Свежие записи из блогов Доктор Сайлас

Доктор Сайлас, сообщество «Украина»

Украинская вышивка, часть 2. Узоры и их значение

Первый пост, о различных стилях вышивок на территории украинских земель, можно прочитать чуть ниже. Теперь хотелось бы рассказать, что означало всё это многообразие узоров.

Итак, орнаментальные мотивы в вышивке украинцев имеют древнюю историю, беря начало из окружающей человека флору и фауну, а также являясь своеобразным отражением фантазии вышивальщицы. Однако так как всю природу изобразить с помощью вышивки невозможно, определяют основным интерпретации узоров, которые содержат те или иные элементы с широкой смысловой нагрузкой. Прежде всего это растительный и геометрический орнаменты. Также - преимущественно на Северной Буковине - встречаются зооморфный и антропоморфный орнаменты. Однако, как я уже писал, региональная привязка не была строгой, поэтому на всей территории Украины можно найти свадебные полотенца с изображением птиц и символическим изображением молодожёнов.

В вышивке каждый стежок, цвет и узор что-то обозначал - ничего не вышивалось просто так. Красный цвет, например, символизировал энергию солнца, любовь и радость, чёрный - землю, урожайность и плодородие, синий цвет считался самым могучим оберегом, и символизировал небо, воды, очищение и душевный покой, белый был символом чистоты и непорочности (когда-то незамужные девушки носили рубашки с белой вышивкой), зелёный цвет означал весну, молодость и красоту, а жёлтый выступал символом богатства, благополучия и радости, также означая цвет спелого зерна и мёда. Почему именно зерна и мёда? Потому что земледелие и пчеловодство издавна были основными промыслами украинцев.

Один из древнейших орнаментов в вышивке назывался "древо жизни", и напоминал цветок в горшке. Верхняя часть дерева символизировала мир богов, средняя - человека и всё сущее на земле, а нижняя часть, корневище, выступала в качестве первоисточника всего мира. Также из растительных орнаментов очень популярными были мотивы подсолнухов, незабудок, мака, винограда, калины, дуба, хмеля, роз и т.д. Барвинок был символом бессмертия, девичью красоту символизировала калина, а жизненную силу - дуб. Очень часто эти орнаменты вышивались вместе.

На многих вышивках с цветами обязательно изображались и птицы - соловей, кукушка, петух, голубь,сова и различные фантастические (райские) птицы. Также популярными мотивами были лошадь, кот, заяц, бабочки, жуки и рыбы. Соловья и кукушку, как правило, вышивали в паре, сидящий на ветке калины. Соловей означал парня, кукушка - девушку, а ветвь калины - продолжение рода. Поэтому чаще всего такие картины вышивались на свадебных рушниках, и над ними обычно вышивался венок, как символ божьего благословения брака.

Геометрические орнаменты тоже не вышивались "просто так". Ломанные кресты означали солнце и его движение по небу; также солнце символизировали квадраты и круги с "усиками", которые означали лучи. Волнистая ломанная линия символизировала воду. Также квадраты могли означать поле, а зигзагообразные линии - семена. О некоторых наиболее популярных орнаментах с их образцами я расскажу под катом.

читать дальше
Калина


Калина - один из символов Украины и украинского народа, о чём недвусмысленно сообщает пословица: "Без вербы и калины нет Украины". Тема калины встречается почти во всех произведениях искусства в Украине - в стихах, песнях, на полотнах художников... В древности калина выступала символом "огненной троицы" - солнца, звёзд и Луны. Ярко-алые ягоды калины символизировали кровь, материнство и бессмертие рода. Гроздья калины вышивались на сорочках замужних женщин, где древо означало мать, а ягоды - детей. А вот на детских вышиванках калину, как символ рода и плодородия, изображать было не принято.

Виноград


Такие узоры символизировали радость и красоту семейной жизни. Вышиванки с виноградом наиболее присущи Полтавской и Киевской областям. А вот на Черниговщине узоры с виноградом наносили только на семейные полотенца и скатерти. Этот символ обозначал радость пополнения и умножения семьи, ведь считалось, что виноградный сад - это жизненная нива, на которой мужчина выступает сеятелем, а женщина - хранительницей сада и семейного древа.

Мак


С древних времён на территории Украины сеяли мак и верили, что он защищает от зла и человека, и его скот. Освящёнными в церкви семенами мака обсыпали дом, крыльцо, домочадцев и домашних животных. Также бытовало поверье, что на месте гибели воина весной обязательно зацветает мак. Поэтому данный символ имел значение и вечной памяти рода, и оберега от зла. Девушки, в семьях которых были погибшие, вышивали маки на рушниках и сорочках, а на головы надевали венки из семи маков, как бы присягая продолжить и приумножить свой род.

Лилия


В древних легендах лилия выступала символом девичьей непорочности и красоты. Кроме самого цветка, важной частью композиции являются бутон и листок, как символы рождения, развития и бесконечного продолжения рода. Обязательно орнамент лилии дополняет стилизованный знак креста, благословляющий пару на создание семьи. Иногда над цветком вышивались капли росы, означающие оплодотворение. Рубашки с вышитыми лилиями носили девушки, которые готовились вступить в брак. После замужества женщина уже не носила сорочку с вышитой лилией, а дарила её своей незамужней сестре или подруге. Также этот цветок, как символ непорочности, посвящался Деве Марии.

Мальвы


Мальвы любили вышивать в разных областях и регионах Украины. Это один из самых любимых цветов в Украине, эти цветы часто росли под окнами домов, ведь они напоминали людям солнце. Особой популярностью эти цветы пользовались на юге и востоке страны - в Полтавской области до сих пор мальвы растут почти в каждом дворе. Также мальва выступала как символ любви и милосердия. Повторяющиеся узоры в виде мальв обозначали бесконечное движение и возрождение, а в геометрическом узоре цветы мальвы толковались как звёзды.

Хмель и барвинок


Узоры, напоминающие листья и шишечки хмеля, относятся к молодёжной символике. Кроме Центральной Украины, этот орнамент распространён на Подолье и Волыни. Хмель по своей смысловой нагрузке очень близок к символике воды и винограда, обозначая развитие, любовь и энергию молодости. Очень часто хмель использовался в свадебной вышивке, а рубашки с таким орнаментом носили молодые неженатые парни. При этом женатому мужчине носить рубашки с изображением хмеля считалось неприличным. Аналогичную трактовку имеет узор барвинка. Это растение, согласно одной из легенд, назвали в честь юноши Бара и девушки Винки, которая была дочерью ведьмы. Ведьме не понравилось, что к её дочери сватается Бар, и когда молодые люди решили пожениться, она прокляла их, после чего влюблённые бесследно пропали. А мать Бара, упала на место, где только что стоял её сын, и оросила его своими слезами - и на этом месте проросло растение с мелкими голубыми цветочками. Поэтому в украинском фольклоре барвинок традиционно означает бессмертную любовь.

Берегиня


Берегиня - один из самых загадочных и многоплановых символов в украинской вышивке. Её можно воспринимать и как мать-природу, и как женщину-мать, и как древо жизни, укоренившееся в земле.Точных сведений о том, кем же были берегини в восточнославянской мифологии, нет, ибо все источники о них крайне неполные. По одной из наиболее распространённых версий, считалась домашней богиней, защищавшей дом и его обитателей от тёмных сил. Изображение Берегини не только вышивали на рушниках, но и вырезали на окнах, крыльцах и дверях, а маленькие медные или глиняные фигурки богини люди носили на груди. Некоторые считают, что Берегиня с поднятыми руками - это образ восточнославянской богини судьбы и удачи Мокош, а с опущенными - Лады, богини весны и красоты.

Птицы


Чаще всего птицы встречаются в вышивке Средней Надднепрянщины, которая включает в себя современные южные районы Киевской и Черниговской областей, Полтавскую, северные районы Кировоградской, Черкасскую и северо-западные районы Днепровской областей. На свадебных рушниках вышивали птиц в паре - как правило, это были либо павлины, либо голубь и кукушка. Также павлины ассоциировались с жар-птицами, неся в себе солнечную энергию развития, и являясь символами семейного счастья. Характерным признаком свадебного рушника является то, что птицы располагались клювиками друг к другу, а над ними располагалась корона или венец. Птицы либо держат в клювиках веточку калины, либо сидят на одном дереве, означающем новую семью.
Также украинцы всегда любили ласточек, считая, что они несут добрые вести. Ласточки прилетали весной, сообщая людям о приходе весны - самой благоприятной поры для создания семьи и засеивания земли.

Звёзды


Одним из самых популярных мотивов в украинской геометрической вышивке является восьмиконечная звезда, которую также называют Звездой Матери. Этот знак символизирует Бога, Звезду, Солнце или Год. На Рождество колядники носят восьмиконечную звезду как символ года. Также восьмиугольная звезда является знаком Богоматери - на иконах Богородицы этот символ встречается очень часто. Звёзды, вышитые в виде бесконечного узора-полосы, символизировали бесконечность и постоянное обновление, а также порядок и гармонию.

Ромб


В целом, ромбы - это самый распространённый вид геометрической вышивки у славянских народов. В украинской традиции считается, что вышивки с ромбами выполняют функции сильных защитных оберегов и приносят удачу. Ромб с точкой посредине являлся символом засеянного поля, и означал богатство и достаток. Ромбовидные узоры вышивали на свадебных рушниках и одежде, а женщина, забеременев, должна была носить одежду с такими узорами аж до рождения своего ребёнка.

Круг


Круг - это символ вечности и непрерывности жизни, поэтому его часто можно увидеть в орнаментах с Древом Жизни. Также круг означал божественную чистоту, а некоторые украинские этнографы указывали, что круг, как символ целостности и божественной чистоты, находил своё воплощение в свадебном венке молодой. Также круг часто связывали с небесными светилами - Солнцем и Луной, а для древних славян Солнце выступало в качестве центра бытия Вселенной и символа всевидящего божества.

Меандр


В украинской традиции бесконечная извилистая линия меандра ассоциировалась с водой и течением жизни. Некоторые фольклористы считали, что этот символ означает вечную жизнь. Чаще всего меандр встречается на вышивках Гуцульщины, Волыни, Киевщины, Полтавщины и Кубани. Очень часто меандром украшали именно мужские рубашки, символизируя, таким образом, силу и жизненную энергию.


По материалам книги О.О.Гасюка, М.Г.Степана "Художественное вышивание", Киев, изд. "Вища школа", 1989

Доктор Сайлас, сообщество «Украина»

Украинская вышивка, часть 1. Вышиванки

"Учитесь, читайте — И чужому научайтесь,и свое познайте"

Тарас Григорьевич Шевченко - перевод с украинского неизвестного автора.


Итак, вышивка. На территории Украины издавна повелось украшать вышивкой многие предметы обихода - полотенца - "рушники", наволочки, рубашки, тёплые одеяла ("налижники" или "покровцы"), скатерти ("обрусы"). Что интересно, традиция вышивать узоры на одежде повелась ещё со скифских времён - древнегреческий историк Геродот писал, что на территории Северного Причерноморья люди носят расшитые рубахи. А во время археологических раскопок в Черкасской области был найден так называемый Мартыновский клад, состоящий из 116 серебряных вещей, датируемых VI — VII веками. Среди прочих находок особое внимание обращают на себя серебряные бляшки в виде людей, на груди которых изображена широкая манишка с сетчатым орнаментом длиной от воротника до пояса.


Мужчина в вышитой рубашке. Мартыновский клад, примерно VI — VII века.

читать дальше
В разных регионах Украины вышивали по-разному - разными технологиями и разными цветами, и с различными узорами в вышивке. Среди цветов преобладали традиционный красный и чёрный, что нашло своё отражение в народной песне: "Рубашку мама вышила тогда - всю красными и чёрными цветами". Красный цвет символизировал радость, солнце, любовь и борьбу, чёрный - землю, главную кормилицу, которая для украинцев всегда была священной. Однако использовался и белый, и синий, и жёлтый, и многие другие цвета. Узоры на рубашках вышивались различными швами, и разные исследователи насчитывают на территории современной Украины от 250 до 300 различных видов швов. Что до типологии узоров, то выделяют несколько наиболее распространённых типов: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный. Орнаменты были настолько уникальными, что по узорам на рубашке можно было определить, из какой области и даже из какого села родом её владелец. Региональная привязка типов узоров не является строгой, однако известно, что на Гуцульщине, Подолье и Полтавщине (территории современных Ивано-Франковской, Черновицкой, Хмельницкой, Винницкой и Полтавской областей) был наиболее распространён геометрический орнамент, на территории Буковины, Волыни и Побужья преобладали растительные орнаменты, а жители Северной Буковины отдавали предпочтение зооморфным и антропоморфным орнаментам, то бишь стилизованным изображением людей и животных. Таким образом, можно составить своеобразный атлас стилей вышивания по современным областям Украины.

Харьковская область (Слобожанщина)
На вышиванках образца XIX - начала ХХ веков превалируют красно-чёрные геометрически узоры на мужских рубашках, и разноцветные квадраты - на женских. Вышитыми узорами обязательно украшались воротники, которые были и у женских, и у мужских рубашек. Орнамент вышивки выполняли толстой, грубой ниткой, что придавало узору объём и рельефность. Один из характерных для Слобожанщины мотивов - это "Древо жизни". Под вышитым древом располагался зигзагообразный орнамент - меандр, который символизировал воду подземного царства, или же цветы, перевёрнутые головками вверх, что так же обозначало загробный мир.


Образцы харьковской вышивки

Другие орнаменты (увеличение по клику):


Луганская область
Известно, что вышиванки восточных украинцев украшены, в основном, природными орнаментами. Особенностью луганских вышиванок была полихромность - многоцветность, и рельефность вышивки, как и на вышиванках Слобожанщины. Также соединяли нитки из разного материала и разной фактуры, что также придавало узору объёма. На луганских вышиванках любили соединять красный и синий цвета: люди верили, что синий цвет символизирует небо, воду, очищение и душевный покой. Синий цвет считался самым могучим оберегом, и использовался, в основном, на мужских рубашках - так как считалось, что мужчина чаще всего попадает в опасные ситуации.



Другие орнаменты:


Запорожская область
В цветовой гамме использовались красный и чёрный цвета с преобладанием красного. Чаще всего использовались геометрический и растительный узоры. Среди геометрических фигур чаще всего использовали круги, как символы солнца, внутри которых размещались розетки из ромбов или квадратов.



Полтавская область
Вышивка Полтавщины - пожалуй, наиболее выделяющаяся из всех региональных видов украинской вышивки. Рубашки обычно вышивались гладью, геометрические узоры белыми нитками по белому полотну, иногда добавляя серые либо красные нитки. Говорят, что из всех украинских вышиванок именно полтавская является самой сложной технически. И немудрено - ведь для такой вышивки нитки выбеливались на протяжении трёх лет!



Другие виды орнаментов: превью, фуллсайз по клику


Сумская область
В Сумской области тоже любили вышивать белыми нитками, оттеняя края орнаментов чёрным. Также использовали и многоцветные узоры, в основном геометрические и растительно-геометрические. Если вышивались животные, то зачастую птицы - орлы, утки, голуби и лебеди.



Херсонская область
На Херсонщине очень любили вышивать растения и цветы. Часто также вышивали и животных, в основном, кукушку, петуха, лошадь и оленя. Причём вышивали и белым по белому, и чёрным по белому, и красным с чёрным.





Николаевская область
Женские рубашки этого региона особенно выделяются тем, что имеют четырёхугольный вырез вокруг шеи и свободные рукава, без стяжек у запястий. Использовали, в основном, сильно стилизованные растительные мотивы: сосны, дубовые листья, шишки хмеля, цветы и древесные ветви. Превалировали чёрный, красный, серый и серо-голубой цвета.





Кировоградская (ныне Кропивницкая) область
Вышивка этого региона отличается высокой степенью детализации - если вышивали, например, виноградные гроздья, то присутствовал даже блеск ягод на солнце и тоненькие усики. Также на старинных вышивках сохранились элементы трипольской культуры - в частности, верховной фигуры пантеона, Богини-Матери, которая олицетворяла природу. На узорах эта богиня изображалась в виде птицы и мирового древа. Позднее распространились пышные растительно-геометрические орнаменты, с вазонами, бутонами цветов, цветами и листьями.






Черкасская область
В Черкасской области вышивали мелкими стежками, сложные, зачастую геометрические узоры. Отличием от остальных регионов было горизонтальное размещение узорных линий на рукавах женских рубашек. А в селе Суботив Черкасской области, откуда родом был Богдан Хмельницкий, о котором я упоминал в посте об украинско-польской войне, любили использовать золотистые оттенки.





Киевская область
На Киевщине вышивали преимущественно геометрические узоры красными, коралловыми и чёрными нитками. Одно время использовали синие тона, однако поскольку синий цвет быстро линял, его заменили чёрным. Также изредка встречаются жёлтый и серый цвета. Преимущественно используются стилизованные растительные мотивы, вышивая шишки хмеля, гроздья винограда, восьмилепесткоые розетки, а из геометрических фигур - ромбы и квадраты. Интересной техникой владели мастерицы Иванковского района - орнамент сначала рисовался на полотне, потом контур обшивался чёрной ниткой, а дальше зашивался другими цветами.





Черниговская область
Для этой местности характерны белые вышивки со множеством мелких элементов. Геометрический или растительный орнамент вышивается белыми нитками с вкраплениями красного и чёрного. Используются мелкие стежки, также иногда черниговские вышиванки расшивались бисером. Вышивка производилась очень тонкими нитками, что требовало от вышивальщиц большого мастерства. Для придания орнаменту большей выразительности, один орнамент вышивали несколькими видами швов - двумя и более.





Одесская область
На вышивку Одесской области значительное влияние оказали восточно-подольских, молдавский и румынский способы декорирования. Особенно распространёнными были чёрные геометрические мотивы. Обычно вышивка имела вид двух- или трёхрядных композиций, дополненных синими или жёлтыми полосами. Также края рукавов одесских вышиванок тоже были обшиты узким узором, равно как и характерный широкий стоячий воротник.





Житомирская область
Среди самых распространённых цветов на Житомирщине - различные соединения синего с красным и чёрным. Из геометрических фигур вышивались круги, ромбы, кресты, зигзаги и розетки, а из растительных - барвинок, хмель, берёза, виноград, розы и яблоки. Узоры на житомирских вышиванках полностью покрывают рукава рубашки.





Винницкая область
Для Винницкой области характерно разнообразие техник и швов. В цветовой гамме здесь себя не ограничивали, но явное предпочтение отдавали тёмно-вишневому и чёрному цветам, а также цвету спелой пшеницы с редкими зелёными вставками. Для узора характерно ритмичное чередование двух цветов в квадратах.





Хмельницкая область
В орнаментах здешних вышивок превалирует, в основном, чёрный цвет с вкраплением красного, синего, жёлтого и зелёного цветов. Самые распространённые - одноцветные вышиванки, реже встречаются двух- и трёхцветные. В хмельницких вышиванках чаще всего встречаются строгие геометрические узоры, однако иногда можно встретить и растительные мотивы.





Черновицкая область (Буковина)
Зооморфные и растительные мотивы вышивались гладью или мелким крестиком, часто с применением золотых и серебряных нитей. Для украшения также брали бисер, блёстки, шёлковые и шерстяные нити. Рукава были пышно обшиты и носили на себе характерные косые узорчатые полосы. Буковинские вышиванки выделяются особенно яркими и многочисленными узорами жёлтых и светло-зелёных цветов.





Ровненская область
В вышивке доминировали простые геометрические узоры красного цвета с добавлением синего или чёрного. Женские рубашки декорировались только красной нитью и очень простым орнаментом. Самый древний вариант вышивки - монохромный, он же является доминирующим в регионе.





Тернопольская область
В большинстве районов Тернопольщины мастерицы отдавали предпочтение геометрическим узорам насыщенных тёмных цветов. Полностью обшитые рукава с преобладанием чёрного цвета и косые полосы с повторяющимся сложным геометрическим узором. Также использовался растительный мотив калины - один из самых любимых на Тернопольщине. Калиновые ветви часто изображали вместе с сидящими на них птицами. Типичной была вышивка толстыми шерстяными нитками. Тернопольские узоры чёткие, контрастные, с объёмными элементами. На юге области вышивали обычно хлопчатобумажными нитками, обводя цветными линиями отдельные элементы.





Ивано-Франковская область
Вышивка этого региона считается самой красочной. Используются различные орнаменты разной цветовой гаммы. Фигуры часто объединяются в одну широкую линию, образуя динамический орнамент. Рукава всегда пышно декорированные, с традиционными для западноукраинских областей косыми полосами на рукавах. На вышиванках из села Космач преобладала осенняя гамма, а снятинские вышиванка были известны рукавами-"червонянками", густо обшитые красными нитками.





Волынская область
Простая и изысканная вышивка, для которой характерно ритмичное повторение чётких геометрических фигур - звёзд, ромбов, ломаных линий. Из всех цветов преобладал красный, также вышивали синим и чёрным. Сугубо западноволынским приёмом вышивки было размещение узкой вышитой полоски на изгибе рукава возле манжета. Растительные мотивы преобладают на юге области.



Львовская область
Вышивка Львовской области отличается тем, что между элементами рисунка остаётся белое пространство, что придаёт ему своеобразную лёгкость и воздушность. Для этого региона характерно наличие большого количества мелких деталей, вышитых чёрными, красными, жёлтыми, зелёными и синими нитками.





Днепропетровская (ныне Днепровская) область
Манжеты рукавов рубашек и вырез горловины вышивали цветными нитками и чёрным плисом. В мужских вышитых рубашках преобладали красный и чёрный цвета, однако вышивали и множеством других - синим, зелёным, жёлтым. Вышивали обычно геометрические узоры, а также растительные в геометрическом стиле. Исследователи, которые занимались изучением вышивок Днепропетровского края, говорили: "Такое разнообразие ромбов, крестов, косых крестов, звёзд, треугольников, квадратов, их соединения и вписывание одних элементов в другие, сложно себе представить".





Закарпатская область
Закарпатская вышивка отличается густотой и разнообразием цветов - традиционными здесь были не менее десяти цветов. Едва ли не каждое село имело свою любимую гамму - от чёрно-фиолетовой и вишнёвой до зелёно-голубой. Основные фигуры вышивки - это ромбы и зигзаги. Растительные мотивы начали распространяться в Закарпатье только в ХХ веке. В целом, рубашки этого региона встречаются очень разные - как вышитые белыми нитками, так и многоцветные.






По материалам книги О.О.Гасюка, М.Г.Степана "Художественное вышивание", Киев, изд. "Вища школа", 1989

Доктор Сайлас, сообщество «Украина»

Опрос

И вдогонку к первому посту - небольшой опрос!

 

Напишите пожалуйста в комментариях одним словом первые пять ассоциаций, которые возникают в голове, когда вы слышите об Украине. Итого получится пять слов. Вам не сложно - мне интересно. Спасибо. :)

Доктор Сайлас, сообщество «Украина»

* * *

Я давно вынашивал мысль запилить сообщество о своей родной стране - Украине. К сожалению, моя страна стала широко известна в мире только после событий весны 2014-го года. И к ещё большему моему сожалению, даже жители соседней России очень мало что знают об Украине. Наиболее устойчивыми ассоциациями в массовом сознании являются следующие:

- Бандера;

- Крым;

- вопрос русского языка и отношения к русским;

- Шевченко;

- гопак;

- Майдан.

 

К сожалению, в сознании среднестатистического россиянина Украина является враждебным государством, лишённым какой-бы то ни было самостоятельной (то есть в отрыве от России) культуры и истории. Это мнение порождается ещё и проевропейской ориентированностью современной Украины - в последние годы в моей стране выходит множество этнографических, исторических и искусствоведческих материалов, но все они либо не переводятся на другие языки, либо дублируются только по-английски, что порождает своеобразный информационный ваккуум в рунете. Я хотел бы рассказывать в этом сообществе о той Украине, которую знаю я. О героических казацких походах, о голубом небе над пшеничной нивой, об украинских композиторах, поэтах и художниках - Екатерине Билокур, Николае Леонтовиче, Соломие Крушельницкой, Николае Лысенко и многих других. О самобытных украинских обрядах и традициях, о народных песнях и о великих трагедиях, память о которых до сих пор живёт в народе - Голодомор, Круты, Бабий Яр, Расстрелянное Возрождение...

 

Так как у меня попросту не хватает времени для самостоятельного исследования многих вопросов, я буду использовать материалы из интернета и переводить их на русский язык, публикуя с указанием первоисточников. Надеюсь, что мой скромный вклад в популяризацию украинской культуры в российском сознании принесёт свои плоды, и что вы, дорогие читатели, полюбите Украину так же, как люблю её я.

 

Доктор Сайлас, блог «Писательское»

* * *

Полковник Вайсбах сидел над донесениями из штабов, и не сразу отреагировал, когда в его кабинет зашёл адъютант и отрапортовал:
- Герр оберст, какая-то женщина утверждает, что хочет видеть вас.
- Что за женщина? - отстранённо буркнул полковник, водя пером авторучки по строкам машинописного текста.
- Русская, герр оберст. Она...
- Ну так отведите её туда, где ей будет самое место. А у нас здесь не гестапо, а штаб полка! - заорал Вайсбах, ударив кулаком по столу так, что массивное пресс-папье подпрыгнуло на столешнице.
- Она утверждает, что знает вас, герр оберст, - скучающим голосом доложил офицер. Он уже привык к холерическому характеру своего начальника - и в разгар работы входить в кабинет полковника разрешалось только ему. Хотя старый полковник, служивший ещё в армии кайзера, был человеком грубым и вспыльчивым, однако с подчинёнными был справедлив, и все знали, что слово полковника - твёрже кремня. Вся полковничья фигура выдавала основательность его характера - багровая бычья шея, плавно переходящая в широченные плечи борца, ноги, толстые, как колонны рейхсканцелярии, ладони, как лопаты, и крупный
мясистый нос. Гельмут Вайсбах никогда не был красавцем и донжуаном - об этом ему говорили ещё его родители. Однако женщин он брал исключительно напором, а они с радостью ему подчинялись. Впрочем, не все...

- Какое мне дело до какой-то русской... - бранное слово уже готово было прозвучать, как вдруг, бесшумно ступая по доскам пола, в дверь вошла та самая женщина, читать дальше и с мягкой укоризной во взгляде уставилась на Вайсбаха. Она была далеко не молода - в уголках глаз и на лбу уже были заметны морщины, кожа была грубой и обветреной, как у типичной русской крестьянки, а в волосах сверкали седые пряди. Одета женщина была в простое светлое платье из грубого полотна, однако же, кокетливо перехваченное в талии тонким ремешком.

При виде незваной гостьи ноги полковника стали ватными, язык отнялся. Он переводил дикий взгляд с пришелицы на своего адъютанта, а затем швырнул в лейтенанта авторучкой, которая, пролетев над его плечом, ударилась о стену, разбилась и оставила на штукатурке уродливое тёмное пятно, похожее на раздавленного многоногого паука. Лейтенант невозмутимо щёлкнул каблуками и вышел, закрыв за собой дверь, внутренне дивясь, что же в этой крестьянке так впечатлило старого солдафона.

В это время за закрытой дверью полковник рухнул обратно на стул и прикрыл глаза, надеясь избавиться от наваждения. Но закрытые глаза не спасли его, когда призрак заговорил приятным грудным голосом:
- Вы даже не предложите даме сесть, господин полковник? Или немецкие офицеры забыли, как следует обращаться с женщинами?

Чёрт. Чёрт, чёрт, чёрт. Scheiße. Да, это был её голос. Столько лет прошло...

***

Париж, 1912 год

- Да брось ты, Гельмут. Пойдём отдохнём - выпьем вина, найдём себе девушек, развлечёмся. Это же Париж, дружище! - щуплый лейтенантик уговаривал своего массивного товарища составить ему компанию, увиваясь вокруг него как пёс около кормушки. Гельмут, тогда ещё выпускник кайзеровского офицерского училища, был выходцем из богатой фамилии, у него всегда водились деньги, в отличии от многих его сослуживцев. Душа у молодого лейтенанта Вайсбаха была широкой, щедрой - он не сорил бездумно деньгами, как многие молодые люди его возраста, но всегда рад был угостить друзей и сослуживцев хорошим вином или ресторанным ужином. Ранее всех прочих такую щедрость приметил и оценил его однокурсник по училищу, лейтенант Лернер. Происходил этот увёртливый человечек откуда-то из южной части Германской империи, но откуда именно, он никогда не
уточнял. Неизвестно, что именно побудило Лернера отправиться в офицерскую школу, но он был он большим всяческих наслаждений, а себя гордо именовал гедонистом и сравнивал с Аристиппом. К чести этого персонажа следует отметить, что, в общем, это был довольно мудрый человек, потому что он умел извлекать удовольствие из всего, даже из самых ничтожных вещей. И теперь, когда они, сдав последние экзамены и став настоящими германскими офицерами, приехали в Париж, именно Лернер так рьяно уговаривал мрачно нахмурившегося Вайсбаха пойти развеяться.

Гельмут не слишком горел желанием вести светский образ жизни - он прекрасно понимал, что не с его лицом блистать в ресторанах и на званых вечерах. Он бы с большим удовольствием остался в казарме, почитал бы интересную книгу - тем более, пару дней
назад, когда он рано утром выходил прогуляться, некий старичок предложил ему купить трёхтомник "Опытов" де Монтеня, и Вайсбах, много слышавший об этой работе французского гуманиста, с радостью заплатил запрошенную сумму. Теперь книги лежали в его прикроватной тумбочке в номере отеля, и Гельмуту не терпелось приступить к чтению. Вместе с тем, он прекрасно понимал, что в таком случае зудение Лернера придётся слушать весь вечер и почитать нормально не получится, и сдался:
- Чёрт с тобой, собирайся. Пойдём.

Они вышли на улицу, одетые в новые, с иголочки, офицерские мундиры, и зашагали по направлению к Монмартру. Должно быть, они странно смотрелись со стороны - худой, как угорь, и такой же вертлявый Лернер, рядом с громадным Вайсбахом, у которого каждый кулак был размером с ядро для десятисантиметрового орудия, и такого же веса. Так они прошли по укрытым брусчаткой парижским улицам, постепенно погружавшимся в лиловые сумерки, туда, где гремела музыка и звенел трамвайный вагон. Там была богемная жизнь, там кружились в танце удивительные оборванцы - начинающие поэты, художники и писатели сидели рядом с проститутками (обычно это были неудавшиеся актрисы, амбициозные девчонки из глубинки), монархистами-революционерами и наркоманами. Все эти люди громко спорили между собой, ругались, иногда дрались, читали стихи собственного сочинения, встав одной ногой на стол, пили абсент, сплетничали, рассказывали скабрезные анекдоты и хохотали над ними, обнимали проституток - словом, достойно провожали ещё один прожитый день. Всю жизнь родители и начальство учили Вайсбаха, что подобные злачные места - не самое подходящее место для офицера армии Германской империи. Но в этот вечер он не просто поддался на мольбы Лернера - нет, что-то неумолимо и сильно влекло его в кабак.

Когда два немецких офицера вошли в ярко освещённое кафе, завсегдатаи этого заведения едва удостоили их взглядами. В те напряжённые годы богемные Монмартр и Монпарнас притягивали много разных и странных людей, но у коренных обитателей этих
кварталов стояло за правило ничему не удивляться. Кто бы не появился на парижских улицах, его ждал неизменно благосклонный приём.

Лернер сразу же куда-то убежал - видимо, к девочкам, а Вайсбах сел на высокий барный стул у стойки. К нему тут же подбежал бармен:
- Мсье офицер желает выпить?
Гельмут, никогда раньше не бравший в рот алкоголя, несколько замешкался с ответом. Его смущение заметил бармен, который понимающе улыбнулся и взял с полки голубоватую бутылку.
- Пусть мсье попробует вот это. Новинка, недавно доставленная из Англии. Я думаю, мсье понравится.

С этими словами он быстро насыпал в бокал льда, налил немного прозрачной жидкости из бутылки, затем из сифона добавил содовой шипучки и украсил бокал кружком лимона. Руки бармена мелькали так быстро, что Вайсбах толком не успел рассмотреть, что он делает, и растерянно уставился на уже подвинутый к нему бокал. Затем осторожно взял его и понюхал. От напитка приятно пахло можжевельником, а пузырьки содовой, лопаясь, обдавали лицо прохладой. Готовый к худшему, Гельмут отхлебнул из бокала и подержал напиток во рту. Освежающий, чуть вяжет скулы, сильный можжевеловый вкус - в целом, ничего неприятного. И Гельмут допил бокал до дна. Бармен хитро подмигнул ему и налил ещё одну порцию...

Спустя какое-то время и ещё несколько бокалов джина, Гельмут Вайсбах замутнённым взглядом озирал зал в поисках исчезнувшего сослуживца. В ушах стоял звон, изображение в глазах слегка плыло и двоилось. Вдруг всё поле его зрения заняло чьё-то лицо. Это была хорошенькая молодая женщина, чьи тёмные волосы были коротко подстрижены, слегка завиты на концах и уложены в каре, а карие с зеленоватым отсветом глаза смеялись, глядя на него. У Вайсбаха промелькнула какая-то мысль, но он не успел её обдумать, однако его натренированное тело действовало самостоятельно. Спрыгнув с барного стула (вот здесь и выяснилось всё коварство проклятого английского пойла, смешанного с содовой водой), он неуверенными шагами направился к столику, за которым сидела эта девушка. Он по-прежнему видел в её глазах насмешку над собой - а он привык, что женщины либо пугаются его, либо покорно опускают глаза, сдаваясь на его мужскую милость. Эта же девчонка словно бросала ему вызов, и такую наглость вспыльчивый молодой офицер терпеть был не намерен.

...Восстанавливая потом по памяти события того вечера, Вайсбах никак не мог вспомнить, что же он сказал или сделал, а сама Эля во время их последующих встреч отказывалась об этом говорить. Помнил только то, как девушка вскочила на ноги и отвесила
ему такую пощёчину, что он изумлённо отступил на пару шагов назад. Женщина впервые дала ему отпор, и это настолько шокировало Вайсбаха, что он внезапно присмирел. Публика одобрительно загудела и начала живо переговариваться, ожидая дальнейшего развития событий - видимо, они сочли девушку неверной женой, а немецкого офицера приняли за ревнивого мужа или любовника. Но тут, как чёртик из табакерки, вынырнул лейтенант Лернер, и увёл своего товарища от греха подальше в отель. Проспавшись, Гельмут впал в раскаяние от своего поведения, недостойного немецкого офицера. Впрочем, здесь было кое-что ещё - он никак не мог забыть смелого взгляда её карих глаз, которые так вызывающе уставились в его глаза. Но в этом вызове не было той развратности, которая бывает во взгляде шлюхи. Скорее, в её взгляде была свобода. И смелость, и ширина мышления. И в то
же время - невинность.

Потом они случайно столкнулись ещё раз - на мосту через Сену, когда Гельмут поругался с Лернером и пошёл бродить по ночному городу. Она стояла на мосту, опёршись на перила, глядя на бегущую мрачную воду, и о чём-то размышляла. Услышав звук его сапог
на каменной набережной, девушка подняла взгляд и, видимо, узнала его, потому что улыбнулась. Но в этот раз Вайсбах не был пьян и смог объясниться. Наверное, со стороны это выглядело странно - двое совершенно незнакомых друг другу людей разговаривают посреди ночного Парижа на языке, который не был родным ни ему, ни ей. Девушка представилась Элиной, но потом попросила называть её Элей - для краткости, и чтобы новому знакомому было легче произносить. Она была русской, родом из
Петрограда, из зажиточной дворянской семьи, а в Париж приехала с родителями на отдых. Иногда, ссылаясь на головную боль, она оставалась дома, и, дождавшись когда её родители укатят на очередной бал или званый вечер, выскальзывала из-под надзора горничной и убегала гулять по городу, всегда возвращаясь до того, как домой приходили папенька с маменькой. Эля была начитанной девушкой, одинаково хорошо разбиралась в музыке, литературе и живописи. Гельмут со своим закостенелым офицерским умом, из которого, однако, даже казарменная муштра не смогла выбить природной любознательности, подчас был шокирован её смелыми, но не лишёнными логики суждениями. Этот дюжий немецкий офицер, вопреки своей внешности оголтелого и тупого служаки, жадно тянулся к прекрасному, и Эля могла удовлетворить эту его жажду. Так они и подружились...

***

- Ты... как ты здесь... что ты здесь делаешь? - с почти детским отчаянием спрашивал Гельмут, стоя перед ней на коленях и держа её руки в своих. - Как ты жила все эти годы?

Эля грустно улыбнулась, а затем тихо поведала свою историю с момента их расставания. Когда они вернулись в Петроград, её отца прямо у вагона арестовали жандармы - как она потом узнала, он был членом тайной революционной ячейки. Они с мамой быстро потеряли вес в обществе - лишь немногие их поддержали, но двери большинства родовитых домов оказались навечно закрытыми для них. Постепенно мама и дочь продавали все свои драгоценности, пускали в ход все сбережения - особенно туго им пришлось, когда началась война с Германией. Перед матерью и дочкой уже замаячил призрак голодной смерти - и неизвестно, как бы им в дальнейшем пришлось зарабатывать себе пропитание, если бы не грянула Февральская революция. На улицах Петрограда трещали винтовочные и пулемётные выстрелы, слышались чьи-то крики и топот ног, а затем поздним вечером над городом
раскатился грохот орудийного выстрела, после которого сразу загремели выстрелы других орудий - потише, но чаще. А утром их с матерью нашёл отец - революционные матросы освободили политических заключённых из Петропавловской крепости. Так и началась для них новая жизнь в новом свободном государстве.

Старый полковник слушал её речь, потрясённо покачивая крупной седеющей головой. Он не решался прерывать тихий монолог Эли, будто боясь спугнуть чувство, вновь проснувшееся в его душе. Полковник начисто забыл обо всём, что происходило извне: о
войне, о гибнущих людях, о бушующем пламени пожаров, и о том, что где-то в паре километров отсюда сражались и гибли его солдаты. Когда женщина закончила, Гельмут ещё долго молчал, глядя в пространство и держа её руки в своих. Из оцепенения его вывел вопрос:

- Ну а ты? Как ты жил все эти годы? - карие глаза пытливо уставились в серые, выражая невысказанный вслух вопрос.
- Знаешь, я ведь так и не женился, - вдруг сказал он. - Твоё пророчество не сбылось. Помнишь, тогда, на каком-то из парижских мостов ты сказала... А я служил, воевал, был примерным офицером, отличился во Франции, командовал ротой, был ранен и награждён. Ничего особенного, рутинная солдатская жизнь.

Гельмут смолк. В его душе теснилось что-то невысказанное, но он никогда не умел складно излагать свои мысли. Солдатская закалка и горнило Великой войны воспитали в нём немногословность и суровость. Теперь ему было мучительно стыдно за своё
косноязычие и топорные слова, которые можно было принять за грубость или нежелание разговаривать. Он испуганно поднял глаза на Элю, как нашкодивший ребёнок смотрит на мать, но в ответном взгляде была лишь капля тихой усталости, ласка и безграничная
нежность. Её взгляд согрел его усталую душу. Совершенно не заботясь о том, что могут подумать подчинённые, случайно вошедшие в комнату, Вайсбах положил голову ей на колени и закрыл глаза.

- Бедный мой офицер, - тихо молвила Эля, перебирая его коротко стриженые седые волосы. - Как же ты искалечен. Как же ты несчастен. 

А затем она запела. Гельмуту никогда раньше не приходилось слышать её пение. Голос Эли напомнил Вайсбаху голос его давно умершей мамы, затрагивая в душе такие струны, о существовании которых полковник даже не подозревал. От нахлынувших воспоминаний и давно забытых милых образов глаза старого полковника увлажнились. Он сидел на полу, бесшумно и бездвижно, чтобы не спугнуть это чарующее наваждение, пока его душа рвалась на привязи.

Не удивляясь ничему,
Я доверяюсь вам беспечно.
Известно Богу одному,
Насколько эта встреча вечна.
Подвластно памяти одной
Несостоявшееся чудо.
Какой звездой, какой страной
Ведомы мы по кромке круга?
И что протягивать ладонь,
Когда, я знаю, все исчезнет,
Как исчезает вдруг огонь,
Нас оставляя ( в темной бездне).
Но в сотый раз забыв испуг,
Я оборачиваюсь сразу
На тихий оклик чьих-то губ,
Не проронивших звук ни разу.
Ах, этот круг с обрывом (вниз), -
Что стоит в сторону качнуться?
Но, как лунатик, на карниз
Шагаю, не боясь проснуться,
Не удивляясь ничему,
Я доверяюсь вам беспечно -
Известно Богу одному,
Насколько это встреча вечна.

(с) Елена Фролова
 
Когда женщина допела, полковник вдруг поднял голову с её колен и моляще проговорил:
- Поехали со мной в Германию. Когда всё закончится... поедешь?
Он с трепетом ждал ответа, но Эля лишь покачала головой и печально улыбнулась одними губами.
- Не проси от меня невозможного, милый Гельмут. Я у себя дома. Я не смогу жить в чужой земле, хотя бы и с тобой.
- Но ведь ты же любишь Германию, - напомнил ей полковник с укором. - Помнишь, ты рассказывала, как приезжала в Берлин, как тебя впечатляли музеи, архитектура...
- Люблю, - не стала отрицать женщина. - Но ещё больше я люблю Россию. Пойми меня, милый, я не смогу жить в золотой клетке. Здесь мой народ, моя земля. Не заставляй меня выбирать между моей душой и моим телом. Я не смогу так, пойми. Пойми и прости.

Полковник хотел добавить ещё что-то, и уже раскрыл рот, как на его губы легла женская рука, пахнущая землёй и каким-то знакомым безымянным парижским ароматом.
- Не будем пока об этом, радость моя. У нас мало времени - солнце склоняется и мне скоро пора идти. Давай просто говорить, как встарь, и ни о чём не думать.

***

Утром Эля тихонько поцеловала спящего полковника в лоб и торопливо сбежала по лестнице вниз, выйдя из штаба. Занималась заря, вокруг было тихо, и только сонно квохтала курица где-то на заднем дворе. А полковник спал спокойно - впервые за много месяцев. И впервые за много месяцев ему ничего не снилось.

Доктор Сайлас, блог «Писательское»

* * *

Лемберг, декабрь 1941 года

Фридрих шёл по заснеженным улицам Лемберга. В ответ на вопросы любопытных сослуживцев о цели его похода, он лишь отмахивался и отшучивался, так что все в конце-концов решили, что он пошёл в бордель, коих много было в подвалах этого старинного города, чья архитектура напоминала Хезеру его родной Зульцбург. Жандармы частенько наведывались в подпольные кабаре и бордели - пропустить стаканчик-другой, и хотя служебные инструкции строго-настрого предписывали им арестовывать всех посетителей, а сами заведения закрывать, никто в действительности не обращал внимания на приказы, спущенные сверху. В таких забегаловках можно было встретить кого угодно - зажиточных евреев, которым деньги ещё пока позволяли избежать отправления в концлагерь, военнослужащих вермахта и СС, легкодоступных женщин (а в некоторых случаях - и мужчин), немногочисленных украинских националистов и полицаев из числа так называемых «мельниковцев», марвихеров - карманных воришек, и многих других. Такие злачные места идеально служили той цели, которую преследовал Фридрих - остаться наедине со своими мыслями, подальше от начальства и назойливых сослуживцев. Так он шёл некоторое время, бесцельно петляя по узким улицам, иногда подскальзываясь на обледенелых камнях брусчатки, пока наконец не услышал из подвального окошка дома в переулке заунывный плач скрипки. Тогда Фридрих круто свернул, спустился по каменным ступенькам и толкнул дубовую окованную железом дверь.

читать дальше
Внутри было сумрачно. Густой табачный дым от самокруток и сигарет подороже,которые курили представители местной богемы, смешивался, и сизо-белыми космами плавал под потолком, сгущая полутьму и напоминая чьи-то неупокоенные души. На сцене у дальней стены в микрофон причитала черноволосая певичка, туго затянутая в ярко-алый корсет. Её ноги в рваных сетчатых чулках почти не скрывала длинная плиссированная юбка с разрезом. Девушка кружилась на месте, раскручивая юбку вокруг бёдер, поводила обнажёнными плечами, притоптывала каблучками шнурованных туфелек и всё выводила что-то на идише своим низковатым голосом. Ей аккомпанировали четверо музыкантов-евреев - в засаленных сюртуках и шляпах, в стоптанных, когда-то лакированных туфлях, они мучили свои инструменты, а на лицах у них была запечатлена вся тысячелетняя скорбь еврейского народа.

Когда в это импровизированное кабаре зашёл Фридрих, все замерли и обернулись в сторону двери. Сбилась и замолчала певица, на высокой ноте оборвалась музыка, в дальнем углу поднялись на ноги трое хмурых мужчин в чёрных пиджаках с белыми нарукавными повязками "Polizei", но рассмотрев нового посетителя, сели на места и вновь продолжили шёпотом беседовать о чём-то, склонившись голова к голове. Увидев, что в помещение зашёл солдат вермахта, к Фридриху подскочил сам хозяин - толстый пейсатый еврей с лоснящимися щеками и глубоко посаженными маленькими глазками. Глазки эти цепко оглядели форму Хезера, отметили обер-ефрейторскую нашивку на рукаве кителя, а толстые губы расплылись в слащавой, хотя и явно натянутой улыбке. Опытный хозяин сразу определил платёжеспособность Фридриха - из такого много не вытянешь.

- Что желает герр офицер? Перекусить? Выпить? Девочку? Или, - тут хозяин понизил голос до шёпота, - Или мальчика?
- Выпить. Водки. Русской. - Фридрих не обратил внимания на предложение толстого хозяина и на то, как похабно замаслились при этом его глаза. Лицо старого еврея разочарованно вытянулось, но он всё же щёлкнул пальцами, подзывая к себе оборванного мальчишку-официанта. Спустя пару мгновений на столике перед Фридрихом стояла запотевшая бутылка водки и сомнительной чистоты стопка. Не обращая внимания на подобные мелочи, он налил первую рюмку и опрокинул её в горло, поморщившись от отвратительного сивушного запаха, шибанувшего ему в нос. Ему нравилась царившая здесь атмосфера - по крайней мере, он смог сосредоточиться на том, что так давно снедало его изнутри. Ансамбль на сцене продолжал выдавать песню за песней, но на них никто не обращал внимания. Хезер бросил мимолётный взгляд на певицу - ничего особенного, типичная еврейка. Чёрные курчавые волосы, слегка смугловатая кожа, заострённый подбородок. Фридрих налил себе вторую рюмку, но не успел он выпить, как дверь снова распахнулась, и вместе с порывом ледяного ветра с улицы, в кабаре ввалились несколько мужчин в чёрных плащах и фуражках. Вокруг них сразу засуетились, забегали хозяин с хозяйкой, кланяясь им чуть ли не в ноги - их реакция едва ли была искреннее, чем несколько минут назад, но старая еврейская пара всем своим видом выказывала живейшее желание услужить. Вошедшие мужчины явно были навеселе - один из них, у которого под распахнувшейся шинелью обнаружились в петлицах дубовые веточки штандартенфюрера СС, вообще едва держался на ногах и сразу же рухнул на стул у входа.

- Эй, хозяин, - икнув, весело заорал штандартенфюрер. - Всем твоего лучшего коньяку за мой счёт!
А затем, поморщившись, снова рявкнул:
- И к чёртовой матери это дерьмо, давайте что-то повеселее!
Музыканты мигом перестроились и заиграли быструю мелодию, а на сцену, откуда не возьмись, запрыгнул мужчина в соломенной шляпке и светлом пиджаке, протёртом на рукавах, начал подпевать, кривляясь и форсируя голос.

Фридрих недовольно поморщился - ему так и не дали сконцентрироваться. Он даже не заметил, как осушил одну за другой несколько рюмок коньяку, поставленного расщедрившимся эсэсовцем, и совершенно опьянел. В его глазах всё поплыло, одна цветастая картина сменяла другую, звон в ушах смешивался с уже совершеннейшей какофонией, которую выдавали, похоже, окончательно сбрендившие музыканты, а мужчина на сцене подпрыгивал всё выше, кривлялся всё отвратительнее, и нёс уже какую-то совершенную околесицу под дружный гогот присутствующих и истерическое хрипение гармоники.

В этой всей вакханалии Фридрих и не заметил, как певица куда-то исчезла со сцены. Опомнился он только тогда, как чьё-то гибкое и тёплое тело уселось ему на колени, закинув ногу на ногу, а щека ощутила прикосновение губ. Скосив глаза, он встретился с ответным взглядом карих глаз, в глубине которых сверкал какой-то огонёк развязности и весёлого безумия. Да, это была она - та самая певичка, что ещё пару минут назад так не понравилась Хезеру. При ближайшем рассмотрении она оказалась довольно-таки красивой - густые чёрные кудри спадали на лоб и глаза, кожа блестела, покрытая бисеринками пота, а стянутый корсетом бюст высоко вздымался, пока девушка переводила дыхание. Она снова заглянула Фридриху в глаза и на вполне сносном немецком языке скороговоркой прошептала ему на ухо:

- Спаси меня от того жирного эсэсовца... Ты ведь можешь, правда?.. Пожалуйста, помоги мне...
Фридрих пошевелил одеревеневшей шеей и уставился на давнишнего штандартенфюрера, который, похоже, достиг той стадии опьянения, когда уже море по колено. Его соловые глаза шарили по залу в поисках чего-то - и наконец нашли, когда он увидел девушку на руках у солдата. Тут певица быстро спрыгнула с его колен и увлекла за собой куда-то во тьму. Хезер совершенно не понимал, куда она его тащит - он поминутно ударялся головой и локтями о некие препятствия, а однажды пребольно ссадил колено, споткнувшись о невидимую ступеньку. Девушка же, ловко и бесшумно, как ящерица, скользила куда-то тёмными коридорами, таща за собой на буксире совершенно не упирающегося и уже почти протрезвевшего Фридриха. Наконец она остановилась, во тьме чиркнула спичка и вспыхнувшая лампа осветила её лицо с расширенными от страха глазами.

При свете чадившей керосинки юноша наконец смог оглядеться, куда он попал. Видимо, это была спальня и одновременно гримёрка - в углу стояла простая железная кровать и грубо сколоченный прикроватный столик. Единственным предметом роскоши в комнате, было громадное, высотой до потолка, трюмо, чья полка была сплошь заставлена баночками с всевозможными мазями, помадами и притирками.

Пока Фридрих озирался, девушка накинула крючок на дверь и, глубоко вздохнув, упёрлась в неё спиной, словно не доверяя хлипкому запору. Потом, взяв себя в руки, села на кровать и взглянула на молодого человека.

- Меня зовут Соня, - представилась она. - Я племянница дяди Хаима. Ты его видел, это хозяин этого заведения, который тебя встречал. А ты кто? Ты - немец, правда?
- Я... Да, я - немец, - выдавил из себя растерянный юноша. Затем взял себя в руки и молодцевато щёлкнул каблуками. - Фридрих Хезер к вашим услугам.

Почему-то от этого девушка залилась смехом и закрыла лицо руками. Она смеялась так, что даже откинулась на подушки, и никак не могла успокоиться. Покраснел и Фридрих, сообразив, как со стороны выглядела эта сцена - немецкий солдат, расшаркивающийся перед какой-то еврейской девчонкой, да ещё и называющий её на "вы".

Отсмеявшись, Соня вмиг стала серьёзной. - Повеселились - и хватит, - заключила она. - Здесь я в безопасности. А тебе надо подумать о том, как ты будешь уходить, и что ты скажешь у себя.
- Что вообще произошло? - довольно резко спросил Фридрих - у него начиналось похмелье, и в голове поселилась боль, которая с каждой минутой становилась всё сильнее.
- Я прикинулась, что соблазняю тебя. Иначе дядя Хаим подложил бы меня под того толстого борова в чёрном. - девушка так пожала плечиками, как будто это было само собой разумеющимся. - Ты просто не знаешь моего дядю. Он за лишний пфенниг готов родную маму продать, что уж обо мне говорить. Тем более, теперь, когда вы всех наших из гетто собираетесь отправить в концлагеря.
- А ты разве не... - прежде, чем он успел договорить, лицо Хезера обожгла сильная пощёчина, а сама девушка оказалась в непосредственной близости от него, приставив к его горлу крошечный, но остро заточенный кинжал. В глазах Сони читалась ненависть и смертельная обида - в ярости она напоминала фурию.
- Ты, грязная немецкая свинья, - прошипела девушка. - Зачем вы явились к нам домой, сволочи?! Кто вас сюда звал? Не сиделось тебе в своей Германии, под боком у твоей жирной белобрысой Schickse?

Последнее слово она буквально выплюнула ему в лицо. Этого было достаточно для того, чтобы Фридрих сильным ударом в живот заставил её скрючиться, а затем выбил из ослабевшей руки ставший бесполезным кинжал.

- Halt die Fotze, Schlampe! - ещё один удар отбросил Соню к кровати. Девушка пронзительно закричала, но он навалился на неё всем телом, одной рукой зажимая ей рот, а другой - расстёгивая форменный ремень. В голове у Хезера всё помутилось: колоссальное напряжение прошедших боёв, недавнее ранение, страх смерти, тоска по дому, выпитый алкоголь и чудовищная головная боль - всё разом навалилось на него и оглушило. Он наконец справился с застёжкой ремня, выдернул его из брючных петель и принялся охаживать отчаянно извивающуюся под ним девушку, совершенно не щадя её. На резко побледневшей коже Сони выступила кровь - стальная пряжка с клеймом "С нами Бог" била по ногам, голове, обнажённым плечам... Фридрих превратился в обезумевшее от запаха крови животное, и когда несчастная певица потеряла сознание, он встал, отбросил ремень в сторону и потушил керосинку...

***

Фридрих Хезер проснулся от того, что ему приснился громкий стук в дверь. Он открыл глаза и простонал - в глаза ударил поток яркого света, а в голову - чудовищная боль. Вдобавок его тошнило так, что казалось, будто сейчас его вырвет собственными внутренностями. Во рту стоял привкус спирта и желчи. Сделав усилие над собой, Фридрих снова открыл глаза и оглядел комнату. В дальнем углу валяется его форменный ремень, китель почему-то надет только на левое плечо, на полу в солнечных лучах сверкает какая-то короткая полоска стали, а рядом с ним лежит, раскинув ноги и уткнув лицо в подушку, какая-то незнакомая черноволосая девушка в растерзанной одежде и с кровоподтёками на коже. Да что же такое случилось?

Громкий стук в дверь повторился. Значил, это был не сон. Но прежде, чем Фридрих успел окончательно собраться и встать с кровати, дверь с громким треском слетела с петель, а в проём вошли офицер и трое солдат с винтовками и горжетами полевой жандармерии на груди. Из-за их плеч выглядывало обеспокоенное толстое лицо хозяина. Увидев свою племянницу, он взвыл и бросился к ней, но один из жандармов достаточно бесцеремонно вытолкал его за дверь, а двое других грубо подняли Фридриха за руки с постели и под конвоем вывели на улицу. Офицер вместе с хозяином кабаре и ещё одним жандармом остались в комнате.

Когда Фридриха вывели из помещения, он сразу же замёрз - без шинели и кепи, в едва наброшенном кителе и криво застёгнутых брюках, ремень от которых так и остался валяться в злосчастной комнатушке, его сразу же обдуло ледяным ветром. Однако же этот ветер выдул из головы остатки похмелья и заставил вспомнить Хезера все происшествия вчерашнего вечера - певицу кабаре Соню, племянницу толстого Хаима, визит пьяного штандартенфюрера со свитой, бессвязные мольбы Сони о спасении, дрожащий клинок кинжала у его горла, потом пронзительный женский крик - и темнота...

Доктор Сайлас, блог «Писательское»

* * *

Гремели бравурные песни, развевались по ветру волосы - тёмные, светлые, рыжие; блестели глаза, ноги топали по усталой земле. По обочине с утробным рычанием ехали танки, приминая гусеницами пожухлую траву, угрожающе покачивая орудиями и обдавая идущих облаками выхлопа, а в небе низко, едва ли не чиркая брюхом верхушки деревьев, проносились "мессершмиты", и где-то за облаками назойливыми шмелями гудело звено бомбардировщиков. Вермахт шёл по Украине. Шёл, и не встречал сопротивления. Все боеспособные части Красной армии отступили за Днепр и укрепились на его берегах, чтобы ещё хоть на пару дней удержать тевтонскую военную машину, и не дать немцам добраться до Москвы прежде, чем наступит зима.

читать дальше
Тогда война представлялась Фридриху совсем иначе - такой, как её изображали в средневековых песнях и балладах. Он вспоминал найденную дома на чердаке цветную открытку, изображавшую длиннобородого старика в золотой мантии, во главе белодоспешного войска с цветными плюмажами, со щитами и копьями. Надпись на обратной стороне открытки гласила, что это картина Юлиуса фон Шнорра, а длиннобородый старик - сам Карл Великий. Героический поход против варваров, красивые марши в без боя взятых городах, грохот оркестровой меди, мужественные лица сослуживцев, благородные офицеры в кокетливо расстёгнутых перчатках, мирное население, забрасывающее их цветами, девушки, стыдливо подносящие горячие караваи на вышитых полотенцах. Так и никак иначе рисовалась эта война в его воображении, и теперь Фридрих с любопытством щенка глазел вокруг, стараясь не упустить ни единой мелочи, абсолютно всему придавая огромное значение. Он жадно раздувал ноздри, втягивая в себя ароматы земли и воздуха, знакомые и незнакомые одновременно. Глядел на небо - оно оказалось таким же голубым, как и над милым его сердцу Шварцвальдом. С разинутым ртом Фридрих внимал чужой речи - она напоминала то рычание моржа или хрюканье кабана, то пение Лорелеи на утёсах Рейна. Всё ему было в новинку - и не только ему. Такие же мальчишки, как и он, тоже удивлялись и поражались всем вокруг, точно несмышлёные карапузы. Война оказалась лёгким и необременительным занятием.

Когда наступил вечер, сменив блаженной прохладой утомляющую духоту дня, часть Хезера встала в небольшой украинской деревушке. Плетёные из лозы изгороди, аккуратные белёные домики, покрытые сверху соломой, ухоженные огороды - всё это снова потрясло Фридриха. Не было нищеты и разрухи, о которых говорила партия, не было толп голодных и страждущих людей, нетерпеливо ожидающих белокурых освободителей с орлиными взорами - а был спокойный тихий быт счастливых людей. 

В доме, где поселился Фридрих и ещё трое его однополчан, жила семья - пятилетний мальчик, его тринадцатилетняя сестра, их мать - дородная женщина с густыми каштановыми волосами. Ещё в доме жил отец этой женщины и дедушка двоих карапузов - хмурый однорукий дед с длинными усами и изборождённым морщинами лицом. Несмотря на то, что старость и увечье не пощадили его, глаза старика по-прежнему глядели ясно и твёрдо. Пока вся семья вместе с невольными постояльцами ужинала, старик угрюмо переводил взгляд с одного человека на другого, что-то мрачно ворча себе в усы. Когда дочь поднесла ему глубокую миску с варёными картофелинами в масле, он лишь зыркнул на неё исподлобья, а затем, закряхтев, встал и вышел за дверь. Там старик устроился на завалинке, держа в зубах, одной рукой набил трубку с длинным чубуком, и погрузился в свои мысли.

Поужинав, мать с детьми стали убирать со стола, а солдаты - устраиваться на ночлег. С трудом маневрируя в узком пространстве единственной комнаты, служившей одновременно спальней, кухней и столовой, Фридрих нечаянно задел малыша, и тот уронил глиняную тарелку, не удержав её в слабых пальчиках. Его мать гневно взглянула на внезапно сконфузившегося солдата, а затем обрушила град упрёков на ни в чём не повинного ребёнка. Губы мальчика запрыгали, из глаз брызнули слёзы - но мать, увидев его обиженно перекошенное личико, мигом обняла и поцеловала своего ребёнка. Эти люди, подумалось вдруг Фридриху, настолько простые, что даже не замечают нашего присутствия, присутствия четырёх иностранных солдат...

Так наступила ночь. Едва Фридрих заснул, как из пелены сна его вырвала чья-то рука. Открыв глаза, он увидел встревоженное лицо своего командира, унтер-офицера Йоста.
- Скорее, Хезер, партизаны здесь. Объявлена тревога.
Прислушавшись, Фридрих действительно услышал канонаду, отрывистые команды на немецком, и где-то вдалеке - выкрики по-русски. Мигом вскочив и одевшись, он схватил винтовку - и тут его взгляд упал на мать с детьми, испуганно жавшихся в углу. Женщина, точно голубка, прикрывала своих отпрысков руками, а из-за её рукава любопытно поблёскивали глазёнки пятилетнего мальчика. Разумеется, они не могли понять слов, произнесённых на гортанном чужом языке, но и мать, и дети слышали выстрелы, а женщина ещё и понимала, что они могли означать для них всех.

На плечо юноши легла уже знакомая рука унтер-офицера.
- У нас приказ, Фридрих. Приказ о военном судопроизводстве, подписанный командующим Кейтелем и лично фюрером. Делай, что должен. - голос Йоста звучал непривычно жёстко.

Действуя словно по наитию, Хезер автоматически поднял винтовку и стрелял до тех пор, пока в обойме не закончились патроны. Тогда, развернувшись на негнущихся ногах, будто робот, он толкнул скрипнувшую дверь и вышел в ночь. В дальнейшем Фридрих Хезер с трудом вспоминал события той ночи. Запомнилась лишь чья-то жилистая рука (опять рука!), ткнувшаяся ему в лицо и обдавшая нос табачным запахом, длинные усы и сверкнувшее во вспышке выстрела лезвие...

***

Когда санитарный грузовик, подпрыгивая на невидимых в темноте ухабах, мчал Фридриха в тыл, его часть уходила из пылающего села. Багровые всполохи пожара резко очерчивали вдруг помрачневшие лица солдат, и чёрные силуэты их протянулись по земле далеко перед ними, туда, где на горизонте розовела едва заметная полоска. Занимался рассвет.



Доктор Сайлас, блог «Писательское»

Вторжение

Стоял безветренный июльский день. Солнце с небес жарило так, что вокруг всё словно притихло, оглушённое жарой, не было слышно ни малейшего звука. Замерли, бессильно опустив запорошенные пылью листья, деревья по левой стороне грунтовой дороги, справа бесконечное пшеничное поле сияло ослепительным золотом. Налитые колосья грузно клонились к земле, но, вопреки обыкновению, в поле не было слышно гудения комбайнов и грузовиков, не перекликались между собой весело люди. Не раздавалось в хлебах резкое, отрывистое "подь-полоть" перепелов, лишь только стрёкот кузнечиков беспокоил тишину - настолько густую и пушистую, что её, казалось, можно было резать ножом. Но вот к беспрерывной и однообразной песне кузнечика добавился ещё какой-то звук, напоминавший басовитое гудение майского жука. Звук этот доносился издалека, откуда-то из-за горизонта, однако он постепенно приближался, набирая силу, становясь, по мере приближения, всё громче и внушительнее. Спустя ещё пару мгновений на дороге появился огромный клуб пыли, из которого и доносилось гудение. Сначала это напоминало рой разъярённых пчёл, но

постепенно в гудении стала различима музыка, которая становилась всё громче и отчётливее.

 

И вот взгляду наблюдателя открылся подлинный источник производимого шума - окутанные клубами песка, по грунтовке где-то в украинской степи мчались грузовики, выкрашенные серой шаровой краской. В их кузовах сидели люди - загорелые обветренные лица, рукава серо-зелёных гимнастёрок закатаны до локтей, пилотки лихо сдвинуты набекрень, белые зубы сверкают широкими улыбками. Некоторые из них наяривали на губных гармошках, а остальные громко и порой не в лад подпевали. Грузовики тряслись на выбоинах, солдат в кузовах бросало из стороны в сторону, но они лишь начинали ещё громче петь и ещё шире улыбаться. Длинная колонна грузовиков постепенно удалялась, песня затихала, но отголоски весёлого припева ещё долго звенели в неподвижном воздухе...

 


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)