Океан иномирья11 читателей тэги

Автор: Виэль Эзис

О книгах и писательстве. Внимание - вы попали на территорию фэнтези!

Книга как послание

Однажды мой психотерапевт сказал, что книга - это большое сообщение во внешний мир. Мы обсуждали обмен между внутренним и внешним миром. Личность посылает вовне какие-то сигналы и принимает ответные. Разговорная речь - короткие, быстрые сигналы, с быстрой обратной связью, которая быстро затухает. А книга - это большое послание, объёмное, медленное. Обратная связь от него тоже растянута во времени. И послание это, как круги на воде от большого камня, может уйти далеко, гораздо дальше, чем круги от мелких камушков обычных слов.

С точки зрения этой метафоры можно сказать, что среди книг есть как весьма глубокомысленные речи, так и пустой трёп.

Впрочем, это уже оценочное суждение. Каждый разговаривает как умеет.

Хроники создания романа

Отчётов по главам по понятным причинам больше не ожидается, поэтому я просто напишу о том, что делаю.

В общем, после завершения черновика я столкнулась с проблемой организации заметок. Их МНОГО. И больше половины из них выглядят так: "куда-то нужно вставить то-то и то-то". Куда - хз, при этом я уже, разумеется, начинаю забывать, что в каких главах упоминала, сколько раз, и упоминала ли вообще. Рыться по тексту неудобно. Во-первых, он большой. Во-вторых, чем больше его перечитываешь, тем больше замыливается взгляд - а это очень плохо! В-третьих, при перечитывании погружаешься в настроение выбранного куска, и структура во внутреннем мире от этого путается. Что делать?

Я придумала следующую методику. Не знаю, насколько она окажется эффективной, - об этом можно будет судить лишь по окончании этапа внесения правок. Может быть, я изобрела велосипед, может быть, что-то излишне усложнила. Но, по крайней мере, у меня теперь есть чёткий ответ на вопрос "как". Мне нравится иметь чёткий ответ.

Итак, методика.
скрытый текстВо-первых, я пишу "фактологический" конспект каждой главы (ещё три штуки осталось, уф). Не текстом, не синопсисом, а списком коротких фактов, строго нейтральных по эмоциональной окраске. С тэгами. Типа такого: "Локация такая-то. Первое впечатление от лица такого-то персонажа." Или "Характер персонажа: такая-то черта" - это в довесок к какому-нибудь действию, которое характеризует персонажа. Кстати, само по себе это очень интересно - изучать, из чего состоит текст. Жалею, что не писала такого конспекта с самого начала, это было бы удобнее делать сразу, нежели лишний раз проходить по тексту. Я вообще не открываю написанного после окончания, чтобы не замыливался взгляд. Я ж потом хочу целиком перечитать, а для этого текст желательно хорошенько забыть.
В чём плюс такого конспекта? В него легко вносить исправления, касающиеся изменения сюжетных линий, событий, элементов описания мира. Не нужно заботиться о стилистике, о том, в какую часть главы вставить информацию, как это повлияет на общее впечатление от главы. Сколько угодно можно тасовать такие конспекты и никак не портить текста.

Во-вторых, есть отдельный файл, в который собирается и категоризируется вся фактология - менталитет разных народов, их обычаи и законы, как устроены поселения, локации, персонажи и их характер... Короче, ВСЁ. Справочник по книге. Поскольку в моей истории есть вымышленный мир и вымышленные народы, то информации о них много. Причём она важна для сюжета, для создания впечатления, для понимания конфликтов, а не только как антураж. Невозможно держать её всю в голове и помнить, как она отражена в тексте.
Пока ещё не решила, как быть с сюжетной фактологией и эмоциональным слоем. Возможно, это будет только в конспекте, а возможно, отдельно буду расписывать все линии событий, чтобы на каждую можно было посмотреть, не роясь в конспекте. В этом моя особенность подхода к написанию книги: я параллельно создаю текст и методику его создания . Мне так нравится.

В-третьих, есть два дополнительных файла, один называется "вопросы", второй - "заметки". Заметки - это то, что уже утверждено. Вопросы - то, что нужно обдумать. Эти два файла - приёмники хаоса. Туда я скидываю все пришедшие в голову мысли.

Далее алгоритм обработки хаоса такой:
- Все вопросы перевести в категорию заметок или добавить в справочник.
- Внести все факты из конспекта и факты из заметок в справочник (заметки - это не только про факты, там может быть что-нибудь про настроение главы или порядок подачи информации).
- Пройтись по справочнику и убедиться, что все факты не только в голове у автора, но и упомянуты нужное число раз в конспекте с отметками, где необходимо объяснить что-то читателю.
- Пройтись по заметкам-исправлениям и внести изменения в конспект.
- Внести изменения из конспекта и оставшиеся заметки по главам в текст черновика.

Страшно звучит?
А мне нравится. Люблю упорядочивать хаос. (Впрочем, хаос тоже люблю!)
В чём профит?
- Правка черновика происходит только один раз. Про важность этого я уже выше написала. Собственно, это главная причина, по которой я всем этим заморочилась.
- Алгоритм линейный и однозначный. То есть всегда понятно, что и в каком порядке делать.
- Алгоритм позволяет обработать большой объём информации, который невозможно держать в памяти одновременно.
- Легко искать информацию. Конспект и справочник - это как ключи в таблице базы данных. Главное, не забывать их синхронизировать :laugh:. До автоматической синхронизации через формулы экселя я пока не дошла. Но можно и сделать, если разработать хорошую систему тэгов...
- Потом при необходимости можно повторить проход - собрать правки, внести изменения в конспект, убедиться, что правки не порушили структуру (по конспекту и справочнику это проще, быстрее и надёжнее, нежели по тексту и по памяти), внести изменения в текст (коммит, так сказать).

По крайней мере, такова теория . Посмотрим, как дело пойдёт на практике.

Творческий поток

Тем временем создание моей книги перешло в новую стадию. И, как обычно, мне пришлось специально под этот этап разрабатывать методику, потому что пользоваться готовыми схемами мне не позволяет тонкая душевная организация (это ирония, если что). Этап называется "внесение правок", но там этих правок такое количество, плюс по ходу всплывает столько новых вопросов, что этот хаос необходимо как-то упорядочить.

Так что я занимаюсь упорядочиванием хаоса, но пока не могу оценить, сколько времени займёт этот этап.

С одной стороны, продумывать мир после написания сюжета - это и впрямь несколько неудобно. С другой стороны - если бы я занялась этим раньше, то могла бы застрять на этапе написания черновика, утонув в деталях. А неуверенность в способности дописать текст до конца - это такое мощное препятствие, от которого лучше избавляться пораньше.

Круто было бы иметь приложение, позволяющее упорядочить подачу фактов и сюжетные нити. Но заморачиваться настолько, чтобы его писать, я пока не готова. Поэтому организация происходит, как это ни смешно, всего лишь в ворде. Разве что временную линию я сделала в экселе.

Удивительное рядом

В обсуждениях на АТ такие посты иногда попадаются, что хоть стой хоть падай. Давеча один из авторов озадачился вопросом о том, как выглядит универсальная формула любви. Хочет в своей книге написать романтическую линию, но не знает как . Самое удивительное то, что комментаторы его не забили камнями (хотя самому посту поставили минусы), а принялись реальные советы давать. Эриха Фромма почитать, к примеру, или хотя бы стихи о любви.

Лично я от себя поставила посту плюс, сведя общий счёт в ноль, поскольку, почитав комментарии, убедилась, что автор в целом адекватен - то есть искренне пытается разобраться в вопросе, вежливо и доброжелательно отвечает на комментарии читателей. Просто по какой-то загадочной причине считает, что существует универсальная схема того, как у человека рождается потребность в любви, как возникают и развиваются отношения между двумя влюблёнными. Видимо, это какая-то особо глубокая шизоидная акцентуация личности, как ещё это объяснить, я не знаю. Если не троллинг, конечно.

Очень интересно, как автор станет дальше решать эту задачу и к чему придёт.

Впрочем, сама постановка вопроса меня, как шизоида, не пугает. Просто у меня уже есть большая и хорошо простроенная концепция видов любви (очень техничная, да), но она далека от универсальности - скорее, это большое поле вариантов . И, кроме того, я учитываю, что это всего лишь модель.

Ещё об инь-ян в художественной литературе

Похоже, в прошлом посте я случайно сформулировала гипотезу, объясняющую избыток мужских персонажей в некоторых направлениях художественной литературы. Собственно, мне это пришло в голову потому, что вопрос гендерного дисбаланса недавно поднимался в обсуждениях на АТ, и главной причиной этого назывался имеющийся в нашей культуре перекос в сторону мужского пола. Думаю, это объяснение верно. В культуре, где в языке слова "человек", "герой" и "персонаж" мужского пола, нет ничего удивительного в количественном перевесе героев-мужчин.

Однако, это в литературе в целом. Если же взять близкий и лучше прочих знакомый мне сегмент фантастическойфэнтезийной эпики, героики и приключений, то преобладание мужчин-персонажей мне всегда казалось в нём естественным. И вот теперь я могу сформулировать гипотезу, почему: потому что приключения, войны, сражения, подвиги, активное изменение мира - это янский аспект.

Конечно, в каждом человеке есть инь и ян. В самой робкой и тихой женщине есть ян, а в самом крутом альфа-самце есть инь. Однако художественная литература, а фэнтези - в особенности, строится на метафорах. И в качестве метафоры янского аспекта естественно взять мужчину, а в качестве метафоры аспекта иньского - женщину. Это не гендерная дискриминация. Это закономерное следствие реального положения вещей. Поэтому если в сюжете художественного произведения основное место занимают сражения, войны, восстания, противостояния с антагонистами, опасные походы за могущественным артефактами, обретение сверх-силы и прочее подобное, то преобладание персонажей-мужчин естественно, и искусственная попытка сбалансировать гендерное распределение на пользу произведению не пойдёт. За исключением разве что случаев, когда одной из задач автора является демонстрация янского аспекта в женщинах.

К чему я всё это? Да просто так. Интересно порассуждать.

Размышления о ян-инь-янской структуре в сюжетах моих историй

Давно подметила, что отчего-то в моих историях проявляется интересная особенность, связанная с персонажами: они часто ходят тройками. Двое мужчин и женщина. Два ян и один инь. Причём их связывает не любовный треугольник - романтики между ними может и вовсе не быть. Такая тройка персонажей притягивается линиями судьбы и образует устойчивую конфигурацию, которая или становится ключом к решению проблемы, или начинает успешно контролировать ситуацию. А также позволяет присоединить к ситуации других участников, оставаясь ядром системы, центром, вокруг которого всё вращается. Впрочем, есть случаи, когда частью ядра становился и четвёртый участник, и в женском, и в мужском варианте.

И мне прямо очень любопытно архетипическое значение этой конфигурации. Можно было бы предположить, что это отец-мать-ребёнок, но внутри системы эти три элемента так себя не ведут. Первый и второй ян по количеству ян отличаются, но это не обязательно ярко выраженные альфа и омега. Есть пример, где два ян - это альфа и нечто вообще запредельное и нечеловеческое. Возможно, избыток янского аспекта такой системы объясняется направленностью системы на экспансию. То есть система инь-ян - стабильность, инь-ян-инь - вектор развития вовнутрь, ян-инь-ян - вектор развития вовне.

Короче, хз, но размышлять интересно.

В "Праве на жизнь" тоже есть такая конфигурация.

Может быть, дело ещё и в том, что пара векторов не разворачивается так же интересно, как тройка. Если бы в этой истории я не пошла по излюбленной дороге трансформации клише и ограничилась парой инь-ян (говоря по-простому, сделала бы ГГ женщиной), то она не срикошетила бы друг об друга так непредсказуемо, как получилось с ян-инь-ян.

* * *

Наконец-то создала подборку книг на author.today: https://author.today/collection/272

Понятно, здесь только часть книг, но тем не менее. Интересно, заметит ли её кто-нибудь на сайте.

Русалочья библиотека: Макс Далин, "Корона, Огонь и Медные Крылья"

Название: Корона, Огонь и Медные Крылья.

Автор: Макс Далин.

Тэги: Героическое фэнтези

Аннотация с сайта:

Нут - богиня судьбы, неподкупная и насмешливая. Её всегда изображают с парой игральных костей на раскрытой ладони: всё на свете зависит от того, как эти кости лягут. Моли, чтобы бросила, моли, чтобы не бросала - всё тщетно, смертному в любом случае судьбы не изменить, всё равно придётся сражаться с жестоким миром. И юная принцесса, отправленная морем к своему суженому, принцу дружественного государства, попадёт совсем не туда, куда ожидала. И принц найдёт совсем не то, что искал. И многих, многих других подхватит тем же вихрем, который несёт меднокрылых ядовитых птиц - и Нут усмехнётся, снова подбросив кости...

 

Судьба персонажей и впрямь складывается весьма причудливо. И всё же каждый находит то, что искал. Просто хорошая книга, в которой есть всё - приключения, дружба, любовь, смертельные опасности, подвиги, сражения и мирная жизнь.

 

Книга бесплатна, можно читать с сайта или скачать:

https://author.today/work/23500

Русалочья библиотека: Макс Далин, цикл "Лестница из терновника"

Название цикла: Лестница из терновника.

Автор: Макс Далин.

Тэги: Научная фантастика, Социальная фантастика

Цикл завершён и полностью бесплатен.

 

Очень красивая, невероятно изящно выписанная история о... пожалуй, о взаимопонимании. Очень легко наклеить на другого привычный ярлык и тем самым обрубить всякую возможность диалога, закрыть часть своей души, которая могла бы в этом диалоге раскрыться. А услышать, понять, принять - сложно. Поэтому - лестница из терновника.

Отдельно хочу отметить удивительное умение автора создавать живые, тонкие, образные описания, одновременно и визуальные, и наполненные смыслом. Потрясающий уровень владения словом. Впрочем, это относится ко всем произведениям этого автора.

 

Книга 1.

Название: Лестница из терновника. Знакомство.

Аннотация с сайта:

Планета Нги-Унг-Лян - эволюционный курьез. Высшие организмы, обитающие на ней, не знают земного деления на два пола, совмещая признаки обоих в одном теле. Брачный поединок решает, кому быть самкой, а кому самцом - так живут животные этого мира, так же устроено и общество разумных существ. Планета - настоящий биологический рай... работу земных ученых осложняет одно: венец нги-унг-лянской эволюции, при всех фундаментальных физиологических отличиях слишком похож на земного человека...

Ссылка на страницу книги: https://author.today/work/23761

 

Книга 2.

Название: Лестница из терновника. Поиски путей.

Аннотация с сайта:

На этот раз двор Кши-На ждет очень увлекательное событие — посольство соседнего Лянчина. Южный сосед затевает игру, в которой готов пожертвовать многим. Назревает война, в которой победителей не будет. И Ник Дуров может только печально отметить: ксенофобия, религиозные и расовые распри, нетерпимость — бывают не только в печальном прошлом Земли. Но это далеко не Земля, а на Нги-Ун-Лян свои тонкости...

Ссылка на страницу книги: https://author.today/work/24244

 

Книга 3.

Название: Лестница из терновника. Прогрессоры.

Аннотация с сайта:

Война между Севером и Югом грозит разрушить равновесие на Нги-Унг-Лян, отбросив мир в прошлое на много лет. Тот самый случай, когда надо не победить, а предотвратить...

Ссылка на страницу книги: https://author.today/work/24815

Русалочья библиотека: Макс Далин "Моя Святая Земля"

Название: Моя Святая Земля.

Автор: Макс Далин.

Тэги: Темное фэнтези, Героическое фэнтези

Аннотация с сайта:

Благой король вырос далеко от родины. Его родственники его предали. Его Святая Земля превратилась в преддверье ада. Его единственный друг - проклят. Благой король не умеет владеть мечом, не умеет вести за собой войска - да у него и нет солдат. Всё, что у него есть - дар целителя, больная совесть и отчаянное желание вернуть святость Святой Земле...

 

Не согласна с тэгом "тёмное фэнтези". По-моему, это самое что ни на есть светлое фэнтези, несмотря на наличие вампиров, некромантов и прочих "тёмных" элементов. О том, что по-настоящему доброе слово прекрасно обходится без пистолета.

 

Книга бесплатна, можно читать с сайта или скачать:

https://author.today/work/25731


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)