Что почитать: свежие записи из разных блогов

Только сообщества

Пустыня, сообщество «О дивный новый мир!»

Сбывшаяся антиутопия

В 1920 году Евгений Замятин завершил работу над романом-антиутопией «Мы». Его действие разворачивалось в далеком высокотехнологичном будущем, где тоталитарное государство контролировало все сферы жизни человека, включая даже чувства и воображение. В честь 135-летия со дня рождения писателя «Культура.РФ» перечитала роман и выяснила, какие достижения науки Единого Государства стали реальными изобретениями и явлениями XX и XXI века.

Послание внеземным цивилизациям

На борту автоматической межпланетной станции «Вояджер-1» («Voyager-1»), которая исследует Солнечную систему с 1977 года, закреплен золотой футляр. В нем находится золотая пластина, на которой записаны звуки Земли, фотографии представителей разных рас, схема человеческого ДНК, снимок рентгеновского изображения, схематическое изображение Солнечной системы с координатами нашей планеты и другие сведения. Ученые поместили эту пластину на аппарат, чтобы внеземные цивилизации (если, конечно, они существуют), смогли узнать о жизни на Земле.

ДальшеЗдания из бетона и стекла

В 1958 году в Нью-Йорке построили 157-метровый небоскреб Сигрем-билдинг (Seagram Building). Его архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ использовал принцип «навесных стен»: основой здания был скелет из железобетонных конструкций, на который «навешивались» стены и застекленные фасады. Технология и видение Миса во многом повлияли на высотное строительство 1960–70-х годов. В похожем стиле были построены, например, башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.
В наши дни из таких «стеклянных» высоток состоят целые районы больших городов. Например, в Гонконге построили уже больше 300 небоскребов, в Нью-Йорке — почти 250, а в Дубае — 150.

Искусственная еда

В 2013 году голландский ученый, профессор Университета Маастрихта Марк Пост представил в Лондоне первый бургер из синтетического мяса, созданного из стволовых клеток коровы. Дегустаторы в целом остались довольны вкусом, но отметили, что котлета была неожиданно сухой.

Повреждение мозга в лечебных целях

В 1936 году профессор нейрохирургии Алмейда Лима провел первую операцию на мозге — лоботомию, или лейкотомию, — под руководством португальского психиатра Эгаша Мониша, нобелевского лауреата по физиологии и медицине. Мониш разработал теорию, согласно которой определенные повреждения тканей мозга были полезны в лечении психических расстройств. Несмотря на успешную статистику операций, проведенных пациентам Мониша, многие ученые критиковали его метод, который приводил, по сути, к деградации личности больных. В 1950-х годах лоботомию официально запретили во многих странах, в том числе в СССР, из-за доказанных неврологических осложнений этой операции.

«Разведение» людей

В 1935 году по личному указанию рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера была основана организация «Лебенсборн» (Lebensborn — в переводе с немецкого «Источник жизни»). Ее задачей была подготовка молодых «расово чистых» матерей и воспитание «арийских» младенцев. В оккупированных странах «Лебенсборн» организовывала домá ребенка, где детей-сирот и зачастую похищенных детей, подходивших под критерии программы, подвергали «начальной германизации» и воспитывали по канонам идеологии. А домá матери брали на себя поддержку матерей-одиночек и их детей — но только в том случае, если оба биологических родителя были «арийского происхождения», физически и психически здоровы и не имели судимостей.

Разделительная Стена

В августе 1961 года началось строительство Берлинской стены — укрепленной государственной границы, которая разделяла Западный и Восточный Берлин — ФРГ и ГДР. Покидать ГДР без специального разрешения было запрещено — и архивы разных стран хранят информацию о сотнях погибших, которые пытались пересечь Берлинскую стену нелегально.

Системы наблюдения

Испытания первой системы уличного видеонаблюдения Zauberspiegel («Волшебное зеркало») прошли в 1956 году в Гамбурге. Во время испытаний полицейский следил в монитор за движением транспорта на улице и в соответствии с потоком переключал сигналы светофора. Для обеспечения общественной безопасности камеры впервые начали использовать в Великобритании: в 1960 году на Трафальгарской площади в Лондоне установили две камеры для наблюдения за людьми, которые хотели увидеть приехавшую в город с официальным визитом тайскую королевскую семью.
В Великобритании же прошли и первые акции протеста против видеонаблюдения. В 1997 году в Брайтоне протестующие инсценировали разные преступления перед камерами — угоняли собственные машины, устраивали драки, имитировали продажу запрещенных веществ, а также скандировали лозунги против тотальной слежки, в которой они подозревали систему.

Культура.РФ

Пустыня, сообщество «Древний мир»

10 самых красивых петроглифов

На Земле есть около 20 000 петроглифов — вырезанных в камне изображений. Они и наскальные рисунки — самые древние из дошедших до нас форм искусства. Некоторые из них известны с древности, некоторые тысячелетиями прятались от глаз и найдены только недавно.

Почему индейцы шести разных племен приходили к этой скале на западе современных США и вырезали рисунки, неизвестно. Они делали это и до того, как познакомились с белыми людьми, и после (об этом говорят изображения конных всадников). Сейчас это место называется Газетный камень (Ньюспейпер Рок), штат Юта. На языке индейцев навахо название этого места означает «камень, который рассказывает истории». Всего в скале вырезано более 650 изображений — в основном людей и животных. Иногда встречаются и абстрактные символы. Первый рисунок был вырезан в скале около 2000 лет назад.


Больше петроглифов!Первые изображения вдоль берега фьорда в Тануме, Швеция, были выполнены 3800 лет назад. В бронзовом веке (впрочем, как и сейчас) население этой территории очень любило лодки. Их и рисовали: из более чем 1000 рисунков самый распространенный мотив — лодка и люди в ней.


Чтобы прикоснуться к древнему стрит-арту, не обязательно уезжать к индейцам или шведам; можно, например, обойти окрестности Онежского озера. Археологи считают, что онежские петроглифы очерчивают гигантское святилище общей территорией около 20 километров: его стенами служили береговые скалы, а куполом — небо. Пока найдены и зарисованы далеко не все онежские петроглифы: они прячутся в мхах и лишайниках и стираются со временем, так что есть вероятность, что вы сможете обнаружить новые рисунки.


Выбитые в камне во время шаманских ритуалов, каменные звери Твифелфонтейна в Намибии старше всех перечисленных выше петроглифов: они были сделаны около 6000 лет назад. Здесь встречаются жирафы, носороги, антилопы, зебры, львы, слоны, а люди изображены с луком и стрелами. Всего художники каменного века оставили на этой горе около 2500 рисунков.


Если проехать километров 700 по Чуйскому тракту, можно найти самое крупное собрание петроглифов Сибири. Оно находится в урочище Калбак-Таш на Алтае. Рисунки на скалах там оставляли и люди каменного века, и скифы, и тюрки (последние еще и писали на камне буквы).


Эти жутковатые глаза уже 10 000 лет смотрят с камней территории, которая сейчас называется Британской Колумбией в Канаде.


Плато Тассили? н-Аддже?р напоминает пейзажи Татуина, но арабы-проводники знают, где в пустыне найти скалы с тонкими фигурами доисторических охотников, датируемые 4 тысячелетием до нашей эры.


Петроглифы озера Канозеро в Мурманской области были обнаружены только в 1997 году, хотя туристы ходили мимо этих скал десятилетиям, оставляя более современные рисунки и надписи. Сейчас знаменитые «крокодилы Кольского полуострова» укрыли стеклянным куполом. Полюбоваться на трехтысячелетние изображения может любой желающий.


Это не поздний Пикассо, это творчество доисторических племен, предков индейцев Патагонии. В пещере Куэва-де-лас-Манос («Пещере рук») в Аргентине на стенах осталось множество отпечатков мальчишеских левых рук. Ученые считают, что оставление отпечатка входило в обряд инициации. Строго говоря, руки и другие изображения из Куэва-де-лас-Манос — не петроглифы, а петрограммы, потому что нарисованы на камне, а не вырезаны в нем. Но мы включили пещеру в этот список, потому что она не хуже петроглифов позволяет увидеть творения рук людей, живших за тысячи лет до нас.


Вырезанные в камне изображения встречаются и за Полярным кругом (правда, в единственном экземпляре): это строгие силуэты охотников и оленей на серых камнях р. Пегтымель на Чукотке.


"Популярная механика"

Позывной "Любочестие", сообщество «На волне смирения»

Бог и бомбы: как выглядят и как живут сегодня святыни Сирии

Монастырь Успения пресвятой Богородицы в Блемане



Монастырь Успения Пресвятой Богородицы в Блемане – молодой монастырь Сирии, ему всего 30 лет. Он принадлежит к Лаодикийской митрополии, самой многочисленной в Сирии.

Дальше

Дорога апостолов с Юга на Север проходила именно по этой местности, святые апостолы Петр и Павел, Андрей Первозванный были первыми, кто принес сюда весть о Христе.



Настоятельница Успенского монастыря — схимонахиня Макрина, ученица старца Паисия Святогорца.
Церковь никогда не закрывается, в ней непрестанно читают Псалтирь. Монастырь живет по одному из самых строгих афонских уставов.



Сестры несут всевозможные послушания, но именно рукоделие стало визитной карточкой женского монастыря в Блемане.


Репортаж целиком можно прочитать на сайте "Фомы".

Позывной "Любочестие", сообщество «На волне смирения»

28 августа - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии



Великий Праздник Успения Богоматери может показаться нецерковному человеку очень странным. Как можно праздновать чью-то смерть? Все у христиан как не «у людей», скажет кто-то. Для них радость то, что для других горе. И, между прочим, этот кто-то будет не так уж и далек от истины.

В христианстве привычный мир действительно в каком-то смысле встает с ног на голову с точки зрения обычной логики. «Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, для эллинов безумие» (1 Кор. 1, 23), сказал апостол Павел: κηρύσσομεν Χριστὸν ἐσταυρωμένον, Ἰουδαίοις μὲν σκάνδαλον, Ἕλλησι δὲ μωρίαν. Но «безумное Божие мудрее людей» (1 Кор. 1, 25), говорит дальше апостол.Христианское безумие, ἡ μωρία (mōria), оказывается настоящей мудростью, благодаря которой осуществляется победа над смертью.

ДальшеДень расставания с земной жизнью Божией Матери, ее Успение, одновременно сочетает в себе вполне понятную человеческую скорбь с радостью от того, что смерти на самом деле не существует, что Богородица словно бы уснула, чтобы затем пробудиться к вечной жизни и славе.

«Успение» в переводе с церковнославянского значит «погружение в сон», «мирная кончина, подобная сну», «погребение». Это перевод древнегреческого слова ἡ κοίμησις (koimēsis). Оно является однокоренным с глаголом κοιμάω (koimaō), который на русский язык переводится как «спать», «засыпать», «почить», «умирать».

Личность Девы Марии, Ее жизнь и Ее успение имеют для Церкви исключительное значение. Ведь в Пресвятой Богородице осуществилась главная цель всего сотворенного бытия: полное единение с Богом. И дело не только в том, что Мария согласилась на воплощение Бога-сына, полностью подчинив свою волю Божественной. В ее лице, в ее материнстве произошло взаимопроникновение жизни тварной и нетварной. Ее тело соединилось с Богом в Ее утробе. От Ее плоти и крови Христос обрел Свою плоть и кровь.
Поэтому и считается, что зачав Богомладенца наитием Духа Святого, Дева Мария воссоединила все творение, весь мир – с его Творцом. Поэтому Церковь так Ее почитает и молится Ей.

Когда Христос страдал на Кресте, он сказал Деве Марии и апостолу Иоанну Богослову: «Это сын Твой, это Мать Твоя». На основании этих слов Спасителя Церковь учит, что в лице апостола Иоанна Богородица усыновила всех христиан.

Ее смерть, Ее успение было безболезненным, без всякого телесного страдания, подобно тому, как Она родила Христа – тоже без страданий и болезней. Ее тело не видело истления. На третий день после Ее смерти апостолы обнаружили Ее гробницу и погребальные одежды пустыми. Кстати, по Преданию Церкви, первым это обнаружил апостол Фома, тот самый, который своим «неверованием добрым» еще больше содействовал удостоверению Воскресения Христова.

Разлученная на три дня с телом, затем душа Девы Марии вновь с ним воссоединяется – уже на Небесах, и, воскреснув, Матерь Божья идет в Жизнь Вечную. Как сказал Святитель Григорий Палама, «Сия же – Пречистая Дева и превознеслась над всеми и всем: Она единая, ставши между Богом и родом человеческим, сотворила Бога Сыном человека, а людей соделала сынами Божиими; Она соделала землю Небом и обоготворила род человеческий; Она единая из всех превыше всякаго естества явилась Матерью Бога по естеству, а чрез несказанное рождение стала царицей всякой сущей в мире и премирной твари, и, возвышаясь таким образом над подчиненными Ей чрез Нее Самое, и, делаясь Сама причастницей высшего избрания чрез Божественного Духа, Она является высочайшей из превознесенных и блаженнейшей царицей блаженного рода».

Журнал "Фома"

* * *
Успение: сон, а не смерть.
Уже с древних времен у христиан сформировался небольшой пост, предваряющий праздник Успения Пресвятой Богородицы. Лишь несколько праздников в церковном календаре сопровождаются такими многодневными постами. Это подчеркивает особое значение праздничного дня. Почему же именно день Успения (то есть, как сказали бы светские люди, день смерти) Пресвятой Богородицы почитается в Церкви как столь значимый праздник?

ДальшеЕсли мы посмотрим на жизнь Пресвятой Богородицы, то увидим, что с самого Благовещения, когда она узнала о своей великой миссии, Дева Мария понимала, что её жизнь — это крестный путь, и ей нужно будет много пострадать на нем.

Как мать, которая понимает, что она рожает ребенка на заклание, она испытывала большие страдания. И каждый день, видя Младенца, видя как Он растет, она переживала все те эмоции, которые может в это время переживать мать. Однако она сразу приняла свою судьбу. Ангелу, возвестившему ей о рождении Христа она отвечает: «Се раба Господня, да буди мне по глаголу Твоему…».

Богородица смиренно стоит у Креста, она не заграждает собой Своего Сына, когда его избивают. Она молча скорбит, понимая, что так должно быть. И после Пасхи и Вознесения, каждый земной день для неё, конечно, был каторгой, испытанием, страданием, но был полон и ожидания будущей встречи.

Так в общем-то и каждый человек, чувствующий заботу Бога, ждет, когда окончится его земной путь, и он предстанет перед Господом, чтобы получить от Него ту любовь, к которой стремился, ту благодать, к которой все мы призваны. Мы не знаем, когда придет этот час: через минуту, через день, месяц, через годы, но человек должен готовиться к нему всю жизнь. Ждать и уповать.

Успение — славянское слово, которое означает некое особое состояние сна. Когда человек просто засыпает, он оказывается как бы в некой другой реальности, но для христиан не только сон, но и физическая смерть тела — лишь калитка в иную реальность, а вовсе не конец. Мы говорим, что Христос «смертию смерть попрал», то есть смерти в обычном значении после Его распятия и воскресения просто не существует: человек лишь переходит в другое состояние.

Поэтому мы говорим Успение, поэтому говорим — «почил», избегая слова смерть. Ведь слово это в Священном Писании часто употребляется в ином значении: смерть души, а не тела, когда человек, к сожалению, не смог достичь того, к чему призывает его Господь, истощил свои душевные силы и душа его умерла для Бога. Подлинная смерть — это то состояние, когда человек сам добровольно делает выбор не в пользу Бога и вечности, уходит прочь, потому что без Бога ему комфортнее и лучше.

Физическая же кончина последние две тысячи лет может называться смертью лишь условно.

Протоиерей Михаил Зазвонов

Позывной "Любочестие", сообщество «На волне смирения»

Про отца Филофила

Путешествуя в летнюю жару, один из привалов о. Филофил обыкновенно делал у ограды Царства Небесного - было там одно уютное местечко: буйные лопухи в человеческий рост и тень от этих лопухов.
Лежал на спине, дремотно плыл глазами в горней сини... Вдруг - захрустел кто-то лопухами: апостол Петр запер КПП, зашел тоже в тени посидеть.
О. Филофил поднялся, испросил благословения.
- Да лежи-лежи, Филофиле... Филофиле-простофиле.
Шутка у старенького апостола всегда была одна и та же; посмеялись.
ДальшеПетр утерся рукавом ризы :
- Ну и пекло сегодня... Хорошо хоть, посетителей нет пока... А то и не отойдешь. У нас тут сиестов нету...не Бразилия чай какая. Где в лесах много диких обезьян.
Это была еще одна и та же апостолова шутка; опять посмеялись.
- А ты чего? Всё путешествуешь?
- Ага.
- А у вас там как?
- Ну как... Пост.
- И как там они, постом-то ?
- Да как... Всё так же.
- Бьются?!
- Бьются...
- И опять про пост?!
- Про что им еще...про пост. Каждый раз одно и то же... На этот раз война прямо какая-то. Инфоповодов других нету, лето ведь, мертвый сезон, вот и ярятся...Одни, как всегда, кричат, что искажение, изуверство и устарело, другие - что апостольский, и кто не постится - апостасия и кощунство...
- И мною грешником бьются?!
- И тобою, пост-то Петров...
- Господи...ахти мне грешному!.. - Петр вскочил, всплеснул руками, заморгал , как ни за что ни про что обиженное дитя, закапали с воспаленных век частые ясные слезы. Отвел лицо , стал рыться в ризе, искать якобы платок, прокашливаться, не подавать вида :
- Да где ж оно... Вечно в этих карманах...
Вытащил платок, какой-то большой, как бы большое полотно, развернул, держа за четыре угла, посмотрел внутрь: увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных. Свернул , сунул обратно, вынул снова - на этот раз платок был обыкновенный, носовой; сморкался нарочито долго, трубно, на о.Филофила не смотрел, хмуро, тщательно складывал платок в осмь раз. О.Филофилу стало жалко старика:
- Да ну, ничего...пусть их. Ну, бьются...до смерти не убьются. Наши, они такие, их об асфальт не расшибешь... Покалеченных, конечно, много будет, а так...
Петр только махнул рукой, ничего не ответил, полез через лопухи обратно.
О.Филофил шел по жаре, ярой, но все же доброй, какой-то галилейской, шел - улыбался.
Предвкушал, как вернется к себе в клеть , затворит дверь, скажет : "ВЖЖЖУХ!" и поставит токающие усталые ноги в тазик с холодной водой, по-старому, как мать поставила.

Из книги священника Сергия Круглова «Про отца Филофила»

Ёжа, сообщество «Ни дня без собаки!»

* * *

Ёжа, сообщество «Ни дня без собаки!»

* * *

Ёжа, сообщество «Ни дня без собаки!»

* * *

Ёжа, сообщество «Ни дня без собаки!»

* * *

Ёжа, сообщество «Ни дня без собаки!»

* * *

Tom Clohosy Cole


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)