Семь чудовищ Медного берега5 читателей тэги

Автор: Нуремхет

Семь чудовищ Медного берега

* * *

На этот раз ни у кого прощения не прошу (может, только за то, что задолбала уже своими намдалени), ибо здесь ничего обидного вроде нет.

Итак, если бы Намдален дожил до наших дней...

о Евровидении, переписке в сети и естественном отборе1. В некоторых религиях есть представление о том, что для каждого народа (как и для каждого человека) у Бога свой замысел, и потому подражать другим бессмысленно и глупо. В соответствии с этим замыслом народ наделяется определенными качествами, которые дают ему преимущество в одном и могут служить препятствием для другого. И вот даже несмотря на то, что намдалени не обделены ни умом, ни интуицией, мне сложно представить среди них ученых-первооткрывателей. Не тех, кто физически приплыл в условный Новый Свет и тем самым его открыл, а тех, кто долго бился над какой-то задачей, а потом его озарило. Намдалени хороши в новых разработках, но не в новых открытиях. Возможно, потому, что, дабы совершить открытие, требуется принципиально новое, не оформленное в слова знание все-таки изложить на человеческом языке, и это почему-то дается им с трудом. Может, дело в особенностях языка, может, в чем-то еще, как бы то ни было, прорывные изобретения - не их стезя.

Тем не менее, они хорошие ученики - из тех, что со временем превосходят учителей. Если только дать им намек, показать, как надо, они могут развить чужую идею, приспособить под себя и даже оставить идее имя ее автора, потому что понтоваться чужими открытиями - это как понтоваться айфоном в кредит.

Не исключено, что на государственном уровне в Намдалене существует практика мониторить, у кого там че интересное появилось. А поскольку они, как уже было сказано, обладают хорошим чутьем, понять ценность нового изобретения у них часто получается раньше, чем у многих других. Намдалени вполне могут приглашать к себе всевозможных непризнанных гениев, если почуют в их идеях что-то стоящее - при условии, конечно, что изобретатель обучит их не только пользоваться его изобретением, но и самим делать то же. Или, во всяком случае, не будет мешать провести обратный инжиниринг, чтобы они разобрались сами.

2. К слову о чутье. Полагаю, это что-то вроде стереотипа, но у Тертлдава я пару раз встречала упоминания о том, что намдалени в силу их азартной природы имеют довольно развитую интуицию. Возможно, существуй Намдален в наши дни, у нас тоже был бы о них подобный стереотип. Согласно этому стереотипу, если намдалени решили участвовать в каком-то деле (космические программы, освоение Антактики, прочее), значит, там и вправду есть что ловить. Если к чему-то намдалени не проявляют интереса, значит, либо они тупые варвары с ограниченным кругозором, либо само это дело бесполезно и вкладываться в него не нужно.

3. Я уже писала в самом первом посте, что они участвовали бы в Евровидении - такой себе дипломатический реверанс, дабы показать, что Намдален не совсем забил на соседей и в грош их не ставит (но мы-то знаем...). Конечно, по сравнению со многими участниками конкурса намдаленские исполнители выглядят крайне консервативно, плюс, даже если участник происходит, скажем, из коренных народов Магриба, текст песни должен быть на государственном языке. Либо частично на родном, частично на государственном. Чтобы не забывал, так сказать, какую страну представляет. Впрочем, это требование только для Евровидения (и, возможно, других международных конкурсов). В самом Намдалене арабская певица может петь на одном лишь арабском, но, представляя страну, а не саму себя, должна петь на государственном языке.

4. Намдалени, как бы это правильно сказать... не слишком виртуальны. Многие воспринимают Интернет вообще исключительно как средство облегчения жизни, а не ее существенную часть. Вы можете удивиться, почему ваш друг-намдалени, с которым вы еще вчера эмоционально разговаривали по телефону, в переписке отвечает односложно и холодно, а если пишет сам, то только по делу. Дело вовсе не в холодности, а в том, что, имея возможность общаться с вами голосом (а тем более видеться), намдалени будет воспринимать переписку исключительно как вспомогательное средство, когда нужно, скажем, что-то разово уточнить. А если вы вдруг захотите поделиться сокровенными переживаниями на пять абзацев, предложит обсудить это по телефону или при встрече.

Другое дело - если у вас вообще нет возможности связаться иначе (хотя трудно представить такое в век скайпа, воцапа и прочего). Тогда, если кроме сообщений ничего не остается, они чудесным образом становятся более глубокими, осмысленными и длинными. Конечно, все это не относится к деловой переписке, которая ведется согласно соответствующему этикету.

В целом намдалени не слишком много свободного времени проводят за компьютером или в телефонах. Во-первых, потому что у них не развилась привычка много и бездумно поглощать информацию (кажется, что это почти нереально в наших условиях, но я, например, месяцами не открываю ленту, не лезу в телефон, когда жду автобуса, не понимаю историй про чтение Википедии в три часа ночи - так что, думаю, не быть в информационном потоке в наши дни возможно). Во-вторых, сама местная культура нацелена, в первую очередь, на поиск страсти и радости в реальной жизни. Гаджеты должны служить исключительно для ее целей, виртуальный мир никогда не ценен сам по себе.

И поскольку информацию они все-таки фильтруют, собственно намдаленский контент в Интернете достаточно скромен по объемам и, как правило, там нет никакой бытовухи в духе "сфоткал завтрак". Вероятно, для них выложить что-то в Интернет значит показать это миру, а не паре десятков друзей. Для мира все-таки требуется несколько более стоящий контент, а похвалиться перед друзьями можно и другим способом. Например, позвать встретиться и надеть те самые дорогущие серьги с бриллиантами, которые и есть предмет понтов.

5. Для очень многих намдалени любого пола в целом нормально носить при себе ножи. Не кухонные, конечно, а что-то вроде туристических или охотничьих. Используются они, в основном, для бытовых нужд. В основном. И так как запрета на ношение холодного оружия нет, некоторые могут вместо таких ножей носить настоящие кинжалы. Само наличие ножа или кинжала - не предмет для понтов, потому что с ними ходит каждый второй. А вот всевозможные инкрустации и украшательства - это понты, да.

6. И хотела бы сказать, что Намдален идеальное государство, да не могу. Здесь, как и везде, есть коррупция, злоупотребление служебным положением и прочее подобное. Борются с ними с переменным успехом.

7. Немного милых особенностей местного права: в намдаленском законодательстве не существует понятия "пределов необходимой обороны". Условно говоря, "я его убил, потому что он хотел меня ограбить" - это нормально. Если при расследовании будет доказано, что убитый и вправду был грабителем, обвинение с убийцы снимут. "Я его убила, потому что он хотел меня изнасиловать" - сюда же. "Я сломал ему руку, потому что он оскорбил мою мать" - тоже сюда. Конечно, если кто-то на улице посмеялся над вашей прической, а вы в него шмальнули из гранатомета, скорее всего, вас осудят, но в целом защищать свою жизнь, имущество и достоинство тут можно относительно свободно.

Именно поэтому иностранцам советуют, путешествуя по Намдалену, немного следить за базаром.

8. В Намдалене узаконена проституция. То есть как узаконена... В законодательстве ничего об этом не сказано, а, как мы помним из курса обществознания, в демократических странах населению разрешено все, что не запрещено законом (а власти - наоборот). Конечно, это не такая масштабная фееричная индустрия, как в той же Японии, тут все весьма простенько и безыскусно, но тем не менее.

9. Бизнес в Намдалене весьма специфичен. Наверное, его основная особенность - это отсутствие частных торговых сетей. Иными словами, если условный Махмуд открыл ресторан арабской кухни в городе, скажем, Экризи, где готовит по рецептам своего деда, то, как бы ни была высока его популярность, в других городах и даже на других улицах не появится сети ресторанов "У Махмуда". То есть, услышав об этом чудо-ресторане и пожелав там побывать, столичный житель должен тупо приехать в Экризи. Все отели, рестораны, магазины, которые можно назвать сетевыми, там либо иностранные (кто ж запретит условной Заре или Н&М наоткрывать магазинов в разных городах), либо государственные (реализующие продукцию отдельных государственных предприятий, например, текстильных фабрик). Трудно сказать, дело ли здесь в менталитете или в специфическом законодательстве.

Наверное, все-таки в менталитете, потому что государство, в общем, не запрещает открывать филиалы. Наверное, единственным примером частной торговой сети может служить нечто подобное: допустим, предприимчивый чел решил организовать производство шелка (и небольшой магазинчик при фабрике). Дела пошли хорошо, и вот ему звонит племянник из соседнего города и говорит, мол, а почему бы тебе и у нас не открыть фабрику, я мог бы ее возглавить. Предприниматель открывает филиал производства в соседнем городе и при нем - чтобы далеко не ходить - тоже магазинчик.

Практически весь бизнес в Намдалене семейный, открытых акционерных обществ (во всяком случае, частных) тут особо нет. Бизнес, как правило, передают по наследству, а если продают - то в тяжелых жизненных обстоятельствах, а не просто бабла поиметь. Большинство работающих женщин заняты как раз на предприятиях своей родни. Подчеркну, что семейный бизнес не означает, что такие предприниматели не нанимают работников со стороны - нанимают, конечно же. Просто руководят бизнесом члены одной семьи.

Несмотря на широкое развитие предпринимательства и в целом высокий уровень жизни, как таковых олигархов в Намдалене нет. Все потому, что тут особо не на чем сколотить состояние, которое позволило бы покупать золотые унитазы и трехэтажные яхты. Единственная отрасль, которая позволила бы получать сверхприбыли - морские грузоперевозки - полностью контролируется государством. Как ни странно прозвучит, самый высокодоходный бизнес для местных - это ЧВК. И для отдельных сорвиголов - пиратство. О наказании за пиратство во внутренних водах Намдалена я уже писала. Пираты-намдалени, посему, рыскают не в Средиземном море, а больше у африканских побережий (кто совсем рисковый - в европейской Атлантике). Здесь им бояться нечего, если, конечно, налет окажется успешным или хотя бы получится уйти в случае неудачи. Государство в этом случае обычно отделывается словами о том, что их действиям будет дана правовая оценка, но дальше этого дело, как правило, не заходит. Насколько сурово карается пиратство во внутренних водах, настолько на него смотрят сквозь пальцы, если оно происходит за пределами Намдалена.

Действовать во время налета намдалени могут как сомалийцы (то есть захватить судно и команду и потребовать у перевозчика выкуп), а могут просто обшарить судно и все, что покажется им дорогостоящим, перегрузить на свои корабли. В европейской Атлантике обычно используется второй подход, так как там просто нет безопасного места, куда можно отвести захваченный корабль в ожидании выкупа. В африканских же странах, даже не имеющих к ним отношения, намдалени ведут себя как хозяева и мало чего боятся.

10. Надо отметить, что ни наемники намдалени к своему противнику, ни пираты намдалени к захваченным экипажам не проявляют ни особой грубости, ни злобы, даже могут быть весьма дружелюбны при случае. Ведь для них что бой, что налет как азартная игра с высокой ставкой. Сегодня я сильнее и удачливее, завтра - ты, к чему же нам ненавидеть друг друга. Точно так же спокойно и дружелюбно ведут они себя, сами попадая в плен. До тех пор, конечно, пока не поймут, что вторая сторона не прочь поджарить намдалени на медленном огне.

11. Сейчас будет немного трэшачка. Дело в том, что при всей развитости местной медицины там довольно высокая детская смертность. Во многом потому, что в государстве отсутствует как таковая поддерживающая терапия для детей до года. И не развивают эту отрасль намеренно. Конечно, если младенец родился наполовину удушенный пуповиной, ему помогут. Если подхватил какую-то заразу - тоже. Если поранился - тем более. Но если ребенок родился в целом слабый и нуждается в искусственном поддержании жизни, притом постоянном, без надежды на то, что с годами станет лучше (временное поддержание предоставляется, конечно), значит, он не нуждается в поддержании жизни. Таких детей во многом оставляют на произвол судьбы. Дожил до года - красавчик. Не дожил - Бог забрал. Дело в том, что ценность человеческой жизни как таковой в Намдалене не слишком осознается. Важна не сама жизнь, а радость и полнота ее, и больной ребенок пусть лучше умрет в младенчестве, не успев ни сам осознать страдания, ни родителям его причинить.

Конечно, никто не мешает родителям поехать в другую страну, но в целом жизнь больного ребенка до года - это дофига лотерея.

Благодаря такому своеобразному естественному отбору и в целом из-за особенностей жизни намдалени весьма крепкие люди. Основная причина смерти там - травматизм (как бытовой, так и насильственный) и износ (всего организма к старости или отдельных его частей). Потому ничего удивительного, что лучше всего в Намдалене развиты отрасли медицины, специализирующиеся на восстановлении после травм или износа. Высокотехнологичное протезирование, переливание крови, хирургия.

Станции переливания крови разбросаны по всей стране. Донорство не предполагает выплат, разве что сладостей могут надавать, но если ты хочешь сдавать кровь, то можешь прийти на такую станцию, где тебя бесплатно обследуют и внесут в список - те несколько месяцев, что действительно обследование, ты можешь приходить сдавать кровь. Выходных за это не полагается, разве что на государственном предприятии в день сдачи могут разрешить остаться дома, да на частном - если с начальством договоришься. Но в целом лучше приходить в свой собственный выходной. Как видите, донор почти ничего от переливаний не имеет, это дело исключительно добровольное, но, надо сказать, весьма распространенное. Сегодня ты помог неизвестному человеку - завтра точно так же кто-то поможет твоим близким.

12. Если матери не нужен ребенок, у нее есть два варианта. Оставить его в церкви или отдать тем, кому он нужнее. Отдать - еще бы ладно, но некоторые ненужных детей просто продают. Не за бешеные деньги, конечно, но за несколько тысяч долларов - вполне. Продают не на органы и не педофилам - мало какая мать, даже желающая избавиться от ребенка, оставит его такой судьбе - а просто тем, у кого своих детей нет, а хочется. Торговля людьми законодательством, конечно, запрещена, но на такие сделки обычно закрывают глаза, во всяком случае если это разовый шаг отчаяния, а не бизнес.

13. Как-то один тревел-блогер с Ютуба, путешествуя по Афганистану, отмечал, что местные необыкновенно красивы и вообще создается ощущение, будто ты попал в волшебную сказку. Конечно, общепринятой красотой там и не пахло, афганцы просто колоритны. Действительно есть чувство, будто смотришь исторический фильм, а не ролик на Ютубе. Но так же прекрасен может быть любой народ, живущий в соответствии со своим обычаем, любой человек, живущий в согласии со своей индивидуальностью.

И так же прекрасны могут быть намдалени.

Подростки, катающиеся на коньках по замерзшему озеру - нечастая забава для приморского юга.
Подружки, сидящие в круг на лужайке.
Красивая брюнетка, что-то радостно и яростно восклицающая в телефон.
Бородатый капитан, прислонившийся к борту грузового катера. Судя по поношенной одежде - простой лодочник, судя по перстням с изумрудами - непростой.
Сын хозяйки пляжной гостиницы, забрасывающий рыбацкую сеть с лодки.
Молодая пастушка в огромных кислотно-розовых наушниках.

В целом местные спокойно относятся к тому, что их снимают. Взрослых это в хорошем смысле веселит, они легко позволяют себя снимать и охотно позируют. Дети могут быть застенчивы. Вообще в Намдалене, да и в любой другой стране, хорошим тоном считается спросить разрешения прежде, чем сфотографировать человека. Впрочем, даже если сделать это без разрешения, на вас в худшем случае косо посмотрят. Да еще, пожалуй, мать, если вы без спроса снимете ребенка, может выговорить вам, что нужно бы спросить. В любом случае вряд ли у вас будут проблемы, да и снимки удалить никто не попросит.

* * *

Коли пошла такая пьянка, докину еще с десяток мыслей, скопившихся у меня в голове за последние недели. Как водится, прошу прощения у всех, чьи чувства мои слова могут задеть. Я не стремилась никого оскорбить или обидеть. Итак, если бы Намдален дожил до сего дня...

о пиратах, ЛГБТ, крутых шмотках и замесе, который нельзя называть1. Что ж, пришло время поговорить о друзьях. Не о торговых связях, а о тех самых отношениях, которые между государствами, если мне не изменяет память, зовутся стратегическим партнерством. Как сами намдалени открытые люди и верные друзья, так Намдален как государство остается в гордом одиночестве. Ведь чтобы создать с кем-то стратегическое партнерство, нужно, чтобы у вас были, во-первых, общие интересы и возможность контактировать, а во-вторых, взаимное уважение. Кого уважать Намдалену? К России и Китаю местная верхушка относилась бы настороженно, стараясь лишний раз не злить гигантов. Силы настолько неравны, что ни о какой дружбе речи идти не может. К США при всей настороженности добавляется еще и откровенная неприязнь, ведь, существуй Намдален в наши дни, главным его обвинителем, притом нередко лицемерным, были бы как раз Штаты. Дружить с соседями тоже не вышло бы - европейцы в глазах островитян поехали кукухой, уверена, что именно себя считали бы намдалени единственным нормальным народом Европы (и в чем-то были бы правы). Что касается дружбы с африканскими соседями, она была бы очень условной. Может, какие-то соглашения о стратегическом сотрудничестве и существовали бы, но это были бы, скорее всего, кабальные для африканских сторон договоры: да-да, мы ваши друзья, вот наше золото, вот наша нефть, вот вся таблица Менделеева, только не бомбите нас, пожалуйста. Так что дружить, по сути, не с кем. Государства, которые Намдален теоретически мог бы рассматривать как равных и достойных уважения партнеров, слишком далеки географически, смысла в такой дружбе не много. Наверное, как ни странно это прозвучит, в каком-то смысле Намдален и вправду нейтральное государство. Ведь он не принадлежит ни к каким военно-политическим блокам.

2. Иногда я задаюсь вопросом: как намдаленская верхушка оправдывает на камеру свою агрессию в той же Африке? Мне кажется, намдалени не называли бы себя защитниками демократии. Это удобно, конечно, и все западные ребята так делают, но отчего-то мне кажется, намдалени бы это претило. Посему не остается ничего другого, кроме как оправдывать что угодно "национальными интересами Намдалена". В чем эти интересы - то великая тайна есть. Мне кажется, существуй Намдален в наши дни, среди дипломатов ходил бы прикол про его "национальные интересы" (уж Захарова точно не упустила бы случая пройтись).

3. Не думаю, что намдалени стали бы вмешиваться во всем известный конфликт. На уровне государства - точно бы не стали. Пока гегемоны делят мир, самое время выдохнуть, что с тебя временно сняли клеймо величайшего агрессора всех времен и народов, и под шумок мутить собственные операции. Они не осудили бы публично ни одну из сторон. Официальная позиция была бы скорее такова: мы не знаем достоверно, что там происходит, и не можем судить. К санкциям не присоединимся, от голосований воздержимся. При попытке сильных мира сего надавить последовал бы резкий ответ - отстаньте от нас, мы вам не слуги. Что касается наемников, могущих уехать в зону боевых действий частным порядком, я думаю, намдалени прекрасно понимали бы соотношение сил. Это не Африка. Посмотрели бы видеообзоры других иностранных наемников, прикинули бы, что к чему, и, думаю, большинство решили бы не втягиваться. А кто соблазнился деньгами (от тысячи до двух долларов в день вроде предлагали), уже знал бы, с чем придется столкнуться, и особых надежд не питал. А может, напротив, был бы заинтересован - в кои-то веки сильный противник. Если бы такие наемники попали в плен, государство, как я уже упоминала, всячески защищало бы их.

4. Сложный вопрос об отношении к мирному населению. Конечно, никаким расходным материалом население противника для намдалени никогда не было, но и особого трепета перед их жизнями островитяне не испытывают. Полагаю, в большинстве случаев дело обстоит так: никакого террора и нарочного обстрела жилых районов намдалени бы не творили, в большинстве случаев уничтожая военные объекты высокоточным оружием, но если шанс ушатать при этом и гражданских велик, никого это особо не смутило бы. Взрывать целый квартал города из-за одного грузовика с боевиками никто бы не стал, но когда цель значима, жизни мирного населения ценятся куда как ниже. Никаких издевательств, пыток и шакальных видео, конечно.

5. Шакальные видео - отдельная тема. Намдалени очень тяжело воспринимают жестокость напоказ, и думаю, если бы авторы таких видео были осуждены в Намдалене, им грозила бы смертная казнь по статье "терроризм".

6. В принципе намдаленская верхушка почти назубок знает все претензии к ним, возникающие у западных лидеров, и ответ всегда готов. Основная претензия (помимо собственно агрессии, но тут все же помнят про "национальные интересы"?) - это сама военизированность намдаленской культуры. Вы, мол, прославляете насилие, учите ваших детей, что война - это нормально. Стандартный ответ на эти претензии обычно звучит так: это неотъемлемая часть нашей традиции и направлена она не на культ войны, а на то, чтобы воспитать в новых поколениях силу духа и чувство собственного достоинства. Так в "Инуяше" отец Санго говорит: я растил тебя как воина не затем, чтобы ты им стала, а затем, чтобы ты была сильна.

7. Намдалени в целом плохо воспринимают воинствующий пацифизм. Не миролюбивые предложения - они-то всегда в цене, ведь даже для намдалени война не самоцель - а именно яростное отрицание любого насилия. Боюсь, что, как для многих стран сейчас активная ЛГБТ-трансляция кажется подрывом традиционных устоев, так агрессивный пацифизм отталкивает намдалени.

8. К ЛГБТ они, кстати, относятся весьма равнодушно. Проводить парады и размахивать радужными флагами - это лишнее, но если о ком-то пройдет слух, что он любит представителей своего пола, над ним максимум поржут и забудут. Законов о запрете пропаганды однополых отношений в Намдалене нет, как нет и законов о защите сексуальных меньшинств. До них просто никому нет дела. В целом традиционные семейные ценности в Намдалене в большом почете, но, как я писала в одном из первых постов, их понимание семьи несколько отличается от нашего. Под семьей понимается вся совокупность родственников, причем, в основном, кровных, брак в ней играет далеко не первую роль. В этом намдалени близки к романским народам. Однако они не были бы намдалени, если бы не существовало в их культуре яркой германской примеси, и благодаря этой примеси дружба считается не развлечением выходного дня, а такой же крепкой связью, как и кровная. Можно сказать, что традиционные семейные ценности в Намдалене - это их друзья и родня. Но как эти ценности можно низвести ЛГБТ-пропагандой, неясно.

9. Пиратство. Кроме передающейся с культурным кодом воинственности, есть у намдалени еще одна традиционная склонность - пиратство. Намдаленская верхушка божится на камеры, что пираты остались в далеком прошлом, да еще, может, на страницах приключенческих романов. И клятвы эти так убедительны, что не слишком-то им верится. Одно могу сказать точно: в пределах своих вод намдалени в лепешку расшибутся, чтобы обеспечить судам безопасный проход. Ведь это существенный источник дохода казны, да и репутация надежного перевозчика дорого стоит. Наказание за пиратство во внутренних водах крайне сурово. Государство компенсирует пострадавшей компании материальный ущерб и выплачивает нехилую сумму морального. А само берется за пирата, если того удалось поймать. Если это их собственный гражданин, у него и его ближайшей родни конфискуется все имущество, представляющее хоть какой-то излишек, то есть семейству оставляют только прожиточный минимум. Если стоимости конфискованного не хватает для покрытия долга перед государством, все будущие доходы преступника будут сокращаться до прожиточного минимума, а разница - поступать в бюджет, и так - пока долг не будет погашен. Если же пиратом был иностранный гражданин и у него в Намдалене есть какое-то имущество, оно конфискуется полностью, без оставления прожиточного минимума, а самого его могут отправить на принудительные работы на какое-нибудь производство, где весь его доход будет поступать в казну. Если же его оставшиеся на родине близкие захотят его выкупить - всегда велкам, пускай сначала расплатятся по долгам.

Как вы поняли, для некоторых компаний может быть даже выгодно стать жертвами пиратов и стрясти с намдалени компенсацию морального вреда. Не удивлюсь, если особо хитрые судовладельцы могли даже подстроить пиратский налет, договорившись заранее. В этом случае, если их замысел раскрывается, о компенсации судовладельцы могут забыть, да их еще ославят на весь мир как нечестных торговцев. Что до пиратов, то, поскольку в этом случае государство ни копейки не платит "пострадавшим", наказание может быть мягче. Например, конфискация имущества без присуждения долга. Не удивлюсь, впрочем, если ушлые намдалени иногда додумывались и до такой схемы: если какой-то нечестный судовладелец договаривался с пиратами о налете, пираты могли слить переписку или записи переговоров морской охране и та буквально давала добро на налет. А когда судовладелец начинал строить из себя невинную кисоньку, ему представляли доказательства сговора и могли даже ничего из награбленного не вернуть - мол, увы, злоумышленник ушел от нас, а так как это вы хотели нас нагреть, мы ничего вам не должны. Награбленное в этом случае пират и морская охрана могли поделить по-братски.

Все вышесказанное касается пиратства в намдаленских водах. Что происходит за их пределами - о том мне неизвестно.

10. Одежда. Этой стороны жизни глобализация коснулась частично. В одежде используются современные ткани и традиционный крой. Мужской национальный костюм представляет собой сапоги, плотные штаны, обычно из достаточно мягкой ткани, не стесняющей движений, подпоясанную тунику длиной до середины бедра и короткую куртку. Куртка эта может быть из совершенно разных материалов - мех, кожа, джинс, шелк, что угодно еще - смотря насколько владелец хочет выебываться и какая за окном погода. Жарким летом, в принципе, достанет одной туники. Куртки из натурального меха довольно дороги и добавляют +100 к пафосу владельца. Экологическая повестка мало коснулась Намдалена, и самый шик - это носить куртку из меха животного, которое ты сам застрелил на охоте. Охота в принципе довольно распространенное развлечение местных.

Женский костюм попроще, сложившейся традиции здесь особо нет, обычно это просто платье или блузка с юбкой до щиколоток или до колен. Можно ли увидеть на улице намдаленку в штанах? Да, конечно. Но обычно это значит, что она либо идет чинить батин трактор, либо возвращается из школы с физры, либо еще что-то. Штаны для женщины скорее рабочая одежда, не на выход, и местными такой облик воспринимается примерно как мы воспринимаем человека в спецовке. А вот увидать намдаленку в мини почти нереально. Естественно, за юбку чуть выше колен никто косо не посмотрит, но классическое мини, обнажающее большую часть бедра - это явный сексуальный призыв и на людях такое обычно не носят. Как не носят чрезмерно обтягивающих, просвечивающих или открывающих плечи нарядов.

Тут встает закономерный вопрос: а что ждет иностранку, которая приехала в Намдален понежиться на пляже и привыкла ходить как у себя дома: в обтягивающем топике и шортах. Скажем так, увидев на улице женщину в подобной одежде, местные в первую очередь решат, что это и есть туристка, и никто ее не тронет. На территории пляжных гостиниц вообще можно ходить в купальнике, и сотрудники слова поперек не скажут. Но вот если выйти в город в том же купальнике или, еще хуже, в каком-нибудь платье-сетке без белья (как появлялись на церемонии вручения Оскара некоторые звезды), есть шанс услыхать едкие комментарии местных и, скорее всего, до вас докопается полицейский и сопроводит в отель (или где вы там живете), чтобы вы переоделись во что-то более приличное, хотя бы в тот же топ с шортами. В принципе, камнями вас никто не забьет и даже на телефон снимать не будет (может, кроме подростков, для которых такой наряд в новинку), в худшем случае вы услышите о себе несколько ядовитых высказываний.

Тем не менее в путеводителях иностранкам советуют одеваться поскромнее.

Отправляться в Намдален в надежде пройтись по магазинам и прикупить местный шмот - так себе идея. Местные текстильные фабрики производят, в основном, ткани. На всю страну, может, одно-два предприятия выпускают готовую одежду и обувь, и, как правило, это довольно простенькие модели. В основном же одежда шьется в небольших мастерских на заказ либо самостоятельно. В принципе, это не так сложно: так как крой ее не менялся много лет, почти любая женщина, умеющая обращаться с машинкой, может раскроить и сшить, скажем, вышеупомянутый мужской костюм за день. Обувь в домашних условиях особо не сделаешь, но и ее изготавливают преимущественно по частным заказам.

А вот в плане тканей в Намдалене и вправду есть на что посмотреть. Экологическая повестка, как я уже писала, его не коснулась, моды на натуральность здесь нет. Большинство местных тканей - это смесь натуральных и синтетических волокон, но почти все они на удивление физиологичны и настолько комфортны на ощупь, что даже к стопроцентной синтетике вряд ли будут вопросы.

Что до того, летают ли намдаленские политические деятели на официальные встречи в национальной одежде или в обычном европейском костюме, тут все зависит от человека. Каждый одевается как ему кажется уместным.

11. Беженцы и переселенцы. Я бы сказала, что здесь у намдаленской верхушки двойные стандарты, но не знаю, годится ли это выражение там, где о приоритете одних над другими говорят открыто. Из-за военных действий, самими намдалени же развязанных, многие африканцы бегут от войны - и часть из них бежит в Намдален. Говоря откровенно, намдалени они не нужны. Их, конечно, не отстреливают на границе и не разворачивают обратно (кроме, может, совсем подозрительных типов). Большинство могут пропустить в страну. Но там их никто не ждет и даже не собирается предоставлять достойные условия существования. Беженцев привозят во временные лагеря, по уровню бытового комфорта напоминающие не лучшие СНГшные общежития, никаких денежных пособий не выдают, хотя медицинскую помощь оказывают и относительно неплохо кормят. У начальников таких лагерей обычно есть списки предприятий, на которых требуется неквалифицированная рабочая сила - туда и направляют беженцев. Получив работу, а с ней пусть небольшой, но доход, беженец может со временем покинуть лагерь, выучить язык, выбиться в люди - почему нет. Расизм как таковой в Намдалене отсутствует. Но если кто-нибудь из них по ошибке примет Намдален за одну из стран ЕС, где ему все должно доставаться по праву того, что он жертва войны, да еще чернокожая, такого дурного работника ждет в лучшем случае депортация.

Совсем иначе относятся намдалени к тем своим сородичам, кто проживает в других странах, в основном, в соседних Франции, Испании и Италии. Полагаю, в Намдалене есть что-то вроде российской программы по переселению соотечественников. Если намдалени из таких стран захотят переселиться на историческую родину, государство оказывает им значительную материальную помощь, предоставляет выбор места жительства, помогает с поиском или строительством жилья. Естественно, для такого переселения обязательно знать язык и плюс-минус понимать культурный код, кровного родства мало. Если переселяется пара (с детьми или без), этому требованию должен соответствовать хотя бы один из супругов. Если переселяется большая семья, ему должен соответствовать хотя бы один из старейших родственников. И, конечно, если человек переселяется в одиночку, он сам должен ему соответствовать.

12. У намдалени тоже есть что-то вроде новогодней выходной недели, но, поскольку это католическая страна, неделя начинается с окончанием Адвента и заканчивается 2 января. Я более чем уверена, что всевозможные наши паблики-с-картинками с завидной регулярностью постили бы в этот период фотографии намдаленских улиц, украшенных к праздникам, рождественских ярмарок и прочих красот западной жизни.

13. Государственных детских приютов в Намдалене нет - этим занимается католическая церковь.

14. Я все еще не знаю, что сказать об ипотеке (если она вообще существует), но цены на жилье там во всяком случае приемлемые. Даже условный сапожник может лет за семь накопить на маленький домик с маленьким же садиком (вторичку, естественно). В Магрибе жилплощадь расширяется просто - над домом надстраивается второй, а там и третий этаж, смотря как разрослась семья. Некоторые намдалени, особенно те, кто живет в африканской части страны, тоже так делают. Впрочем, детям с жильем могут помочь родители. В любом случае проблема жилплощади там стоит далеко не так остро, как во многих других странах. Хотя с учетом того, что народу много, а земли не сказать чтобы дофига (больше воды ^__^), застройка идет преимущественно вверх, а не вширь.

15. Несмотря на то, что многие женщины в Намдалене домохозяйки и не участвуют, по большому счету, в жизни страны, запретов и ограничений, официальных или связанных с обычаем, для женщин не много. По сути, они не могут быть только военными, да еще президент - всегда мужчина, ведь он одновременно и главнокомандующий войсками. Но быть главами гражданских министерств - пожалуйста.

* * *

Я проснулась в шесть утра от неприятных ощущений в горле. Они мешали спать, но не мешали отъезжать кукухой. Минут через сорок я заснула снова, но за это время успела в голове со всех сторон обсосать тему намдаленских школ (возвращаясь к Намдалену, дожившему до сего дня). Школы, кстати, хорошие. Сама бы я по личным причинам там учиться не хотела, но детей бы своих отправила.

читать дальшеЕсли не брать школы с профильной направленностью, в целом учебный процесс выглядит как-то так. Программа в любом классе состоит из четырех циклов, каждому из которых посвящен один день недели (устоявшейся традиции тут нет - как расписание составят).

В филологический цикл входят государственный (а у нацменьшинств - и национальный) язык, иностранный язык (в основном, английский) и литература.
В цикл точных наук - математика (в ипостасях арифметики, алгебры и геометрии) и связанные разделы физики, информатика и черчение.
В гуманитарный - история (национальная и всемирная), обществознание и в выпускном классе - гуманитарное право (как говорится, добро пожаловать тем, кто хотел национальный колорит).
В естественнонаучный цикл входит единственный предмет - естествознание, объединяющий в себе физику, химию, биологию, географию и астрономию.

Учебный день состоит из шести уроков, после четвертого - большая перемена и обед. А после шестого в каждый из четырех дней происходит что-то похожее на физру, но весьма далекое от наших (во всяком случае, от моих) привычных занятий физкультурой. Эта условная физра продолжается полтора-два часа, в ней отсутствуют как таковые нормативы и не ставятся оценки. Мальчики и девочки собираются со всей параллели и занимаются отдельно друг от друга, каждая группа с учителями своего пола. Обычно эти учителя-условной-физры не меняются у класса на протяжении всего их обучения, в то время как преподаватели остальных дисциплин могут время от времени меняться. Делается это в том числе потому, что как таковых физкультурных групп, принятых у нас, там нет. Либо у тебя тяжелое заболевание и ты вообще освобождаешься от всех подобных занятий, либо занимаешься со всеми. И вот, зная детей многие годы, такие учителя обычно в курсе, у кого были какие травмы, кому сложно успевать за товарищами и так далее. В целом занятия эти довольно веселые и во многом полезные - ученики плавают, ходят на лыжах, катаются на коньках, устраивают велопробеги и так далее. Очень многое здесь отдается на усмотрение учителя - он может внести в свой предмет и некую соревновательную составляющую. После условной физры детей кормят чем-то вроде полдника и отправляют по домам.

Так как при таком расписании домой ученики возвращаются в четыре-пять часов вечера, домашние задания в намдаленских школах скорее исключение, чем правило. Предмет, по которому их почти не избежать, пожалуй, только один - это литература, ведь в классе всего не прочитаешь. Но и здесь дети не слишком перегружены. Вся школьная программа озвучена профессиональными актерами и дикторами в формате аудиокниг, и дети могут либо получить файлы по электронной почте, либо прийти со своим носителем. Скажем, отправили тебя родители после школы чистить картошку, а ты включил че вам там задали по литературе - и вот вроде уже и дело делается, и книжка читается. Понятно, что прослушать условную "Войну и мир" чуть легче, чем прочесть ее глазами, да того никто и не ждет. Конечно, если ты не прочтешь или не прослушаешь стихотворение или рассказ, к тебе будут вопросы, но осиливать повести и романы никто, как правило, не требует. Достаточно того, что ты их начал, добил пару глав, понял, о чем речь, и если дальше тебе все это нафиг не упало, можешь не продолжать.

Пятница традиционно посвящена тому, что у нас бы назвали "общим развитием". Это всевозможные культурные мероприятия, беседы, поездки, экскурсии и так далее. Думаю, не погрешу против истины, если скажу, что для многих детей это любимый из учебных дней. Иногда он может захватывать кусок выходных, если планируется что-то масштабное (например, поход или поездка в другой город). Тут программа весьма условная, Министерство образования может издавать только отдельные рекомендации - с чем учеников желательно ознакомить, в основном, инициатива ложится на учителей, и каждый делает как ему нравится. В выпускном классе часть пятниц отводится для предмета, чем-то напоминающего нашу допризывную/медицинскую подготовку. Но, конечно, там подход к этому гораздо серьезнее, и любой школьник по выпуску может собрать-разобрать автомат, и любая школьница - оказать первую помощь, если рядом кто-то пострадал.

Собственно, эта самая околовоенная подготовка и физра - единственные предметы, в которых классы разделяют по половому признаку. Тем не менее, в школах существует неписаный обычай: ряды у стены занимают девочки, ряды у окна - мальчики. Это никак не регламентировано, просто, когда дети впервые приходят в школу, учитель рассаживает их как принято, а потом они уже запоминают свои места и, приходя в новый класс, занимают примерно те же самые. Надо еще отметить, что количество учителей-мужчин и учителей-женщин в местных школах примерно одинаково, а потому в Намдалене учитель не считается стереотипно женской профессией.

Можно заметить, что в этой программе нет некоторых привычных нам предметов из программ средней школы: изобразительного искусства, музыки и трудового обучения. Искусства в общеобразовательных школах не преподаются, в очень редких случаях могут быть вынесены в факультатив, но чаще всего, чтобы их изучать, нужно поступить в школу с определенным уклоном. Ибо я сомневаюсь, что существуют отдельные чисто музыкальные школы, в которых несчастные намдаленские дети после восьми-девяти часов в общеобразовательной еще и учат сольфеджио. Труды не преподаются нигде. Считается, что всем бытовым навыкам ребенка должны обучить в семье и школа тут не поможет.

Пара слов о дисциплине. Насколько непросто руководить взрослыми намдалени, настолько легко обращаться с их детьми. Да, это не тихие почтительные дети, сидящие как статуи и кланяющиеся при встрече, но уважение к учителям и взрослым вообще в них воспитано. Они могут вертеться и хихикать на уроках, перешептываться и писать шпаргалки, но никому и в голову не придет нахамить учителю или не заткнуться, когда тот сделал замечание. И намдаленских детей можно наказывать. :) Конечно, никто их не бьет, двадцать первый век на дворе, но если ученик совсем уж задолбал отвлекать других, как правило, обычное наказание - заставить его стоять до конца урока. Либо за своей партой, либо, в запущенных случаях, у доски. Это вызывает у ребенка некоторую неловкость (давайте не будем сейчас говорить о психотравмах), и впредь он старается вести себя скромнее. В некоторых случаях, если мальчишка без конца отвлекает товарищей, его могут отсадить за отдельную парту на "женскую" половину. Девочек на "мужскую" не отсаживают, потому что символически это несет другой посыл.

* * *

У Хелависы есть песня "Дорога в огонь", а в ней - слова:

 

Я меняю дни на расстояния

От Москвы до Константинополя-поля-полями,

Мне доступно тайное знание,

Как свернуть пространство-время желанием.

 

Во-первых, где получить доступ к этому тайному знанию.

Во-вторых, не могу отделаться от мысли, что если бы билет на машине времени рейсом Москва-Константинополь стоил бы даже как две коррекции зрения, я бы его купила. Чтобы взглянуть на главную достопримечательность города сицилийских наемников. Для начала хотя бы просто взглянуть, а там - как пойдет. Вдруг мой мозг при виде них выдаст "эээ, ну, лучшее, что есть в этом городе, мы посмотрели, для остального глянем исторические фильмы, погнали обратно". А вот если мозг скажет "так, дальше без меня", история может выйти подлиннее. Хотя я тут задумалась, что с моей внешностью меня саму могут принять за одну из их женщин.

Но самый эпик фейл вышел бы, если бы я потратила мильён деняк на путешествие, а сицилийцев бы ровно в это время услали куда-нибудь на восток кошмарить сельджуков.

* * *

# Посмотрела "Бен-Гура" 2016 года. Несмотря на всю голливудскость фильма (и страшный кадр, где герои ехали в одежде, которую даже не пытались стилизовать под условно древнюю), он мне понравился. Во многом потому, что сюжет придумывали не современные американские сценаристы, а писатель конца 19 века. Драма скорее правдоподобна, чем высосана из пальца. О достоверности реконструкции не скажу, но если вспомнить, что меня напрягло полтора кадра и тут не было неуместных негроазиатов, думаю, с ней все неплохо. Очень порадовал и хэппи-энд. Он не слишком искусственный и после ужасов фильма довольно приятный. Обычно в таких жестоких историях в живых остаются в лучшем случае главный герой с возлюбленной, а тут выжила вся семья главных героев, пусть и перенеся тяжкие испытания. И, на мой вкус, фильм очень красивый. Хватает сцен, прекрасных и страшных, которые я буду пересматривать.

Думаю, не раз пересмотрю гонки на колесницах. В комедии про Астерикса и Обеликса на Олимпийских играх, когда гонки называли кровавым спортом, я думала, то сказано для красного словца. Несчастные случаи, конечно, происходят, думала я, но это ведь всего лишь трагические случайности. А нет, оказалось, фильм про Астерикса был близок к истине, никакие это не случайности. Были даже специальные приемы убийства соперника на таких состязаниях. Да уж, древний спорт жестокая штука.

 

# На меня снизошел дух Черной Пятницы - именно сегодня захотелось назаказывать косметики бренда, о котором я вспомнила буквально прошлым вечером. Удачно я попала на скидки в полцены, потому что за полную стоимость жаба не дала бы купить эти средства. Мне всегда казалось, что бренд Zeitun с его арабским колоритом производится в Сирии. Но, видимо, я с чем-то его перепутала. Оказалось, что это российская марка, просто ее создатели - два упоротых арабиста. Что даже еще лучше, потому что подсознательно я не слишком доверяю зарубежной косметике.

 

# Канцлер Ги некогда пела:

 

Каждый год, каждый год

Чья-то смерть отдает

Мне тепло человечьей души.

 

Повесть моя начинается с того, что блудница Ида приходит к знакомому чародею с просьбой научить ее основам целительства. С тем чтобы она могла отправиться в поход с наемниками намдалени как еще один врач. Это же мои друзья, невинно хлопая глазками, говорит Ида. Четакова.

Я об этом раньше не задумывалась - друзья и друзья - но недавно вот что пришло мне в голову. Где-то я читала, что еще в позапрошлом веке в деревнях, гадая на Святки, девицы обязательно гадали и на смерть - кого на следующие Святки среди них не будет. Это было естественно, ибо каждый год кого-то не становилось. Мне тогда глубоко в душу запали эти слова: каждый год кого-то не становилось. И это было нормально.

Но я никогда не сравнивала этих девиц со своей героиней, а, собственно, почему? Девять десятых круга ее общения - это военные. В вечно сражающемся государстве встречать новый год с теми, с кем встретил предыдущий - большая удача. Каждый год смерть проходится по ее окружению мелким ситом. И те, с кем она общалась, кем восхищалась, с кем дружила, в какой-то миг погибают. Не всегда она даже узнает об этом, ведь она всего лишь шлюха. Человека просто не становится.

И то, что для Иды такое положение вещей было привычно, вовсе не значит, что оно ее устраивало. Вряд ли Ида давала себе в этом отчет, но, думаю, именно поэтому попросилась в ученицы к целителю. Может, не такой уж большой вклад она могла внести своей помощью, но это хотя бы давало чувство, что она не пускает все на самотек. Что какая-то власть над этой ужасной смертью, пусть даже самая малая, все же в ее руках.

* * *

Итак, продолжая тему Намдалена, дожившего до наших дней. Как и в прошлый раз, приношу извинения, если кого-то заденет упоминание современных политических, экономических, социальных или еще каких-то реалий. Я могла бы сказать, что все совпадения с реальностью случайны, но вы же знаете, что это не так.

о журналистах, кредитах и страничках в инстаграм1. Почему-то совсем забыла в прошлый раз написать о религии. Полагаю, Намдален - светское государство, но, как и во многих странах Юго-Западной Европы, основная конфессия там - католицизм. Не уверена, что большинство населения религиозно, все-таки двадцать первый век вносит свои коррективы, но, думаю, духовные искания нередко приводят человека в церковь. Отчасти потому, что Намдален во многом сохраняет традиционную культуру, и всевозможные новомодные варианты духовности там не слишком популярны. Коренное население Магриба по преимуществу мусульмане.

2. Отдельного внимания заслуживают местные новостные передачи. В чем-то они сходны с советскими, если у меня, конечно, не сложилось о советских новостях ложного впечатления. Большая часть новостного потока и в целом телепередач сосредоточена на хорошем. Населению рассказывают, какая их страна классная, чего достигли, что открыли, где победили, а не как рухнул чужой самолет. Хотя, конечно, про самолет тоже могут упомянуть. Просто соотношение добрых и дурных новостей поддерживается примерно 4/1.

3. В связи с новостями нельзя не сказать и о журналистах, тем более об иностранных. Намдалени в целом открытые ребята и из вещей, не касающихся напрямую национальной безопасности, тайны не делают. Они легко разрешают иностранным журналистам освещать их дела, в том числе их войны. Но, конечно, терпеть предвзятости и откровенной лжи не будут. За создание и распространение фейков наказание быстро и неотвратимо: журналиста лишат аккредитации и запретят въезд в страну. С пристрастностью все не так однозначно. Под пристрастностью я понимаю личное резко отрицательное отношение журналиста к тому, что он освещает. Когда человек вроде и правду говорит, но в таких выражениях, что чувствуешь себя оплеванным. В этом случае поначалу могут просто выразить недовольство: почему, мол, вы так о нас говорите! Мы вовсе не так ужасны, как можно решить из ваших слов! Ну а если после пары-тройки таких увещеваний журналист продолжает гнуть свою линию, его ждет та же участь, что и фейкоделов.

4. Когда ты любишь воевать, а твои соседи любят инфернальные санкции... В общем, поговорим о заходе брендов на рынок и об уходе с него. Формально на намдаленский рынок может зайти кто угодно, и запретов там нет (кроме разумных ограничений, конечно, гнилые бананы никто ввезти не даст). Но это формально, и на месте бренда я бы хорошо подумала, нужен ли такой рынок. Во-первых, Намдален, если бы существовал в наши дни, явно подвергался бы санкционному давлению. Не уверена, что такому же, как Россия, Иран или Северная Корея, но в покое бы его не оставили. Во-вторых, ввозные пошлины зачастую очень высоки, что делает большинство импортных товаров дорогими, а какое разумное население будет покупать что-то зарубежное и дорогое, если есть местный дешевый аналог. И, наконец, в-третьих, дело в самом местном населении и в том, на что оно в целом привыкло обращать внимание, а что - игнорировать. Но об этом речь пойдет ниже.

Теперь об уходе с рынка. Ситуации бывают разные, не всегда производитель волен решать, где ему продаваться. Сдается мне, когда уход вынужденный, намдаленская сторона относится к этому с пониманием. Будут желание и возможность - ждем обратно. Нет - было приятно с вами работать. Совсем другое дело, когда уходят с хлопаньем дверьми и напоказ, с антивоенными лозунгами, не-хотим-поддерживать-агрессию-в-(вставить нужное). Вернуться потом будет формально возможно, но условия этого возвращения будут далеко не самыми благоприятными, ввозные пошлины вырастут до небес, да и неприязнь местного населения тоже в один миг не улетучится. Так что здесь разумнее будет следовать правилу: уходя - уходи.

5. Коли пошла речь о рынке, поговорим о ценах. Я не сказала бы, что "там все дешево", равно как и "там все дорого". Скорее дело обстоит так: товары местного производства дешевы. И чем ниже доля импортных составляющих, тем дешевле. Соответственно чем эта доля выше, тем товар дороже. В общем, волей-неволей приходится поддерживать местного производителя, если ты не олигарх. Впрочем, местное производство вполне достойно. Как я уже говорила, намдалени хорошие ученики и почти все стремятся делать сами, не желая зависеть даже от самых надежных своих партнеров. Единственный доступный по ценам импорт - это товары, которые в самом Намдалене не производятся, но при этом в их нужности нет сомнений. Например, это отдельные виды лекарств и медицинской техники, хотя и в этом случае намдалени стремятся освоить производство как можно скорее.

6. К слову о стремлении освоить все самостоятельно: экспортируя в Намдален что угодно, начиная от лекарств и заканчивая оружием, поставщик может быть уверен - его товар разложат чуть не на атомы, чтобы научиться делать такой же. Соглашения о запрете обратного инжиниринга, конечно, можно заключать, но... но кто докажет, что они соблюдаются. Поймите меня правильно, намдалени в большинстве случаев честные люди. Но не когда искушение слишком велико и слишком много поставлено на карту.

7. И вот мы подходим к той самой особенности намдаленского менталитета, которая очень влияет на рынок почти чего угодно и которую если маркетологи не учтут, то хана. Во-первых, намдалени сохраняют в некой мере традиционный уклад и могут казаться со стороны несколько старомодными. Многими современными веяниями они просто не искушены и не нуждаются в вещах, в которых маркетинг заставляет нуждаться нас. Во-вторых, это люди, смотрящие на мир довольно просто, прагматично и по-деловому. Если они не видят в чем-то смысла, это не слишком их заинтересует. На примере моей любимой косметики. Можно ли втюхать намдаленке уходовый крем с посылом, что он омолодит ее на пятьсот лет, уберет морщины, и лицо будет сиять аки луна? Можно. А маску с тем же эффектом? Уже вряд ли. Потому что зачем маска, если есть крем. Один раз покрасоваться и вернуться к состоянию "как было"? Да ну, баловство одно. То же самое с патчами под глаза, например. Может, купит один раз чисто побаловаться.

Иными словами, местное население довольно непросто убедить в том, что им что-то нужно. Как вы понимаете, айфоны в кредит там мало кто покупает, потому что если прежний айфон еще живее всех живых, в чем смысл нового? Конечно, статусное потребление в Намдалене есть, повыебываться любят многие, но они, как правило, отдают себе отчет в том, что хотят повыебываться, не пытаясь убедить себя, что "камера лучше".

8. В тему выебонов хочу сказать, что, в отличие от многих современных обществ, где откровенно выебываться стыдно, в Намдалене выебываться нормально, было бы чем. Дутой крутостью никого не впечатлишь, посему Намдален - одна из немногих стран "цивилизованного мира", где золото, бриллианты, крутые тачки и последние айфоны свидетельствуют о том, сколько человек заработал, а не сколько у него кредитов.

9. Кредиты - отдельная история. Классических потребительских кредитов в нашем понимании банки не выдают. Если тебе не хватает на новую стиральную машину или на отпуск - это твои проблемы. Одолжи у друзей, поработай в выходные, продай что-нибудь. Банк может выдать заем, например, на учебу, на организацию производства, на лечение. Возможно, это связано с тем, что коммерческих банков в стране мало и эта система почти полностью контролируется государством. А может, и здесь роль играет менталитет и большинству населения просто в голову не приходит просить в долг ради каких-то бытовых нужд и уж тем более ради статусного потребления (ведь это убивает сам его смысл).

Об ипотеке ничего сказать пока не могу.

10. Ну и в завершение почему-то пришла в голову мысль о блогерах. Не уверена, что в Намдалене это дело так уж распространено, все же мне хочется верить, что люди там достаточно здраво себя оценивают, чтобы понимать, насколько вообще нужны в интернете сто лифтолуков какой-нибудь Анны из Экризи. Учитывая, что это довольно старомодное (простите, не знаю, как это правильно назвать) общество, освещение своего быта не имеет в их глазах никакой ценности - ведь все так живут. Чем листать сториз левой девицы, можно о том же самом поболтать с подругой. Посему, думаю, если бы местные что-то и постили, это было бы что-то специфическое, о чем автор мог бы точно сказать, что больше ни у кого такого нет. Например, женщина, отдающая себе отчет в своей яркой внешности, может вести страничку в инстаграм с фотографиями в разных образах. А еще мне кажется, что большая часть намдаленского контента на Ютубе была бы посвящена путешествиям, притом не тысячному видео про отдых в Турции, а чему-нибудь необычному, чего у других нет или крайне мало.


... В общем, вы поняли, что происходит, когда на работе выдается свободное время, а мозг еще не сбавил обороты после инструкций к каким-нибудь аккумуляторам.

* * *

День только начался, а у меня уже два повода для радости. Во-первых, выпал снег. Порадоваться снегу - это святое.

Во-вторых, мне сегодня впервые снился Намдален. Был ли это сюжет книги о нем, или фильма, или просто история одной жизни, я сейчас уже не скажу. Женщина, которая несколько месяцев (или лет) не была на родине, наконец, вернулась. Была ранняя осень, они с подругами сидели в кружке в саду или парке возле большого дома и делились новостями, ведь так давно не виделись! Сначала я думала, что женщина - это Хелвис (та самая сучка из романов Тертлдава, ради переоценки которой я и взялась за цикл). Но ее назвали по-другому, и теперь мне хочется знать, кто это, почему она отсутствовала и почему вернулась. Возможно, тоже сестра, жена или дочь наемника.

Новости у подруг были не слишком радостные. У кого-то кто-то умер. Еще одна подруга, которую назвали чуть ли не Катерина (или местным созвучным аналогом), была, видно, жена или дочь купца, торговавшего пряжей. Ее отсутствовавшая товарка спросила, как идут дела, а Катерина сказала, что пряжей больше не занимается, потому как ей тяжело ее снимать (наматывать?). Я сначала подумала, что за снежинка! И это говорит намдаленка, которая коня на скаку остановит, в горящую избу войдет! Потом поняла, что в промышленных масштабах, наверное, это и вправду тяжело. Вон я даже раскрой платья не могу отстоять и вынуждена отдыхать в процессе, так болит спина. А я считаю себя довольно сильной. Возможно, у Катерины было что-то похожее.

На этом сон прервался, а жаль. Я бы с радостью посмотрела, что там дальше, да и вообще с радостью посмотрела бы на что угодно в Намдалене.

К слову, на обследовании мне сказали, что операцию не сделают, во всяком случае, в ближайший год. Не скажу, что это сильно меня расстроило. Теперь я могу спокойно закончить повесть, а потом так же спокойно начать решать жилищный вопрос. Да и сэкономила уйму денег, что не может не радовать.

Заказала кучу косметики в несколько килограмм весом. Надеюсь, на выходных уже придет. Доставать из коробки заказанный косметос (а еще и пробников если накидают!) - отдельный вид удовольствия.

На следующей неделе на работе меня ждет перевод книги о монгольской традиционной культуре (насколько я смогла понять из монгольского оригинала, конечно).

В общем, дела хороши.

И немного о наемниках...

Думаю, многие, кто увлекался фолк-музыкой, в том или ином исполнении слышал "Сагу о наемниках". Говорят, сам текст принадлежит Марии Семеновой, а вариации исполнения - всем, кому не лень, начиная от бардов и заканчивая Хелависой. И несмотря на то, что вроде и стихи неплохие, и песни получаются огонь, эта история особо меня не трогает.

Вообще я удивилась, когда узнала, что автор текста - Семенова. Мое недолгое знакомство с Марией Васильевной закончилось как раз на ее пассаже о наемниках - о том, что все они пропащие бесчестные люди и с ними даже сражаться не стоит, их нужно резать как собак. Мне было тогда шестнадцать лет, я уже знала Шичининтай и офигела от такого поворота. В книгах о Волкодаве меня и до этого многое коробило, и пассаж о наемниках стал последней каплей.

Не берусь судить, но мне все же кажется, когда человек решает написать о том, что ему не близко, получается не очень достоверно. Вот и в "Саге" есть два момента, нарушающих достоверность, а с ней и весь драматизм ситуации.

Во-первых, какой наемник поверит горячим клятвам чужеземного владыки, мол, город очень богатый и очень слабый. Сразу возникает вопрос: если дела обстоят именно так, что же никто пока его не разграбил? А следом за тем другой: зачем убеждать и клясться чуть не здоровьем мамы в том, что это правда? У любого человека, даже далекого от военного ремесла, это вызвало бы подозрения. Убеждают в своей искренности обычно те, кто хочет солгать. Или хочет, чтобы их слова были приняты за ложь.

Во-вторых, хотя здесь не все однозначно, не верится в то, что "из нас ни один не молил о пощаде, никто не сдался врагу". Камон, ребята, вас предали и подставили под удар, вы сейчас погибнете до единого, самое время сдаваться, это нормально. Да, история знает наемников, которые отвечали отказом на предложение сдаться, например, швейцарцы, защищавшие последнего французского короля, так и не бросили его (и за это им стоит памятник в Люцерне). Но они находились в ином положении, чем герои песни. Во-первых, они были в осажденном дворце, а не на поле боя, и у них было время подумать, а во-вторых, не припомню, чтобы король их кинул. Любой нормальный командир, видя, что битва проиграна, велел бы солдатам опустить оружие и сдался бы в плен, чтобы ни самому напрасно не погибнуть, ни людьми не жертвовать.

В общем, странно все это. Но песни хорошие.

* * *

Тем временем я пишу повесть про наемников и шлюху и, кажется, впервые понимаю тех, кто из-за творчества бросает работу. Я так не сделаю, потому что люблю деньги, но мысль взять внеурочный отпуск иногда посещает. Ибо с повестью времени не остается ни на что. Писать я могу только в выходные, а в выходные своей доли внимания требует еще сотня дел, поэтому на все второстепенное я по максимуму забила. Я теперь даже не заказываю косметику (!!!). Понимаю, звучит как проблемы белых людей, но старая косметика подходит к концу, а новая не появляется, потому что выбор и заказ косметики требуют времени и удовольствия от процесса. Так что я думаю просто покупать старые проверенные средства, пока времени не станет чуть больше.

Я даже допускала крамольную мысль отложить из-за повести коррекцию зрения, из-за которой я как минимум неделю не смогу подойти к компьютеру. Но потом подумала, что это уже перебор, я операцию планировала год назад, гораздо раньше, чем повесть, так что приоритеты остаются на местах. А ведь еще надо снять квартиру, чтобы подруга, которая приедет помогать мне после операции, не жила с моей матушкой. А это снова время! Знали бы вы, как его сейчас не хватает. Просмотр новостной ленты остался для меня в далеком прошлом еще до повести, так что я теперь не знаю, че там в мире творится и че думает Вася Пупкин из интернета, и не уверена, что хочу узнавать.

В общем, я очень надеюсь, что допишу эту историю хотя бы к концу новогодних праздников, а то как лох. Не уверена, что из-за ее размера кто-то, кроме друзей, будет ее читать, но мне она прямо нравится. Может, потому, что в своих последних работах я исхожу из принципа: если в сцене нет ничего запоминающегося и красивого, то такая сцена не нужна. В этой истории я люблю почти каждый эпизод.

К слову, под это дело отлично заходят песни Хелависы, причем из альбомов после 2011 года, которые я до недавнего времени не слишком любила. Теперь, когда я понимаю, что ждать от этих песен смысла не приходится, я просто слушаю музыку и голос и проникаюсь образами - и знаете, они красивые. Вообще у меня складывается впечатление, что у нас с Натальей Андреевной во многом сходное чувство прекрасного. Некоторые песни для меня вообще как новые, потому что я послушала их единожды и решила, что "Хелависа уже не та", а сейчас прям заходит.

* * *

Жизнь прекрасна. Не твоя, конечно, но все-таки. ©️

 

Скажу очевидную вещь, но мне никогда не казалось, что если у меня нет чего-то, то этого в принципе нет. Что если у меня что-то плохо, то это в принципе плохо. И так далее.

Например, в своих текстах я с большой нежностью преподношу образ матери и образ братьев. Некоторые кисули, у которых отношения с матерями не очень, говорят: мне это не близко, потому что братьев у меня нет, а с матерью отношения так себе.

Вы, блин, не поверите, но у меня тоже нет ни ласковой матери, ни заботливых братьев. С матерью у нас отношения прохладно-вежливые. Я испытываю к ней почтение, потому что это моя мать, она никогда не желала мне зла и делала что могла и умела, чтобы меня вырастить. Когда я стала зарабатывать, начала дарить ей дорогие подарки - снова же, не из любви и желания увидеть ее радость, а потому что это моя мать и она заслуживает к себе подобного отношения. Но мне бы в голову не пришло делиться с ней глубочайшими переживаниями, искать у нее утешения или совета. Она не знает обо мне почти ничего - и я этим более чем довольна.

Отношения с братьями (двоюродным и сводным) у меня тоже никакие. О первом я помню только, что он троллил меня песенками про суицид в детстве, а второй как-то отдал свой старый смартфон. Тут претензий нет, смартфон мне после этого служил еще лет шесть. Братьев-защитников, людей, которым можно пожаловаться, у которых можно просить помощи и поддержки, о которых хочется заботиться, я никогда не знала.

Но я знаю, что бывает по-другому. Не у меня - и какая разница! Я знаю, что есть матери - всегдашнее утешение и поддержка выросшим детям, матери, что примут их любыми и дадут совет. Я знаю, что есть братья, которых можно позвать, если у тебя проблемы, ради которых ты сама встрянешь в любые проблемы, лишь бы они были живы и невредимы.

Эти образы наполнены для меня смыслом и чувством не потому, что в жизни я имела нечто подобное. А потому что была бы рада иметь.


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)