Свежие записи из блогов opheliozz

opheliozz, блог «читательский дневник»

* * *

Детелич M. Могила в лесу: взаимодействие пространственного и растительного кодов в эпосе
скрытый текст
В традиционной культуре балканских славян гора (гора; лес) — это место с множеством негативных коннотаций, всегда дикое, чужое и опасное, с отчетливыми хтоническими характеристиками.
Как следствие, в эпосе гора становится кульминацией всех активных сюжетных линий песни, откуда действие может двигаться лишь к трагическому концу.
В праве на нормальные похороны отказывалось всем погибальцам, в особенности утопленникам, самоубийцам, жертвам удара молнии, убитым хайдукам и преступникам, висельникам...
И те, кого смерть застала в лесу, попадали в эту категорию, поскольку они погибали или от высших сил, или были убиты во время внезапного нападения, чаще всего как участники свадебного поезда или торгового каравана. Кроме того, если учесть, каким локусом является сам лес, они уже находились в месте, подходящем для мертвых, у входа в нижний мир или в нем самом.

opheliozz, блог «читательский дневник»

* * *

Харитонова В. Женщина и возрождение шаманизма: постсоветское пространство на рубеже тысячелетий
скрытый текст
главная среди них - та, что находится на склоне горы на Белом камне, который виден каждому, кто едет по Тункинскому тракту.
Это место считается постоянным обиталищем Буха-нойон-баабая, главного героя тотемно-генеалогического мифа булагатов. Именно он стал объектом тройного поклонения: его почитают и шаманисты, и буддисты, и православные Тункинской долины. Поэтому у него три разных имени: шаманисты называют его - Буха-нойон-баабай, буддисты - Ринчин-хан, православные - святой Парфений (в честь христианского снятого Парфения Ламжакийского).
( !) Был однажды такой случай. Один раз в Бай-Тайгу (Бай-Тайгинский кожуун) приезжали монгольские ламы, делали ритуал. И что я увидела: там такие большие духи вылезли из-под земли! И начали ходить, и это был кошмар. Это ритуал так делается, или вообще что это делается??? Я была в ужасе, и потом одна женщина приехала из Бай-Тайги, и я ей говорю «Везите меня туда« Хотя я не хотела ехать, можно было отсюда сделать, здесь, но я попросила отвезти меня туда. И там я все почистила.
( ?) То есть ламы что-то сделали неправильно?
(!) Я даже не знаю, что там было сделано, но так было сделано, что все духи вышли. Такие большие, как трехэтажный дом, например.
( ?) Что это были за духи? Это были ээлер (духи-хозяева местности)?
( !) Нет, это было что-то другое, я даже теперь определения не могу сказать, что это было. И это были не четкер («черти», одна из категории вредоносных духов в представлениях тувинцев) Черти - они маленькие. Я до сих пор не знаю, кто они такие были. И я поехала туда, все собрала - убрала, все наладила. Но я не знала сначала, что Кара-Холь (озеро на северо-западе Тувы) - это тоже Бай-Тайгинский район. Я приехала, сижу, потом один кара-хольский (дух) приходит, такой злой... Надо было и его уговорить уйти. Если этого не сделать, то молодые люди будут умирать на поле, будут переворачиваться машины. Там женщины не будут погибать, только мужчины, скажем, только от 20 до 30 лет. В общем, нужно было исправлять... Потом администрация приехала и пригласила меня. Дали мне черного козла. Сделали так, чтобы умер этот козел... Порезали в области живота и там вот эту артерию (разорвали)... Но минут тридцать это существо все еще было живо! Поскольку я там штук восемь больших духов видела, и чтобы их обратно в землю убрать - а земля-то закрыта - мне нужно было, чтобы земля открылась в таком большом объеме.
( ?) Чтобы духов туда спрятать?
( !) Да. И этот дух (кара-хольский) попросил там пожить, в этом существе. И минут тридцать пожил, потом мне открыл землю, и я должна была всех этих духов собрать и убирать туда, Я так сделала, и потом перестали там эти аварии случаться и смерти.
( ?) А что за интерес для духа пожить в теле козла и быть убитым через полчаса?
( !) Дело в том, что они не в живом существе живут, они живут как духи, без материального тела. И для них огромное значение имеет именно пожить в чьем-то теле. Наверное, так. Будет еще какой-то такой случай, спрошу этого духа! (Смеется) Духи мне объяснили так, что для них огромное значение имеет пожить где-то. Но я так и поверила, что, наверное, так и есть. Хотя в буддизме говорят, что нельзя делать жертвоприношения. А потом, знаете, в прошлом году я слышала на Калачакре, что жертвоприношения не надо делать. А еще тогда, в те времена, я один год, наверное, поработала с жертвоприношениями, а потом у меня начались какие-то сомнения, депрессии. Почему я должна умиротворять каких-то животных, даже за кого-то (т. е, убивая жертвенных животных, умиротворять духов, чтобы помочь человеку)? Нельзя этого делать, все равно же - убийство. Я сильно плакала и страдала от этого. Потом перестала это делать.
Восхождение на эту скалу (мыс Бурхан на Ольхоне - прим.) табуировано для женщин, так что мне пришлось остановиться за несколько метров до подножия у лиственницы, которая стала для женщин маркером дозволенного приближения к святыне. Здесь, обратившись лицом к скале, женщины оставили свои приношения в виде монет, разбрызгали молоко и водку и привязали шарфы-хадаки к лиственнице.
Многочисленные туристы и туристки гуляли по Шаман-горе, совершенно не заботясь о соблюдении табу. Для них паломничество представляло собой некое бесплатное этно-шоу. Одна из женщин, указывая на молодых туристок из какой-то центрально-европейской страны, ужаснулась: «Как им не страшно так спокойно гулять там?» На что другая ответила: «Может быть, приехав домой, они заболеют, или что-то нехорошее с ними случится, а они и знать не будут, что это из-за того, что они осквернили священное место»
Про Самдан Ондар известно, что ее духами-помощниками (ээрендос) были 9 волков. По словам Ховалыгмыы, 9 волков - духи несговорчивые, и во время шаманской болезни долго испытывают шамана, насылая на него всяческие недуги, но уж если соглашаются помогать ему, то обеспечивают надежную защиту. Ховалыгмаа унаследовала 9 духов-волков от прабабушки и обязательно призывает их.
В буддийской иконографии голодные духи (преты), действительно, изображаются с огромным животом, маленьким ртом и очень тонкой шеей: они испытывают постоянные страдания, поскольку не могут удовлетворить свой аппетит. Буддизм обычно не приписывает им злонамеренности и тех разрушительных свойств, о которых говорит Роза (в интервью).
Способность провоцировать людей на самоубийства свойственна другим существам - страшным духам мончах из хакасских традиционных представлений.
Сунезин по представлениям тувинцев - одна из «душ» человека. Считается, что утрата сунезина опасна для жизни: без него человек долго не проживет. Обычный человек не имеет никакого контроля над своим сунезином и не может ни самостоятельно находить и возвращать его в случае утраты, ни отделять от тела. Последней способностью обладают некоторые шаманы, которые используют свой сунезин для того, чтобы «увидеть» что-то на расстоянии, а затем возвращают его на место.

opheliozz, блог «читательский дневник»

* * *

Харитонова В. Женщина и возрождение шаманизма: постсоветское пространство на рубеже тысячелетий
скрытый текст
Многие информаторы (тункинские буряты) сообщали, что в Тунке «проживают» одни из самых воинственных и сильных божеств Бурятии - прежде всего это Буха-нойон и Хан Шаргайнойон. По мнению местных именно эти боги «не любят» женщин, поэтому сердятся, когда к ним обращается шаманка. Как следует из тункинских легенд о Буха-нойоне, этот хат (божество, которое является сыном или внуком тенгри - наивысших небесных богов) действительно имел основание не любить женщин.
Рассказывают, что, когда он после изнурительного побега и битвы с Тайгын Эреэн Буха в конце концов решил отдохнуть, то выбрал место в Тункинской долине, около Койморских озер, которое теперь называется Бухын Хэбтэшэ (Кунтенский аршан). Только Буха-нойон лег на остывающий вулкан, как вдруг сюда стали приходить местные женщины, которые всячески загрязняли лежбище Сизого Быка - выбрасывали в его сторону мусор и удовлетворяли свои физиологические потребности. Все эти действия очень рассердили Буха-нойона, который ушел оттуда и, пройдя некоторое расстояние, лег на одной из гор Тункинских Гольцов на север от современного села Торы, где окаменел.
По мнению большинства тункинцев, именно с момента оскорбления Буха-нойона на Бухын Хэбтэшэ он не любит женщин. Кстати, на его Белую гору запрещен вход не только шаманкам, но всем женщинам.
Идея магической взаимосвязи между частями тела и мирами Вселенной, сопоставления ее частей с человеческим организмом характерна для традиционной культуры калмыков.
Низ человека, его ноги, считаются связанными с нижним миром. В традиционном быту запрещается соединять стопы так как это означает пожелание себе смерти.
главная среди них - та, что находится на склоне горы на Белом камне, который виден каждому, кто едет по Тункинскому тракту.
Это место считается постоянным обиталищем Буха-нойон-баабая, главного героя тотемно-генеалогического мифа булагатов. Именно он стал объектом тройного поклонения: его почитают и шаманисты, и буддисты, и православные Тункинской долины. Поэтому у него три разных имени: шаманисты называют его - Буха-нойон-баабай, буддисты - Ринчин-хан, православные - святой Парфений (в честь христианского снятого Парфения Ламжакийского).

opheliozz, блог «читательский дневник»

* * *

магический полёт по Элиаде, цитатки:
скрытый текст
Царей Юго-Восточной Азии и Океании носили на высоте плеча, потому что они, приравниваемые к богам, никогда не должны были касаться земли; они, подобно богам, «летали по воздуху»
Первым из монархов, который, согласно преданию преуспел в полете, был император Шунь (2258–2208 по Китайской хронологии); две дочери императора Яо, которые по-видимому, были страшными колдуньями, открыли Шуню искусство «летать, подобно птице»
Желтого императора Хоан-ци забрал на небо вместе с его женами и советниками, всего до семидесяти человек, бородатый дракон.
выражения «пернатый мудрец» или «пернатый гость» обозначали даоистского священника. «Достичь в полете Небес» на китайском языке выражается следующим образом: «с помощью птичьих перьев он преобразился и вознесся вверх как бессмертный»

opheliozz, блог «читательский дневник»

* * *

Колберт Э. Шестое вымирание. Неестественная история
скрытый текст
Почти одновременно происходит несколько событий, позволивших Homo sapiens размножаться с беспрецедентной скоростью. Всего за одно столетие численность популяции удваивается, затем она удваивается еще раз, а потом и еще.
С лица земли исчезают обширные леса. Люди делают это намеренно – чтобы прокормить себя. Менее умышленно они перемещают другие организмы с одного континента на другой, изменяя биосферу.
Обнаружив подземные источники энергии, люди начинают менять состав атмосферы. Это, в свою очередь, изменяет климат и химический состав воды в океанах.
Некоторые растения и животные приспосабливаются, перекочевывая на новые места. Они карабкаются в горы и мигрируют в сторону полюсов. Однако значительно большее их количество – сначала сотни, потом тысячи, а потом, возможно, и миллионы – оказывается в безвыходном положении.
За всю историю жизни на планете было пять крупнейших массовых вымираний, приведших к значительной утрате биоразнообразия.
Первое из них произошло в конце ордовикского периода, примерно 450 миллионов лет назад, когда жизнь на планете в основном происходила под водой.
Наиболее чудовищное вымирание случилось в конце пермского периода, около 250 миллионов лет назад, и оно чуть не привело к полному исчезновению жизни на Земле (иногда это событие называют “матерью массовых вымираний” или “великим умиранием”).
Самое недавнее – и самое знаменитое – массовое вымирание произошло в конце мелового периода; помимо динозавров тогда же исчезли плезиозавры, мозазавры, птерозавры и аммониты.
По аналогии с тем, как инженеры-акустики говорят о “фоновом шуме”, биологи говорят о “фоновом вымирании”.
В обычные времена – под временами здесь подразумеваются целые геологические эпохи – вымирания случаются крайне редко, даже реже, чем видообразование. Скорость вымирания разнится от одной группы организмов к другой, и часто ее выражают в количестве вымираний на миллион видо-лет*. Для наиболее изученной группы – млекопитающих – скорость составляет примерно 0,25 вымираний на миллион видо-лет. Это значит, что раз в наши дни на планете существует около 5500 видов млекопитающих, то при данной скорости фонового вымирания ожидается, что один вид будет исчезать каждые 700 лет.
Иначе обстоят дела с массовыми вымираниями. Вместо фонового шума слышится грохот, и темпы исчезновения резко возрастают.
* - Например, скорость в одно вымирание на миллион видо-лет означает, что из миллиона видов каждый год вымирает по одному (или что, будь на Земле один-единственный вид, он исчез бы через миллион лет). – прим. науч. ред.
Любое событие, произошедшее всего пять раз с появления первого позвоночного животного около 500 миллионов лет назад, должно считаться невероятно редким.
И предположение о том, что шестое событие такого масштаба разворачивается прямо сейчас, практически на наших глазах, произвело на меня ошеломляющее впечатление.
Последние 40 миллионов лет или около того на Земле в общем и целом шло похолодание. Его причины не вполне ясны. Согласно одной из теорий, вздымание Гималаев привело к тому, что огромные пространства горных пород подверглись химическому выветриванию, из-за чего снизился уровень углекислого газа в атмосфере. В начале этой длинной фазы похолодания, в позднем эоцене, мир был настолько теплым, что на планете почти не было льда. Примерно к 35 миллионам лет назад глобальная температура снизилась достаточно для того, чтобы в Антарктике начали образовываться ледники. К 3 миллионам лет назад температура упала до такой степени, что Арктика тоже замерзла и сформировалась шапка вечного льда.
Затем, около 2,5 миллиона лет назад, в начале эпохи плейстоцена, мир вступил в цикл периодических оледенений. Огромные ледяные пласты разрастались в Северном полушарии, чтобы снова растаять через какую-нибудь сотню тысяч лет.
Даже после того как теория ледниковых периодов стала общепризнанной – а предложил ее в 1830-х годах Луи Агассис, протеже Кювье, – оставалось совершенно неясно, как могли происходить столь невероятные процессы. В 1898 году Уоллес заметил, что “некоторые из самых острых и светлых умов наших дней размышляли” над этой проблемой, однако пока “абсолютно безрезультатно”. Пройдет еще три четверти столетия, прежде чем ответ будет найден.

opheliozz, блог «читательский дневник»

* * *

Смирнова К. Мотив орнитоморфных перевоплощений героев фольклора обских угров
Смирнова К. Мотив зооморфных перевоплощений в фольклоре обских угров
скрытый текстВ мифотворчестве обских угров особое место занимает образ водоплавающей птицы как созидателя и помощника творца Вселенной. Тем самым он входит в космогонический миф как символ Демиурга. Согласно мансийскому мифу, миротворение началось с воды. Вода – основа жизни.
По собранным фольклорным данным В.Н. Чернецова, большая и малая гагары пытаются достать со дна кусок земли. «Землю на воду положили. Начала земля расти. Скоро с подошву величиной стала, а потом такой выросла, что человеку на ней лечь можно. И все больше и больше растет»
По сведениям одной североостяцкой песни отцом медведя является верховный бог Нуми-Торум, а сам медведь ранее имел антропоморфный облик и жил с отцом в золотом доме, из которого ему запрещалось выходить. Однако сын нарушает запрет отца, выходит наружу, распугивает и обращает в бегство лошадей, одна из которых пробивает копытом дыру в небе, через которую стал виден Средний мир. В наказание Торум посылает сына вниз и обращает его в медведя.
Существует также не совсем традиционная версия о том, что происхождение медведя объясняется превращением в него человека-богатыря, потерявшего свою одежду в лесу и обросшего шкурой («мхом»); медведь так и остался жить в лесу, ибо побоялся выйти в таком виде жить к людям.

opheliozz, блог «читательский дневник»

* * *

Конкка А. Ель с золотой вершиной, или Дерево предков (материалы по карельской мифологии и обрядности)
скрытый текстВ карельской эпической поэзии «ель с золотой вершиной» имеет признаки Мирового древа и связана с основными героями эпоса – Вяйнямёйненом и Илмариненом. Ель – место рождения первозверей (под елью рождаются медведь и другие звери, а на ели – куница и кукушка, обе – с золотыми грудками).
Ель в народной традиции, по материалам XIX века, чаще других деревьев выступает как жертвенное дерево рода и семьи, то есть в качестве дерева предков.
В то же время ель – главное дерево потустороннего мира: старые карельские кладбища были ельниками.
Коткозерский запрет XIX – начала ХХ века:
Раньше при строительстве дома на новом месте нельзя было корчевать пни и трогать корни внутри земли, если на месте строительства оказывались деревья. Это правило было особенно важным при строительстве хлева. Если на месте хлева корчевали пни, то были убеждены, что скот в этом хлеву не будет жить. Пни следовало только обрубить чуть выше уровня земли.
Ель с золотой вершиной соединяется с неоднократно упоминаемым в рунах сакральным локусом «у начала огненного порога / в водовороте святого потока» (Korvalla tulisen kosken, pyhän virran pyörtehessä), который находится где-то в Похьоле, там же, где средоточение всех болезней – гора Кипувуори (Kipuvuori).
Согласно войницкой версии рождения медведя, редкозубая хозяйка Похьолы в тени медной горы Кипувуори, в широкой лапландской тайге, рядом с огненным порогом, у дурного потока почувствовала себя плохо, начались предродовые схватки, которые застали ее под седой елью, под елью с цветущей вершиной, где она родила медведя и других зверей.
А вот свидетельство из Вологодской области:
в районе Кокшеньги, отмечает исследователь тамошних мест А. Угрюмов, есть несколько «кустов», состоящих из огромных елей, которые, на мой взгляд, представляют собой остатки древних чудских рощ... В старину эти «кусты» пользовались у окружающего населения особым уважением.
В них не разрешалось рубить деревья, сюда не ходили даже за грибами, а бабушки часто пугали своих внуков и внучек, говоря, что в «кусту водит», то есть действует какая-то неведомая сила, способная заставить человека заблудиться даже в маленьком островке леса.
В южной Карелии зафиксированы поверья о том, что еловые веточки, брошенные в могильную яму, помогают покойному приходить домой: Tulee kodih kuuzen varbazil («Придет домой по еловым веточкам»), в Вешкелице «ветки ели кладут меленькие, чтобы три дня покойник ходил домой». У коми «иногда дно могильной ямы выстилается еловым лапником».
К сакральной географии Куростровья относились чудское кладбище и знаменитый куростровский ельник, в котором, по преданию, находилось святилище бога Юмалы заволочской чуди. Куростровский ельник еще в 50-х годах XIX века «представлял собой густую еловую рощу около полуверсты длиной... с деревьями гигантской высоты и в два-три обхвата толщиною».
Из памятной книги Куростровской церкви: Еще в недавнее время ельник этот был предметом многих суеверий. Говорили, что тут живет дух Скарбник, оберегающий клад, оставшийся от чуди... мимо ельника, особенно в ночное время, боялись проезжать и проходить, а раскольники считали его священною рощею и до 1840-го года хоронили туда покойников.
У коми-зырян умирающему тöдысь (колдуну) приносили из леса небольшую выкопанную с корнями ель, перед которой он исповедовался. После его смерти эту ель относили обратно в лес и высаживали на прежнем месте.
В. Я. Евсеев в 1974 году в Ежегоднике Общества Калевалы, посвященном Матти Кууси, привел карельский вариант финской поговорки «Sitä kuusta kuuleminen, jonka juurella asunto», который звучит так: «Sitä kuusta kuulomini, minkä juurella elät», то есть «Ту ель надо слушать, под которой / у корней которой живешь». Эта поговорка, по мысли Евсеева, восходит к более древней форме: «Того хииси почитают, у которого живут», где hiisi – священная роща или почитаемое жертвенное дерево.
Мартти Хаавио в статье 1949 года, названной по вышеприведенной поговорке, также приходит к выводу, что «слушать» здесь, собственно, означает «почитать» и, как следствие, приносить жертвы.

opheliozz, блог «читательский дневник»

* * *

Бодрийяр, Ксерокс и бесконечность (из "Прозрачности зла"). конспект:
скрытый текст"Если люди создают «умные» машины, то делают это потому, что втайне разочаровались в своем уме или изнемогают под тяжестью интеллекта; они загоняют его в машины, чтобы иметь возможность играть с ним. Доверить свой интеллект машине — значит освободиться от всякой претензии на знание."
продукт, предлагаемый машинами - не мысль, но манифестация мысли - подмена.
переход на уровень "Человек Виртуальный" предполагает замену и жизненно важных факторов: "искусственный интеллект и его технические подпорки станут протезом, не оставляющим места для мысли" - плата.
иск.разум, совершенство _|_ творчеству, человеческой тяге к совершенству. искусство человека — это искусство двойственности, искусство искажающей фразы, несовершенства коммуникации, многогранности феномена. это "власть иллюзии". машина же оперирует моделями, счетом и перестановкой, однозначностью смысла.
безыскусность -> следовательно безошибочность, обьективность и точность.
безыскусность -> следовательно неувлеченность процессом. "Изобретение машин, способных испытывать удовольствие, находится за пределами возможностей человека." если машина всегда остается на одной плоскости действия, т.е только выполняет задачу, то человек способен быть на нескольких уровнях, одновременно действовать и продумывать это действие, наслаждаться.
машины "сами могли изобрести человека, но этот шанс для них уже упущен, ибо человек сам изобрел их."; "машина же, к своему несчастью, никогда не превзойдет свою собственную операцию, и не исключено, что этим можно объяснить глубокую печаль компьютеров." - ом, фразы.)
феномен компьютерных вирусов: имитация естественного. попытка иск.разума перейти на уровень выше. пародия и самоирония, если можно так высказаться по отношению к машине.
интерфейс: компьютер узнает приоритеты через поиск, подачу инфы. и приобщается. усеченная коммуникация, восприятие с экрана пресекает пред-изучение, стадию размышления и одновременно "сопровождается незамедлительным ограничением смысла".
позиция "сидящий перед монитором - иск.пространство машины": "топология ленты Мебиуса" более всего подходит для "определения смежности близкого и далекого, объекта и субъекта на одной спирали, где переплетаются экран вычислительной машины и ментальный экран человеческого мозга. Такова модель возвращения информации и коммуникации на круги своя в кровосмесительной ротации. модель - "математический знак бесконечности."
пример с фотоаппаратом - чистый рефлекс производства. замена субьективного видения на безличное.
исчерпать виртуальные возможности генетического кода; в этом — один из главных аспектов искусственного разума. знак под виртуалом - несвободное совершенство.
возможные вариации для него - только в пределах заданных единиц и не более. неуверенность вследствие фальсификации и двусмысленности, что в машинной логике недопустимо.
"фантастический успех искусственного разума вызван тем, что этот разум освобождает нас от разума природного; гипертрофируя операционный процесс мышления, искусственный разум освобождает нас от двусмысленности мысли и от неразрешимой загадки ее отношений с миром. Не связан ли успех всех этих технологий с функцией заклинания злых духов и устранения извечной проблемы свободы?" - от оно как, уперлись в неразрешимые вопросы мироздания. иск.разум - как имитация пути к не-выбору, или сама вариация не-выбора. новый бог.

opheliozz, блог «читательский дневник»

* * *

Философские идеи Ж. Делёза, Ф. Гваттари, Ж.-Ф. Лиотара
скрытый текст
Прежде чем говорить о каждом из этой триады, уместно обозначить специфику самой эпохи постмодернизма и постструктурализма, достаточно ярко представленной в работах Барта, Кристевой, Фуко, Бодрийяра, Лакана, Лиотара и некоторых других. Все они – и философы, и культурологи, и социологи, и кинокритики, и литературоведы, и даже сами творцы – обозначили глобальную тенденцию разочарования и скептицизма как новое течение в культуре и философии, названное постструктурализмом, который и послужил философской основой для европейского постмодернизма и является по сути методологией культурного анализа.

Мы видим, что представители данного течения отнюдь не заключены в рамки одной философской науки, а являются активными деятелями на разных поприщах, потому можно говорить, что одной из отличительных черт постмодернистской философии является синтез её с близлежащими науками; это уже не философия в чистом виде, а комплекс общественных и гуманитарных отраслей, представленных единым целым для цельного понимания эпохи и её особенностей.

И прежде всего, постструктурализм как зеркало общественной мысли имеет несколько таких особенностей:

Эклектизм. Постструктурализм есть эпоха, последующая за модернизмом, закончившим развитие культуры и не могущим создать что-то совершенно новое, потому что всё уже создано. Поэтому сутью постмодернизма становится игра с прошлым, имитация, сплетение, перетасовка уже имеющихся знаний и ценностей. Новое создается по принципу комбинаторики и коллажа, причём с эффектом узнаваемости источников.
Ярким примером может послужить постмодернистский роман У. Эко *Имя Розы*, совместивший в себе традиции средневекового романа, бартовскую нарратологию, пародию на реального человека Хорхе Луиса Борхеса и литературного персонажа Шерлока Холмса, наложение архетипов лабиринта (пути) и библиотеки (сосуда знания). Здесь оказалось замешано всё – разные традиции, разные поэтики и разные методы изучения. В итоге перед нами предстаёт роман-коллаж.

Скептицизм. Постструктурализм есть эпоха упадка, сравнимая со временем европейского декаданса и русского Серебряного века. Сейчас критике подвергается всё: логоцентризм, который ищет везде порядок и причинно-следственную связь; антропоцентризм, возводящий человеческую личность на пьедестал; позитивизм, универсальность знания, объективность.
Реальность в постструктурализме – это совокупность знаковых систем, постоянно меняющаяся и распадающаяся, если смотреть на неё с разных точек отсчёта.
Человеческая личность теперь – не как целостность и единство *я* по догматам классической философии, а многогранное *я*, множество кодов, знаков, смыслов, пересекающихся в один конкретный момент, конфликтующих и неоднозначных. Можно сказать, что личность плюральна, неоднородна и находится в постоянном изменении.
Истина – не универсальна, а для каждого творится заново. Теперь она зависит от языка, на котором говорит человек, а так как язык – создание человека, то и истина теряет своё номинальное определение, она уже не истина, а человеческая категория. Человек живёт в реальности смыслов, в собственной придуманной системе, и сам является одним из таких смыслов (а уже не традиционным субъектом с сознанием и волей).
После такого вполне можно вообразить, почему сейчас так сильно ощущение тупика и отчаяния.

Агностицизм. Опять же, так как мир перестал творить новое, остаётся только комбинировать то, что уже накоплено человечеством за несколько столетий. Всё, что теперь человек может использовать ради получения нового опытазнания – это перефразировать то, что уже сказано, собирать мозаику, затем разбирать её и из тех же паззлов собирать заново уже в новую картинку. Истина постмодернизма – это игра смыслами, игра точками зрения, лингвистическая игра, это отточенный афоризм, а не отражение реальности, которая, по сути, в постмодернизме не значит ничего.

Отдельно нужно сказать о месте человека в постмодернизме и постструктурализме.
Постмодерн, как мы знаем, испытал влияние экзистенциализма с его описанием человека в кризисной ситуации. Сейчас же эта *кризисная ситуация* трансформируется в несколько иную плоскость – само понятие человеческой ценности перестало быть одним из важнейших общетеоретических и метанарративных понятий, человек выброшен на периферию, и чтобы он смог вернуться в авангард философских понятий нового века, нужно «реконструировать образ человека по отдельным его модальностям, нужно заново «переоткрыть» человека, а значит, расстаться с абстрактной рационалистической концепцией человека, отказаться от схематизма, идеализации человека как Homo sapiens, создать его современную модель, которая вбирала бы в себя сферу телесно-физиологическую, сознательного и бессознательного, вскрывала бы их обусловленность языковыми детерминантами…» (Р. М. Алейник)

В этой цитате прозвучало понятие метанарратива, которое ввёл в обиход месье Лиотар. В своей наверное самой известной работе *Состояние постмодерна* он так объясняет это слово: «эти «мета-нарративы» — часто «великие повествования» — являются грандиозными, крупномасштабными доктринами и философиями мира, типа исторического прогресса, познаваемости всего наукой, или возможности абсолютной свободы». Так же Лиотар утверждает, что мы уже давно не верим, будто рассказы этого типа способны представить и вместить всех. Примеры, всем известные – *Война и Мир* Толстого или *Человеческая Комедия* Бальзака. Потому выделяются, помимо макронарративов, ещё и микронарративы, охватывающие более детальные сферы описания. Здесь мы видим, что основной единицей употребления знания является нарратив, повествовательная структура, призванная отражать определённый тип дискурса в ту или иную историческую эпоху. Уже сам дискурс, по Лиотару, является метанаррацией, то есть понятия могут быть взаимодополняемы: то, что у одного философа называется дискурсом, у другого будет иметь несколько иные границы и будет прятаться под другим набором букв. В принципе, такая ситуация для проблематичных и не до конца сложившихся пластов вполне приемлема, так что здесь нужно просто бдить, сопоставляя понятия от разных авторитетов.

Выше было сказано, что человеческая личность в постмодернизме неоднородна и постоянно изменяется за счет множественности *я*. Это новоприобретённое свойство - ещё одно из важных понятий постструктурализма, ризома. Понятие, впервые появившееся в работе Делёза и Гваттари, отражает новую структуру, нецентрализованную, вечно меняющуюся, лабиринтоподобную и потенциально бесконечную. Она пришла на замену линейной, статичной и централизованной структуре, которая уже просто не подходит для всесторонне развёртывающихся пространств. Принципиальная разница заключается в том, что ризома может развиваться куда угодно и принимать любые конфигурации, ибо она абсолютно нелинейна: *мир потерял свой стержень* (Делёз и Гваттари).

Основные понятия, такие как ризома (новая структура), деконструкция (новый тип понимания), текст (новый объект изучения), симулякр (новый побочный эффект).

opheliozz, блог «читательский дневник»

* * *

Буддийский монашеский кодекс
скрытый текстЕсли какой-либо монах сознательно вызывает беспокойство у другого монаха, думая: "Таким способом, пусть даже на момент, он будет лишен спокойствия", - если он поступает так по этой причине и не по какой другой – то такой поступок требует признания.
Если какой-либо монах, не обладающий истинным знанием, хвастается достижением сверхнормальных человеческих состояний, говоря: "Так я знаю, так я вижу", так что, несмотря на то, будет или нет он проверен позднее, – такой монах потерпел поражение и более не состоит в сангхе.
Если какой-либо монах, полный зависти, гнева или недовольства, используя различные уловки, необоснованно обвинит другого монаха в нарушении, требующем исключения из сангхи, думая: "Таким способом я отлучу его от монашеской жизни", независимо от того, будет или нет он проверен позднее, если обвинение необоснованно и монах признает свой гнев, это требует начального и последующего собрания сангхи.

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)