Река времени29 читателей тэги

Автор: Виэль Эзис

Добро пожаловать в русалочью реку времени!

О чём я пишу? Это дневник повседневной жизни, где я пишу обо всём, что так или иначе зацепило моё внимание. В частности, о своих кошках, занятиях вокалом и психологии.

О книгах и писательстве я пишу в отдельном блоге - https://blog-house.pro/blog-3216/

Комментирование по желанию, вход свободный.

Творческий путь и стандарты качества

У меня давно зрела идея написать о том, как стандарты качества мешают заниматься любимым делом и как с этим справляться.
И вот время пришло
Поэтому сегодня я хочу поговорить об установке "у меня никогда не получится сделать это круто, поэтому я не буду даже начинать". Разумеется, я буду смотреть со своей колокольни и приводить примеры из личного опыта. Речь будет идти о занятиях, в той или иной степени относящихся к творчеству - музыке, танцам, пении, литературному мастерству, рисованию, боевым искусствам. То есть таким умениям, где нет однозначного, жёсткого критерия качества и нет предела совершенству. Потому что если речь идёт о том, чтобы выучить таблицу умножения или запомнить должностные инструкции - там есть однозначные критерии. Либо ты знаешь таблицу умножения, либо нет. И там всё гораздо проще.
Также замечу, что я здесь не рассматриваю вопрос зарабатывания денег своими умениями, а также проблему отсутствия свободного времени, денег и сил на занятие творчеством - это другая тема. Я пишу, исходя из предположения, что у нас есть время, силы и деньги, но мы топчемся на пороге с мыслью "я всё равно ничего не добьюсь".
полотенце текстаСначала рассмотрим, что собой представляет вышеприведённая установка, какие элементы в неё входят и как взаимодействуют.
У человека обычно есть стандарты качества, которые приходят из одного из двух источников. Первый вариант - стандарты, принятые в референтном социуме. Что такое референтный социум? Это ваше окружение, которое непосредственно на вас влияет, к чьему мнению вы так или иначе прислушиваетесь, чья оценка вам важна и кажется нормой. Допустим, в вашем референтном социуме может считаться, что рок - это круто, а попса - это фу. А может быть ровно наоборот. Планка качества литературы может быть на уровне среднего фанфика по ГП, а может быть на уровне Стругацких. Также стандарты могут быть личными - то, что человек считает качественным, то, что ему нравится, что вызывает у него восхищение. Это может совпадать со стандартами референтного социума, а может идти с ними вразрез. Стандарты качества обычно довольно однозначны и человек крайне неохотно с ними расстаётся. Со стандартами референтного социума непросто расстаться из-за того, что тогда становишься белой вороной - а нам важно оставаться в социуме. Тут проще расстаться с социумом и найти более подходящий - и тогда ваши критерии автоматически подстроятся под него. Личные стандарты, того хуже, обычно являются частью самоидентификации, а выдрать из себя кусок самоидентификации - это нужно быть буддистом пятидесятого левела или кем-то схожим по уровню осознанности.
У меня, к примеру, планки качества высокие. Это не перфекционизм - потому что у перфекционизма они находятся в бесконечности. Высокие стандарты - они просто высокие. До них можно допрыгнуть, но очень непросто. В вокале моя планка находится на уровне Милен Фармер, с её потрясающе красивым голосом, богатством интонаций и способностью выражать тонкие и сложные эмоции. В литературе - это уровень Ле Гуин, тех же Стругацких, Олди, Толкина. То есть мне с моими попытками что-то петь и что-то писать остаётся только убиться об стену
Но я не буду этого делать, а перейду к следующему вопросу. Почему мы вообще сравниваем? Начнём с того, что большинству из нас нужно социальное признание. Кому-то больше, кому-то меньше, но тем не менее, нам важно тем или иным способом заслужить уважение референтного социума. При этом наша культура относится к западному типу, которая ориентирована на достижения и результаты. Таким образом, чтобы получить признание в социуме, нам нужно предъявить эти самые достижения, которые, конечно же, должны соответствовать планке качества. Все мы интуитивно понимаем, что отчего-то "а я лошадку нарисовал!" - не бог весть какой повод для гордости. Нужно попасть на какую-нибудь крутую выставку с этой своей лошадкой для начала.
Откуда у нас берутся такие высокие планки? Мы что, все поголовно великие ценители прекрасного? Нет. Как вы наверняка знаете, нас на этой планете скопилось уже несколько миллиардов. Среди этой огромной выборки обязательно найдутся таланты в любой сфере. Сотни, тысячи прекрасных исполнителей, актёров, музыкантов, писателей, художников и далее по списку, которые посвятили годы и десятилетия упорного труда тому делу, в котором мы только делаем первые шаги. Более того, они не просто есть, а мы ещё имеем возможность обо всех них узнать благодаря глобальной информационной сети. Сравните с тем, что было в те далёкие времена, когда не было не только интернета, но и хороших дорог: какой-нибудь бард, средненько бренчавший на лютне, мог считаться настоящей звездой, достойной выступать перед местным бароном или графом. Потому что в окрестности этих бардов было не больше десятка, и все остальные играли и пели ещё хуже. А более талантливые попросту не имели ни возможности, ни желания путешествовать так далеко, чтобы о них вообще тут стало известно. А мы с вами имеем возможность выбирать и слушатьчитатьсмотреть лучших из лучших. Мы привыкли к высокому качеству - просто из-за его доступности! Поэтому сейчас, начиная заниматься в любой области, мы сразу оказываемся в условиях жёсткой конкуренции с несколькими тысячами мастеров своего дела за последние пару-тройку столетий.
Представили масштаб проблемы?
Для того, чтобы в этих условиях добиться чего-то более-менее значимого, нужно приложить огромное количество усилий. И большинство из нас абсолютно адекватно оценивают собственные ресурсы и способности и приходят к выводу - нет, всех этих талантливых личностей, страстно преданных своему делу и шлифовавших свой талант по 18 часов в сутки без выходных, нам не переплюнуть. И даже для того, чтобы научиться что-то делать на том уровне, который в наши дни считается средненьким, любительским, потребуется прорва времени и сил.
Что делать? Как жить?
Как обычно, я предлагаю применить универсальный рецепт: изменить точку зрения. Все эти талантливые личности, которые много достигли, обычно занимаются своим делом не только для того, чтобы получить признание и добиться известности: они ещё и получают удовольствие от процесса. Поэтому зададим себе вопрос: а мне это нравится? Мне нравится, когда у меня из-под пальцев рождается текст, оживают миры и герои отправляются в путь? Нравится, когда на листе бумаги проявляются черты портрета нового персонажа? Нравится выполнять новый элемент формы тай-цзи и чувствовать потоки энергии, идущие по телу? Нравится воплощать многоуровневую сложную структуру в строчках кода и нажимать F5? Если ответ на этот вопрос - нет, то это означает, что у вас есть потребность в социальном признании, но это не ваша область реализации, и лучше поискать её в другом месте, возможно, в том, которое вы себе не позволяете по какой-то причине. Если же ответ - да, то давайте отложим в сторону реализацию в социуме.
Нет, мы не будем про неё забывать и делать вид, что нам это вообще не надо. Но отметим, что помимо неё, у нас ещё есть потребность заниматься тем, куда нас тянет - писательством, рисованием, музыкой. Да хоть открытием своего бизнеса - что тоже может быть творческим актом, а не только способом заработка. И будем разделять - мы сейчас занимаемся социальной или личной реализацией? И если личной, то давайте откладывать в сторону критерии социального успеха, они здесь так же не к месту, как вилка к супу.
Где-то мне попадалась мысль о том, что восточный подход - это относиться к жизни как к путешествию. Не будучи востоковедом, я не знаю, верно ли это обобщение, но сама идея мне нравится, и мне кажется, что этот подход хорошо применять ко всем творческим процессам. Интуитивно мы все в той или иной степени его применяем, но часто критерии социальной успешности заслоняют собой тот путь, которым мы идём. И каждый раз, встречая что-то интересное на этом пути, мы говорим себе что-нибудь типа "но я всё ещё не пою как Милен Фармер". Если бы я эту фразу повторяла себе на каждом занятии по вокалу (а ведь она ещё и верна!), то мне было бы очень тяжело и грустно заниматься, да по большому счёту и незачем, потому что, будем честны - с вероятностью 99.(9)% я никогда не буду петь как Милен Фармер. Даже близко. Зачем тогда вообще учиться?
Но мне нравится петь. Мне нравится сам процесс постановки голоса, который постоянно приносит что-нибудь новенькое. Например, отличие низких грудных нот от высоких головных. Умение между ними переключаться. Потом умение не просто переключаться, а делать это быстро в пределах одной музыкальной фразы. Понимание, как правильно петь звуки "И" и "О". Как сделать так, чтобы они звучали ярко. И так весь процесс обучения можно представить как дорогу, на которой постоянно находишь что-то новое. Как пространство, в котором постоянно открываются какие-то новые элементы, и структура пространства усложняется. Это я сейчас как Бестия по КЛ говорю, конечно - мне везде видятся структуры, я их вообще люблю коллекционировать. У Ши и Оборотней будут другие акценты. А главное, никогда не знаешь, что будет дальше, что ещё попадётся по пути, и это интригует. То же самое в литературном творчестве: там и на уровне прописываемого мира и персонажей неисчерпаемое море открытий, и на уровне своего умения увиденное излагать. Даже если вы перед тем, как начать писать свою первую историю, прочитали всю доступную литературу о том, как написать роман, всё равно в процессе вы увидите всё это совершенно иначе, на другом уровне. Разница та же, как между разглядыванием карты и реальным походом. Когда смотришь карту, кажется, что тебе уже всё понятно и известно, но как только выступаешь на тропу с рюкзаком за плечами, эта иллюзия рассеивается. Конечно, помимо приятных сюрпризов, встречаются и камни преткновения, когда что-то долго не получается, или обнаруживается какой-то блок, какое-то препятствие, и не всегда понятно, как его обойти. На вокале у меня, например, проблема с высокой "И" - хоть убейся, я её как-то зажимаю, и она звучит ужасно. Но, хотя препятствия и огорчают, их тоже можно рассматривать, как новую находку, как интересную задачу, а не впадать немедленно в самоуничижение, как мы это привыкли делать.
Внимание, вопрос - при чём тут Милен Фармер? Да вообще ни при чём. Внезапно.
Замечу, что у каждого в процессе могут быть свои плюшки, необязательно те же самые, что и у меня, но если вам нравится процесс, то они обязательно есть! А иначе бы вам было скучно. Поэтому важно их найти и фокусироваться именно на них.
Итак, в чём фишка? Я отделила личное развитие от реализации социальной и рассмотрела его как отдельный процесс, самостоятельный и самодостаточный. Теперь будем сшивать обратно!
Когда вы поиграли в эту замечательную игру в поиск и собирание плюшек процесса, набрали их целую корзинку и довольны собой и жизнью, попробуем понести эту корзинку в социум - а вдруг она там котируется? У меня есть подруга, которая играет на пианино. Она не профессионал. В том смысле, что она не устраивает концерты, не ездит с мировыми турами и всё такое. И вообще тренируется так редко, что иногда в процессе игры забывает ноты. Но я её с удовольствием каждый раз слушаю, живая музыка - это всё-таки здорово, особенно когда её можно слушать в домашней обстановке, лёжа на диване, и не нужно покупать билет. Является ли это признанием в социуме? Конечно. Да, когда вас слушают только друзья и знакомые, это не то же самое, что мировая известность, но тем не менее, это именно оно. И, хоть это и общеизвестно, напомню, что все певцы начинали с того, что их слушали друзья (честно стараясь не морщиться), а начинающие авторы свои первые рассказы показывали только друзьям и знакомым.
Что делать, если ваши результаты не вызывают никакого положительного отклика у выбранной аудитории? Не несите их туда, где они никому не интересны! Показывайте вашу работу тем, кому интересно, кто видит как недостатки, так и достоинства, и кто доносит своё мнение в приемлемой для вас форме. Если подруге ваш рассказ показался полной хренью и она так прямо об этом и сказала, не ссорьтесь с подругой, общайтесь с ней о чём-то другом. Ищите тех, кому интересно то, что вы пишете, - то есть целевую аудиторию. Если ваш фанфик не оценили двое ваших друзей, которые ещё к тому же и знать не знают об этом фандоме, это ещё не означает, что вообще никто его не оценит. Выложите его там, где собираются любители фанфиков и где выкладывают работы примерно вашего уровня или немного выше (чтобы было к чему стремиться).
Задача не в том, чтобы принести свои результаты в первое попавшееся место и убиться об первого же критика, а в том, чтобы найти ту часть социума, где ими заинтересуются, где они будут к месту. В общем, найти единомышленников.
С высокими личными стандартами ситуация в принципе та же, только более хитро вывернутая. Не несите результат своим внутренним критикам! Поскольку вы сами себе не являетесь в данном случае целевой аудиторией. А правило то же - ищите целевую.
Итак, допустим, вы что-то куда-то выложили, где-то поучаствовали, сравнили, получили внешнюю или внутреннюю оценку, убедились, что до планки качества как до Луны. Окей, убираем линейки обратно в стол и возвращаемся к процессу. Важно понимать, что никакая реакция социума, никакие сравнения с другими не обесценивают того, что вы получаете от процесса. Во всяком случае, до тех пор, пока вы не решаете обесценить это сами. Неудача в социуме не равна неудаче в процессе обучения! В той же степени, как и то, что если вам нравится то, что у вас получилось, это необязательно понравится другим.
Напоследок - лайфхак. Что отвечать внутренним и внешним критикам, которые утверждают, что вы занимаетесь хренью? "А мне нравится". Беспроигрышный аргумент.

Кто дочитал и не умер, я рада!
Также буду рада вопросам, комментариям и мыслям вслух!

* * *

Соню ещё как минимум на один день оставляем в стационаре, но прогноз, тьфу-тьфу-тьфу, благоприятный. Лежит, бедная, вся в стрессе и с катетером в лапке. Но, по крайней мере, уже без высокой температуры, и аппетит у неё появился.

 

Наверное, я была бы не я, если бы эта ситуация не навеяла мне какое-нибудь осознание или наблюдение. Заметила я вот что. У меня в ленте довольно много владельцев котов и кошек. И выяснилось, что когда знаешь, что многие люди испытывают такие же чувства, что и я, - когда это знание именно личный опыт, а не абстрактное предположение, - то эти чувства становится легче контейнировать. Для меня, как существа не очень социального, это интересное открытие Типа - ага, вот для чего нужен социум! Когда своих ресурсов не хватает, давайте подключим чужие.

Причём в рамках психотерапии это ни разу не работало, хотя психотерапевт много раз делилась историям из своей жизни в ответ на какие-то мои рассказы. И теперь я догадываюсь, зачем Но через прямой контакт у меня, видимо, эта схема не работает.

* * *

Сонечку с утра положили в стационар с диагнозом инфекционный перитонит//кишечная непроходимость

Творческий поток

Закончила писать седьмую главу
Печально признавать, но без поездок в сад поддерживать прежний темп у меня не получается. Тем не менее, седьмая глава всё-таки закончена.
И что там?- Каким-то неведомым образом глава разрослась до рекордных 54 тысяч знаков . Причём без каких-либо попыток с моей стороны искусственно её раздуть, как это было, честно признаюсь, с третьей главой. Хорошо это или плохо, я пока не поняла.
- Наверное, её нужно либо поделить, либо сократить, но я подумаю об этом в другой раз.
- В отличие от предыдущей главы, никаких новых сцен не добавилось. Как их было три, так и осталось.
- Я потратила кучу времени на редактуру, зато мне нравится результат.
- Часть повествования ведётся от лица другого персонажа, который прежде в тексте уже появлялся не раз.
- Он тоже хороший! Хотя и совсем другой.
- Здесь с ГГ случается всё то самое страшное, к чему он не был готов.
- А также выясняется причина того, почему именно этого персонажа послали на задание, с которого началась первая глава.
- Если делить историю на части, то первая из них на седьмой главе заканчивается, и с восьмой начнётся уже вторая.

Двойные послания в постах

В письменной речи я уже довольно давно стараюсь вычищать двойные послания. Что я имею в виду? Я их делю на два типа. Первый - это когда что-то мешает выразить свои мысли и эмоции напрямую. Тогда в тексте появляется второй слой, например: "посмотрите, как я несчастна", "я крута, завидуйте!", "это меня очень возмущает". Обычно эти послания сквозь первый слой неплохо видны. К примеру, как передать сообщение "посмотрите, как я несчастна"? скрытый текстНужно подробно расписать, сколько всего плохого случилось за день, но нейтральным тоном, как будто бы всё случившееся не имеет никакого значения. При этом явного послания "я очень расстроена" нет. Сказать же это прямо может, к примеру, мешать установка, что нытьё - это плохо. И таким образом за счёт двойного послания получается, что и волки сыты, и овцы целы: и правила не нарушены, и сообщение передано. Второй тип двойного послания - это разговор с самим собой, когда в тексте говорят внутренние критики, обесценивая результаты и объявляя неудачником на основании того, что из десяти запланированных дел человек успел сделать только девять, а в половине случаев человек потом ещё и оправдывается. Особенно интересно это смотрится в устной речи, в диалоге: вот только что собеседник говорил с тобой, и вдруг переключился на себя и сам себе что-то доказывает, спорит, а ты стоишь и смотришь - что? Позовите меня, когда закончите. Впрочем, вернёмся к речи письменной. Примером такого двойного послания могла бы быть следующая фраза: "ну, мы с мамой за эти десять дней почти никуда и не съездили, всего на одной экскурсии были, и на машине всего два дня катались, хотя могли бы и больше успеть, но что-то не сложилось. Вот что значит найти интересную книжку!" И тут явный диалог, где внутренний критик говорит "нужно было пользоваться возможностью, пока она есть, а вы как лохи торчали в отеле", а я оправдываюсь - ну не сложилось, книжечка виновата, при этом не озвучивая причины: ведь и желания не было. В то время как честным было бы просто описать то, что было, не объясняя, почему мы так мало посмотрели остров. Ведь из рассказа уже понятно будет, что это наш выбор, а если кому-то он покажется неверным, то это уже не мои проблемы.
Вот эти пассажи я стараюсь вычищать из текста, сверяясь с эмоциями и мыслями - а я точно чувствую именно это? Точно думаю именно то, что сейчас пишу? Что именно я хочу сказать? Это не означает, что я непременно буду говорить всё, что пришло в голову, о чём-то я могу решить умолчать, но это будет уже осознанный выбор.
Помимо этого, я убираю из текста "всегда" и "никогда", если они не являются приёмом для выражения чувств. Потому что большинство утверждений, содержащих эти или похожие обобщающие слова, обычно неверны, и представляют собой пример влияния эмоций на мышление или стремление разума к обобщению, далеко не всегда верному. Как бы мне ни хотелось сказать, что все книги на литресе - это какой-то трэш, всё же верным будет сказать, что большинство книг на литресе - это трэш, но встречаются и достойные экземпляры.
Зачем мне это нужно? Самый простой ответ - мне так нравится. Такой текст по ощущению более чистый, более гармоничный и ясный, и это то, к чему я хочу стремиться.

Ещё о фэнтези

Вдогонку к предыдущему посту напишу ещё немного о поджанрах фэнтези. Шарилась я на литресе не по собственно ЛФ, а по героическому фэнтези, но почему-то все книги женских авторов этого поджанра являются по совместительству ещё и ЛФ (у меня тут вопль души - но почему?). Ну я не знаю, может, где-то на сотой странице есть исключения, но я пока их не находила. В других местах находила, конечно, жаль, мало.

Сам жанр ГФ тоже прекрасен в своём роде. На его обложках толпятся суровые вооружённые мужчины и полыхают бесконечные войны, и попаданцы пачками десантируются в иные миры. Первым пунктом нынче идёт книга под названием "Математик", в которой студент физико-математического факультета отправляется пошатнуть основы чужой империи. Да, прямо так и вижу, как все местные воины и маги, сражённые наповал его блестящем физико-математическим образованием, признают своё поражение. Впрочем, в отзывах писали, что тут, наоборот, интеллигент мутирует в сурового парня, но это столь же малореалистично. Ну то есть с моей точки зрения по уровню недостоверности классическое "мужское" и "женское" фэнтези примерно одинаковы. Впрочем, я полагаю, что каждый волен читать то, что ему нравится.

Вообще у меня складывается впечатление, что в основном литресовское фэнтези этими двумя жанрами и ограничены. То есть на обложке либо крутой мужик, который крошит всех в капусту, либо влюблённая пара.

А я гоняюсь за исключениями

О сложностях поиска книг

Я пришла сюда прокрастинировать И сегодня я буду писать о своих нелёгких отношениях с литературой. С чтением, а не с написанием. Точнее, с поиском новых книг.

скрытый текстПересмотрела свои взгляды на любовное фэнтези. В общем-то, этот недостаток не всегда фатален, как выяснилось, и даже там можно выловить кое-что подходящее по большинству параметров. У меня параметры, к сожалению, таковы, что подходящих книг мало. Поскольку мне нужно, чтобы никто не умирал и чтобы не было жестокости и цинизма, и хороший эмоциональный поток, и вопросы честности, дружбы, благородства и доброты. Вообще в идеале мне нужно гуманистическое фэнтези в женском исполнении, как Ле Гуин, но не настолько глубокое, иначе я из него не выплываю. Чем дальше, тем больше я воспринимаю книги как поток из энергий определённого качества, и если эти энергии подходят, то жанр, в общем-то, не имеет значения. А также логика и сюжет. Логика у меня включается на эзотерике, вот там я по уши погружаюсь в аналитику, а на художественной литературе в идеале мне нужно такое чтение, где её можно было бы отключить. Конечно, совсем бред читать не буду, фоново всё равно это отслеживается, но авторы, подходящие по другим параметрам, обычно пишут достаточно логично, чтобы об этом можно было не беспокоиться. Иными словами, мне необязательна идеальная книга. Мне нужна книга, где я могла бы отфильтровать и поглощать нужные мне потоки.

Возвращаясь к жанру ЛФ. Как ни странно, далеко не всегда в нём собственно лав-стори доминирует. Мне встречался удивительный экземпляр, который я прочитала на две трети, а два главных персонажа всё ещё толком не встретились! И вообще книга была на достойном уровне написана, с отличным юмором, просто на голову выше всего, что встречается в этом жанре, с достоверными характерами, очень небанальными. Так что я в принципе за то, чтобы герои ещё пару книг не встречались, как это было в одной серии, где в первых двух книгах будущий спутник ГГ просто бродил где-то поблизости, пугая героиню, зато сама она вела себя достойно и честно завоевала мою симпатию. А уж как приятно читать, что в магических академиях в кои-то веки у учеников есть курсы по медитации и концентрации! С которых начинается любая магия в нашем, реальном мире. Но потом герои встретились и начался трэш... В такие моменты я включаю аналитику и начинаю сравнительный анализ системы ценностей, моей и авторской, а также подмечаю всякие интересные сюжетные ходы и описательные приёмы. Конкретно эту серию я не бросила читать потому, что герои всё-таки вызывали симпатию и уважение, и в целом поток истории был по-прежнему прекрасен. Ну, если отключиться от сюжетного уровня и воспринимать эмоции+ценности (аджна плюс анахата, да а вишудхой мы не читаем). Вообще я все книги этой писательницы перешерстила и нашла среди них даже фэнтези-детектив, который был интересен, но эмоциональный слой туда забыли положить, а сюжет, по-моему, стащили у Пехова. Но сама детективная линия мне понравилась.
А ещё, как ни странно, иногда хочется пожевать картона Мне кажется, я в это время подсознательно какие-то свои процессы перевариваю. Ну, работает и ладно, почему бы и нет. Я стараюсь уходить от предрассудков.

Теперь мне везде, прямо-таки абсолютно везде, вылазит реклама от литреса, я уже даже запомнила весь невеликий набор предлагаемой к прочтению литературы. Особенно настырной оказалась книга "Меня обещали дракону", на обложке которой красуются девушка и парень в откровенной и недвусмысленной позе, при виде которой у меня раз за разом возникал один и тот же вопрос: а дракон-то где? Вообще как способ отпугнуть меня от книги сработало прекрасно.

Напоследок напишу про ту штуку, которая не нравится в ЛФ и вообще в любых других книгах, где эту штука встречается. Это тоже касается системы ценностей, поскольку я в последнее время смотрю на многое именно через эту призму. Авторы романтических произведений всегда ставят любовь в системе ценностей на первое место. Мало того, она ещё часто выступает в роли дара свыше, который человек не выбирает, но обязан принять. Иными словами, у человека отнимается выбор. И человек это отнятие у него свободного выбора, это поставленное ему высшими силами жёсткое ограничение почитает ещё и за высшее благо. В моём восприятии это ужастик. Это как у человека руки отрезать, а потом сказать, что так и должно быть, и это счастье. Ну то есть дело не в любви как таковой, а в конфликте её формы с ценностью свободы. В той серии книг, о которой я писала выше, был классный момент, когда ГГ сбежала, и на какое-то время ощутила себя свободной, и у меня на это сразу эмоциональный отклик пошёл - да, свобода, ура, здорово! А потом её догнал и спас герой Хотя, конечно, более всего в той книге свободу урезали как раз у него, по поводу чего мне до сих пор его, беднягу, жаль. Я это реально воспринимаю так, как будто автор его искалечила. Он вроде и счастлив, но как-то так счастлив, что всё равно это вызывает сочувствие. Птица в клетке тоже может быть счастлива, но когда смотришь на клетку, кажется, что на свободе эта птица могла бы стать чем-то большим.

Тем не менее, всё это не настолько фатальный недостаток, да и через такие противоречия собственную систему ценностей начинаешь более чётко ощущать. Собственно, если уж говорить о том, с чего я полезла на литрес - у меня случился книжный голод, а копаться в самиздате было лень. А во время поездки копаться на самиздате было ещё и невозможно, так как у меня на планшете нет возможности обойти блокировку. Поэтому случился литрес. Вообще печально, что подходящую книгу сейчас так сложно найти. То ли у меня критерии небанальные, то ли, действительно, рекомендательные сервисы и системы тэгов пока ещё не настолько хорошо развиты.

* * *

Вернулась домой, возвращаюсь в сеть
Кратко о поездке:
- Началось с того, что мама отравилась едой в самолёте.
- Я поехала, так и не долечив простуду. Зато теперь я точно знаю: бромгексин лечит кашель гораздо эффективнее, нежели травка от кашля.
- Мы два гиперответственных невротика, и по началу в основном думали две вещи: как там без нас кошки и папа, и на кой леший мы вообще сюда приехали.
- У нас были смежные номера с дверью между балконами. Очень удобно друг к другу ходить, не выходя из номера.
скрытый текст- Рядом с автобусной остановкой был загон с овечками и маленькими ягнятами. Мы подкармливали их булочками.
- В первый день попробовали искупаться. Море быстро выплюнуло нас обратно.
- Я нашла камень с дыркой.
- Мы специально ездили в супермаркет за курицей, чтобы варить суп и бульон, потому что никакой более-менее диетической еды в кафе раздобыть невозможно. Ближайший от нас супермаркет, где продавалась курица и мясо, находился в 5 километрах.
- Я утопила в море солнечные очки стоимостью 6000р, купленные этой весной. Надеюсь, я хотя бы не выкинула купон со скидкой, который мне дали в салоне.
- осторожно, физиологические подробностиПотом у меня начались месячные, и какое-то время я не могла купаться. Поэтому в аквапарк мы так и не съездили.
- Зато мы съездили в Ретимно и перевыполнили планы по шоппингу. Я продолжила традицию и снова купила парочку футболок. Потрясающе мягкая и приятная хлопковая ткань.
- Грецкие орехи здесь очень вкусные, потому что свежие. Дома таких нигде не купишь.
- За неимением орехоколки мы кололи грецкие орехи с помощью двух камней.
- К середине нашего пребывания на Крите море наконец-то успокоилось, и мы начали купаться.
- Мама нашла в винограде трёх виноградных улиток и заботливо подкинула их в ближайший виноградник. Мы надеемся, что их судьба сложилась удачно.
- Ханья похожа на Ретимно, но попросторнее. Лучше бы мы съездили туда на машине, потому что на экскурсионном мини-автобусе меня дико укачивало. Зато на катере была живая музыка, и девушка пела на удивление красиво.
- Пляж Элафониси всё так же нечеловечески прекрасен и, несмотря на толпы туристов, оставляет ощущение уединённого и оторванного от цивилизации места.
- Вместо того, чтобы попеременно то жариться на солнце, то охлаждаться в воде, мы лежали на мелководье в окружении мелких рыбёшек.
- Дорога до Элафониси по-прежнему требует душевной стойкости от водителя. Представьте себе ощущения, когда в метре от вас обрыв без ограждения, впереди поворот, откуда в любой момент может выехать встречный автомобиль, а ширина дороги такова, что для того, чтобы с ним разъехаться, придётся подъехать к обрыву ещё чуть поближе.
- Пресноводное озеро Курнас, обрамлённое горами, тоже красиво. Там плавают уточки и катамараны.
- На склоне горы над Курнасом есть таверна, откуда открывается офигенный вид на озеро, горы и море. Также это была первая и последняя из встреченных нами таверн, где подают порции вменяемого размера, которые реально съесть даже мне и не почувствовать тяжести в желудке.
- Мы накупили много всякой сувенирной фигни, включая керамический садовый фонарь, который я упихнула в свою ручную кладь, но всё купленное нас порадовало.
- В последние два дня погода испортилась, и на море никого не пускали даже пройтись вдоль берега, поскольку волны могли запросто сшибить с ног. Зато и уезжать было не обидно.
- 19-килограммовый мамин чемодан на девятый этаж самоотверженно пёр папа, разбуженный нами в два часа ночи. Свой чемодан весом около 10 килограмм, а также трёхкилограммовый рюкзак (с садовым фонарём и ещё парочкой мелких керамических изделий) я гордо пёрла сама. На мамину долю остался только её рюкзак и сумка с товарами из дьюти-фри, общим весом около 6 килограмм.

* * *

Чувствую себя настоящим русским туристом: привезла чай от кашля в кулёчке (не долечилась ещё), включила кондиционер похолоднее и завернулась в одеяло.

Хозяин отеля пытался меня от кондиционера отговорить, но я не могу в жаре спать.

* * *

В ближайшие 11 дней я уезжаю, поэтому, возможно, буду реже сюда заходить или не заходить вовсе. Вряд ли меня тут кто-то потеряет, но мало ли


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)