Архив15 читателей тэги

Автор: Арабелла

Эволюция средневекового замка

Эволюция средневекового замка в иллюстрациях LeValeur

882 A.D
VFL.RU - ваш фотохостинг

скрытый текстVFL.RU - ваш фотохостинг

VFL.RU - ваш фотохостинг

VFL.RU - ваш фотохостинг

VFL.RU - ваш фотохостинг

VFL.RU - ваш фотохостинг


...и вооружения
превью
VFL.RU - ваш фотохостинг

Бейлиф

Поскольку в ходе обсуждений вновь назрел вопрос...

Слово имеет три значения.

1. Приказчик в английском средневековом маноре.
2. Помощник шерифа в средневековой Англии, ответственный за организацию и проведение судебных заседаний.
3. Представитель короля в городе, отправлявший функции полицейской, административной и судебной власти.

скрытый текстНо если копнуть чуть поглубже, то получится, что свое второе значение слово приобрело гораздо позже.

Изначально же так называли управляющего поместьем лорда, или приказчика, начиная с 11 века. В каждой средневековой деревне обычно имелся один бейлиф, получавший жалованье, - помощник главного управляющего или староста более низкого ранга. Также он играл в деревне роль юриста, выступая в суде как обвинитель от имени общины или как адвокат в интересах отдельных жителей.

Постепенно слово "бейлиф" меняло свое значение, и в позднее средневековье, когда лорды все чаще стали сдавать свои поместья в аренду, бейлиф стал одним из младших чиновников шерифа, уполномоченным производить аресты, вызывать людей в суд и арестовывать имущество.

Фермеры и жившие в городах землевладельцы также нанимали его в качестве сборщика арендной платы, зная, что его юридические навыки могут быть использованы в случае неуплаты долга.

The estate manager of the lord of the manor in England from the 11th century. The word ‘bailiff’ gradually shifted its meaning and in the later Middle Ages, when lords more commonly let out their manors to farmers, the bailiff was оne of the lesser official of the sheriff. Farmers and urban landlords also employed him as rent-collector, knowing that his legal skills could be drawn оn in cases of non-payment. (с)

Anne Kerr, Edmund Wright "A Dictionary of World History"


Заодно положу и еще одну полезную ссылку

Английская судебная система. Великая и Кларендонская ассизы

Определитель святых

Зачем святым атрибуты

К позднему Средневековью множество европейских святых обзавелись индивидуальными атрибутами. Словно гербы, они позволяли идентифицировать своих владельцев в длинных рядах заступников, которые выстраивались вокруг порталов готических соборов или смотрели на прихожан с золоченых алтарных образов. Атрибуты заменяли подписи (или дополняли их), и не просто помогали узнать святого, а напоминали об обстоятельствах его мученической смерти, главных чудесах, целительской специализации или духовных дарах. Это были не просто подписи, а своего рода визитные карточки, представлявшие святого зрителю.

скрытый текстПри этом атрибуты никогда не распределялись централизованно и не фиксировались в каких-либо кодексах (наподобие гербовников). Они варьировались от страны к стране; у одного святого могло быть множество разных атрибутов, а одни и те же атрибуты (книги, лилии, звезды, не говоря уже об орудиях пыток) принадлежали разным святым. Это была живая система, где легенды приводили к появлению новых символов, а символы порой порождали легенды, призванные объяснить, что они означают и как появились.

Само собой, не нужно думать, что, изображая того или иного святого, средневековые мастера обязательно вручали ему атрибут (в одних регионах или мастерских такие «визитные карточки» применялись почти повсеместно, другие использовали их лишь время от времени), или что без помощи атрибутов святых было не отличить. Не менее, а то и более значимыми оставались различия в чертах лица, прическах (например, святого Павла привыкли представлять с лысиной), одеждах (святой Иоанн Креститель часто облачен в шкуры) и т. д. Да и подписи — под или над фигурами, на нимбах, на свитках и т. п. — со счета списывать не стоит. Однако хотя атрибуты и не были единственным опознавательным знаком святых, в позднее Средневековье они были одним из важных инструментов, помогавших сориентироваться в разветвленной церковной иконографии.

История атрибутов

Хотя изображения святых стали почитать еще в поздней Античности, в течение долгих веков они обходились без индивидуальных атрибутов и идентифицировались с помощью подписей. Раньше всего в иконографии появились атрибуты, которые ассоциировались не с конкретными святыми, а с типами святости — с апостолами, мучениками, исповедниками и т. д. Мучеников изображали с пальмовой ветвью, символом духовной победы, и/или в короне, которая олицетворяла их небесную награду; апостолов, евангелистов, учителей церкви, основателей монашеских орденов и прочих церковных интеллектуалов — с книгой; дев — с лилией, символизировавшей их чистоту. Основатели церквей и монастырей часто держали в руках их миниатюрные копии. Кроме того, даже на изображениях Царствия Небесного святые, выстроившиеся вокруг Творца, сохраняли атрибуты своего земного достоинства. Святых пап можно было узнать по их тиаре; епископов — по митре и посоху; диаконов — по далматику и т. д. (позже появилось также различение святых монахов по цветам их ряс: бенедиктинцы изображались в черной, цистерцианцы — в белой, францисканцы — в коричневой, подпоясанной веревкой, и т. д.).

Если не считать древних символов евангелистов, ключей святого Петра, агнца святой Агнессы и еще нескольких знаков, индивидуальные атрибуты возникли в западной иконографии намного позже — в XII веке, а действительно охватили весь культ святых в XIII–XV веках. Историки долго считали, что они появились в XIII веке в скульптурном убранстве великих готических соборов Франции — Шартра, Амьена и др. — и требовались, чтобы идентифицировать огромные фигуры святых в ситуации, когда подписи оказывались неудобны (их было плохо видно, а большая часть прихожан были неграмотны). Однако на самом деле личные атрибуты святых стали использоваться чуть раньше, и не только в архитектуре, но и на миниатюрах молитвенников и псалтирей.

Как в монументальной скульптуре, так и на страницах рукописей верующий (особенно не столь подкованный в духовных делах или вовсе невежественный мирянин) должен был легко узнавать своих небесных заступников и отличать защитников утопающих от целителей, покровителей узников — от патронов ремесел. Чем сложнее и разветвленней становился культ святых и чем больше Церковь стремилась охватить своей проповедью массы мирян, тем дидактичней было церковное искусство и тем большую роль в иконографии святых получали их атрибуты.

Среди них были предметы или фигуры, напоминавшие важные эпизоды из жития святого (башня, в которой была заточена святая Варвара, или фонарь святой Гудулы, который пытался потушить дьявол); инструменты мучений (раскаленные решетки, ножи, клещи) или органы, которые им подвергались (глаза святой Луции, груди святой Агаты, голова святого Дионисия); враги, которых святой поверг, или люди, которых он облагодетельствовал или исцелил; фигуры-«омонимы», созвучные имени святого (агнец святой Агнессы) и многое другое. Порой атрибуты изображались в натуральную величину (олень, стоящий рядом со святым Евстафием или разбитое пыточное колесо у ног святой Екатерины), порой — крошечными, словно игрушки.

В XV веке фламандские художники (Ян Ван Эйк, Робер Кампен и др.), изображая небесных патронов, стали все чаще «маскировать» их атрибуты, преподнося их не как условный знак, а как часть пейзажа или интерьера. Башня святой Варвары оказывалась не у нее в руках, а где-то вдали, на круче; лилия, символизировавшая чистоту и девство Богоматери, ставилась в вазу и т. д. Атрибуты, не исчезая, получали реалистичное (порой — бытовое) обоснование.


Подробно и с картинками здесь

Бытовая алхимия в средние века

Немного из истории перегонных кубов

Дистилляция (она же перегонка) - процесс, при котором жидкость испаряется при нагревании, и образовавшийся пар конденсируется на холодной части сосуда, называемой холодильником. Состав конденсата определяется температурой кипения веществ, входящих в состав сырья, что позволяет отделять более летучие соединения от менее летучих.

скрытый текстСпособ крайне прост и потому известен очень давно - первые глиняные сосуды, которые предположительно могли бы применяться для дистилляции, появляются еще в Междуречье (находка в городище Тепе-Гавра, 3500 лет до н.э.). Находка представляет собой широкий круглодонный сосуд с желобом по верхнему краю. Однако, стоит признать, далеко не все исследователи соглашаются с интерпретацией этой глиняной чаши как части перегонного куба.

В Средние века и Новое время дистилляционные кубы в основном изготавливались из стекла; существуют также упоминания о дистилляторах, сделанных из олова и серебра. В археологии металлические предметы, правда, не сохранились - скорее всего, были переделаны еще своими хозяевами в что-то более им нужное. А вот глиняные сосуды обнаруживаются хоть и реже стеклянных, но все же довольно часто. Что интересно, их находят не в алхимических лабораториях или аптекарских лавках, а в замках, винокурнях и богатых домах. Изготовить простейший перегонный куб из глины не составляет особой сложности, но при этом аламбик весьма полезная в хозяйстве вещь - это и перегонка алкоголя, и получение эфирных масел, в том числе их водной суспензии (гидролатов).

Глиняные перегонные кубы состоят из двух частей - базы, в которой вода (или спиртосодержащее сырье) нагревается, и непосредственно аламбика, на внутренней части которого собирается дистиллят.Самая старая находка подобного типа в Европе была обнаружена в Базеле и датируется второй половиной XIII века. Она представляет собой широкий глиняный сосуд-базу, по верхней кромке которой проходил желоб. При нагревании дистиллят конденсировался на куполообразной крышке, стекал в упомянутый желоб и собирался через специальный носик - трубку, соединенную с желобом.

VFL.RU - ваш фотохостинг

Недостаток такого устройства в том, что носик и желоб находятся в "горячей" зоне, то есть, нагреваются вместе с базой, и потому значительная часть дистиллята теряется. Чуть позже технология была усовершенствована, и носик с желобом переехал непосредственно на аламбик.

Аламбики вполне успешно могут применяться для перегонки алкоголя — эксперименты с подобного рода устройствами показали возможность получать дистиллят с концентрацией этилового спирта до 22%.

Еще одно крайне важное и древнее применение процесса дистилляции - это получение гидролатов, или ароматных вод. К примеру, гидролат розы, розовая вода (ottre de rose), известен по персидским источникам еще с IX века. В Европе популярность ароматных вод (в первую очередь в медицине) связана с именем известного врача алхимика Арнольда из Виллановы.

Гидролаты представляют собой раствор эфирных масел в дистиллированной воде, получаемый путем паровой дистилляции - перегонки эфирных масел вместе с водяным паром. Иногда, для увеличения концентрации эфирных масел, проводили повторную дистилляцию (когобацию). Гидролат можно получить из практически любого сырья, содержащего эфирные масла - розы, розмарина, гвоздики, лимона, если упомянуть только самые распространенные.

В ходе процесса важно, чтобы сырье не оказывалось в кипящей воде, иначе при длительном нагревании входящие в состав эфирные масла разрушаются, и качество воды заметно снижается. Для этого в современных аппаратах для паровой дистилляции существуют специальные решетки, на которое выкладывают сырье. Мы же использовали льняную ткань, которая неплохо фиксируется за счет веса аламбика. При этом, гидролаты достаточно стойкие и хорошо хранятся в прохладном месте. Но им требуется время, до недели и больше, чтобы набрать силу - например, гидролат розы поначалу имеет неприятный "варёный" запах, который затем полностью исчезает.

Применение ароматных вод не ограничивалось парфюмерией и изготовлением косметических средств. Множество лечебных средств изготавливались на основе гидролатов, ароматные воды входили в состав кулинарных рецептов.

Вероятно, способы перегонки в домашнем хозяйстве и алхимии развивалось параллельно. В алхимическом искусстве дистилляция являлась ключевым процессом, олицетворявшим высвобождение подвижной эссенции из телесного заключения, и конденсации ее в очищенном, сконцентрированном виде. В то же время, перегонка широко применялась в обыденной жизни, и, хотя и обладала неким магическим ореолом, служила сугубо мирским целям.

VFL.RU - ваш фотохостинг



Получение ароматных вод.

Ароматные воды, или гидролаты, с самого начала их открытия (а первые сообщения о розовой воде, появляется в арабских источниках еще в девятом веке), широко применялись и в медицине, и в кулинарии, и в косметологии.

Гидролаты представляют собой растворенные в дистиллированной воде эфирные масла растений, главный способ получения - паровая дистилляция. И сегодня мы посмотрим, как это выглядит вживую.

скрытый текстИтак, для начала нам нужно измельчить сырье - пусть это будут сушеные листья лаванды. Состав гидролата, полученного из сухого и свежего сырья, различается, но в данный момент это не имеет значения.

Полученные материал выкладываем на чистую льняную тряпочку. Сырье не должно кипятиться в воде - от этого состав меняется, терпеновые соединения (которые и составляют основу эфирных масел) деградируют, и на выходе мы получим что-то невразумительное.

В базу наливаем воду. Ее предпочтительнее налить уже горячей, потому что нагреть ее в глиняном сосуде дело долгое и муторное.

И кстати, может возникнуть вопрос, а точно ли вот эта глиняная бандура использовалась для получения именно гидролатов - ведь такой штуке можно найти множество применений. Например, на стенках найденных в одном из средневековых монастырей в Англии были обнаружены следы мышьяка и ртути - свидетельство того, что их использовали для приготовления каких-то лекарственных препаратов. Или их могли применять для получения неорганических кислот - известны подобные способы получения азотной и серной кислоты.

Ответ на этот вопрос есть. В манускрипте XIV века представлены известные на тот момент варианты аламбиков с подписью, для чего они чаще всего применялись. Похожий вариант как раз и применялся для дистилляции ароматных вод. Вот он:

VFL.RU - ваш фотохостинг
Kurzmann P. Ein Manuskript mit Zeichungen und Benennungen alchemistische Geräte aus dem 14. Jahrhundert

Но мы возвращаемся к нашему процессу. Сырье выложено на тряпочку, тряпочка аккуратно уложена сверху базы и сверху накрыто аламбиком. Готово!

Следующая стадия - перегонка. Ставить непосредственно в огонь глиняную базу страшновато, но испытания с углями показали, что получается вполне достойно.

Но все же, чаще в этой цели использовалась либо водяная баня, либо нагретый песок.

VFL.RU - ваш фотохостинг VFL.RU - ваш фотохостинг VFL.RU - ваш фотохостинг VFL.RU - ваш фотохостинг

В сборнике рецептов начала XVII века, например, при приготовлении Aqua Imperialis (представляет собой продукт водяной перегонки более 10 видов компонентов - цедры лимона, апельсина, корней ириса, лаванды, розы и прочая, прочая) - подчеркнуто, что дистиллировать необходимо именно на бане, а не в песке. Видимо, песок давал более высокую температуру, что негативно сказывалось на конечном результате.

В качестве приемника использовались специальные сосуды с узким горлышком. В идеале, место соединения должно быть герметично замазано лутом - смесью глиной с песком, для того, чтобы не терять ценный продукт. Но я не использую, и в процессе дистилляции на кухне стоит душистый аромат.

Выход гидролата не очень большой. Я проверяю каждые минут пятнадцать-двадцать, есть ли еще запах от сырья, если его уже нет - то сырье необходимо заменить. И из одной такой итерации получается примерно миллилитров 100-200 жидкости.

Полученный гидролат может иметь вид мутной жидкости, на дне которой, после стояния, собираются видимые капли масла (особенно это заметно при получении гидролата гвоздики (специи, не цветов). Но в большинстве случаев - это прозрачная, или чуть мутная жидкость с ярко выраженным запахом.

Гидролаты должны настояться. Обычно, чтобы набрать полный запах, им нужно несколько дней. Хранятся долго, при низкой температуре.Например, в книге о дистилляции весьма известного Иеронима Бруншвейга (Heironymus Brunschweig, Liber de arte distillandi, дата публикации - 1500 год) сказано, что розовая вода может храниться несколько лет, но при этом ее свойства меняются. Первый год она имеет свойства холодные, затем два-три года - горячие, затем - снова холодные.

Исходники
Здесь и Здесь

Abbey Kitchen

Отсюда

"Обжаривайте столько времени, сколько нужно, чтобы 15 раз прочитать Ave Maria" (c) Abbey Kitchen


"Затем он смиренно согласился давать советы своему лорду-аббату так, как тот найдет нужным, и признал, что это будет полезнее для него самого, ибо избавит его от всякого искушения похваляться своей мудростью. И, наконец, он умолял высокочтимого отца настоятеля назначить ему такую епитимью, которая соответствовала бы тяжести его прегрешения, не скрыв при этом, что он уже постился весь день.
скрытый текст— Именно это-то я и осуждаю, — возразил ему аббат вместо того, чтобы похвалить его за воздержание. — Мы возражаем против этих епитимий, постов и долгих бдений. Они только порождают ветры и пары тщеславия, от желудка подымающиеся к голове и надувающие наше существо хвастливостью и самомнением. Для послушников пристойно и назидательно изнурять себя постом и молитвенным бдением. Часть братии в каждом монастыре должна поститься, и легче всего это переносить молодому желудку. Вдобавок воздержание отвращает молодежь от дурных мыслей и подавляет жажду мирских удовольствий. Но, возлюбленный брат наш, поститься тому, кто уже смирился и умер для мира, как я и ты, совершенно излишне и только способствует зарождению духа гордыни. А посему я предписываю тебе, высокочтимый брат наш, пойти в кладовую и выпить по меньшей мере две чарки доброго вина, и закусить плотно и сытно, выбрав то, что тебе более по вкусу и что наиболее полезно для твоего желудка. И еще: ввиду того, что самомнение порой понуждало тебя относиться без должной снисходительности и дружелюбия к менее умудренным и просвещенным братьям, я предписываю тебе поужинать в обществе брата Николая и, без всякого нетерпения и не прерывая его, целый час выслушивать его рассказы о случаях, имевших место во времена нашего достоуважаемого предшественника, аббата Ингильрама, да упокоит господь его душу! Что же касается тех благочестивых упражнений, которые могут быть полезны для вашей души и должны искупить грехи, о которых вы смиренно и с сокрушением нам поведали, то мы подумаем о них и сообщим вам наше решение завтра утром."
Вальтер Скотт. "Монастырь"

VFL.RU - ваш фотохостинг VFL.RU - ваш фотохостинг VFL.RU - ваш фотохостинг VFL.RU - ваш фотохостинг

Монастырская кухня в Аббатстве Гластонбери, в Сомерсет, была построена между 1320 и 1370 годом. Одна из немногих уцелевших средневековых монастырских кухонь в мире. В восьмиугольном зале четыре больших камина, все для разных функций - жарки, варки, печенья хлеба и подогрева воды для мытья и стирки.

Еда для монастырской братии регулировалась с VII века Уставом святого Бенедикта, полного запретов и приказов соблюдать строгую диету, а также наказаний за их нарушения. Однако монахи любили хороший стол и совершенствовали кулинарное искусство, изобретая блюда из тех немногих продуктов, какие были им разрешены. В период нормандского завоевания Англии в 1066 году один из приоров Вестминстерского аббатства убедил братию отказаться от мяса и довольствоваться рыбой; однако хронист отмечает, что сей благочестивый порыв поддерживался исключительно изысканностью рыбных блюд.

VFL.RU - ваш фотохостинг VFL.RU - ваш фотохостинг VFL.RU - ваш фотохостинг VFL.RU - ваш фотохостинг

Вино ограничивалось половиной пинты в сутки (260 мл), однако соответствующего лимита на пиво не было. Согласно церковному календарю, мясо нельзя было есть примерно 150 дней в году – по средам, пятницам, субботам и во время постов, а монахам-бенедиктинцам "мясо четвероногих животных" запрещалось уставом Ордена. Но со временем монахи к рыбе приравняли мясо водоплавающих и морских птиц, а также животных, обитающих в воде, так бобр, например, считался рыбой. Также мясом не считался бекон и субпродукты.

VFL.RU - ваш фотохостинг VFL.RU - ваш фотохостинг VFL.RU - ваш фотохостинг

Монахи, как правило, не завтракали, считалось, что принимать пищу утром означает потакание "телесным слабостям".
Во время обеда монахи получали два блюда - кашу ( из проса, ячменя, овса) и похлебку из овощей и трав. Под "зеленью" понималось все, что растет над землей: салат-латук, кресс-салат, кервель, петрушка, салат, огурцы и капуста, лук-порей. А также "корешки" - репа, редис, пастернак, спаржа, морковь. К этому полагался хлеб или кусок пирога. В каждом монастыре имелся свой пекарь.

VFL.RU - ваш фотохостинг VFL.RU - ваш фотохостинг VFL.RU - ваш фотохостинг

В воскресенье и четверг, а иногда и на третий день недели главное блюдо состояло из рыбы: сельдь, угорь, щука, карп.
В монастырях пекли хлеб из смеси разных злаков, пресные лепешки, изделия с добавлением пряностей, сала и лука. Молоко почти не употребляли, считалось, что оно не подходит для взрослых людей, а лишь для детей или больных, а к тому же - "именно молоко, масло и сыр разжигают сладострастие сильнее, нежели мясо животных".

Средневековое оружие и броня

Запись от 12.10
скрытый текстСредневековое оружие и броня

Эволюция средневекового доспеха

Латное снаряжение 15 в.

Вес средневековых мечей


Добавлено 19.12.
Немного о двуручных мечах.
перепост Отсюда

скрытый текстНедавно на одном литературном форуме разгорелся нешуточный спор по этому поводу, причём спор с людьми, считающими себя профессионалами, историками-практиками. Один из них, любитель исторической реконструкции, рассказывал, что самолично соорудил двуручный меч из какой-то железнодорожной рессоры (!), и вес его получился около 18, если правильно помню, килограммов. С пеной же у рта доказывал, что меч меньшего веса не имеет никакого смысла, ибо не в состоянии нанести сколько-нибудь ощутимого урона закованному в латы рыцарю.

В последнем, впрочем, он прав. Нанести урон мечом рыцарю в латах? Это вряд ли.

Полагаю, что виной тому легковерность некоторых таких энтузиастов, чрезмерно насмотревшихся голливудских псевдоисторических боевиков и фэнтези, в которых облачённые в доспехи лорды с воодушевлением машут длиннющими клинками, не подозревая, вероятно, о том, что лучшее оружие против рыцаря отнюдь не меч, а кистень или булава. Суть в том, что двуручные мечи – не оружие рыцарей никоим образом, и против рыцарей не использовались. Да и вообще это не оружие средневековья, но эпохи Возрождения. Вооружённая двуручными мечами пехота использовалась для того, чтобы пробивать дорогу в рядах копейщиков, иногда для защиты всадников и т. п.

Просто приведу описания некоторых исторических мечей (не музейных болванок):

В Музее военной истории в Будапеште хранится немецкий парадный двуручный меч XVI-ого столетия, при длине 1808 мм (лезвия — 1356 мм) меч весит немногим более 3,6 кг.

Двуручный учебный меч XV в. из коллекции швейцарского национального музея имеет длину 130,8 см и вес 1,415 кг. Другой меч оттуда же при длине 122 см весит 2,1 кг. Для сравнения одноручный меч 96,5 см из той же коллекции весит 1,495 кг. В музее Уоллес Коллекшн в Лондоне самый большой фламберг весит 1,9 кг. В то же время парадная копия этого же меча около трех кг. Самый большой парадный (не боевой) двуручный меч из этого же музея весит 6,5 кг.

Проблема заключается в том, что категорически большая часть двуручных мечей XV-XVI столетий не сохранилась до настоящего времени, и европейские музеи располагают в лучшем случае несколькими десятками образчиков той эпохи. Представленные же в музеях реплики — не более чем копии, тупые, непрактичные и несбалансированные, изготовленные прежде всего для того, чтобы дать посетителям возможность составить представление о внешнем виде такого рода оружия.

Цитата из исследования Дж. Клементса «Средневековое фехтование: иллюстрированные методы и приемы» (1998 г., на русский язык, к сожалению, не переведена):

«Вес меча не может быть оценен только от его размера или толщины лезвия. Стиль рукоятки и поперечное сечение лезвия — определяющие факторы в массе оружия. Только, потому что лезвие является более тонким, не означает, что оружие обязательно легче. Например, итальянский меч середины XVI века 110-сантиметровой длины весит 1,1 кг, в то время как типичная рапира того же времени, намного более тонкая, весит 1,2 кг, а другая, на 13 см длиннее — 1,5 кг. Крупный гросс-мессер (тип немецкого позднесредневекового холодного оружия) конца XV в. 126-сантиметровой длины весит только 1,7 кг.

Практическое объяснение бесполезности особенно тяжелого оружия состоит в том, что оно является медленным. В терминах физики, удваивая массу оружия, можно удвоить энергию удара, но удвоение скорости обеспечивает рост энергии в четыре раза”.

Феодальная экономика

Где-то в дебрях блога пост уже был, но появились дополнения и поправки.
Деньги, цены, платная служба и наемничество

Англия
Ежедневное жалованье рыцаря
1150-1160 гг = 6 пенсов
ок. 1165 г = 8 пенсов
ок. 1195 г = 1 шиллинг
ок. 1215 -1250 гг = 2 шиллинга
ок. 1300 гг = 2, 3 или 4 шиллинга (в чистом серебре, 31.12, 49.69, 62.24 гр.)

"..." пехотинца
ок. 1165 г - 1 пенс
ок. 1215 г - 2 пенса
ок. 1300 г = 2 пенса (в ч.с = 2.6 гр.)

скрытый текстФранция (в турских ливрах)

1202 г = 7 су 6 денье (у рыцаря), 10 денье (у пехотинца).
1295 г = 10 су, 12 су 6 денье, 15 су (у рыцаря), 12 денье (у пехотинца).
33.48, 41.85, 50.22 ч.серебра и 3.34 г. серебра соответственно.

Английский лучник получал от 6 пенсов (конный) до 2 (пеший). Сумма менялась также в зависимости от места службы."
"По трудовому статуту 1351 года опытный пахарь получал только 10 шиллингов в год."
По дореформенной системе 12 пенсов составляли 1 шиллинг, а 20 шиллингов – фунт стерлингов. Стало быть лучник получал в месяц от 5 до 15 шиллингов, в год – от 60 до 180 шиллингов.

Средний заработок наемного рабочего ок. 2-3 фунтов в год (40-60 шиллингов), что считалось довольно хорошо.
На 10 фунтов (200 шиллингов) можно было приобрести небольшой дворянский дом или породистую лошадь.

Оригинал (на англ. здесь) Medieval Price List

Доходы и зарплаты

скрытый текстГодовой доход королевской казны - 25-30 000 фунтов в год (в мирное время) 12-13 вв.
Доход барона - 200-500 фунтов (1300 г)
Графа - 400-11 000 (1300 г)

Годовой доход крупного монастыря - до 100 фунтов
Годовой доход землевладельца (рыцаря) - 20-70 фунтов
Годовой доход йомена средней руки - 1-3 фунта
Рыцарь-баннерет (рыцарь - командир подразделения) - 4 шиллинга в день, 1316 г.
Наемник-рыцарь – 2 шиллинга, 1316 г.
Доход сквайра (без того, чем его снабжал лорд: жилье, еда, одежда и т.д) – 13 шиллингов 4 пенса – XIV век.
Наемник-пехотинец или оруженосец – 1 шиллинг в день, 1316 г.
Сквайры, констебли и сотники - 1 шиллинг в день.

Полностью снаряженный лучник, пехотинец в доспехе, арбалетчик – 6 пенсов в день, 1346 год
Уэльский пехотинец – 2-4 пенса в день, 1346 год
Лучник – 3 пенса в день, 1346 год

Воинское снаряжение и доспехи.

Кольчуга - 100 ш (5 фунтов), XII век
Доспех (пластинчатый) для оруженосца – 3-4 фунта
Доспех (пластинчатый) для сквайра – 5 фунтов – 6 фунтов 16 шиллингов 8 пенсов: 1441 год

Шлем – 13 шиллингов 4 пенса
Кожаный доспех для лучника – 5 шиллингов
Стоимость полного доспеха для рыцаря – 16 фунтов 6 шиллингов 8 пенсов (и более...)
Дешевый крестьянский меч (для йомена) – 6 ш.

Дворянская обслуга (конюшие, уборщики, гонцы, соколятники, конюхи и т.д.и т.п.) – 5 – 8 шиллингов 8 пенсов в год (без учета того, чем снабжал лорд:жилье, еда, одежда), XIV век.
Кухонные рабочие – 2-4 шиллинга в год (чистого жалованья), XIV век
Пажи и малолетние слуги – 1-6 шиллингов в год (чистого жалованья), XIV век
Плата священнику в поместье - до 2-4 фунтов в год

Смотрители лондонского моста – 10 фунтов в год на каждого, 1382 год
Заработок профессионального каменщика/плотника – до 4 пенсов в день (во время работы на постройке) 1351 г.
Проф. ткач - 3 пенса в день, 1351 г.
Ткач (еда своя) - 5 пенсов в день, 1407 г.
Заработок батрака – 1-2 пенса
Гильдейское пособие (ткачи) беднейшим членам – 14 пенсов/неделя: 1333 год
Подмастерье-оружейник – 6 пенсов/день, 1544 год
Главный оружейник – 26 шиллингов 8 пенсов/месяц, 1544 год
Мастера-оружейники – 24 шиллинга/месяц, 1544 год
Рабочий – 2 фунта/год, 1300 год
Шерифы же Лондона напротив, платили в казну 300 фунтов в год, надеясь получить прибыль от собранных ими штрафов.

Жалованье городского стражника (в год) – 1-2 фунта
Жалованье конюха, посыльного, сокольничего – 5-8 шиллингов в год
Жалованье кухонного слуги (который получает от хозяина стол и кров) – 2-4 шиллинга в год


На питание людей в поместье уходит в день:
- на хозяина - 7 пенсов
- на оруженосца - 4 пенса
- на обычного слугу - 1 пенс.

На содержание соборного настоятеля, к Рождеству 7 фунтов 10 шиллингов. К Пасхе 8 фунтов. Ему же – 8 фунтов к Иванову дню. Ему же – к Михайлову дню 8 фунтов 10 шиллингов.


Прочие выплаты.

скрытый текстПожертвование при венчании, отпевании или крещении – 3-5 пенсов у сервов, 10-12 пенсов у йоменов
Приданое для зажиточной крестьянки – до 10 шиллингов
Приданое дочери дворянина – до 60 фунтов
Сервы платят лорду за позволение на брак от 1 до 13 шиллингов, в зависимости от достатка и решения конкретного лорда

Плата мельнику за помол 1 мешка зерна – 1 пенс
Плата за выдирание 1 зуба - 2 пенса
Плата брадобрею или зубодеру за кровопускание - 3 пенса

Вознаграждение:
- управляющему из сервов (йоменов) – 5 шиллингов
- работникам за починку моста 5 шиллингов
- плата одному частно нанятому лесничему 4 шиллинга
- двум сторожам 4 шиллинга
- одному косцу 20 пенсов
- двум возчикам за год 4 шиллинга 4 пенса
- двум возчикам за полгода – 2 шиллинга;
- одному свинопасу, одному волопасу, одному коровьему пастуху – за год 6 шиллингов на троих
- троим овечьим пастухам за год 6 шиллингов
- одному пастуху за год 20 пенсов
- кузнецу за год - 8 шиллингов 6 пенсов
- одному плотнику за год – 6 шиллингов 8 пенсов.
- одной доярке за год - 2 шиллинга 6 пенсов.
- рисовальщику за одну работу - от 2-3 шиллингов

За постройку голубятни - 22 ш. 11 пенсов.
За вскапывание сада - 8 ш. 5 пенсов.
За удобрение навозом - 6 акров 6 пенсов.
За обмолот 24 четвертей пшеницы - 5 ш.
За провеивание - 7 пенсов

Выкуп за серва – от 3 шиллингов
Чистка кольчуги (в бочке с песком) - 9 пенсов, 1467 год

Награда за голову волка – 3 шиллинга
Награда за поимку или убийство разбойника - от 3-5 шиллингов (3 шиллинга от казны плюс «премия» на усмотрение местных властей за особо опасных преступников)



Строительство и аренда жилья

скрытый текстАрендная плата (в казну) за таверну (в большом городе, с правом торговать сладкими винами) – до 10 фунтов
Годовая аренда 138 лавок на Лондонском мосту - 160 фунтов 4 шиллинга/год: 1365 год
Аренда трех лондонских таверн с эксклюзивным правом торговли вином – 200 фунтов/год: 1365-1375 годы
(Арендная плата за небольшой жилой дом – 5 шиллингов в год)
Аренда сельского дома – 5 шиллингов/год: XIV век

Аренда дома городского ремесленника - 20 шиллингов/год: XIV век
Аренда купеческого дома – 2-3 фунта/год: XIV век
Аренда дома 1 вход, 2 этажа – 2 фунта/год: начало XIV века
Арендная плата за лавку – 2-3 фунта в год
Арендная плата за мастерскую с лавкой, складом, жилыми помещениями и «хорошей кровлей» - до 10-15 фунтов в год

Постройка дома в Йорке – 5 фунтов: начало XIV века
Постройка дома ремесленника (мастера) с лавкой, рабочей залой, комнатами для работников, с двумя-тремя входами и черепичной крышей – 10-15 фунтов: начало XIV века
Постройка небольшого каменного домика – 30 фунтов
Строительство небольшого особняка с залой и жилыми помещениями без учета стоимости материалов – 12 фунтов: 1289 год
Постройка купеческого особняка – 33-66 фунтов: начало XIV века
Постройка дома с задним двором – 90+ фунтов: начало XIV века

Постройка дома мастера-ювелира в Лондоне, с большой залой, кухней, столовой, двумя спальнями – 136 фунтов: 1365 год
Большой склад для хранения товара с черепичной крышей – 83 фунта: 1309-1310 годы
Постройка деревянного здания (30 футов длина), и разводного моста – 5 фунтов 6 шиллингов 8 пенсов + одежда рабочих (по контракту), окончательная стоимость с учетом всех затрат - 16 фунтов: 1341 год
Постройка большого каменного здания (40 х 18 футов) включая стоимость камня для стен – 16 фунтов 13 шиллингов 4 пенса. Общая стоимость здания включая работу – 30 фунтов: 1313 год
Строительство оборонительной башни замка (не донжон) – 333 фунта (контракт) 395 фунта реально: конец XIV века
Замок и колледж (Tattershall) – 450 фунтов/год в течение 13 лет: 1434-1446 годы
Постройка трансепта (поперечного нефа) в Глочестерском аббатстве: 781 фунт 1368-1373 годы
Возведение каменной «коробки» деревенского храма (длина 125 футов) – 113 фунтов (контракт): XIII век

Постройка замка – 330-400 фунтов
Постройка церкви – до 100 фунтов



Образование.

скрытый текстМонастырская школа – 2 фунта/год: 1392-1393 годы

Услуги наставника (в Крейдоне)
Обучение – 2 шиллинга/неделя: 1394 год
Учебный материал – 13 шиллингов 4 пенса/год: 1394 год
Услуги наставника (в Оксфорде)
Обучение – 104 шиллинга/год: 1374 год
Одежда студента – 40 шиллингов/год: 1374 год
Учебный материал – 26 шиллингов 8 пенсов/год: 1374 год

Обучение в университете

Минимальный курс – 2-3 фунтагод: конец XIV века
Курс студента из благородных – 4-10 фунтов/год: конец XIV века
Учебный материал – 10 шиллингов/месяц: конец XVI века
Стоимость 7 книг – 5 фунтов: 1479 год
Стоимость 126 книг – 113 фунтов: 1397 год
Стоимость аренды книги - 1-5 пенсов за pecia.***

***Pecia – Раздел рукописи, который может быть назначен для копирования писцом в качестве одной единицы работы; количество пергамента и т. д., занимаемое таким разделом. A section of a manusсriрt that may be assigned to be copied by a scribe as оne unit of work; the amount of parchment, etc., occupied by such a section, often amounting to a single gathering. Chiefly used with reference to the copying of texts in medieval universities.


Одежда, обувь, украшения.

скрытый текстПара сапог – до 2 шиллингов
Башмаки – 1 шиллинг
Дворянские ботинки – 6 пенсов: 1470-е годы
Туфли – 6 пенсов: 1313 год
Дворянские туфли – 4 пенса: 1470-е годы

Кошелек - 2 пенса
Дворянский кошель – 1,5 пенса: 1470-е годы
Шляпа - 10 пенсов
Дворянская шляпа – от 10 пенсов до 1 шиллинга 2 пенсов: 1470-е годы

Модное платье – 10 -50 фунтов: конец XIV века

Камзол ремесленника и парадная рубашка – 3 шиллинга: 1285-1290 годы
Облачение священника (темно-коричневое) – 5 шиллингов 3 пенса: 1349-1352 годы
Облачение священника (красное) – 6 шиллингов 4 пенса: 1349-1352 годы
Льняная рубаха – 8 пенсов: 1313 год

Расшитый плащ – 3 шиллинга
Платье из красной ткани – до 5 шиллингов
Льняная рубашка – 8 пенсов
Шерстяное платье – 3 шиллинга
Платье, подбитое мехом – 3 шиллинга 8 пенсов
Дешевая туника (в каких ходят сервы) – 5-6 пенсов
Накидка из домотканой шерстяной ткани – 3 шиллинга

Шерстяная туника – 3 шиллинга: 1313 год
Туника с оторочкой мехом – 6 шиллингов 8 пенсов: начало XIV века
Туника – 3 шиллинга: начало XIV века
Льняная рубаха – 1 шиллинг: начало XIV века
Одежда безземельного крестьянина – 1-6 пенсов: середина XIV века

Хорошая шерстяная ткань – 5 шиллингов/ярд: 1380 год.
Крашенная в коричневый цвет ткань – 6 шиллингов/ярд: 1479-1482 годы
Шелк – 10-12 шиллингов/ярд: XV век
Льняная ткань – 1 шиллинг за ярд
Верхняя одежда с хорошим мехом – 2-3 фунта: XV век

Моток тесьмы – 4 пенса

Обычная средневековая туника требовала 2-2,5 ярда ткани, дублет – 4 ярда.

Стоимость ткани выдаваемой лордом:
Сквайру – 2 шиллинга 11 пенсов/ярд: 1289-1290 годы
Йомену – 2 шиллинга/ярд: 1289-1290 годы
Слуге – 1 шиллинг 7 пенсов/ярд: 1289-1290 годы

Ткань для изготовления одежды простолюдинов – 8 пенсов-1 шиллинг 3 пенса/ярд: начало XIV века

Полдюжины серебряных ложек – 14 ш.
Золотое кольцо с рубином – 15 ш. 8 пенсов
Три нити жемчуга – 70 ш.
Фибула или застежка медная простая - 2-3 пенса
Фибула или застежка серебряная простая - 2-3 ш.
Фибула или застежка серебряная с камнями - 7-8 ш.


Хозяйственная и домашняя утварь.

скрытый текстПодковы для 2 рабочих лошадей, за год - 2 ш. 8 пенсов.
За колеса для повозок - 2 ш. 9 пенсов.
За одну телегу, окованную полосами из нового железа - 5 шиллингов 7 пенсов.
За кожаную упряжь, недоуздок, железные колечки - 14 пенсов.
За две веревки - 3 пенса.
За два мешка - 8 пенсов.
За пять замков для амбара - 11 пенсов.
За одни ворота для двора фермы - 12 пенсов.
За мельничный жернов - 24 ш.
Бочонок – 3-4 пенса
Ведро – 1 пенни
Простыня – 4 пенса
Подушка – 1-2 пенса
Стол – 6-10 пенсов
Стул – 3 пенса
Металлический кувшин – 6 пенсов
Горшок – 2 пенса
Сундук – до 10 пенсов
Мешок – 2 пенса
Ступка и пестик – 2 пенса
Дюжина деревянных мисок – 8 пенсов
Железный чан – 2 шиллинга
Медная сковорода – 12 пенсов
Решето – 4 пенса
Деревянный ящик – 2 пенса
Прялка - 10 пенсов

Инструменты

Телега простая – 4 ш.
2 хомута - 4 ш. 1350 год.
Подкова - 5 пенсов, 1350 год.
3 инструмента каменщика (не указано) – 9 пенсов, 1350 год.
Лопата – 3 пенса: 1457 год.
Топор хозяйственный – 5 пенсов, 1457 год.
Тиски - 13 ш. 4 пенса, 1514 год.
Большой набор кузнеца - 60 ш. 1514 год.
Малый набор кузнеца - 16 ш. 1514 год.
Наковальня - 20 ш. 1514 год.
Кузнечные мехи - 30 ш.: 1514 год.
Молоты - от 8 пенсов до 2 ш. 8 пенсов: 1514 год.
2 долота - 8 пенсов: 1514 год.
Полный набор инструментов оружейника - 13 ф. 16 ш. 11 пенсов: 1514 год.
Точильный камень - 10 пенсов: 1457 год.
Железный лемех для плуга - 5 пенсов


Лошади и другая живность.

скрытый текстБоевой конь - до 50 ш.
Боевой конь (дестрие) - до 80 фунтов. XIII век*.
Хороший ездовой конь - 10 фунтов. XIII век.
Упряжная лошадь - 10-20 ш. XIII век.
Прокорм боевого коня в течение лета – до 30 ш.

* Цены на коней между 1210 и 1310 году выросли более чем в два раза.

Хорошая корова – 10 ш. XII век
Корова - 9 ш. 5 пенсов: середина XIV века
Корова - 6 ш.: 1285-1290 года
Вол - 13 ш. 1,25 пенса, середина XIV века
Бык – 13 ш.
Овца - 1 ш. 5 пенсов: середина XIV века
Овца – 1-1.5 ш.
Кастрированный баран в Лондоне - 1 ш. 5 пенсов: 1338 год
Кастрированный баран в Сомерсете - 9-10 пенсов: 1338 год
Свинья в Лондоне - 3 ш. 1338 год
Свинья в Сомерсете - 2 ш. 1338 год


Еда, питье и специи

читать дальше
2 цыпленка – 1 пенни XIV век
Две дюжины яиц – 1 пенни XIV век
Гусь - 6 пенсов
Гусь в Лондоне - 7-8 пенсов: 1375 год
Фунт сыра – 3 пенса
80 фунтов сыра - 3 ш. 4 пенса: конец XIII века
Соленая сельдь - 5-10 штук за пенни
Соленый угорь - 6 пенсов/шт: 1422-1423 годы
Овес в Лондоне - 2 ш. 2 пенса за quarter: 1338 год
Овес в Сомерсете - 1 ш. за quarter: 1338 год

Стоимость еды, потребляемой хозяйством средней руки рыцаря, либо купца в год - 30-60 фунтов (рыцарь) до 100 фунтов (купец)**
** - данные на 1380 год

Сушеные фрукты (изюм, инжир, финики) - 1-4 пенса за фунт XIV век

Вино гасконское высокого качества в Лондоне - 4 пенса/галлон: 1331 год
Вино рейнское высокого качества в Лондоне - 8 пенсов/галлон: 1331 год
Вино дешевое - 3-4 пенса/галлон: конец XIII века
Вино хорошее - 8-10 пенсов/галлон: конец XIII века

Эль хороший - 1,5 п/галлон: начало XIV века
Эль средний - 1 пенс/галлон: начало XIV века
Эль слабый - 0,75 пенса/галлон: начало XIV века
Эль лучший - 1-1,25 пенса/галлон: 1320 - 1420 годы
Эль среднего качества - 0,75-1 пенс/галлон: 1320 - 1420 годы
Эль л.к в Лондоне - 1,25 пенса/галлон: 1338 год
Эль л.к в Сомерсете - 0,75 пенса/галлон: 1338 год

Пиво хорошего качества - 1 пенс/кварта: конец XVI века

Специи:

Специи (корица, перец, мускат, гвоздика и т.д.) - 1-3 ш. фунт: XIV век
Шафран - 12-15 ш. фунт: XIV век
Рис, миндаль - около 6 пенсов/фунт: XIV век
Полфунта перца – 14 пенсов
Полфунта тмина - 2 пенса
Унция шафрана - 12 пенсов
Четверть фунта имбиря - 14 пенсов


Воск - 6 пенсов за фунт
Свечи (Сомерсет) 1,5 п. за фунт, 1338 г.
Свечи (Лондон) - 2-2,5 п. за фунт

Свечи
сальные 1,5 п. за фунт, 15 век
восковые 6,5 п. за фунт, 1406-1407

Мыло - 4 пенса за фунт, но многое зависело от качества самого мыла.

King’s Clipstone или дворец короля Джона

King’s Clipstone, или дворец короля Джона.

По дороге из Эдвинстоу в Мэнсфилд, в 20 милях от Ноттингема (30 км = 1 день неспешной езды, по тем меркам), в самом сердце того, что когда-то было частью королевского леса Шервуд, находится Кингс-Клипстон.

скрытый текстПравда, не совсем ясно, по какой причине он стал ассоциироваться именно с Джоном, тем более, что он провел там от силы пару недель. Возможно, из-за того что Джон получил его в подарок от своего брата Ричарда, еще будучи графом Мортенским.
Лишенный своих владений за попытку захватить корону, пока Ричард был в Крестовом походе, позже принц был прощен и получил имение обратно.

Сам же резиденция использовалась всеми 8 королями, начиная с Генриха II, весьма любившего охоту, и заканчивая Ричардом II.
Джон и Эдуард II собирали там парламент (в нач.13 в. и 1290 г. соотв-но), Ричард по возвращении из похода встретился там на пасху 1194 г. со своим соседом - шотландским королем Вильгельмом.

Сейчас от дворца остались одни развалины - кусок стены парадного зала, но прежде королевская резиденция вполне претендовала на звание сердца Шервудского леса (не в обиду славному разбойнику будь сказано), предоставляя удобства для охоты, отдыха и приема важных гостей. В т.ч. и коронованных. Археологические исследования показали, что нынешние романтические развалины - лишь небольшая часть некогда большой, хорошо обставленной загородной резиденции, где могли разместиться не только король с королевой, но также их свита.
Однако со временем английские монархи все реже интересовались охотой в Ноттингемшире (да и Шервудский лес к тому времени был уже не таким, как прежде), и к 1525 году охотничий дом разрушился.

Предположительно, построен он был по приказу короля Генриха, отца Джона и Ричарда. Первое упоминание о домике датируется 1164 г., когда "20 фунтов было потрачено на ремонт королевского дома". Однако есть основания считать, что замок существовал в Клипстоне и ранее – при Генрихе I (1100-1135), а Генрих II значительно перестроил его, угрохав только на постройку каменных укреплений и домов в 1180-84 годах сумму в 500 фунтов. При том, что отличался изрядной таки прижимистостью.

В донорманнское время здесь, как и в Ноттингеме жили саксы, и ко времени Вильгельма Завоевателя окрестные селения значительно разрослись. Хотя от англо-саксонского времени здесь и не сохранилось много памятников, археологи утверждают, что Клипстоун был плотно заселен, поскольку земля вокруг него изобилует сухими песчанниками, благоприятными для выращивания сельскохозяйственных культур, а обилие ручьев и источников делало Клипстоун удобным районом для разведения домашних животных.

В Книге страшного суда 1086 года упоминается "Clipestune” со следующей записью:

"Осберн и Вулфси имеют 1 c. [carucate] земли, облагаемой налогом. Земля на 2 плуга. У Роджера есть 1 1/2 плуга в лордстве и 12 деревенских жителей и 3 мелких землевладельца, у которых есть 3 1/2 плуга.
1 Мельница, 3 шиллинга; лесные пастбища местами, 1 лига длиной и 1 шириной.
Значение до 1066 года, 60-е годы; теперь 40-е годы” (Morris 1977).


По приказу Генриха II в Клипстоне было организовано крупное охотничье хозяйство с домами для слуг, часовней, конюшней на 200 лошадей, запрудой, садами и различными хозяйственными постройками. В Англии этого времени охота ещё не превратилась в забаву, а была серьезным занятием, обеспечивавшим двор мясом. О значении Шервуда говорит тот факт, что общая площадь леса оценивается современными историками в 100 тысяч акров, а по указу короля следить за порядком в лесу должны были шесть лесников, тогда как в других замках достаточно было и четырех.

В течении последних нескольких столетий историки неоднократно отмечали странную особенность: английские короли тратили значительные суммы на обустройство замка и поддержание в нем порядка, но сам замок считался весьма небольшим. Теперь же стало понятно, что сохранившийся зал был лишь незначительной частью клипстонских построек. Одна из геофизических аномалий была определена археологами как западная граница замка. Здесь была найден ров, заполненный керамикой XIII-XV веков, что соответствует тому периоду когда английские короли посещали замок. Ров был прослежен на протяжении 180 метров. Близ рва были обнаружены остатки трех кругов крепостных укреплений. Одним из удивительных открытий стало обнаружение секций, в которых лесники разводили зайцев. Ранее историки неоднократно встречали в средневековых документах предписания об этом, но сами вольеры были неизвестны.

Хотя Клипстонский замок обычно связывается со средневековьем, при раскопках последних лет было обнаружено значительное число обломков римской керамики, что позволяет утверждать, что на месте замка могло располагаться римское поселение, следы которого были уничтожены при строительстве замка. Также керамика позволяет датировать и время когда замок был оставлен его обитателями – около 1470-1530 годов.

Раскопки 2011-13 годов свидетельствуют о том, что замок в XIII-XV веках находился в центре политической жизни Европы, так недавно была обнаружена монета, представляющая собой бельгийскую копию английского пенни. Утверждена комплексная программа исследований, включающая в себя не только широкомасштабные раскопки на территории замка, но и исследования соседних деревень, которые были приписаны к этому замку. Также представляет интерес и процветавший в Карлстоне рынок. Археологи предполагают, что будут обнаружены цеха, обслуживавшие и рынок и замок. Следует отметить и аббатство Ньюстед, расположенное на дороге из Йорка в Ноттингем и служившее как гостиницей для путешественников, так и форпостом охранявшим дорогу в Клипстон.

По материалам:
1.https://m.polit.ru/article/2013/11/16/ps_hood/
2.https://disneysrobin.blogspot.com/2010/01/king-johns-palace-at-clipstone.html
3.http://mercian-as.co.uk/kjp_sfap.html

По следам брата Кадфаэля

1. Святая Уинифред и святой Беуно на витраже часовни в Holywell (Колодец Св.Уинифред / Винифред), Северный Уэльс.
2. Витраж, посвященный Кадфаэлю и Э.Питерс в церкви аббатства Шрусбери.

(превью)

VFL.RU - ваш фотохостинг VFL.RU - ваш фотохостинг

скрытый текст"До чего же обидно: соседний приорат, всего в нескольких милях от Шрусбери, может теперь похваляться собственными чудотворными реликвиями, тогда как прославленная бенедиктинская обитель Святых Петра и Павла так и не обзавелась святыней и осталась пустой, точно ограбленная церковная кружка! Такого посрамления приор Роберт пережить не мог. По крайней мере, в течение года он рыскал по соседним землям в поисках захоронения святого, которого еще никто не прибрал к рукам. С особой надеждой приор поглядывал в сторону Уэльса, где, как известно, в прежние времена святых мужского и женского пола встречалось что грибов по осени, на каждом шагу, и потому никто не обращал на них особого внимания".
(Э.Питерс "Страсти по мощам")


«Страсти по мощам» в жизни оказались не менее драматичными, чем в книге Питерс. В начале XVI столетия мать короля Генриха VII Маргарет Бофорт, глубоко почитавшая святую Винифреду, выстроила над источником новую и великолепную по красоте часовню, к которой сразу же началось многолюдное паломничество.

Даже протестантские реформаторы, уничтожившие многие великие святыни Британии, не посмели полностью разрушить Холивелл (Святой колодец), и паломнические традиции не прекращались в последовавшие столетия, появлялось бесчисленное количество новых свидетельств об исцелениях. Красные полоски на камнях в источнике, по преданию, являются следами крови святой страстотерпицы Винифреды, а температура воды остается неизменной и зимой, и летом.
Кажется невероятным, но в 1629 году, спустя почти век после официального прекращения почитания святых в Британии, в день памяти святой Винифреды к ее источнику пришло 14 000 паломников. В XVII веке святыня все же была повреждена фанатичной толпой преследователей католичества, но не прошло и столетия, как почитание Гвенфреви возродилось с новой силой.

Средневековый Мойдодыр

Отсюда

Большинство людей, не разбирающихся в истории Средневековья, делятся на три большие группы.

Одна, в основном это романтичные барышни, пишущие и читающие ЛР (т.е, любовный роман) в антураже, считает, что Средневековье пахло розами.

скрытый текстДругая, начитавшись Абсентиса, считает, что в то самое Средневековье не мылся вообще никто и никогда. Впрочем, как правило, эти ребята даже Абсентиса не читали, а читали одну-единственную гуляющую по интернету статью, где приводятся ужасающие бредни про небритых рыцарей, срущих в доспехи, про мытьё раз в жизни, ну и так далее. Естественно, говорить об источниках не приходится. Кроме того, вопреки распространённому мнению, на Западе Немытую Европу тоже любят – просто, как и лунный заговор, в силу известных патриотических причин у нас она гораздо более распространена.

Третья, это, понятное дело, те, кому просто пофиг.

В результате словесных баталий на поле брани полегло немало правды, и на вооружении обеих воюющих сторон накопились целые арсеналы мифов. Принцип этот, в сущности, применим к любой сфере людских знаний, и отделить зерна от плевел зачастую очень сложно. Как это сделать?

Ответ очень прост – активировать силу земли подвергать проверке всё, что выглядит хоть немного сомнительным. Для пущего эффекта сомневаться стоит практически во всём. Собственно, это основа критического мышления.

Так уж вышло, что во время написания «Долгой полночи» мне довелось составить собственное мнение об уровне гигиены в Средние века, по той простой причине, что в романе немалое внимание уделено быту, в том числе и омовению с бритьём. Мнение это основано на трудах таких людей как Жак ле Гофф, Фернан Бродель, Ян Мортимер – диванный историк вряд ли знает эти имена, но гугл в помощь. Тех, кто интересуется бытом Средневековья и при этом не хочет нырять в глубины научного чтива, я отсылаю к книге Мортимера[1] – серьёзно, товарищи, лучше один раз прочитать её, чем давиться статейками в интернете, где о понятии «ссылка на источник» никто никогда не слышал и из раза в раз повторяются одни и те же замусоленные бредни. Это, так сказать, настольная книга автора, который пишет о более-менее средневековом мире. По крайней мере, вы получите ответы на многие вопросы, вплоть до цен на курей и сколько этих курей можно было купить на зарплату рабочего.

Ну а ниже – примеры известных аргументов и фактов о средневековой гигиене, на деле оказывающихся ерундой. Но ерундой такой, в которую продолжают верить.

1. «Смердит аки дикий зверь».
Адепты Немытой Европы очень любят древний баян про то, как послы русского царя писали, будто французский король Людовик XIV «смердит аки дикий зверь». Задавшись целью обнаружить первоисточник сего утверждения, я понял, что копать придётся долго, потому что все поиски по фразе приводили на одни и те же цитаты из одних и тех же убогих писулек – вариаций той самой, про срущих в доспехи рыцарей. Причём и на русском, и на английском языках повторялось буквально одно и то же, вплоть до явно переведённых фраз. Такова сила белиберды. Но ищущий да обрящет!

Для начала послы оказались вовсе не русские, а сиамские[2]. Ну, подумаешь, перепутали. Это ж рядом совсем – Русь и Таиланд. Ну а источником запаха, к сожалению для адептов, оказалось вовсе не немытое тело, а свищ прямой кишки, которым в то время страдал Людовик (он вообще был очень болезненным человеком). Собственно, он старался не покидать своих покоев, но работа есть работа, послы с другого конца планеты приехали, и пришлось садиться с этой неприятной штукой на трон. Запах, надо думать, был непередаваем.

К слову, мылся и менял одежду Людовик в те невесёлые дни несколько раз за сутки, по вполне очевидным причинам.

А потом короля прооперировали. Да так, что сегодня эта операция считается целой вехой в истории хирургии. Правда, перед королём Шарль-Франсуа Феликс потренировался на семи десятках приговорённых из французских тюрем, но, с другой стороны, их так и так ждала казнь, а тут хотя бы на благо науки послужили. Да и французскому хирургу не позавидуешь – в конце концов, ему пришлось почистить задницы целой толпе висельников…

Иногда вместо послов автором фразы называют Петра I. Он действительно посещал Версаль в 1717 году[3], но к тому времени Людовик уже два года как отдыхал в Стране вечной охоты. Так что смердеть аки дикий зверь для Петра он никак не мог.

2. Двадцать шесть парижских бань.
Со стороны поклонников чистого Средневековья часто приводится аргумент про 26 парижских бань. Разумеется, как и грязнули, адепты чистоты источниками себя не утруждают, так что я сделал работу за них: 26 бань упоминаются у Жака ле Гоффа в «Цивилизации Средневекового Запада», при этом там же говорится, что служили они не только для купальных процедур, но и для сексуальных. Вот полная цитата[4]:

Наступала пора распространения гигиены, она входила в обиход прежде всего в городах. В 1292 г. в Париже существовало как минимум 26 банных заведений. Причем парильни являлись местом наслаждений и даже пристанищем разврата. Вот описание эрфуртских бань XIII в.: «Бани в этом городе доставят вам истинное удовольствие. Если вам необходимо помыться и вы любите удобства, то можете входить туда спокойно. Вас примут любезно. Красивая молодая девушка как следует разотрет вас своими нежными ручками. Опытный брадобрей побреет вас, не уронив вам на лицо ни капельки пота. Утомившись ванной, вы найдете кровать, чтобы отдохнуть. Хорошенькая женщина, которая не причинит вам беспокойства, с видом девственным искусно расчешет вам волосы. Кто же не сорвет у нее поцелуй, если только захочет, поскольку она отнюдь не сопротивляется? А когда у вас потребуют платы, то хватит и одного денье».

Это касается публичных бань, которые, по сути, были общественным местом, где можно встретиться с любовницей, снять шлюху, ну и просто помыться в компании. Собственно, причин закрытия бань было две: чума, поскольку в лёгочной форме именно общественные места становились рассадниками заразы, и сифилис. Добавить тут нечего.

Адепты Немытой Европы ликуют, правда, деликатно опустив первое предложение цитаты – оно не укладывается в их картину мира. О том, как мылись люди в Средние века, у них по-прежнему представление на уровне дошкольника, но главное - бань-то не было, были бордели! (на самом деле, собственно, цитата выше показывает, что сексуальные услуги были вторичными по отношению к мытью и отдыху, но who cares?)

Почему этот факт вызвал у меня сомнения, он ведь вполне укладывается в мои представления об истории Средневековья? Причина проста – его повторяют, как попугаи, раз за разом, без особых изменений формулировки. Это всегда настораживает.

3. Грязная королева Изабелла
Ещё один очень популярный миф заключается в том, что существовала некая испанская королева Изабелла, которая признавалась, что мылась всего два раза в жизни. Оппоненты адептов Немытой Европы отвечают, что Изабелла-де на самом деле просто дала обет не мыться (или не менять рубашку), пока не будет взята Гранада, а осада затянулась. Вот и пришлось страдать.

Неправы, разумеется, обе стороны. Изабелл было две – одна Кастильская, супруга короля Фердинанда, того самого, который завершил Реконкисту, другая – инфанта, дочь Филиппа II. Именно она и запомнилась современникам гигиеническими пристрастиями, правда, всё было куда проще, чем представляют адепты Немытой Европы[5]:

Изабеллин цвет — серо-желтый, назван по имени испанской принцессы Изабеллы, дочери Филиппа II, супруги австрийского эрцгерцога Альбрехта, которая во время осады последним Остенде (1601) дала обет не менять рубашки до тех пор, пока крепость не будет взята. Но так как осада длилась три года (до 1604 г.), то рубашка получила цвет, называемый ныне Изабеллин цвет.

Естественно, «три года не менять рубашку из-за неудачного обета» и «мылась два раза в жизни» - это две большие разницы, впрочем, от Остенде до Гранады не менее далеко, и по расстоянию, и по времени.

А что же Изабелла Кастильская? А тут всё ещё веселее – все мои попытки найти её «клятву» о мытье в серьёзных источниках закончились неудачей. В смысле, поиск выдал огромное множество всякого рода статеек, но все они тупо повторяли одно и то же, в точности как с Людовиком. Ни одной статьи. Ни одной монографии. Вообще ничего. Только бесконечные интернетовские статейки без каких-либо ссылок на источники.

Верить ли сомнительному и неподтверждённому факту? Не думаю.

4. Письмо Анны Ярославны
Суть мифа: Анну выдали за французского короля Генриха I и она-де написала бацьке письмо, в котором жаловалась на дикие нравы проклятой Гейропы, в том числе и на немытость. Вроде бы сомневаться не в чем: вполне возможно, что чужие обычаи показались девушке дикими, это верно в любом отношении, да и средневековые города пахли отнюдь не розами.

Дело в другом: сведений об Анне в русскоязычных источниках не сохранилось. И я сильно сомневаюсь, что бацьке она писала на французском, оставив копию на память при дворе.

Поиск вывел меня на две версии письма, гуляющие по интернету. Вот первая [6] (я взял самую лулзогенерирующую ссылку, т. к. серьёзных источников, цитирующих письмо, разумеется, нет) и, честно говоря, современное происхождение сего гениального опуса настолько очевидно, что я не вижу смысла вообще критиковать его всерьёз. Чего стоят только вилка в Киевской Руси, охота на ведьм в XI веке и дымящие камины. Совершенно ясно, что автор попросту собрал воедино известные стереотипы вроде лягушачьих деликатесов, инквизиции и прочего и написал это, чтобы посмеяться. Впрочем, в ходе исследования выяснился невероятный факт: в мире всё-таки есть идиоты, которые не только верят, что это реальный документ, но даже пытаются доказывать его подлинность. В комментариях к цитирующей «письмо» статье на пикабу можно увидеть даже его «фотографию», правда, автор почему-то не обратил внимания на хорошо заметное слово в начале, гласящее PHILIPVS, то есть король Филипп. Що тут можна сказати... «Я знаю две бесконечные вещи – Вселенная и людская глупость. Впрочем, насчёт Вселенной я не уверен».

Другая версия сокращена до одной фразы, вот этой:

В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны…

Однако все попытки найти полную версию письма закончились так же, как и попытки найти клятву Изабеллы, то есть ничем. Фраза эта упоминается исключительно в интернетовских статейках, преимущественно на тему Немытой Европы, но мелькает и в более-менее адекватных. Полной версии нет нигде.

Выводы очевидны.

5. Срущие в доспехи рыцари
Тут, честно говоря, достаточно просто включить здравый смысл и посмотреть, как вообще устроены латы. И – о чудо! – выяснится, что в них делались специальные клапаны для отправления естественных нужд. Так что если рыцари и гадили в доспехи, то исключительно от внезапной встречи с драконом.

6. Мыло в Европу привезли крестоносцы
Это пример искажённого факта. На самом деле в Европу привезли с Востока (конкретно из Алеппо) рецепт совершенно определённого мыла, которое сейчас называется марсельским – на основе оливкового масла. Собственно, производить его начали именно в XII веке, сразу после Первого крестового похода. Ну а потом пошло-поехало, вплоть до специальных законов относительно мыла (самый известный закон издал, кстати, упомянутый выше «грязнуля» Людовик XIV[7]).

Ну а до сирийского рецепта мыло делали в Европе по старинке – из золы и жира. Либо использовали такую штуку, как мыльный корень. Причём логика подсказывает, что так продолжали делать и после появления арабского рецепта - откуда у бедняка деньги на мыло из оливкового масла?

7. Вонючая мушкетёрская шляпа
Бессмертная классика, берущая начало, насколько я могу судить, всё из той же статейки неизвестного художника. Суть её такова (пожалуй, это стоит процитировать):

Изданный в 1270 году закон гласил, что «парижане не имеют права выливать помои и нечистоты из верхних окон домов, дабы не облить оным проходящих внизу людей». Не подчиняющимся следовало платить штраф. Через сто лет в Париже был принят новый закон, разрешающий-таки выливать помои из окон, прежде трижды прокричав: «Осторожно! Выливаю!» Тех, кто оказывался внизу, спасали только парики и шляпы. Изначально реверанс имел своей целью всего лишь убрать обосранную вонючую шляпу подальше от чувствительного носа дамы.

Каково, а? Честно говоря, я даже не знаю, с какой стороны подойти к этой белиберде. Для начала стоит включить старый добрый здравый смысл - шляпа, как ни крути, не защитит от падающего сверху дерьма. Особенно если выливают полный горшок, и особенно - если выливают жидкую фракцию. Далее стоит обратить внимание на простой факт: шляпа появилась в середине XVI века и заменилась на треуголку во второй половине XVII - видимо, для лучшей обтекаемости, потому что помои всё так же продолжали выливать из окон. Уже этого вполне достаточно, чтобы посмеяться над идиотом, который придумал миф выше, и над теми, кто в него верит. Про мужские реверансы и упоминать нечего.

Но для чего же в действительности служила мушкетёрская шляпа? Ответ кроется в самом названии. Если обратить внимание на историю огнестрельного оружия, то легко заметить, что фитильные аркебузы начали распространяться в начале XVI века с лёгкой руки отца терций Гонсало де Кордовы, а в конце XVII их вместе с мушкетами начали вытеснять фузеи - ружья с кремнёвыми замками. Период подозрительно совпадает с использованием широкополых шляп, не так ли? Вот и разгадка: левый край шляпы подгибался, а правый оставался прямым и служил для защиты лица мушкетёра от горящего фитиля. Как только исчезли фитили - исчезли и неудобные широкие поля.

Но дерьмоверсия остаётся на редкость популярной, даже несмотря на её абсолютную глупость что на первый взгляд, что на последний.

8. Свирепая инквизиция, запрещавшаяся мыться
Тоже классика. Варьируется от общего "церковь неодобрительно относилась к гигиене" до прямого "инквизиция наказывала за чрезмерное внимание к плоти, т. е. за гигиену". Причём повторяется это даже в статьях, посвящённых истории мыловарения (sic!).

На самом деле, во-первых, при желании на церковные правила миряне клали арбалетный болт, а во-вторых, в них нет прямого запрета на мытьё (в отличие от запрета на арбалеты, например, кстати, в формулировке фигурируют и луки тоже [8]). Баловались таким только аскеты, которые вообще отказывали себе во всех мирских удовольствиях, но и у них здравый смысл торжествовал. Вот, например, цитата из устава ордена св. Августина[9] специально для особо рьяных умертвителей плоти:

Телу также нельзя отказывать в омовении, если требует того болезнь. В случае оной следует безропотно совершить омовение согласно предписаниям врачебной науки, а если кто не захочет, пусть подчинится приказу начальствующего и совершит то, что необходимо для исцеления.

Добавить тут нечего, dictum sapienti sat est.

Что до инквизиции, то меня как большого поклонника этой организации сей гнусный поклёп возмутил. Хотя бы потому, что инквизиции было глубоко плевать на то, как там народ соблюдает церковные предписания, следить за этим - работа приходских священников. Инквизиция занималась людьми, которые искажали Священное Писание, проще говоря, распространяли ересь. И, как ни странно, большинство вынесенных ею приговоров были - с точки зрения средневекового общества - законными. Даже Джордано Бруно спалили вовсе не за гелиоцентризм, а за вполне реальную ересь - герметизм и всякие эзотерические бредни про одушевлённые звёзды, систему монад, переиначивание основных положений Библии и так далее. По крайней мере, последнее присутствует в обвинительном приговоре[10], тогда как гелиоцентризм - нет.

9. А на Руси…
Это – краеугольный камень теории Немытой Европы в представлении среднестатистического русскоязычного адепта. Как правило, большинство статей на тему европейской немытости заканчиваются именно таким пассажем, причём если о немытости вроде всё уже ясно, то статьи часто пестрят ещё и описанием потоков дерьма, заливающих улицы европейских столиц, при этом подразумевается, что у нас-то всё было чисто. Я не буду подробно расписывать санитарное состояние русских городов. Я просто приведу неоспоримые факты: в начале XIII века население Новгорода составляло примерно 30 тысяч человек. Население Лондона в 1377 году – 40 тысяч. И в Лондоне, и в Новгороде канализация в современном понимании отсутствовала. И в Лондоне, и в Новгороде дерьмо вывозили одни и те же золотари, то есть и методы, и возможности, и принципы по очистке городов от грязи и у нас, и у буржуев были совершенно одинаковые. Выводы делайте сами.

10. Итог
Все вышеупомянутые бредни повторяются из раза в раз, мелькают в книгах и всяческих статьях - потому что людям приятно в них верить. Потому что они-то современные, чистенькие, а тут речь идёт о забугорных аристократах. Конечно, очень легко представить, что средневековый дворянин не мылся годами - это повышает чувство собственного достоинства. Хотя и не перестаёт быть враньём.

Но дело даже не в этом. По интернету гуляет огромное множество статей, являющихся тупой компиляцией одних и тех же тезисов, зачастую авторы даже не утруждают себя как-то иначе их сформулировать. Это касается как более-менее адекватных статей, так и неадекватных, причём на любую тему - авторы не пытаются ни проверять источники, ни тем более написать хоть что-то своё. Куда проще ведь набрать десяток статеек и вылепить из них одну. И наплевать, что там правда, а что - нет.

В общем, берегите чистоту разума. В наше смутное время это особенно важно.

Источники
[1] Ян Мортимер, "Путеводитель путешественника по времени. Средневековая Англия"

[2] http://www.chateauversailles.fr/decouvrir/histoire/reception-ambassade-siam

[3] http://www.chateauversailles.fr/actualites/expositions/pierre-grand-tsar-france-1717

[4] Жак ле Гофф, "Цивилизация Средневекового Запада"

[5] Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

[6] https://pikabu.ru/story/interesneyshee_pismo_russkoy_korolevyi_frantsii_v_rossiyu_1050_g_3076801

[7] https://www.marius-fabre.com/fr/content/18-un-procede-traditionnel

[8] http://www.papalencyclicals.net/councils/ecum10.htm пункт 29

[9] http://ageiron.ru/epoha-ryitsarey/ustav-ordena-sv-avgustina

[10] http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Italy/XVI/1580-1600/Jordano_Bruno2/text3.phtml?id=6080

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)