Семь чудовищ Медного берега5 читателей тэги

Автор: Нуремхет

Семь чудовищ Медного берега

* * *

Знаете эти аннотации в духе "ОН негласный хозяин города, опасный хищник с темным прошлым. ОНА студентка-первокурсница, приехавшая из провинции. Однажды они встречаются в ночном клубе, и эта ночь навсегда меняет их судьбу".

 

Решила написать что-то похожее к "Зиме огненной".

 

Ну, почти похожее.

 

"ОН борзый щенок, отвертевшийся даже от обвинения в госизмене.

ОНА мягкая кисонька, обещание радости, девочка-лето. Или, как сказали бы в позднем СССР, интердевочка-лето.

ОНИ наемные войска на византийской службе. Вообще не собирались впрягаться в эту лавстори, но не припомню, чтобы кто-то спрашивал их мнение.

ОНО само, я не трогала, честно.

 

Однажды они встречаются в Константинополе, и там такой замес лютый начинается, щас поем и расскажу".

* * *

Это снова Нуремхет в стране чудес. Пара-пара-па.

о браках с иностранцамиОсновное отличие намдаленской ментальности от многих других в нашем мире (и предмет национальной гордости в последние десятилетия) - это буквально "весь мир сошел с ума, одни мы нормальные". Это убеждение с большей или меньшей степенью категоричности разделяют многие намдалени. По их мнению, мир придумал себе искусственных идолов и искусственные проблемы. Виртуальная реальность стала для людей желаннее настоящей, а к малому относятся так же серьезно, как и к великому. Им непонятно, почему посеченные кончики волос вызывают такое же горе, как болезнь. Непонятно, зачем проводить конгресс по ногтевому дизайну - что, других тем для конгрессов нет? И так далее.

Большинство иностранцев кажутся им мелочными и достаточно унылыми. Поэтому, если намдалени вас выбрал(а), значит вы как минимум кажетесь ему или ей интересным человеком. Ну, или это любовь.

Прежде чем переходить к частностям, скажу в целом: намдалени, мужчины или женщины, для своих близких могут творить чудеса. От близких требуется только одно: не принимать это как должное. Любви и внимания никогда не бывает много, и без вашей благодарности брак развалится довольно быстро.

Штош, по частностям.

Иностранцу, который женится на намдаленке:
1. Прежде всего, позвольте вас поздравить, ибо если намдаленка выбрала вас, то вы как минимум кажетесь ей не унылым и выдерживаете конкуренцию с ее сородичами. Что весьма непросто, так как намдаленская культура сосредоточена в первую очередь на воспитании мужчины, и это дает плоды.

2. Она будет общаться с родней по скайпу, вотсапу, телефону, летать в Намдален (может, даже без вас) и так далее. Потому что когда ваша невеста с милой улыбкой говорила в ЗАГСе, что семья - это главное, она имела в виду не то, о чем вы подумали. Препятствовать этому общению не стоит - это приведет либо к молчаливой обиде, либо к ссоре, потому как для вашей жены поддерживать связь с ее родней крайне важно.

3. Может постоять за себя, за вас и за того парня. Втащит за вас в пьяной драке. Если сопрут на улице телефон, догонит и изобьет вора.

4. Намдаленки требовательны, в основном, в отношении внимания. Если вы больше трех вечеров играете на компе вместо того, чтобы проводить время с женой, то в следующий раз увидитесь с ней в суде. Хотя если она не заставит вас забить на виртуальные развлечения и полюбить жизнь, не знаю, что еще сможет.

5. В отношении материальных благ эти женщины не слишком требовательны. Хотя, конечно, зависит от человека. Если вы, скажем, школьный учитель с зарплатой в 20 тыщ и она влюбилась в ваш богатый внутренний мир, то она может и сама работать, если вашей зарплаты ей кажется недостаточно. Либо ее могут содержать родственники, регулярно высылая деньги. При этом ее родня вряд ли будет считать вас неудачником (и уж во всяком случае это никогда не прозвучит при вас) и осуждать ее выбор, если только вы совсем не сложите лапки, перестав работать, и не сядете им на шею.

6. Брак в Намдалене традиционно ассоциируется с детьми, поэтому заходы в духе "я пока не готов к детям" - это сразу развод. Хотя такие вещи нужно обсуждать до брака, конечно.

7. Не стоит требовать от жены-намдаленки по мелочам. Гладить носки - это лишнее.

8. Не стоит упрашивать и настаивать. Упрашивание вызовет презрение, настойчивость - раздражение. Если жена говорит, что устала, не стоит просить вымыть посуду или протереть подоконник. Иначе начнется сцена в духе "тебе совсем на меня наплевать".

9. Если вы услышали, как она жалуется на вас матери, сестрам или подругам - это неприятно, но не страшно. Куда хуже, если она жалуется отцу, дядьям или братьям. В Намдалене, когда женщина жалуется женщине - это просьба поговорить и поддержать. А когда мужчине - это просьба о помощи. Из этого следует, что, если жена жалуется вам, не стоит ее подбадривать - стоит подумать, как решить ее проблему, ибо, если бы она хотела моральной поддержки, поныла бы подругам. В этом случае не нужно обольщаться тем, что Намдален далеко. Самолеты летают быстро. Родичи жены могут вылететь как ближайшим рейсом, так и в течение недели (смотря насколько тяжела обида), и разобраться с вами. В худшем случае они заберут и жену, и детей и увезут в Намдален - и можете сколько угодно потом ходить по судам.

Конечно, есть истерички, которые могут звонить отцу посреди ночи, если вы, допустим, забрали у нее телефон со словами "киса, ты уже полночи болтаешь с подругой, нам рано вставать к врачу". Но намдалени, как правило, знают своих родственниц - в этом случае они скорее сами ее пошлют.

Однако не приведи бог вам ударить жену или как-нибудь оскорбить.

Иностранке, которая выходит за намдалени:
1. Ваш муж вряд ли разведется с вами по своей инициативе, во всяком случае, пока вы не нападете на него с ножом. Если он увидит, что отношения в браке холодны, то может предложить вам развод. Вы можете просто сказать "нет" - и останетесь в браке. Только зачем.

2. После развода с вероятностью в 80% вам достанется все, что было у вас общего.

3. Что касается славянских жен (из России, Беларуси, Украины), то намдалени, может, и могли бы считать их красивыми. Но славянки для них слишком печальны и зачастую невозможно жертвенны. Кроме того, они, как и другие иностранки, кажутся намдалени слишком мелочными, поклоняющимися придуманным идолам. Например, муж-намдалени может поощрять ваше увлечение маникюром, пока это приносит вам радость, и даже не скупиться на технику вроде ламп для сушки. Но если вдруг вы начнете переживать и загоняться по поводу своей профессии, рискуете услышать нечто вроде: ты там не пишешь великие картины, это всего лишь ногти, они не стоят таких переживаний.

Равно как не стоит в его глазах ваших нервов трехчасовое собирание перед походом в магазин или слезы из-за того, что на вечеринку нечего надеть. Просто надень что-нибудь и пойдем. Увлечение всевозможными виртуальными развлечениями, вероятно, тоже будет казаться ему странным. Пока это вас радует - отлично, но как только начнутся переживания, муж скорее всего напомнит вам, что оно того не стоит.

Поясню на всякий случай: намдаленки тоже могут два часа сидеть в ванной, запаивая кончики волос. Отличие только в том, что намдаленка, почувствовав, что ее это больше утомляет, чем развлекает, скажет себе: это всего лишь концы, чего я парюсь - и обрежет омертвевшую длину.

4. Вы не обязаны работать (но можете, если хотите). Предполагается, что если намдалени женился на вас, то намерен содержать и вас, и детей.

5. Вот тут, если не готовы рожать детей, он может и подождать, пока вы дозреете. Если принуждать женщину к деторождению, ничего хорошего из этого не выйдет. Хотя если время идет, а вы все еще чайлдфри, тут по-разному, некоторые могут и развестись, ведь зачем вам в таком случае семья.

Ну, и, конечно, с супругами обоих полов могут быть расхождения в воспитании детей. Может, когда-нибудь я дозрею до большого поста о воспитании (с применением обратного инжиниринга, ибо у Тертлдава мы почти не видим намдаленских детей, зато видим, что из них вырастает). А пока просто небольшой пример. Так, в Намдалене детям ни в коей мере не прививается скромность. Не "стой в сторонке, пускай другие подойдут", а "потребуй себе". Не "подумаешь, на олимпиаде поселили в раздолбанной общаге, потерпи", а "скажи, если не поселят в нормальную комнату, ты вообще не будешь выступать". И так далее. Если в нашей культуре, например, принято избегать конфликтов и зачастую терпеть дурное с собой обращение, то в Намдалене подобного культурного кода нет. Если намдалени чувствуют себя обделенными, вы об этом узнаете.

Какие-то сомнительные мужики

На днях я задолбала саму себя тоской и нытьем (но оцените прогресс, ведь несколько лет назад я задалбывала других!) и подумала: чего тосковать и бездельничать! В моем распоряжении огромный Интернет, возможностями которого я пользуюсь хорошо если на сотую долю.

И в тот же вечер нашла прекрасный Ютуб-канал и два связанных с ним паблика, посвященных истории Византии. Прошло всего несколько дней, а я уже очень многое стала понимать в книгах Тертлдава. В частности, какие события и как именно он обыграл. Где внаглую слизал историю, где переосмыслил, где пощадил героев, смягчив действительность, а где добавил драмы. Собственно, в эти дни моим спутником стала фраза "так вот оно что!".

Конечно, это не сравнится с возможностью физически прикоснуться ко всему описанному - умозрительных упражнений мне откровенно мало. Но, тем не менее, и они весьма меня радуют.

Сегодня вечером я узнала, например, что у одного из основных персонажей-намдалени был вполне себе исторический прототип. Нормандец, конечно. Вы все равно не пойдете гуглить, поэтому расскажу вкратце. Руссель де Байоль, полководец-наемник, тот еще авантюрист, трижды предавший императоров, отхвативший себе часть византийских земель, но, благодаря хорошо подвешенному языку и, стоит полагать, уму, избегавший серьезного наказания. Более того, за его выдачу из плена Византия дважды расплачивалась с сельджуками своими территориями. После третьего предательства товарища все же казнили, потому что сколько можно, ну правда, задолбал уже!

Мне почему-то вспомнился один китайский персонаж - Люй Бу, тоже полководец-наемник, тоже отличный воин, прославившийся тем, что предавал буквально каждого своего хозяина. И не всем, естественно, это предательство удавалось пережить. Наконец, когда его разбил некий Цао Цао, Люй Бу и ему предложил свои услуги, но, к несчастью, в войске Цао Цао был один из его бывших нанимателей, который и сообщил победителю, чем обычно кончали все, кто приглашал Люй Бу на службу. Поэтому чувака просто казнили.

И знаете, китайцы его любят. Вот уже много столетий это национальный герой, ему посвящены поэмы, театральные постановки, картины и фильмы. Я сама узнала о нем на работе, когда проверяла перевод китайской компьютерной игры, где он был одним из персонажей, за которых можно было играть.

В общем, вывод из этого поста такой: мне нравятся какие-то сомнительные наемники. Ну, или такой: если с толком использовать Интернет, он не даст закиснуть. Выберите, какой вам больше по душе.

* * *

Это снова Нуремхет в стране чудес, а вы кого ждали?

книги, музыка, церковь и внебрачные детиСначала по вопросам кисули Хинерико.

1. Как относятся к однополым парам и беременностям вне брака?
Про отношение к ЛГБТ я писала - оно равнодушное. Чтобы было понятнее: в Намдалене к тем, кто живет с представителями своего пола, относились бы так же, как у нас, допустим, к тем, у кого волосы выкрашены в зеленый. Странновато, конечно, но если человек хороший и дело свое знает, так ли важно, с кем он спит? Может, какие-нибудь особо религиозные мамаши и были бы не в восторге, обнаружив у ребенка нетрадиционную ориентацию, но, как в случае с окрашиванием волос, вряд ли какая мать из-за этого скажет "ты мне больше не сын/дочь".

Что касается беременностей вне брака и вообще внебрачных связей, в том числе подростковых, тут я привела бы такое сравнение: в Намдалене к ним относились бы как у нас к курению. Восхвалять это как добродетель никому и в голову не придет, но и яростно бичевать желающих немного. Что поделать, грешен человек. Знаю высказывание, мол, ни один мужчина ничего не имеет против добрачных связей до тех пор, пока у него не рождается дочь, но в Намдалене этот принцип не очень применим. Германская свобода и романская строгость соединились там в довольно причудливое сочетание с традиционным для Намдалена перекосом в сторону требовательности к мужчине и попустительства к женщине.

Иными словами, родственники женщины или девушки впрягутся за нее, только если она еще очень юна и могла буквально не сознавать что творит (обычно до 14-15 лет), либо если мужчина повел себя с ней как мудак. Например, навешал про великую любовь, а сам поимел и прогнал. Вот тогда горе-любовнику не позавидуешь, и какое искупление удовлетворит женщину и(ли) ее родню - сказать трудно. Иногда достаточно устных извинений, иногда приходится отвечать имуществом, в особо запущенных случаях мужчину могут убить, но это, естественно, происходит крайне редко и в сильной ярости (или, напротив, тихо и обставляется как несчастный случай - все для того, чтобы не породить волну кровной мести). Но убийство - это крайний вариант, обычно все-таки договариваются миром. То же самое применимо не только к любовникам, но и к мужьям, кстати.

Во всех остальных случаях (то бишь если девица взрослая и мужчина ее не обижает) семья обычно не вмешивается, а общество тем более.

Тут сделаю небольшое отступление, потому как может показаться, что на мужчин ложится вся полнота ответственности, а женщины никогда не при делах. Это не совсем так. Женщина может и обмануть, и предать, и кинуть на деньги. Если при этом она нарушает положения АК или УК, она отвечает перед законом от своего имени, и все наказания, перечисленные в упомянутых кодексах, применяются равно к мужчинам и к женщинам, включая смертную казнь. Но если конфликт исключительно личный и женщина в нем повела себя как сучка, отвечать перед обиженной стороной может не она, а ее родственники, чаще мужского пола. А уж как они сами ее накажут и накажут ли вообще - это уж только от них зависит.

Что касается внебрачных беременностей, тут отношение общества скорее спокойное, а у родных может быть разное. Дети в Намдалене в любом случае считаются радостью и благословением небес. Если мать помнит времена бурной молодости и в целом не слишком строга, она может вовсе закрыть глаза на то, что дочь залетела. Невелика беда, зато ребенок будет! Если мать строга, она может и проучить дочь. Предположим, девушка уехала учиться или работать в другой город и там случайно забеременела. Тогда в худшем случае мать может сказать: учись, мол, отвечать за свои поступки и расти ребенка сама. Если отдашь мне или если узнаю, что снесла его в церковь - перестану присылать деньги. Но это в худшем случае, конечно. Ситуации, в которой мать говорит "сделай аборт, вот тебе деньги, грех на мне будет" я представить не могу. И потому, что детей в принципе не воспринимают как проблему, и потому что влияние католической церкви в стране все же гораздо сильнее, чем во многих других государствах, а церковь аборты не одобряет.

Кстати о проблемах. В Намдалене дети зачастую и вправду не слишком утомляют родителей и не мешают их карьере, потому что, как я уже упоминала, здесь под семьей понимается вся совокупность кровных родственников, а среди них всегда найдется кто-нибудь, на кого детей можно спихнуть, если мать, допустим, строит карьеру. Поэтому довольно распространена практика, когда детьми занимается родня матери или отца, а не сами родители.

В общем, никто за внебрачную беременность не прогонит и не убьет, максимум строгая мамаша может вынести мозг - и то единоразово. Тут не принято за одну и ту же вину наказывать многократно.

2. Какое там отношение к религии, какая основная и влияет ли религиозный институт на политику, как в России?

Для начала скажу, что я не великий спец по России, но у меня не сложилось впечатления, что там религия сильно влияет на политику. Во всяком случае влияние Церкви в России гораздо меньше, чем в том же Намдалене, не говоря уже о настоящих теократических государствах.

Как я уже писала, Намдален, как и большинство государств Юго-Западной Европы - католическая страна. Мне трудно судить, какой процент населения составляют верующие, не думаю, что очень большой. Полагаю, общество делится примерно поровну на три части: реально верующие католики; формально крещеные, которые приходят в церковь только по праздникам; и некрещеные.

Несмотря на это, католическая церковь обладает в стране влиянием и властью куда большими, чем много где в Европе. Во всяком случае, все, что связано с благотворительностью и помощью людям, попавшим в затруднительное положение, - целиком ее вотчина, и государство этим не занимается. Например, как я уже указывала, воспитание сирот - это ответственность церкви. Ей же подчинена вся благотворительность. Иными словами, все благотворительные организации в Намдалене - это исключительно католические институты, а не инициатива неравнодушных энтузиастов. Может возникнуть вопрос, а как же церковь, имея такую власть и собирая немалые средства, избегает распила пожертвований и прочего? Скажу честно: я не знаю, может, и не избегает, в конце концов, все мы люди и мы алчны. Но, как бы то ни было, авторитет церкви в Намдалене и уровень доверия к ней довольно высоки, из чего я делаю вывод, что распилы невелики, нечасты или хорошо маскируются, да и в целом поведение церковных иерархов весьма достойно и не вызывает громких скандалов.

Также, в отсутствие психологов, эту роль берут на себя священники, которые могут встречаться с прихожанами не только во время служб. Прийти в церковь за утешением или советом - это не то чтобы повальная, но довольно обычная практика.

Тем не менее, Намдален - светское государство. Никакие христианские нормы не находят отражения в законодательстве. Церковь имеет в лучшем случае право совещательного голоса при принятии новых законов. Этот принцип распространяется и на Магриб: нормы светского права, общие для всего государства, имеют приоритет перед нормами шариата.

3. Немного о том, как Намдален мог бы выглядеть в глазах соседей и мирового сообщества. Естественно намдалени, как всякие нормальные люди, хотят создать о себе впечатление честных, достойных, надежных и предсказуемых партнеров. Но... есть у меня подозрение, что в глазах, например, среднего российского обывателя намдалени стереотипно алчные, агрессивные и хитрые ребята. В глазах лидеров мировой общественности намдалени могли бы выглядеть в целом неплохо, но весьма и весьма себе на уме. За что бы ни взялись - не упустят своей выгоды. Даже если Намдален посылает гуманитарную помощь в другую страну (а случается это редко), он делает это по принципу "не сэкономим, так понтанемся". Намдалени по отдельности великодушные открытые люди, которых всегда можно попросить о помощи. Но Намдален как государство, похоже, способен искренне заботиться только о себе самом. Вкладываться в другую страну, даже в рамках гуманитарной помощи, не получая ничего взамен, - это не их метод. Чтобы Намдален стал по-настоящему заботиться о какой-либо территории, он должен ее официально присоединить, как то случилось с Магрибом. Будь то военным путем, или референдумом, или еще как. Сейчас мне трудно сказать, как вели себя намдалени в колониальные времена, когда имели заморские владения помимо Северной Африки. В любом случае вряд ли они были жестокими и жадными хозяевами, не исключено, что наместники во многом искреннее заботились о процветании своих провинций.

Полагаю, тот же, гхм, неосторожный американский деятель, который заявил, мол, несправедливо, что богатства Сибири принадлежат одной России, мог бы высказаться и насчет Намдалена: несправедливо, что Гибралтар, а с ним и значительную часть морской торговли контролирует банда наемников и пиратов. Намдалени, конечно, не были бы в восторге от таких заявлений.

Не исключено, что своим нежеланием ничего общего иметь с НАТО и вообще плясать под чью угодно дудку Намдален мог раздражать Штаты и, полагаю, время от времени становиться для них козлом отпущения. Посмотрите, мол, намдалени опять выгуливают свою агрессию!

Не исключено, что Штаты сотоварищи могли пытаться создать негативный образ Намдалена у мирового сообщества. Поэтому те, кто никогда в этой стране не бывал и не особо ею интересовался, знали бы только, что намдалени:

а) наемники,
б) пираты,
в) шлюхи,
г) торгуют детьми,
д) носят оружие,
е) воюют и грабят,
ж) могут втащить за косой взгляд.

В общем, все неоднозначные черты раздувались бы, все положительные - замалчивались. Сами знаете, как это работает. Многие ли из нас хорошего мнения об Иране или Северной Корее?

Что касается информационных войн, Намдален по большей части занимал бы в них оборонительную позицию. В отношениях с большинством стран он исходил бы из принципа "не обвини другого, чтобы не обвинили тебя". Предъявлять необоснованные претензии намдалени начинают только к тем, с кем собираются воевать (ведь для войны нужен предлог, нельзя так просто взять и...). Поэтому, если намдалени заявляют официальную претензию, а вы ни в чем перед ними не виноваты, это тревожный звоночек.

4. Искусство. В общих чертах намдаленское искусство можно охарактеризовать как "легкое, но не пустое". И здесь я буду, пожалуй, писать урывками, потому что всех подробностей о каких-то видах искусства могу и не знать.

Музыка:
- фолк: либо народные песни в современных аранжировках, либо современные в народных аранжировках;
- в отдельный поджанр выделяются песни на чужие стихи, написанные изначально не для сценического исполнения;
- инструментальную музыку чаще всего можно описать либо как "легкую", либо как "торжественную". Почти не встретишь "сложных для восприятия" композиций;
- в отдельный жанр выделяются любовные песни, их тексты напоминают скорее наш шансон, чем попсу (для наглядности: скорее "все для тебя: рассветы и туманы", чем "муси-пуси, миленький мой, я горю, я вся во вкусе рядом с тобой");
- а поп-музыкой называются песни с нелюбовной лирикой. Чтобы примерно представить, как выглядит намдаленская попса, можно послушать, например, песни "Сердце тайги" (исполнитель Mistfolk), "Китобой" (исполнитель "Дом ветров"), "Пять минут" (Людмилы Гурченко или в любом другом исполнении), "Есть только миг";
- радиостанции, как правило, играют местные песни наряду с арабскими, англоязычных и прочих зарубежных немного, и они скорее относятся к классике (рока или иных жанров), чем к горячим хитам.

Сюжетное искусство (литература, кинематограф):
- почти все произведения намдаленского сюжетного искусства так или иначе можно назвать приключенческими. Не потому, что существует только один этот жанр, естественно. Это могут быть и детективы, и любовные романы, и исторические произведения, но экшен и приключалово там будут в 99% случаев. Намдалени такие сюжеты легче и создавать, и воспринимать;
- не уверена, что в Намдалене был бы популярен жанр триллера, тем более психологического триллера. Эти ребята не любители мрачняка;
- в намдаленских книгах не найдешь эротических сцен или подробного описания жести. Не исключено, что при публикации произведений иностранных авторов все подобные вещи редакторы тоже смягчают или вырезают (по согласованию с автором, конечно). Но точно не скажу;
- полагаю, в намдаленских сюжетах не встретишь упаднических концовок. Не то чтобы там повально хэппи-энды, но и окончания в духе "все плохо, живи с этим, ну, или не живи" - тоже совсем не их вариант;
- намдаленская подростковая литература (янг-эдалт, как это сейчас называется) показалась бы нам очень взрослой. В принципе, она мало чем отличается от книг для взрослых, разве только в ней нет значимых любовных линий;
- что до зарубежных сюжетов, я думаю, в Намдалене была бы весьма популярна история о Мулан, различные интерпретации библейских сказаний, а у подростков - циклы о Гарри Поттере и Тане Гроттер (если бы последний перевели). Об остальных популярных сюжетах мировой литературы мне судить сложно. Казалось бы, напрашивается "Властелин колец" - ведь там тоже война, эпик, но что-то не дает мне внести его в этот список;
- вряд ли какая намдаленская книга или фильм удостоились бы от нас эпитета "тяжелые". Они, как правило, и для восприятия легки, и душевных страданий читателю доставить не стремятся;
- занятная особенность: в намдаленских книгах и фильмах часто используются приемы магического реализма, при этом сам магический реализм не выделяется в отдельный жанр. Иными словами, если на магии построен весь сюжет - это фэнтези. А если мистика или волшебство играют вспомогательную роль, такое произведение считается вполне себе реалистическим. Например, если в любовном романе героиня колдует, чтобы приворожить возлюбленного, и приворот работает - это все равно реализм. Че, в жизни так не бывает, что ли? Сюда же можно отнести всевозможные истории о призраках. Ну типа кто из нас не встречался с призраками в заброшенном доме? Нормальная практика же. Я по три штуки каждый день вижу. Не то чтобы намдалени искренне во все это верят, но такие вещи все же довольно органично вписываются в их мировоззрение, чтобы относить их к чему-то нереалистичному.
- что касается женских персонажей, то в намдаленских сюжетах особо не встретишь так называемых "сильных женщин", играющих традиционно мужские роли. Немного поясню: со времен палеолита женщина может участвовать в вооруженных замесах только если для нее самой нет прямой опасности. Поэтому женщины, если и берутся за оружие, это, как правило, оружие дальнего боя, а сами женщины - скорее охотницы, а не воины. Ведь кабан в ответ на выстрел не шмальнет в тебя из гранатомета, тогда как в битве тебе вполне может прилететь вражеская стрела. Образы женщин-воинов в искусстве, конечно, есть, например, та же китайская Мулан, но это скорее исключение из правила и подается как "ого, вау", а не как что-то обычное. Если в приключении участвуют разнополые персонажи, женщина выступает скорее "другом человека", подающим патроны. Если же главные герои все женского пола, у них весьма специфические приключения, подразумевающие скорее испытания сердца, ума и духа, чем ловкости и силы.

Живопись. Тут мне сказать пока особо нечего, разве что, думаю, в Намдалене не пользовались бы большой популярностью всевозможные символические и схематические стили типа кубизма или постимпрессионизма. Я бы сказала даже, что популярнее прочих был бы реалистический стиль изображения (что, конечно, не влияет на сюжеты картин, они могут быть и вполне себе фантастичными).

5. Развлечения. Как тут не вспомнить фразу про специфичные вкусы. С одной стороны я писала, что развлекаться местные умеют и любят, с другой - что европейская часть Намдалена на развлечения бедна. Но намдалени не унывают и организуют себе веселуху сами. Про самые популярные развлечения напишу чуть позже, а пока немного половых различий.

Для мужчин самые распространенные способы оттянуться - это охота и, простите, бордели. Рыбалка и морской промысел в целом как развлечения не воспринимаются - это скорее необходимость.

По такой логике можно предположить, что у женщин развлечением должны быть всяческие рукоделия. Но на деле мало кто воспринимает рукоделие как отдых. Чаще это просто необходимость (ведь готовая одежда в стране практически не продается) и способ убить время, скажем, в дальней поездке (в электричке или в автобусе дальнего следования вполне можно увидеть женщину с вязанием). Женская веселуха - это всевозможные песни-пляски, как в компании подруг, так и на больших городских праздниках.

Но, конечно, самый желанный отдых для обоих полов - это то, что многим нашим тридцатилетним уже кажется мифом из школьных лет - встречаться с друзьями. Всевозможные пикники, праздники, посиделки дома и в ресторане. Здесь вам и танцы, и музыка, и поугорать, и поговорить, и поесть, и выпить, и что угодно еще. Даже я, вполне себе интроверт, не отказалась бы от таких посиделок, если бы от меня не требовали активного в них участия. А просто сидеть в окружении близких людей, напитываясь их теплом - бесценно.

Конечно, это не значит, что в стране совершенно нет других развлечений, но дела с этими другими развлечениями обстоят печально. Одна концертная площадка на город, один кинотеатр на область - это нормальная практика. О неразвитости сферы услуг вообще и развлечений в частности я писала в одном из прошлых постов.

Что касается гаджетов и цифровых развлечений, то, как я уже писала, население Намдалена не слишком виртуально. Гаджеты их обычно исключительно функциональны, почти у всей молодежи и у многих взрослых вы не встретите дорогих телефонов. Часто это низший сегмент рынка типа маленьких смартфонов BQ за 3-5 тыщ, от которых требуется только, чтобы с них можно было звонить, изредка писать в мессенджеры и, может, музыку включать в дороге. Местным трудно понять, что интересного во втыкании в гаджеты, посему даже дети и подростки не просят их в подарок на Рождество. То ли дело лодка или собака!

Я понимаю, что в силу азартной природы намдалени мне нужно написать что-то об азартных играх. Но пока мне тут сказать нечего, кроме, пожалуй, одного: развитого игорного бизнеса в стране нет. Некоторые намдалени открывают казино в африканских странах, но это не более чем способ заработка. Тут возникает вопрос: откуда у африканцев деньги на азартные игры, но я вспоминаю ролик про украинского бизнесмена, открывшего казино в Либерии и утверждавшего, что, чем страна беднее, тем больше дохода приносит подобный бизнес, ибо люди рассчитывают на чудо и готовы отдать за попытку последний доллар. Сами же намдалени в азартных играх куда более прошарены. У них и игры повеселее, и ставки поинтереснее, в частности, думаю, в прибрежных акваториях они могут устраивать регаты, а в Магрибе - скачки, но я пока не готова подробно об этом написать, это только мои предположения.

Про осознанность

Пост про качество, которое очень уж сильно нравится мне в людях. В мужчинах может вызвать и вполне себе сексуальный интерес, в женщинах - ну, просто уважение.

Это осознанность. Потому что я опять не подобрала нужного слова, простите. То, о чем я говорю, мало общего имеет с просветленностью, осознанием единства с космосом, гражданской сознательностью или чем-то таким. Осознанность в моем понимании - когда человек в большинстве случаев способен дать себе отчет в том, что и зачем он делает и что с этого хочет поиметь.

Понятно, что есть вещи, которые мы творим на эмоциях (и часто потом жалеем). От них никто не застрахован, но речь не о них. Речь о решениях, которые мы принимаем в относительно спокойной обстановке, когда у нас есть время подумать.

Вы удивитесь, но реально многие принимают важные решения просто потому что. И не задумываются о том, зачем вообще это делают, какую хотят извлечь выгоду, надо ли им туда, хочет ли того сердце или разум и так далее. Поступают в университет, устраиваются на работу, женятся, рожают детей, совершают покупки - ну прост. Думаю, во многом последствия этого - плохая учеба, работа, к которой ты не приспособлен, не твой спутник жизни, нелюбимые дети, ненужные вещи и так далее.

Как-то я упоминала, что люблю диких тварей и что дикая тварь всегда сможет ответить на вопрос, зачем она что-то делала. Ибо природа целесообразна.

И хоть отдавать себе отчет в целях своих действий здорово, есть еще один важный нюанс. Нежелательно при этом быть жертвой. Ты жертва, когда цель твоих действий - чего-то избежать, а не что-то поиметь. Выйти в ноль, а не в плюс. Понятно, что всем нам так или иначе приходится чего-то избегать, это нормально. Но когда большая часть жизни направлена на то, "чтобы не было плохо", а не на то, "чтоб было хорошо", уважения такое поведение не вызывает. И дело тут, наверное, даже не в самих действиях - они могут быть одинаковы - а в мотивации. Один покупает Ролекс, чтоб лошарой не назвали, другой - чтобы ахнули.

Видела в одном паблике фразу: сила - это способность слушать чужую музыку, но танцевать под собственную. Исходя из этой логики я люблю сильных людей, которые в любой ситуации ведут свою игру. Даже если стороннему наблюдателю кажется, будто ситуация такова, что ей можно только покориться.

Важно лишь отметить, что подобный склад ума почти исключает, как по мне, способность к осознанному самопожертвованию. Не те случаи, когда нет времени думать и мать бросается под автомобиль, чтобы оттолкнуть ребенка. А героизм на войне, скажем. Такие люди могут быть склонны к риску, но, не имея никакой возможности уцелеть, скорее не пойдут на опасное дело и поищут другой вариант.

* * *

Мне сегодня внезапно пришло в голову, почему при всей их политической ненадежности, алчности, наглости, хитрожопости и прочих так себе качествах намдалени вызывают у меня доверие. Почему я не боялась бы находиться среди них, даже если бы была их врагом.

Раньше я не обращала на это внимания, но во всех четырех книгах цикла нет ни единой сцены, ни даже упоминания о том, что они применили физическое насилие к тем, кто на них не нападал. Ни одного упоминания пыток, изнасилований, убийств вне поля битвы или самообороны, избиений, да блин, никто даже пленника сапогом не пнул. Нет ничего из этого и в обвинительной речи против намдалени, зачитанной главным героем. А ведь в одной из книг цикла они выступают захватчиками.

Даже когда партизаны вконец допекли намдалени, их "карательная операция" не идет дальше, чем разграбить и сжечь несколько домов (без людей внутри, естественно). Притом, что само местное население и до мятежа наемников относилось к ним (как, в общем, почти ко всем иностранцам) в хорошие дни - с презрением, а в плохие - с ненавистью, и с радостью бралось за ножи и камни, стоило кому-то указать на чужеземцев с криком "еретики!".

Император, зная, что намдалени воспользуются первой же возможностью его скинуть, приходит на их праздник без охраны и совершенно их не боится.

Более того, в книгах есть эпизод, где намдалени берут в плен имперского военачальника. И вот, чтобы навеки скомпрометировать его в глазах Императора (а с себя снять клеймо захватчика), намдаленский командир составляет документ, в котором фактически навязывает пленному полководцу роль узурпатора. Намдалени, мол, всего лишь его верноподданные войска. Имперскую печать они у полководца, естественно, отобрали, и ею документ скрепили. Не сомневаюсь, что предложили пленному его подписать.

Он не подписал.

И знаете, что сделали с ним намдалени? Ничего. Не подписал - и черт с ним, документ вручили без подписи. Хотя, напоминаю, это ребятки с оружием, и у них было много возможностей заставить его расписаться, тем более если учесть, что пленный не такой уж великой силы воли человек.

Я сейчас думаю: вот это воспитание у людей! И с такой точки зрения они гораздо цивилизованнее местного населения, зовущего их варварами.

1066

Я сегодня посмотрела трехсерийный фильм, первая часть которого прекрасна как рассвет, а вторая - ужасна как месть твоей бывшей. Но все по порядку.

Я не раз говорила, что для меня в художественных произведениях, так или иначе затрагивающих тему противостояния, важен образ врага. Чем более он очеловечен (враг - это такой же человек, как ты, просто сейчас ваши интересы пересеклись), тем больше произведение ложится мне на душу. Чем более обесчеловечен - тем больше отталкивает.

Первая половина фильма посвящена борьбе англо-саксов с викингами. Это просто праздник души. Конечно, там и война, и жестокость, и хитрость, и уловки, но рассказчик об обеих сторонах отзывается с уважением, едва не с нежностью. С каждой стороны выбирает по три персонажа (необязательно вожаков, это часто просто рандомные солдаты) и их глазами показывает происходящее.

Викингов он не оправдывает - ребята приехали пограбить - но указывает, что в самой Норвегии климат суров, кушать особо нечего, грабеж - одно из немногих средств существования. Викинги пытаются в торговлю, но получается с переменным успехом, тем более что коренное население Британии не всегда готово с ними торговать. Все понятно, зритель вошел в положение.

Я обрадовалась. Я думала, что-то подобное ждет нас и в отношении нормандцев (исторический прототип намдалени, если вы еще не забыли). Думала, нам расскажут, что в их семьях по -надцать детей, что родителям часто нечего им дать, что у младших сыновей есть только меч и конь - иди сам завоюй себе землю, у папы с мамой не проси. Тем более что английский король пообещал им и корону и землю вроде как, а потом передумал.

Но когда приходят нормандцы, настроение фильма меняется на сто восемьдесят градусов. Из них не выбирают троицу рассказчиков. Их называют исключительно "чума", "орки" (с какого-то англо-саксонского языка это "чужеземец, враг", оказывается), "кровожадное племя". Когда кто-то из нормандцев проявляет человечность, указывается, что по крови он не нормандец, а, скажем, бретонец или житель другой области Франции, которого нормандцы принудили вступить в свое войско. А сами урожденные нормандцы, мол, изуверы, не способные ни к каким человеческим чувствам. Описываются какие-то упоротые зверства. Например, гобелен из Байё повествует о смерти короля Гарольда II Годвинсона и, судя по изображениям, ему либо стрела попала в глаз, либо сбил всадник. Но в фильме указывается, что на него, мол, набросились четыре озверевших от крови нормандца, вспороли живот, оскопили, а затем обезглавили.

Кажется, у кого-то больное воображение, тем более что прикол с оскоплением и последующим обезглавливанием уже мелькал в этом фильме в отношении самих нормандцев (мол, с ними стоит так поступать). Поэтому считаю его придумкой сценариста.

Знаете, когда конкистадоры писали о донье Марине, что она благородна как библейский Иосиф, что она храбра как воин, что она самая благочестивая христианка, вряд ли это была стопроцентная истина. Не думаю, что Марина была святой. Слова испанцев говорят в первую очередь не о ней, а о том, что они ее любили.

Вот и здесь - художественные зверства нормандцев говорят скорее не о них, а о том, как к ним относятся авторы фильма. А авторы фильма завершают его сценой, в которой нормандский военачальник сидит на поле боя, его жена пытается снять с мертвеца перстень, и полководец говорит ей, мол, здесь неподалеку есть хорошая земля, можно там поселиться. Сколько, говоришь, у нас сыновей? Шестеро, отвечает жена, наконец, стащив перстень. Отлично, говорит он, там земли хватит еще на пятерых.

То, что эти ребята плодились как кролики - это исторический факт. К остальным характеристикам нормандцев у меня много вопросов.

В самом конце, перед титрами, вставлено замечание, мол, в наши дни около пятой части Великобритании принадлежит потомкам завоевателей. Речь, как я поняла, идет о южных графствах. Я не знаю, зачем нужно было вставлять это замечание. Зачем вообще сняли этот фильм.

Из эталонной истории о вражде он скатился в гротескную ненависть. Кто-то на Кинопоиске писал в отзыве, мол, первая часть затянута и непонятно о чем, а вот вторая на многое открывает глаза. Не знаю, на что она там открывает глаза автору отзыва, кроме того, что создатели фильма хейтят народ, которого больше не существует. Ворвались на волне актуала, так сказать.

* * *

К слову сказать, Егор Зырянов, которого я упоминала в прошлом посте, - автор ютуб-канала RedRoom, на котором публикует ролики, посвященные отдельным историческим событиям, периодам или странам. И надо сказать, ролики очень орные, смотреть их нескучно. Вроде и под столом полежал, и что-то новое узнал. Видео про итало-норманнов - ван лав, конечно (там есть анимация с котиками), но остальные тоже угарные. Тем более что автор для иллюстрации часто вставляет кадры из исторических фильмов, и я уже набрала себе список, чего хочу посмотреть.

Игроки на нервах

В книгах Тертлдава намдалени дано презрительное прозвище "игроки" - в силу их азартной природы и способности превратить в игру почти любую дичь. Но я бы назвала их скорее "игроки на нервах". Потому что в дополнение к их бесспорным боевым достоинствам есть у них еще один врожденный талант - бесить сука всех.

В книгах они раздражают не только местное население (которое периодически решает выгулять свою ксенофобию и всех их перерезать/сжечь/забить камнями), но и Императора, своего нанимателя. Даже когда намдалени составляли большую часть его войска и ему приходилось выбирать выражения, общаясь с их командирами, есть эпизод, где Император тупо орет на них: меня уже тошнит от вас, убирайтесь на свои сраные острова!

Когда я стала читать отзывы на книги, оказалось, что читателей намдалени тоже бесят. Более того, среди намдалени есть героиня, которая, в общем, мало чем отличается от своих сородичей, и вот она дико злит всех, включая меня. Настолько, что я буквально тряслась, когда речь просто заходила о ней. Хотя ничего ужасного она там не делает, женщина как женщина. Сука, магия.

И вот, как выяснилось, исторический прототип намдалени, (итало-)норманны, тоже, по словам Егора Зырянова, "достали просто всех". Так, что даже накануне раскола христианства, когда Запад и Восток уже фактически разосрались, Папа Римский договорился с Византией, мол, давайте объединимся и надаем им по щщам.

Византийцы сказали: а давайте! - и зарезали нормандского князя в часовне.

Нормандцы сказали: а давайте без давайте! - и разбили войско Папы, а его самого взяли в плен (правда, потом отпустили и даже дали ему какие-то земли в обмен на политические плюхи).

Я долго думала, чего же они так всех бесят, ведь ничего ужасного по сравнению с другими народами не делают и ведут себя достаточно прилично. А потом вспомнила, что у меня самой отложилось в памяти после первого прочтения Тертлдава. За восемь лет я забыла почти все. Сюжет, персонажей, атмосферу, даже главзлодея. Помнила только главного героя и его бесячую жену. И еще я помнила, что намдалени - это какие-то наемники с претензиями. Из того, что только это и запомнилось из книг, можно сделать вывод, что предъявы намдалени кидать умели.

Сюда можно отнести и алчность их, и требовательность, и честолюбие, и наглость, и даже притом, что они не творят особой дичи, все это вызывает сильное желание поставить их на место. Не путем физической расправы, конечно - ее я не пожелала бы и выбесившей меня героине. Но выдать каждому по губозакатывательной машинке не помешало бы.

Как сказала одна моя подруга, намдалени похожи на яжмамок в поликлинике - все им что-то должны.

* * *

Это снова Нуремхет в стране веществ чудес. Не итоги года же подводить, в самом деле.

о свадьбах, транссексуалах и табу на понты1. Чем нельзя хвалиться. Я уже писала, что намдалени могут, умеют, практикуют выебываться, притом достаточно откровенно. Но есть вещи, которыми хвалиться не принято.

Во-первых, нельзя хвастаться детьми. Ни самим их наличием, ни тем, какие они хорошие. Дети - дар небес, как подарили - так и отнимут, лучше не искушать судьбу. Понятно, что своими детьми можно гордиться, можно радоваться их успехам - кто ж запретит, но в глубине души человек, как правило, прекрасно понимает, когда в его радости и гордости проскальзывают черты демонстративности.

Во-вторых, нельзя хвастаться родителями. Ты их не выбирал. Если твоя мать - кинозвезда, а отец - министр, твоей заслуги в этом нет, такое родство не делает тебя круче.

В-третьих, нельзя хвалиться любовью. Не только романтической, вообще всякой. Так мэру нежелательно понтоваться своей популярностью у горожан. Ибо любовь человеческая - дар небес, дальше сами знаете.

По этому же принципу можно догадаться, что похваляться природными дарованиями тоже не стоит.

Понятно, что всему вышеперечисленному никто не запрещает радоваться, и уж всяко не стоит скромничать в духе "ой, да что вы, мои дети такие лохи, не стоит их хвалить". Здесь каждый пусть обращается к своему сердцу и смотрит, есть ли в нем желание выставить дары Бога напоказ как собственные заслуги.

А знаете кем можно понтоваться? Супругами. Не самим их наличием и не их любовью, потому что про любовь смотри выше, а скорее их личностью. Так, мужчина вполне может гордиться тем, что женился на девушке, которой добивался с пятого класса. Или женщина может гордиться, что вышла замуж за богатого-знаменитого. Да, брак считается твоей собственной заслугой. Но именно брак, а не свободные отношения, потому что в свободных отношениях ты вряд ли можешь быть уверен в том, что не сто четвертый пункт в списке чьих-то любовников.

2. Свадьбы. Свадьба для намдалени - повод повеселиться и, естественно, повыебываться. Если женятся люди при бабле, это фееричный праздник, для которого могут снять как ресторан, так и дворец культуры, или ледовый стадион, или устроить празднование на корабле, например. На таких свадьбах обычно весьма щедрое угощение и всевозможные развлечения - ледовое шоу, фейерверки, цирковые представления и так далее. Вход на такие праздники свободный, теоретически любой человек с улицы может зайти и на халяву пожрать и развлечься, разве что придется пройти через металлоискатель на входе. Даже если богачи празднуют дома, вы тоже можете к ним заглянуть. Вообще на время свадьбы место ее проведения превращается в такой себе проходной двор.

Люди попроще устраивают домашнее празднование, без дорогих спецэффектов, но это вовсе не значит, что на таких свадьбах меньше веселья или гостей. Гостей будет такая же толпа, и вы, человек с улицы, тоже можете зайти и присоединиться.

Наряд жениха представляет собой традиционную одежду, которую я описывала в одном из предыдущих постов, разве что украшенную подороже, чем повседневная. А вот у женского свадебного наряда есть варианты:

а) привычные нам платья невесты, которые можно увидеть в каждом свадебном салоне. Они, правда, шьются не только белого цвета, но вообще всей пастельной гаммы, например, бывают нежно-голубые или персиковые. Связано это с тем, что белое платье невесты в Намдалене по-прежнему символизирует невинность, а далеко не все выходят замуж девственницами. Я вполне могу представить такой диалог между невестой и ее матерью: "Хочу белое платье, как у этой девушки в клипе!" - "Анна, тебе тридцать, и у тебя трое детей, это будет какая-то клоунада, давай хотя бы персиковое сделаем". Свадебные платья шьются дома или в ателье на заказ, как, в общем, и вся другая одежда. Свадебных салонов нет.

б) платье с национальной вышивкой и высокий головной убор вроде норвежской свадебной короны. Либо, по романской традиции, длинный платок или покрывало, под которое убраны волосы. Так как свадьба - чуть не единственное мероприятие, на котором намдаленок можно увидеть в некоем подобии национального костюма, это неплохой шанс для этнографов.

в) вообще что угодно пафосное, что придет в голову. Хоть черное в перьях и стразах.

Что касается фото- и видеосъемки, то они никому не запрещены. Но сами намдалени такие кадры в публичный доступ не выкладывают. Если женится, скажем, видный политик, то официальные СМИ могут сделать несколько столь же официальных снимков, которые и попадут затем в масс-медиа. Но, в основном, все фотографии делаются для семейных альбомов. Впрочем, желающим поснимать "для себя" тоже полный карт-бланш. Никто не будет спрашивать у вас, что вы намерены делать с фото или видео, можете хоть всю свадьбу ходить с включенной камерой. И хотя намдалени, как правило, охотно позируют и в целом доброжелательно относятся к съемке, не стоит просить жениха и невесту целоваться на камеру. Кто-то поржет и поцелуется, кто-то решит, что вы охуели.

Что касается подарков, то дарить можно что угодно, но существует пара неписаных правил. Во-первых, подарок тем ценнее, чем сложнее одариваемому добыть его самостоятельно. И это касается не только свадебных подарков, а вообще всех. Поэтому не стоит подносить деньги, если только вы не миллионер. На свадьбе условного слесаря, если среди гостей будет, скажем, владелец льнокомбината, он может подарить молодоженам кучу бабла, которую им самим будет заработать довольно сложно. В этом случае деньги дарятся не наличными в конверте, а, как правило, банковским переводом, и на свадьбе с пафосным видом вручается квитанция. Но если вдруг вы пришли на свадьбу к командиру ЧВК, не нужно протягивать конверт с тыщей долларов и(ли) кофемолку. Конечно, их примут и слова дурного не скажут - ведь вы иностранец, подумают, что так у вас принято. Но если такой подарок сделает кто-то из знакомых жениха или невесты, они скорее решат, что даритель прикалывается. Вы можете подарить какую-нибудь драгоценность, или даже шарфик, связанный своими руками. Подарки, в общем, такой же повод повыебываться, как и сама свадьба - не упустите.

Во-вторых, не стоит дарить ничего связанного с сокровенной стороной супружества. Если кофемолку и тыщу долларов вам простят, то постельное белье, сколь угодно дорогое и эксклюзивное, скорее смутит присутствующих. Не стоит дарить, например, колыбель, пусть даже с золотым напылением и кристаллами Сваровски. Такие вещи дарят только близкие родственники, и не прилюдно.

Что дарить уместно:

а) животных (начиная от всякой экзотической херни и заканчивая аквариумом с рыбками). Понятно, что чем подарок практичнее, тем лучше, и семейство больше обрадуется обученной охотничьей собаке, чем рыбкам, но рыбки - тоже неплохо;
б) холодное оружие либо охотничью винтовку. Боевое огнестрельное оружие дарить нежелательно, даже если вы знаете, что у виновников торжества есть лицензия на его ношение. На свадьбе это не очень уместно;
в) украшения;
г) движимость и недвижимость, как то: дома, земельные участки, машины, яхты;
д) если вы прибыли из-за границы, можете привезти что-нибудь оттуда, что в Намдалене особо не купишь. Даже если это будет просто корзина сладостей, такой подарок воспримут очень благосклонно;
е) бытовую технику, электронику, ткани и так далее, но здесь смотрите, опять же, чтобы одариваемые не могли пойти и купить это в ближайшем магазине.

А что делать, если подарить нечего и вы пришли на свадьбу с пустыми руками? Ничего страшного. Никакого подарка лучше, чем подарок неуместный. Просто добрые слова и искреннее пожелание благополучия сами по себе расцениваются как подарок.

Обычно свадебные гуляния длятся полтора-два дня. Жених и невеста не обязаны присутствовать на них неотлучно.

3. Не всегда намдаленская свадьба - это праздничная феерия. Бывает и полная ей противоположность. Не всегда есть время организовать масштабное мероприятие. Не всегда есть даже желание его организовывать. Тогда бракосочетание представляет собой просто официальную процедуру в ЗАГСе: поставили подписи - и поехали домой. Или венчание в церкви, тоже без последующего праздничного продолжения. В католических странах, насколько я знаю, нельзя одновременно и в ЗАГСе расписаться, и венчаться. Либо одно, либо другое. Распространенный у нас вариант "посидеть с друзьями в узком кругу" в Намдалене не принят. Либо ты устраиваешь праздник для всей своей родни и друзей, либо не устраиваешь ни для кого. Иначе у тех, кого не позвали, возникнут вопросики.

4. Что касается воздержания до свадьбы, тут бывает по-разному. Если двое уже состояли в связи прежде, чем решили пожениться, то нет смысла эти отношения прерывать до брака. А если решили пожениться раньше, чем вступили друг с другом в связь - тут да, могут ждать, чтобы в свадьбе было чуть больше смысла.

5. Предохраняться от беременности начинают (т. е. ставят спираль) не сразу после свадьбы (как у нас нередко делается с посылом: давай сначала поживем для себя), а когда уже родилось сколько-то детей, и родители такие: ладно, хватит пока, надо разобраться, с тем, что есть.

6. Что касается традиций именования, то имена детям дают как намдаленские (во многом похожие на готские), так и общехристианские (Анна, Мария, Филипп и так далее).

7. Супружеские измены. Намдалени не особенно ревнивы. Замужняя женщина может свободно общаться и даже дружить с чужими мужчинами, равно как женатый мужчина - с чужими женщинами. Что-то похожее на проявление ревности начинается либо из личной неприязни к новым знакомцам супруга, либо когда такому знакомцу внимания уделяется больше, чем собственно супругу.

Что касается мужских измен, то изменой не считается, например, ночь с проституткой. Но женам о таких вещах, конечно, не рассказывают, потому что в любом случае это их расстроит. Если на какой-то тусовке мужчина напился пьяным и переспал с чужой женщиной - это уже проступок потяжелее и тянет на скандал, но вряд ли дойдет до развода.

Что касается женских измен, то их и нет как таковых. Намдаленки настолько суровы, что могут просто сказать: я тебя разлюбила, давай разведемся. Мужчина так сказать не может. Ну, то есть по закону-то может, но воспитание мальчиков подразумевает, что они в ответе за тех, кого приручили, и даже если муж разлюбил жену, но она ведет себя нормально и упрекнуть ее не в чем, он не станет ее бросать. Хотя в этом случае гордые намдаленки сами могут предложить развестись, чтобы не жить с теми, кому они постылы.

Иное дело - если ты и супруга любишь, и еще кого-то на стороне полюбил, и такое может случиться как с мужчиной, так и с женщиной. Тут я не вижу иного выхода, кроме как поговорить по душам и что-то придумать, чтоб никому не было обидно. Намдалени не слишком консервативны во взглядах на отношения полов, так что выход найти можно.

8. К слову о взглядах. Я уже упоминала, что к ЛГБТ в стране относятся достаточно спокойно. В принципе, если даже вы предложите представителю своего пола вступить в связь, пускай и чисто по приколу, такое предложение не воспримут как оскорбление, а некоторые могут и заинтересоваться. В целом в Намдалене любое предложение сексуальной близости (конечно, не грубое) не считается оскорблением.

Что до транссексуалов, то эта практика в стране не слишком распространена. Мне трудно судить, но, насколько я понимаю, пол меняют обычно те, у кого есть трудности с гендерной самоидентификацией и кто чувствует себя представителем противоположного пола. Для этого в культуре должны существовать определенные гендерные стереотипы. Намдаленская культура, как я уже писала, в этом плане несколько перекошена. В ней очень размыт женский образ. Буквально есть "мужчина" и "не мужчина". Поэтому мальчик вряд ли может хотеть стать девочкой, ведь в культуре отсутствует как таковое четкое представление о том, что значит быть девочкой. Девочка тоже, даже если усвоит мужскую модель поведения (что случается нередко), вряд ли будет ощущать себя не на своем месте, потому что женский стандарт в обществе отсутствует и социального давления из-за несоответствия такому стандарту девочка не испытывает.

Теоретически женщина может хотеть сменить пол только если собирается сделать военную карьеру (ибо это единственная сфера, куда женщины не допускаются). В таком случае она и вправду может поехать за границу, поменять пол (в Намдалене таких операций не делают), вернуться на родину и поступить на военную службу. Но не думаю, что таких женщин дофига.

9. И напоследок о менее глобальных вещах - о макияже. Я подозреваю, что у местных отсутствует понятие "повседневный макияж". Красятся либо на выход (и тогда макияж заметен, у нас бы его назвали скорее вечерним), либо чтобы скрыть следы болезни или утомления и не выслушивать вопросов в духе "че с тобой?". На работу и с подругами посидеть никто не красится.

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)