Лондон и вокруг него10 читателей тэги

Автор: Шано

Лондон и вокруг него

Всякое разное, что касается Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии с допотопных времен до наших дней

* * *

Оригинал взят у в Дилижансы и почтовые кареты
Краткий обзор дилижансов и почтовых карет - популярного транспорта 18м - 19го в.



До эпохи поездов, дилижансы (stagecoach) были наиболее популярным средством передвижения из города в город. В Англии такой вид транспорта получил распространение в 16м веке и пользовался популярностью вплоть до начала 20го века. Дилижанс представлял собой четырехколесную карету, обычно запряженную четверкой лошадей. Пассажирские места размещались как внутри, так и снаружи. Те, что снаружи, располагались на крыше или на выступе позади кареты. Пассажиры сидели лицом друг к другу. Кучера нередко сопровождал вооруженный охранник, ведь нападения на дилижансы в 18м, да и в 19м веке были нередки. Дилижансы путешествовали от одной станции к другой, на которых меняли лошадей. Вдоль их маршрутов, как грибы после дождя, вырастали трактиры, где путешественники могли пообедать и отдохнуть[MORE=читать дальше].скрытый текст
Многие из дилижансов были каретами знати, уже отслужившими свое. В середине 18го века, дилижансы обтягивали темной кожей и украшали орнаментом из вбитых гвоздей. Рамы вокруг окон и колеса красили в ярко-красный цвет. По бокам дилижансов большими буквами были намалеваны место отбытия и место назначения. Кучер и охранник сидели на облучке. Дилижанс тянула тройка лошадей, причем на передней сидел форейтор в зеленом камзоле. Скрипя, карета ползла по дороге со скоростью приблизительно 4 мили (6 км) в час. Если дорога была в гору, пассажиров могли попросить выйти из кареты, чтобы лошади не надорвались, взбираясь по холму.

Лишь в конце 18го века вместо старых колымаг стали пользоваться каретами, которые строили специально для междугородних переездов. Эти кареты были меньше по размеру и ехали быстрее. К 1754 году относится упоминание о первом дилижансе на рессорах. Наверняка это нововведение сделало путешествие более приятным, ведь карета уже не тряслась так сильно. А у тех, кто сидел сверху, было меньше шансов вывалиться.


William Powell Frith. Нападение на дилижанс

Путешествие из города в город могло растянуться на несколько дней. Например, в 1706 году дилижанс из Лондона добирался в Йорк за 4 дня. Дилижансы отъезжали из Лондона 3 дня в неделю — по понедельникам, средам и пятницам. Пассажиры могли бесплатно провозить 14 фунтов (6 кг) багажа и доплачивали 3 пенса за каждый дополнительный фунт. В 1742 году дилижанс из Лондона в Оксфорд отъезжал в 7 утра, останавливался в городе Хай-Вайкомб ( High Wycombe) в 5 вечера, чтобы пассажиры могли передохнуть, а наутро продолжал путь в Оксфорд. В том же году дилижанс из Лондона в Бирмингем с остановкой в Оксфорде, отъезжал в понедельник и прибывал к месту назначения в среду. В 1754 году манчестерская компания предлагала услуги так называемого «летучего дилижанса». Подразумевалось не наличие крыльев, а невероятно быстрая скорость. Согласно рекламе, дилижанс добирался из Манчестера в Лондон за 4 с половиной дня.

Плата за проезд зависела от денежной политики компании, предоставлявшей услуги, а так же от расстояния. К примеру, в 1765 году проезд из Дувра в Лондон на дилижансе, запряженном шестеркой лошадей, стоил гинею. Слуги платили пол-гинеи и располагались снаружи.

Расписание дилижансов и почтовых карет в 1820х

Из Шеффилда



Из Йорка




В 1784м году в Англии появился еще один вид дилижанса — почтовая карета (в Ирландии - с 1799 года). Почтовые кареты продержались до 1850х годов, когда их окончательно вытеснили поезда. Фактически, это был дилижанс, который помимо перевозки пассажиров, развозил еще и почту. Прежде почту развозили конные почтальоны. Поскольку путешествовали они в одиночку, то часто становились жертвами разбойных нападений. В этом плане почтовые кареты, сопровождаемые вооруженным охранником, были надежнее. Кроме того, к месту назначения они прибывали быстрее.


Edward Villier Rippingille. Почта в деревне


В 18м и 19м веках, транспортные услуги предоставляли многочисленные частные компании. Поначалу, они же работали по контракту с Почтовым Ведомством, но в начала 19го века Почтовое Ведомство обзавелось собственными каретами. Сопровождавшие их охранники носили черные шляпы и алые ливреи с синими лацканами и золотыми галунами. В отличе от кучеров, охранники были служащими Почтового Ведомства. Чтобы охранники работали на совесть, жалование им платили щедрое. Эта служба считалась престижной, так что охранники за нее держались. Известно, что некий мистер Ноббс охранял почту на протяжении 55 лет, с 1836 года по 1891, сначала на каретах, а под конец жизни — на поездах.

Охранники были хорошо вооружены — двумя пистолетами и мушкетоном - и вполне способны отбить нападение разбойников. Кроме того, в случае поломки кареты, они были обязаны самолично доставить почту, хоть бы и пешком. На протяжении поездки могло смениться несколько кучеров, но охранник сопровождал почту от места отбытия до места назначения. Каждому охраннику выдавали часы, чтобы он точно следовал расписанию, и горн, чтобы предупреждать местных почтальонов о приближении кареты. Услышав горн, привратники на заставах, где взималась пошлина, должны были немедленно распахнуть ворота — если почтовой карете приходилось останавливаться, их могли оштрафовать. Остальные кареты обязаны были уступать дорогу почтовым, так что горн служил предупреждением и им.




Скорость почтовых кареты достигала 7 — 8 миль в час (11 — 13 км/ч) летом и 5 миль (8 км) — зимой. Лошадей меняли каждые 10 — 15 миль (16 — 24 км). Остановки для обмена почтой были короткими. Иногда карета лишь замедляла ход и охранник сбрасывал мешок с письмами местному почтмейстеру, а тот уже швырял ему другой мешок.

Внутри почтовой кареты были места для 4х пассажиров. Кучер сидел на облучке, охранник — тоже снаружи, в задней части кареты возле ящика с письмами. Со временем, на крышу добавили пассажирские сидения. Кроме того, возле кучера оставалось место для еще одного седока. Сажать пассажиров возле охранника было запрещено. Путешествие на почтовой карете обходилось дороже, чем на частном дилижансе, но почтовые кареты были чище и просторнее. Напротив, частники старались набить в дилижанс как можно больше народа, из-за чего дилижансы нередко переворачивались. Кроме того, почтовые кареты часто путешествовали по ночам, когда дороги были не так запружены транспортом, так что и ехали быстрее.

В общем и целом, путешествие на почтовой карете было если не комфортным, то относительно безопасным. Впрочем, случались и курьезы. Так, в 1816 году почтовая карета, направлявшаяся из Эксетера в Лондон, уже въезжала на постоялый двор где-то на равнине Солсбери, как на лошадей набросилась... львица! Она сбежала из передвижного зверинца. Прежде чем охранник успел отреагировать, львица отскочила от лошадей и погналась за крупным псом, которого растерзала на месте. Тем временем, перепуганные пассажиры бросились в гостиницу и закрыли за собой дверь, опасаясь, как бы львица не добралась и до них. В конце концов, хозяин зверинца отыскал ее в одном из сараев и забрал с собой. Можно представить, как долго пассажиры вспоминали это происшествие!

Источники информации:
The British Postal Museum and Archive
Journal of the Society of Arts, Volume 25, 1877


ДИЛИЖАНСЫ









John Cordrey. Дилижанс в 1810х








James Pollard








Charles Cooper Henderson. Дилижанс из Лондона в Бристоль и Бат



ПОЧТОВЫЕ КАРЕТЫ


Charles Cooper Henderson



Charles Cooper Henderson




James Pollard



James Pollard



James Pollard



James Pollard



John Frederick Herring



William Shayer

Какие только препятствия не встречались на пути почтовых карет!


James Pollard



James Pollard



Henry Thomas Alken



Henry Thomas Alken



Henry Thomas Alken

В 30-х гг. 19 в. англичане додумались устанавливать на дилижансы паровой двигатель. Это транспорт стал достаточно популярным. Он был достаточно надёжным а его средняя превышала скорость обычных дилижансов (более 20-30 км/ч против 16 км/ч у конных дилижансов). Владельцы конного почтового транспорта (да и железных дорог, что уж греха таить), для которых паровые дилижансы были опасными соперниками, убедили парламент в том, что тяжелые машины портят дороги. Налог на паровые дилижансы был увеличен. Но этого оказалось недостаточно, чтобы уничтожить их. Тогда подкупили журналистов, чтобы они поносили паровой транспорт. Заметки о пустяковых происшествиях с паровыми дилижансами раздувались в погромные статьи. Купленные журналисты послушно обрисовали читателям, насколько страшна авария оборудованного паровой машиной экипажа, поделившись дивными подробностями - например, с каким шумом он взлетает на воздух, какие ужасные раны получают его пассажиры и как уродуются тела тех, кому не посчастливилось погибнуть в подобной катастрофе. Любопытно, что, когда в 1832 году на одном из дилижансов Хэнкока действительно взорвался котел, пострадал ровно один человек - машинист. Все пассажиры остались в целости и сохранности. Атака возымела действие, тем более что она совпала с идеями луддитов, которые считали, что в бедствиях английского пролетариата виновна техника. Жители провинции, подстрекаемые врагами автомобиля, заваливали дороги бревнами и рухлядью, забрасывали пассажиров камнями. Путешествие на паровом дилижансе становилось опасным. Еще один удар был нанесен налогом на колеса. Британский парламент под давлением владельцев конного транспорта принял закон, согласно которому отдельной пошлиной облагалось каждое колесо экипажа. Вся хитрость такого решения заключалась в том, что у традиционного дилижанса, в который запрягали лошадей, было, конечно, четыре колеса. А вот у многих паровиков были проблемы с рулевым управлением, и поэтому к ним добавляли особую повозку-"гайд" (от англ. to guide - вести, направлять), выдвигавшуюся вперед на длинном дышле. Таким образом, выходило, что у экипажа уже шесть колес, и налог увеличивался в полтора раза. Последовал еще один удар: извозопромышленники добились издания «Закона о дорожных локомотивах», который приравнивал скорость — главное преимущество паровых дилижансов к конным 16 км/ч. Но и этот удар не был для паровиков смертельным. И вот в 1865 году, когда железные дороги уже покрыли всю Англию, их владельцы совместно с извозопромышленниками настояли на дополнениях к «Закону»: дорожные локомотивы должны передвигаться со скоростью 6,5 км/ч на загородных дорогах и еще вдвое медленнее в населенных пунктах, перед локомотивом должен идти человек с флажком, чтобы предупреждать прохожих и проезжих о приближающейся опасности, помогать встречным возницам в усмирении испуганных лошадей; кроме машиниста, на локомотиве должен находиться кочегар. Закон был смягчен только в 1878 году и отменен в 1896-м, когда на Европейском континенте уже ездили сотни бензиновых автомобилей.


Паровой омнибус Г. Герни на линии Лондон - Бат


Специальный паровой трактор тянет за собой омнибус.




Паровик Саймингтона.


Полноприводный паровик Бёрсталла и Хилла.


Паровая карета Тривитика.



Дилижанс Гёни.


ENTERPRISE Уолтера Хэнкок

Via


[/MORE]

* * *

Англичанам очень не хотелось платить за чай, без которого они уже не могли обходиться, серебром. И выход был найден — Британия стала гнать в Китай опиум, оплачивая им свой файф-о-клок.
Однако герой повествования не только и не столько чай. Волею обстоятельств судьба этого продукта оказалась накрепко привязана к судьбе вещества, в древности использовавшегося как лекарство, но ставшего бичом человечества, — опиума.
Судя по всему, именно опийный мак фигурирует в шумерских клинописных текстах под названием «растение радости». Про древних же египтян точно известно, что они использовали опиум для анестезии. Родина опийного мака, равно как и технологии получения наркотика из каучукообразного сока, выступающего из надрезов на его коробочках, — Средний Восток, регион знаменитого Плодородного Полумесяца. Отсюда получали опиум греки и римляне, а потом и европейцы. Везли его купцы не только на Запад, но и в Иран, Индию и Центральную Азию.
Опиум принимали с различными целями: как обезболивающее, как снотворное и, естественно, как «рекреационный наркотик». В странах Средиземноморья и Западной Европы, где имелись давние винодельческие традиции, в этом последнем качестве его использовали относительно редко — здесь соответствующая ниша была прочно занята вином и прочими алкогольными напитками. На Востоке же культура виноделия и винопития либо вообще не развилась, либо была подорвана с приходом ислама, запрещающего употребление вина. Во многом поэтому опиум там стали все больше использовать не в медицинских, а в «развлекательных» целях.
скрытый текстОт лекарства к наркотику
Это резко расширило круг потребителей наркотика и создало огромный, устойчивый спрос на него. В Индии, например, правители из династии Великих Моголов быстро оценили экономические выгоды, которые сулил новый рынок, и установили государственную монополию на торговлю опиумом. Впоследствии Ост-Индской компании не пришлось ничего выдумывать и создавать с нуля — она просто переняла прекрасно налаженный, приносящий весомые прибыли бизнес и расширила его.

Пути доставки чая и опиума
Везде, и в Европе, и на Востоке, опиум либо пили (растворяя его в воде или спиртных напитках — в Европе такой раствор назывался laudanum), либо глотали сухим небольшими порциями. Непосредственный эффект от такого употребления сравним с тем, что дает умеренная доза легкого наркотика вроде марихуаны, то есть он был скорее расслабляющим и тонизирующим, чем опьяняющим средством. Английские военные врачи неоднократно наблюдали, как сипаи-индийцы в армии Ост-Индской компании после тяжелого марш-броска глотали на привале опиум, чтобы быстро восстановить силы. О разрушительном действии наркотика на организм, эффекте привыкания до конца XIX века никто не задумывался. Европейские врачи применяли опиум для лечения едва ли не всех болезней — диареи, дизентерии, астмы, ревматизма, диабета, малярии, холеры, лихорадки, бронхита, бессонницы — и просто для снятия болей любого происхождения. Часто за болезнь принимали наркотическую ломку, но врачи, прописывая больному новую дозу опиума, этого не понимали и радовались, что лекарство так хорошо помогает. Всевозможные успокоительные капли на основе опиума продавались в обычных аптеках. В одну Англию в первой половине XIX века ежегодно ввозилось до 20 т опиума, причем абсолютно легально. Общество волновала проблема пьянства, и по сравнению с дешевым джином опиум казался совершенно безобидным, даже полезным продуктом. Так, в 1830 году агроном-любитель из Эдинбурга получил престижную сельскохозяйственную премию за успехи в выращивании опийного мака в Шотландии.
Иными словами, обвинять производителей опиума, в частности британскую Ост-Индскую компанию, в преступной эксплуатации человеческой слабости не приходится. Опиумный бизнес тогда мало чем отличался от любого другого, правда, для компании он был очень важен, поскольку к началу XIX века она подошла в состоянии если не явного, то определенно назревающего кризиса.
Задуманная и созданная в свое время как чисто коммерческая корпорация, она де-факто превратилась в правительство Британской Индии — напрямую управляла обширными, густонаселенными территориями, имела собственный административный аппарат, большую профессиональную армию, осуществляла дипломатические функции. Все это требовало огромных денег. О баснословных дивидендах, 300–400% годовых, которые получали акционеры в XVII веке, теперь не приходилось и мечтать. Естественно, что в этих условиях Ост-Индская компания активно расширяла площади, занятые опийным маком, а две свои главные фабрики по переработке опиума-сырца постепенно превратила в гигантские предприятия — градообразующие, как выразились бы сегодня.
При этом свою продукцию компания в Европу практически не поставляла. Слишком долог и дорог был морской путь вокруг мыса Доброй Надежды. Европейский спрос с лихвой удовлетворяла Турция. Индийский же опиум первоначально находил своего потребителя главным образом внутри самой Индии, но со временем все больше в Юго-Восточной Азии. Наркотик там долго употребляли также в виде раствора. Однако начиная с XVII века распространение табака, который приобрел огромную популярность в этом регионе, изменило и способ употребления опиума: его стали смешивать с табачными листьями и эту смесь, которая получила название «мадак», курить. Она все еще оставалась «легким» наркотиком, поскольку опиум в ней имел низкую степень обработки: содержание морфинов в смеси не превышало 0,2%. Однако идея, что опиум можно курить, родившись, не могла не быть доведена до логического завершения: курить его можно и в чистом виде.
Пришли к этому отнюдь не сразу, поскольку курить чистый опиум, как курят табак, было физически невозможно. Пришлось изобрести специальную опиумную трубку, которую не набивают и не раскуривают, — вместо этого над специальной лампой разогревают шарик опиума до температуры, близкой к температуре кипения, после чего курильщик быстро втягивает через мундштук образовавшиеся пары. Но плохо очищенный опиум, который употребляли внутрь или добавляли в табак, для этого не годился. При разогреве он просто сгорал, теряя большую часть дурманящих веществ.
В результате была разработана технология очистки опиума. Содержание морфинов в нем было доведено до 9–10%, что в 50 (!) раз больше, чем в мадаке. Тут уже ни о каком «поднятии тонуса» речь не шла — выкурив трубку, человек на какое-то время просто выпадал из жизни. Опиекурильни были очень спокойными заведениями — спокойными, как могила. Аналогия тем более уместна, что разрушение личности и здоровья курильщика шло стремительно и, как правило, бесповоротно. Для мира, который, напомним, еще ничего не знал о таком явлении, как наркозависимость, курение опиума неизбежно должно было стать страшным бичом. Весьма вероятно, что родина опиекурения — юго-восточное побережье Китая, место пересечения торговых путей (а значит, и культур) всей восточноазиатской ойкумены. В любом случае новый способ употребления опиума стал ассоциироваться именно с Китаем и китайцами (в том числе с китайцами диаспоры). Власти Поднебесной опиумная проблема долгое время особо не волновала. Наркотик периодически запрещали (не слишком заботясь о соблюдении запретов), но не из-за пагубного его воздействия на здоровье подданных, а потому, что он был товаром привозным, все же иноземное в Китае приравнивалось к варварскому, то есть недостойному.
Однако в конце XVIII столетия беспокойство Пекина стало нарастать. Грозный (в отличие от многих предыдущих) антиопиумный указ император выпустил в 1780 году, и далее они посыпались как из рога изобилия. Это был уже не колокольчик, с помощью которого строгий, но милостивый учитель призывает к порядку расшалившихся школяров, а набатный колокол. Что же заставило власти изменить свое отношение к опиуму? Как ни удивительно, главную роль здесь сыграл чай, потребление которого в Европе как раз в этот период стало стремительно расти.


Бренды отравы
Ост-Индская компания производила опиум на двух фабриках, расположенных в городах Патна и Газипур (недалеко от Варанаси, в английской колониальной транскрипции — Бенареса). По названиям этих фабрик получили свои имена и два основных бренда опиума, завозившегося в Восточную Азию, — «патна» и «бенарес».
Наркотик поставлялся в стандартных ящиках из мангового дерева, вмещавших 40 шаров высушенного до нужной кондиции продукта общим весом около 54 кг. В таком виде опиум мог храниться годами, оставаясь годным к употреблению. Фабрика в Газипуре существует по сей день и производит до четверти всего опиума в мире, используемого легально в медицинских целях.
Вопреки распространенному мнению прибыль Ост-Индской компании от непосредственной продажи опиума была относительно невелика — не более 5–6% ее общего годового дохода. Ценность опиумной торговли для компании была в другом: она обеспечивала серебряной наличностью куда более прибыльную и стратегически важную чайную торговлю.
Чайная палитра
Первое достоверное упоминание о чае в Древнем Китае датируется с некоторыми оговорками 770 годом до н. э. Как и опиум, чай долгое время использовался преимущественно в качестве лекарства. Только в эпоху великой империи Тан, начиная примерно с VIII–IX веков, он окончательно перешел в разряд пищевых продуктов. Но и тогда чай еще мало походил на привычный нам напиток. На его основе готовили что-то вроде «чайного супа», в который помимо самого чайного листа добавляли масло, соль и, возможно, еще какие-то ингредиенты. Нечто подобное еще можно попробовать в Тибете или Центральной Азии, куда этот рецепт попал из Китая.
В самой же Поднебесной в начале второго тысячелетия мода сменилась — «чайный суп» был вытеснен напитком, который готовили из растертого буквально в пыль чайного порошка. При заваривании (иногда с добавлением молока) его взбивали специальным бамбуковым венчиком. Получался густой ярко-зеленый отвар с красивой пенкой и насыщенным вкусом. Сегодня такой чай можно попробовать в Японии, где его называют «мат-тя» и используют в чайной церемонии. В Китае традиция приготовления порошкового чая, как и многие другие элементы богатой, утонченной культуры эпохи Сун, не пережила страшного удара, нанесенного монгольскими завоевателями. Только к концу XIV века, когда страна стала постепенно приходить в себя, культура чая и чаепития начала оживать. Но теперь это был уже тот чай, который мы все прекрасно знаем.
Тот, но не совсем. Мы привыкли, что чай бывает двух видов — черный и зеленый. Однако любой китаец знает, что разновидностей куда больше. Есть белый чай, желтый, затем собственно зеленый, затем улун (а не улунский чай, как у нас часто пишут, — это слово означает «черный дракон»). Затем следует красный чай и лишь затем черный. Причем то, что мы привыкли называть черным чаем, китайцы именуют как раз красным, а к черным относят постферментированные чаи многолетней выдержки (элитные сорта черного чая, к примеру пуэра, выдерживают до 25 лет в абсолютной темноте, периодически смачивая и снова высушивая; в таком чае кофеина больше, чем в хорошем кофе).
Почему же европейцы близко познакомились со всем этим многообразием относительно недавно? Все дело в трудности доставки. Путь из крупнейшего порта Южного Китая, Кантона (Гуанчжоу), до Англии по морю вокруг мыса Доброй Надежды в начале XIX века занимал от четырех до шести месяцев. Конечно, ящики с чаем покрывали свинцом, корабельные трюмы тщательно задраивали, но все равно чай неизбежно отсыревал. К тому же, попав в Лондон, товар отнюдь не сразу оказывался у потребителя. Ост-Индская компания, которая имела монопольное право ввозить чай в Англию, по закону была обязана держать на складах годовой его запас. Естественно, компания в первую очередь старалась сбыть старый чай, так что новому приходилось дожидаться своей очереди не меньше года.
Но это еще не все. На корабли в Кантоне грузили отнюдь не свежесобранный лист. Собирают его в 4–5 приемов с мая по август (каждый следующий урожай дает листья более низкого качества). Учитывая, что основные плантации находились в 500–600 км от Кантона и доставка велась в основном по суше носильщиками, основная масса чая прибывала в порт в период, когда судоходный сезон, который определяли муссоны Южно-Китайского моря, уже заканчивался, и товар почти на год оседал в портовых складах. Иными словами, чай попадал в английский заварочный чайник года через три после того, как он был собран где-нибудь в горах провинции Фуцзянь. Ни один из изысканных сортов чая, которые особенно ценили сами китайцы, не мог выдержать столь длительного хранения в отнюдь не идеальных условиях. Единственные сорта, которые более или менее сохраняли свои свойства, были красный и черный. Но настоящий постферментированный черный чай был слишком экзотичным даже для грубого (по китайским меркам) европейского вкуса. Оставался лишь красный, который и стал европейским черным.
На краешке стула
Конечно, не одни англичане экспортировали чай из Китая. К началу XIX века его стали закупать Россия, Голландия и США в объемах, исчислявшихся миллионами фунтов в год. Но это ничто в сравнении с 20 миллионами фунтов, которые в тот период ввозила Великобритания. Это был подлинный чайный бум, на каждого англичанина (включая грудных младенцев) приходилось не менее двух фунтов (чуть меньше килограмма) в год. Таможенные пошлины, поступавшие ежегодно в казну от импорта чая, составляли минимум 3 миллиона фунтов стерлингов. Это покрывало половину расходов на содержание могучего британского флота.
Но Китай был далеко не простым торговым партнером. Главным образом потому, что европейцам почти нечего было предложить Поднебесной взамен чая. В самом начале XIX столетия экономика Китая, безусловно, была самой мощной в мире. ВВП страны, по некоторым оценкам, превосходил соответствующий совокупный показатель Европы. Более того, Китай был почти самодостаточен, то есть производил почти все, в чем нуждался. Поэтому он держал границы закрытыми и свел внешнюю торговлю если не к нулю, то к тоненькому ручейку.
Такая система выстраивалась на протяжении XVII и XVIII веков и к началу XIX века превратилась в глубоко укоренившуюся традицию. Лишь два порта на всем огромном китайском побережье были открыты для кораблей «заморских дьяволов» — Макао (португальская «колония», где сосуществовали две администрации: европейская и китайская; причем последняя, контролировавшая коренное население, а значит, и рабочую силу, была весьма влиятельна) и Кантон.
В Кантоне осуществлялась непосредственно торговля, но она, как и нахождение там европейцев, была обставлена множеством запретов и административных рогаток. Европейские купцы имели право оставаться в Кантоне лишь на протяжении торгового сезона (с октября по март), в остальные месяцы они должны были закрывать свои фактории и переселяться в Макао. Вход в сам город был для них закрыт — европейцам выделили небольшой участок на берегу реки за городской стеной размером приблизительно в два футбольных поля. На нем ютились 13 торговых факторий со складами и всей «инфраструктурой» этой мини-колонии: лавками, мелкими мастерскими, питейными заведениями…
Общаться напрямую с китайскими властями торговцы не могли. Существовала специальная китайская гильдия купцов, так называемый Кохонг (от искаженного китайского Гунхан — Государственный торговый дом), и кто-то из ее членов должен был выступать поручителем за каждую европейскую торговую компанию и за каждого частного купца. Все контакты с местными чиновниками осуществлялись исключительно через этого поручителя. Он был собственником здания фактории, а фирма только его арендовала. Он же прямо или косвенно обеспечивал своих подопечных вспомогательным персоналом — переводчиками, компрадором (управляющим), шроффами (денежными менялами), просто слугами. Через него осуществлялись все торговые операции (по крайней мере легальные). Член гильдии также осуществлял негласный надзор за вверенными ему «варварами», он отвечал за их поведение своим имуществом, а случалось и головой.
В большинстве случаев члены гильдии поддерживали вполне теплые, иногда даже дружеские отношения с опекаемыми европейцами, но от этого надзор не переставал быть надзором, а торговые ограничения — торговыми ограничениями. По сути, Китай давал понять заморским гостям: «В вас здесь не нуждаются; смиритесь и скажите спасибо, что с вами вообще имеют дело».
Вопиющий дисбаланс
Ввозить в Китай удавалось (и то в небольших количествах) сырье — хлопок-сырец из Индии, свинец из Англии, олово из Малакки — да еще предметы роскоши: меха и ласточкины гнезда для приготовления знаменитого китайского супа (их поставляли из Юго-Восточной Азии). В XVIII веке популярность приобрели европейские часы и заводные механические игрушки. Но все это не могло обеспечить сколько-нибудь заметный оборот. Вывозили же европейцы из Китая существенно больше, чем ввозили: фарфор, ткани, предметы традиционных искусств и ремесел (в XVIII веке Европу охватила мода на все китайское — редко в каком доме, если он не принадлежал совсем уж бедняку, не было китайской ширмы или лаковой шкатулки).
С началом же чайного бума и без того значительный торговый дисбаланс вырос на порядок. За большую часть вывозимого чая приходилось платить серебром, и по мере роста аппетитов потребителей этого серебра требовалось все больше. Остановить же чайную торговлю было невозможно: без этого напитка уже не мыслила своей жизни значительная часть населения, да и процветание бизнеса самого разного уровня, а также государственных финансов прямо зависело от нее.
Спас положение опиум. Поначалу европейцы на него не ставили, они просто пробовали ввозить разные новые товары в надежде, что какой-то, что называется, пойдет. И опиум пошел: если во второй половине XVIII века крупнейшим рынком сбыта производимого Ост-Индской компанией опиума был малайский остров Пенанг, а на рубеже XIX века — Ява, то к 1820 году свыше 90% ее опиумного экспорта, то есть более 5000 ящиков в год, приходилось на Китай. К 1829 году этот объем почти утроился, а еще через четыре года достиг 20 000 — более 1000 тонн! Наконец-то появился товар, который мог заткнуть злосчастную брешь в торговом балансе Запада и Востока. Как же удавалось ввозить в страну такую массу запрещенного (вспомним императорские указы) товара? Ведь столь респектабельная компания, как Ост-Индская, не стала бы заниматься контрабандой.
Ветеран
Компания «Джардин, Мэтисон и К°», самый крупный агентский дом из тех, что участвовали в китайской опиумно-чайной торговле, успешно функционирует и сегодня. Она является видным игроком на восточноазиатских рынках и одним из крупнейших импортеров китайского чая в Европу, а также инвестором, которому принадлежит, в частности, известная мировая сеть отелей «Мандарин Ориентал». О торговле опиумом компания предпочитает не вспоминать, хотя и не отрицает свою прошлую к ней причастность.
Концов не сыскать
Сложившаяся в результате многочисленных проб и ошибок система торговли была по-своему гениальна. Ост-Индская компания отдала локальную торговлю между Индией и Китаем на откуп частным купцам, сохранив за собой лишь монополию на поставки чая из Кантона напрямую в Англию и на производство опиума в Индии. Готовый продукт компания доставляла в Калькутту, здесь он продавался на открытых аукционах, и все — дальше компания не несла за товар никакой ответственности.
Непосредственной его доставкой в Китай занимались агентские компании, базировавшиеся в Макао и Кантоне. Поскольку опиум в Калькутту поступал более или менее круглый год, этим компаниям нужно было обеспечить столь же ритмичную его доставку потребителю — зависеть от попутных сезонных муссонов, дувших в Индийском океане и Южно-Китайском море, они никак не могли. В результате был создан принципиально новый тип судов — опиумные клиперы, которые обладали способностью двигаться практически навстречу сильнейшим муссонам.
Но все затраты окупались многократно. Ведь себестоимость одного ящика опиума в Индии составляла около 150 фунтов стерлингов, в Кантоне же его цена в 1820-е годы достигала 520 фунтов. А один клипер средних размеров вмещал до 300 ящиков. На нынешние цены один рейс приносил до 4 миллионов долларов чистой прибыли. Рейсов же судно за год совершало два-три, и у крупных агентских компаний в море одновременно могли находиться десяток и более клиперов.
Наркотик агентская компания доставляла к месту впадения Жемчужной реки (Чжуцзян), выше по течению которой стоит Кантон. Ее широкая дельта образует залив, известный европейцам под названием Бокка-Тигрис («Пасть тигра»). Он представляет собой настоящий лабиринт, образованный множеством островов (в основном необитаемых) и отмелей, в котором легко было отыскать защищенную от штормов стоянку. Здесь в водах, которые условно можно назвать нейтральными (китайские таможенники досматривали грузы выше по реке), наркотик перегружался на специальные «приемочные суда» — своеобразные плавучие склады.
Непосредственной реализацией товара занимались представители агентской компании, снимавшей помещение в одной из 13 факторий. Все сделки (и не только запрещенные опиумные) совершались без осмотра товара, исключительно под честное слово. И китайские, и европейские купцы слишком дорожили своей репутацией, чтобы пойти на обман. Ударив по рукам с покупателем (как правило, с ведома своего «покровителя» из Кохонга), агент выписывал (зачастую на первом попавшемся клочке бумаги) нечто вроде накладной: «Выдать предъявителю сего такое-то количество товара». Доставка опиума на берег с приемочного корабля была уже делом покупателя. Для этого использовали маленькие и юркие китайские гребные суденышки, которые европейцы называли «быстрыми крабами».

Фото: LEEMAGE/FOTOLINK
Опиумизация поднебесной
За опиум китайцы обычно платили наличным серебром. Но в водах Южно-Китайского моря, кишащих пиратами, серебро в больших количествах пере возить было опасно. Поэтому агент, совершив сделку, обычно отправлялся в кантонское представительство Ост-Индской компании и покупал на вырученное серебро ее векселя, которые подлежали погашению в Лондоне. Это серебро компания немедленно пускала на закупку чая. Круг, таким образом, замкнулся — утекавший по «чайному» каналу драгоценный металл стал возвращаться по «опиумному».
Впрочем, по мере роста опиумных поставок объем серебряной выручки начал ощутимо превышать потребности чайной торговли. И корабли компании стали вывозить из Поднебесной не только чай, но и серебро. Теперь уже не Китай высасывал драгоценный металл из британской экономики, а наоборот, Британия — из китайской. Причем для Китая такой отток был значительно более чувствительным, поскольку других источников поступления серебра страна практически не имела (собственная добыча была незначительной).
Но проблемы, порождаемые опиумной торговлей, отнюдь не сводились к одной экономике, что китайским властям к 1820 годам стало очевидно и чего еще не осознала Европа, привыкшая видеть в опиуме лишь лекарство (в этом отношении обвинение, которое выдвинул в 1839 году против англичан императорский комиссар в провинции Гуандун Линь Цзэсюй, что те, дескать, наводняя Китай опиумом, ввоз его в свою страну запрещают, беспочвенно). В одном лишь Кантоне число курильщиков, попавших в полную зависимость от «иноземной грязи», исчислялось, по оценкам европейских миссионеров, десятками тысяч.
С побережья наркотик растекался по всей стране, достигая самых глухих деревень. Опиумная эпидемия поразила все слои общества. Когда император Даогуан, заняв в 1820 году трон, приказал подготовить доклад о степени распространения, как сейчас бы выразились, наркомании, то одним из самых пораженных этим недугом слоев оказались чиновники и армия. Более того, зараза просочилась и в Запретный Город — курильщики опиума были выявлены в ближайшем окружении самого Сына Неба.
Борьбу с этим злом следовало вести по двум направлениям: доставка и распространение. Поднебесная не располагала военным флотом, который мог бы представлять реальную угрозу для кораблей агентских компаний, как правило, неплохо вооруженных ввиду постоянной угрозы нападения пиратов. Даже стоящие на якоре приемочные суда имели современные орудия и легко могли отбиться от любой флотилии боевых джонок.
Ужасающая коррупция местных властей (китайским чиновникам по традиции платили крайне мало, и считалось вполне нормальным, что они используют свое служебное положение для поправки материального) сводила на нет и любые меры верховной власти по борьбе с распространением наркотика. Мандарины и чиновники более низкого ранга сами активно участвовали в перепродаже контрабандного товара вглубь страны. Для отвода глаз они время от времени демонстрировали свое рвение: подождав, пока очередная опиумная флотилия разгрузится, отправляли против нее свои джонки. Те, стреляя в воздух и оглашая окрестности грохотом гонгов и барабанов, «преследовали» спокойно отплывающие в Индию клиперы, после чего в столицу отправлялась победная реляция: корабли «заморских дьяволов» после жестокой битвы рассеяны и обращены в бегство. Чтобы успокоить Пекин, власти Кантона время от времени ловили нескольких особо злостных (или просто невезучих) мелких розничных торговцев и торжественно казнили их при большом стечении народа.
Обожествляемый чиновник
Линь Цзэсюй (1785–1850) принадлежал к старинному дворянскому роду. Линь блестяще учился и проявил незаурядный поэтический талант, так что в 26 лет его уже приняли в академию Ханьлинь, фактически являвшуюся императорской канцелярией. В 1837 году Цзэсюя назначают наместником южных провинций Хунань и Хубэй. Линь с энтузиазмом взялся за дело. Первая задача, которую ему пришлось решать, — пресечение поставок опиума.
В докладах императору он жалуется, что ему не хватает полномочий. И в конце 1838-го Линь их получает — его назначают комиссаром и командующим военно-морскими силами приморской провинции Гуандун. Он даже предпринимает дипломатические шаги: отправляет послание (так и оставшееся без ответа) императрице Виктории с предложением запретить производство опия в Британской империи.
Когда Китай потерпел поражение в первой «опиумной войне», император услал Линь Цзэсюя в далекий Синьцзян, дабы тот своей непреклонностью не раздражал победителей. В 1845-м его возвращают и в 1850-м отправляют подавлять Тайпинское восстание, но по дороге он умирает от сердечного приступа. В 1852 году Линь Цзэсюй был обожествлен, в его честь возвели храм в Сиани (Центральный Китай). Этот человек до сих пор остается в Китае образцом неподкупного, деятельного чиновника-конфуцианца.

Конкуренты
Иными словами, к 1830-м годам опиум (и все с ним связанное) стал едва ли не определяющим фактором внутренней жизни Китайской империи, а чуть позже и внешней ее политики. Собственно, это, пусть и не в такой степени, относилось и к остальному миру. В опиумную торговлю были вовлечены отнюдь не только английские купцы и компании, но и американские (они везли в основном наркотик из Турции), а также индийские. Несколько крупных агентских фирм, работавших в Кантоне, принадлежали парсам (индийским зороастрийцам). Например, компания семьи Рамсетжи действовала на рынке как самостоятельно, так и в партнерстве с крупными английскими и американскими фирмами. В самой Индии за ней стояли могущественные сетхи (банкиры), которые сами часто открывали филиалы своих контор в Макао и Кантоне, а также раджи полунезависимых княжеств, отнюдь не гнушавшиеся вкладывать деньги в опиумный бизнес.
В начале 1830-х в Индии, в районе плато Мальва, появился третий, неподконтрольный компании (поскольку находился на земле «независимого» княжества) центр производства наркотика, успешно соперничавший с Патной и Бенаресом. Поступавший оттуда опиум так и назывался — «мальва». Он отличался худшим качеством, но был существенно дешевле. Массовый выброс «мальвы» на рынок в 1830– 1832 годах (которому компания безуспешно пыталась воспрепятствовать) повлек за собой обрушение цен — с 2000 долларов за ящик до 600–700 и даже ниже. Чтобы не нести убытки, торговцам пришлось резко увеличить объемы поставок в Китай. Благо опиум — товар, который чем больше поставляешь, тем больше растет на него спрос. Таким образом чайно-опиумный баланс удалось сохранить.
Следующий удар Ост-Индская компания получила уже не с Востока, а с Запада. В 1834 году британский парламент отозвал у нее монополию на торговлю с Китаем. Нельзя сказать, что это было полной неожиданностью. Над миром вставала заря новой эры — свободной торговли и свободного капитала. Идеи Адама Смита и его последователей уже прочно овладели умами, и монополия компании выглядела явным анахронизмом. Долгое время ей удавалось отбивать атаки, однако державшие в руках кантонскую опиумную торговлю крупные агентские дома, такие как «Джардин, Мэтисон и К°» или «Дент», которые она сама фактически выпестовала, тоже хотели торговать чаем. Они-то и пролоббировали отмену монополии.
Теперь чай из Кантона в Англию мог везти любой английский торговец. Клиперы агентских компаний, которые в основном и захватили чайный рынок, стали не только доставлять опиум из Индии в Китай, но и чай из Китая в Европу. При этом отлаженная опиумно-чайно-серебряная схема продолжала работать и обороты торговли росли. Политические последствия отмены монополии оказались куда более серьезными. Ост-Индская компания в лице своих резидентов в Кантоне традиционно выполняла роль лидера всего европейского торгового сообщества на Дальнем Востоке. Чиновники компании, сами не вовлеченные в поставки опиума, обладали колоссальным дипломатическим опытом и знанием китайских реалий, поэтому им легко удавалось сглаживать острые углы, поддерживать общий мир. Теперь же вести тонкую дипломатическую игру стало некому, точнее, этим пришлось заняться купцам-агентам, которых интересовала в первую очередь прибыль и которые привыкли относиться к китайцам свысока.
Закончилось все это «опиумными войнами». Всего их было две: в 1840–1842 и 1856–1860 годах. Обе Китай вчистую проиграл, вследствие чего вынужден был открыть страну (в частности, отменить монополию Кохонга) и снять все ограничения на торговлю. Только через полстолетия, в 1913 году, пришедшие к власти после победы Синхайской революции демократы запретили ввоз наркотика в страну.
«Опиумные войны»
Поводом для первой из них (1840–1842) послужила конфискация китайскими властями у английских торговцев более 20 000 ящиков с опиумом. Британия отправила к китайским берегам эскадру. Война завершилась быстрой победой англичан. 29 августа 1842 года был подписан Нанкинский мирный договор, по которому Китай выплачивал контрибуцию, отдавал британцам Гонконг и ликвидировал монополию Кохонга.
Однако европейцы так и не получили права беспрепятственно торговать опиумом. Во второй «опиумной войне» (1856–1860), предлогом для которой послужил захват китайцами английского судна «Эрроу» с контрабандой, участвовала коалиция западных держав: Англия, Франция и США. Неудивительно, что Китай снова проиграл.
В соответствии с новым Пекинским договором 1860 года страны-победительницы получали значительные привилегии в торговле с Поднебесной. В нем, в частности, была узаконена торговля опиумом.
отсюда www.vokrugsveta.ru/vs/article/7434/

Жизнь в елизаветинскую эпоху

скрытый текст
10.10.2011 в 03:04
Пишет [J]loony_spectre[/J]:

"Жизнь в елизаветинскую эпоху", часть 1

Автор - Мэгги Секара (Maggie Secara). "Руководство для писателей, актеров и реконструкторов" публикуется (и периодически обновляется) на сайте http://elizabethan.org .

 

 



Философское вступление.

[more]Прошлое неоднородно. Это стоит помнить.
Если уж на то пошло, то эпоха Возрождения тоже менялась от начала к концу. Наш собственный мир сильно изменился с середины прошлого века. Можно ли сказать, что раз Европой все еще правили абсолютные монархи, а паровой двигатель еще не изобрели, то мир в тот период был абсолютно статичен? Конечно, нет. Так что стоит сразу сказать, что небольшой период эпохи Возрождения в Северной Европе, который мы обсуждаем – это не средневековье и не барокко. Это особый период. Елизаветинский, с небольшим «налетом» тюдоровского.
Будучи писателями, актерами или реконструкторами, мы часто говорим о прошлом в настоящем времени. Не потому, что не можем отличить «тогда» от «сейчас», и даже не потому, что мечтаем там жить, а потому, что когда мы занимаемся нашим делом, эта информация для нас реальна и современна. Для нас прошлое очень близко к настоящему. Когда мы говорим друг с другом, или пишем диалоги, или придумываем сцену, то бесполезно говорить о том, что они делали: аудитория должна понять, что они делают. Именно поэтому наша маленькая книжка составлена практически исключительно в настоящем времени.
Так что это не серия эссе или статей, а скорее кусочки жизни елизаветинской эпохи, которые есть, были или должны быть «общими знаниями» для тех из нас, кто регулярно работает и играет в XVI веке. Это в основном общественная история, а не политическая или военная. Она не подробная и не всеобъемлющая – это лишь то, что «елизаветинцы» делают в настоящем времени.
Мы часто говорим, что играем «главу», а не «страницу» истории. Это очень большая глава: Елизавета правила 45 лет, но между окончанием правления Генриха VIII и началом царствования Елизаветы прошло лишь 10 лет. Мы часто считаем, что квинтэссенцией всего «елизаветинского» стал Шекспир и его произведения. Но Уилл родился в 1564 году, незадолго до вступления Елизаветы на престол. Его карьера (по крайней мере, насколько мы знаем) началась лишь 30 лет спустя, почти под конец ее правления. Елизаветинская эра к тому времени длилась уже довольно долго, и он ее даже пережил. Но это глава, а не страница.
На протяжении этой главы многое менялось, но не брачный возраст. В 1599-м, как и в 1558-м, пенни делают из серебра, а ангел стоит 10 шиллингов. Джентльмены по-прежнему одевают слуг в ливреи, а армия (в том виде, в котором существует) – нет. Пэров нельзя арестовывать, кроме как по обвинению в тяжком преступлении, государственной измене или нарушении мирного договора. Репа по-прежнему прочно входит в рацион простолюдинов, а картофель – еще нет. Мир по-прежнему состоит из Воздуха, Земли, Огня и Воды, и всех нас по-прежнему ожидает Судный день.[/more]

Услуги и профессии

[more]

Вы приобретаете…


У…


Книги


Книготорговца (stationer, bookseller)


Ткани


Торговца тканями (mercer)


Шляпы


Модистки (milliner) или шляпника (hatter)


Костюм или одежду


Портного (tailor)


Рубашки/блузы


Швеи (seamstress)


Готовое платье


Торговца
мануфактурой (draper)


Стрелы


Изготовителя стрел (fletcher)


Луки


Изготовителя луков (bowyer)


Подковы


Коваля (farrier)


Другое железо


Кузнеца (blacksmith)


Доспехи


Оружейника (armourer)


Портрет


Иллюстратора (limner)


Юридические услуги


Законоведа (lawyer)


Лекарства и т.п.


Аптекаря (apothecary)


Стоматологические
услуги


Цирюльника (barber surgeon)



В городе…

Торговец шерстью (stapler)


Продает и покупает
шерсть, а также шелк и лен


Торговец
мануфактурой (draper)


Продает готовое
платье, а также галантерею


Торговец тканями (mercer)


Продает ткани в
розницу, обычно специализируется на одном виде (например, шелковой или
шерстяной)



У вас дома…

Поверенный


(man of business)


Ваш бухгалтер,
следит, куда вы вложили деньги


Эконом (steward)


Распоряжается вашим
поместьем


Представитель (factor)


Ведет ваши дела в
Лондоне или в другой стране


Нянька (nurse)


Ухаживает за
новорожденными и маленькими детьми


Кормилица (wet nurse)


Кормит ребенка
грудью (иногда вплоть до двух лет)


Наставник (tutor)


Обучает ваших детей


[/more]

Числа и меры, дата и время

[more]Метрическую систему еще не изобрели, так что не пользуйтесь ей.
• Земля измеряется в акрах.
• Пиво разливают пинтами и хранят галлонами.
• Расстояние меряют в милях, футах и дюймах.

Счет

Числа после десяти тогда назывались точно так же, как и сейчас (sixteen, seventeen и т.д.) Не называйте 16 “ten-and-six” (или, если уж на то пошло, “six-and-ten”).
После двадцати говорят “one-and-twenty” (21) или “five-and-thirty” (35), но не “thirty-and-five”.

Подсчет времени

Время на часах можно называть так:

• Two o’clock (да, в самом деле)
• Two of the clock
• Half past 2 («половина третьего»)

Числа часто записываются строчными римскими цифрами, при этом последняя “i” заменяется на “j”: vij – это 7.

Подсчет даты

Хотя католическая Европа в 1582 году перешла на григорианский календарь, Англия продолжила пользоваться юлианским – несмотря на то, что он уже явно не соответствовал действительности. Мы не покоримся заговору папистов, укравших десять дней из календаря, дарованного нам Богом, вплоть до 1752 года. Это ведет к историческим казусам: одно и то же событие, например, нападение Непобедимой армады, происходит в Англии в один день, в Испании – десять дней спустя, но при этом обе даты означают один и тот же день.
Если это кажется вам недостаточно сложным – в первые три месяца каждого года мы не знаем, какой год идет на самом деле. Юридический, или гражданский, год начинается 25 марта, на Благовещение, что также является днем начала квартала. Но все знают, что Новый год – 1 января.
Поэтому события января, февраля и большей части марта записываются через дефис или косую черту. Граф и графиня Саутгемптоны, например, поженились 19 февраля 1566/67 года. С юридической точки зрения еще шел 1566 год, а с точки зрения вычисления годовщин – уже 1567.
Новогодними подарками обмениваются 1 января.[/more]

Развлечения

[more]Пить можно в тавернах, пивных (ale house) и питейных домах (tippling house).
Азартные игры – просто «игры» (gaming).
Игра в кости – “dicing”.

За столом

«Азарт» (hazard) – популярная игра в кости, правилами напоминающая современный крэпс.
Нарды называются досками (tables), вариант «эйси-дьюси» - корсиканской игрой.
Можно проиграть немало денег в игорном доме (tabling den).
Простая карточная игра – ландскнехт. Две намного более сложные – примеро и тарокко, в них играют картами таро.

Другие развлечения

Публичный дом (stew) также называется «похабным домом» (bawdy house), «домом для прыжков» (leaping house) или «домом терпимости».
Шлюха (drab) – женщина низких моральных устоев или проститутка. Тот, кто слишком много времени проводит с такими женщинами – “drabber”.
Панк (punk) – шлюха, работающая в публичном доме. Проститутки из Саутуорка, где располагаются владения епископа Винчестерского, называются «Винчестерскими гусынями».

Важное замечание: шотландские деньги стоят примерно вчетверо дешевле, чем английские такого же номинала. Грубо говоря, один шотландский фунт стоит пять английских шиллингов. Ирландские деньги стоят еще меньше, и ирландцы, скорее всего, захотят расплатиться с вами сразу же. (Будьте осторожны, играя с шотландцами и ирландцами.)[/more]

Деньги

[more]Основное
Все монеты – золотые и серебряные, включая пенни.
В недавнем прошлом медь использовали, чтобы увеличить число монет, не тратя при этом лишнего серебра. Но чисто медных монет не существует. Если кто-то даст вам современный медный пенни, посмейтесь над ним и попросите настоящих денег.
Бумажных денег не существует. У вас не может быть банкноты в пять фунтов.
Основные денежные единицы – фунты, шиллинги и пенсы.

12 пенсов равны одному шиллингу.
20 шиллингов равны одному фунту.

На письме используются следующие сокращения:

Пенни – d
Шиллинг – s
Фунт - £

Монеты в вашем кармане

Соверен – золотая монета, стоящая 1 фунт (но считайте ее скорее равной 20 шиллингам). До 1583 года монеты достоинством в фунт не существовало, несмотря на то, что это основная денежная единица.
Ангел – одна из самых распространенных золотых монет. Ангел стоит 10 шиллингов (полфунта).
Нельзя говорить, что вы должны кому-то «шесть ангелов». Но можно сказать, что вы дали слуге ангела, чтобы тот потратил его на ярмарке. Чтобы подкупить чьего-нибудь слугу, можете сказать, что сладкий голос ангела точно его убедит.
Крона – самая распространенная монета. Она стоит 5 шиллингов и может быть как золотой, так и серебряной.
Крона равна венецианскому дукату, фламандскому геллеру или французскому экю (иногда называемому «французской кроной»).
Полкроны стоят 2 шиллинга 6 пенсов (иногда монету называют «2 и 6»).
Шиллинг – серебряная монета, стоящая 12d.
Шестипенсовик – серебряная монета, стоящая 6 пенсов.
Грот (groat) – серебряная монета в 4 пенса.
Пенни – серебряная монета, стоящая 1 пенни (не 1 пенс!) У вас в кармане может лежать несколько пенни на сумму в несколько пенсов.
Монета достоинством в два пенса называется двухпенсовик.
Половина пенни называется полпенни (не «полпенса»).
Фартинг – четверть пенни, слишком маленькая сумма, чтобы иметь практическую ценность, но по-прежнему находящийся в обращении как память о временах с не такой высокой инфляцией.
Гинея еще не существует, ее начали чеканить лишь в конце XVII века. Не упоминайте ее.
Марка – это «расчетные деньги». Она стоит две трети фунта (13s 4d), но в XVI веке нет монеты, стоящей такую сумму. Ей часто пользуются в финансовых операциях на высоком уровне – например, при продаже земли, вычислении феодальных повинностей или приданого.

Траты

На практике люди редко упоминают суммы в фунтах, если только речь не идет о тысячах – например, ежегодный доход поместья или специальный «добровольный» налог.
Обычные, повседневные траты описываются в шиллингах и пенсах. («Я вчера проиграл в нарды 30 шиллингов».)
Деньги тогда стоили намного дороже. Фунт не равен современному доллару. Скорее к нему можно приравнять шиллинг или даже пенни, в зависимости от предмета.
Тридцать фунтов за пару перчаток с вас попросит разве что разбойник на дороге. Но 30 шиллингов за пару перчаток – это уже ближе к истине, по крайней мере, с театральной точки зрения. (На самом деле 7 шиллингов – еще ближе к истине, если только перчатки не богато украшены.)
Для более мелких вещей, например, еды и питья, пользуйтесь пенни. 1-2 пенни за кружку эля – нормально, а 2 фунта или даже 2 шиллинга – слишком много.
Давайте слугам чаевые не больше нескольких пенсов. Помните, в год он зарабатывает всего 2-5 фунтов! (Такие чаевые называются уступкой (vail).) Обычная «уступка» - это 1 пенни.
Если вы хотите дать взятку за услугу или информацию кому-нибудь, кроме слуги, сделайте подарок. Слуг подкупайте деньгами![/more]

Религия

[more]Мы все религиозны – всех нас вырастили христианами той или иной деноминации. Если вы родились до 1555 года, то ваши родители были католиками. До последних лет правления можно с уверенностью утверждать, что ваши бабушки и дедушки были католиками.
Официальная государственная религия – англиканская церковь. Ее называют новой религией или государственной церковью, но пока что не «ЦА». (Современной любви к аббревиатурам и инициалам в ту эпоху не разделяли.)
Пуританство – не отдельная религия, а кальвинистское течение в англиканской церкви. Пуритане пока еще не напоминают пилигримов.
Быть католиком – не преступление, но существует штраф за неподчинение государственной религии – то есть за отказ от посещения церкви в воскресенье. А все церкви в стране – протестантские.
Если вы платите штраф, это не дает вам права иметь католического духовника или исповедовать католическую веру. У католиков нет законного способа исповедовать свою религию.
Католическим священником в Англии быть незаконно. Особенно незаконно – быть иезуитом.
Католик, отказывающийся посещать англиканские богослужения – нонконформист (recusant).
Все обязаны посещать церковное богослужение раз в месяц. Эти службы называются молебнами, иногда – общественными богослужениями, святыми причастиями или вечернями Господними.
Месса – это только католическое богослужение. В правление Елизаветы устраивать мессы запрещалось, хотя наказания бывали разными. У людей с высоким положением обычно было меньше проблем.
Пожилые люди по-прежнему могут называть богослужение «мессой», но это может быть небезопасно. Реформаторы часто говорят о чудовищных преступлениях «священников, служащих мессы».
Четки в тот период существуют, в том числе современного вида. Ими пользуются только католики. На кресте четок обычно нет фигуры Христа.
Протестанты иногда называют католиков романистами. Католики не называют себя папистами.
Термин пуританин распространен в тот период, хотя иногда употребляется слово прецизионист.
Римский папа издал в 1570 году буллу, освобождающую английских католиков от подчинения королеве, поскольку она (по его словам) еретичка. Любому, кто убьет ее, будет прощен грех убийства.
Атеистами можно называть кого угодно, кто имеет с вами религиозные разногласия. Термин значит не «вы не верите в Бога вообще», а «вы не верите в моего Бога». Любого еретика можно назвать атеистом. Как и любого еврея.[/more]

http://spektrowski.diary.ru/p167820358.htm'>URL записи

.



продолжение следует…

* * *

Не тот Биг Бен отсюда http://www.liveinternet.ru/community/2918538/post187918102/
скрытый текст


История Биг Бен началась в 1837 году, когда в пламени пожара была уничтожена большая часть Вестминстерского дворца. После принятия решения о строительстве нового комплекса зданий, специально сформированная комиссия, рассмотрела 97 проектов и остановила свой выбор на готическом эскизе Чарльза Бэрри. Именно его мы и имеем в виду, когда сегодня произносим слово Вестминстер.



4594940_002 (500x375, 28Kb)



Спустя десять лет после начала реконструкции, члены парламента решили разместить на башне святого Стефана, расположенной в северо-восточной части Вестминстера огромные часы. После многочисленных неудач профессиональных часовщиков, их конструирование было поручено часовщику-любителю Эдмунду Бекетту Денисону (его «настоящей», если такое слово вообще применимо в данном контексте, профессией была адвокатура). На удивление многих завистников Денисон успешно справился со сложной задачей. Одухотворённый успехом с часами, он решил попытать счастье с колоколом.



В августе 1856 года на основе его чертежей был отлит 14,5 тонный гигант. Именно он и должен был сегодня именоваться Биг Беном, если бы не Денисон, который, решив использовать слишком тяжёлый молот, расколол своё собственное же детище во внутреннем дворике Вестминстера.



4594940_03 (533x425, 37Kb)




[more]
4594940_04 (585x425, 43Kb)



После неудачи с первым колоколом был отлит второй колокол, которому и досталась вся слава.



4594940_05 (425x425, 40Kb)



4594940_06 (498x425, 32Kb)




[user=Архитектура и интерьер]

* * *

Не могу не поделиться:

Читаю детективы Энн Перри про сыщика в викторианской Англии и периодически натыкаюсь на чудесное.

Например, вот такое:

При всей своей щедрости Чарльз был стеснен в средствах. Семья имела возможность держать лишь кухарку, судомойку и трех служанок, одна из которых была еще и камеристкой Имогены. Единственным мужчиной среди слуг был дворецкий. Ни лакея, ни даже чистильщика обуви. Башмаками приходилось заниматься судомойке.

lib.rus.ec/b/266514/read

или такое:

— Мэри покажет вам лестницу для женской прислуги.

Миссис Уиллис завершила расспросы личного характера и вновь вернулась к делу.

— Прошу прощения?

Эстер на миг растерялась.

— Лестницу для женской прислуги, — резко повторила миссис Уиллис. — Вам же придется подниматься и спускаться с этажа на этаж, милая! В этом доме соблюдают приличия; не собираетесь же вы пользоваться той же лестницей, что и слуги-мужчины! Бог знает, что из этого может выйти! Я надеюсь, вы далеки от подобных мыслей?

lib.rus.ec/b/296011/read

 

Кстати, тут же у этого автора указано что-то про Шерлока нашего Холмса. Только по английски. Увы.

lib.rus.ec/a/14184

* * *

Оригинал взят у в О чем поет Шотландская волынка?

В Шотландии говорят, что в звучании волынки должны сочетаться голос человека с голосом животного и слышно ее должно быть за три мили. Древние шотландцы, как и представители других культур, использующих волынку, с незапамятных времен были заворожены ее долгим и непрерывным звуком. До нас дошли сказки о волынщиках с острова Скай — клане Мак Криммон, о волшебной волынке и о пещере, где до сих пор можно слышать ее звуки.

Волынка — древний язычковый духовой инструмент. Эта сумкодудка (англ. bagpipe) известна у многих народов под разными именами: гайта, дуда, дудельзак, коза, сарнай, чимпой, шувыр и др. Тем не менее, шотландцы считают волынку своим национальным инструментом. скрытый текст

Шотландская волынка сегодня самая известная, самая популярная и самая громкая. Она развивалась в XVI–XIX веках в горных районах и на западных островах Шотландии и представляет собой воздушный резервуар (мех) из козьей или овечьей шкуры, в который вделаны маленькая трубка для нагнетания воздуха, игровая трубка чантер с пищиком и девятью игровыми отверстиями для исполнения мелодии и три бурдонные трубки для непрерывно тянущихся и не изменяющихся по высоте звуков.
[MORE=читать дальше]

Неизвестный автор - Портрет музыканта, играющего на волынке. 1632

При игре волынку держат перед собой или под мышкой. Музыкант вдувает воздух через специальную трубку и, нажимая локтем левой руки на резервуар, заполненный воздухом, правой начинает играть на игровой трубке. При перерывах в нагнетании воздуха волынщик прижимает мех к корпусу, и звучание продолжается.


Игрок на волынке 1624 Хендрик Тербрюгген


Кто, где и когда изобрел этот необычный инструмент — неизвестно. Следы теряются в глубине веков. Одни источники говорят, что волынка родом из Юго-Западной Азии, другие — что волынку изобрели в Индии, для того чтобы на ней играть и петь одновременно. Есть предположения о ее египетском и греческом происхождении. Первые исторические сведения относятся к Риму первого века нашей эры: на волынке играл небезызвестный император Нерон. Также известно, что на Британские острова волынку завезли римляне. И если арфа кельтов была инструментом богов и друидов, то земная музыка волынки вошла в жизнь крестьян, пастухов, солдат и королей.

the Blind Piper Joseph Haverty (1794-1864)

Бесчисленными нитями связаны звуки волынки с душой шотландцев, с их горестями и радостями. В старину волынщики играли медленные, протяжные мелодии пиброх, услаждая слух горцев и пастухов. На пирах в замках королей, на народном гулянье без волынки не обходилось. В средние века ее использовали кланы горцев как ритуальный и сигнальный инструмент.

the Bagpiper by Abraham Bloemaert

Вся история Шотландии — это история борьбы народа за свободу, за возможность сохранить свои традиции, привычки, нравы, быт. В этой борьбе закалился упорный характер горного народа. Под звуки волынки шотландцы ходили в бой за свою независимость. Яркое, резковатое звучание инструмента пробуждало силы воинов, вселяло мужество и веру, необходимую для победы.

Portrait of Francois Langlois By Van Dyck (1599-1641)

Римляне так и не смогли подчинить Шотландию. В XI веке сложилось Шотландское королевство. Английские короли долго пытались завоевать горную страну, но шотландцы, упорный и упрямый народ, в течение многих веков противостояли англичанам. Шотландские армии вели в бой волынщики, и для англичан звук волынок стал ассоциироваться со звуками битвы.



В 1746 году шотландский принц Чарльз Стюарт потерпел поражение в битве с англичанами около местечка Каллоден. Англичане под страхом смерти запретили горцам играть на волынке, носить килты и использовать тартан, уничтожая тем самым клановую систему и вековые традиции. От национальной культуры свободолюбивого народа не должно было остаться и следа.

По иронии судьбы большое количество горцев было завербовано в британскую армию, которая охотно использовала волынку. Создание шотландских частей в составе регулярной британской армии спасло волынку от забвения. Созданные в 1757 году шотландские полки имели своих волынщиков, воодушевляя армию в походах и сражениях.

И сегодня в Шотландии созданы целые военные оркестры волынщиков, исполняющие военные, народные и танцевальные мелодии в сопровождении барабанов. Шотландцы любят пение, танцы. На народных праздниках, как и много веков назад, звучит музыка, исполняемая на волынках.

Традиции возвращаются, и шотландская волынка переживает сейчас новый пик популярности. Число людей, увлекающихся игрой на этом замечательном инструменте, растет во всем мире. И если вы хотите услышать волынку, то можете отправиться в Шотландию или в Петербург, где в начале июня традиционно проводится ежегодный уличный фестиваль «Волынщик». В Москве тоже есть несколько клубов и залов, где проходят этно-концерты кельтской музыки. На них можно услышать бравурные шотландские марши и зажигательные танцевальные мелодии в исполнении волынки. 

Источник 

[/MORE]

* * *

Оригинал взят у в Полковник Анна
Когда-то давно я уже обещала написать цикл очерков о женщинах - героинях якобитских восстаний, и вот теперь приступаю к выполнению обещанного; но первой нашей героиней будет вовсе не Флора МакДональд, про которую и так все всё знают, а Анна Макинтош, она же "полковник Анна", она же - моя основная ролевая модель по жизни, она же - живое доказательство того, что женский пол и нежный возраст - вовсе не помеха повоевать за того, за кого дама нежного возраста посчитает нужным. 


скрытый текст


Анна Фаркухарсон родилась в 1723 году в семье Иана Фаркухарсона из Инверкаулда, вождя соответствующего клана. Клан Фаркухарсон издревле входил в конфедерацию Хаттан, и был вполне предсказуем брак красавицы Анны с Ангюсом Макинтошем, вождем формально возглавлявшего коалицию клана Макинтош. Брак этот не был браком вполне по расчету, ибо жених и невеста очень понравились друг другу, и семейная жизнь складывалась у них душа в душу. Деятельная и предприимчивая Анна принимала живейшее участие в делах молодого вождя; так, когда в 1744 году Джон Кемпбелл, лорд Лоудон, предложил тому право командования одним из т.н. "Независимых Рот" (фактически "переизданием" проганноверской "черной стражи"), буде Ангюс ухитрится таковую роту собрать, Анна ничтоже сумняшеся переоделась в мужское платье, красиво прогнала на лошади по горам, и к вечеру 97 добровольцев из требуемой сотни явились к вождю на запись. ;) Однако рекрутерские таланты Анны искренне радовали Ангюса только до 1745 года - то бишь пока не обратились против него самого. Иан Фаркухарсон был стойким убежденным якобитом и воспитал дочь в соответствующем духе; молодой Макинтош, напротив, искренне полагал ганноверскую династию и ее притязания легитимными; и если в мирном быту разногласия Анны и Ангюса не заходили далее отвлеченных дискуссий, то с высадкой принца-регента в Шотландии и началом войны за Реставрацию Стюартов сдерживаться стало значительно труднее.
[MORE=читать дальше]
Едва только Ангюс отбыл со своим свежесобранным войском в распоряжение Лоудена, как Анна немедля повторила прошлогодний подвиг, промчавшись по владениям клана и призывая Макинтошей и Хаттанов под алое знамя с белой розой. Отклик на агитацию двадцатидвухлетней предводительницы клана превзошел всякие ожидания; от двухсот до четырехсот, по различным подсчетам, человек встало под ружье в тот же день и было отведено в распоряжение принца. Полевым командиром при них был назначен МакГиллаври из Дунмагласса, вождь соответствующего клана, но общее руководство хаттановской частью якобитской армии осуществляла именно Анна, за что потом - когда количество сокланников в ее распоряжении достигло тысячи человек - и получила сперва шутливый, из уст мужа, а затем и вполне официальный, из уст принца, титул полковника, став таким образом первой (и, увы, последней до ХХ века ввиду поражения Восстания) женщиной-офицером в Шотландии. Принц, впрочем, именовал Анну не только "полковником", но и "la belle Rebelle", "прекрасной мятежницей" - и, право слово, было за что, ибо в военных действиях она участвовала более чем активно.

В январе 1746 года полк Анны присоединился к якобитскому войску и успел поучаствовать в битве при Фолкирке, а уже месяц спустя принц квартировал в родовом гнезде Анны, замке Мой, когда Анна получила письмо от свекрови - такой же твердой якобитки, как и она сама. Леди Макинтош писала, что Ангюс, в составе полутора тысяч человек под командованием лорда Лоудена, находится в восьми-двенадцати милях пути от Моя, под Инвернессом, и собирается ночью напасть на замок с тем, чтобы захватить принца и получить за того звездочку на погоны и тридцать тысяч английских фунтов награды. Поскольку основная часть клана пребывала на тот момент не в замке, а под командованием МакГиллаври, Анна была в затруднительном положении - но вышла из него с честью. По одним сведениям - четверо, а по другим - пятеро Макинтошей были отправлены ею в засаду при дороге к замку; и когда люди Лоудена появились на горизонте, Макинтоши принялись по очереди палить в воздух и выкрикивать боевые кличи не только конфедерации Хаттан, но и Камеронов и МакДональдов. С учетом темноты и великолепной горной акустики создалось полное впечатление того, что полк Лоудена нарвался на целый фланг якобитской армии, и Ангюс сотоварищи решили перестраховаться и отступить несолоно хлебавши.

В битве при Куллодене практически все, последовавшие в сорок пятом за Анной, приняли на себя первую атаку красных мундиров и погибли, остальные же были вырезаны победителями после боя. Самой Анне повезло больше; некоторое время она провела под домашним арестом во владениях свекрови, но от тюрьмы и тем более от петли Ангюсу удалось ее спасти. В сорок восьмом году, на балу в Эдинбурге, она встретилась с Мясником Камберлендом; тот попросил леди Макинтош протанцевать с ним под проганноверский мотив (а отказать всесильному сыну Георга II для жены вождя горного клана в то время было самоубийством). Но Анна не удержалась - и когда танец окончился, попросила герцога оказать ей ту же любезность и станцевать с ней под якобитскую песню, что и было сделано и вошло в историю. Умерла она своей смертью в 1787 году, и единственный ее портрет (с которого и была сделана гравюра, предваряющая этот текст) довольно долго висел в Национальном музее Шотландии, пока неожиданно куда-то не делся. Известно, что делся он не просто куда-то, а в некую частную коллекцию, принадлежащую членам клана Макинтош; но выяснить что-либо более детально, само собой, не представляется возможным.

И, наконец, отдельных слов заслуживают отношения Анны с мужем во время Восстания. Что Анна, что Ангюс не раз попадались в лапы противникам - и каждый раз передавались друг другу на поруки (первая такая процедура состоялась после пленения Ангюса под Престонпэнсом), откуда вскоре жизнерадостно сбегали, чтобы вновь присоединиться к своим войскам. Последнее пленение Ангюса и вручение оного жене состоялось спустя месяц после авантюры при замке Мой; и именно тогда впервые и прозвучало шутливое прозвище, впоследствии ставшее ее званием. "К Вашим услугам, капитан", - с улыбкой поприветствовала она вошедшего под конвоем мужа; "К Вашим услугам, полковник", - не растерялся тот и отвесил ей полный военный поклон. Стоит отметить, впрочем, что, чудом ухитрившись не прикончить друг друга на поле боя во время войны, Макинтоши всю оставшуюся жизнь провели душа в душу. 



Анне в очередной раз сдают Ангюса. Выражение лица леди Макинтош как бы говорит нам: "Эх, дорогой, мыл бы ты за собой посуду и делал, что тебе говорят - от скольких проблем бы себя избавил!.." ;)




Замок Мой.



Замок Мой, вид со стороны озера.



Могила Дональда Фрэзера, командира "мойской пятерки".


 


[/MORE]

* * *

https://blog-house.pro/arhiv-shano/post-88613/

* * *

Из Энгельса:
Древнеуэльские законы, записанные за много столетий до английского завоевания, самое позднее в XI веке, свидетельствуют еще о наличии совместной обработки земли целыми селами, хотя и в виде только сохранившегося как исключение пережитка общераспространенного ранее обычая; у каждой семьи было пять акров для самостоятельной обработки; наряду с этим один участок обрабатывался сообща и урожай подлежал дележу. Не подлежит сомнению, что эти сельские общины представляют собой роды или подразделения родов; это доказывает уже аналогия с Ирландией и Шотландией, если даже новое исследование уэльских законов, для которого у меня нет времени (мои выдержки сделаны в 1869 г.), прямо не под твердило бы этого. Но зато уэльские источники, а с ними и ирландские прямо доказывают, что у кельтов в XI веке парный брак отнюдь не был еще вытеснен моногамией. В Уэльсе брак становился нерасторжимым, или, вернее, не подлежащим отмене по требованию одной из сторон лишь по прошествии семи лет. Если до семи лет недоставало только трех ночей, то супруги могли разойтись. Тогда производился раздел имущества: жена делила, муж выбирал свою часть. Домашняя утварь делилась по определенным, очень курьезным правилам. Если брак расторгался мужем, то он должен был вернуть жене ее приданое и некоторые другие предметы; если женой, то она получала меньше. Из детей муж получал двоих, жена — одного ребенка, именно среднего. Если жена после развода вступала в новый брак, а первый муж хотел получить ее вновь, то она должна была следовать за ним, если бы даже и ступила уже одной ногой на новое супружеское ложе. Но если они прожили вместе семь лет, то становились мужем и женой даже и в том случае, когда брак не был раньше оформлен. Целомудрие девушек до брака отнюдь не соблюдалось строго и не требовалось; относящиеся сюда правила — весьма фривольного свойства и совсем не соответствуют буржуазной морали. Если женщина нарушала супружескую верность, муж мог избить ее (один из трех случаев, когда это ему дозволялось, во всех остальных он подлежал наказанию за это), но уж после этого он не имел права требовать другого удовлетворения, ибо

"за один и тот же проступок полагается либо искупление вины, либо месть, но не то и другое вместе".

скрытый текстПричины, в силу которых жена могла требовать развода, ничего не теряя из своих прав при разделе имущества, были весьма разнообразны: достаточно было дурного запаха изо рта у мужа. Подлежащие выплате вождю племени или королю выкупные деньги за право первой ночи (gobr rnerch, откуда средневековое название marcheta, по-французски — marquette) играют в сборнике законов значительную роль. Женщины пользовались правом голоса в народных собраниях. Добавим к этому, что для Ирландии доказано существование подобных же порядков; что там также совершенно обычными были браки на время и жене при разводе обеспечивались точно установленные большие преимущества, даже возмещение за ее работу по домашнему хозяйству; что там встречалась "первая жена" наряду с другими женами и не делалось никакого различия при дележе наследства между брачными и внебрачными детьми.


За несколько дней, проведенных в Ирландии, я снова живо осознал, в какой степени еще сельское население живет там представлениями родовой эпохи. Землевладелец, у которого крестьянин арендует землю, представляется последнему все еще своего рода вождем клана, обязанным распоряжаться землей в интересах всех, крестьянин полагает, что уплачивает ему дань в форме арендной платы, но в случае нужды должен получить от него помощь. Там считают также, что всякий более богатый человек обязан помогать своим менее состоятельным соседям, когда они оказываются в нужде. Такая помощь — не милостыня, она по праву полагается менее состоятельному члену клана от более богатого или от вождя клана. Понятны жалобы экономистов и юристов на невозможность внушить ирландскому крестьянину понятие о современной буржуазной собственности, собственность, у которой одни только права и никаких обязанностей, просто не умещается в голове ирландца. Но понятно также, что ирландцы, внезапно попадающие со столь наивными, свойственными родовому строю, представлениями в большие английские или американские города, в среду с совершенно иными нравственными и правовыми воззрениями, — что такие ирландцы легко оказываются совершенно сбитыми с толку в вопросах морали и права, теряют всякую почву под ногами и часто в массовом масштабе становятся жертвами деморализации. (Примечание Энгельса к изданию 1891 года.)
Страницы: ← предыдущая 1 33 34 35

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)