Семь чудовищ Медного берега5 читателей тэги

Автор: Нуремхет

Семь чудовищ Медного берега

Я старомодна

Иногда человек говорит о себе, что он как будто должен был родиться в другом веке, так его взгляды чужды современности. Обычно при этом называют 18-19 века, хотя встречаются и более экзотические варианты.

Не хочу судить, когда я должна была родиться, мне нравится моя эпоха, но зачастую на нынешнюю жизнь я смотрю как будто из каменного века. Обходя подробности, скажу, что в целом это выглядит так: глядя на многие вещи, которые кажутся людям важными, я понимаю - когда-то этого не было и когда-то не будет, так стоит ли сейчас отдавать этому свое сердце? Кстати, занятное упражнение: если хотите понять, насколько важен и свят какой угодно институт или обычай, подумайте, существовало ли нечто подобное в первобытности. И, если нет, скорее всего, это просто новомодное веяние, придуманное затем, чтобы жизнь была более упорядочена.

Но я шучу, конечно. Для того чтобы так рассуждать, нужно хотя бы поверхностно знать эти эпохи, а как показывает практика, даже многие историки забивают на них болт.

Но об одной своей особенности я все-таки расскажу.

Лет с пятнадцати мои мечты о семье и детях выглядели не как "я жена любящего мужа", а как "я единственная сестра многих братьев". Конечно, это было задолго до того, как нам в университете рассказали об общественном укладе эпохи неолита, в котором удачная семейная жизнь примерно так и выглядела. В то время, как я поняла, заправляли делами коллектива все же мужчины, но женщины особо не угнетались, и у них оставалась как минимум одна важная роль - род велся по материнской линии. Это легче и точнее, чем вести его по отцу, как сейчас. Ведь, положа руку на сердце, ты не всегда можешь быть уверен, что дети твоей жены - твоей крови. Зато дети твоей сестры всегда твоей крови, ведь вы всяко потомки одного предка. Браки были неустойчивы и больше напоминали современное сожительство. Супруги не создавали новой семьи, а принадлежали каждый своей. Имущество их тоже не было общим и при расставании каждый забирал свое. Жену и детей содержал не муж, а братья жены - они же были ближайшими родственниками мужского пола для ее детей, могли обучать их, ведь, в конце концов, это их наследники. Муж, в свою очередь, имел обязательства перед своей сестрой или сестрами.

Затем, видимо, ближе к бронзовому веку, мужчины решили, что, раз вся власть и так у них, пускай и род ведется по отцовской линии, а то как лохи. А чтобы они были точно уверены, что дети их жен - их крови, отсюда, видимо, и пошло то, что мы называем угнетением женщин. Начиная от казней за измену и заканчивая женскими обрезаниями.

Ну да разговор не о том. А о том, что я старомодна и патриархальный брак кажется мне слишком новым и ненадежным веянием. Как-то очень современно для меня, я больше по классике. Ведь мужу я могу надоесть, разонравиться, он может жениться на другой, кто тогда станет заботиться обо мне и детях? Такая семья не вызывает доверия. А братья себе новой сестры не найдут. И родиться единственной женщиной в большой семье - великая удача, с тебя бы пылинки сдували.

Именно поэтому мне так нравятся истории о женщине в мужском сообществе - начиная от истории доньи Марины и заканчивая сказкой "Двенадцать месяцев". Потому и в моих работах этот мотив в последнее время появляется все чаще и чаще. Возможно, кому-то он кажется экзотикой, но для меня это скорее тоска по старой доброй незаслуженно забытой классике.

* * *

Недавно начальница назначила меня своим замом и свалила в отпуск.

За три дня пребывания у власти я поняла, что

Самый большой минус быть начальником: если что-то происходит, не получится наблюдать с попкорном, нужно вмешиваться и разбираться.

Самый большой плюс быть начальником: если не хочешь что-то делать, можно скинуть работу на кого-то другого.

* * *

Иногда мне кажется, что многие необычные дизайнерские решения, да вообще многие необычные решения в жизни и творчестве появляются не из стремления самовыразиться, а потому что по-обычному не получилось и надо было как-то выйти из положения.

Например, на этой юбке, которую я сшила для подруги, молния должна была быть внутри, но я не все предусмотрела и, когда пришло время добавить молнию, уже не могла вшить ее внутрь аккуратно. Поэтому, чтобы она не выглядела дебильно, сделала на ней вышивку золотой нитью - теперь подруга может говорить, что это дизайнерское решение и так и было задумано.

И еще немного про обобщения

Моей первой записью в этом блоге был пост о диких тварях и о том, что они не нуждаются в обобщениях, дабы выстроить картину мира. Их вполне устраивает ее неполнота и фрагментарность в части того, с чем они не сталкивались и о чем не знают.

Нечасто, но все же я задаюсь вопросом, что сказали бы мои любимые ребята, если бы узнали, что я, допустим, поменяла разрез глаз (это просто пример, естественно). Поняли бы или решили, что я кукухой поехала? И я осознала, что нет, не поняли бы. Но и не решили бы, что я чокнулась. Они бы сказали просто "это какие-то женские приколы, я не разбираюсь" или "тебе виднее". И тогда я подумала, что иметь мнение по любому вопросу - это скорее просто современный тренд, чем признак острого ума. Может, у меня ложные воспоминания, но мне кажется, когда я была младше, не так была распространена привычка иметь мнение о том, что тебя напрямую не касается. Помню, подростком я спрашивала взрослых и сверстников о каких-то отвлеченных вещах, а они пожимали плечами, не знаю, мол. Тогда я считала их ограниченными, а сейчас думаю: не это ли и есть ответ здорового человека? Когда на вопрос "как ты относишься к Северной Корее?" человек скажет "не знаю, я там не бывал", а не "у них во главе отъехавший диктатор". Не потому, что он ничего не слышал о Северной Корее, а потому что полагает, будто услышанного недостаточно, чтобы создать ее обобщенный образ.

Тут особый привет хочется передать тем, кто по паре фраз и тройке кадров уже, как правило, все понял и сейчас объяснит.

* * *

Не так давно я стала делать механическую часть работы под разные развлекательные передачи, чтобы не повеситься от скуки, и вот вчера нашла такую занятную штуку, как исторический стендап. То есть когда комик говорит от лица исторического персонажа. И знаете, это прямо угарно. Выступления очень разные. Есть поверхностно-попсовые в духе "Жанна д'Арк и сто шуток про огонь", а есть очень хорошие. Особенно мне зашли богатырь Пересвет, Чингисхан и Пушкин - в этих выступлениях была некоторая стилизация речи, что придавало им изюминку. Но и остальные весьма неплохи, тем более что послушала я пока хорошо если четверть альбома.

О выносливости

Думаю, многие, в сети и в жизни, сталкивались с мнением в духе "да, поколение уже не то, вот наши деды в минус сорок пизды немцам давать умудрялись, а нынешняя молодежь только ныть и умеет". Если вкратце, посыл обычно таков: поколение наших дедов было крепче нас, а мы изнеженные нытики.

Пару лет назад у меня появилась история, которую я теперь всегда вспоминаю, когда сталкиваюсь с подобными высказываниями. Рассказала ее папина подруга. Ее отец служил в Красной Армии, бил немцев, был ранен, в общем, как бы сейчас сказали, прохавал жизнь. После войны он устроился учителем математики в одну из недавно восстановленных школ и продержался там пару месяцев. Приходил домой и плакал, потому что дети были невыносимы, и что с ними делать, он не знал. Не бить же, в самом деле. Потом перешел на более подходящую ему работу - кажется, инженером, но точно не вспомню.

Это я все к чему. Выносливость, сила, крепость, как ни назови - черты непостоянные, у каждого они проявляются в чем-то своем. Не факт, что мужественный воин, которым ты восхищаешься, смог бы выполнять твои обязанности, которые кажутся тебе обыденными и совсем не героическими. Не факт, что хрупкого вида девица, плачущая над сломанным ногтем и сетующая, как ужасен этот мир, несите новый, не работает на трех работах, а по ночам не зажигает в клубах.

Все мы крепки по-своему. И славно.

Еще немного о диких тварях

Почему-то, когда я рассказываю о людях, которые мне нравятся, многие уверены, что отличительная черта таких людей (диких тварей, как я их называю за неимением лучшего слова) - это отсутствие чувства самосохранения. Мол, вся жизнь игра, если не рисковать, не почувствуешь ее вкуса, и так далее.

Ну... нет. ^^ Дикая тварь как раз не склонна рисковать, а тем более жертвовать. Решиться на опасное предприятие она может только если уверена, что шансы преуспеть или хотя бы не сильно огрести гораздо выше пятидесяти процентов. Конечно, иногда они, как и все люди, ошибаются в оценках, слишком полагаются на собственные силы и терпят поражение. Но тем не менее, сознательно они не рискуют. Дикая тварь не поведет самолет в бурю, не полезет в горящий дом и не вступит в бой с заведомо более сильным противником.

Дикость в моем понимании - это склонность руководствоваться в своих поступках здравым смыслом, прошлым опытом, желанием и интуицией (в случае с риском, например, здравым смыслом), а не культурой, пускай даже переосмысленной и вывернутой наизнанку в одной отдельно взятой голове. Потому что постулат о том, что смерть не заслуживает того, чтобы ее бояться, сдается мне, тоже порождение культуры.

Про слежение за базаром

Есть у Шичининтай еще одна черта хрестоматийной нечисти (и у меня она тоже есть) - если нужно, они могут зацепиться за сказанное и действовать по букве, а не по духу. Какая разница, чего хотел произнесший нужные слова человек - ведь он сказал нужные слова! Стало быть, их можно воспринять как руководство к действию. Это относится, как правило, к предложениям, принятия которых обычно не ожидают. "Заходите еще", "да что вы, не нужно", "хоть всю зиму у меня живи", "ну хочешь на колени встану" и так далее. Ребята не глупы и в большинстве случаев понимают, что эти слова вовсе не искренни - но какая разница! Если им нужно воспользоваться чужим гостеприимством, фраза "заходите еще" послужит реальным приглашением. Если они не хотят чего-то отдавать или делать, фраза "да что вы, не нужно" послужит поводом не отдавать и не делать и так далее.

Скажу сразу, я сама так себя веду, даже когда понимаю, что предлагают из вежливости, или из попытки взять на понт, или еще из каких-то неискренних соображений. Во-первых, зачем отказываться от выгодных предложений лишь потому, что они делаются не от чистого сердца. Во-вторых, люди могут научиться не разбрасываться словами. Но это неточно.

* * *

Подруге скоро исполняется тридцать лет, и под это дело она призадумалась о своей жизни. Мне до тридцати еще год с четвертью, но что-то я тоже призадумалась. Очень модно сейчас писать по пунктам, какую мудрость ты вынес за свои годы, и хотя я не люблю всевозможные попытки поведать некую истину жизни, кое-чему научилась и сама. Естественно, это не истина в последней инстанции, она будет меняться и пересматриваться, у кого-то может не работать и так далее.

1. Многое из того, что кажется нам самим собой разумеющимся, чуть ли не законом природы, на самом деле просто устоявшаяся практика.

2. Самореализация часто не в том, чтобы делать что-то лучше других, а в том, чтобы делать то, чего другие не делают, или так, как другие не делают. На этом пути не будет соперников.

3. Все, что ты делаешь впервые, даже если это развлечения, не обязано приносить удовольствие. Первый раз чего угодно - это изучение и проба. Безопасна ли тропинка - можно ли будет по ней гулять? Хорош ли фильм - можно ли будет его пересматривать? Интересна ли игра - хочется ли продолжать в нее играть? Какой ассортимент в магазине - что там можно будет купить?

4. Берясь за любое трудное, незнакомое или неприятное дело, будь то кройка наряда, задание по работе или хождение по врачам, я говорю себе, что не обязана доводить его до конца и все брошу, если будет получаться плохо или трудно. Но пока не очень плохо и не слишком трудно, почему бы не продолжить. Таким образом я справляюсь со многими непривычными делами, хотя что-то и бросаю, конечно.

5. Как говорила Лариса Парфентьева, отсутствие однозначного "да" - это однозначное "нет".

* * *

В редкие минуты рефлексии я задаюсь вопросом, как меня еще терпят на этой работе.


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)