Старый замок21 читатель тэги

Автор: Арабелла

Женщины в средневековье

Распространенный миф гласит, что в Средние века жизнь женщины протекала в уединении, едва
ли не в заточении, была строго ограничена пределами внутренних покоев и включала, в общем,
небольшой набор занятий – воспитание детей, уход за больными, рукоделие.

скрытый текстВ пределах трех сословий можно рассмотреть пять групп женщин:

- женщины из класса свободных землевладельцев (жены йоменов, рыцарей, хозяйки маноров);

- монахини (преимущественно – представительницы высших сословий, женщины из знатных
рыцарских, а также зажиточных торговых семей);

- полноправные горожанки; женщины более низкого сословия, но также проживавшие в городах;

- представительницы крупнейшего сословия Средних веков, чьи права и обязанности были
закреплены феодальной традицией;

- крестьянки, батрачки, сервки.

Хозяйке манора зачастую приходилось управлять землями супруга (фермами, замками и т.д.) единолично.
При необходимости она распоряжалась сотнями акров земли, урожаем, скотом и недвижимостью, многочисленными
работниками и их имуществом, участвовала в судебных тяжбах, отбивала вооруженные атаки, а иногда даже участвовала в них сама.

Часто в их обязанности входило:
- поддерживать дома арендаторов в надлежащем состоянии;
- участвовать в судебных тяжбах;
- присматривать за ходом полевых работ и наказывать нерадивых работников;
- организовать оборону манора, если потребуется.
- отвечать за ведение хозяйства в доме с сотнями слуг и домочадцев и т.д.

Понятно, что подобный спектр обязанностей требовал обширных познаний в области юриспруденции, бухгалтерского дела,
сельского хозяйства и военного искусства, не говоря уже о кулинарии, медицине и рукоделии.

«Женщина, которая живет в своем поместье, должна быть мудра. Она должна обладать смелостью мужчины.
Ей не следует угнетать арендаторов и работников, но надлежит быть справедливой и твердой. Она должна следовать
словам мужа и мудрых советчиков, чтобы люди не думали, что она поступает исключительно по своей воле.
Она должна знать законы ведения войны, чтобы командовать своими людьми и защищать свои земли, если на них нападут.
Она должна знать все, что касается дел ее мужа, чтобы выступать как посредник в его отсутствие или же действовать
в своих интересах, оставшись вдовой. Она должна умело управлять работниками. Чтобы надзирать за ними, она должна
разбираться в сельском хозяйстве. У нее всегда должны быть необходимые запасы для пряжи и тканья,
потому что рачительная хозяйка порой приносит больше дохода, чем пахотное поле».
Статистика показывает, что в Англии и Франции примерно 7-10% женщин так и не вступали в брак.
Для представительниц высшего сословия монастырь с определенного момента стал вполне приемлемой
альтернативой семейной жизни. В монастыри принимали девушек, чьи родственники не могли или не хотели
подыскивать им мужей; монастырь служил как тюрьмой для мятежниц, так и надежным пристанищем
для интеллектуалок; он был единственной альтернативой браку для знатных женщин, которые, в отличие
от представительниц других сословий, по рождению были лишены возможности выбора.

Поскольку монастыри находились на самообеспечении, монахини работали как минимум 5-6 часов в день,
повинуясь уставу св. Бенедикта, который гласил: «Праздность – враг души».
Настоятельница женского монастыря – один из влиятельнейших статусов, доступных для женщины в Средние века.
Она отвечала не только за духовное окормление своей паствы, но и управляла монастырем точь-в-точь,
как благородная дама – поместьем.

В XII-XIII вв. монахини исполняли все необходимые виды работ; записи, сделанные в монастыре св. Радегунды,
свидетельствуют о том, что они сами выносили мусор и помои, таскали воду, рубили дрова, готовили пищу, прибирались,
мыли посуду (в конце Средних веков выше перечисленным уже будут заниматься слуги) и, более того,
лично работали в монастырских кузнях и рыли могилы для погребения умерших сестер.
Монахини шили облачения (в рукоделии особенно отличались бенедиктинки) и переписывали книги (своими скрипториями,
преимущественно, славились женские монастыри в Германии). Многие монастыри также предоставляли убежище
для вдов и благородных девиц, которые жили и трудились бок о бок с монахинями, хоть и не приносили обетов.

И для невинных развлечений место вполне находилось (натурально невинных, кроме шуток! В XI-XII веках
в английских документах встречаются вполне нейтральные упоминания о том, что по праздникам монахини
вместе с монахами из соседних монастырей на каком-нибудь общественном лугу вместе танцуют (!) и играют).

Свободная горожанка – это представительница буржуазии, женщина из торговой или ремесленной семьи.
От нее требовалось не только вести хозяйство, но также и помогать мужу в мастерской или в лавке.
Горожанка могла как заниматься ремеслом вместе с ним, так и иметь собственное дело; количество
«самостоятельных женщин» (т.н. femmes soles) особенно возросло после Великой чумы, когда рабочих рук катастрофически не хватало.

В Лондоне женщинам официально не был закрыт доступ ни в какую профессию, и существуют доказательства того,
что они занимались самыми разными ремеслами. Фактически, у замужней женщины из ремесленной среды
были два преимущества сравнительно с мужчиной: во-первых, она могла вести дело на собственный страх и риск
как femme sole или же, при желании, переложить финансовую ответственность (в том числе за возможные долги) на супруга.
Во-вторых, вышедший в 1363 г. в Лондоне городской ордонанс гласил, что мужчина должен заниматься лишь одним ремеслом,
тогда как женщина вправе практиковать любое количество по своему усмотрению.
В результате женщины зачастую пробовали силы в двух-трех профессиях.

В некоторых случаях для изучения того или иного ремесла на профессиональном уровне горожанка из среднего сословия
должна была пройти стадию ученичества. Принимать учеников и подмастерьев могли как мужчины, так и женщины.

Фактически, женщина-ремесленник получала обязанности члена гильдии (например, обязанность платить
штраф за несоблюдение санитарных норм), но не получала в полной мере его прав, и мужчины, стоящие во главе гильдий,
изыскивали многочисленные способы ограничить деятельность женщин домом и лавкой.
Сколько бы женщина ни производила товара своими силами, ей редко дозволялось выставлять его на рынок
в полном объеме – а иногда количество и качество ее продукции искусственно занижалось сравнительно с мужчинами.

К 1300 г. женщинам еще был открыт ряд профессий, доступ в которые позже был дозволен только мужчинам,
а именно – цирюльники, аптекари, плотники, портные, оружейники, изготовители шпор. Попадались женщины-строители,
каменщики, столяры, гробовщики. Подавляющее большинство пивоваров в XII-XIII веке – женщины.
Особенно преуспевали представительницы прекрасного пола в обработке шелка; они ткали, пряли,
изготавливали из шелка ленты, носовые платки, кружева, бахрому, декоративные кисточки, шляпы, кошельки.
В Париже и Колони гильдии, занимающиеся обработкой шелка и изготовлением шелковых изделий, были полностью женскими по составу.
Юридическое положение женщин-ремесленников в городах было сложным в связи с действующим законодательством,
которое, фактически, делало женщину собственностью мужчины и давало мужу контроль над деятельностью
и финансами жены. Незамужние девушки находились под опекой отцов или старших братьев, а вдовы – под покровительством
семьи покойного мужа. Право женщины наследовать и оставлять независимое завещание оспаривалось на всем протяжении
Средних веков. В некоторых местах муж имел право на все имущество жены, которое та принесла в семью; в других
он становился лишь опекуном и управляющим ее собственности, которую не имел права продать без разрешения супруги; где-то вдова
имела право сохранить подаренные ей платья и украшения, где-то – лишь свое приданое.
Бездетной вдове, как правило, приходилось выделять из оставленного ей наследства долю родственникам мужа – и, как правило,
она теряла все, если вступала в новый брак.

Но, разумеется, несмотря на относительную самостоятельность и даже дозволение участвовать
в делах гильдий, от женщин по-прежнему требовали повиновения мужчинам. И, разумеется, наниматели быстро поняли,
что женщинам, при одинаковом объеме работ, можно платить меньше, чем мужчинам.

Судя по разнообразным документам, в XIII-XIV вв. женщины попадались фактически в любой профессии!
Пивовар, прачка, бочар, мыловар, свечник, переплетчик, изготовитель кукол, мясник, хранитель ключей от города,
сборщик налогов (!), пастух, музыкант, канатчик, ростовщик, трактирщик, продавец специй, пирожник,
продавец вайды, торговец вином, торговец стальными изделиями, медник, меняла, владелец ломбарда, рыбак, пекарь,
масленик, строитель, каменщик, штукатур, каретник, токарь, кирпичник, стекольщик, рудокоп (!), книжный художник,
писец, учитель, управляющий, юрисконсульт (!), таможенник (!), носильщик, стражник, тюремный сторож,
судебный секретарь, врач и повитуха…

Еще одна профессия, испокон веков считавшаяся сугубо женской, - повитуха. Повитухи получали плату за свой труд
в зависимости от количества принятых родов (в среднем – 3-5 в неделю).
Наряду с профессиональными ремесленниками повитухи принимали участие в ежегодном праздничном шествии,
объединявшем членов всех гильдий. В некоторых городах власти оплачивали услуги повитухи, ходившей принимать роды
к неимущим женщинам; а повитуха, принимающая к себе на определенный – как правило, четырехлетний – срок ученицу,
получала от городского совета поощрительную «премию». Впрочем, несмотря на всю важность этой профессии,
статус повитухи был значительно ниже, чем статус торговца или ремесленника; в городских записях их, как правило,
упоминают лишь по имени, и большинство повитух не были домовладелицами, а ютились в съемных комнатах и углах.
Женщины-цирюльники и женщины-аптекари, как правило, помогали своим мужьям, а не практиковали самостоятельно;
хотя женщины изучали медицину в Салерно еще в XI в., в средневековом Лондоне практика женщин-врачей была сильно ограничена,
а в Париже и вовсе запрещена.

Еще одна профессиональная сфера, в которой могла найти себе применение женщина, - это книжное дело.
В документах упоминаются переписчицы, миниатюристки, переплетчицы. По мере того как книга теряла исключительно
богослужебную значимость, становясь предметом светского быта, все больше женщин оказывались за прилавками книжных лавок,
которые держали их мужья, отцы и братья. Кристина Пизанская (XV в.) упоминает парижскую миниатюристку
по имени Анастасия, а в отчетах английского королевского двора за 1358 г. названа некая Маргарита, которой было уплачено за переплет Библии.

Еще одна профессиональная группа – это женщины, получившие минимальное профессиональное образование
или вовсе никакого. Они принадлежали к нижнему городскому сословию – к городской бедноте – и, как правило,
не считались полноправными гражданами города, даже если родились в нем. Было в их числе и много пришедших из деревень.
Это – уличные торговки, разносчицы, прислуга, представительницы т.н. «малых ремесел». Приобретая свой товар оптом,
они затем бродили по улицам, от двери к двери, предлагая рыбу (торговля рыбой была особенно выгодна, учитывая
количество постных дней), птицу, молочные продукты, уголь, крупу, соль и муку.

«Малые ремесла», как уже было сказано, не требовали никакого – или почти никакого – формального обучения,
тем более многолетнего. Служанки, кормилицы, няньки, уличные торговки, швеи, вязальщицы зарабатывали на жизнь благодаря тому,
чему научились в кругу семьи, - по сути, благодаря типично женским навыкам, на которые был спрос только в рамках подобных профессий.

Крестьянка, богатая или бедная, крепостная или свободная, - верная спутница своего мужа. Чем ниже мы спускаемся
по социальной лестнице, тем больше трудового равенства наблюдаем между мужчиной и женщиной. Крестьянки
участвовали во всех сельскохозяйственных работах наравне с мужьями, и поэма Уильяма Ленгленда «Видение
о Петре Пахаре» (конец XIV в.) весьма красноречиво повествует о нелегкой доле женщины в деревне: «Обремененная детьми и
обязанностями перед своим сеньором, все, что она зарабатывает прядением, она тратит на выплату ренты,
на молоко или на крупу, чтобы сварить кашу и успокоить плачущих за столом детей; сама она страдает от голода
и мучается зимой, вставая ночью, чтобы покачать колыбель…
Она чешет шерсть, латает одежду, стирает, трет, мотает пряжу, чистит овощи. Горести женщин,
живущих в жалких лачугах, невозможно описать стихами».

Главным феодальным обязательством вилланки было прясть ежегодно назначенное количество шерсти;
женщина могла освободиться от этой обязанности, внеся оброк деньгами или натуральными продуктами
(пивом, сыром, домашней птицей). Жена свободного арендатора могла использовать деньги, вырученные прядением,
на уплату ренты. Зачастую это были единственные наличные, которые появлялись в доме.

Разумеется, в число обязанностей женщины в деревне входило готовить пищу на всю семью, ткать
и шить одежду, доить коров, кормить кур, уток и гусей, трепать и чесать лен, стричь овец, промывать,
чесать и прясть шерсть, готовить сыр, присматривать за огородом, где росли овощи. Также крестьянка работала
с мужем в поле – сеяла, жала, подбирала колосья после жатвы, вязала снопы, молотила, веяла, а иногда даже пахала.
Чтобы было чем заняться в свободную минутку, она брала с собой в поле прялку!
Число незамужних крестьянок, как ни странно, было довольно значительно. Какие дороги перед ними открывались?
Они могли остаться в родительском доме и работать на отца или братьев в обмен за кров и стол. Могли пойти служанками
к зажиточным соседям, где получали еду и одежду в уплату за свой труд. Могли стать служанками
в поместье (т.н. famuli) – горничными, доярками, пастушками. Могли батрачить на поле, выполняя ту же работу,
что и мужчины. Или же, наконец, они могли отправиться в город в поисках работы. Овдовевшая крестьянка,
как правило, с позволения лорда передавала земельный надел сыновьям или зятьям, которые, в свою очередь,
обязаны были заботиться о вдове.

https://historeal.ru/1404514.html


Блог (на английском) Одежда, Ткани, Красота, Здоровье и пр.
Medieval Woman

Ключ к английским топонимам

Как-то давно набредала на один сайт. Потом он долгое время не работал, но сейчас снова жив. Надолго или нет, неведомо...

Порой случается, что в фанфике позарез нужно название для той или иной местности - поместья, скажем. А те, что значатся на реальной карте - не подходят, или не нравятся. Что делать? Только придумывать свое. Или составить, по типу "конструктора".

Ключ к английским топонимам / Key to English Place-names

http://kepn.nottingham.ac.uk/#

В выпадающем меню можно выбрать интересующее графство. Топонимы отмечены красными кружками. Клацнув на них, можно узнать значение "имени" интересующего объекта.

Конкретно Ноттингемшир

Nottinghamshire

Кое-что есть на Вики

здесь

Путеводитель по средневековому монастырю

Предположим, вы оказались в средневековом аббатстве. Как попасть в библиотеку? Когда начнется заутреня? Что значит этот колокольный звон? Куда пойти обедать? Как не перепутать послушника с аббатом и найти дорогу к умывальнику.

Путеводитель

 

Повседневная жизнь средневековых монахов западной Европы

Сеньоры и вассалы

Отношения сеньор - вассал восходят к самым истокам западноевропейского феодализма. Уже в капитуляриях Карла Великого мы встречаем воинов, связанных, вероятно, на всю жизнь с вождем, который ведет их на войну. Вождь уже носит название сеньора, его люди – вассалы (это слово означает, по-видимому, домашних слуг). Эти названия сохраняются в течение всех Средних веков.
Сеньором является всегда богатый человек, сановник или крупный собственник. Он вооружает, кормит, содержит, может быть, даже обеспечивает жалованьем отряд рыцарей и оруженосцев, которые служат ему обществом и телохранителями. В рыцарских поэмах (chansons de gestes) этот отряд называется «домом» (maisnie, то есть maison) сеньора.
скрытый текстСеньор и его люди живут вместе в одной и той же комнате, вместе едят, вместе идут в поход. Вассал действительно, слуга: он прислуживает своему сеньору за столом, обязан повиноваться ему и всюду за ним следовать; в сражении он должен дать убить себя, чтобы защитить своего сеньора. Это служебное положение соединяется с чувством товарищества, которое, не уничтожая расстояния между господином и слугой, создает между ними тесную связь взаимной преданности. Символом этой связи является клятва, которую дает вассал, вступая в службу сеньора.

В таких же чертах изображают эту систему, на которую намекают документы IX в., и рыцарские поэмы более позднего, впрочем, времени (XII и XIII столетий). Продолжала ли она существовать в X и XI столетиях, этого мы не можем ни утверждать, ни отрицать; воины не писали, а летописи светских знатных семейств, если и существовали, то до нас не дошли. Таким образом, происхождение феодализма остается не только спорным, но и неразрешимым вопросом.

Вассальная клятва
Как и во времена Карла Великого, вассал связывается с сеньором посредством торжественного обряда, потому что вассалом не родятся, а делаются, и потому что им надо сделаться, чтобы получить возможность пользоваться феодом. Вот почему обряд клятвы, которым устанавливалась вассальная зависимость, сохранялся в течение целых веков: он служил для засвидетельствования прав сеньора. Старинный церемониал был, по-видимому, почти одинаков во всех странах.
Будущий вассал является к будущему сеньору с обнаженной головой и безоружный. Он опускается перед ним на колени, кладет свои руки в руки сеньора и объявляет, что становится его человеком. Сеньор целует его в уста и поднимает на ноги. Такова церемония оммажа (hommage). Она сопровождается присягой: положив руку на мощи или Евангелие, вассал клянется оставаться верным сеньору, то есть исполнять обязанности вассала. Это – присяга в верности (foi или féauté;). Оммаж и присяга в верности – два различных акта: один есть обязательство, другой – клятва; но так как нет оммажа без клятвы верности, то их в конце концов стали смешивать.


Что такое феод?
скрытый текстНесомненно, по-видимому, то, что с X в. во Франции устанавливается обычай вознаграждать вассала не деньгами и не натурой, а поместьем, в котором есть зависимые держатели. Этот вид дарения не нов: это бенефиции. «Бенефиций» есть единственное название, употреблявшееся в латинских актах Германии и Италии до конца XI столетия. Во Франции появляется название fevum fief, feodum (феод); первые достоверные примеры этого словоупотребления, которые нам известны, относятся к началу X в. На востоке это имение, пожалованное сеньором, называют chasement (casamentum, поместье). С этих пор вассал, вместо того, чтобы оставаться при своем сеньоре, поселяется в полученном им имении, но продолжает быть слугой сеньора. Не доказано, чтобы каждый вассал, даже в XII в., непременно получал феод. По крайней мере, никто не может получить феод иначе, как стать вассалом того, кто дает ему поместье, и почти все вассалы обладают феодами.

Сеньор предоставляет в пользование вассалу принадлежащий ему феод; обычно это земля; но феодом может быть всякий доходный предмет и всякое доходное право.

Сеньор передает свое право посредством торжественного обряда: он вводит вассала во владение феодом, вручая ему соломинку или палку, или копье, или перчатку, служащую символом передаваемого предмета. Это инвеститура (investir значит вводить во владение).
Сеньор уступает не право собственности на феод, а только пользование последним; легально он остается полным собственником феода. Договор обязывает только тех, кто заключает его, и сохраняет силу, лишь пока они живы. Со смертью вассала феод возвращается к сеньору; после смерти сеньора вассал может сохранить феод лишь в том случае, если сызнова обяжется новому сеньору.
Вначале сеньор, по-видимому, пользовался после смерти вассала своим правом брать обратно феод, чтобы отдать его, кому захочет. Так поступают часто герои рыцарских поэм, и мы встречаем примеры пожизненных феодов еще в XII в. Но обычай, по которому сын наследует звание отца, был так силен в средние века, что сеньоры принуждены были предоставлять своим вассалам право завещать их звание сыновьям. Так установилась наследственность феодов, или, выражаясь более точно, наследственным сделалось право заключать договор вассальной верности с сеньором феода. Сам по себе феод никогда не становился наследственным, потому что сеньор всегда оставался его законным собственником; контракт пользования всегда был только пожизненным; он должен был возобновляться с каждым поколением вассалов и с каждым поколением сеньоров. Наследственным становится только право возобновлять этот контракт; но на практике это было равносильно наследственности владения.
Вот что такое феод. Во Франции развитие этой системы было почти закончено в конце X в.; в Ломбардии она была освящена эдиктом короля Конрада II в 1037 г.; в Германии процесс ее развития продолжался до XIII столетия.


Обязанности вассала
скрытый текстФеод не давался даром. Он налагал на вассала обязанности по отношению к сеньору. Эти обязательства вытекали из одного и того же общего начала, которое всегда и везде формулировалось в одинаковых выражениях; изменялись только способы его применения.

Прежде всего вассал обязан совершить клятву верности и оммаж – формальный акт, посредством которого он «признает себя человеком» сеньора и клянется ему в верности. Он обязан сделать это, вступая во владение феодом, и должен делать это каждый раз, когда его сеньор замещается другим: это называют возобновлением феода. Если вассал отказывается совершить обряд, он отвергает сеньора и, вследствие этого, теряет свое право на феод (это называется forfaire). Он должен заявить сеньору, за какой феод он становится его человеком; это объявление феода. Если феод состоит из нескольких статей, он должен перечислить все. Если есть сомнение относительно того, что содержит в себе феод, то вассал обязан допустить сеньора к проверке, которая состоит в осмотре на месте (montrée или vue). Если он недобросовестно скроет часть феода, то лишается своего права. Эти словесные формальности заменялись, особенно после XIII в., письменным актом, который назывался объявлением и перечислением феода.
Возобновляя феод, вассал принимает на себя отрицательные обязательства пользователя по отношению к настоящему собственнику. Он принимает на себя обязанность (часто особой формулой) поддерживать и обеспечивать феод: поддерживать – то есть заботиться, чтобы он не терял своей стоимости, не изменять его положения, не отделять от него частей (это называется «сокращать»); обеспечивать – то есть быть всегда готовым признать право настоящего собственника и защищать феод против посторонних лиц.

Принося клятву верности, вассал обязуется не причинять вреда сеньору, не покушаться ни на его личность, ни на его имущество, ни на его честь, ни на его семейство. Часто встречаются акты оммажа, в которых вассал клянется уважать «жизнь и члены» сеньора. Эти отрицательные обязательства были, по-видимому, взаимны. «Сеньор, – говорит летописец Бомануар, обязан своему человеку такой же верностью и преданностью, как человек – своему сеньору». Сеньор и вассал обязаны любить друг друга. Каждый из них воздерживается от какого бы то ни было враждебного поступка по отношению к другому. Поэтому сеньор не должен ни нападать на своего вассала или оскорблять его, ни соблазнять его жену или дочь. Если он сделает это, вассал может порвать связь с сеньором, сохраняя все-таки феод. Этот разрыв обозначается актом, который составляет противоположность инвеституры: вассал бросает соломинку или перчатку; это называется défi (уничтожение верности).
Положительные обязанности вассала то выражаются одним словом service (служба), то разлагаются в формулу, которая появляется с X в.: aide et conseil (auxilium et consilium, помощь и совет).
Под помощью разумеется, прежде всего, военная помощь: вассал – солдат сеньора; он должен помогать ему в его войнах; именно для этого он получил свой феод. В некоторых формулах вассальной присяги этот пункт оговорен особо; вассал клянется служить сеньору «против всех мужчин и женщин, как живых, так и мертвых».
Это обязательство – вначале, без сомнения, неограниченное (таким оно является еще в рыцарских поэмах), позже, благодаря ограничениям, точно определилось, и в нем стали различать несколько родов службы.

Ost и chevauchée суть обязанности вассала сопровождать сеньора как в его походах (ost), так и в его разъездах по неприятельской стране (chevauchée). Эта служба, особенно в XII в., ограничена пространством и временем: вассал следует за сеньором (по крайней мере, за свой счет) только в пределах известной области, часто очень небольшой; он служит ему только в течение известного срока, утвержденного обычаем, – чаще всего 40 дней. Estage есть обязанность держать гарнизон в замке сеньора, одному или с семейством. Вассал обязан по требованию сеньора отдавать в его распоряжение свой собственный замок; такой замок называется jurable et rendable, и в актах, особенно XIII в., часто постановляется, что вассал обязан отдать его сеньору «спокоен ли тот или разгневан, с большим войском или с малым». Сеньор может поставить в замок гарнизон, но обязан возвратить его в том виде, в каком получил, и не брать из него ничего другого, кроме соломы и сена.

Другой вид помощи, правда, второстепенный, состоит в помощи натурой или деньгами, которую вассал обязан оказывать сеньору в определенных случаях. Как правило, вассал, получая инвеституру, дает подарок, установленный обычаем. Часто это предмет, служащий символом вассальных отношений: копье, золотая или серебряная шпора, пара перчаток; в Орлеане – это боевой конь, в Гиени – денежная сумма (l'esporle). Обычно при каждой смене сеньоров, иногда и при каждой смене вассалов, сеньор получает вознаграждение (relief или rachat), очень тяжелое на севере Франции (годовой доход) и еще более тяжелое, если новый вассал только побочный наследник прежнего. Точно так же, в случае продажи вассалом феода, покупатель обязан получить согласие сеньора на переход феода и уплатить ему покупную пошлину (quint), доходящую иногда до тройной суммы годового дохода.

Сеньор имеет право требовать от своих вассалов денежной помощи для покрытия некоторых своих исключительных расходов. Этот вид помощи в некоторых странах носит название aide aux quatre cas (помощь в четырех случаях). Эти случаи в разных странах не одинаковы; даже их число бывает и больше и меньше четырех. Наиболее обычные: выкуп сеньора, если он попал в плен, его отправление в крестовый поход, выход замуж его дочери, посвящение в рыцари его сына. Субсидию должны платить благородные вассалы; но они не платят ее своими деньгами, а вычитают ее с держателей своего поместья.
Сеньор имеет право требовать от вассала помещения и пищи для себя и своей свиты или охотничьей команды; это есть право постоя (gîte, на юге – albergement), часто заменяемое определенным вознаграждением. В XIII в. это право строго регулировано. Так, владелец Соммьера (в Гиени) обязан, в случае приезда своего сеньора, герцога Аквитанского, приготовить для него и десяти рыцарей обед, состоящий из свиного или коровьего мяса, капусты, жареных цыплят и горчицы; он должен сам прислуживать герцогу в брюках ярко-красного сукна, с золотыми шпорами. Другой вассал должен принимать шестерых из сопровождающих герцога егерей, давать им хлеба, вина, мяса и на другой день отвозить их в лес.


Служба совета обязывает вассала помогать сеньору своими советами в затруднительных обстоятельствах; эту службу называют также придворной (service de cour). Сеньор созывает сразу всех вассалов и собирает их на своем дворе. Обязанность принимать участие в этих собраниях часто ограничена тремя съездами в год, происходящими обычно по большим праздникам – в Пасху, Троицу и Рождество.

Это собрание играет роль почетной свиты на торжествах, которые сеньор устраивает по случаю своего бракосочетания, или бракосочетания своих детей, или посвящения в рыцари своих сыновей; оно удовлетворяет его тщеславие, увеличивая пышность церемонии. Оно служит политическим советом по важным вопросам, касающимся сеньории, по вопросам о войне, мире, об изменении кутюмов. Оно является судебной инстанцией (plaid) для разбирательства споров между вассалами сеньора. Сеньор созывает и председательствует в судебном собрании (cour de plaid), которое произносит приговор. Участие в судебных съездах – не право, а повинность, которая не приносит никакой выгоды и может вовлечь судью в дуэль с проигравшим дело. Притом, это – строго узаконенная обязанность: ни вассал не может отказаться от участия в судебном съезде, ни сеньор не может отказаться от созыва съезда. Это было бы «нарушением права» (отказ в правосудии), которое разрешило бы вассала от его клятвы верности.


Женщины и дети в отношениях между сеньором и вассалом
скрытый текстКазалось бы, что в феодальном строе не было места ни для женщин, ни для детей, потому что вассальные обязанности мог нести только воин; но сила собственности и наследства одержали верх над логикой. Сеньор был еще более собственником, чем вождем отряда. Ребенок или женщина могли наследовать крупное поместье, розданное в феод вассалам, и таким образом эти вассалы становились людьми нового собственника.
Так как малолетний не мог сам осуществлять свои права, то ближайший родственник с отцовской стороны принимал опеку, то есть владение поместьем. Он пользовался доходами и занимал место сеньора; он носил даже его титул. Вначале в его обязанности входили также охрана и воспитание малолетнего собственника. Но так как наследником ребенка являлся опекун (baillistre), то, чтобы отнять у него искушение содействовать освобождению наследства, установился обычай поручать охрану ребенка ближайшему родственнику по женской линии, который ничем не был заинтересован в его смерти. Достигнув совершеннолетия (между 14 и 21 годами, в зависимости от страны), молодой человек приказывал посвящать себя в рыцари и затем принимал присягу вассалов.
Дочь – наследница сеньории, если она была совершеннолетняя, пользовалась правами сеньора, вытекавшими из обладания поместьем: вассалы были обязаны ей оммажем и службой. Были примеры, когда женщины лично управляли своей сеньорией, председательствовали в своем феодальном суде и даже сражались. В феодальном языке не было слова для обозначения сеньора-женщины: ее называли латинским словом dame (domina – госпожа), по-испански dona.
Дети и женщины вошли в феодальный строй как наследники сеньоров; они вступали в него также в качестве наследников вассалов. Если вассал умер, оставив малолетних сыновей, то сеньор первоначально имел право отобрать феод и передать его человеку, способному к службе; но, начиная с XI в., он ограничивался тем, что брал феод вместе с опекой над ребенком до его совершеннолетия (это была сеньориальная опека, которая позже была заменена опекой родственников малолетнего). Достигнув совершеннолетия, молодой человек вступал во владение феодом.

Больше затруднений встретило признание вассального права дочерей. Женщина не могла нести службу за феод. Поэтому были страны, где феод не переходил к дочерям; его наследовали сыновья, даже младшие, или более далекие родственники. Но привычка смотреть на дочерей, как на законных наследниц, была настолько сильна, особенно на юге Франции, что, в конце концов, в XI и XII столетиях она распространяется даже и на феоды. Женщины стали получать их в наследство, даже в приданое; они делались вассалами, как могли сделаться сеньорами. От прежней системы, исключавшей наследование женщин, осталась только привилегия в пользу побочных наследников мужского пола.
Для вассальной службы за феод женщина должна была представлять сеньору заместителя. Она не имела права выходить замуж без согласия сеньора, и в некоторых странах (Испании, Иерусалиме) сеньор указывал наследнице феода двух или трех рыцарей, между которыми она должна была выбрать себе мужа.


Отсюда

Окна, свечи и часы

Почти невозможно узнать, когда появились первые свечные часы, так как практика маркировки свечей, возможно, была в ходу во всем мире на протяжении веков, прежде чем была когда-либо записана.
Появление огневых часов в Британии обычно связывают с королем Альфредом Великим, самое первое упоминание о них относится к 878 г. "Хронометр" короля Альфреда состоял из 6 свечей, каждая из которых горела 4 часа. И служил для того, чтобы король мог правильно "организовать" свое время, распределив его между государственными делами и молитвой.

скрытый текстКаждая такая свеча была высотой ровно 12 дюймов (30 см.), а также однородной по ширине - 1 дюйм.
Для защиты от затухания и сквозняка такие свечи размещали в своего рода "фонарях" - с деревянным каркасом и полупрозрачными роговыми пластинами.
В Европе использовали простые свечные часы, которые также освещали жилища знати в ночное время. При королевских дворах в IX — XIV веках свечи тщательно отбирались с тем, чтобы все они горели одинаково. Ночь обычно разделяли на три свечи и сказать, что сейчас две свечи, было все равно, что сказать: прошло две трети ночи. Подобные методы измерения времени применялись в средневековых церквях - сначала путем подсчета количества сгоревших свечей определенного размера, а затем с помощью градуированной свечи. Сбоку их размечали чёрточками, и в любой момент было видно, сколько времени «прожжено». Когда свеча сгорала до определенной насечки, это означало, что прошел час. В одно время эти часы стали такими популярными, что на вопрос: «Сколько времени?», отвечали: «Три свечи» или «Одна свеча».

В XIII веке появились настоящие свечные фабрики, а значит, и свечные лавки. До этого времени производство свечей было в основном надомным. Их делали для собственного потребления, и лишь часть продукции продавали. Свечные мастера объединялись в гильдии. Самым крупным производителем в средневековой Европе, почти монополистом, была церковь.
Встречались также упоминания о 8-часовых свечах, тогда на сутки их требовалось три. А также о свечах, длиной около метра (ярд).
Но метровые свечи кмк, не имели повсеместного использования. Хотя бы по той причине, что их изготовление более трудоемко, по сравнению с короткими 12-дюймовыми. Учитывая тот факт, что литейных свечных форм тогда, как таковых, не было. Свечи изготовляли способом "макания". Фитили подвязывали к раме, и раз за разом обмакиваются в растопленный жир. Потом они вынимаются, охлаждаются и снова окунаются, пока вокруг фитиля не нарастает достаточно толстый слой сала. После чего теплыми катают по гладкой холодной поверхности, до равномерной толщины.

И коли уж были упомянуты "роговые пластинки". Это именно то, что заменяло стекло в Ноттингемском замке, в той самой шервудской клюкве.
Стеклянные окна были также доступны очень богатым. Но не было технологии, чтобы делать большие площади "листового" стекла. Окна собирались из небольших кусочков стекла, по типу витражей в соборах. Ну а за неимением этого довольствовались промасленной тканью, пергаментом, или же просто деревянными ставнями, чтобы защититься от ветра и непогоды.



Измерение времени в англо-саксонской Англии
Измерение времени

Еще о времени:
скрытый текст
Утреня – ночью.
Лауды – на рассвете.

"прим" - (лат. prima), утренняя служба в католической церкви по Литургии Часов (ок. 6-ти часов утра).
В это время открывались городские ворота, начинал работать рынок, торговые лавки.
Третий час – 9 утра.
Шестой час – полдень.
Девятый час – 3 дня.
Вечерня – на закате. После колокольного звона закрываются городские ворота, таверны, начинается комендантский час.
Комплеторий – 9 вечера.

Также "стража" - промежуток времени, в которые сменялась стража (дневная и ночная).
Первая - от 6 до 9 час. вечера (утра)
Вторая - от 9 до 12 час. ночи (дня)
Третья - от 12 до 3 час. ночи (дня)
Четвертая - от 3 до 6 час. утра (вечера)

Породы лошадей в средние века

Перепост Отсюда

Попросили поделиться информацией. И я решила, что если уж делиться, то со всеми, тем более что спрашивают не в первый раз.

Ссылка на статью в английской Википедии:
http://en.wikipedia.org/wiki/Horses_in_the_Middle_Ages

Примерно с 9-11 веков начинается селекционная работа для увеличения роста и силы лошади, но до 13 века родословные не велись, поэтому описываются не породы, а внешний вид и целевое использование. Среднестатистическая лошадь в то время была 120-140 см в холке — пони по современным понятиям.

скрытый текстДля войны главное — сила, выносливость, скорость. Сила и выносливость — для тяжелой кавалерии. Скорость — для легкой. Для верховой езды, особенно дамской — покладистый характер, выезженность, мягкость движений. Для вьючных и прочих повседневных нужд — неприхотливость.

Destrier — дестриэ, боевой конь, дорогая турнирная лошадь для рыцарей, больших размеров, очень сильный, сметал десятки пехотинцев, дорого стоил. Здесь надо учитывать что то, что тогда считалось большим, сейчас считается очень маленьким. Если судить по средневековым лошадиным доспехам, то рост дестриэ был примерно 150-165 см в холке (сейчас это небольшая лошадь). Это развенчивает миф о том, что дестриэ достигал 200 см в холке.
Destrier

Palfrey — иноходец, по цене сопоставим с дестриэ, хорошо выезженная лошадь с очень мягкими движениями, для дам и торжественных выездов знати.
Palfrey

Сourser, charger — охотничья лошадь, атакующая лошадь, быстрая боевая лошадь, немного дешевле дестриэ, для рыцарей и оруженосцев.
Courser (horse)

Rouncey — дешевая повседневная лошадь для сквайров, оруженосцев, вьюков.
Rouncey

Jennet — женнет, низкорослая испанская лошадь, неприхотлива, поэтому очень популярна.
Jennet

Hobelar — хобелар, лошадь для стрелков и легкой кавалерии.
Hobelar

Hackney — хакни, легкоупряжная, чаще всего наемная лошадь, популярна для верховой езды.
Hack (horse)

Для атак европейцы предпочитали жеребцов, потому что они наиболее агрессивные и мощные. Кобыл любили монгольские и мавританские завоеватели. Кобыла более послушные, но и более пугливые и прихотливые. Мерины хороши для спокойных повседневных работ, но несколько флегматичны. Жеребцы в присутствии кобыл как правило становятся неуправляемыми, у них очень сильный половой инстинкт, поэтому рядом их лучше не ставить.


Добавлено.
Кливлендская гнедая скрытый текст(Cleveland bay) старейшая порода Великобритании, ведет своё происхождение со времен средневековья. Своё название получила благодаря масти и Кливленду в Йоркшире, где была выведена.
https://en.wikipedia.org/wiki/Cleveland_Bay

Эта порода лошадей гнедой масти выведена была именно на северных английских просторах, во времена Средневековья. И выводили ее, преимущественным образом для работы вьючной. Кливлендская гнедая порода лошадей являлась самым любимым транспортным средством всех чепменов, торговцев, которые странствовали. Следовательно, и называться порода стала, и чепменской.
Селекционеры решились на то, чтобы в семнадцатом веке, взять за основу эту интересную породу, добавив в нее кровь тех берберийских лошадей и андалузских жеребцов. Таким образом, вышла замечательная лошадка упряжного типа, специальным образом для экипажей и карет. Она прославилась на весь свет, собственной отменной выносливостью и резвостью. Эта порода название свое получила от местности, в коей ее вывел.

Кливлендская гнедая Первая английская порода, выведенная в Йоркшире еще в раннем Средневековье. Изначально разводилась как вьючный скот, но затем преобразилась в упряжную лошадь и моментально полюбилась торговцами и водителями чепов (повозок для перевозки горожан), за что и получила второе название – «чепменская». Характерной чертой породы является ее масть – среди животных присутствует только гнедая окраска.

Хлопковые ткани в средние века

Вопрос о существовании и использовании хлопка в средневековой Европе достаточно актуален, т.к. на "слуху" в основном лен и шерсть.
И еще шелк - для нобилитета.

Тогда как о хлопке говорится не так уж и много, несмотря на то, что известен он с древних времен.

скрытый текстПреимущество хлопковых тканей в том, что они прочны, гигиеничны, легко стираются и отглаживаются. Из хлопка производят мягкие «дышащие» ткани. На Востоке традиционно предпочитали хлопок тяжелому и плотному льну.

Ткани, которые делали из белого хлопка египтяне, настолько прекрасные и тонкие, что им нет равных. Археологи определили, что египетская мумия (2500 лет до н.э.) была обернута в ткань, плотность которой 540 нитей на дюйм. Для сопоставления надо отметить, что лучший британский хлопок сегодня имеет приблизительно 350 нитей на дюйм.
Однако египтяне производили хлопковый текстиль не только во времена фараонов. Римские провинции в Египте и на Ближнем Востоке производили ткани из всех четырех основных материалов – хлопка, льна, шерсти и шелка.
С ростом производства хлопка в Индии его покупали и продавали, доставляя морем по всему миру. Труд Арриануса (Arrianus) "Periplus Mans Erythraei" содержит сведения о торговых отношениях между арабами и индусами на территории Красного моря, и главнейшим центром торговли хлопком был Адулис (Adulis). Нет никаких сомнений и в том, что индийские товары транспортировались и по суше караванными путями.

Выгодное географическое положение Сирии благоприятствовало развитию шелководства, которое появилось там в начале VII в. в северных регионах Оронтской долины (Orontes plain). Также успешно развивалось производство хлопка особенно в регионе между Хамой и Алеппо в верхнем Евфрате. Типичным продуктом сирийских ткачей была смесовая ткань из хлопка и шелка часто атласного плетения с полосками, расположенными горизонтально, такая как алепин, который производится и в настоящее время.
Наличие караванных путей позволяло продавать не только ткани, производимые внутри страны, но и огромное разнообразие импортируемых тканей. Например, в сирийских городах, расположенных на пересечении торговых путей (таких как Дамаск и Алеппо), на протяжении многих веков можно было найти товары из Индии, Дальнего Востока и Средиземноморья.

Текстильная продукция вместе с сопутствующим производством были важнейшими факторами благосостояния не только сирийских, но и других городов исламского мира. Учитывая разнообразие текстиля, манеры окраски, которые использовались можно говорить об особой «текстильной культуре», появившейся на Ближнем Востоке. Огромный спрос на различные ткани существовал не только при дворах и дворцах, но также и у городского населения, особенно у высших классов. Речь идет не только об одежде, но и о внутреннем декоре помещений, большую часть которого составлял текстиль..
Несмотря на свое широкое распространение, немногие образцы текстиля исламского периода дошли до наших дней. Восточные ткани из-за своей ценности срезались со старой одежды и пришивались снова и снова, пока полностью не изнашивались. Дошедшие до нас образцы изготовлены из хлопка, льна, шелка и шерсти и часто окрашены яркими красками. Они демонстрируют хорошо развитые технологи производства текстиля, с помощью которых изготавливались ткани сложных узоров и богатых красок.

Мусульманское завоевание Южной Европы принесло хлопковое производство в Испанию, Сицилию и Южную Италию в IX-X вв. Завоеватели – аль-андалусы - построили превосходную систему ирригации, подобную системам орошения в Сирии и Аравии (некоторые из этих каналов до сих пор текут под Палермо), которая позволила им превратить засушливые равнины в цветущий сад. «Оливки и пшеница всегда росли здесь. Арабы же стали выращивать еще шелковицу, гранаты, апельсины, лимоны, баклажаны, артишоки, тмин, кориандр, бананы, миндаль, хну, вайду, марену, шафран, сахарный тростник, хлопок, рис, инжир, виноград, персики, абрикосы и рис» .

Это была поистине сельскохозяйственная революция в средневековом мире.
Арабы также первым освоили производство хлопковых тканей на территории Европы. Так как хлопок производился внутри страны, он был достаточно дешев. Арабы первыми на Ближнем Востоке и Европе использовали хлопковые ткани для повседневной одежды. Конечно же, правители и очень богатые люди носили шелка, но остальное население (горожане и сельские жители) носило хлопковые одежды: белое или черное нижнее белье, кафтаны и робы, шали, вуали и тюрбаны. Хлопок использовался для погребальных одежд, постельного белья, скатертей, штор, полотенец и ковриков.
Торговля между Аль-Андалусией и Христианским Западом была вялой, по крайней мере, до конца XI в., когда испанские христиане и не начали активную коммерческую деятельность. Андалусские предметы роскоши были вездесущи в христианских королевствах. Документы из Астуро-Леонесского (Asturo-Leonese) королевства X века, возможно отражающие арабское влияние и вкусы, описывают экзотические ткани и убранство столов: yrake (иракский) хрусталь; огромное разнообразие туник с арабскими названиями (almexía, algupa, adorra, moffarrex, mutebag), скатерти и алтарные покрывала (almuzalla, fazale, barragán, mobatana).

Эти ткани были подробно описаны: указывался цвет, качество, стиль, техника исполнения, которые, так или иначе, отражали разнообразные и сложные текстильные производства андалусских городов (например, различными словами описывалась узорная парча - alvexí, morgom; также как и разные стили вышивки -tiraz, hatani). К XIII в., импорт из Аль-Андалусии и всего исламского мира фигурировал в списке пошлин, так один из грузовых кораблей, идущий вверх по Эбро (Ebro) из Торосы транспортировал хлопок, сахар, кожу, медь, шелк, и различные красители и специи (бразильское дерево, индиго, природный лак, тмин и орегано). (по поводу браз дерева - вопрос спорный, т.к. оно пришло уже в пору открытия Нового Света).
Когда христиане отвоевали захваченный мусульманами юг Европы, они получили в качестве трофея хлопковое производство. Все от начальных производств до полностью оборудованных хлопковых мастерских (tiraz) стало собственностью победителей. К концу XII в. христианская Европа освоила секреты хлопковых тканей.

В Сицилию и Северную Италию хлопок импортировался, и вскоре долина реки По стала для европейского хлопкового производства тем же, чем являлась Фландрия для производства шерсти. В XIII в. знания о хлопке распространялись умелыми рабочими по итальянским городам и за пределы долины По. Производство и продажа хлопка были прибыльными, и поэтому города заманивали умелых мастеров, предлагая им инструменты, беспошлинные магазины, беспроцентные займы и права горожанина.
Объем производства легкого и мягкого хлопка для нижнего и постельного белья, летней одежды позволял конкурировать с грубым льном. Конечно, лен был более носким, но не обладал привлекательными визуальными и тактильными качествами хлопка. Качественный хлопок конкурировал с шерстью. Итальянские мастера никогда не производили роскошных тканей мусульманского мира (таких как набивные ткани, узорную парчу). Итальянский хлопок был предназначен для массового рынка.

Из него шили вуали, чепцы, носовые платки, кошели, бельё и женские подушечки, имитирующие беременность. Стеганый хлопок также использовался для изготовления набивных коротких дублетов, впервые появившихся в итальянской моде в XII в. .
В Италии также из хлопка производилась такая ткань как фустиан. И хлопок-сырец и фустиан упоминаются в торговой описях из Генуи, начиная с XII в. Торговля фустианом контролировалась и дозволялась по определенным дням в определенных местах. Готовые товары должны были быть не только отмечены печатью местного контролера, но и различаться в зависимости от особой марки самого изготовителя, которые в свою очередь описывались в книгах гильдий. Несколько подобных печатей известны нам из контракта 1383 г. Согласно этому контракт Пьетро Танцио, миланский производитель, платил сто серебряных монет за право использовать печать Пьетро ди Преда (видимо торговца с хорошей репутацией) для маркировки тканей из хлопка. В этого время производили и выпускали различный текстиль из хлопка – белые и крашенные, а также пестротканые ткани.

На французской земле также встречаются упоминания фустиана ("futaines") в средневековых документах. Это документы с ярмарок в Шампани. Эти ярмарки проводились между четырьмя городами - Труа, Провинсом (Provins), Бар-сюр-Об (Bar-sur-Aube), и Ланьи (Lagny) – с XII по XIV вв. Купцы из Прованса и Италии встречались с торговцами с севера Франции, из Фландрии и Англии и обменивались товарами. Немецкие торговцы, которые имели собственные представительства и торговые дома в различных городах активно участвовали в этой торговле, также как покупатели из Испании и даже из Акры. Несмотря на то, что шерстяные и шелковые ткани составляли основной объем продаваемых товаров, есть упоминания и о фустиане .
После Черной Смерти (в начале XIV в.) южная Германия впервые начала массовое производство фустиана в Европе. Немецкие производители закупали хлопок-сырец в портах северной Италии. Ткани, производимые немецкими ткачами, были более низкого качества, чем итальянские. Но они выигрывали в цене и вскоре немецкий фустиан стал доминировать на рынке хлопковых тканей.

В тоже время нельзя забывать о восточных тканях, которые можно было найти на рынках Европы. Крестоносцы и пилигримы были только одной гранью европейского вторжения на Восток, другой его гранью были торговцы и предприниматели, чаще всего итальянцы. В этих коммерческих отношениях важной была и торговля хлопком. И хлопок и шелк доставляли морем из Бейрута. Европейцы также загружали суда в Акре, Лаодисии (Лаодикии) и Джаффе (Яффо). Венецианские торговцы побывали в первой половине XIII в. в Дамаске. В 1207 г. Маригноли, посланник венецианского дожа, был принят принцем Халеба (Алеппо) сыном Саладина и получил от него разрешение на торговую деятельность. Важнейшими товарами для венецианцев были специи и хлопок (как сырье, так и ткани).
После падения Акры в 1291 г. был некоторый перерыв в торговле хлопком. Между тем не стоит забывать, что хлопок производился и в христианских странах – Армении, Кипре, Сицилии и Италии. Но спрос на сирийский хлопок все же остался, и европейские торговцы не уставали искать новые пути контакта с Востоком. Центром новых торговых маршрутов, связавших в XIII-XIV вв. Дамаск и Европу стали Армения и Кипр. Так в XIV в. флорентийские купцы отправились в путешествие на Кипр и в Армению, чтобы наладить торговые контакты.
В XV в. Венеция заключила торговый договор с султаном Египта и центром торговли хлопка стала Новая Акра (от Акры, основанной христианами, остались ишь руины, в которых предприимчивые итальянцы устроили склады своих товаров).

Мы видим, что на протяжении Средних Веков хлопок не только продавался, но и производился в Европе, поэтому вполне уместно использование его в исторической реконструкции европейского костюма. Конечно же, следует принимать во внимание географические особенности выбранного вами региона – в Италии и Испании хлопок был более распространен и дешев, чем в странах Северной Европы. Подчас также сложно найти современную ткань, которая бы выступала аналогом средневековой.

Фустиан (fustian) – грубая крепкая ткань из хлопка или смесовая ткань изо льна и хлопка плотного саржевого плетения. Лицевая сторона этой ткани была ворсистой и мягкой из-за особенностей производства. Ткань имеет дополнительную нить, которую срезают длинными острыми ножами по всей длине ткани, эта дополнительная нить и формирует ворс. Название этой ткани произошло от названия пригорода Каира Эль-Фустат, где он вероятно изначально производился. От названия этой ткани в английском языке появилось прилагательное «fustian», которое переводится как «помпезный», «напыщенный», так как качественный фустиан использовали для изготовления платьев для знати. Современные ткани «произошедшие» от фустиана – это джинс, вельветин, кордирой, молескин .

Муслин – хлопковая или смесовая ткань из шелка и хлопка полотняного плетения, часто украшенная вышивкой. Слово «муслин» произошло от названия города Мосул а Ираке, где эта ткань производилась. На протяжении веков Индия славилась своим муслином – особенно два индийских города Масулипатнам (Masulipatnam) Южной Индии и Дакка в Бенгале. Индийский ученый Амир Кхусрой (Amir Khusrau) так описал индийский муслин в 1322 г.: «Трудно описать насколько прекрасна эта ткань; если бы убийца-звезда срезала кожу луны, то и та бы не была столь прекрасна. Сравни ее потоком воды, текущим напротив заходящего солнца. Сотни ярдов этой ткани могут пройти сквозь угольное ушко, настолько она тонкая, но в то же самое время кончик иглы пронизывает ее с трудом. Она настолько прозрачная и легкая, что одежды из нее выглядят как поток чистой воды» .

Бомбазин (bombasine) – ткань, производимая из шелка, или смесовая ткань из шелка и шерсти, шелка и хлопка саржевого плетения. Хороший бомбазин имеет шелковую основу и ворсистую утковую нить.
[От французского bobasin от средневекового латинского bambacīnum, хлопковая ткань, от bombax, bombac-, хлопок, от латинского bomb[ymacr]x, шелк, шелкопряд, от греческого bombūx, шелкопряд] .

Калико (calico) – простая белая хлопковая ткань полотняного плетения, которая производилась в Калькутте в Индии[2]. Калико тяжелее и грубее, чем муслин. Часто украшена фигурным рисунком, наносимым набивным методом. Рисунок наносился штампом на одну сторону ткани. Краска не всегда была стойкой. И хотя рисунок был четким, он смывался довольно быстро, и требовалось повторное нанесение. В качестве узора использовались геометрические рисунки, а также изображения деревьев, птиц, цветов.

Димити (dimity) – крепкая тяжелая хлопковая ткань рельефного плетения. Производилась в Димиате в Египте, который был в XIII в. захвачен крестоносцами .

https://alyena.io.ua/s32820/proizvodstvo_hlopkovyh_tkaney_v_srednie_veka

Хлопок и торговля хлопком в средние века
http://www.elizabethancostume.net/cibas/ciba64.html

Об именах средневековых песиков и котиков


Как и в наши дни люди Средневековья держали домашних животных - собак, котов, обезьян, птиц и других. Хотя очень часто роль эти животных была чисто утилитарна - их держали для охоты (собак или ловчих птиц) или для очистки домов от грызунов, существует много свидетельств в пользу того, что и в те времена между хозяевами и их домашними любимцами существовали такие же дружеские отношения, как и в наши дни. По текстам и другим письменным свидетельствам эпохи Средневековья можно увидеть, что люди давали своим домашним животным имена и клички.

скрытый текстСобаки:

В Англии можно найти упоминание о таких собачьих кличках, как Стёди (Sturdy - Отважный), Уайтфут (Whitefoot - Белолапый), Харди (Hardy - Стойкий), Джакке (Jakke), Бо (Bo) и Терри (Terri). Песика Анны Болейн звали Пуркой (Purkoy), он получил имя от французского "pourquoi" (почему), ибо был не в меру любопытен.

В Кентерберийских рассказах Чосера есь одна сюжетная линия, в которой приводятся клички трех собак - Колее, Талбот и Герланд. В начале 15 века Эдуард, герцог Йорка, написал охотничьи наставления, в которых помимо прочего он приводил рекомендации по проведению псовой охоты и привел 1100 кличек, которые рекомендовал для охотничьих собак. Среди этих имен Трой (Troy), Ноусвайс (Nosewise - мудрый нос), Эмиэйбл (Amiable - любвеобильный), Неймлесс (Nameles - Безымянный) и т.д.

В швейцарских хрониках найден перечень 80 собак, принимавших участие вместе с хозяевами в соревнованиях стрелков в 1504 году. Самая популярная кличка - Фюрст (Принц или Князь), также встречаются имена Венус (Венера), Фортуна (Удача). Клички некоторых собак отражают род занятий их хозяев - собака кузнеца Хеммерли (Hemmerli - маленький молот) или собака возничего Шпайчли (Speichli - маленькая спица).

Собаку рыцаря 14 века Жана де Севре (Jehan de Seure) звали Парсифаль (имя рыцаря из легенд артуровского цикла), собаку его жены звали Диамант (Dyamant - бриллиант). Философ возрождения Леон Баттиста Альберти (Leon Battista Alberti) назвал собаку Мегастомо (Megastomo - большой рот). У правившего Мантуей с 1444 по 1478 года Людовико III Гонзага было по крайней мере две собаки - Рубино (Rubino - Рубин) и Беллина (Bellina). Когда Рубино умер, Людовико приказал похоронить его в отдельной усыпальнице.

Также осталась легенда о святой собаке по имени Жанфор (Guinefort) – в 13 веке Стефан де Бурбон писал, что крестьяне, жившие в окрестностях Лиона молились могиле собаке Жанфор, и около этой могилы свершались чудеса (особенно, если о них молили дети). В Уэльсе есть похожая легенда о Гелерте (Gelert), верном псе Ллевелина, герцога Гвиннедского.

Котики:

В средневековой Англии самым распространенной кошачьей кличкой была кличка Гиб (Gyb) – сокращенная форма имени Гильберт. В то же времени французские котэ носили имя Тибер (Tibers или Tibert) - по имени популярного персонажа басен - Кота Тибера.

Другие оставшиеся в хрониках клички кошек - Майт (Mite) и Бело (Belaud). Кота Изабеллы д'Эсте (Isabella d’Este) звали Мартино (Martino). В старых ирландских текстах, посвященных гражданским правоотношениям, встречаются упоминания о кошках Меона (Meone - маленькая мяука); Крубне (Cruibne - маленькие лапки); Бреона (Breone - огонек - возможно это был рыжий кот) и Глас нента (Glas nenta - серая шкурка). Ирландская баллада, относящаяся к 9 веку, описывает кошку монаха по имени Пангур Бан (Pangur Bán - полностью белая).

Отсюда

http://feanoturi.livejournal.com/992366.html

https://www.medievalists.net/2013/06/medieval-pet-names/

Виноделие в средние века

Отсюда
Битва вин

Знаете ли вы, что средний европейский монах IX века, по некоторым данным, выпивал больше тысячи ста литров вина в год? И это не признак пьянства, а, наоборот, забота о здоровье, ведь до изобретения кипячения вода была рассадником смертельных инфекций. Именно в Средние века виноделие обрело многие нам привычные черты: вино стали выдерживать в дубовых бочках, были выведены современные сорта винограда, а на карте мира появились такие названия как Бордо и Бургундия.

Мы попросили историка кухни и шеф-повара пира для рыцарей на Турнире святого Георгия Юлия Давидовскую рассказать о том, как делали и пили вино в Средние века.

скрытый текстПадение Западной Римской империи и начавшийся упадок сельского хозяйства грозили сложному и требующему больших усилий античному виноделию деградацией и даже полным исчезновением. Однако этого не произошло. За сохранение и дальнейшее развитие винодельческой традиции мы должны быть благодарны христианской Церкви. Ей вино требовалось постоянно и в больших количествах – во-первых, для совершения таинства причастия. Во-вторых, потому, что хотя монахи ничего не знали о санитарии в её современном понимании, они довольно быстро поняли, что вино безопаснее воды, распространявшей многочисленные болезни. Поэтому вино стали употреблять несколько раз в день как основное питьё. По некоторым сведениям, средний европейский монах IX века выпивал более 1100 литров вина в год! Если сегодня более популярно красное вино, средневековые европейцы предпочитали белое.

С усилиями монахов был связан и качественный прорыв, который виноделие совершило в период Средних веков. Античные амфоры как ёмкость для ферментации и хранения вина были заменены на дубовые бочки, появившиеся, по некоторым сведениям, ещё в III веке. Так возникла технология выдержки вина. Именно монахи основали многие известные виноградники Франции и Германии, они исследовали почвы и особенности климата, выявляли наиболее удачные для виноградарства участки. Основные свидетельства монастырского виноделия в раннем Средневековье – это акты пожалований монастырям новых земель. Так, король Карл Лысый подарил монашеской общине города Тур деревеньку Шабли в Бургундии, где сегодня делают одно из самых тонких французских белых вин.

С течением времени и короли стали заботиться о качестве вина, которое попадало на их стол. В 800 году увидел свет ордонанс Карла Великого, учреждавший специальную придворную службу, которая занималась поставкой продуктов к королевскому двору. Отдельно оговаривались правила хранения и транспортировки вин. Свадьба Элеоноры Аквитанской и Генриха Плантагенета в 1152 году отдала в руки английской короны большую часть юго-западной Франции. Это, казалось бы, исключительно политическое событие надолго определило ориентацию виноделов Бордо на английский рынок.

В 1395 году бургундский герцог Филипп II предписал своим подданным культивировать на виноградниках сорт пино нуар вместо более распространённого гамэ. Распоряжения герцога – это первый зафиксированный случай, когда урожайность и плодовитость винограда были принесены в жертву вкусу: вина из плодовитого и непритязательного гамэ получались гораздо менее качественными, чем из привередливого и малоурожайного пино нуар. Сегодня в Бургундии пино нуар – культовый сорт, из которого делают, как считают многие эксперты, величайшие красные вина в мире (производители из Бордо с этим не согласны!). А гамэ сохранился только в области Божоле, где стал основой для знаменитого молодого вина Beaujolais nouveau, праздник которого бурно отмечают по всему миру в третий четверг ноября. Надо сказать, что маркетинговая раскрутка этого вина излишне превозносит его качество, которое часто оказывается довольно посредственным.

О том, какими на вкус были средневековые вина, можно только строить догадки. Впрочем, теоретически их всё ещё можно попробовать: до наших дней сохранились 4 бутылки немецкого рислинга урожая 1540 года! Вкус средневековых вин можно было бы реконструировать на основе их современных аналогов, ведь многие сорта до сих выращиваются на том же месте, что и 700 лет назад. Однако никто не может поручиться за точность такой реконструкции. Дело в том, что во второй половине XIX европейские виноградники были буквально опустошены нашествием неожиданного заокеанского врага – филлоксеры, привезённого из Америки вредителя, паразитирующего на корнях виноградной лозы. Эпидемия стоила Европе почти трети всех виноградников. Единственным действенным средством против зловредного насекомого оказалась прививка всех сортов на американскую лозу, устойчивую к филлоксере.

Вопрос о том, насколько дофиллоксерные вина отличались от современных, до сих пор остаётся дискуссионным. Эпидемии избежали Египет, Кипр, Крит, Родос, Канарские острова и несколько стран Восточной Европы. Некоторое количество непривитой европейской лозы сохранилось в Новом Свете – в Австралии и в штате Орегон в США. 55% посадок рислинга на реке Мозель в Германии также до сих пор не привиты. Незаражёнными оказались и отдельные участки во Франции (не до конца ясно, почему). В Шампани – это Clos Chaudes Terres и Clos St.Jacques, несколько виноградников в Турене. В Португалии — районы Colares и Quinta do Noval в Douro. В целом, специалисты говорят, что различия между винами с дофиллоксерных и американских лоз есть, но они не так велики.

Как и сегодня, вина в Средние века отличались друг от друга по качеству и цене. Существовали ординарные образцы, использовавшиеся для заправки блюд и соусов. К столу же старались подавать изысканные сладкие или подслащённые мёдом и сахаром вина. Сладкие вина были предметом импорта и стоили дорого. В «Книге наставлений Джона Рассела» (1475 г.) приводится следующий список добрых сладких вин:
«Названия хороших вин должен ты знать:
Вернаж, вернажель, кут, пимент, распис, мускадель,
Ромейское из Модона, Бастардо, Тир, Озей, Торрентин иудейский,
Греческое, Мальвазию, Кипрское, Клари, вот и всё».

Большинство приведённых названий мало что могут сказать даже интересующемуся вином современному человеку. Попробуем разобраться, что есть что:

Итак, вернаж – красное сладковатое вино с сильным ароматом, производимое в Тоскане и некоторых других итальянских регионах. Название происходит от сорта винограда vernaccia, ягоды которого отличались толстой кожицей. Вернажелем же называли одну из разновидностей вернажа. Интересно, что в наше время этот виноград (vernaccia) растёт на Сардинии и имеет несколько разновидностей, из которых делают как красные, так и белые вина.

Распис – это крепкое сладкое красное вино, которое производилось путём естественного сбраживания недавленого винограда с добавлением части другого, «старого» вина.

Мускад(т)ель – сладкое белое вино из мускатных сортов винограда. Согласно другим источникам, так называли смесь белого вина с мёдом.

Ру(о)мейское – сладкое красное вино из средиземноморского региона. Высоко ценилось ромейское из Модона (ныне Метони) на полуострове Пелопоннеc.

Об уровне развития местного виноделия хорошо свидетельствует тот факт, что ещё в «Илиаде» Гомера про Педас (так тогда назывался Метони) сказано, что он «изобилует виноградниками» (Гомер. «Илиада». 9:153).

Бастардо – сладкое испанское или португальское вино белого или тёмно-золотого цвета, по вкусу близкое к мускатным.

Тир – южноитальянское (калабрийское и сицилийское) вино из сорта винограда «tirio».

Озэй (осэй) – сладкое белое вино соломенного цвета из Эльзаса.

В это сложно поверить, но сохранившаяся до наших дней эльзасская традиция делать ежегодные записи о качестве урожая и полученного из него вина возникла в 1180 году. С тех пор не было пропущено ни одного года!

Мальвазия – сладкое белое или красное греческое вино с сильным ароматом из одноимённого сорта винограда. Мальвазия была широко известна по всей средневековой Европе. На Русь этот сорт предположительно попал в конце X века и использовался для причастия.

Существует любопытное предание, что герцог Джордж Плантагенет, которому предложили выбрать способ собственной казни в Тауэре, предпочёл утопление в бочке с мальвазией. Впрочем, никаких источников, подтверждающих этот факт нет, а легенда вполне могла возникнуть из-за того, что герцог имел репутацию знаменитого пьяницы.

Кипрское вино. История виноделия на Кипре насчитывает более 6000 лет. В Средние века особенно прославилось кипрское вино под названием «коммандария». Его история началась в 1210 году, когда кипрский король Гуго I де Лузиньян даровал Ордену госпитальеров земли на острове, где они начали производить вино. В 1214 году французский король Филипп II Август устроил в Париже «битву вин», соревнование, на котором были продегустированы 70 образцов со всей Европы – из Испании, Франции, Германии и других винодельческих стран. Судьёй был назначен английский священник, который присудил победу кипрскому вину. Общеевропейское признание пришло к коммандарии после т. н. «Пира пяти королей», организованного главой городского совета Лондона в 1363 году. На пир были приглашены короли Англии, Кипра, Дании, Шотландии и Франции. Король Кипра Петр I Лузиньян привез на пир коммандарию. С тех пор кипрское вино получило репутацию «королевского» вина.
Клари – одна из разновидностей вина со специями.

Разумеется, разнообразие средневековых вин не ограничивалось указанными сортами, и описание Рассела хорошим примером того, какие напитки могли подаваться к английскому богатому столу.

Вино также часто использовали для создания ликёров и смесей. Так, популярен был пимент – винный ликер со специями. Пиментом в некоторых источниках также называют ароматическую настойку на специях «аквавита» для облагораживания вкуса вина.

Кут – это ликёр, который готовили, выпарив молодое вино на треть и с добавлением мёда. Отдельно следует сказать про гипокрас. Гипокрас – это вид пряного вина, как клари и пимент. Рецепт гипокраса есть практически в каждом кулинарном трактате. В основе напитка – вино, подслащённое сахаром или мёдом, в которое добавляли благородные специи и процеживали через специальный полотняный мешок – «рукав Гиппократа». Получившееся пряное сладкое вино пользовалось большой популярностью. Его подавали в завершении трапезы с вафлями, сыром и сухофруктами. В «Парижском домохозяине» (1393 г.) гипокрас рекомендовали молодожёнам как мощный афродизиак.

Существовали и другие напитки на основе вина, пива и мёда. В английских манускриптах встречается такой интересный напиток как поссет. Появившийся в Средние века, он и поныне является национальным британским десертом.

Первые упоминания о поссете встречаются в первой половине XV века. Этимология названия не совсем ясна, в письменных источниках XV века написание сильно варьируется – possit, possot, possate, poshet, posthot. Один из этимологических словарей трактует слово possit просто как «горячий напиток».

Поссет – это горячий напиток, приготовленный из створоженного вином или элем (пивом) молока с добавлением специй. Упоминание о поссете встречается в книге Джона Рассела. В своём наставлении слуге он пишет о том, что «поссет закрывает желудок» и после него следует есть твёрдый сыр.

Из горячих напитков также упоминается тоуни – подогретое миндальное молоко с добавлением красного вина и специй – имбиря, корицы, калгана и сахара. Заслуживает внимания и кодл ферри – напиток из вина, загущённого яичными желтками и приправленного смесью специй и сахара.
Из мёда, пива, трав и специй изготавливали брагот. Используя винный осадок, в бочках делали напитки на основе мёда, ароматных трав, специй, фруктов или ягод (тернослива, вишен). В сохранившихся счетах также упоминаются яблочные и грушевые сидры, ставшие очень популярными в России в последние годы.

Средневековая кухня - 1

"Что ест простой русский крестьянин? Этот ужасный чёрный хлеб, эта ужасная… каша, эта ужасная… капуста!" (С)
VFL.RU - ваш фотохостинг VFL.RU - ваш фотохостинг


Ну а если применимо к средневековой Англии начала 13-го века, то что имел поставить на стол бедный (и не очень) житель туманного Альбиона?
Или вернее, "не что приготовить", а "из чего".
Учитываем, что картофеля, кукурузы, бобовой фасоли, томатов и тыквы, а также сладкого перца Колумб еще не завез. К тому же, еще и не родился.

скрытый текстСкандинавы конечно, ходили к дальним берегам, еще задолго до великого мореплавателя. Но по какой-то причине, на весьма благодатных с точки зрения климата, землях, не прижились. Быстро заскучали вдали от знакомых фьордов, и вернулись на родной север, заняв часть Британии. ))))

Известно, что на острове выращивали пшеницу, рожь, ячмень (который также шел на эль) и овес.
Пшеница - для хлеба, рожь и ячмень - на хлеб для людей попроще, и овес - для корма животных и каши. Метод сбора не всегда позволял должным образом очистить зерно от "плевел", что порой приводило к болезням.

Надо сказать, что тот "порридж", под которым ныне подразумевают овсянку, необязательно готовился даже из крупы. А скорее, из гороха, с добавлением кореньев и овощей. Каши же варили из разных круп, и во всех странах.
А известный европейский миф об английской овсянке (а вернее, шотландской), является детищем рекламы и маркетинга 20-го века. У нас же он связан с известной фразой Бэрримора "Овсянка, сэр" - из экранизации "Собаки Баскервилей". У самого сэра Артура упоминания в тексте об овсянке на завтрак нет.

Говоря о выпечке хлеба, то условно можно выделить четыре группы. Ситный - из пшеничной муки, доступный лишь для дворян, для людей попроще - из смеси пшеницы и ржи, "мякинный" - включающий помимо зерна отруби и гороховую муку - для животных.

И также цельнозерновой, который шел на "тренчера", своего рода тарелки, на которые обедающий мог положить себе порцию еды. После чего их раздавали бедным в качестве милостыни. В любом случае, лежалый и "старый" хлеб не выбрасывали. Его высушивали, крошили, и в дальнейшем использовали для приготовления соусов и супов (в качестве загустителя).

Помимо различных видов гороха выращивались бобы, чечевица, из овощей - капуста (белая/кочанная, листовая - "Кале"/или "кудрявая", наряду с плосколистными сортами), репа, свекла, брюква, редис, лук, лук-порей, чеснок, латук/салат. Также в ход шли местные дикорастущие съедобные травы - щавель, лебеда, бурачник, крапива...

С морковью было сложнее. Известно, что она была - но это были не те сладкие оранжевые плоды, к которым мы привыкли сегодня. А довольно деревянистые корнеплоды белесого или желто-зеленого цвета. Морковь, близкая к современному виду, с плодами красного цвета, достигла английских берегов лишь в конце 14-го, начале 15 века, проделав путь из стран ближнего востока через Испанию, затем Германию, Францию и Голландию.
Ту же морковь порой часто путали с пастернаком, и могли заменять одну другим.

Из приправ выращивались укроп, петрушка, сельдерей, базилик, майоран, мята, шалфей. Из восточных пряностей (доступных лишь для очень состоятельных людей), использовались перец, корица, гвоздика, тмин.
К числу распространенных мифов в исторических книгах, относится и то, что пряности использовались для того, чтобы перебить вкус плохого мяса.
Что конечно, не соответствует действительности. Во1, дурной запах подпорченного продукта не перебить ничем, во2, специи стоили слишком дорого, чтобы тратить их на это. Гораздо дешевле было купить свежий кусок. К тому же, в средние века люди не забивали скот без необходимости, мясо не лежало так долго, чтобы успеть испортиться. То же, что не могло быть съедено сразу - сушилось, вялилось, коптилось, солилось или консервировалось одним из других известных тогда способов.

Из фруктов - сливы, вишни, яблоки, малина, клубника, смородина.
Молоко и молочные продукты были вероятнее всего, едой сельских жителей, нежели горожан. Разве что, исключая сыр - как продукт, более длительного хранения.

Мясо на столах бедняков также появлялось, хотя и гораздо реже и не в том разнообразии, как у дворян. Несмотря на то, что птицу и скот они выращивали, но большей частью, ради шерсти, яиц и молока. Охотиться крестьянам разрешалось, хотя и очень редко - это было привилегией лорда. Правда, были исключения: в некоторых местах пернатая дичь водилась в изобилии (н-р, в эстуариях рек), и ее разрешалось ловить большими сетями или убивать из пращей и рогаток.
Порой удавалось разжиться и кроликом, и браконьеру (лишь в этом случае), даже в случае поимки, обычно грозил лишь небольшой штраф.
Из всего разнообразия рыбы крестьянам (если им не удавалось втихомолку наловить ее в местной реке), была доступна соленая или маринованная сельдь, вторая по популярности - сушеная или соленая треска. Их можно было купить круглый год на городских рынках. Еще можно найти угрей - они во множестве водились в больших реках и были сравнительно недороги.


Много по теме еще здесь

скрытый текстby bread and salt
https://tal-gilas.livejournal.com/219798.html
средневековый суп
https://tal-gilas.livejournal.com/240257.html

Губит людей не пиво (с)
https://tal-gilas.livejournal.com/199733.html
И вот тут еще немного
https://tal-gilas.livejournal.com/197134.html

И здесь
Средневековые еда, продукты и рынок
https://mirrinminttu.diary.ru/p211125757.htm

В комментариях к записи тоже много интересного.
Средневековая кулинария
https://mirrinminttu.diary.ru/p90327068.htm

Несколько рецептов средневековой кухни

https://dara-valevski.diary.ru/p175627682.htm

И тонна рецептов еще

http://www.medievalcookery.com/etexts/tfoc.html
http://www.medievalcookery.com/etexts/mspepys1047.html

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)