Семь чудовищ Медного берега5 читателей тэги

Автор: Нуремхет

Семь чудовищ Медного берега

Нуремхет в стране чудес-20

Тут немного политоты, котята. Совсем немного. Не уверена, что кого-то заденет, но предупреждаю на всякий.

о внешней политике и как начинается война
Намдален не выносит производство в третьи страны, Намдален выносит третьи страны.


Вчера послушала брифинг Захаровой, на котором она честила Запад на чем свет стоит (даже до крестовых походов добралась), и подумала, что Намдален определенно не входил бы в список ее любимцев. Ведь его единственное отличие от остального Запада - в относительной честности.

Конечно, ни одно государство, даже самое лучшее, не может быть полностью честным во внешней политике. В большом или малом, всегда отыщется хоть немного лжи, двойных стандартов, попыток оправдаться или незаслуженно кого-то обвинить, пустить пыль в глаза и так далее. Это естественно, и, хотя выглядит неприятно, мне трудно кого-либо за это осуждать. Ведь и мы в отношениях с другими людьми редко когда полностью честны и ничего не пытаемся приукрасить.

Намдалени в большинстве своем придерживаются мнения: что не можешь защитить - то не твое. Но так как им прекрасно известно, что подобные средневековые рассуждения в остальном мире звучат дико, они их не озвучивают. Намдаленский МИД, политические элиты и пресс-секретарей различных ведомств трудно обвинить в искренности, но и в предвзятости не упрекнешь. Они всегда вежливы, рассудительны, любят вот эти все "выражаем обеспокоенность...", "надеемся на скорейшее урегулирование конфликта", "пока рано делать выводы, нужно дождаться результатов экспертизы". Прекрасно понимая, в какой спорной позиции находятся сами, они не стремятся судить других, не применяют санкции, ни с кем первыми не разрывают отношений. Так что если вы устали от бесконечных обвинений странами друг друга, выступления намдаленского истеблишмента будут для вас как бальзам на душу.

Тем не менее, как и прочие народы Запада, намдалени агрессивны и алчны. Просто так помахать шашкой в нашем мире нельзя, нужно придумать обоснуй, поэтому начало войн Намдаленом выглядит как набеги викингов в конце их существования - когда они, с одной стороны, пытались торговать, а с другой в любой момент что-то могло пойти не так и начинался грабеж.

Кошмарить предпочитают, в основном, Африку, которая и поближе, и послабее. У Намдалена нет союзников в лице ЕС и НАТО, поэтому они прекрасно понимают, на кого не стоит поднимать руку.

Итак, история неспровоцированных конфликтов начинается обычно с того, что в конкретную державу приходит "письмо счастья" в духе "добрый день, нас интересует ваша золотоносная жила/рудник/лес, как насчет продать их или сдавать в аренду на таких-то условиях"? Рассылать такие письма имеет право только соответствующее ведомство, никак не региональные представители или ЧВК. Но так как решение о возможной войне не может приниматься президентом в одиночку (пацаны не поймут), в каждом случае можно с уверенностью сказать, что военная верхушка Намдалена осведомлена о таком письме и ничего не имеет против.

Надо сказать, что цену намдалени предлагают не смехотворную, а вполне себе достойную. Если руководство страны-адресата отказывает, намдалени делают еще несколько попыток решить дело миром, например, чтобы те предложили собственную цену. Но если попытки договорится ничем не венчаются, начинаются военные действия. При этом во внешних сношениях предмет конфликта называют "спорным". Согласитесь, куда законнее отвоевывать спорное имущество, чем чужое.

Возникает закономерный вопрос: а если африканский лидер принимает условия намдалени или предлагает свои и стороны приходят к соглашению, что тогда? Его оставляют в покое или намдалени находят другой повод напасть?

Его оставляют в покое. Заключают договор, который намдалени исполняют. Так продолжается до тех пор, пока не обнаружится еще какое-нибудь сокровище, на которое намдалени положат глаз. Тогда сценарий повторяется. В конце концов, даже для них война - не цель, а лишь самый действенный аргумент.

Что касается чужих войн, то участие в них не требует согласия центральной власти, и региональные ЧВК могут впрягаться в чужие конфликты на свое усмотрение. Сторону выбирают исходя из соображений "кто больше заплатит" либо "у кого можно больше натырить". Нравственная составляющая тут редко играет роль, ибо в чужих войнах совершенно неважно, кто прав. Тем не менее, на стороне откровенных террористов намдалени предпочитают не оказываться - и по этическим причинам, и потому что можно пойти под международный трибунал. Стараются они также не впрягаться против сверхдержав - России, США и Китая - разве что в частном порядке.

На всегдашние обвинения в духе того, что намдалени, как стервятники, ищут поживы за счет чужого горя, уже привыкли отвечать: гуманитарное право не запрещает наемничество, а военных преступлений мы не совершаем.

Что касается военных преступлений или просто отдельных эксцессов, то намдалени, как и прочие страны Запада, не любят оставлять своих граждан на суд той страны, в которой те натворили дел. Предпочитают забрать домой и наказать или не наказать у себя.

Что касается миротворческих контингентов, то, полагаю, намдалени могли бы держать их только в Африке - в зоне нынешних и возможных будущих своих экономических интересов. В других частях света - только если попросят. Разумеется, не задаром.

Нуремхет в стране чудес-19

о застенчивости в сети, рыцарских временах и жестоких съемках1. Знаете эту закономерность: многие люди, кто в реальной жизни пикнуть боится, в Интернете становятся дерзкими сучками в силу кажущейся анонимности и физической отстраненности. С намдалени все с точностью до наоборот. В реальной жизни застенчивы разве что дети - к подростковому возрасту подавляющая часть намдалени утрачивает это качество. Девочка-подросток спокойно может наехать на хулигана, дергающего кота за хвост.

А в Интернете все меняется. Вероятно, потому, что большинство намдалени воспринимают Интернет совсем не так, как мы. В какой-то мере более здраво, в какой-то - более суеверно. Это место, откуда ничего не пропадает, где всякое сказанное слово, даже удаленное, всегда можно восстановить. Где анонимность лишь иллюзия. Где смотреть на тебя и слушать тебя могут люди, о существовании которых ты и не подозреваешь. Поэтому намдаленский контент в мировой сети довольно скуден. Как я уже писала, местные постят что-то только будучи уверены, что это кому-то интересно и не имеет аналогов. Размещать стотысячное видео с котом они не будут. А вот свое декоративно-прикладное творчество на продажу - вполне. Постить лифтолук не придет в голову даже самовлюбленной девице. А вот необычный образ, скажем, в духе исторической реконструкции - почему нет.

Это не значит, что намдалени не снимают видео с котиками, не сидят в социальных сетях и так далее. Просто, в отличие от многих, они вместо личной страницы используют групповые чаты. Скажем, сидят пять подружек на Фейсбуке (или где там на Западе зависают), и вот одной из них подарили дивной красоты ожерелье. Или она увидела на улице, как кот бухнулся в лужу. Так вот, она скорее скинет фотографии и поделится впечатлениями в групповом чате подруженькам, справедливо полагая, что посетителям страницы ее новости интересны как собаке синтоизм. Делиться подробностями своей жизни, даже безобидными, в публичном пространстве не принято.

2. Довольно распространенный элемент в одежде намдаленок - это всевозможные шали и платки, набрасывающиеся на плечи. Они могут использоваться вместо кофт и курток, даже зимой, которая на средиземноморских островах редко бывает сурова. Делаются они из самых разных материалов - есть тканые, вязаные, есть легкие и очень теплые, есть скромные однотонные, а есть украшенные вышивкой, бисером и всем, на что хватит фантазии. Вяжутся, ткутся, украшаются и продаются они в частном порядке, поскольку организованного производства готовой одежды в стране фактически нет. Но для женщин это неплохой способ проявить творческие способности и подзаработать. Некоторые девочки-подростки подрабатывают в том числе и этим, чтобы не зависеть от карманных денег родителей.

Закрепляются платки разными способами. Скажем, если полотно достаточно длинное и может образовать треугольник, его набрасывают на плечи, нижние углы пересекают грудь крест-накрест и связываются за спиной. Также платок можно закрепить брошью, булавкой или плащевой иглой. Можно просто придерживать руками.

В традиционных намдаленских танцах, к слову, мужчина и женщина вместо того чтобы держаться за руки, держат разные концы одного платка или шарфа.

3. Я писала, что в Намдалене косметику производит только одна государственная фармкомпания. Это не совсем верно. Производством косметики занимаются еще и арабы, и их средства отличаются от европейских как небо и земля.

Во-первых, отдушка. В намдаленской косметике ее нет совсем, средства пахнут тупо сырьем. В арабской отдушка всегда есть, для нее используются всевозможные эфирные масла.

Во-вторых, состав. В намдаленских средствах могут встречаться синтетические компоненты (для любителей истерить при слове "синтетика" отмечу, что, например, витамины, аминокислоты и многие другие составляющие в чистом виде в природе не встречаются, поэтому под синтетикой я здесь подразумевала именно их, а вовсе не продукты нефтепереработки). Тогда как в арабских средствах используются почти исключительно натуральные масла, экстракты, дистилляты и прочее.

В-третьих, воздействие. Намдаленская косметика направлена скорее на то, чтобы обеспечить базовый уход или восстановление после повреждений. Арабская направлена на то, чтобы было красиво и приятно. Чтобы кожа была как бархат, чтобы волосы были как шелк. Так что если бы я подбирала вам местную косметику, то посоветовала бы для лица использовать скорее намдаленские средства, тогда как для волос и тела - арабские.

Как бы то ни было, ни та, ни другая косметика, как правило, не имеет в своем составе сильнодействующих активов, поэтому если вы живете в Намдалене и вам нужны именно сильнодействующие средства, лучше купить импортные.

4. Как я уже писала в прошлом посте, большая часть женщин рожает дома в присутствии акушерки, и только если та предвидит опасность, то либо распоряжается отвезти женщину в роддом, либо вызывает бригаду на дом. Участковых акушерок на всех может не хватить, поэтому неудивительно, что пышным цветом цветет частная практика. Если в каком-нибудь семнадцатом веке для того, чтобы стать повитухой, требовалось не менее трех собственных детей и был некий возрастной ценз, то сейчас единственное требование - это наличие медицинского образования (конечно, если хочешь работать официально, а не приходить как баба Глаша по знакомству). Миллионы этим делом не заработаешь, но достойный доход - вполне. Особенно если учесть, что в случае удачного родоразрешения (а они в большинстве своем удачные) акушерке могут дарить подарки, иногда весьма дорогие, помимо собственно платы за услуги. Ну, и уйма полезных знакомств образуется, что тоже немаловажно.

5. В Намдалене, как, в принципе, на традиционном Западе, женщина имеет этикетное преимущество перед мужчиной. Несмотря на то что большинство намдаленок коня на скаку остановят, в горящую избу войдут, их стараются оберегать и от коней, и от изб, и нечасто встретишь на улице женщину, несущую тяжести - обычно встречные мужчины предлагают помощь.

6. В отличие от многих европейских стран, Намдален избежал периода абсолютизма и с этапа феодальной раздробленности перешел непосредственно на этап республики. Конечно, это произошло не благодаря великой осознанности намдалени. Там было как в песенке "долго бухали, друг друга мочили, ну а потом договор заключили". Полагаю, когда очередной местный князь посмотрел, что европейские монархии нагибают феодалов, он решил сделать то же самое у себя на родине, решив, что принцип "король - первый среди равных" уходит в прошлое. Но намдаленские феодалы сумели объединиться и объяснить ему, что он неправ. Пришлось договариваться. Объединение страны было очень желательно - ведь в рыцарские времена каждый феодал был в своей земле что король - мог миловать и казнить, взимать какие захочет подати, чеканить монету. Настолько раздробленная страна в новых реалиях уже не смогла бы соперничать с объединяющимися европейскими державами. Но и расставаться с вольницей феодалы не хотели.

В итоге путем долгих переговоров, которые, стоит полагать, длились не одно поколение, они сумели привести денежную, налоговую, судебную систему собственных земель к некоему единообразию. И хоть сейчас Намдален - унитарная республика, а не конфедерация, как Швейцария, совершенно немыслима там ситуация, в которой решение важных вопросов оставалось бы за одним человеком, будь он хоть президент.

Отголоски раздробленного прошлого - намдаленские ЧВК, которые, судя по всему, и сформировались как призрак феодальных армий. Каждая из ЧВК базируется в одном из регионов европейского Намдалена, и пристально следят их вожди, чтобы никто из них не усилился сверх меры и не стал могущественнее других. Если появляется у кого заметный излишек власти или богатства, государство этот излишек нивелирует - и это, помимо помощи попавшим в плен наемникам, тоже одна из главных задач центральной власти. Впрочем, и за самой центральной властью пристально следят из регионов - не возгордится ли, не вздумает ли прибрать их к рукам. Нередко офицеры этих самых ЧВК занимают в своих регионах и вполне гражданские высокие посты, но даже если не занимают - определенно имеют влияние на политику своей малой родины.

Таким образом, Намдален даже эпоху фашизма миновал без культа вождя. Появившаяся там идеология являлась скорее национализмом, "ах какие мы крутые", без культовой фигуры. И, что важно, без особого давления на национальные меньшинства страны. Не исключено, что большая часть французского, итальянского и испанского населения Намдалена - это потомки беженцев из фашистской либо оккупированной фашистами Европы.

7. Несмотря на то, что Намдален - светское государство, там немало исламских и католических учебных заведений - как общеобразовательных, так и высших. И если в исламские принимают исключительно мусульман, то в католические принимают и некрещеных - возможно, видя в этом некую миссионерскую возможность. Поэтому у родителей всегда есть выбор - отправить ребенка в светскую школу или в религиозную. Качеством образования они друг другу не уступают, разве что в религиозных учебных заведениях (обеих конфессий) мальчики и девочки, юноши и девушки обучаются раздельно. Имеется в виду не в разных аудиториях, а в разных зданиях, зачастую находящихся в разных частях города (вроде как два филиала одного учреждения).

8. Немногие намдалени хорошо знают арабский язык. В европейской части страны эти знания могут ограничиваться несколькими формулами вежливости, отдельными выражениями: "здравствуйте", "до свидания", "спасибо", "прошу прощения", "да", "нет". Даже те намдалени, кто живет в Магрибе, если не имеют с арабами деловых или личных связей, обычно не слишком хорошо знают их язык. Да и зачем его учить, если почти всю нужную информацию можно получить на намдаленском? Напомню, что по местному законодательству арабский оригинал обязательно дублируется на намдаленский язык в государственных учреждениях и предприятиях и желательно - в частных. Тогда как намдаленский оригинал дублировать необязательно. Исключение составляют только произведения культуры, которые каждый волен создавать на каком захочет языке.

9. В намдаленских детских мультфильмах популярны библейские сюжеты, которые, надо сказать, не особо смягчаются для маленьких зрителей.

10. Тем не менее, намдаленский кинематограф показался бы нам весьма целомудренным. Даже в любовных историях там отсутствуют сцены поцелуев, не говоря уже об эротических. Причем их не подразумевают, прикрывая стыдливо, а их там просто нет, герои могут в лучшем случае обняться. То же самое с кровищей и расчлененкой - даже если она там по сюжету необходима, ее покажут так, чтобы избежать шок-контента (например, как в фильме "Крестоносцы" (2001)). При этом обнаженка, не имеющая отношения к эротике (например, захоронение мертвых тел) не считается шок-контентом. Ну типа че такого, голых людей, что ли, не видели.

Сейчас будет немного дичь, но для некоторых сцен намдаленских фильмов, где предполагается убийство животного, скажем, для сцены жертвоприношения, могут покупать самых настоящих животных и по-настоящему же их убивать. Здесь надо отметить, что животных именно покупают, то есть они изначально домашние. Диких и уличных никто для этих целей не отлавливает. Подобные сцены снимаются, как правило, с одного дубля и только в очень редких случаях переснимаются, потому что животные денег стоят и не для того покупаются, чтобы на них тренировались криворукие.

11. Интересная особенность распределения населения в европейской части Намдалена. Здесь нет как таковых мегаполисов. Даже население столицы, Метепонта, чуть больше миллиона человек. Кроме Метепонта, есть еще несколько миллионников и довольно много просто больших городов с населением в несколько сот тысяч человек. Возможно, это остатки феодального уклада, при котором нет культа столицы, а каждый стремится вложиться в родное гнездо, чтобы было не хуже, чем у соседей. Скажем, повар, получивший Мишленовскую звезду, не думает "поеду-ка я в столицу", он решит скорее "открою-ка я в родном Задрищенске ресторан, чтобы со всей округи ко мне съезжались". Воин-наемник, привезший из своих походов миллиард награбленных культурно-исторических ценностей, не думает "отдам-ка я это в большой музей", он решит скорее "открою-ка я музей в родном городе, чтобы со всей округи приезжали к нам". И так далее. Поэтому нельзя сказать, что в Намдалене вся наука, культура, общественная жизнь, национальное богатство и так далее сосредоточены в каком-то одном месте. Они скорее раскиданы по всей стране, и самый крутой ВУЗ, например, может обнаружиться в городе с населением в сто тысяч человек, а богатейшее музейное собрание - в городе с населением в сорок тысяч.

Нуремхет в стране чудес-18

о почетных профессиях, колониальных временах и страшных диагнозахНачнем с того, что вылезло из моих разговоров с подругой.

1. Какая самая высокооплачиваемая профессия и самая уважаемая?Наверное, в Намдалене, как в СССР: все профессии нужны, все профессии важны, и не место красит человека, а человек место. Почетна не столько конкретная должность, сколько достижения на ней.

Например, в массовом сознании нет представления о том, что "инженер - это почетно", но если ты спроектировал подводные туннели, связывающие все острова Намдалена - честь тебе, хвала и баблишко.

Нет представления, что "наемник - это почетно", но если бы ты вывез из Ирака Врата Иштар, то снискал бы славу (я знаю, что Врата сейчас в Берлине, это просто пример).

Нет представления, что "химик - это почетно", но если бы ты изобрел, скажем, костный цемент, на порядок превосходящий аналоги, то стал бы весьма уважаемым человеком.

И так далее.

2. Как народ относится ко всяким гаданиям и астрологии? Католическая церковь все это (кроме, может, классической полунаучной астрологии, которая в Южной Европе имеет глубокие корни), конечно, осуждает. Что не мешает населению этим развлекаться. Причем популярность среди населения имеет не какая-то приведенная в систему мантика, а буквально бабушкины гадания на игральных картах, перстнях, костях, книгах и так далее. Денег на этом никто особо не делает, гадают, как правило, в домашней обстановке и для своего удовольствия. Впрочем, и сейчас в Южной Италии сильна вера в колдовство (оно там, если я не ошибаюсь, даже запрещено на законодательном уровне), так что не удивлюсь, если бы и в Намдалене были самые настоящие колдуны, использующие для своих ритуалов обращения к христианским святым и христианской символике и искренне не понимающие, че не так-то.

Что касается астрологии, то она существует, но, стоит полагать, менее популярна, чем у нас, и гораздо более глубока. Во всяком случае, не выродилась в "гороскопы на неделю", "что звезды говорят про твой стиль", "подбор помады по знаку зодиака" и прочее. Но мне пока недостает знаний, чтобы написать об этом подробнее.

3. Как относятся к пиратству в сети? В отличие от большинства стран Европы, Намдален смотрит на сетевое пиратство сквозь пальцы и не наказывает за него (они и за морское-то пиратство не всех наказывают). Законодательство об авторском праве там, конечно, есть, но согласно этому законодательству пользователь или распространитель информации обязан только указывать имя ее создателя. Никакие материальные интересы не описываются. Полагаю, даже весьма богатые и уважаемые люди вполне могут пользоваться пиратской Виндой. Тем не менее, в Намдалене существует и собственная ОС, разработанная в первую очередь для государственных учреждений. Хотя, конечно, простым пользователям никто не запрещает ее установить.

4. Намдален в колониальные времена. Как-то Мария Захарова упомянула на одном из брифингов, что ветераны кенийского антиколониального движения 1950-х гг. потребовали у Британии компенсации за репрессии против борцов за свободу. После чего, по словам Захаровой, британцы стали спешно уничтожать документы, связанные с этим периодом. А я задумалась, как бы подавляли национально-освободительное движение намдалени.

Для начала я не думаю, что оно было бы таким уж сильным. Все-таки намдалени хорошие хозяева, и это видно по их обращению с регионом Магриба. Ограничивая местное население в политических правах, в материальном плане они стараются обеспечивать обе части страны равномерно. Полагаю, имея колонии в Африке или Латинской Америке, намдалени старались бы распределять материальные блага поровну между всеми регионами государства. Тем не менее, если бы освободительное движение возникло, намдалени, конечно, подавили бы его. Я уже упоминала, что в отношении физического насилия они держатся в определенных рамках, но в отношении всех остальных методов борьбы, тормозов у них гораздо меньше. Лидеров восстаний они могли бы пытаться подкупить или привлечь на свою сторону, а если не получится - казнить (длительные тюремные заключения в Намдалене не практикуются, а пятью годами за такое не отделаешься), равно как и некоторых рядовых участников, кого удавалось поймать. Казнь обычно осуществлялась через расстрел или повешение.

Что до семей восставших, то, в зависимости от вовлеченности родственников в мятеж, их могли как казнить вместе с главой семьи, а детей отдать в церковь или на воспитание в намдаленские семьи, либо выселить в Магриб/европейский Намдален/другую колонию. Если семья вообще ни сном ни духом, чем занимался их родич, таких людей могли даже оставить в покое. Хотя такое случалось крайне редко. Чаще всего применялась практика выселения.

Если бы жители прежних колоний по прошествии лет предъявили иски, намдалени, скорее всего, ответили бы так: да, было дело, но любое государство защищается от покушений на его стабильность, мы были в своем праве и ничего не собираемся платить.

5. Еще немного угнетения по национальному признаку.)) Как-то таксист в припадке житейской мудрости сказал моей подруге: не выходи замуж за араба - он не будет тебя уважать, потому как знает, что твой отец его не зарежет. Так вот, намдаленский отец/брат/сын/дядя зарежет араба. Нередко в личных конфликтах, особенно касающихся обиды женщин, намдалени применяют к арабам силу, тогда как со своими сородичами чаще договариваются полюбовно. Связано это с тем, что у арабов в представлении намдалени нет понимания чести и стыда (или оно искажено), посему арабы понимают только силу. Что, конечно же, стереотип, однако живучий.

6. В намдаленских паспортах указывается этническое происхождение. Национальный состав страны по очень грубым подсчетам выглядит примерно так:

ок. 50% - намдалени;
ок. 45% - арабо-берберское население;
ок. 5% - выходцы из соседних стран Европы, в основном, итальянцы и французы, но есть также испанцы, португальцы и небольшая еврейская община.

Крайне небольшой процент населения составляют беженцы из Черной Африки - те, кто смог остаться жить и работать в Намдалене.

7. Роддома в Намдалене понимаются скорее как отделения экстренной помощи. Подавляющее большинство женщин рожает дома и только вызывают участковую акушерку, чтобы присутствовала на родах. Если акушерка видит или предвидит опасность для матери или младенца, мать отвозят в роддом. Если отвезти нельзя, акушерка вызывает реанимационную бригаду на дом по принципу скорой помощи.

8. Намдаленская медицина несколько специфична тем, что в парадигме ценностей местного населения высший приоритет имеет не жизнь как таковая, а качество этой жизни. Поэтому, если лечение грозит сильно ухудшить это самое качество без надежды на улучшение, многие намдалени натурально отказываются лечиться. Для них лучше прожить полгода на обезболивающих, чем четыре-пять лет в немочи. Хотя, конечно, при надежде на полное исцеление они пролечатся эти четыре-пять лет.

Посему при неизлечимых диагнозах, в случае которых лечение лишь ненадолго отсрочит конец, врачи обычно о таких диагнозах не сообщают, а советуют, например, кардинально поменять образ жизни (не перейти на какой-нибудь ЗОЖ, а просто поменять все привычки, включая место жительства, питание, род занятий - известны случаи, когда это помогало).

* * *

Всегда с большой осторожностью берусь предположить, что у кого-то что-то "генетическое", хотя, конечно, нельзя отрицать, что определенные качества у определенных народов обусловлены биологией. В любом случае, как говорил антрополог Дробышевский, подобными исследованиями сейчас заниматься непросто, потому что за них могут сжечь на костре.

В чем собственно суть. У Тертлдава есть эпизод, где кочевники-степняки в пух и прах разбивают рыцарское войско. Сама битва при этом не описывается, главному герою сообщают уже по факту: мы разбили намдалени, хочешь их обратно - плати. Намдалени - лучшие из конных войск тамошнего мира, никакие кочевники, при всех их бесспорных достоинствах, рядом не стояли.

... Как?

В итоге я так и не смогла найти ответа, решила, что автор тоже не придумал обоснуя, поэтому и замял тему. В фанфике о пленении намдалени я написала просто о многократном численном превосходстве противника.

Но время шло, я все больше узнавала о средневековой Европе, и теперь, увы, знаю, как их победили. Примерно так, как половцы побеждали крестоносцев в византийской Болгарии.

А теперь немного дилетантских выкладок: в ЦНС и головном мозге есть так называемые центры возбуждения и торможения. Не знаю, насколько верно так говорить, но часто встречается выражение, что один центр превалирует над другим. И вроде бы это нормально, мы все разные. Но когда слушаешь о средневековых европейцах (не скажу за современных, но если это и вправду генетическое, то так быстро положение дел не изменится), создается впечатление, что центр возбуждения у них не просто превалирует, а захватил власть и установил диктатуру. Не отреагировать на раздражитель, даже сознавая, что это провокация, или грех, или глупость - буквально выше их сил. В первом крестовом походе, говорят, священникам приходилось следить, с одной стороны, чтобы войско не занималось поножовщиной, развратом, совсем уж оголтелым грабежом, а с другой - чтобы не истязало себя до полусмерти в порыве горячего раскаяния за все это. Просто вести себя нормально? Не, не слышали.

Знаете, какое боевое качество ценилось в рыцаре чуть не выше прочих? Может, покажется, что я угораю, но это было умение стоять на месте. Не нападать без команды. Доходило до того, что за самовольное начало атаки в некоторых войсках назначали смертную казнь. Ричард Львиное Сердце для битвы у Арсуфа поставил в авангарде и арьергарде тамплиеров и госпитальеров, предполагая, что это самые дисциплинированные ребята и уж точно смогут дождаться сигнала.

Дальше сами догадайтесь, что было.

Впрочем, несмотря на преждевременную атаку, крестоносцы победили. Хотя надо сказать, даже мусульманский хронист пишет, что крестоносцы жестко себя контролировали, во всяком случае, во время продвижения к Арсуфу, так что ребята и без того явили чудеса силы воли.

Ну, а половцы в союзе с болгарами, когда воевали против новых латинских владык Византии, делали просто: кидались в ложную панику и бегство. Рыцари их преследовали, но, скажем, за восемь километров погони лошади уставали и не могли уже ни броситься в бой, ни тем более бежать обратно. Тогда половцы прекращали бегство, разворачивались и окружали спешенных противников. Полагаю, то же самое проделали кочевники с намдалени. Шанс, что рыцари не бросятся в атаку, был мизерный. Потому как даже потеряв множество людей, поняв, что попали в ловушку, уговорившись больше не поддаваться на уловки кочевников... на следующий день крестоносцы начисто обо всем забыли и снова бросились их преследовать.

Можно бесконечно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и как рыцарям срывает башню.

"Баудолино" Умберто Эко

Итак, кисуля дослушала "Баудолино", чему несказанно рада, потому что книга уже успела заколебать. Но по пунктам:

1. Я не жалею, что прослушала эту книгу. Она потрясающе написана, так же потрясающе переведена и, смею думать, дает неплохое представление о нравах и обычаях средневековой Европы. Но она мне не понравилась.

читать дальше2. Вкратце о чем книга: вообще это история жизни и выделить какой-то один сюжет в ней сложно. Посему то, что я сейчас опишу - это далеко не все, что было в истории значительного. Она повествует о Баудолино и его одиннадцати друзьях. Компания подобралась разношерстная: были там рыцари из Германии и Франции, какой-то ученый фрик, иудейский рабби, полуараб из Святой Земли, армянский феодал, штук пять итальянских крестьян. И вот как-то в Армении во время третьего крестового похода, когда император Фридрих остановился в замке упомянутого феодала, в со всех сторон проверенной, запертой изнутри комнате, под охраной этих двенадцати ребят... наутро его нашли мертвым. Понимая, что крестоносное войско сильно разбираться не будет, друзья разыграли сценку с якобы утоплением Фридриха при попытке переплыть горную реку, и свалили из лагеря, отправившись в дальние странствия.

3. Книга нуднейшая. Не потому, что в ней нет действия - действий там вагон - а потому что эта движуха то ли описана так, что хочется зевать, то ли сама по себе меня не слишком интересует. Какой-то проблеск интереса во мне вызвала только околодетективная линия с убийством императора. Но она занимает в сумме час-полтора аудио. Все же остальное ооооочень нудное.

4. Отдельно радует авторский юмор. Причем это шутки не персонажей - они-то мыслят вполне в духе своего времени - но именно автора. Например:

— Я благодарен, Рабби Соломон, — растроганно вымолвил Фридрих. — И благо мы делаем, тевтонцы, что защищаем твою родню по крови, и быть сему во все последующие веки! Мы, немцы, вас, евреев, никогда не дадим в обиду, клянусь своим народом!


Кто-то несмело предложил приписать еще и подземный поток, несущий ценные камни. Баудолино сказал, что пусть Абдул пишет себе что хочет, но он лично на время затыкает уши, чтобы не услышать снова про топазы. В честь Исидора и Плиния было решено поселить в той земле еще и саламандр: четверолапых змей, обитающих только в открытом огне.

— Все, что существует на свете истинного, годится в наше дело, — подытожил Баудолино. — Главное — никаких выдумок и сказок.


Через несколько дней пути по каменистой пустыне, где не было ни ростка, они увидели, как приближаются три фигуры. Первая безусловно представляла собой кота, чья спина была выгнута, волос вздыблен, глаза напоминали горящие угли. Второй зверь имел львиную башку и по-львиному рыкал, притом, что тело у него было козлиное, а стегна как у дракона. Наверху козьего тулова торчала еще одна голова, блеющая, рогатая. Чешуйчатое охвостье топорщилось и вилось, тая ужасную угрозу. У третьего из зверей находилась на львиных плечах и при хвосте скорпиона почти человеческая голова: глаза голубые, тонкий точеный нос и раззявленный рот, в котором как вверху, так и внизу обреталось по тройственному ряду заостренных, как бритвы, зубов.

Больше всего опасений вызвал кот.


5. Тем не менее в книге, безусловно, есть глубина. И посыл в конце на мой взгляд очень правильный. Но. У нас с Баудолино в этой его жизни оказались совершенно разные ценности. Для меня самой большой ценностью в этой истории были не дальние страны, не любовь к трепетным девам, а дружба вот этих двенадцати человек, из которых до конца дожили четверо, не в последнюю очередь по вине автора, потому что пять смертей были закономерны, а три показались мне несколько искусственными, как будто автор пытался поскорее убрать ненужных людей. Кстати, эту книжку можно читать тупо из спортивного интереса: кто к финалу останется в живых. Все равно не угадаете.

Но дружбу эту в конце максимально похерили. Да, ей пришлось пройти трудное испытание, не все выдержали его с честью, но делать из этого вывод, что длившаяся многие годы близость ничего не стоила - это слишком. Опять появилось впечатление, что автор, пускай и весьма умело, пытается убрать со сцены ненужных людей (спасибо, что не убил).

В итоге из того, что поддерживало Баудолино на плаву, осталась только любовь. Хотя, если честно, мне все возлюбленные Баудолино (в этой книге их три) не нравятся. Они слишком уж невинны и слишком трепетны. Для меня женственность во многом заключается в отсутствии невинности, в способности не удивляться и не возмущаться злу. Как писал Волошин: "все зло вселенной должно, приняв в себя, собой преобразить". Его возлюбленные не таковы. Они не смогут обуздать зло.

6. Мне нравились все двенадцать героев. А более прочих - немецкий рыцарь по прозвищу Поэт. Наверное, потому и понравился, что являл собой во многом типичный образ латинского варвара: человек жесткий, если не сказать жестокий, не слишком щепетильный, с неплохими способностями полководца, любящий выпивку и девочек, стремящийся к власти и славе.

7. Тому, что написано здесь о Четвертом крестовом походе, не стоит полностью доверять. Я заметила много расхождений с источниками, да и с обычной логикой. Из чего могу сделать вывод, что автор руководствовался в описании тусовок крестоносцев в Константинополе почти исключительно сочинением Никиты Хониата, да и его изложил в весьма вольной трактовке, а может, и подзабыл отчасти.

* * *

Сегодня смотрела выпуски "Моей планеты" о Западной Европе (и внезапно о Греции) и испытала странное чувство, которое лучше всего можно описать как "любовь долгими дорогами ходит".

Вообще я люблю "Мою планету" куда больше, чем, скажем, "Орел и решку". ОиР не дает увидеть страну, о которой снимает - особенности культур и народов там стоят далеко не на первом месте. Дорогие отели, популярные развлечения, приколы ведущих - иногда кажется, что большую часть экранного времени страна вокруг них могла быть совершенно любая. "Моя планета", напротив, переводит фокус внимания с ведущих на то, о чем они рассказывают, и пытается показать то особенное, ради чего мы здесь все и собрались.

Ну да ладно, возвращаясь к теме. Как вы знаете, в конце прошлого лета я прослушала тетралогию из "Видесского цикла" Тертлдава, осталась под большим впечатлением, но на этом не остановилась. Платонической любви к чему-то далекому мне мало, и, зная, что у фэнтезийных стран и народов были исторические прототипы, я залезла в историю Византии сотоварищи. Здесь возможностей развернуться оказалось куда больше, но все, что меня трогало, было по-прежнему далеко - и пускай нас разделяла не четвертая стена, а всего лишь столетия, эта преграда была по-прежнему непреодолима.

Потом до меня медленно стало доходить, что романо-германские народы (которые представали в образе намдалени), венгры (представшие в образе хатришей), да и греки (представшие как видессиане) существуют и по сей день. Когда я смотрела выпуски "Орла и решки", то вынуждена была заключить, что не узнаю их, что наследие их предков утрачено, и те народы, историей которых я увлеклась, ничего, кроме кровного родства, со своими потомками не имеют. Но сегодня я подумала, что дело может быть не в народах, а как раз в способе "Орла и решки" снимать программу - переводя фокус внимания со страны на ведущих. Потому что я смотрю выпуски "Моей планеты" о парижских рынках, о трапезах паломников в Испании, о ночной жизни Афин - и у меня появляется - наконец-то, наконец-то! - чувство узнавания.

Как если бы мой отец вернулся с войны - израненный, постаревший на десяток лет, с частичной амнезией, но вернулся! И уже не чужое лицо разглядываю я, но знакомое, а раз так, доктор, отпустите его. Я его забираю.

О различиях Европы и Америки

Вчера я взялась читать статьи на тему "чем европейцы отличаются от американцев". Потому что в наших глазах как будто ничем, даже появилось жаргонное выражение "амеропские" (ценности, например). А это совсем не так. Будь они одно и то же, я одинаково любила бы Европу и Штаты, но к заокеанским западным народам я совершенно равнодушна.

И вот я прочла N статей, как европейских, так и американских, и даже русских. От ерунды типа "в Европе много языков" (да ладно!) до весьма глубокого исторического анализа, где приводились различия во взглядах на свободу и права человека, религию и демократию. Кстати, как писал автор этой статьи, американец, его соотечественникам хочется думать, что они с европейцами похожи, ведь европейцы - их предки, и они так хорошо ладят. Но не стоит забывать, что в Америку плыли те, кто не хотел жить как в Европе.

Но, как водится, я люблю краткие меткие высказывания, после которых что-то щелкает в мозгу "точно!" и которые в двух словах объясняют многое. Вот какой посыл я встретила (как бы не в статье русского автора, но не буду врать):

Европеец стремится принять правильное решение, а американец - любое.

В Штатах ценится активность как таковая. Когда ты ошибаешься, это все равно лучше, чем когда ты ничего не делаешь. Поэтому на взгляд американцев, европейцы только и делают, что сопли жуют (хотя, наверное, на взгляд американцев кто угодно сопли жует). Промедление смерти подобно. Как шутили в одной статье, если вы написали американцу и он не ответил через пятнадцать минут - он болен, если не ответил через час - он сдох.

В Европе, напротив, существует культура сознательного замедления и остановки (сознательного - потому что западная цивилизация в принципе страстно-деятельная и остановиться потупить не у всех получается, для этого должны быть выработаны определенные культурные механизмы). Причем существует не последние десятилетия, а довольно давно. Если читать мемуары крестоносцев, они чуть не на каждой странице "собрались и посовещались". Даже во время сильного эмоционального накала, когда обе стороны в соплях и слезах - даже тогда они говорят "дайте нам время подумать". Европейский культурный код хорошо описывают мемы "не спешы подумой" и "одна ошибка - и ты ошибся, мужик, не забывай".

В Америке жизнь гораздо быстрее, и если честно... это офигеть как влияет на качество того, что они делают. Начиная от фильмов и заканчивая едой. У американцев как будто есть огромный потенциал, но они не могут его раскрыть, потому что просто не успевают. Европеец легко поступится скоростью ради качества. Американец - с трудом.

Такое явление как "gap year" ("пустой год", "год-лакуна"), оказывается, тоже европейского происхождения. Я сначала думала, что это американская фишка, потому как узнала о ней из голливудских фильмов. Но там родители воспринимали это как сомнительное новомодное веяние. Вкратце о том, что это такое, для тех, кто не знает: в Штатах после школы молодые люди, как правило, сразу идут в ВУЗ (или колледж, как там у них называется). В Европе между этими событиями принято оставлять год, в который дите должно, так сказать, прохавать жизнь. Поработать, мир посмотреть. Потому как считается, что если ты ничего не видел, кроме школьной парты, то не сможешь сделать правильный выбор. В голливудских фильмах это подается как "о ужас, ты теряешь год".

Американцы более пробивные, потому что активные действия, естественно, рано или поздно приносят плоды. Как писал уж не помню кто, из двадцати глобальных компаний одиннадцать - американские, девять китайских и ни одной европейской. Но знаете, скажу как потребитель: мне вообще плевать на глобальность фирмы. Собираясь чем-либо воспользоваться, я смотрю на страну-производителя, и наибольшее доверие вызывает у меня то, что сделано в СНГ и Европе (ни одной глобальной компании, напомню). Тогда как американские и китайские продукты никогда не казались мне надежными. Частично это объясняется подсознательным доверием к "своим", ведь Европа и страны бывшего СССР - наши соседи, тогда как США и Китай далеки и чужды, и неясно, чего от них ждать. Но за свою жизнь я успела перепробовать много всего и от всех, так что мнение свое строю, конечно, не только на животном доверии.

Кроме этого основного, как мне кажется, различия, приводились еще другие. Например, что в Америке свобода понимается как практически полная (пока ты не нарушаешь закон), тогда как в Европе свобода отдельных людей или сообществ может быть ограничена в целях общественного блага. Также у европейцев больше миссионерских загонов в духе "если тебе хорошо, помоги тем, кому плохо". Так, если в Штатах ты стал владельцем заводов, газет, пароходов, отгрохал виллу в Майами и попиваешь там коктейли, сверху вниз глядя на простых смертных, ты становишься примером для подражания. В Европе ты становишься подозрительным мудаком, потому что свобода-равенство-братство-бремя-белого-человека, не слышал, что ли, хоть бы шоссе в родной деревне проложил, ублюдок.

* * *

Поостерегусь говорить "всегда", но часто, чтобы перенаправить чужую энергию, нужны осторожность, деликатность, внимание и терпение. Причем неважно, что и куда перенаправлять. Речь может идти как об освобождении энергии (например, о превращении зажатой девочки в цветущую женщину, как любят рекламировать тренинги), так и о том, чтобы обуздать ее бесконтрольный выплеск (например, удержать войско от совсем уж оголтелого грабежа). В обоих случаях нужны тактичность и время, поощрение малейшего проблеска доброй воли и спокойное принятие неудач.

И напротив, шок-терапия, требование немедленных изменений, жесткие условия здесь дурные помощники. Даже если условная девушка, которую мы стремимся раскрепостить, или условное войско, которое мы стремимся обуздать, подчинятся требованиям, это будет только разовая насильственная победа над собственной природой, но не новая стратегия поведения. Новое русло вытачивается медленно - и энергия, как вода, пойдет по нему не сразу. Главное точить его понемногу и не ругать несчастный поток за то, что он пока продолжает течь по старой колее. Лучше пускай течет по старой, пока новая незаметно образуется рядом, чем будет насильно заведен в чуждое, неудобное, неготовое, пока совсем ему не подходящее русло.

Потому мне странным показалось поведение жителей Константинополя, которые девять месяцев обращались с крестоносцами как с собаками, а когда те психанули и захватили город, решили их разжалобить. Но ведь это работает не так! Чтобы пробудить в захватчиках добрые чувства, нужно было не выходить к ним с иконами, когда все уже свершилось, а нормально вести себя, пока те были еще не захватчики, а просто туристы. В этом случае призывы к милосердию как раз и есть попытка насильно повернуть реку. Лучше всего в таком случае было просто подчиниться победителям, выполнить что они требуют и стараться не усугублять. Массовой резни те не устраивали, а имущество в этом случае - меньшая из потерь.

* * *

Продолжаю слушать "Баудолино", и вообще говоря, это очень специфическая книга. Когда закончу, в двух словах напишу общее впечатление, а пока хочу поделиться тамошними пассажами о тамплиерах. Понятно, что это стереотипы, которые не имеют с реальностью стопроцентного совпадения, но по сравнению с тем трэшем - иначе не скажешь - который о тамплиерах снимает Голливуд, эти стереотипы весьма... человечны.

 

Когда пал Иерусалим, в наших краях стали появляться беженцы, редкие удачники, кому выпало уцелеть на той войне. При дворе побывали семеро рыцарей-храмовников, спасшихся от мести Саладина. Вид они имели скверный, но не знаю, знаешь ли ты, что это вполне обыкновенно для тамплиеров. Они пьянчуги и развратники, и охотно поступятся родной сестрой, если взамен ты дашь им потискать твою <...> В общем, я их кормил, поил и изрядно поводил по местным заведениям. Поэтому вышло правдоподобно, когда я поведал императору Фридриху, что эти бесстыжие святокупцы прятали священную Братину, которую им удалось умыкнуть из Иерусалима. <...> какой-то придворный предатель смог украсть реликвию у Иоанна, а потом продать ее рыцарям-тамплиерам, доскакавшим в погоне за наживой даже до пределов пресвитеровой страны, натурально, без понятия, куда занесло их.

 

Разве не прелесть?

* * *

Пипец, котяточки, здесь я рассуждаю про разные тонкие материи, энергию, предназначение и вот это все, что, конечно, очень хочется читать вечером пятницы под пивко.

 

Если исходить из точки зрения, что предназначение человека - это не одна дорога (профессия, образ жизни), а скорее общее направление, то я бы навскидку определила свое предназначение как канализировать энергию. В идеале - направлять на созидание, если не получается - просто поглощать, чтобы она не рванула и не натворила бед. Обо мне и моем подходе к жизни емко говорят строки Волошина:

 

Не пресекайте, но готовьте русла

Избытку сил.

 

И если исходить из такого понимания предназначения, оно довольно многое объясняет.

1. В частности, мое умение отвлекать внимание и отводить глаза. Конечно, этому способствовала жизнь с двумя, мягко скажем, неуравновешенными родственницами. Но они скорее помогали мне оттачивать мастерство смягчения истерик, чем развили его с нуля.

2. Это объясняет отсутствие категоричности. Вы не встретите в моем лице обвинителя кого бы то ни было, я всегда стараюсь уладить дело миром, понять все стороны и прийти к компромиссу. Зачем уничтожать зло, если можно найти ему применение.

3. Это объясняет мое нежное отношение к западноевропейскому менталитету. Традиционному, конечно, а не к тому, что сейчас под ним стереотипно понимается. Романо-германские народы для меня - бесконечный и бесконтрольный источник энергии, часто направляемой хоть куда, поле непаханое для работы, их бы энтузиазм да в мирное русло! Здесь надо сказать, что народы США, Канады, Австралии и прочих заморских стран, принадлежащих к условному "западному миру" я так не воспринимаю. Эти народы в моих глазах получили от своих европейских предков частицу силы - но дальше эта частица развивалась самостоятельно, не подпитываясь тесной связью с европейской традицией, как это было, например, у крестоносных государств Ближнего Востока. То есть заокеанские "западные" народы для меня все-таки сами по себе, Европа сама по себе.

4. Это объясняет мой азарт от возможности получить в свое распоряжение огромные деньги, или огромную власть, или огромное могущество - и найти им достойное применение, а не слить и не закопать в землю. В душе от подобных мыслей поселяется воодушевление "найти русла будет нелегко, но как же интересно!".

5. Это объясняет даже, не поверите, мою склонность к многобрачию. Энергию можно конвертировать, конечно, но лучшее качество она приобретает тогда, когда расходуется на то, ради чего выделялась. Если ты любишь Васю, Колю и Сашу, то, поскольку это разные люди, ты и любишь каждого по-своему. И любовь для Саши не слишком здорово конвертировать в любовь для Коли (хотя можно, конечно). Также в моих историях часто (а в последнее время - всегда) есть мотив отношений "женщина и воинское сообщество". Иногда я думаю, что неплохо было бы написать и просто "женщина и мужчина", но душа пока не лежит. Возможно, потому что придумывать отводные русла для энергии целого войска интереснее, чем для одного-единственного человека.

6. То, что вызывает во мне ощущение прекрасного и правильного - это равномерное течение. Не закупорка и запрет, но и не взрыв и бесконтрольное расплескивание. Я в полной мере придерживаюсь мнения, что если беспредел нельзя предотвратить, его нужно возглавить. И что, дабы не быть рабом дурной привычки, нужно ввести ее в управляемое русло. Потому я не люблю ни сухие книги, где яркого и прекрасного касаются лишь едва, ни слишком эмоциональные, ну, знаете, все эти "эмоции на грани", когда что ни предложение - то крайность.

7. Как человек, ищущий русла, я естественно люблю так называемые беспроигрышные варианты. Это каналы, в которые можно слить любые количества энергии - и это пойдет только на пользу. Это, например, когда ты говоришь себе "если у меня появятся лишние деньги, я буду тратить их на ..."; "если у меня появится свободное время и я не буду знать, чем заняться, я потрачу его на ...". И так далее. Настоящих беспроигрышных вариантов мало - и потому они ценны. Никакая благотворительность, никакое изучение языков к ним отношения не имеют, во всяком случае для меня. Естественно, беспроигрышные варианты для каждого свои.


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)