Что почитать: свежие записи из разных блогов

Категория: наука

Пустыня, сообщество «Любословие»

Русский "авось" - смысл и значение слова



Есть почти непереводимое слово «авось», которое играет в нашей жизни ключевую роль. На него все время надеются, и оно стало чертой национального характера.

Призадумался поп,
Стал себе почёсывать лоб.
Щелк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на русский авось.


ДальшеЭто фраза из «Сказки о попе и о работнике его Балде» Александра Пушкина. Напомним, для тех, кто вдруг забыл: поп согласился взять на работу Балду за своеобразную плату - Балда будет давать ему три щелчка в год. И поп согласился, понадеявшись, что щелчки будут несильные... Пушкин как никто иной понимал русскую душу. И добродушно посмеивался над особенностью русских надеяться на авось (и халяву).
Слово «авось» невозможно перевести на другие языки, оно обладает массой оттенков значений и очень эмоциональный окрас. Это всегда выражение надежды на удачу, при том, что оснований для успеха предприятия мало. Это надежда и упование на помощь Бога и сверхъестественных сил.
«Авось» может быть и частицей, и существительным. Частица «авось» означает «может быть» и употребляется говорящим с надеждой: «авось не поймают» (а вдруг не поймают, может быть не поймают, надеюсь, не поймают). Существительное «авось» («надеяться на авось») означает так же надежду - на случайную удачу, при том, что реальных шансов на нее мало.
Студент, не выучивший предмет, все равно приходит на экзамен и надеется на авось. Преступник, грабящий магазин, думает «авось не поймают». Подвыпивший муж приходит домой и надеется, «авось жена не заметит». Рыбаки идут по весенней реке на ловлю, думая «авось лед не тронется».
Толковый словарь Даля указывает, что «авось» произошел от «а во се» устаревшей фразы, которая означает «а вот сейчас». Со временем последняя гласная в «авосе» исчезла и остался «авось».
Слово можно было очень часто встретить в жизни крестьян. Русский мужик делал буквально все на авось: засеивал поля «авось что прорастет», готовился к зиме «авось хватит запасов еды», играл в азартные игры «авось повезет» и бесконечно брал в долг «авось будет чем отдать».

Почему русские надеются на авось?
Под «авось» всегда подразумевалась надежда на Бога. Русские очень суеверны, поэтому просто так говорить «вот когда прорастет пшеница» нельзя, ведь можно сглазить. А присказка «авось» подразумевает «даст Бог».
Пользовались словом и дворяне. Вот Иван Тургенев пишет в письме: «Авось Бог поможет мне выехать отсюда в пятницу - и авось я Вас увижу в субботу». Нет никаких непреодолимых обстоятельств, почему он не может выехать в пятницу и приехать в пункт назначения в субботу, но он как бы защищает свои слова от сглаза. Он как бы говорит «даст бог доеду», «даст бог жив буду».
Кстати, помните знаменитые советские сумки-авоськи? Их прославляют за практичный и красивый дизайн, а сейчас они вновь популярны из-за тренда на отказ от пластиковых пакетов. Но на самом деле слово «авоська» в народе было шутливым. С этими сумками люди ходили на базары в надежде что-то раздобыть. «Авось-ка я что-нибудь в ней принесу», - пошутил в монологе советский юморист Аркадий Райкин. Русские просто любят приманивать удачу.

Работает ли русский «авось»?
Со словом «авось» есть множество поговорок, призванных как бы отучить человека от безосновательных надежд на неведомые высшие силы, которые должны в нужный момент принести фортуну. «Держись за авось, поколе не сорвалось» «Авось и рыбака толкает под бока», «На авось казак на конь садится, на авось его и конь бьет». Все это отражает и другая емкая поговорка, «На бога надейся, да сам не плошай».
Русские люди также годами не ходят к врачам, потому что авось само пройдет. Недавно даже Владимир Путин призвал людей к ответственности и в обращении к нации сказал, что надеяться на русский «авось» в ситуации с пандемией коронавируса все же не стоит.
Но самое интересное в русском «авосе», что некие сверхъестественные силы действительно очень часто помогают! Так неподготовленные студенты каким-то неведомым образом сдают экзамены!
Вот только пушкинскому попу не повезло:

Подставил лоб:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка;
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.


kramola.info

Пустыня, сообщество «Наука загадок»

Лучшие астрономические фотографии 2020

Объявлены победители конкурса астрофотографии Insight Investment Astronomy Photographer of the Year 2020, который проводит Гринвичская обсерватория Лондона совместно с BBC Sky at Night Magazine и Insight Investment. В этом году в конкурсе участвовали 5000 работ, присланных с шести континентов. Из них жюри выбрало победителей в нескольких категориях. Фотографии, занявшие призовые места, будут выставлены в Национальном морском музее Великобритании с 23 октября.
От полярных сияний и спутников до планет, галактик и туманностей — эти кадры устремляют наш взор к небу и уводят от Земли, напоминая, что наш мир — всего лишь песчинка на просторах космоса.

Как на ладони

Потрясающий снимок галактики Андромеды французского фотографа Николя Лефодо принес ему главный приз в размере 10 000 фунтов стерлингов (12 860 $). Окруженная россыпью звезд, словно бриллиантами, ближайшая к нам галактика кажется находится на расстоянии вытянутой руки, хотя на самом деле до нее 2 миллиона световых лет. Фотограф создал эффект наклона, зафиксировав камеру под нужным углом, а размытие было сделано путем расфокусировки внешних краев снимка.

ДальшеЗеленая леди
Категория «Полярное сияние»

Полярное сияние, снятое в Норвегии немецким фотографом Николасом Реммельтом, светится зеленым, синим и пурпурным. Чуть правее середины можно заметить вертикальный силуэт ангела, восходящий от горизонта до самого верха.

Лунный кратер Тихо в красках
Категория «Наша Луна»

Все цвета кратера Тихо на Луне раскрываются на яркой композитной фотографии, сделанной французом Аланом Пайю. Оттенки грунта, хотя и тусклые для невооруженного глаза, вызваны оксидами металлов, заключенными в маленькие стеклянные шарики, разбросанные по лунной поверхности. Синие области богаты оксидом титана, а красные — оксидом железа.

Жидкое Солнце
Категория «Наше Солнце»

Невероятно детализированный снимок поверхности Солнца в период солнечного минимума был сделан британским фотографом Александрой Харт. Каждая из конвекционных ячеек имеет диаметр около 1000 км.

Тюрьма технологий
Категория «Люди и космос»

Снимок, сделанный венгерским участником Рафаэлем Шмаллем, является наглядным примером того, как спутники все больше осложняют наблюдение за небом. В кадре двойная звезда Альбирео находится за решеткой из спутниковых следов, которые появляются при съемке с длинной выдержкой.

Нарисованное небо
Категория «Небесный пейзаж»

Полярная ночь в финской Лапландии на фотографии немца Томаса Каста выглядит как картина Моне. Драматический эффект создается перламутровыми облаками. По иронии судьбы, Каст собирался запечатлеть ясную атмосферу, но внезапно небо приняло нереальный вид.

Космос между нами
Категория «Кометы, планеты и астероиды»

Польский фотограф Лукаш Суйка сфотографировал сближение Юпитера и Луны 31 октября 2019 года. По словам автора, он хотел показать глубину и необъятность космоса, поэтому в центре композиции — пустота.

Космический ад
Категория «Звезды и туманности»

Австралийский фотограф Питер Уорд сделал уникальный снимок туманности NGC 3576. Он убрал в редакторе все звезды, чтобы добиться схожести со снимками лесных пожаров в Австралии в 2019 и 2020 годах.

Четыре планеты и Луна
Категория «Юный астрофотограф»

Алиса Фок Ханг из французского Реюньона, 11 лет, выиграла главный приз среди молодых фотографов. На ее снимке в небе над Индийским океаном сияют Луна, Венера, Меркурий, Юпитер, Сатурн и несколько ярчайших звезд, включая Альфа Центавра слева и Антарес на фоне Млечного Пути.

Волны
Категория «Новичок»

Венгерский фотограф Бенс Тод запечатлел туманность Калифорния, или NGC 1499. Автор стремился максимально сохранить оригинальные цвета этой области звездообразования, расположенной в созвездии Персей.

NGC 3628 с хвостом длиной 300 000 световых лет
Категория «Галактики»

Американскому фотографу Марку Хэнсону потребовалось пять лет, чтобы создать это мозаичное изображение галактики NGC 3628. Большая часть кадров была получена в 2019 году. Основная идея заключалась в том, чтобы показать колоссальный хвост галактики, длина которого — 300 000 световых лет.

Паровые следы AZURE
Категория «Космос и люди»

Это не инопланетное вторжение, но и не природное явление. Зрелище, запечатленное китайским фотографом Янгом Сути в арктической Норвегии, представляет собой яркие следы эксперимента в зоне полярных сияний AZURE, в ходе которого ракеты, запущенные из Космического центра Андоя, рассеивали газовые индикаторы для исследования ветра в верхних слоях атмосферы.


Гисметео

Пустыня, сообщество «Любословие»

Словарные страсти

Писатель Роман Сенчин — о том, почему знаменитый труд Сергея Ожегова пережил своего создателя.
Вольтер говорил: «Словарь — это вселенная в алфавитном порядке», а Максимилиан Волошин призывал: «Надо любить словари, потому что это сокровищницы языка». Сегодня мы отмечаем 120 лет со дня рождения Сергея Ивановича Ожегова, автора одного из самых популярных в России толковых словарей, и это повод задуматься о его труде и роли словарей в современном мире.
Часто приходится слышать рекомендации «Посмотрите у Ожегова» или аргументы «А вот у Ожегова…» Во многих домах я продолжаю и сейчас, в наш цифровой век, встречать желтые или серые, часто потрепанные тома ожеговского словаря. Это отрадно — значит, ими пользуются.

ДальшеЯ и сам постоянно прибегаю к помощи толковых, этимологических словарей и энциклопедий. Надо признать, что словарь Ожегова — самый удобный. Во-первых, он в одном томе, а во-вторых, не такое уж частое явление — глаголы и прилагательные выделены в отдельные статейки.

Сергей Иванович родился на стыке веков, в 1900 году, в Тверской губернии в семье инженера. Интересно, что его мать была внучатой племянницей переводчика Библии и автора книги «Филологические наблюдения над составом русского языка» протоиерея Герасима Павского.

Студент-филолог Ожегов успел поучаствовать в Первой мировой и Гражданской, делал успехи на военной службе, но как только представилась возможность, в 1922-м, вернулся в Петроградский университет. Окончил факультет языкознания и материальной культуры, а затем аспирантуру Института сравнительной истории литератур и языков Запада и Востока.

В 1936 году переехал в Москву, чтобы участвовать в создании Толкового словаря русского языка. Группа филологов, которую возглавлял Дмитрий Николаевич Ушаков, выполняла давнее задание Ленина: «Начать работу по составлению словаря русского языка… (от Пушкина до Горького). Образцового, современного. По новому правописанию».

Словарь получился фундаментальный, подробнейший, по-моему, не уступающий знаменитому труду Владимира Даля. Он содержит много диалектизмов и просторечий, примеры употребления слов в художественной литературе. По завету вождя преобладают цитаты из Пушкина и Горького…

Но в повседневной жизни этот труд в четырех томах был не очень удобен, и сразу после окончания работы над ним, в 1940-м, появилась идея создания Малого толкового словаря. Работу над ним вновь возглавил Ушаков, а после его смерти — Ожегов.

Готовился словарь долго; среди филологов возникали разногласия, доходившие до горячих полемик, но тем не менее в 1949 году труд Ожегова и его соратников увидел свет. Он включал 50 тыс. слов и постоянно пополнялся. В издании 1992 года, например, слов в нем уже 75 тыс.

Ожегов умер в 1964-м, и с тех пор пополнением словаря занималась его ученица Наталия Юльевна Шведова, чья фамилия как раз с 1992 года стала появляться на обложке новых изданий. Но с 2003-го (еще при жизни Шведовой) редактором словаря стал Лев Иванович Скворцов, который отсеял добавления Шведовой и снял ее фамилию с обложки. Впрочем, выходили и выходят издания словаря под разными редакциями, разного наполнения. Сторонники Шведовой противостоят сторонникам тоже покойного уже Скворцова…

Я это к тому, что страсти в филологическом мире происходят нешуточные. Чем не тема для создания романа в духе «Иду на грозу» Даниила Гранина или фильма «Девять дней одного года» о физиках.

Да, это проблема — внесение правки, дополнение словарей, считающихся авторскими. После смерти Владимира Даля российский лингвист Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ добавил в его труд 20 тыс. слов, в том числе бранных; в советское время словарь Даля, наоборот, подчищался…

Несмотря на большой творческий коллектив, словарь Ожегова тоже можно считать авторским. Наверное, стоило бы создавать новые словари, а не дополнять и исправлять прежние. Тем более что Сергей Иванович ни согласиться, ни протестовать не может. Вряд ли бы он был за то, чтобы в его словаре появилось слова на букву «г» или «ж», которые включила в него Наталия Шведова в 1990-е. Хотя как знать.

Я за обилие словарей. За страсти и споры вокруг них. Русский язык настолько разнообразен, что можно собирать словари каждой области, республики, края, округа. Взять Рязанскую область — чуть ли не в каждом районе там свой говор, свои слова или же одинаковые слова имеют разное значение. И так повсюду.

Пример из личного опыта. Когда я лет семь назад писал книгу «Зона затопления», действие которой происходит в Кежемском районе Красноярского края, ныне частично ушедшего на дно Богучанского водохранилища, то столкнулся с уникальным, ни на что не похожим говором кежмарей. У них сотни красивых, явно русских, но непонятных мне слов, хотя сам я родился и вырос неподалеку.

В те годы кежмарей активно расселяли по Красноярскому краю и Хакасии — близился запуск ГЭС, их деревни уходили под воду. Вместе с распылением жителей умирал и их говор. Небольшую часть слов собрал и растолковал местный житель Алексей Карнаухов, был издан его «Краткий словарь кежемского говора», но он именно краткий, далекий от полноты и академической точности.

В советское время словари писали для «стабилизации норм русского литературного языка» путем создания «нормативного пособия, которое помогало бы читателю освоить лексические, грамматические и произносительные нормы». По-моему, нормы — это скучно. Да и невозможно их добиться. Вот вытравляли из письменного языка букву «ё» и получили в устной речи «свеклу» с ударением на «у». Сейчас филологи, услышав такое, поправляют: «Свёкла». Зато суп заставляют называть «свекольник» (в том числе и в словаре Ожегова), объясняя это тем, что в нем ударение на «о». Ну, конечно, потому и на «о», что «ё» почему-то превратилось в «е»…

Филологи — люди горячие, поэтому я рискую, заявляя, что норм не существует и не может существовать. И слова должны писаться не для норм, а для сохранения языка путем его развития. Не стоит бояться заимствований и десятилетиями выжидать, приживется тот или иной англицизм или нет. То и дело слышишь его, встречаешь в прессе или художественной литературе, а в толковых словарях его нет. Ученые сомневаются. Не сомневайтесь, товарищи, больше смелости и страсти!


22 сентября 2020
Известия

Пустыня, сообщество «Древний мир»

Расцвело растение, пролежавшее в вечной мерзлоте 30 тысяч лет


Последовательные стадии роста смолевки узколистной — растения с удивительной судьбой. 31 тысячу лет назад земляная белка спрятала его семена в своих кладовых, позабытые запасы замерзли, норки перекрылись десятками метров мерзлоты. Ученые нашли эти кладовые с семенами и, вооруженные передовыми технологиями, смогли заставить древние растения цвести и плодоносить. Получилось, что родительское растение видело мамонтов, а дочернее — ноутбуки и мобильные телефоны. Изображение из обсуждаемой статьи в PNAS.

Статья целикомГруппа ученых из Пущино работала с семенами растений возрастом 31 тысяча лет, поднятыми из слоев вечной мерзлоты. Ученым удалось, применив комплекс отработанных технологий, вызвать клеточное деление и органогенез в этих семенах. В результате они получили живые цветущие растения, которые после опыления дали нормальные семена с хорошей всхожестью. Это самое древнее из оживленных растений, далеко превзошедшее по возрасту предыдущего рекордсмена — двухтысячелетнюю финиковую пальму. Теперь научный мир имеет живой организм из прошедших эпох. Значение этого события трудно переоценить для дальнейшего исследования эволюции и реконструкции природных условий мира мамонтов и шерстистых носорогов.

Ожившие организмы прошлого... Тема звучит завораживающе волшебно. Но для современных людей, привыкших, как это ни странно, к всемогуществу науки и технологий, она звучит обнадеживающе достижимо. Действительно, ученые уже давно начали приступ этой волшебной твердыни. Одним из первых экспериментов такого рода стало восстановление лотоса из семян, пролежавших около 800 лет на дне высохшего озера в Маньчжурии. Эта работа относится к середине 60‑х годов XX века, когда удалось получить цветы и плоды из доисторических семян. Внушительное число исследователей после этой эффектной работы приступило к оживлению организмов прошлых эпох.

Проще всего это получалось с бактериями. Микробиологи работали с разными вариантами древних материалов, гарантировавших относительную изоляцию образцов с момента их образования. Такими материалами были, например, янтари или соляные породы. Из последних, возрастом 250 млн. лет (пермо-триасовые породы), были выделены и выращены живые галофильные бактерии Halococcus salifodinae. Они отличались от современных аналогов не настолько сильно, как можно было бы предположить с учетом их колоссальной древности. С другой стороны, если речь идет о бактериях или микроскопических грибах, то всегда возникает сомнение, являлись ли пророщенные и жизнеспособные споры синхронными с самими породами, из которых они были выделены. Ведь эти бактерии вполне могли оказаться и лабораторным загрязнением, то есть ученые скрупулезно изучали современных бактерий, случайно попавших на образец. Или же бактериальное загрязнение могло произойти по ходу выветривания или преобразования самого образца в природе: ведь он «хранился» все эти миллионы лет далеко не в стерильных условиях.

Другое дело — растения. Вот растительные остатки определенного вида — а вот выращенное из них растение, естественно, ожидаемого вида. Конечно, растения не станут рекордсменами древности, им не угнаться за микроорганизмами, но и здесь результаты впечатляют. Самое древнее из растений, которое удалось вырастить из исторических семян, — это финиковая пальма. Ее семена были найдены при археологических раскопках в Иродионе, около Мертвого моря; возраст слоев с семенами — I век нашей эры. Финиковая пальма, чьи семена прорастили ученые, была свидетельницей бурных событий в период становления христианства.

В действительности имеется и другая возможность: жизнеспособные семена и плоды могут сохраняться в вечной мерзлоте, которая обеспечивает для этого необходимую степень обезвоживания и низкие температуры. В середине 60‑х годов прошлого века из семян возрастом 10 тысяч лет, извлеченных из норок леммингов в вечной мерзлоте, были выращены люпины. Потом, правда, доказали, что эти семена современные и были привнесены грызунами существенно позже. Но идея, тем не менее, выглядела чрезвычайно плодотворной, так как именно вечная мерзлота на сегодняшний день является наиболее перспективным хранилищем древней жизни — бактериальной, грибной, растительной.

Именно в этом направлении вели поиск сотрудники Пущинского института биофизики клетки и Института физико-химических и биологических проблем почвоведения под руководством Давида Гиличинского. И именно им посчастливилось оживить самое древнее на сегодняшний день растение — смолёвку (Silene stenophylla) из семейства гвоздичных. Палеонтологи работали на берегу Колымы, исследуя плейстоценовые слои вечной мерзлоты. Эти слои формировались в условиях плейстоценовых тундростепей и содержат многочисленные и разнообразные остатки мамонтовой фауны: мамонтов, носорогов, оленей, мелких грызунов. Также многочисленны и норки грызунов, земляных белок.

Так, в местонахождении Дуванный Яр, где работала группа, насчитывается около 70 таких норок с кладовыми — хранилищами запасов. В некоторых норках были найдены нетронутые семена и плоды растений, число их в отдельных камерах достигает 600–800 тысяч. Так как в этой местности грызуны роют кладовые ниже уровня мерзлоты, то сохранность запасам была обеспечена с самого момента закладки. Как показало радиоуглеродное датирование, семена хранились в этом природном холодильнике 31–32 тысячи лет. Положение норок по отношению к верхне- и нижележащим слоям мерзлоты исключает возможность современного привноса какого бы то ни было макроматериала. Поэтому столь древний возраст семян в замерзших кладовых не вызывает никакого сомнения.

Можно ли прорастить эти семена? Такую задачу поставила перед собой пущинская группа. Принципиальная возможность получить живое растение уже была доказана: на предыдущем этапе исследований наблюдали деление клеток у семян щавеля, осоки, толокнянки и смолёвки — всё из тех же запасников тридцатитысячелетней давности. Но наиболее перспективным объектом по ряду причин всё же была признана смолеёка.

Для начала была создана клеточная культура на основе клеток плаценты незрелого семечка. В этой ткани сосредоточены сахара и многие другие вещества, необходимые для роста и сохранения активных тканей. Также в плаценте повышена концентрация морфогенов — гормонов, ответственных за образование органов растения. Нужно при этом понимать, что общая адаптация растений арктических степей к холодным и сухим условиям безусловно способствовала такой удивительно долгой сохранности тканей в живом состоянии.

Ученые создали культуры из трех разных семечек для сравнения. Далее делящиеся клетки поместили в специальную среду с точно подобранным набором растительных гормонов. Под действием гормонов начался органогенез и появились корешки, а после перенесения растений на свет образовался хлорофилл и первые стебельки с листиками. Дождавшись листиков, растения пересадили в горшочки и поместили в оранжерею с подходящими условиями. Теперь осталось только наблюдать, как зацветают растения.

В качестве контроля ту же самую процедуру, начиная от отделения клеток плаценты и до самого цветения, проделали с современной смолёвкой, собранной на поле вокруг Дуванного Яра. Древние и контрольные растения были примерно одинаковыми, но только современные растения с обоеполыми цветками (и с пестиками, и с тычинками), а древние дали поначалу только женские цветы, и лишь потом появились и обоеполые. Далее цветы искусственно опылили, устроив строго перекрестное опыление — у ученых были предусмотрительно выращены растения из трех разных семечек. И получили семена. Всхожесть семян оказалась стропроцентной, хотя у современного контроля, прошедшего аналогичные процедуры, всхожесть оказалась ниже — 86–90%. Столь высокая всхожесть удивительна, и неизвестно, каких еще чудес нужно ожидать от оживленных растений. История их исследования только начинается.

Итак, пущинская группа представила цветущие и плодовитые растения, выращенные из тканей растений, поднятых из вечной мерзлоты, из прошлого. Это живые свидетели вымершей жизни в мамонтовых степях. Ученые показали принципиальную возможность подобного чуда, подробно описали методику. Остается надеяться, что этот исключительно интересный и значительный эксперимент будет продолжен, ведь в слоях вечной мерзлоты на Колыме имеется огромное разнообразие подобного материала: ученые определили семена еще 38 видов растений той эпохи. Восстановление этих растений даст колоссальный новый материал для понимания хода эволюционного процесса, для точных реконструкций экологии и условий плейстоценового времени.


Элементы.ру

Пустыня, сообщество «Пустыни»

Арчединско-Донские пески



Фото и текстСамым крупным пустынным массивом Волгоградской области считаются Арчединско-Донские пески площадью 200000 га. Расположены они к югу от речки Медведица.


Восточной границей уникального региона считается трасса Москва-Волгоград, а западной – русло Дона. Данная территория - это одна из самых северных пустынь России, привлекающая неизменное внимание ученых, а в последнее время и туристов.


Здесь всегда хватает любителей экстремальных гонок по пескам, а в 2010 и 2015 этой местностью проходил относительно сложный участок ралли-марафона Шелковый путь.


Пустынный ландшафт сформировался в древности на речных отложениях Дона с притоками. Многие участки возникли в период движения ледников, к примеру, как надпойменная терраса на правом берегу Арчеды.


Самые крупные арчединские барханы достигают 11 м высотой, но большая часть бугров — от 3 м до 7 м. Их склоны поросли казацким можжевельником и другими видами степной флоры.


В котловинах между песчаными горами встречаются дубравы, заросли ольхи, березовые и осиновые рощи. Яблони, вишни, черемуха и другие плодовые культуры произрастают реже.


Пустынная фауна Волгоградской области представлена выносливыми змеями и ящерицами.


В Арчединско-Донских песках нужно остерегаться песчаной эфы и гюрзы, в дороге могут повстречаться каракурты и скорпионы.


В данной местности одинокие пресные озера чередуются с солеными водоемами, поэтому не помешает заранее разузнать расположение колодцев с артезианскими скважинами. Попытки облагородить этот край проводились давно.


С возникновением в 1919-м году Арчединского лесхоза, началась работа по превращению безжизненных барханов в рукотворные лесные холмы, населенные косулями, кабанами и лосями.


FabMir

Пустыня, сообщество «Наука загадок»

Сколько звезд в нашей галактике?



Млечный Путь - это галактика, в которой находится Земля. Часть его видна в ясную ночь с Земли, как толстая полоса звезд, простирающаяся по небу. Мы можем увидеть тысячи этих звезд невооруженным глазом, а многие другие в телескоп. Но сколько звезд в Млечном Пути?
«Это удивительно сложный вопрос. Вы не можете просто сидеть и считать звезды в галактике», - сказал Дэвид Корнрайх, доцент в колледже в Нью-Йорке.
Даже в Галактике Андромеда - которая является яркой, большой и относительно близкой к Земле, на расстоянии 2,3 миллиона световых лет - только самые крупные звезды и несколько переменных звезд (особенно переменные Цефеиды) достаточно ярки, чтобы их можно было увидеть в телескопах с такого расстояния. Например, звезду размером с солнце было бы слишком трудно увидеть.

ДальшеИз наблюдений астрономы знают, что Млечный Путь представляет собой замкнутую спиральную галактику, которая имеет около 100 000 световых лет в поперечнике. При взгляде из-за пределов галактики можно было увидеть центральную выпуклость, окруженную четырьмя рукавами, двумя большими и двумя меньшими. Главные рукава Млечного Пути известны как Персей и Стрелец. Солнце находится в одном из двух малых рукавов, который называется рукав Ориона.

Галактика также имеет вокруг себя огромное гало горячего газа диаметром в несколько сотен тысяч световых лет. Астрономы подсчитали, что гало столь же массивно, как и все звезды в Млечном Пути. Однако многие из звезд Млечного Пути трудно увидеть. Это происходит потому, что в центре галактики находится Галактическая выпуклость, заполненная звездами, газом и пылью, а также сверхмассивная черная дыра. Эта область настолько плотно заполнена материалом, что даже мощные телескопы не могут видеть сквозь нее. Астрономы не уверены, когда и как образовалась выпуклость; некоторые предполагают, что ранняя история Млечного Пути была изменена, когда галактика столкнулась с другой.

Между галактиками с одной и той же массой могут быть различия в типах звезд. Корнрайх предупредил, что об этом очень трудно говорить в целом, но сказал, что различие может заключаться при рассмотрении эллиптических галактик и спиральных галактик. Эллиптические галактики, как правило, имеют больше красных карликов типа K и M, чем спиральные галактики. Поскольку эллиптические галактики старше, они будут иметь меньше газа, потому что он был сдут во время их эволюции.

Как только масса галактики определена, другая хитрость заключается в том, чтобы выяснить, сколько из этой массы приходится на звезды. Большая часть массы будет состоять из темной материи, типа материи, которая не излучает света, но которая, как полагают, составляет большую часть массы Вселенной.

Вы должны смоделировать галактику и посмотреть, какой процент этой массы приходится на звезды, - сказал Корнрайх. В типичной галактике, если вы измеряете ее массу, около 90 процентов ее составляет темная материя.

Корнрайх подсчитал, что поскольку большая часть оставшегося в галактике "вещества" состоит из рассеянного газа и пыли, то около 3 процентов массы галактики будет состоять из звезд, но все может измениться. Далее, размер самих звезд может сильно варьироваться - от размера нашего Солнца, до чего-то в десятки раз меньшего или большего. Количество звезд примерно такое же …

Так есть ли какой-нибудь способ выяснить, сколько точно звезд есть в галактике? Согласно одному из расчетов, Млечный Путь имеет массу около 100 миллиардов солнечных масс или 100 миллиардов звезд солнечной массы. Это включает в себя звезды, которые больше или меньше нашего Солнца, что усредняет их. Однако массу галактики трудно вычислить - по другим оценкам, масса галактики составляет от 400 до 700 миллиардов солнечных масс.

Миссия Европейского космического агентства Gaia составляет карту расположения примерно 1 миллиарда звезд в Млечном Пути. ЕКА говорит, что Gaia нанесет на карту 1 процент звездного населения Млечного Пути, что даст нам оценку общего количества звезд в нашей галактике в 100 миллиардов. Цель Gaia - создать самую лучшую в мире трехмерную карту Млечного Пути.

Но Корнрайх сказал, что эти цифры являются приближенными величинами. Более продвинутые модели могут сделать приближение более точным, но было бы очень трудно подсчитать звезды по одной в ручную и сказать вам наверняка, сколько точно их в галактике.


astronews

Пустыня, сообщество «Древний мир»

Блистательная Маргиана

Маргиана — древнее государство, которое располагалось на территории современного Туркменистана в V-III веках до нашей эры. Персы называли его Маргуш. Первые упоминания о нем встречаются в Авесте — священной книге зороастрийцев, и в тексте Бехистунской надписи, созданной по приказу персидского царя Дария I.

Раскопки города Гонур-Депе


Дальше
В 1970-х годах археологи вели раскопки в древней дельте реки Мургаб, где когда-то располагался самый большой город Маргианы — Гонур-Депе. С того времени и до 2013 года совместной российско-туркменской экспедицией руководил археолог Виктор Сарианиди. Экспедиция работает в рамках Соглашения о сотрудничестве между Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН и Министерством культуры Туркменистана. С 2014 года ее возглавила доктор исторических наук Надежда Дубова.
Гонур-Депе — главный город Маргианской цивилизации — был очень большим по древним меркам. Одна его центральная часть с главным дворцом занимала около 25 гектаров. Вокруг резиденции располагались храмы. Городские стены и здания были выстроены из необожженного глиняного кирпича.
Гонур-Депе располагался в оазисе, в дельте реки Мургаб. Его жители разводили скот, выращивали плодовые деревья, злаки, виноград, дыни. Когда русло реки стало пересыхать, людям пришлось покинуть это место и поселиться южнее, где воды было достаточно.
Археологи обнаружили парадные залы, храмовые постройки, инженерные сооружения. В постройках нашли ритуальные печи, в которых готовили мясо для жертвоприношений. Ученые также обнаружили и законсервировали центральную часть комплекса, в том числе тронный зал, где правители государства Маргуш проводили важные встречи.

Серебряные сосуды






В некрополе археологи обнаружили несколько сосудов из золота, серебра и бронзы. В их числе был небольшой кубок высотой около 15 сантиметров, стенки которого украшал рельефный орнамент. На нем была изображена сложная композиция с разными животными — горными козлами, зайцами, львами, рыбами.
Другой серебряный сосуд имел форму цилиндра высотой около 40 сантиметров. На нем неизвестный маргианский мастер изобразил шагающих двугорбых верблюдов.

Мозаики из царских захоронений






Одной из самых ценных находок в Гонур-Депе стали фрагменты мозаик из царского некрополя. Мастера изображали на стенах мавзолеев и дарохранительницах фантастических зверей, людей с птичьими головами, геометрические и растительные орнаменты.
Мозаики создавались в смешанной технике, которая не встречалась в других культурах. Изображение вначале рисовали на поверхности черной, красной и белой красками. Затем отдельные его фрагменты — головы людей и животных, конечности, птичьи перья — заполняли мелкими элементами из камня, которые придавали картине объем и выразительность.

Оттиски маргианских печатей






Жители Маргианы пользовались каменными или металлическими печатями, на которых изображали сложные композиции. Ими заверяли документы, опечатывали двери домов или складов с товарами, помечали глиняные пломбы на мешках и крупных сосудах. Также печати служили амулетами: их рисунки, по древним маргианским верованиям, оберегали от болезней, несчастных случаев и злых духов.
На раскопках в Гонур-Депе обнаружили фрагменты ритуальных керамических сосудов, украшенных печатными оттисками. Чтобы получить рисунок, штамп прижимали к сырой глиняной поверхности перед обжигом. Таким способом на сосудах изображали людей, насекомых, змей, фантастических животных и разные узоры.
Чаще всего печати вырезали из стеатита, который иначе называли мыльным камнем, — мягкого и простого в обработке материала. Также мастера изготавливали штампы из алебастра или агата.

Составные статуэтки






Маргианские составные статуэтки изображали сидящих людей без признаков пола. Мастера изготавливали их из двух видов камня: туловище вырезали из серого стеатита, а голову и руки — из белого мрамора или гипса. Затем готовые детали соединяли.
Всего в мире обнаружено около 70 составных статуэток Маргианской цивилизации. Три из них нашли в усыпальницах Гонур-Депе. Точное назначение таких фигурок неизвестно. Археолог Надежда Дубова предположила, что в таком виде жители государства Маргуш символически изображали души умерших людей.

Наряд и скульптурный портрет кушанской принцессы




Во время раскопок на севере Афганистана обнаружили экспонаты, связанные с культурой древнего Кушанского царства. По женскому черепу, который археологи нашли в одной из гробниц, удалось восстановить облик кушанской принцессы. Для этого ученые использовали метод антрополога Михаила Герасимова.
Кушанские женщины носили несколько платьев, надетых одно на другое. Одежду украшали золотыми бляшками и резными накладками. Голову традиционно покрывали легкой накидкой. Знатные горожанки дополняли наряды золотыми височными украшениями, браслетами, ожерельями, серьгами, короной или диадемой.
Фотографии предоставлены Маргианской археологической экспедицией.
Благодарим руководителя Маргианской археологической экспедиции Надежду Дубову за помощь в подготовке материала.


Центр Льва Гумилева

Пустыня, сообщество «Любословие»

Исполин


«Овидий среди скифов» — Эжен Делакруа

Исполин выглядит величественно: рост «под два метра», подтянутая сильная фигура, могучий низкий голос. Но величие его не только во внешности, но и в делах. Для многих исполин — это богатырь, который отстаивает народные ценности. Исполин постоянно пребывает в борьбе ради торжества справедливости.
В современных реалиях словом «исполин» мы можем называть либо внешне сильного человека, либо выдающегося в какой-то области знаний. Синонимами «исполину» будут слова «богатырь», «силач», «великан».

Русский народ, этот сторукий исполин <...> [М. Ю. Лермонтов. Вадим].
Вот исполин русской словесности! [Ф. В. Булгарин. Встреча с Карамзиным]


скрытый текстНо современные исполины и рядом не стояли с теми, которые упоминаются в книге Бытие 6:2–4: «В то время были на земле исполины <...> как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди». То есть некие «сыны Божие» вступили в отношения с земными женщинами, от которых родились великаны (исполины).
По мнению богословов, сынами Божьими могли быть падшие ангелы или потомки Сифа. Потомкам праведного Сифа (сифитам) противопоставляются потомки Каина (каиниты). И вот есть мнение, что от союза сифитов и каиниток появились на свет непонятные существа — великаны. Не будем погружаться в библейскую мифологию, нам интереснее этимология слова.
Вообще в оригинале эти великаны называются «нефилимами» (ивр. ‏נפלים‏‎). Почему же в славянских языках появились некие «исполины», разве нельзя было просто заимствовать слово «нефилим»? Теоретически можно было бы. Но получилось иначе — появилось новое слово.
Слово «исполинъ» (исполъ, поленикъ, сполинъ) на Руси было синонимом слову «великан». Слово встречается в церковнославянских текстах примерно с ХI века. По М. Фасмеру, скорее всего, слово «исполинъ» по происхождению связано с племенем «спалеи» или «спалы», которые обитали в устье реки Дон, на юге России.
Л. В. Успенский допускает мнение, что слово «исполин» могло возникнуть из-за ошибки летописца. При описании битв он мог допустить ошибку и вместо «тако же и сполин», по ошибке, плохо понимая, что такое «сполин», написать «тако же исполин».
Но эта версия кажется неубедительной.
Вернёмся к спалам. «Спалы» ассоциировались у славян с вражеским народом, с варварами, поэтому они казались сильнее, воинственнее и могучее.
Обратите внимание на словообразующий суффикс -ин (мордвин, грузин, татарин). Этот суффикс используется, в том числе, и для образования названия представителя какой-либо нации. То есть «исполин» (спалин) — один из представителей племени спалы (спалеи).
Есть мнение, что слово «исполин» произошло от «сполать» (слава тебе!). Но такого не может быть, потому что междометие «сполать» от греч. εἰς πολλὰ ἔτη (на многие лета) стало употребляться позже — с ХVI века (по Фасмеру).
Ещё не даёт покоя начальная -и в слове «исполин». Успенский объясняет её ошибкой на письме. В словаре Фасмера есть предположение о начальной -и. Исследователь по происхождению сравнивает эту лексему с «избой», где -и могла появиться через романское посредство. То есть «исполин» — заимствованное слово из европейских языков. Но вопрос по-прежнему остаётся открытым!
В древности поляки словами stolim, stolin называли великанов. Польские исследователи связывают появление этого слова тоже с народом «спалы». Поэтому вероятность происхождения от названия племени более велика, чем от слова «поле», с которым связывают этимологию лексемы «исполин».
Скорее всего, «поленицы» (женщины-воительницы) тоже этимологически связаны с «исполином».


Филологический маньяк

Пустыня, сообщество «Древний мир»

Карельские петроглифы

Карельские петроглифы – одни из самых древних наскальных рисунков на Земле. И самые таинственные. Наскальные рисунки почтенного возраста — им не менее 5-6 тысяч лет.
Петроглифами (по-древнегречески πέτρος — камень, γλυφή — резьба) во всём мире называют изображения, высеченные на камнях. Они есть в Азии и в Европе, в обеих Америках, в Африке и в Австралии.
В Карелии наскальные святилища всегда — в самых красивых местах. Древние художники жили на Белом море, при впадении реки Выг; на мысах и островах восточного берега Онежского озера. Именно здесь археологи находят высеченные кварцем изображения людей, животных, небесных светил и неопознанных (возможно, летающих) объектов.

Беломорские петроглифы. Бес и крепкие хозяйственники



Дальше
Беломорские петроглифы — на островах. Большой Малинин, Ерпин Пудас, Шойрукшин. В древности рисунки находились у самой воды, в основном изображения небольшие: от 20 до 50 сантиметров, но есть и лоси-гиганты — до трёх с половиной метров в длину.
Вообще беломорские петроглифы реалистичны. Лодки, с экипажами и пустые. Подробные сцены охоты на лосей, птиц, тюленей. Батальные композиции. В них всегда участвует человек: идёт пешком, на лыжах, плывёт в лодке. Сражается, охотится, пляшет.
Но есть здесь и свои бесы. На острове Шойрукша на пологой скале выбиты восемь отпечатков то правой, то левой человеческой ступни. Ведут они к изображению Беса, самой крупной фигуре. Бес высотой около метра, изображен в профиль. С огромной рукой, ногой, мужским достоинством.
Много лет жители соседней деревни считали Бесовы Следки священной скалой. Когда началась Великая Отечественная, верили, что враг сюда не дойдет: Бес охранит.

Онежские петроглифы. Бес и инопланетяне




Восточный берег Онежского озера. Бесов нос, мысы Кладовец, Гагажий, Пери Нос, остров Гурий. Здесь больше тысячи петроглифов, размеры фигур от нескольких сантиметров до четырёх метров. И лебеди — огромные, с такими непропорционально длинными шеями, что, может, и не лебеди это вовсе — динозавры!
Много космических, «солярных» и «лунарных» знаков: круги и полукружья с отходящими линиями-лучами. Есть версия, что это — капканы. Но современный человек отчётливо увидит и радар, и скафандр. Более того — телевизор.
Самый известный из онежских петроглифов — Бес (некоторые специалисты полагают, что Бесиха). Больше беломорского чёрта: два с половиной метра. Изображение пересекает глубокая трещина, разделяя его ровно на две половины. «Щель» в иной, потусторонний мир.
В километровом радиусе от Беса нередко отказывает спутниковая навигация. Капитаны этому давно не удивляются, ориентируются на маяк. Часы тоже ведут себя непредсказуемо: могут убежать вперед, могут остановиться. С чем связана такая аномалия, ученые только предполагают. Говорят, всё дело в насыщенных магнитной рудой гранитах, залегающих глубоко под землей. Но Бесу виднее.
Древняя фигура перерезана православным крестом. Скорее всего, его выдолбили поверх бесовского изображения монахи Муромского монастыря в XV–XVI веке. Дабы нейтрализовать дьявольскую силу.

Природный музей без охраны

В 1934 году молодые советские музееведы решили, что Эрмитажу нужна наскальная живопись. И взорвали скалу с петроглифами на мысе Пери Нос–3. Большая плита с рисунками («крыша») отправилась в Эрмитаж, обломок помельче достался местному краеведческому музею. При взрыве погибли около десятка рисунков, в том числе уникальная для карельских петроглифов сцена деторождения.
В советские времена территория Беломорских петроглифов пострадала при строительстве ББК и Выгостровской ГЭС. Одна из групп рисунков на острове Шойрукшин засыпана плотиной.
Сегодня карельские петроглифы тоже никто всерьёз не охраняет. В Беломорске летом работают волонтёры, приглядывающие за вольными туристами. Пару лет назад на норвежские деньги сделали мостки — чтобы не топтали петроглифы при осмотре.
Восточный берег Онеги и вовсе далёк от заповедных условий. Сюда приезжают на джипах, ставят палатки, жгут костры на камнях с древними рисунками. Добавляют свои, современные. «Ося и Киса здесь были»...

Краеведческий музей



К обломку скалы, перепавшему карельским музейщикам от эрмитажных щедрот, три года назад археологи присоединили ещё две плиты с рисунками.
На этот раз никакого варварства: камни откололись от скалы сами, много лет назад (то ли из-за перепада температур, то ли ледоход помог). С максимальными предосторожностями находки весом в 460 и 280 килограммов подняли и перевезли в Карельский государственный краеведческий музей.
Теперь артефакты можно увидеть (и потрогать руками) в зале петроглифов. Дети счастливы: для них здесь организована интерактивная программа «В гостях у древнего племени». Костёр в музее разжечь, конечно, не дадут. Но почувствовать себя древним человеком можно: добыть огонь трением, обработать скребком шкуру, примерить маску шамана. Как мальчик Льок из книжки археолога Линевского «Листы каменной книги» (читать каждому юному краеведу!).
А ещё здесь, в музее, есть целая стена с петроглифами. Каменная. Хочется просунуть руку в трещинку, провести пальцем по контуру заонежского Беса.
И только если подойти совсем близко, видно, что это — фотография. Точнее, панно (19,5 на 2,55 метра). И если имя художника, выбившего на скалах первые петроглифы, навсегда останется для нас тайной, то имя художника, «выбившего» фотографию на музейной скале, известно: Игорь Георгиевский.

Фотоаппарат как машина времени



В археологических экспедициях на Белом море и Онежском озере фотограф Георгиевский работал одиннадцать сезонов. Фиксировал на плёнку сцены охоты на белуху, хоровод «космических пришельцев», древнюю карельскую «Камасутру» (есть среди северных петроглифов и непринуждённая групповая эротика).
«Поймать» удачный момент для съёмки непросто: многие скалы потрёпаны временем и водой. Края петроглифов стёрлись, при свете дня рисунки почти не видны. Много лет для выявления изображений использовали прожектора, солнечные зайчики крупных зеркал, многочасовые наблюдения в скользящих лучах солнца. Надёжную картину на бумаге давали протирки графитом — так дети монетку карандашом копируют.
Пять лет назад археолог Кнут Хельскуг привёз карельским учёным кусок черной плёнки: похожа на нашу, из магазина «Сад-огород». Но только абсолютно непрозрачная. Накрывшись этой пленкой и приоткрывая один край, можно было запустить луч света вдоль поверхности камня. Чётко обрисовывался микрорельеф и фактура скалы.
Новый подход — и сенсация. На Старой Залавруге в Беломорском районе археологи обнаруживают более двухсот «новых» изображений!
Фотографу задача: зримо отобразить находку. Но вопрос перестал быть только «фотографическим», требовалось инженерное решение — петроглифы располагались группой на большой поверхности.

Раскраски и паззлы



Как снять одним кадром многометровое горизонтальное скальное полотно с петроглифами? Встать на ходули, влезть на стремянку? Съёмка с вертолёта невозможна: вокруг скалы, высоковольтные линии двух гидроэлектростанций. К тому же вертолёт — это пыль у самой поверхности земли и вибрации.
Надо делать составную фотографию. Разметить скалы, снять отдельно сотни фрагментов и после сводить в компьютере по угловым точкам-маркерам.
Была и ещё одна сложность: равномерность освещения общего снимка. Центральная часть полотна Старой Залавруги — это сложный макрорельеф и физический размер 12 на 16 метров. Часть рисунков видна только в косых лучах утреннего освещения. Другая появляется вечером. А днём неглубоко выбитые, особенно крупные по площади петроглифы вообще не видны.
Решили прокрасить петроглифы акварельными красками, а фотосъёмку произвести в максимально короткие сроки.
Дневник, Залавруга:
4–9 июня 2006 года: выявление под чёрной плёнкой петроглифов с обводкой контуров мелом, тонирование выбивок акварелью в два цвета
10 июня: дождь смывает акварель
11 июня: повторные тонировки с проверкой
12–13 июня: разметка скалы на фрагменты 40x60 см с закреплением угловых точек кусочками малярной клейкой ленты
14 июня: фотографирование 523 фрагментов в течение 3-х часов. Погода безоблачная, солнечная. Компенсационные корректировки экспозиции и цветового баланса по ходу съемки намеренно не производились
15 июня — ветер, дождь. Финал полевых работ
После экспедиции — многочасовое сидение за компьютером. Тогда, в 2006-м, Игорю Георгиевскому впервые удалось уложить в один кадр реальную скальную поверхность площадью 11 на 15 метров. И лодки, и лосей, и охотников.

Загадки петроглифов


Учёные продолжают находить новые рисунки, регистрируют их, музеефицируют некоторые находки. Но объяснить многие изображения не могут.
Лебедь, лось и кит-белуха — понятно. Человек. На карельских скалах, как правило, выгравирован в профиль, с одной рукой и одной ногой. С луком или капканом. На лодке. Эти охотники похожи на нынешних людей.
Но кто это двуногое существо, у которого вместо головы два огромных шара? Археологи ласково зовут его Чебурашкой, списывая творческий порыв художника на действие мухоморов.
Ещё меньше ясности с космическими знаками, ориентированными строго на запад или восток. Исследователи условно относят их к солярно-лунарному типу. Не исключено, что в Заонежье могла существовать первая в истории человечества обсерватория.
Но если знаки — это Луна и Солнце, то зачем они установлены на две или три «ножки»? Может, древние люди видели летающие объекты?
Жители Карелии, живущие неподалёку от этих мест, нисколько подобным изображениям не удивляются. Они, по их собственным словам, чуть не каждую ночь наблюдают в небе похожие «явления».


Культура.рф

Пустыня, сообщество «Пустыни»

Атакама цветущая



Яркой достопримечательностью пустыни Атакама является так называемое «Цветение пустыни», которое наступает, когда влажные воздушные массы с Тихого океана приносят сюда долгожданную влагу. Обычно «цветение» наступает в сентябре-октябре. Когда пустыня цветет, это фантастическое зрелище поражает буйством красок, разнообразием и уникальностью растений, около 200 видов которых не встречается больше нигде в мире. Из них 14 находятся под угрозой исчезновения.

20 фото





































Страницы: 1 2 3 24 следующая →

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)