Денис Миллер, блог «Очень Дикий Запад»
Денис Миллер, блог «Очень Дикий Запад»
Денис Миллер, блог «Очень Дикий Запад»
На англ. языке: http://www.inquiry.net/outdoor/native/sign/introduction.htm предисловие и дальше
Денис Миллер, блог «Очень Дикий Запад»
В целях борьбы с неадекватным восприятием Соединенных Штатов нашими согражданами, начинаю небольшой ликбез по вопросам истории нашего Потенциального Противника™.
Одним из главных американофобских мифов об истории США являются активно культивируемые представления о первых жителях американских колоний как о ссыльных каторжниках, убийцах, насильниках, проститутках и прочем европейском сброде. Это заблуждение настолько любимо некоторыми товарищами, что воспринимается уже как аксиома. На любые просьбы хоть как-то обосновать это утверждение, такие товарищи отвечают, что это и так известно любому придурку, и отправляют интересующихся к абстрактным Учебникам Истории™. Ну откуда ж им знать, что я-то, в отличие от них, в этот самый Учебник™ заглядывал. Больше того – читал. И – о, ужас! – даже не один. Но, увы, пересказывать содержание учебников каждому с трудом ориентирующемуся в истории товарищу – дело довольно-таки трудоемкое и неблагодарное. Вот поэтому я и пишу этот пост: чтобы было, куда отсылать желающих указать мне на Учебник. Итак, кто же ехал в Америку?..
[MORE=читать дальше]
Первой английской колонией, сумевшей выжить на американской земле, стала Виргиния. Первым поселением этой колонии стал поселок Джеймстаун (получивший свое название в честь короля Якова I), основанный 13 мая 1607 года поселенцами, прибывшими в Америку тремя кораблями Лондонской компании. Большинство первых поселенцев составили люди благородного сословия. И как раз это стало одной из главных проблем колонии: джентльмены, которым Новый Свет представлялся чем-то вроде рая на земле, где все земные блага будут падать с неба, работать не умели, да и не очень-то хотели. И именно ввиду полной неприспособленность знатных англичан к жизни в экстремальных условиях, фактическое управление колонией взял на себя не дворянин, но зато весьма энергичный и харизматичный человек с неприметным именем Джон Смит. По его собственным словам, прежде чем попасть в Америку, он успел повоевать с турками, попасть в плен, бежать к казакам на Дон и постранствовать по Европе. Благодаря уверенным действиям Смита, который полностью взял под контроль управление колонией и сумел договориться с индейцами о поставках продовольствия, колония и сумела выжить. Хотя без проблем, конечно, не обошлось: к январю 1609 года (то есть к моменту прибытия новой партии колонистов), в живых оставалось всего 38 колонистов, из 105, отплывших из Англии. Но все-таки Джеймстаун сумел относительно благополучно пережить первые, самые трудные, годы своего существования и дальше развивался вполне успешно. Правда, до наших дней это первое английское американское поселение не сохранилось: оно было сожжено в 1676 году во время восстания Натаниэля Бэкона. А с именем Смита связана еще одна история, отчасти известная даже нашим гражданам, - история индейской «принцессы» Покахонтас. Опять же если верить Смиту, в декабре 1607 года вождь своеобразной конфедерации индейских племен, обитавших на территории Виргинии, Поухатан собирался казнить Смита, однако уже непосредственно в момент казни, дочь вождя Покахонтас бросилась Смиту на шею и тем самым спасла его от смерти. В дальнейшем Покахонтас часто приходила в Джеймстаун, приняла католичество и вышла замуж за еще одного знаменитого виргинского поселенца – Джона Ролфа. Вместе с мужем ей удалось даже побывать при дворе короля. Что же до самого Смита, то он, приведя дела колонии в порядок, активно занялся географическими исследованиями. Именно им составлена первая карта Виргинии, а в 1624 году он написал «Общую историю Виргинии». Но ладно, вернемся к нашим виргинским джентльменам. Как я уже сказал, дворян было достаточно и в первой группе колонистов, прибывали они в Джеймстаун и после того: например, в 1610 году в колонию вместе с очередными тремястами поселенцами приплыл новый губернатор – Томас Вест, лорд Делавэр. А его заместителем на новом посту стал прибывший вместе с ним сэр Томас Дейл. И в дальнейшем число уезжавших в Виргинию джентльменов было достаточно высоко, а сама Виргиния считалась самой «аристократичной» из английских колоний в Новом Свете.
Следующей, с точки зрения хронологии, английской колонией в Америке стала Плимутская колония, а ее первым поселением, соответственно, Плимут. Ну а первыми жителя этого поселка, основанного в 1620 году, стали пассажиры знаменитого «Мейфлауэра». Это были пуритане (протестанты-кальвинисты). Что заставило их покинуть родную Англию и уехать в далекий Новый свет? Тут мы должны ненадолго покинуть Америку и перенестись на Туманный Альбион...
В 1532 году в Британию, как и на большую часть Европы, пришла Реформация. Правда, здесь ее причиной стали скорее политические моменты, чем религиозные. Инициатором Реформации в Англии является король Генрих VIII. Что характерно, он был рьяным католиком и даже написал в 1521 году трактат о таинствах, опровергавший учение Лютера. Однако папа запретил королю развестись с Екатериной Арагонской. Тогда в 1532 году Синод епископов Англии объявил английскую церковь независимой от Ватикана, а примас (главенствующий епископ) Томас Крамер, который сам во многом поддерживал идеи Реформации, удовлетворил желание монарха развестись с супругой. На угрозу папы Клемента VII отлучить его от церкви, Генрих ответил принятым в 1534 году в парламенте «Актом о верховенстве», по которому во главе англиканской церкви становился сам король. Однако же эти изменения стали для англиканской церкви единственными: ни устройство церкви, ни ее вероучение реформации не подвергалось. До 1547 года, то есть до смерти Генриха и восшествия на престол Эдуарда VI. После же этого момента Крамер гораздо активнее переходит к изменению устоев церкви: он отменяет поминовение усопших, службы святым, все таинства, кроме крещения и причастия. Но после смерти Эдуарда в 1553 году, когда престол заняла дочь Екатерины Арагонской, Мария, Реформация ненадолго сдала свои позиции. При Марии под контролем папского легата кардинала Поула произошла реставрация католичества, начались гонения на протестантов, а Крамер вместе с двумя другими епископами был сожжен. Тем не менее, после смерти Марии английская корона оказалась на голове Елизаветы I, которая восстановила в стране англиканство, которое больше уже никогда не переставало быть официальной религией королевства. Но англиканство было весьма и весьма мягкой формой протестантизма: англиканская церковь сохранила епископальное устройство, апостольское преемство, осталось признание исхождения Святого духа от Отца и Сына, богослужение в целом сохранило многие черты католического, в богослужебной практике сохранились конфирмация и соборование. Несмотря на отмену икон, в англиканских храмах можно увидеть и витражи, и изображения святых. Все эти «католические архаизмы» весьма не устраивали пуритан. А пуритане в свою очередь не устраивали английскую власть, которая воспринимала их как, так сказать, социально опасных элементов. Все это закончилось тем, что Яков I посоветовал пуританам признать главенство англиканской церкви или покинуть Англию «во избежание более строгих мер». И многие пуритане действительно стали уезжать из страны. Первоначально их новой родиной чаще всего становилась Голландия – страна победившего кальвинизма. Именно в голландский город Лейден в 1606 году уехала и часть тех пуритан, которые позже окажутся на борту «Мэйфлауэра». Но и Голландия многих не устроила, и они решили построить свой собственный мир в Новом Свете. За первыми 102 пуританами, уехавшими в Америку, последовали многие тысячи их единоверцев. Были ли эти люди «преступниками и люмпенами»? Вряд ли. Скорее как раз наоборот – вполне себе благопристойными гражданами. Их социальный статус можно определить русским термином «разночинцы».
В 1630 году еще один влиятельный пуританин Джон Уинтроп собрал около 1000 своих единоверцев и отплыл в Америку, где основал еще одну колонию - Массачусетс (который позднее поглотил и Плимутскую колонию) с центром в поселке Бостон. Соответственно, в дальнейшем Массачусетс стал еще одним убежищем для гонимых на родине пуритан.
В Великобритании не только пуритане подвергались гонениям. Еще большие проблемы были у католиков. В общем-то, в постреформационных странах католичество было, мягко говоря, не в авантаже везде, даже там, где протестантизм принял столь мягкую форму. И именно поэтому король Карл I, который сам с определенным сочувствием относился к католикам, да к тому же был женат на католичке Генриетте Марии, даровал Сесилу Калверту, лорду Балтимору, право основать в Америке колонию, на территории которой могли бы спокойно проживать католики. Так на карте американского континента появился Мэриленд. В ноябре 1633 года первые 220 поселенцев на двух кораблях во главе с братом лорда Балтимора, Леонардом Калвертом, покинули Англию, а 27 марта 1634 года ими было основано первое поселение новой колонии – Сент-Мерис. Опять же возникает вопрос: были ли эти люди «бандитами и проститутками»? Нет, это были всего лишь сильные в своей вере люди, желавшие построить в Новом Свете новое общество, в котором основной благодетелью будет считаться веротерпимость и в котором они будут свободны от притеснений и гонений, кои они испытывали в Англии.
Еще одной колонией, основанной представителями «религиозных меньшинств» стала Пенсильвания. При Кромвеле в Англии Джорджем Фоксом была основана секта квакеров, ее особенность заключалась в том, что она считала всех людей равными перед Богом, а потому отрицала институт церкви как таковой. Вполне логично, что с такими замашками эта секта, несмотря на ее полную безобидность, представлялась европейцу тому времени весьма опасным социальным явлением. Поэтому квакеры подвергались в Англии гонениям. А в 1681 году Карл II разрешил Уильяму Пенну-младшему, сыну адмирала сэра Уильяма Пенна, основать для квакеров колонию в Новом Свете. В том же году первая группа поселенцев новой колонии прибыла в Америку и заложила новый город - Филадельфию, а в 1682 году в Пенсильванию приехал и сам Пенн.
Во множестве уезжали в Америку и представители других конфессий, которые подвергались преследованиям у себя на родине, - гугеноты, менониты, методисты, баптисты и проч.
Конечно, были среди колонистов и люди, уезжавшие в США из финансовых соображений. И таких было весьма много. Показательно в этом плане основание Джорджии. Эта колония появилась благодаря деятельности Джеймса Эдуарда Оглторпа, офицера, члена парламента и филантропа. Король Георг II позволил Оглторпу собрать узников из долговых тюрем страны и основать для них поселение в Америке. Что, собственно, и сделал Оглторп. В январе 1733 года он вместе со ста двадцатью колонистами высадился в Чарлстоне (Южная Каролина) и отправился на юг, и 12 февраля, выйдя к устью Саванны, заложил в этом месте одноименный город. Как мы видим, основателями Джорджии стали бедняки, освобожденные из тюрем. Однако были ли их вина в том, что они в этих тюрьмах находились? Особенностью тогдашнего английского законодательства было то, что человек, попавший в долговую тюрьму, не мог ее покинуть, пока не выплачивал свой долг. Что, согласитесь, довольно-таки трудно сделать, находясь в заключении. Именно поэтому большинство узников подобных учреждений, однажды в них попав, так в них и умирали. Становились ли они от этого «сбродом»? Вряд ли. В конце концов, русские крестьяне тоже были «пожизненными должниками». В Америку действительно часто ехали люди, не способные прокормить себя на Родине. Но были ли в этом их вина? Далеко не всегда. Достаточно посмотреть на пример из чуть более поздней истории США. За время Великого голода в Ирландии, имевшего место в 1846-1851 годах, из Ирландии уехало 1,5 миллиона человек. Большинство из них направились в США. Поток иммиграции не утихал и после окончания самого голода, ввиду плачевных последствий оного для Эрин (в результате численность населения Ирландии в 1901 году составляла 4,6 млн. человек против 8,2 млн. в 1841 году). Были ли уезжавшие из Ирландии люди сбродом? Чаще всего нет. Просто вот так вот им не повезло в жизни.
Однако наиболее полно и ярко, с точки зрения социальной градации, людей, уезжавших в Америку, характеризует их отношение к образованию. Тут-то и выясняется самое интересное. Уже в 1620 году в Виргинии появилась первая публичная библиотека (для сравнения в России первая публичная библиотека открылась в 1814 году). В 1636 году в Бостоне появилось первое в Америке высшее учебное заведение – Гарвардский колледж (Россия сумела похвастаться своим вузом лишь в 1687 году, когда была открыта Славяно-греко-латинская академия). К началу Войны за независимость в Америке было уже 9 колледжей. В 1638 году была основана первая типография. Все в том же Бостоне в 1635 году была открыта первая латинская школа, а в 1642 году там был принят закон, предусматривающий штрафы, налагаемые на родителей, не занимавшихся в должной степени образованием своих детей. А в 1647 году – закон, в соответствии с которым в поселках с населением не менее 50 семей должны были создаваться школы, в которых преподавались основы общих и сельскохозяйственных знаний, а в городах (не менее 100 семей) – школы, в которых преподавалась латынь. Первая печатная газета «Паблик оккаренсиз» вышла в США в 1690 году, однако была закрыта после выпуска первого номера. Следующая появилась в 1704 году (в России знаменитые «Ведомости» увидели свет в 1703). В общем-то, в столь быстром развитии образования ничего удивительного нет, поелику люди в Америку ехали весьма образованные. Например, в Новую Англию до 1646 года уехало больше 130 выпускников английских университетов, в результате чего в Новой Англии на каждые 40-50 семей приходился как минимум один человек с высшим образованием. Уровень грамотности мужского населения в Новой Англии в 1640-1700 годах составлял 95%. Для Виргинии этот показатель в тот же период составлял 54-60%. Для сравнения в России, по переписи 1897 года, уровень грамотности взрослого населения (правда, включая женщин) составил 17,4%. Странно, но как-то получается, что «европейское быдло», строившее Америку, по всем показателям обошло высококультурных русских современников…
Откуда же берутся байки про убийц и насильников? Разумеется, у них тоже есть своя историческая основа. В Англии существовали законы, по которым в американские колонии высылались бродяги, попрошайки, лица, осужденные на тюремные сроки от 7 до 14 лет. Однако с 1607 по 1775 год таких ссыльных в Америке оказалось всего 50 тысяч. Для сравнения к началу Войны за независимость численность населения английских колоний в Америке составляла 2,6 млн. человек.
Можно ли считать факт высылки в Америку 50 тыс. преступников, что составляет каплю в море, по сравнению с числом тех, кто уехал или родился за это время на территории современных США, достаточным для того, чтобы делать заявления о том, что Америку основывал «каторжники и проститутки»? По-моему, ответ очевиден.
Денис Миллер, блог «Очень Дикий Запад»
Денис Миллер, блог «Очень Дикий Запад»
ЖЖ, в котором много материалов про индейцев. http://maj-buzzard.livejournal.com/6861.html
В основном чероки
Денис Миллер, блог «Очень Дикий Запад»
Денис Миллер, блог «Очень Дикий Запад»
Денис Миллер, блог «Очень Дикий Запад»
Денис Миллер, блог «Очень Дикий Запад»
Лучшее
Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)