Свежие записи из блогов Дракуловед

Дракуловед, блог «Румыния Remastered»

Музей ASTRA: прогулка по сёлам. Часть 6

Каждый раз с умилением смотрю на такие детали: домик, сарайчик, колодец, калиточка... Такого уже не строят и не делают, так что сложно поверить: всего лишь сто лет назад в домиках жили, а сарайчиками, колодцами и калиточками пользовались, не считая их чем-то особенным.

В этой части музея представлен жудец (округ) Караш-Северин. Вот дом горшечника.

01

читать далее...Жудец Вылча. Придорожная часовня. Внутри неё деревянный крест.

02

Колодец из жудеца Марамуреш.

03

Перелаз оттуда же, из Марамуреша. Усадьба горшечника.

04

Поклонный крест из Олтении (западная часть средневековой Румынии, то есть Валахии). Более точное место, откуда привезли, в брошюре не указано.

05

И вообще сам пейзаж мне очень нравится. Вот не просто сами домики, а тот факт, что за ними на горизонте — не городской пейзаж или что-нибудь индустриальное, а горы — настоящие, не нарисованные... В музеях иногда очень устаёшь напрягать фантазию, то есть, глядя на что-то, дорисовывать в воображении недостающие детали. Иногда хочется просто смотреть и понимать, что вот именно так и было когда-то. Поэтому так приятно ходить там, где нет асфальтированных дорожек:

06
07
08

Продолжение следует...

Дракуловед, блог «Румыния Remastered»

Музей ASTRA: прогулка по сёлам. Часть 5

Целая улица симпатичных домиков...

01

Первый в ряду — домик из жудеца Сибиу, и по виду не скажешь, что хозяева этого жилища занимались таким делом, которое в нынешнее времена попадает под серьёзную уголовную статью. Они занимались выращиванием конопли, причём в очень больших масштабах!
Правда, в давние времена люди были наивные и не знали, для чего на самом деле нужна конопля , поэтому использовали её совсем для других целей — для изготовления верёвок самой разной толщины: от бечёвок до канатов.

смотреть фото далее...02

А это просто дворовый инвентарь. Поилка для скота...

03

Кадушка...

04

А вот дом из жудеца Брашов. Хозяева тоже выращивали коноплю в больших масштабах!

05

Калитка закрыта, но мы заглянем через щель во двор:

06

Далее — дом из жудеца Горж (когда-то это были владения Дракулы). Хозяин занимался производством шёлка-сырца. Не всё ж из Турции экспортировать!

07
08
09

Ещё один домик из жудеца Горж. Хозяин занимался производством пряжи из козьей шерсти.

10
11

Рядом — дом из жудеца Сибиу. Хозяин держал овец и делал пряжу из овечьей шерсти.

12
13

Меня в этом домике особенно заинтересовало вот что — оно висло на воротах, а происходило это за несколько дней до православной Пасхи, то есть вскоре после Вербного Воскресенья.

14

Много похожих "букетиков" я видела на воротах домов, когда ехала на автобусе из Брашова в Сибиу. В Румынии вообще очень религиозный народ, а в 15-м веке был ещё религиознее и в обязательном порядке вешал такие букетики на ворота.

15

Продолжение следует...

Дракуловед, блог «Румыния Remastered»

Музей ASTRA: прогулка по сёлам. Часть 4

Даже в такую невнятную, пасмурную погоду, которая преобладает в Сибиу весной, всегда есть то, что смотрится оч. красиво... Горы!

01

смотреть фото дальше...И ещё горы:

02

А вот ещё парочка валяльных (сукновальных) механизмов, работающих на энергии воды. Примечательны доски, образующие что-то вроде воланчика. Это "водоворот" (не знаю, как перевести точнее). Данное приспособление нужно, чтобы не давать воде, льющейся из желоба, растекаться.

03
04

Интересно и то, что в музее ASTRA в отличие от Музея села в Бухаресте регулярно проводятся всякие особые "шоу" — в том числе показательная пахота и показательный покос. Всё без помощи сельхозтехники, а так, как это делалось с давних времён — плугом и косой соответственно.
Хотела бы я на это посмотреть! Но, увы, удалось увидеть только на результаты....

05
06

А этот мостик — просто гениальное изобретение!
Вы помните то ощущение, которое испытываете, когда идёте по парапету? Вас всё время качает в стороны, и вы рискуете потерять равновесие... А по этому мостику, ширина которого не превышает ширину обычного парапета, можно идти совершенно спокойно — и всё потому, что плетень по бокам визуально увеличивает пространство, по которому вы идёте. Ещё раз подчёркиваю — визуально! Ваши глаза видят, что мостик довольно широкий, и в итоге вы перестаёте крениться влево-вправо, вы идёте ровно, уверенно, вообще не напрягаясь! А пространство, на которое в действительности можно наступать, остаётся таким же, как у парапета. (Конечно, на плетень тоже можно наступить при желании, но мне это ни разу не понадобилось.) Ощущение непередаваемое!



Продолжение следует...

Дракуловед, блог «Румыния Remastered»

Музей ASTRA: прогулка по сёлам. Часть 3

Усадьба из жудеца Сибиу (из земель, во времена Дракулы находившихся под управлением города Сибиу). В этой усадьбе жил свечник, то есть тот, кто занимался изготовлением свечей.
Дом сам по себе довольно красивый...

01
02

смотреть фото дальше...Собачья будка:

03

Усадьба другого свечника — тоже из Сибиу:

04
05

А это мельницы из районов, близких к дельте Дуная. Мельница, которая слева — жудец Констанца. Мельница, которая справа — жудец Тулча.
Обратите внимание на брёвна с колёсами, которые отходят от мельницы. Это так называемое "водило", с помощью "водила" нужно поворачивать мельницу, чтобы она своими крыльями ловила ветер: направление ветра ведь каждый день разное.
Мельница справа называется "шатровая". У неё поворачивалась только верхняя часть.

06
07

Усадьба рыбака с домашней мельницей — жудец Тулча:

08
09

Продолжение следует...

Дракуловед, блог «Румыния Remastered»

Музей ASTRA: прогулка по сёлам. Часть 2

А это жудец Вылча, то есть территория, которая в 15-м веке была владениями Дракулы. Перед нами дом виноградаря и виноградник рядом с ним. В соответствующее время года на лозах появляются листья, затем — грозди.
Виноград здесь действительно выращивают, поскольку в музее ASTRA стараются показать всё максимально естественно, насколько это возможно для музея.

01

смотреть фото дальше...А вот домик, в котором происходит первичная обработки винограда. Такие домики стоят на большинстве виноградников. Когда начинается период уборки, то семья виноградаря практически селится в этом домике: не таскать же каждую собранную корзину до большого дома, который зачастую располагается довольно далеко от виноградника — в ближайшем селе, а во время уборки время дорого, да и виноград во время транспортировки портится. Лучше делать всё прямо на месте!
Этот домик из жудеца Горж — тоже владения Дракулы:

02

А это усадьба виноградаря, который по совместительству занимался ещё и фруктовым садом.
Домик у виноградника, показанный выше, относится как раз к этой усадьбе, потому что домик и усадьба взяты не только из одного жудеца (Горж), но и из одного села — Бэлэнешть. В музее, как в жизни, домик для первичной обработки винограда и жилой дом виноградаря расположены достаточно далеко друг от друга.
Сама усадьба выглядит так:

03
04
05

А вот, собственно, воссозданный садик, хотя настоящий садовод, увидев такое, схватился бы за голову — все деревья (сливы?) во мху.

06

А это домик, где производили сливовицу, тоже из жудеца Горж (территория, подчинявшаяся Дракуле), но из другого села. На верхнем этаже занимались приготовлением, а внизу, я так понимаю, погреб для хранения.

07

Опять жудец Горж (территория, подчинявшаяся Дракуле). Деревянная деревенская церковь 18-го века. С кладбищем, которое традиционно располагалось рядом с церковью.

08

Рядом — колокольня:

09

Зачем кресты прибиты к дереву, не знаю, но интересно:

10
11

Продолжение следует...

Дракуловед, блог «Румыния Remastered»

Музей ASTRA: прогулка по сёлам. Часть 1

А теперь мы виртуально прогуляемся по одному весьма интересному музею возле Сибиу: это музей ASTRA, который по формату схож с Музеем села в Бухаресте — тоже этнографический и под открытым небом. Там можно увидеть домики, сараи, мельницы, предметы быта сельской Румынии так, как это было ещё сто лет назад, и пусть в музее ASTRA всё не так красиво, как в бухарестском музее, но зато выглядит более естественно. И территория у музея намного больше.

Судя по информации из брошюры, которую я купила, в музее ASTRA в основном представлен быт из жудецов (округов) Сибиу, Хунедоара, Горж и Вылча, а также Марамуреш и Сэлаж, плюс коллекция мельниц из дельты Дуная.
В соответствии со средневековой географией на конец 15-го века, эти территории принадлежали к разным государствам:
- жудецы Марамуреш и Сэлаж — северная Трансильвания, Венгерское королевство.
- жудец Алба — центральная Трансильвания, Венгерское королевство.
- жудец Сибиу — это земли, которые находились в управлении города Сибиу, Трансильвания, Венгерское королевство.
- Хунедоара — владения небезызвестной семьи Хуньяди (врагов Дракулы), Трансильвания, Венгерское королевство.
- Горж и Вылча — это владения Дракулы, Валашское (Румынское) княжество.
- дельта Дуная — частично молдавская территория, а частично — турецкая.

Вы уж извините, но я не буду группировать фотки по территориям, а просто буду показывать объекты музея в том порядке, в котором они мне попадались. Я просто шла по извилистой дорожке музея и фотографировала то, что видела...
Вот милая усадебка из жудеца Сэлаж, Трансильвания:

01

смотреть фото дальше...Тарантас и телега под навесом. В телеге лежат деревянные плуги. Плуги и во времена Дракулы были такие:

02

Обратите внимание на забор:

03

На другой стороне улицы. Самый дальний домик — из Марамуреша, а всё, что ближе — жудец Алба:

04
05
06

Это овчарня (домик для овец) рядом с сельским домом из жудеца Алба:

07

А вот это не водяная мельница, как можно подумать. Производство муки — не единственный процесс, который в Средние века осуществлялся с помощью энергии падающей воды. На реках строили много чего. В частности внутри этой постройки находится пресс для масла (льняного, конопляного) и валяльный механизм (для производство войлока). Построили это всё в жудеце Сибиу.
Увы, заглянуть внутрь было нельзя, а даже если бы я заглянула, то всё равно не поняла бы, как устроен валяльный механизм.

08
09

Вот картинка, изображающая валяльный механизм, но представить его в движении у меня не получается:

10
11

А с прессом для масла как-то понятнее. Вот пресс для масла из жудеца Хунедоара. Колесо сделано из камня. Очень тяжёлое. Оно едет по зёрнышкам, засыпанным в жёлоб, плющит их, и так получается масло. Но колесо, судя по всему, возили по жёлобу вручную:

12

Ещё один домик, где находится пресс для масла, но меня здесь больше интересует шест, который висит под крышей. Зачем нужен шест? Отгонять волков? (Постройка привезена издалека — из-под Сучавы, бывшей молдавской столицы).

13
14

А вот это жилище маслоделов. Из Хунедоары:

15
16

Продолжение следует...

Дракуловед, блог «Румыния Remastered»

Сибиу. Закат

В завершение нашей виртуальной экскурсии по старому Сибиу прогуляемся по Большой площади. В отличие от Малой площади выглядит она не по-средневековому, хотя существует с 1366 года... И всё же в лучах заката смотрится весьма эффектно.
Виртуально вертимся по сторонам и оглядываем площадь:

01

смотреть далее...Поворачиваемся чуть влево:

02

А вот на этой стороне площади все домики средневековые, хоть и приукрашенные элементами барокко:

03
04

И на этой стороне — тоже средневековые:

05
06
07

А это фонтан-сюрприз. Идёшь по площади, видишь обычную лужу, идёшь прямо через неё, если обходить лень, и вдруг вокруг тебя прямо из лужи начинают бить фонтанчики в три метра высотой! Правда, датчиками движения этот фонтан не оборудован — он просто включается через равные промежутки времени. Примерно раз в пять минут.

08

На всякий случай, ссылки на альбомы по Сибиу!

Сибиу днём:
https://www.flickr.com/photos/draculiaved/albums/72157693570891924

Сибиу вечером:
https://www.flickr.com/photos/draculiaved/albums/72157664531495297

Евангелистский собор, в том числе Ферула, где находится надгробная плита Михни Злого:
https://www.flickr.com/photos/draculiaved/albums/72157688648901210

Альбом по Сибиу из другой поездки — в основном ночные фото:
https://www.flickr.com/photos/draculiaved/albums/72157664829993577

Дракуловед, блог «Румыния Remastered»

Сибиу. "Третий круг" крепостных стен

В предыдущем посте говорилось, что Евангелистский собор в Старом городе это своего рода камушек, брошенный в воду, а от собора, как круги по воде, расходятся линии крепостных стен: первый круг, второй и... вот перед нами последний, третий круг оборонительных стен. В отличие от предыдущих двух кругов третий не оброс домами и поэтому хорошо виден.
Вот башня Аркебузников. Середина 14-го века. Высота башни, как и её соседок — около 20 метров:

01

читать дальше....Башня Гончаров. 15-й век:

02
03
04

А вот крепостная стена. Деревянная галерея, как и у многих оборонительных стен, тянется вдоль линии бойниц. Эта галерея называется — боевой ход, то есть по нему перемещались защитники крепости во время осады:

05

Вот та же стена с обратной стороны:

06

А вот рисунок с официального сайта Сибиу для наглядности:

07

Виртуально двигаемся дальше. Вот башня Плотников. Середина 14-го века:

08

А это бывшая башня. Называлась она просто и понятно — Толстая.
Построена в середине 16-го века (то есть во времена Дракулы и во времена Михни её не было), а с 1778 года там стали устраивать театральные представления. Как вы понимаете, акустика в башнях отличная и теперь это — зал Государственной Филармонии в Сибиу:

09

Кстати, это не все башни "третьего круга", которые сохранились в Сибиу, но остальные пока не отреставрированы, и смотреть на них больно...

Дракуловед, блог «Румыния Remastered»

Сибиу. Непроизносимые названия старых улиц

Ещё один короткий, но довольно занимательный маршрут по Старому городу... Начинается этот маршрут возле розового домика, который стоит на Малой площади слева от того, что затянут строительной сеткой. Изначально это был не домик, а башня Золотых дел мастеров (Ювелиров). В Старом городе очень много домов появилось на месте старых крепостных стен, и на фото довольно хорошо виден результат данного процесса.
Историческим центром города можно считать Евангелистский собор, от которого, как от камня, брошенного в воду, расходятся круги. Первый круг — это площадь Хует, про которую уже говорилось ранее. Линия домов вокруг этой площади когда-то была крепостной стеной. Затем город разросся, и появилась новая стена, которая проходила по границе Малой площади, но затем город снова разросся, и стена вокруг Малой площади "съелась" домами:



читать далее...Розовый дом "съел" башню Золотых дел мастеров (Ювелиров):



Однако ворота в этой башне всё равно остались, и через них мы идём на площадь Ювелиров:



Топографически этот проход составляет с площадью единое целое, но в давние времена это место имело своё название. Напоминаю, что город был саксонский, поэтому название было немецкое и совершенно непроизносимое:
В 1496 году — Fingerlingsprunn — Фингерлингспрунн.
В серед. 17-го века — Fingerlisstreppen — Фингерлисстреппен.
В конце 19-го века — Fingerlingsplatz — Фингерлингсплац.

Означали соответственно Беспалый отрезок, Беспалая лестница, Беспалая площадь. Почему беспалая?



А вот, собственно, площадь Ювелиров:



Прямо по курсу улица Рыночная или Ярмарочная, которая выходит на улицу 9-го Мая. Старое немецкое название Рыночной улицы такое же. Звучало оно как — Marktgasse — Марктгассе — Рыночная улица.



По улице 9-го Мая мы уже шли в самый первый день нашей виртуальной экскурсии по Сибиу. Вид на улицу Рыночную с улицы 9-го Мая:



Если же мы пойдём налево от площади Ювелиров, то попадём на ещё одну древнюю средневековую улицу.



В 1480 году она называлась Newsteyfft — позднее Neustift — Ньюштифт, что в данном случае переводится как Новый Монастырь или Новая Церковь, ведь рядом находится церковь Урсулинок, построенная в 1474 году. Для 1480 года эта церковь считалась новой, как и доминиканский монастырь, к которому она тогда относилась.
Нынешнее название улицы можно перевести примерно как Земляной Вал — в этом месте её правая и левая сторона начинают сильно разниться по высоте, из-за чего и построена стеночка, а перепад высоты и есть не что иное как вал:

Дракуловед, блог «Румыния Remastered»

Исторический квест в Сибиу. Часть 15. Первая могила Михни Злого и эпитафия на ней

Если идти дальше по улице, удаляясь от церкви Урсулинок и от исторического центра, то в итоге попадёшь на большую вокзальную площадь. На этой площади стоит маленькая капелла Святого Креста.
Именно в этой капелле Михня Злой (сын Дракулы) был похоронен изначально, а позднее могилу перенесли в Евангелистский собор.
В отличие от собора капелла до сих пор обслуживает нужды католиков, как обслуживала пятьсот лет назад, и мы осмотрим это место, а также ознакомимся с эпитафией, которая когда-то была выгравирована на могиле Михни.
Вот так сейчас выглядит капелла:

01

читать далее...Вид с обратной стороны:

02

Капелла очень древняя, так как известна с 1417 года. Её датируют по большому распятию высотой 7,3 метров, которое было изготовлено специально для неё именно в этом году.
Вот, что находится внутри:

03
04

Чаша со святой водой, а рядом — старинный ящик для пожертвований:

05

Надпись означает, что воду можно брать бесплатно... Правда, дословно это переводится как: "Пожалуйста, не кладите деньги в святую воду". Но зачем класть деньги в святую воду? Мне бы такое и в голову не пришло. Наверное, всё же означает, что "не вкладывайте деньги", то есть "берите бесплатно".

06

А вот ящик поближе:

07

Эта верёвка тянется к колоколу (колоколенку на крыше вы видели):

08

Скамьи для прихожан. Внизу это не подставочки для ног, как можно было бы подумать. На них встают коленями в определённые моменты церковной службы:

09

Вот так это делается:

10

Картина, изображающая Христа во гробе, выглядит старинной:

11

Вот так выглядит этот гигантский крест с распятым Христом высотой 7,3 метра. Рядом — Богоматерь и апостол Иоанн Богослов, которые, согласно Священному Писанию, были свидетелями распятия.

12

Насколько я понимаю, это хоры. Непосредственно под хорами стоит прилавок, а за ним женщина продаёт открытки и принимает поминальные записки. Я её, понятное дело, не фотографировала, но думаю, что именно на том месте, где прилавок, когда-то находились могильные плиты, потому что больше им было просто негде находиться. Судя по всему, там располагалась могила Михни Злого.

13

Полностью альбом с фотографиями здесь: https://www.flickr.com/photos/draculiaved/albums/72157691291815002

А теперь — эпитафия!

Как уже говорилось, она была высечена на камне, прикрывавшем могилу Михни в капелле. Впоследствии могилу перенесли в главный собор города — ныне Евангелистский собор, плиту заменили, а прежняя не сохранилась.
Текст дошёл до нас потому, что его воспроизвёл в своей книге "Хронология королевства Венгерского, Трансильвании и соседних провинций" один из местных жителей — Михаэль Сиглер.

Разумеется, в этой эпитафии всё слегка преувеличено: и добродетели покойного, и его значение как государя. В частности говорится, что Михня собирался возглавить крестовый поход по освобождения Константинополя от турок ("к византийским очагам сдвигать войска"), но мы не знаем, был ли у Михни такой план, да и перспективы этого предприятия кажутся весьма сомнительными.
При этом в эпитафии не упомянуто, что покойный незадолго до смерти принял католичество. Никаких фраз об "обретении света истинной веры" или о чём-то подобном. Автор эпитафии предпочёл сделать вид, что католиком покойный был всегда.

Эпитафия рассказывает нам о жизни Михни от первого лица:

Увы, деяния людей — как нить непрочная на прялке Парок!
Нить порвалась, прервав полёт моей крылатой славы.
Я прежде царствовал, великим пользуясь почётом,
Отца обычаем желал придать блеск царству*,
Рождённый в час победы Кинфия над звёздной тьмою**
Там, где вкруг северной звезды Медведица Большая бродит.
Лицом своим отчизну повергал я в трепет.
Да и соседние меня страшились земли.
Разбойникам я был гроза, и бич — ворам,
Мечом своим служил Юстиции усердно, неизменно.
Хотел для христиан я сигнумы*** союзников составить вместе
И к византийским очагам сдвигать войска.
Мне недостатка не было ни в слугах, ни в багряно-жёлтом злате —
Ни в чём, что принцепса дворцу вмещать пристало.
Но краткий век мой прерван мерзким преступленьем****,
Всё, как солома лёгкая, развеяно по ветру.
В те дни, когда народ коварный меня прогнал с отеческих земель,
И турков полчище подспорьем было в этом,
В Сибиу я бежал, и в сём прекрасном граде, по улице идя неспешно,
Считал, что все места убежищ — как лучший щит.
Тогда-то кинулся ко мне чужак взбешённый с толпой сообщников
И, вынув меч, носимый втайне, похитил жизнь мою.
И возопил народ, и за оружие скорей схватился,
И сам виновников ужасного греха сразил мечами.
Во время похорон моих все люди горестно рыдали,
Но плачем не смогли призвать меня вернуться к жизни милой.
Вот так одно минутное событье окончилось погибелью всего***** —
Почёта, славы, царского величья, богатства моего и силы.
Укрыт мой труп землёй, благочестивая душа взошла на небо,
А имени блестящему быть предназначено навечно в обороте.

Комментарии:
* Вариант перевода: На отчем троне пожелал очистить царство.
** Кинфий — одно из наименований Аполлона, бога солнца. Соответственно "час победы Кинфия над звёздной тьмою" является метафорой, обозначающей рассвет. Возможно, автор эпитафии также хотел намекнуть, что покойный мог повторить судьбу великого Октавиана Августа, про которого известно, что он родился на рассвете.
*** Сигнум — знак отличия воинского соединения.
**** Вариант перевода: Но краткое моё правленье завершилось тяжким крахом.
***** Вариант перевода: Как будто в миг всё кончилось, и вот она стремительная гибель.


А вот здесь — ещё более подробный разбор, если кому интересно: http://samlib.ru/l/lyzhina_s_s/mihnea_epitafia.shtml

На этом наш исторический квест завершён, но экскурсия по Сибиу продолжится...

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)