлялась вне дома в одиночестве). Работница или крестьянка, разумеется, при необходимости выходила из дому одна, но при возможности, тем не менее, отправляла с поручением сына, а если шла в пекарню или на речку, то искала общества других женщин. Женщина, вступившая в разговор с посторонним человеком, изрядно портила себе репутацию, а уж если она принимала поцелуй, хотя бы в щеку, от мужчины, который не был ей родней по крови или по браку, ее доброе имя могло серьезно пострадать.

Как для мужчин, так и для женщин верхом грубости считалось отвести взгляд от высшего по рангу. По прямому взгляду судили о душевной чистоте и честности; скрывать лицо значило расписаться в бесчестии и дурных намерениях. Также немыслимо было повернуться спиной к вышестоящему. Надлежало дождаться, пока он пройдет, или же выйти из помещения, пятясь. Как и мужчина, приветствуя вышестоящего, женщина преклоняла колено, а равному кланялась. Если дама появлялась при дворе, она преклоняла колено в дверях, и еще раз – когда доходила до середины зала. Лишь после высочайшего разрешения она могла подойти ближе.

Возлюбленный мог предложить женщине в подарок платок, ленту для волос, золотой или серебряный браслет, брошь, зеркальце, пояс, кошелек, кружев на платье, гребень, перчатки, кольцо, коробочку благовоний, туалетные принадлежности, вазу, поднос, флажок со своего копья (на память), и женщина, в общем, могла принять от возлюбленного все, что могло быть ей полезно, или просто нравилось, или напоминало о любимом, тем не менее, давая понять, что она вполне бескорыстна, хоть и принимает подарки.

«Женщина должна вести себя за столом как подобает… не окунать пальцев в подливку по самые костяшки, не пачкать губ супом, чесноком и жирным мясом, не брать слишком много кусков с блюда и не класть в рот куски слишком большие. Она должна брать кусочек кончиками пальцев и окунать его в подливку, будь она густой, жидкой или прозрачной, после чего осторожно класть в рот, чтобы ни суп, ни подливка не капнули ей на грудь. Когда женщина пьет, она должна делать это как можно аккуратнее, чтобы не пролилось ни капли, иначе окружающие подумают, что она груба и невоспитанна. Также она ни в коем случае не должна пить из кубка, если у нее полон рот. Пусть вытирает губы дочиста, чтобы ни на кубке, ни на губах не оставался жир, потому что в противном случае он попадет в вино, а это неприятно и некрасиво».
https://tal-gilas.livejournal.com/195436.html


Часть 2.

О РЫЦАРЯХ
скрытый текстК сожалению, распространенное представление о средневековых рыцарях зачастую делит их на возвышенных артуровских героев и грубых немытых гопников. Не могу не заметить, что это, скорее, крайности – а посередине, между крайностями, как водится, должна лежать НОРМА. Разумеется, для рыцарей – особенно норманнов и тех, кто усвоил эту культуру и воспитывал в ней своих детей, - представление об «идеальном рыцаре» прописано с детства. О рыцаре, который не вступает ни в какие отношения с неверными и изменниками; который не вредит даме ни делом, ни злым советом (вне зависимости от того, замужем она или девица); верно служит Богу и Королю; соблюдает посты, исправно посещает мессу и жертвует на церковь.
Мера соответствия идеалу… Были те, кто исключительно из духовных соображений, бросив семью и замок, отправлялись в Палестину. Были те, кто на своем щите писал девиз – «Не боюсь ни Бога, ни дьявола». Были те, кто платился жизнью, защищая своего лорда и его семью. И были те, кто своего сюзерена продавал и предавал.

ПОСВЯЩЕНИЕ В РЫЦАРИ
Посвящаемый преклоняет колени перед сеньором, который наносит символический удар мечом плашмя по плечу или по шее :), после чего вручает ему оружие.

ВЫЗОВ НА БОЙ
Вызов на бой, помимо традиционного бросания перчатки, может быть передан устно либо письменно (если адресат умеет читать :)). Впрочем, перчатку тоже можно прислать.
Вызов на бой посылают только равному – и принимают только от равного. Ни один рыцарь не унизится до поединка с йоменом.
Суд имеет право назначить поединок (для окончательного установления истины) как между рыцарями, так и между простолюдинами. Рыцари, в таком случае, сражаются на мечах, топорах или булавах, а йомены, как правило, на мечах или дубинках.

ПРИНЯТИЕ ВАССАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ (Оммаж)
Вассал благородного происхождения, стоя на коленях, вкладывает свои руки в руки господина и приносит ему клятву верности, после чего получает от сеньора меч (или иной подарок) в знак установления взаимных обязательств. У вассалов неблагородного происхождения процедура та же, за исключением вручения меча. Сходным образом приносят клятву и те, кто поступает на службу – например, лесничий, поступающий на службу к шерифу.

ОБЕТЫ
Произнесенный обет подлежит неукоснительному соблюдению, каким бы странным или даже смешным он ни казался. Любой человек, из религиозных или иных соображений, может дать клятву отправиться в паломничество, не прикасаться к какому-либо определенному виду пищи, есть и пить стоя, носить на себе цепи, и т.д. – до тех пор, пока не исполнит торжественно данного обещания или пока не пройдет определенный срок.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УЧТИВОСТИ
Крайнее проявление неуважения - не предоставить старшему по рангу то место, которое ему подобает; но и равные оказывают друг другу почести. Уступить более удобное место, обнажить голову в знак уважения – это признак хорошего воспитания; говорят, что при попытке поцеловать руку особенно щепетильной даме та иногда отдергивала ее, чтобы избежать якобы незаслуженной чести. :)

Про куртуазную любовь речи не будет в этой саге :). В Англии этот концепт (в первую очередь, распространившийся через окружение Элеоноры Аквитанской, матери Ричарда) остается изящной игрой высших сословий, читающих трактат «О любви» Андре ле Шаплена. Расцвет «куртуазной любви» в Англии наступит лишь в 13-15 вв. Тем не менее, посвящение турнирных побед и воинских подвигов благородной девице – почти непременный элемент «благородного» ухаживания. Рыцарь может носить геральдические цвета своей возлюбленной и даже предметы ее туалета, подаренные в знак любви. (Иногда по окончании турнира дамы дарили рыцарям свои украшения и детали одежды – шарф, пояс, платок, даже рукав.)
Но учтите, что английская провинция – не двор Элеоноры и не Пуатье. Так что не перебарщивайте.

ОБРАЩЕНИЯ И ПРИВЕТСТВИЯ
Обращаясь к кому-либо, необходимо помнить и правильно произносить имя и титул (ошибки могут быть чреваты неприятными последствиями). Как минимум, не забывайте добавить «сэр» при обращении к благородной особе – сэр рыцарь (если неизвестно имя), «сэр шериф», даже «сэр епископ» (и «преподобный сэр»).
К рыцарю обращаются «сэр», прибавляя имя (то есть, если рыцаря зовут Ричард Ли, к нему надлежит обращаться «сэр Ричард», но не «сэр Ли»); сходным образом, к благородной даме обращаются «леди» плюс имя («леди Элоиза», «леди Кэтрин» и т.д.). Допустимо обращение «мадам» (к замужней) и «дамуазель» (к незамужней), но это – маркер речи норманна.
Если слух не коробит – можно использовать варианты «господин» и «госпожа» при обращении к благородным особам (не «сэр шериф», а «господин шериф», и т.д.).
При обращении вассала к сюзерену допустимо обращение «милорд» (my lord).
К священнику обращаются «отец такой-то», к монахине – «мать такая-то». «Братьями» монахи называют друг друга.
Среди простолюдинов в ходу уважительное обращение «мастер» (букв. «хозяин») – так обратится подмастерье к наставнику, работник к хозяину, домочадец к главе дома, да и в принципе оно применимо к любому уважаемому лицу.

Женщин приветствуют, снимая головной убор. Человек более низкого происхождения, разумеется, обнажает голову в присутствие высокопоставленного лица, младший – в присутствие старшего.
Дворянин может приветствовать даму поцелуем в руку, более или менее равного по положению мужчину – рукопожатием. (Младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять.)
Женщины, приветствуя старших по возрасту или рангу, также кланяются или слегка приседают. Обращаясь к высокопоставленному, особо значительному лицу они, как и мужчины, могут преклонить колено.
Знакомя двух равных по общественному положению людей, младшего всего представляют старшему, мужчину – женщине. Если же один из них значительно выше по рангу, ему отдается приоритет: так, благородную даму представляют епископу, а почтенного барона – молодому принцу крови.

Поклон обозначает признание первенства собеседника. Принцип «чем выше приветствуемая персона, тем ниже поклон» действует для всех сословий. Поклон, как правило, сопровождается снятием головного убора или прикосновением к нему. Вышестоящий отвечает благосклонным кивком. :) Подходя под благословение священнослужителя (особенно епископа или аббата), преклоняют колено.
Каковы бы ни были формы приветствия, основополагающий принцип всегда остается одним: младший по возрасту или низший по рангу приветствует первым. Виллан, который заметил знатную особу (и уж тем более собственного господина), но не поспешил снять шапку и поклониться, рискует быть наказанным.
Проигнорировать приветствие равного во все времена считалось оскорблением.

ЗАСТОЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ
Совместное принятие пищи всегда было обставлено ритуалами и церемониями, так как, помимо утоления голода, оно имеет и огромное социальное значение. Люди собираются за столом, чтобы отпраздновать какое-либо событие, установить или подчеркнуть дружеские, деловые или общественные связи и, наконец, просто пообщаться. Поэтому очень важно, кто сидит ближе к хозяину, за что поднимают тосты и т. п. Пируют, как правило, за общим столом, во главе которого сидит хозяин, - а иногда для хозяина и особо почетных гостей предназначается отдельный стол. Порой его даже отгораживают специальной занавесью, особенно если предполагается приватный разговор с важным гостем.
Мужчин и женщин зачастую рассаживали попарно; нередко сидящие рядом пили из одного бокала и ели из одной тарелки (если тарелками служили хлебные лепешки, их принято было после еды отдавать беднякам). Своим господам за столом прислуживают (нарезают мясо, наливают вино) пажи и оруженосцы. Сами они сидят либо вместе со слугами, либо отдельно.

Ранг гостя определяется близостью к месту хозяина – желая обидеть пришедшего, хозяин намеренно может указать ему чересчур «низкое», неподобающее по рангу, место. Усадить рыцаря за один стол со слугами и музыкантами – серьезное оскорбление.
Если хозяин сочтет это необходимым, он может воспретить своей супруге присутствовать на пиру – либо она вместе со своими прислужницами и воспитанницами удаляется в определенный момент по приказу мужа.
На пирах обсуждаются дела, разрешаются споры, исполняются песни, происходит обмен подарками. Вооруженные конфликты в пиршественном зале, особенно во время официальных торжеств, караются строже, чем где бы то ни было.
Не выказать уважение хозяину дома (вне зависимости от того, пригласили тебя туда или ты пришел сам) значит серьезно погрешить против приличий.

О ПОДАРКАХ
Бракосочетание, поминки, посещение гостей, совершение сделки, заключение мира и многие другие важные вехи в жизни человека, как правило, сопровождаются взаимным вручением подарков. Эти дары могут иметь значительную материальную ценность, но могут быть и символическими, поскольку самым важным является то, что между людьми возникают узы дружбы или служения. При расторжении договора, помолвки и т.д. обе стороны имеют право требовать взаимного размена подарков (или возмещения стоимости, если вернуть подарок по каким-то причинам невозможно). Возвращение или непринятие подарка должно заставить подарившего задуматься – возможно, он впал в немилость?
Дополнительный материал можно почерпнуть здесь: http://www.countries.ru/library/middle_ages/pasturo/index.htm
https://sherwood-arrow.livejournal.com/47507.html

Ab61rvalg, блог «Лиловый Гиен»

По лунной дорожке...

9 февраля в возрасте 29 лет после четырёх операций на сердце и борьбы с раком умерла канадская художница китайского происхождения Цинь Хан (Qing Han). В интернете она больше известна под ником Qinni — под ним девушка сначала стала звездой DeviantArt в конце «нулевых», а затем прославилась своими работами в Инстаграме и других соцсетях.


читать дальше
















SeLeSTa, блог «История одной болезни. Диагноз жизнь.»

Цитата в копилку.

"У меня дурацкая память. Я помню преимущественно ночи. Дни, свет - это быстро забывается, а вот ночи я помню прекрасно. Поэтому жизнь кажется мне полной огней. Ночь всегда празднична. Ночью люди говорят то, что никогда не скажут днем. Вы заметили, что ночью голоса у людей, особенно у женщин, меняются? Утром, после ночных разговоров люди стыдятся смотреть друг другу в глаза. Люди вообще стыдятся хороших вещей, например, человечности, любви, своих слез, тоски, всего, что не носит серого цвета."

_________________________________________

 

К. Паустовский, "Блистающие облака"

дрейк., блог «neon gravestones.»

///

ищу сейчас всевозможные отговорки на мое опухшее и недовольное ебало, что бы от меня быстрее отъебались. / Не говорить же им, что я вчера последние два часа работы светился от счастья так сильно, что у меня мог в любой момент треснуть ебальник/ да, ребята, я настолько рад тому, что после внезапной 12-часовой смены я могу увидеться с пассией и от души натрахаться, что оказывается умею улыбаться, прикинь!

 

а опухшее и недовольное, потому что ебанная сезонка и мое бренное тело, которое заползло домой в двенадцать часов ночи, потому что с работы я вышел только в десять часов вечера, а ведь ещё пассия. (жду отпуска, как приход от ЛСД)

 

 

третья неделя шестидневная. мне порой кажется, что директор испытывает меня на прочность. потому что я уже заебался, а все та же жаба с денюжкой не даёт мне расслабиться.

 

 

 

 


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)